50
СЕТИ РОССИИ
—
Евгений
Алексеевич
,
как
можно
в
целом
охарактеризовать
целесообразность
строительства
компактных
ВЛ
в
России
с
её
про
-
сторами
?
Можно
ли
считать
ком
-
пактные
ВЛ
идеальным
и
универ
-
сальным
решением
для
всего
ли
-
нейного
строительства
на
ближай
-
шую
перспективу
?
—
Безусловно
,
строительство
ком
-
пактных
ВЛ
—
это
не
панацея
,
авто
-
матически
решающая
все
существу
-
ющие
проблемы
в
линейном
хозяй
-
стве
.
Мало
того
,
техническая
воз
-
можность
строительства
таких
ВЛ
се
-
годня
ограничивается
классом
на
-
пряжения
до
330
кВ
.
В
первую
оче
-
редь
целесообразность
строитель
-
ства
компактных
ВЛ
определяет
-
ся
стесненными
условиями
круп
-
ных
мегаполисов
,
курортных
зон
,
ле
-
сов
первой
группы
—
это
леса
запо
-
ведников
с
ценными
породами
де
-
ревьев
,
национальных
парков
,
го
-
родов
и
зелёных
зон
,
где
по
тем
или
иным
причинам
необходима
про
-
кладка
ВЛ
.
Во
-
вторых
,
концепция
компактных
ВЛ
позволяет
повысить
пропускную
способность
и
надёж
-
ность
ВЛ
.
Кроме
того
,
есть
и
эконо
-
мическая
составляющая
:
в
клас
-
се
напряжений
35—330
кВ
строи
-
тельство
компактных
ВЛ
объектив
-
но
должно
быть
дешевле
,
чем
строи
-
тельство
ВЛ
в
традиционных
габари
-
тах
.
Особенно
это
может
проявиться
тогда
,
когда
при
строительстве
ВЛ
на
земле
с
высокой
стоимостью
придёт
-
ся
платить
за
площадь
отчуждаемой
и
охранной
территории
.
—
За
счёт
применения
каких
инновационных
разработок
в
об
-
ласти
конструкций
элементов
ли
-
ний
электропередачи
можно
до
-
стичь
снижения
габаритов
ВЛ
?
—
Если
отвечать
коротко
,
то
это
новые
стойки
,
новые
изоляционные
узлы
опор
,
новые
решения
по
мол
-
ниезащите
ВЛ
на
основе
линейных
ОПН
,
как
с
искровыми
промежутка
-
ми
,
так
и
без
.
Стойки
—
стальные
мно
-
Во второй половине 20 века Советский Союз
устойчиво занимал лидирующие позиции в об-
ласти энергетики. Электростанции, линии элек-
тропередачи и другие энергетические объек-
ты советские энергетики строили в 74 странах!
Настоящей гордостью СССР была построенная впервые в мире ВЛ 1150 кВ Эки-
бастуз—Кокчетав—Кустанай. К сожалению, после событий 1991 года по многим
направлениям в энергетике мы утратили лидирующие позиции. Одним из таких
перспективных направлений, где мы утратили приоритет, является строитель-
ство компактных ВЛ на классы напряжения до 330
кВ. За рубежом это направление успешно развивается
уже несколько десятилетий. Насколько актуально се-
годня для нашей страны строительство компактных
ВЛ, какова готовность к этому отраслевых предприя-
тий — эти и еще ряд других наиболее важных вопросов,
связанных со строительством в России компактных
ВЛ, мы задали вице-президенту производственного
объединения «Форэнерго», в состав которого входят
такие ведущие российские предприятия арматурно-
изоляторной подотрасли, как ЗАО «МЗВА», ЗАО
«Инста», ЗАО «ЮМЭК» и другие, к.т.н. Евгению
ЮДАНОВУ.
Компактные ВЛ в России
Изолирующие траверсы ЗАО «Инста» готовы к внедрению.
Необходимо политическое решение руководителей энергетики
51
№ 2 (5), март-апрель, 2011
гогранные
.
Просматривается
также
возможность
применения
и
новых
стоек
из
композитных
материалов
.
В
части
,
касающейся
изоляционных
узлов
это
так
называемые
изолиру
-
ющие
траверсы
.
Тут
пока
альтернати
-
вы
нет
.
Кстати
,
в
направлении
созда
-
ния
изолирующих
траверс
мы
не
так
давно
тоже
могли
бы
быть
,
как
гово
-
рится
, «
впереди
планеты
всей
».
В
на
-
стоящее
время
мало
кому
известно
,
что
активнейшим
идеологом
внедре
-
ния
новых
изоляционных
конструк
-
ций
на
базе
полимерных
изоляторов
для
компактных
ВЛ
,
начиная
со
вре
-
мён
СССР
,
было
и
остается
в
России
«
Специальное
конструкторское
бюро
по
изоляторам
и
арматуре
» (
СКТБ
),
а
первые
прообразы
изолирующих
траверс
были
разработаны
в
СССР
в
первой
половине
80-
х
годов
.
Сегод
-
ня
,
благодаря
работе
специалистов
СКТБ
и
ЗАО
«
Инста
» —
ведущего
оте
-
чественного
производителя
полимер
-
ных
изоляторов
,
можно
с
уверенно
-
стью
говорить
,
что
это
направление
компактных
ВЛ
получает
в
России
второе
дыхание
.
ЗАО
«
Инста
»
явля
-
ется
первым
и
единственным
на
се
-
годня
отечественным
предприятием
,
которое
серийно
выпускает
изоли
-
рующие
траверсы
консольного
и
ве
-
ерного
типа
.
Однако
у
нас
в
стране
с
применением
изолирующих
траверс
пока
строятся
только
линии
на
класс
напряжения
10
кВ
.
—
А
можно
более
подробно
рас
-
сказать
об
упомянутых
Вами
изо
-
лирующих
траверсах
и
какие
кон
-
кретные
преимущества
для
ВЛ
обеспечивает
их
применение
?
—
Эффективность
применения
изолирующих
траверс
определяется
фиксированным
положением
про
-
водов
(
фаз
)
ВЛ
относительно
стойки
опоры
,
которое
обеспечивает
:
•
увеличение
высо
-
ты
подвеса
про
-
водов
на
длину
гирлянды
и
,
как
следствие
,
увели
-
чение
длины
га
-
баритного
пролё
-
та
или
уменьше
-
ние
высоты
стой
-
ки
,
а
это
соответ
-
ственно
—
сниже
-
ние
металлоём
-
кости
ВЛ
;
•
уменьшение
вы
-
соты
и
вылета
траверсы
,
а
сле
-
довательно
,
сни
-
жение
изгибаю
-
щих
и
крутящих
нагрузок
на
стой
-
ку
опоры
также
ведёт
к
сниже
-
нию
металлоёмкости
ВЛ
;
•
уменьшение
межфазных
рассто
-
яний
обеспечивает
повышение
пропускной
способности
ВЛ
и
со
-
кращение
полосы
вырубки
про
-
сек
;
•
взаимное
резервирование
изо
-
ляторов
консоли
и
тяги
способ
-
ствует
повышению
надёжности
изоляционных
узлов
опор
;
•
применение
полимерных
изоля
-
ционных
материалов
обеспечи
-
вает
повышение
надёжности
в
условиях
загрязнения
и
увлажне
-
ния
,
а
также
уменьшение
массы
опоры
.
В
части
,
касающейся
конкретных
характеристик
по
компактности
ВЛ
с
изолирующими
траверсами
,
сегодня
примеры
следующие
.
Расстояние
между
крайними
проводами
на
ВЛ
35
кВ
—
на
опо
-
рах
типа
П
35-2
В
— 4—6,6
м
.
Если
использовать
изолирующие
тра
-
версы
— 1,5—1,8
м
.
На
ВЛ
110
кВ
—
на
опорах
типа
П
110-3
В
и
ПУС
110-2 — 6,3—9,2
м
.
Если
использовать
изолирующие
траверсы
— 3
м
.
На
ВЛ
220
кВ
—
на
опорах
типа
П
220 — 7—12,8
м
.
Если
исполь
-
зовать
изолирующие
траверсы
—
5
метров
.
Как
я
уже
упоминал
,
сегодня
в
России
пока
только
в
ЗАО
«
Инста
»
серийно
производятся
изолирую
-
щие
траверсы
веерного
и
консоль
-
ного
типов
для
ВЛ
10
кВ
.
В
том
чис
-
ле
со
встроенными
элементами
гро
-
зозащиты
ВЛ
.
Но
радует
то
,
что
пред
-
приятие
уже
далеко
продвинулось
и
в
вопросах
создания
изолирующих
траверс
и
межфазных
изолирующих
распорок
для
ВЛ
на
классы
напряже
-
ния
до
220
кВ
.
—
Евгений
Алексеевич
,
зави
-
сит
ли
выбор
новых
изоляционных
конструкций
,
применяемых
для
строительства
компактных
ВЛ
,
от
класса
напряжения
этих
ВЛ
?
—
На
ВЛ
10—35
кВ
выбор
обу
-
словлен
переходом
от
подвесной
изоляции
на
изоляционные
узлы
с
использованием
новых
высоконад
-
ёжных
опорных
линейных
изолято
-
ров
типа
ОЛСК
,
ОЛФ
с
уникальными
характеристиками
электрической
и
механической
прочности
или
изо
-
лирующих
траверс
.
Обусловлено
это
тем
,
что
для
обеспечения
габа
-
ритного
пролёта
на
линии
с
подвес
-
ной
изоляцией
,
равного
габаритно
-
му
пролёту
линии
,
выполненной
с
изоляторами
типа
ОЛСК
,
ОЛФ
или
изолирующими
траверсами
,
стойку
необходимо
выбирать
значитель
-
Изолирующие
траверсы
веерного
типа
ВЛ
110
кВ
в
России
ВЛ
110
кВ
в
Европе
52
СЕТИ РОССИИ
но
более
высокую
и
прочную
,
что
,
естественно
,
будет
обходиться
зна
-
чительно
дороже
.
Для
ВЛ
от
110
до
330
кВ
—
это
только
изолирующие
траверсы
,
при
-
меняющиеся
совместно
с
межфаз
-
ными
изолирующими
распорками
.
—
А
как
сегодня
в
России
идёт
внедрение
компактных
линий
с
ис
-
пользованием
новых
изоляцион
-
ных
конструкций
?
—
Наибольший
прогресс
в
этом
вопросе
в
России
—
подчёркиваю
:
в
России
—
достигнут
на
ВЛ
в
классе
на
-
пряжения
до
10
кВ
.
На
линиях
10
кВ
сегодня
все
активнее
применяются
провода
СИП
,
но
если
точно
форму
-
лировать
,
то
это
провода
защищён
-
ные
изоляцией
.
Межфазные
рассто
-
яния
на
ВЛ
с
такими
проводами
мо
-
гут
быть
снижены
всего
до
400
мм
,
так
как
эти
провода
,
благодаря
нали
-
чию
изоляции
,
не
боятся
кратковре
-
менных
схлёстываний
в
пролётах
—
межфазных
замыканий
не
возника
-
ет
.
Совместное
применение
в
этом
классе
напряжений
ВЛ
проводов
за
-
щищённых
изоляцией
и
изолирую
-
щих
траверс
с
новыми
устройства
-
ми
грозозащиты
ВЛ
типа
УЗПН
(
на
базе
ОПН
с
искровым
промежутком
производства
ЗАО
«
МЗВА
»)
позволи
-
ло
уже
сегодня
в
России
иметь
дей
-
ствующие
ВЛ
,
ничем
не
уступающие
лучшим
мировым
аналогам
.
Проек
-
тируются
и
строятся
они
по
типовому
проекту
:
шифр
1.10.
МИ
.08,
разрабо
-
танному
в
2008
году
.
В
части
,
касающейся
ВЛ
35
кВ
,
применение
проводов
,
защищённых
изоляцией
,
изолирующих
траверс
или
новых
опорных
линейных
изоляторов
типа
ОЛСК
и
ОЛФ
уже
сегодня
обе
-
спечивает
возможность
строитель
-
ства
ВЛ
35
кВ
в
габаритах
,
близких
к
габаритам
сегодняшних
ВЛ
10
кВ
.
То
есть
уже
сегодня
можно
строить
ВЛ
35
кВ
практически
по
цене
ВЛ
10
кВ
,
но
с
возможностью
передавать
по
ним
мощность
в
2,5
раза
большую
.
Сегодня
в
России
есть
все
для
этого
.
Есть
специальные
провода
,
изолято
-
ры
,
арматура
,
стойки
,
устройства
гро
-
зозащиты
.
Промышленность
готова
.
Есть
даже
проекты
реальных
объек
-
тов
,
выполненные
в
инициативном
порядке
.
Нет
одного
—
нормативов
для
этих
линий
и
политического
реше
-
ния
,
необходимого
для
разработки
и
утверждения
этих
нормативов
.
Для
более
мощных
ВЛ
силами
СКТБ
и
ЗАО
«
Инста
»
уже
сегодня
раз
-
работаны
изолирующие
траверсы
на
напряжение
110
и
220
кВ
.
Прак
-
тически
завершена
подготовка
про
-
изводства
для
серийного
выпуска
.
Завершаются
приёмочные
испыта
-
ния
,
в
том
числе
на
специально
соз
-
данном
стенде
.
В
2011
году
ЗАО
«
Ин
-
ста
»
готово
начать
поставки
изолиру
-
ющих
траверс
и
распорок
для
ком
-
пактных
ВЛ
110—220
кВ
на
объекты
линейного
строительства
ОАО
«
Хол
-
динг
МРСК
»
и
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
».
На
-
ходятся
в
стадии
разработки
изоли
-
рующие
траверсы
на
напряжение
330
кВ
.
—
Что
реально
могло
бы
уско
-
рить
процесс
внедрения
компакт
-
ных
линий
с
использованием
но
-
вых
изоляционных
конструкций
?
—
В
идеале
—
это
объединение
комплекса
работ
по
созданию
ком
-
пактных
ВЛ
в
рамках
целевой
про
-
граммы
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
и
ОАО
«
Хол
-
динг
МРСК
»
с
привлечением
к
её
вы
-
полнению
специализированных
ор
-
ганизаций
,
в
том
числе
ЗАО
«
Инста
»
и
ООО
«
СКТБ
по
изоляторам
и
армату
-
ре
».
Следующий
шаг
—
это
организа
-
ция
опытно
-
промышленной
эксплу
-
атации
компактных
ВЛ
35—220
кВ
на
базе
полимерных
изолирующих
траверс
,
междуфазных
распорок
и
линейных
ОПН
в
2011
году
.
Имен
-
но
так
,
в
рамках
целевой
програм
-
мы
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»,
была
реше
-
на
проблема
освоения
в
серийном
производстве
отечественных
сталь
-
ных
многогранных
опор
и
внедре
-
ния
их
в
технологию
линейного
стро
-
ительства
.
Таким
образом
,
ряд
ша
-
гов
на
пути
создания
компактных
ВЛ
в
России
уже
сделан
,
можно
сказать
,
прошли
значительную
часть
пути
.
Дело
осталось
за
политическим
ре
-
шением
руководителей
энергетики
.
—
Евгений
Алексеевич
,
спасибо
за
столь
подробный
рассказ
и
бу
-
дем
надеяться
,
что
ситуация
в
бли
-
жайшее
время
изменится
.
—
Я
тоже
очень
на
это
надеюсь
.
Обидно
отставать
в
вопросах
техни
-
ческого
уровня
линий
электропереда
-
чи
,
при
том
что
со
стороны
производ
-
ства
мы
давно
готовы
строить
в
Рос
-
сии
действительно
современные
ВЛ
.
Беседовал
Роман
СМИРНОВ
Опорные
линейные
изоляторы
:
Совместное
применение
проводов
,
защищенных
изоляцией
,
и
опорных
линейных
изоляторов
с
новыми
устройствами
грозозащиты
типа
УЗПН
на
ВЛ
10
кВ
типа
ОЛСК
типа
ОЛФ
Оригинал статьи: Компактные ВЛ в России
Изолирующие траверсы ЗАО «Инста» готовы к внедрению. Необходимо политическое решение руководителей энергетики.