Компактные ВЛ в России

Page 1
background image

Page 2
background image

50

СЕТИ  РОССИИ

— 

Евгений

 

Алексеевич

как

 

можно

 

в

 

целом

 

охарактеризовать

 

целесообразность

 

строительства

 

компактных

 

ВЛ

 

в

 

России

 

с

 

её

 

про

-

сторами

Можно

 

ли

 

считать

 

ком

-

пактные

 

ВЛ

 

идеальным

 

и

 

универ

-

сальным

 

решением

 

для

 

всего

 

ли

-

нейного

 

строительства

 

на

 

ближай

-

шую

 

перспективу

?

— 

Безусловно

строительство

 

ком

-

пактных

 

ВЛ

 — 

это

 

не

 

панацея

авто

-

матически

 

решающая

 

все

 

существу

-

ющие

 

проблемы

 

в

 

линейном

 

хозяй

-

стве

Мало

 

того

техническая

 

воз

-

можность

 

строительства

 

таких

 

ВЛ

 

се

-

годня

 

ограничивается

 

классом

 

на

-

пряжения

 

до

 330 

кВ

В

 

первую

 

оче

-

редь

 

целесообразность

 

строитель

-

ства

 

компактных

 

ВЛ

 

определяет

-

ся

 

стесненными

 

условиями

 

круп

-

ных

 

мегаполисов

курортных

 

зон

ле

-

сов

 

первой

 

группы

 — 

это

 

леса

 

запо

-

ведников

 

с

 

ценными

 

породами

 

де

-

ревьев

национальных

 

парков

го

-

родов

 

и

 

зелёных

 

зон

где

 

по

 

тем

 

или

 

иным

 

причинам

 

необходима

 

про

-

кладка

 

ВЛ

Во

-

вторых

концепция

 

компактных

 

ВЛ

 

позволяет

 

повысить

 

пропускную

 

способность

 

и

 

надёж

-

ность

 

ВЛ

Кроме

 

того

есть

 

и

 

эконо

-

мическая

 

составляющая

в

 

клас

-

се

 

напряжений

 35—330 

кВ

 

строи

-

тельство

 

компактных

 

ВЛ

 

объектив

-

но

 

должно

 

быть

 

дешевле

чем

 

строи

-

тельство

 

ВЛ

 

в

 

традиционных

 

габари

-

тах

Особенно

 

это

 

может

 

проявиться

 

тогда

когда

 

при

 

строительстве

 

ВЛ

 

на

 

земле

 

с

 

высокой

 

стоимостью

 

придёт

-

ся

 

платить

 

за

 

площадь

 

отчуждаемой

 

и

 

охранной

 

территории

— 

За

 

счёт

 

применения

 

каких

 

инновационных

 

разработок

 

в

 

об

-

ласти

 

конструкций

 

элементов

 

ли

-

ний

 

электропередачи

 

можно

 

до

-

стичь

 

снижения

 

габаритов

 

ВЛ

?

— 

Если

 

отвечать

 

коротко

то

 

это

 

новые

 

стойки

новые

 

изоляционные

 

узлы

 

опор

новые

 

решения

 

по

 

мол

-

ниезащите

 

ВЛ

 

на

 

основе

 

линейных

 

ОПН

как

 

с

 

искровыми

 

промежутка

-

ми

так

 

и

 

без

Стойки

 — 

стальные

 

мно

-

Во второй половине 20 века Советский Союз 
устойчиво занимал лидирующие позиции в об-
ласти энергетики. Электростанции, линии элек-
тропередачи и другие энергетические объек-
ты советские энергетики строили в 74 странах! 

Настоящей гордостью СССР была построенная впервые в мире ВЛ 1150 кВ Эки-
бастуз—Кокчетав—Кустанай. К сожалению, после событий 1991 года по многим 
направлениям в энергетике мы утратили лидирующие позиции. Одним из таких 
перспективных направлений, где мы утратили приоритет, является строитель-
ство компактных ВЛ на классы напряжения до 330 
кВ. За рубежом это направление успешно развивается 
уже несколько десятилетий. Насколько актуально се-
годня для нашей страны строительство компактных 
ВЛ, какова готовность к этому отраслевых предприя-
тий — эти и еще ряд других наиболее важных вопросов, 
связанных со строительством в России компактных 
ВЛ, мы задали вице-президенту производственного 
объединения «Форэнерго», в состав которого входят 
такие ведущие российские предприятия арматурно-
изоляторной подотрасли, как ЗАО «МЗВА», ЗАО 
«Инста», ЗАО «ЮМЭК» и другие, к.т.н. Евгению 
ЮДАНОВУ.

Компактные ВЛ в России 

Изолирующие траверсы ЗАО «Инста» готовы к внедрению. 

Необходимо политическое решение руководителей энергетики


Page 3
background image

51

№ 2 (5), март-апрель, 2011

гогранные

Просматривается

 

также

 

возможность

 

применения

 

и

 

новых

 

стоек

 

из

 

композитных

 

материалов

В

 

части

касающейся

 

изоляционных

 

узлов

 

это

 

так

 

называемые

 

изолиру

-

ющие

 

траверсы

Тут

 

пока

 

альтернати

-

вы

 

нет

Кстати

в

 

направлении

 

созда

-

ния

 

изолирующих

 

траверс

 

мы

 

не

 

так

 

давно

 

тоже

 

могли

 

бы

 

быть

как

 

гово

-

рится

, «

впереди

 

планеты

 

всей

». 

В

 

на

-

стоящее

 

время

 

мало

 

кому

 

известно

что

 

активнейшим

 

идеологом

 

внедре

-

ния

 

новых

 

изоляционных

 

конструк

-

ций

 

на

 

базе

 

полимерных

 

изоляторов

 

для

 

компактных

 

ВЛ

начиная

 

со

 

вре

-

мён

 

СССР

было

 

и

 

остается

 

в

 

России

 

«

Специальное

 

конструкторское

 

бюро

 

по

 

изоляторам

 

и

 

арматуре

» (

СКТБ

), 

а

 

первые

 

прообразы

 

изолирующих

 

траверс

 

были

 

разработаны

 

в

 

СССР

 

в

 

первой

 

половине

 80-

х

 

годов

Сегод

-

ня

благодаря

 

работе

 

специалистов

 

СКТБ

 

и

 

ЗАО

  «

Инста

» — 

ведущего

 

оте

-

чественного

 

производителя

 

полимер

-

ных

 

изоляторов

можно

 

с

 

уверенно

-

стью

 

говорить

что

 

это

 

направление

 

компактных

 

ВЛ

 

получает

 

в

 

России

 

второе

 

дыхание

ЗАО

  «

Инста

» 

явля

-

ется

 

первым

 

и

 

единственным

 

на

 

се

-

годня

 

отечественным

 

предприятием

которое

 

серийно

 

выпускает

 

изоли

-

рующие

 

траверсы

 

консольного

 

и

 

ве

-

ерного

 

типа

Однако

 

у

 

нас

 

в

 

стране

 

с

 

применением

 

изолирующих

 

траверс

 

пока

 

строятся

 

только

 

линии

 

на

 

класс

 

напряжения

 10 

кВ

.

— 

А

 

можно

 

более

 

подробно

 

рас

-

сказать

 

об

 

упомянутых

 

Вами

 

изо

-

лирующих

 

траверсах

 

и

 

какие

 

кон

-

кретные

 

преимущества

 

для

 

ВЛ

 

обеспечивает

 

их

 

применение

?

— 

Эффективность

 

применения

 

изолирующих

 

траверс

 

определяется

 

фиксированным

 

положением

 

про

-

водов

  (

фаз

ВЛ

 

относительно

 

стойки

 

опоры

которое

 

обеспечивает

:

• 

увеличение

 

высо

-

ты

 

подвеса

 

про

-

водов

 

на

 

длину

 

гирлянды

 

и

как

 

следствие

увели

-

чение

 

длины

 

га

-

баритного

 

пролё

-

та

 

или

 

уменьше

-

ние

 

высоты

 

стой

-

ки

а

 

это

 

соответ

-

ственно

 — 

сниже

-

ние

 

металлоём

-

кости

 

ВЛ

;

• 

уменьшение

 

вы

-

соты

 

и

 

вылета

 

траверсы

а

 

сле

-

довательно

сни

-

жение

 

изгибаю

-

щих

 

и

 

крутящих

 

нагрузок

 

на

 

стой

-

ку

 

опоры

 

также

 

ведёт

 

к

 

сниже

-

нию

 

металлоёмкости

 

ВЛ

;

• 

уменьшение

 

межфазных

 

рассто

-

яний

 

обеспечивает

 

повышение

 

пропускной

 

способности

 

ВЛ

 

и

 

со

-

кращение

 

полосы

 

вырубки

 

про

-

сек

;

• 

взаимное

 

резервирование

 

изо

-

ляторов

 

консоли

 

и

 

тяги

 

способ

-

ствует

 

повышению

 

надёжности

 

изоляционных

 

узлов

 

опор

;

• 

применение

 

полимерных

 

изоля

-

ционных

 

материалов

 

обеспечи

-

вает

 

повышение

 

надёжности

 

в

 

условиях

 

загрязнения

 

и

 

увлажне

-

ния

а

 

также

 

уменьшение

 

массы

 

опоры

В

 

части

касающейся

 

конкретных

 

характеристик

 

по

 

компактности

 

ВЛ

 

с

 

изолирующими

 

траверсами

сегодня

 

примеры

 

следующие

.

Расстояние

 

между

 

крайними

 

проводами

 

на

 

ВЛ

 35 

кВ

 — 

на

 

опо

-

рах

 

типа

 

П

35-2

В

 — 4—6,6 

м

Если

 

использовать

 

изолирующие

 

тра

-

версы

 — 1,5—1,8 

м

.

На

 

ВЛ

 110 

кВ

 — 

на

 

опорах

 

типа

 

П

110-3

В

 

и

 

ПУС

110-2 — 6,3—9,2 

м

Если

 

использовать

 

изолирующие

 

траверсы

 — 3 

м

.

На

 

ВЛ

 220 

кВ

 — 

на

 

опорах

 

типа

 

П

220 — 7—12,8 

м

Если

 

исполь

-

зовать

 

изолирующие

 

траверсы

 — 

метров

.

Как

 

я

 

уже

 

упоминал

сегодня

 

в

 

России

 

пока

 

только

 

в

 

ЗАО

  «

Инста

» 

серийно

 

производятся

 

изолирую

-

щие

 

траверсы

 

веерного

 

и

 

консоль

-

ного

 

типов

 

для

 

ВЛ

 10 

кВ

В

 

том

 

чис

-

ле

 

со

 

встроенными

 

элементами

 

гро

-

зозащиты

 

ВЛ

Но

 

радует

 

то

что

 

пред

-

приятие

 

уже

 

далеко

 

продвинулось

 

и

 

в

 

вопросах

 

создания

 

изолирующих

 

траверс

 

и

 

межфазных

 

изолирующих

 

распорок

 

для

 

ВЛ

 

на

 

классы

 

напряже

-

ния

 

до

 220 

кВ

.

— 

Евгений

 

Алексеевич

зави

-

сит

 

ли

 

выбор

 

новых

 

изоляционных

 

конструкций

применяемых

 

для

 

строительства

 

компактных

 

ВЛ

от

 

класса

 

напряжения

 

этих

 

ВЛ

?

— 

На

 

ВЛ

 10—35 

кВ

 

выбор

 

обу

-

словлен

 

переходом

 

от

 

подвесной

 

изоляции

 

на

 

изоляционные

 

узлы

 

с

 

использованием

 

новых

 

высоконад

-

ёжных

 

опорных

 

линейных

 

изолято

-

ров

 

типа

 

ОЛСК

ОЛФ

 

с

 

уникальными

 

характеристиками

 

электрической

 

и

 

механической

 

прочности

 

или

 

изо

-

лирующих

 

траверс

Обусловлено

 

это

 

тем

что

 

для

 

обеспечения

 

габа

-

ритного

 

пролёта

 

на

 

линии

 

с

 

подвес

-

ной

 

изоляцией

равного

 

габаритно

-

му

 

пролёту

 

линии

выполненной

 

с

 

изоляторами

 

типа

 

ОЛСК

ОЛФ

 

или

 

изолирующими

 

траверсами

стойку

 

необходимо

 

выбирать

 

значитель

-

Изолирующие

 

траверсы

 

веерного

 

типа

ВЛ

 110 

кВ

 

в

 

России

ВЛ

 110 

кВ

 

в

 

Европе


Page 4
background image

52

СЕТИ  РОССИИ

но

 

более

 

высокую

 

и

 

прочную

что

естественно

будет

 

обходиться

 

зна

-

чительно

 

дороже

.

Для

 

ВЛ

 

от

 110 

до

 330 

кВ

 — 

это

 

только

 

изолирующие

 

траверсы

при

-

меняющиеся

 

совместно

 

с

 

межфаз

-

ными

 

изолирующими

 

распорками

.

— 

А

 

как

 

сегодня

 

в

 

России

 

идёт

 

внедрение

 

компактных

 

линий

 

с

 

ис

-

пользованием

 

новых

 

изоляцион

-

ных

 

конструкций

— 

Наибольший

 

прогресс

 

в

 

этом

 

вопросе

 

в

 

России

 — 

подчёркиваю

в

 

России

 — 

достигнут

 

на

 

ВЛ

 

в

 

классе

 

на

-

пряжения

 

до

 10 

кВ

На

 

линиях

 10 

кВ

 

сегодня

 

все

 

активнее

 

применяются

 

провода

 

СИП

но

 

если

 

точно

 

форму

-

лировать

то

 

это

 

провода

 

защищён

-

ные

 

изоляцией

Межфазные

 

рассто

-

яния

 

на

 

ВЛ

 

с

 

такими

 

проводами

 

мо

-

гут

 

быть

 

снижены

 

всего

 

до

 400 

мм

так

 

как

 

эти

 

провода

благодаря

 

нали

-

чию

 

изоляции

не

 

боятся

 

кратковре

-

менных

 

схлёстываний

 

в

 

пролётах

 — 

межфазных

 

замыканий

 

не

 

возника

-

ет

Совместное

 

применение

 

в

 

этом

 

классе

 

напряжений

 

ВЛ

 

проводов

 

за

-

щищённых

 

изоляцией

 

и

 

изолирую

-

щих

 

траверс

 

с

 

новыми

 

устройства

-

ми

 

грозозащиты

 

ВЛ

 

типа

 

УЗПН

  (

на

 

базе

 

ОПН

 

с

 

искровым

 

промежутком

 

производства

 

ЗАО

  «

МЗВА

») 

позволи

-

ло

 

уже

 

сегодня

 

в

 

России

 

иметь

 

дей

-

ствующие

 

ВЛ

ничем

 

не

 

уступающие

 

лучшим

 

мировым

 

аналогам

Проек

-

тируются

 

и

 

строятся

 

они

 

по

 

типовому

 

проекту

шифр

 1.10.

МИ

.08, 

разрабо

-

танному

 

в

 2008 

году

.

В

 

части

касающейся

 

ВЛ

 35 

кВ

применение

 

проводов

защищённых

 

изоляцией

изолирующих

 

траверс

 

или

 

новых

 

опорных

 

линейных

 

изоляторов

 

типа

 

ОЛСК

 

и

 

ОЛФ

 

уже

 

сегодня

 

обе

-

спечивает

 

возможность

 

строитель

-

ства

 

ВЛ

 35 

кВ

 

в

 

габаритах

близких

 

к

 

габаритам

 

сегодняшних

 

ВЛ

 10 

кВ

То

 

есть

 

уже

 

сегодня

 

можно

 

строить

 

ВЛ

 

35 

кВ

 

практически

 

по

 

цене

 

ВЛ

 10 

кВ

но

 

с

 

возможностью

 

передавать

 

по

 

ним

 

мощность

 

в

 2,5 

раза

 

большую

Сегодня

 

в

 

России

 

есть

 

все

 

для

 

этого

Есть

 

специальные

 

провода

изолято

-

ры

арматура

стойки

устройства

 

гро

-

зозащиты

Промышленность

 

готова

Есть

 

даже

 

проекты

 

реальных

 

объек

-

тов

выполненные

 

в

 

инициативном

 

порядке

Нет

 

одного

 — 

нормативов

 

для

 

этих

 

линий

 

и

 

политического

 

реше

-

ния

необходимого

 

для

 

разработки

 

и

 

утверждения

 

этих

 

нормативов

Для

 

более

 

мощных

 

ВЛ

 

силами

 

СКТБ

 

и

 

ЗАО

 «

Инста

» 

уже

 

сегодня

 

раз

-

работаны

 

изолирующие

 

траверсы

 

на

 

напряжение

 110 

и

 220 

кВ

Прак

-

тически

 

завершена

 

подготовка

 

про

-

изводства

 

для

 

серийного

 

выпуска

Завершаются

 

приёмочные

 

испыта

-

ния

в

 

том

 

числе

 

на

 

специально

 

соз

-

данном

 

стенде

В

 2011 

году

 

ЗАО

 «

Ин

-

ста

» 

готово

 

начать

 

поставки

 

изолиру

-

ющих

 

траверс

 

и

 

распорок

 

для

 

ком

-

пактных

 

ВЛ

 110—220 

кВ

 

на

 

объекты

 

линейного

 

строительства

 

ОАО

  «

Хол

-

динг

 

МРСК

» 

и

 

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

». 

На

-

ходятся

 

в

 

стадии

 

разработки

 

изоли

-

рующие

 

траверсы

 

на

 

напряжение

 

330 

кВ

.

— 

Что

 

реально

 

могло

 

бы

 

уско

-

рить

 

процесс

 

внедрения

 

компакт

-

ных

 

линий

 

с

 

использованием

 

но

-

вых

 

изоляционных

 

конструкций

?

— 

В

 

идеале

 — 

это

 

объединение

 

комплекса

 

работ

 

по

 

созданию

 

ком

-

пактных

 

ВЛ

 

в

 

рамках

 

целевой

 

про

-

граммы

 

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

» 

и

 

ОАО

 «

Хол

-

динг

 

МРСК

» 

с

 

привлечением

 

к

 

её

 

вы

-

полнению

 

специализированных

 

ор

-

ганизаций

в

 

том

 

числе

 

ЗАО

 «

Инста

» 

и

 

ООО

 «

СКТБ

 

по

 

изоляторам

 

и

 

армату

-

ре

». 

Следующий

 

шаг

 — 

это

 

организа

-

ция

 

опытно

-

промышленной

 

эксплу

-

атации

 

компактных

 

ВЛ

 35—220 

кВ

 

на

 

базе

 

полимерных

 

изолирующих

 

траверс

междуфазных

 

распорок

 

и

 

линейных

 

ОПН

 

в

 2011 

году

Имен

-

но

 

так

в

 

рамках

 

целевой

 

програм

-

мы

 

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

», 

была

 

реше

-

на

 

проблема

 

освоения

 

в

 

серийном

 

производстве

 

отечественных

 

сталь

-

ных

 

многогранных

 

опор

 

и

 

внедре

-

ния

 

их

 

в

 

технологию

 

линейного

 

стро

-

ительства

Таким

 

образом

ряд

 

ша

-

гов

 

на

 

пути

 

создания

 

компактных

 

ВЛ

 

в

 

России

 

уже

 

сделан

можно

 

сказать

прошли

 

значительную

 

часть

 

пути

Дело

 

осталось

 

за

 

политическим

 

ре

-

шением

 

руководителей

 

энергетики

.

— 

Евгений

 

Алексеевич

спасибо

 

за

 

столь

 

подробный

 

рассказ

 

и

 

бу

-

дем

 

надеяться

что

 

ситуация

 

в

 

бли

-

жайшее

 

время

 

изменится

.

— 

Я

 

тоже

 

очень

 

на

 

это

 

надеюсь

Обидно

 

отставать

 

в

 

вопросах

 

техни

-

ческого

 

уровня

 

линий

 

электропереда

-

чи

при

 

том

 

что

 

со

 

стороны

 

производ

-

ства

 

мы

 

давно

 

готовы

 

строить

 

в

 

Рос

-

сии

 

действительно

 

современные

 

ВЛ

.

Беседовал

 

Роман

 

СМИРНОВ

Опорные

 

линейные

 

изоляторы

:

Совместное

 

применение

 

проводов

защищенных

 

изоляцией

,

и

 

опорных

 

линейных

 

изоляторов

 

с

 

новыми

 

устройствами

 

грозозащиты

 

типа

 

УЗПН

 

на

 

ВЛ

 10 

кВ

типа

 

ОЛСК

типа

 

ОЛФ


Оригинал статьи: Компактные ВЛ в России

Читать онлайн

Изолирующие траверсы ЗАО «Инста» готовы к внедрению. Необходимо политическое решение руководителей энергетики.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Молниезащита оборудования ПС 110–220 кВ с помощью ОПН от набегающих волн перенапряжений с линий электропередачи при демонтаже грозозащитного троса на подходе к подстанциям

Воздушные линии
АО «Полимер-Аппарат»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»