56
СЕТИ РОССИИ
МНОГООБРАЗИЕ
ТЕРМИНОЛОГИИ
В
СФЕРЕ
УЧЁТА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Начиная
с
запуска
в
ноябре
2003
г
.
оптового
рынка
электроэнергии
и
мощности
(
ОРЭМ
),
в
деловой
оборот
вошёл
термин
«
АИИС
КУЭ
»,
вытес
-
нив
собой
ранее
повсеместно
упо
-
треблявшийся
термин
«
АСКУЭ
».
По
-
следний
из
упомянутых
терминов
с
момента
своего
возникновения
расшифровывался
и
понимался
по
-
разному
(
см
.
таблицу
1).
Термин
«
АСКУЭ
»
следует
отнести
ко
времени
появления
первых
ав
-
томатизированных
информационно
-
измерительных
систем
учёта
и
кон
-
троля
энергии
во
второй
половине
70-
х
годов
прошлого
века
на
базе
устройств
ИИСЭ
-1
производства
Вильнюсского
завода
электроизме
-
рительной
техники
.
АИИС
КУЭ
—
дети
-
ще
нарождающегося
ОРЭМ
(2002—
2003
гг
.),
становления
современно
-
го
бизнеса
в
сфере
измерений
.
В
зарубежной
практике
точные
аналоги
«
АИИС
КУЭ
»
или
«
АСКУЭ
»
от
-
сутствуют
.
Названные
системы
ино
-
гда
считаются
подсистемами
,
на
-
пример
, SCADA-
система
(Supervisor
Control And Data Acquisition —
си
-
Коммерческий учёт
на рынках
электроэнергии России
Лев ОСИКА, руководитель Департамента
реализации проектов энергосбережения и энергоэффективности
ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС»
Таблица
1.
Варианты
расшифровки
аббревиатур
АСКУЭ
,
АИИС
,
АИИС
КУЭ
Аббревиатура
Расшифровка
аббревиатуры
Где
упоминается
,
регламентируется
АИИС
автоматизированная
информационно
-
измерительная
система
(
в
отношении
коммер
-
ческого
учёта
электроэнергии
)
Приложение
№
17
к
Договору
о
присоединении
к
торговой
си
-
стеме
оптового
рынка
;
в
Положении
о
порядке
получения
ста
-
туса
: «
система
коммерческого
учёта
(
АИИС
)…»
автоматизированная
информационно
-
измерительная
система
(
общего
назначения
)
В
обычае
делового
оборота
применительно
к
различным
от
-
раслям
техники
,
в
метрологии
;
один
из
видов
измерительных
систем
по
ГОСТ
Р
8.596
АИИС
КУЭ
автоматизированная
информационно
-
измерительная
система
коммерческого
учёта
электроэнергии
В
МИ
3000—2006.
В
обычае
делового
оборота
между
субъектами
рынка
и
в
пу
-
бличном
пространстве
применительно
к
ОРЭМ
,
в
Приложении
№
11
к
Договору
о
присоединении
к
торговой
системе
ОРЭМ
АИИС
КУ
автоматизированная
информационно
-
измерительная
система
коммерческого
учёта
В
Приложении
№
11
к
Договору
о
присоединении
к
торговой
системе
ОРЭМ
используется
совместно
и
/
или
вместе
с
терми
-
ном
АИИС
КУЭ
и
АИИС
АСКУЭ
автоматизированная
система
коммерческого
учёта
электроэнергии
В
обычае
делового
оборота
между
субъектами
рынка
и
в
пу
-
бличном
пространстве
применительно
к
РРЭ
автоматизированная
система
контроля
и
управ
-
ления
потреблением
и
сбытом
энергии
РД
34.09.101-94.
В
современном
деловом
обороте
применение
неустойчивое
автоматизированная
система
коммерческого
учёта
энергии
В
современном
деловом
обороте
применение
неустойчивое
автоматизированная
система
коммерческого
учёта
энергоресурсов
В
случае
,
если
АСКУЭ
используются
не
только
для
измерения
мощности
и
количества
электроэнергии
или
тепловой
энер
-
гии
,
но
и
для
измерения
различных
параметров
,
таких
как
температура
,
давление
,
расход
и
количество
жидких
и
газоо
-
бразных
сред
и
т
.
д
автоматизированная
система
контроля
и
учёта
энергоресурсов
В
современном
деловом
обороте
применение
—
неустойчивое
автоматизированная
система
контроля
и
управ
-
ления
энергопотреблением
В
современном
деловом
обороте
применение
неустойчивое
57
№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011
стема
диспетчерского
управления
и
сбора
данных
).
Наиболее
близкими
к
термину
«
система
коммерческого
учёта
»
применительно
к
техническо
-
му
компоненту
являются
англоязыч
-
ные
аббревиатуры
:
• EMCS — Electricity Metering Code
System (
система
закодированных
измерений
величин
электроэнер
-
гии
);
• PEMS — Power and Energy Meter-
ing System (
система
измерений
мощности
и
электроэнергии
);
• AMRS — Automatic Meter Reading
System (
система
автоматическо
-
го
чтения
счётчиков
);
• STOM (Serial Transmition of Origi-
nal Meter Values —
последова
-
тельная
передача
оригинальных
показаний
счётчиков
);
• AMR (Automated Meter
Reading —
автоматиче
-
ское
считывание
изме
-
рений
);
• AMM (Automated Meter
Management —
автома
-
тическое
управление
электропотреблением
).
Вышеприведённое
мно
-
гообразие
названий
не
ис
-
ключает
всеми
признава
-
емого
,
но
не
афишируемо
-
го
факта
,
что
единственной
обязательной
функцией
счётчика
для
целей
коммерческого
учёта
электро
-
энергии
(
и
измерительных
систем
(
ИС
)
на
его
основе
)
является
изме
-
рение
учётных
показателей
,
требуе
-
мых
при
определении
взаимных
обя
-
зательств
участников
соответствую
-
щего
рынка
,
и
обеспечение
возмож
-
ности
передачи
данных
в
установ
-
ленном
коммерческим
оператором
формате
.
ВИДЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ
МОДЕЛИ
КОММЕРЧЕСКОГО
УЧЁТА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
(
КУЭ
)
В
РОССИИ
Какой
же
видится
нам
целевая
модель
российской
системы
коммер
-
ческого
учёта
в
целом
,
интегрирую
-
щая
подсистемы
КУЭ
ОРЭМ
и
РРЭ
(
розничный
рынок
электроэнергии
),
а
возможно
,
и
иные
подсистемы
?
Следуя
логике
системного
анализа
,
приведём
соображения
по
органи
-
зационному
,
нормативному
и
техно
-
логическому
компонентам
системы
,
не
разделяя
строго
ОРЭМ
и
РРЭ
.
При
этом
сделаем
одно
важное
предпо
-
ложение
,
а
именно
:
в
электроэнергети
-
ке
сохранятся
ры
-
ночные
отношения
,
в
основных
чертах
аналогичные
совре
-
менным
.
Наш
«
фор
-
сайт
»
1
по
коммерче
-
скому
учёту
выгля
-
дит
следующим
об
-
разом
.
Организационный
компонент
.
Должны
значительно
усилиться
орга
-
низационная
,
контрольная
и
регули
-
рующая
функции
государства
в
лице
Минэнерго
РФ
,
Ростехрегулирова
-
ния
.
В
рамках
министерства
долж
-
но
функционировать
подразделение
,
не
на
словах
,
а
на
деле
осуществля
-
ющее
государственное
управление
системой
КУЭ
,
включая
и
РРЭ
.
На
НП
«
Совет
рынка
»
следует
возложить
обязанности
рабочего
органа
в
сфе
-
ре
нормотворчества
,
а
также
органа
,
контролирующего
бизнес
-
процессы
коммерческого
оператора
2
(
КО
),
субъектов
рынка
в
сфере
обмена
коммерческой
информацией
,
вклю
-
чая
вопросы
её
качества
.
Должен
быть
создан
общероссий
-
ский
оператор
коммерческого
учё
-
та
,
или
ОКУ
,
в
форме
акционерно
-
го
общества
с
преобладанием
госу
-
дарственного
капитала
и
филиаль
-
ной
системой
.
Услуги
ОКУ
необходи
-
мо
предоставлять
в
обязательном
по
-
рядке
всем
субъектам
ОРЭМ
и
РРЭ
,
а
их
стоимость
регулировать
соглас
-
но
действующему
законодательству
через
Федеральную
службу
по
тари
-
фам
(
ФСТ
).
ОКУ
должен
стать
единым
поставщиком
всех
информационных
услуг
в
отрасли
,
в
том
числе
и
для
ор
-
ганов
государственного
контроля
и
управления
,
администраций
регио
-
нов
и
муниципальных
образований
.
Однако
в
качестве
ближайших
ша
-
гов
на
РРЭ
необходимо
придать
ста
-
тус
ОКУ
сетевым
компаниям
,
входя
-
щим
в
Холдинг
МРСК
.
Деятельность
по
разработке
про
-
ектной
документации
,
монтажу
,
на
-
ладке
,
сдаче
в
эксплуатацию
должна
осуществляться
компаниями
—
чле
-
нами
саморегулируемых
организа
-
ций
3
(
СРО
).
Институт
СРО
в
сфере
КУЭ
следует
поддержать
соответствующим
нормативно
-
правовым
и
организаци
-
онным
обеспечением
уже
в
самом
ближайшем
будущем
.
С
точки
зрения
собственности
на
средства
измерений
предполагает
-
1
От
английского
Foresight — «
взгляд
в
будущее
» —
эффективный
инструмент
форми
-
рования
приоритетов
и
мобилизации
большого
количества
участников
для
дости
-
жения
качественно
новых
результатов
в
сфере
науки
и
технологий
,
экономики
,
го
-
сударства
и
общества
.
2
Коммерческий
оператор
оптового
рынка
–
субъект
отношений
в
этой
сфере
,
пред
-
усмотренный
Федеральным
законом
«
Об
электроэнергетике
».
3
См
.
Федеральный
закон
от
01.12.2007
№
315-
ФЗ
«
О
саморегулируемых
организа
-
циях
».
58
СЕТИ РОССИИ
ся
,
что
на
ОРЭМ
каждый
субъект
бу
-
дет
иметь
«
свою
»
АИИС
КУЭ
,
точки
из
-
мерений
которой
находятся
на
бли
-
жайшем
к
точке
поставки
распреде
-
лительном
устройстве
,
которым
он
владеет
.
На
РРЭ
вопрос
собственно
-
сти
следует
дифференцировать
:
круп
-
ные
промышленные
и
коммуналь
-
ные
предприятия
имеют
«
собствен
-
ные
»
АСКУЭ
,
а
средства
измере
-
ний
для
бытового
и
мелкомоторного
секторов
поставляют
(
с
правом
соб
-
ственности
)
сетевые
организации
.
Сбытовые
компании
должны
быть
исключены
из
бизнеса
по
созданию
и
эксплуатации
ИС
.
Возможно
(
но
не
обязательно
),
при
определённых
об
-
стоятельствах
они
будут
выполнять
функции
ОКУ
.
Нормативный
компонент
.
Требо
-
вания
организационного
характера
должны
найти
своё
отражение
в
из
-
вестных
Постановлениях
Правитель
-
ства
№№
643, 530
и
,
возможно
,
в
отдельном
постановлении
об
инфор
-
мационном
обеспечении
электро
-
энергетики
как
отрасли
народного
хозяйства
.
Следует
в
самое
ближайшее
вре
-
мя
создать
систему
нормативно
-
го
технического
обеспечения
КУЭ
,
включая
гармонизацию
всех
акту
-
альных
документов
и
отмену
уста
-
ревших
актов
.
Все
ключевые
требо
-
вания
технического
(
и
метрологиче
-
ского
)
характера
необходимо
выве
-
сти
из
области
договорных
отноше
-
ний
—
как
на
ОРЭМ
,
так
и
на
РРЭ
.
Часть
технических
требований
к
ИС
должна
быть
зафиксирована
в
доку
-
ментах
СРО
.
Для
реализации
расчётных
и
инструментальных
методик
опре
-
деления
учётных
показателей
нужно
создать
систему
нормативно
-
методических
документов
,
удобную
для
применения
в
договорных
отно
-
шениях
между
субъектами
рынков
.
Вероятно
,
наилучшим
комплекс
-
ным
нормативным
решением
задач
измерений
,
учёта
,
сбора
и
переда
-
чи
данных
будет
разработка
и
пери
-
одическое
переоформление
едино
-
го
документа
по
КУЭ
наподобие
ши
-
роко
распространённых
за
рубежом
стандартов
«Metering code».
Инициа
-
тором
его
разработки
в
наших
усло
-
виях
может
стать
либо
Совет
рынка
,
либо
пул
крупнейших
сетевых
компа
-
ний
(
ФСК
ЕЭС
и
Холдинг
МРСК
).
Безусловно
,
в
самом
ближайшем
будущем
должна
быть
наконец
реше
-
на
проблема
стандартизации
и
уни
-
фикации
на
всех
рынках
системы
классификации
и
кодирования
то
-
чек
измерения
,
приборов
и
их
соот
-
несения
сетевым
элементам
,
субъ
-
ектам
рынка
и
(
возможно
)
ОКУ
.
На
наш
взгляд
,
целесообразно
не
тра
-
тить
время
на
изобретение
какой
-
то
новой
российской
системы
,
а
при
-
нять
информационную
модель
OBIS
по
стандарту
МЭК
IEC 62056-61.
По
-
видимому
,
оптимальным
путём
уни
-
версальной
кодификации
измерений
на
объектах
энергетики
является
вна
-
чале
принятие
российской
версии
стандарта
IEC 62056-61,
а
затем
его
внедрение
в
сетевых
компаниях
—
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
и
Холдинге
МРСК
.
В
случае
появления
СРО
в
номенкла
-
туру
их
внутренних
стандартов
необ
-
ходимо
вносить
в
обязательном
по
-
рядке
документы
по
OBIS.
Однако
ряд
специалистов
,
в
осо
-
бенности
работающих
в
Совете
рын
-
ка
и
в
ОАО
«
АТС
»,
считает
,
что
не
сле
-
дует
менять
существующую
систе
-
му
кодирования
точек
поставки
и
то
-
чек
измерений
,
принятую
на
ОРЭМ
и
успешно
функционирующую
уже
много
лет
.
С
учётом
этих
обстоя
-
тельств
следует
рассмотреть
и
воз
-
можность
создания
гибридной
моде
-
ли
с
максимальным
использовани
-
ем
имеющейся
практики
обработки
данных
в
информационном
комплек
-
се
ОАО
«
АТС
».
В
любом
случае
система
кодиро
-
вания
должна
быть
общей
как
для
ОРЭМ
,
так
и
для
РРЭ
.
Здесь
потребу
-
ются
усилия
не
только
технологов
по
внедрению
самих
кодов
,
но
и
орга
-
низационные
усилия
по
установле
-
нию
стандартизации
в
данной
об
-
ласти
применительно
к
российским
условиям
,
а
также
выбор
процеду
-
ры
генерации
и
присвоения
кодов
по
территориальному
и
субъектному
признаку
.
В
условиях
действия
суще
-
59
№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011
ствующей
редакции
закона
«
О
техни
-
ческом
регулировании
»
нет
надеж
-
ды
на
быстрое
«
силовое
»
внедрение
соответствующей
системы
«
сверху
»,
этот
процесс
прогнозируется
доста
-
точно
тяжелым
и
длительным
.
Для
оптимизации
метрологиче
-
ского
обеспечения
(
МО
)
систем
КУЭ
должна
быть
выработана
политика
,
общая
для
энергетиков
(
Минэнер
-
го
РФ
)
и
метрологов
(
Федеральное
агентство
по
техническому
регулиро
-
ванию
и
метрологии
),
с
учётом
мне
-
ния
органов
государственной
вла
-
сти
,
отвечающих
за
вопросы
энерго
-
эффективности
и
строительства
.
Во
исполнение
этой
политики
необходи
-
мо
внести
изменения
и
уточнения
в
специальные
нормативные
докумен
-
ты
,
посвящённые
изме
-
рениям
электроэнергии
для
коммерческих
и
не
-
коммерческих
целей
.
Бу
-
дет
происходить
процесс
постепенного
упрощения
МО
на
базе
разумного
«
сжатия
»
как
границ
ИК
,
так
и
границ
АИИС
КУЭ
(
АСКУЭ
).
С
учётом
этих
тенденций
следует
при
-
ветствовать
начавшийся
процесс
упрощения
под
-
тверждения
соответствия
АИИС
КУЭ
на
ОРЭМ
,
ини
-
циатором
которого
вы
-
ступил
в
начале
2011
г
.
Совет
рынка
.
В
секторе
бытового
потребления
на
РРЭ
будет
осуществлена
законо
-
дательно
возможность
,
а
в
ряде
слу
-
чаев
—
обязательность
предопла
-
ты
за
пользование
электроэнерги
-
ей
.
Здесь
не
будет
проводиться
од
-
нозначной
политики
нормативного
принуждения
к
применению
авто
-
матизированных
систем
учёта
с
дис
-
танционной
автоматической
переда
-
чей
информации
.
Должна
сохранять
-
ся
возможность
визуального
считы
-
вания
данных
,
но
при
одном
непре
-
менном
условии
:
учёт
электроэнер
-
гии
расчётными
способами
следу
-
ет
исключить
.
Процесс
окончатель
-
ного
запрета
«
бесприборного
учёта
»
вследствие
наличия
значительной
политической
составляющей
в
окру
-
жении
РРЭ
планируется
завершить
около
2015
г
.
В
нормативных
актах
найдёт
своё
отражение
возможность
и
обяза
-
тельность
предварительной
платы
за
электроэнергию
на
РРЭ
.
Обязатель
-
ность
предоплаты
следует
предусмо
-
треть
в
качестве
ч р е з в ы ч а й н о й
временной
меры
,
принимаемой
пра
-
вительством
в
тех
или
иных
регио
-
нах
.
Распростра
-
нять
принудитель
-
ную
предоплату
на
весь
рынок
в
обычных
условиях
не
следует
(
да
это
было
бы
и
неправильно
с
точки
зре
-
ния
всей
философии
либерализации
электроэнергетики
),
о
чём
говорит
и
зарубежный
опыт
.
Эффективный
учёт
электро
-
энергии
в
самом
массовом
—
бы
-
товом
—
секторе
невозможен
без
комплексного
подхода
,
включающе
-
го
в
обязательном
порядке
вопросы
архитектурно
-
строительного
проекти
-
рования
жилых
домов
—
многоквар
-
тирных
и
коттеджей
.
Речь
идёт
об
обеспечении
в
обязательном
поряд
-
ке
при
новом
строительстве
и
рекон
-
струкции
свободного
доступа
к
техни
-
ческим
средствам
измерения
и
ком
-
мутации
электроэнергии
(
и
не
толь
-
ко
электроэнергии
!)
представителей
сбытовых
и
сетевых
компаний
.
Это
возможно
только
в
случае
установки
квартирных
счётчиков
и
выключате
-
лей
на
лестничных
площадках
или
в
других
местах
общего
пользования
в
многоквартирных
домах
,
за
преде
-
лами
земельного
участка
коттеджей
.
К
сожалению
,
до
сих
пор
сдаётся
в
эксплуатацию
множество
жилых
до
-
мов
,
не
отвечающих
этому
элемен
-
тарному
необходимому
условию
КУЭ
.
С
точки
зрения
нормативной
базы
строительства
решить
задачу
можно
и
нужно
,
внеся
необходимые
изменения
в
федеральные
и
(
или
)
территориальные
строительные
нор
-
мы
.
Технологический
компонент
.
Но
-
менклатура
и
содержание
обязатель
-
ных
технических
требований
к
авто
-
матизированным
и
неавтоматизиро
-
ванным
ИС
(
включая
требования
ме
-
трологического
характера
)
должны
быть
упрощены
до
разумного
пре
-
дела
.
В
частности
,
следует
сделать
как
на
этапе
создания
,
так
и
на
эта
-
пе
эксплуатации
более
удобным
и
де
-
шёвым
МО
автоматизированных
ИС
без
ухудшения
их
метрологической
надёжности
и
качества
.
Во
-
первых
,
реализовать
возмож
-
ность
отнесения
АИИС
КУЭ
(
АСКУЭ
)
к
стандартным
законченным
изме
-
рительным
системам
—
к
типу
ИС
-1
по
ГОСТ
Р
8.596-2002
с
максималь
-
ным
облегчением
оформления
их
из
-
менений
.
Есть
и
иной
путь
,
заключа
-
ющийся
в
придании
им
статуса
ин
-
формационных
систем
с
измеритель
-
ными
компонентами
и
обязательной
аттестацией
документов
с
условны
-
ми
названиями
«
Методика
коммер
-
ческого
учёта
»
или
«
МИ
сальдирован
-
ных
перетоков
»
и
т
.
п
.
Во
-
вторых
,
исключить
из
рас
-
чётов
метрологических
характери
-
60
СЕТИ РОССИИ
стик
измерительных
каналов
все
цифровые
устройства
.
Аттестация
программного
обеспечения
и
ал
-
горитмов
необходима
,
но
её
следу
-
ет
вести
по
упрощённым
процеду
-
рам
,
пользуясь
возможностями
ти
-
пизации
и
относясь
к
этим
продук
-
там
как
к
законченным
изделиям
.
Здесь
предельным
случаем
явля
-
ется
полностью
цифровой
канал
,
в
состав
которого
входят
цифровые
оптические
трансформаторы
тока
(
ОТТ
),
оптические
трансформаторы
напряжения
(
ОТН
),
счётчики
.
Этот
канал
,
построение
которого
осуще
-
ствимо
уже
сегодня
,
должен
стать
одной
из
типовых
структур
для
моде
-
ли
измерений
на
ОРЭМ
.
В
будущем
возможен
(
и
даже
желателен
)
пере
-
смотр
распределения
технических
средств
между
АИИС
КУЭ
(
АСКУЭ
)
и
«
просто
»
информационными
систе
-
мами
и
комплексами
в
пользу
отно
-
сительного
увеличения
номенклату
-
ры
последних
.
Сегодня
одной
из
самых
акту
-
альных
задач
является
разработ
-
ка
и
(
или
)
внедрение
современных
решений
в
сфере
программного
обеспечения
верхнего
уровня
—
информационно
-
вычислительных
комплексов
,
расчётной
IT-
системы
КО
и
т
.
п
.,
способных
выполнить
на
-
учно
обоснованное
и
технически
реализуемое
«
сведение
балансов
»
на
основе
данных
различного
каче
-
ства
.
При
этом
потребуется
эффек
-
тивная
и
быстрая
обработка
посту
-
пающей
информации
от
тысяч
и
,
возможно
,
десятков
тысяч
точек
из
-
мерения
.
Масштабы
таких
систем
,
как
АИИС
КУЭ
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
или
ОАО
«
РЖД
»,
а
также
расчётной
IT-
системы
КО
,
не
имеют
аналогов
в
мире
,
и
они
эксплуатируются
доста
-
точно
успешно
.
Тем
не
менее
уже
сейчас
видна
перспективность
не
-
которых
инновационных
подходов
и
существующих
IT-
решений
,
вне
-
ключением
,
разумеется
,
алгоритмов
расчётов
учётных
показателей
в
точ
-
ке
поставки
).
Вопрос
об
учётном
по
-
казателе
—
выбор
одного
из
двух
его
равноправных
значений
—
будет
ре
-
шаться
следующим
образом
.
В
каче
-
стве
учётного
показателя
при
обоих
метрологически
исправных
ИК
дол
-
жен
приниматься
результат
изме
-
рения
системы
,
у
которой
совпада
-
ют
точка
учёта
и
точка
поставки
,
т
.
е
.
«
своя
»
информация
для
соответству
-
ющей
подстанции
.
Если
на
«
своём
»
ИК
произошёл
метрологический
от
-
каз
или
данные
не
поступили
в
срок
в
адрес
ОКУ
,
то
берётся
показание
смежной
системы
с
корректировкой
на
потери
электроэнергии
от
точки
измерения
до
точки
поставки
.
В
случае
определения
учётных
показателей
на
межгосударствен
-
ных
ЛЭП
решение
,
чьи
данные
при
-
нимать
к
учёту
,
следует
определять
метрологическим
путём
,
с
помощью
сравнения
расчётных
погрешно
-
стей
,
приведённых
в
МИ
при
расчё
-
те
учётного
показателя
.
Однако
здесь
возможности
учётной
политики
пол
-
ностью
лежат
в
сфере
международ
-
ных
соглашений
и
(
или
)
договоров
(
в
ряде
случаев
может
оказаться
целе
-
сообразным
отказаться
от
классифи
-
кации
расчётов
потерь
в
сетевых
элементах
в
качестве
измерений
).
На
РРЭ
все
сете
-
вые
и
генерирующие
компании
также
бу
-
дут
эксплуатировать
«
свои
»
АСКУЭ
,
причём
ИК
«
снизу
»
должны
рас
-
полагаться
по
край
-
ней
мере
на
всех
отхо
-
дящих
фидерах
0,4
кВ
всех
ТП
20/10/6 —
0,4
кВ
.
Кроме
того
,
как
уже
указывалось
выше
,
они
должны
устанавливать
ИС
в
бытовом
и
мелкомоторном
секто
-
ре
.
Широкое
распространение
по
-
лучат
автоматизированные
системы
коммерческого
учёта
бытовых
потре
-
бителей
—
АСКУЭ
БП
;
полный
охват
дрённых
у
ряда
субъектов
россий
-
ских
рынков
4
.
На
РРЭ
и
ОРЭМ
будет
обеспече
-
но
совпадение
требований
к
метро
-
логическому
обеспечению
автомати
-
зированных
ИС
(
возможно
,
за
исклю
-
чением
показателей
точности
),
так
как
на
этих
рынках
нет
принципиаль
-
ной
разницы
в
требованиях
к
надёж
-
ности
и
качеству
информации
.
Остановимся
ещё
на
одном
важ
-
ном
аспекте
КУЭ
—
дислокации
си
-
стем
.
По
нашему
мнению
,
по
край
-
ней
мере
,
на
ОРЭМ
каждая
точка
поставки
будет
обслуживаться
дву
-
мя
точками
измерений
,
расположен
-
ными
на
распределительных
устрой
-
ствах
смежных
субъектов
рынка
.
При
этом
точки
поставки
везде
на
ОРЭМ
и
РРЭ
будут
находить
-
ся
только
на
рас
-
пределительном
устройстве
одного
из
субъектов
рынка
(
сейчас
такое
поло
-
жение
уже
сложи
-
лось
на
ОРЭМ
).
Ис
-
ключения
будут
со
-
ставлять
точки
по
-
ставки
на
межгосу
-
дарственных
ЛЭП
в
местах
пересече
-
ния
государствен
-
ной
границы
.
Иначе
говоря
,
каждый
участник
рынка
,
включая
сетевые
,
генериру
-
ющие
компании
,
потребителей
,
соз
-
даст
собственную
АИИС
КУЭ
с
прак
-
тически
идентичными
метрологиче
-
скими
характеристиками
ИК
(
за
ис
-
4
Среди
наиболее
современных
системных
решений
следует
отметить
предлагае
-
мую
фирмой
Landys+Gyr
систему
Converge —
автоматизированную
систему
сбора
и
хранения
данных
последнего
поколения
.
Система
Converge
может
обрабатывать
данные
в
области
электроэнергетики
,
природного
газа
,
тепла
и
водоснабжения
.
С
учётом
возможности
масштабирования
и
модульности
система
может
быть
скон
-
фигурирована
в
соответствии
с
индивидуальными
требованиями
практически
лю
-
бых
потребителей
.
Система
Converge
используется
как
высоконадёжная
,
отказо
-
устойчивая
система
не
только
для
поставщиков
и
потребителей
энергии
среднего
размера
,
но
также
и
для
крупных
и
очень
крупных
сетевых
компаний
.
61
№ 5 (8), сентябрь-октябрь, 2011
ими
городских
агломераций
,
а
затем
сельских
поселений
—
вопрос
не
та
-
кого
уж
отдалённого
будущего
.
Тем
не
менее
сохранятся
и
«
традиционные
»
ИС
,
состоящие
из
одного
счётчика
с
возможностями
только
визуального
съёма
информации
.
Для
бытовых
по
-
требителей
с
такими
вариантами
тех
-
нических
средств
период
учёта
будет
варьироваться
от
одного
раза
в
квар
-
тал
до
одного
раза
в
год
.
Применяемые
в
АИИС
КУЭ
и
АСКУЭ
счётчики
электроэнергии
бу
-
дут
представлять
собой
многофункци
-
ональные
измерительные
преобразо
-
ватели
с
различным
набором
функций
в
зависимости
от
целей
применения
[1—3].
Надо
быть
готовыми
к
тому
,
что
в
случае
применения
ТТ
и
ТН
с
циф
-
ровым
выходом
сам
счётчик
утратит
функцию
аналого
-
цифрового
преоб
-
разователя
и
превратится
просто
в
вычислительное
устройство
со
всеми
вытекающими
отсюда
последствия
-
ми
—
метрологическими
и
архитектур
-
ными
(
в
отношении
информационно
-
измерительной
системы
).
И
в
завершении
форсайта
—
не
-
много
фантазии
.
Вообще
тесная
связь
учётных
и
измерительных
за
-
дач
КУЭ
,
нормативного
и
технологи
-
ческого
компонентов
системы
лучше
всего
видна
на
примере
отношений
двух
смежных
субъектов
рынка
.
Если
рыночное
сообщество
осознает
и
примет
достаточно
обоснованную
ги
-
потезу
о
том
,
что
значение
учётного
показателя
в
точке
поставки
влияет
на
финансовый
результат
только
этих
субъектов
и
больше
никого
,
такая
по
-
становка
учётной
задачи
приведёт
к
единственному
логичному
решению
.
А
именно
:
нет
никаких
причин
при
-
нуждать
«
сверху
»
рассматриваемые
субъекты
выполнять
измерения
с
вы
-
сокой
точностью
,
в
т
.
ч
.
заменять
ТТ
и
ТН
.
Надо
лишь
дать
право
каждо
-
му
из
них
в
случае
недовольства
по
-
грешностью
существующих
средств
измерений
изменить
состав
и
(
или
)
качество
ИК
за
свой
счёт
.
Регламен
-
тации
должна
подвергаться
толь
-
ко
информационная
надёжность
—
поставка
данных
КУЭ
в
информаци
-
онную
систему
КО
(
или
ОКУ
).
Кста
-
ти
,
подтверждением
мысли
о
допу
-
стимости
на
практике
произвольно
-
го
установления
точности
измере
-
ний
(
вплоть
до
полной
отмены
поня
-
тия
«
измерение
»
вообще
)
на
границе
между
смежными
субъектами
рынка
служит
разрешённое
законодатель
-
ством
расчётное
определение
учёт
-
ного
показателя
на
РРЭ
.
В
качестве
него
предписывается
брать
и
некую
регулируемую
месячную
«
норму
»
по
-
требления
,
и
статистические
данные
.
К
этой
же
категории
оценок
следу
-
ет
отнести
и
«
типовые
графики
»
на
-
грузок
,
пусть
даже
при
этом
пропор
-
ционально
им
распределяется
дей
-
ствительно
измеренная
энергия
.
Рассуждая
подобным
образом
,
до
-
пустимо
представить
себе
такую
мо
-
дель
определения
учётного
показате
-
ля
,
которая
либо
сводит
к
минимуму
объём
МО
средств
измерений
элек
-
троэнергии
,
либо
вообще
выходит
за
рамки
метрологии
.
В
качестве
ещё
одной
возмож
-
ной
идеи
упрощения
метрологии
КУЭ
следует
рассмотреть
перемещение
границ
АИИС
КУЭ
«
вниз
»,
вплоть
до
её
эквивалентности
измерительному
каналу
.
Действительно
,
ни
здравый
смысл
,
ни
действующая
норматив
-
ная
база
,
ни
современные
техниче
-
ские
средства
не
препятствуют
тому
,
чтобы
счётчик
стал
«
верхним
уров
-
нем
»
системы
.
В
особенности
когда
никто
не
возражает
,
что
собственно
измерения
заканчиваются
счётчи
-
ком
,
т
.
е
.
устройством
,
где
происходит
конечное
аналого
-
цифровое
изме
-
рительное
преобразование
.
А
даль
-
ше
мы
попадаем
в
область
цифро
-
вых
каналов
связи
и
«
неметрологи
-
ческой
»
обработки
информации
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Андреева
Л
.
В
.,
Осика
Л
.
К
.,
Туби
-
нис
В
.
В
. (
под
общей
редакцией
Осики
Л
.
К
.).
Коммерческий
учёт
электроэнергии
на
оптовом
и
розничном
рынках
. —
М
.:
АВОК
,
2010.
2.
Осика
Л
.
К
.
Операторы
коммер
-
ческого
учёта
на
рынках
элек
-
троэнергии
». —
М
:
Издательство
«
ЭНАС
», 2007.
3.
Осика
Л
.
К
.
Современные
требо
-
вания
к
измерительным
прибо
-
рам
для
целей
коммерческого
учёта
электроэнергии
. —
Электри
-
чество
, 2005,
№
3.
Оригинал статьи: Коммерческий учёт на рынках электроэнергии России
Начиная с запуска в ноябре 2003 г. оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), в деловой оборот вошёл термин «АИИС КУЭ», вытеснив собой ранее повсеместно употреблявшийся термин «АСКУЭ». Последний из упомянутых терминов с момента своего возникновения расшифровывался и понимался по-разному.