12
г
о
с
т
ь
н
о
м
е
р
а
гость номера
Ключ к успеху —
это желание учиться
Все
чаще
дети
начинают
знакомиться
с
будущей
профессией
еще
в
школе
.
Профильная
подготовка
учеников
помогает
уже
в
8–9
классе
определить
их
склонности
и
способности
.
Как
вос
-
пользоваться
возможностями
современного
школьного
образо
-
вания
на
все
100
процентов
?
Какие
профессиональные
навыки
необходимо
развивать
для
успешной
работы
на
предприятиях
энергетики
?
На
что
способны
несовершеннолетние
инженеры
?
Эти
и
другие
вопросы
мы
задали
директору
лицея
№
1502
при
МЭИ
Владимиру
Львовичу
ЧУДОВУ
.
Чудов
В
.
Л
.,
к
.
т
.
н
.,
д
.
п
.
н
.,
профессор
ФГБОУ
ВО
«
НИУ
«
МЭИ
»,
Заслуженный
учитель
РФ
,
лауреат
премии
Президента
РФ
в
области
образования
—
Владимир
Львович
,
Ваш
Лицей
№
1502
при
МЭИ
на
сегодня
обла
-
дает
превосходной
учебной
базой
и
демонстрирует
отличные
ре
-
зультаты
образовательного
про
-
цесса
.
Каковы
общие
показатели
учебного
заведения
в
сравнении
с
другими
учреждениями
среднего
образования
столицы
,
страны
?
—
Показатели
успешности
того
или
иного
учебного
заведения
—
без
-
условно
важный
ориентир
как
для
родителей
,
заинтересованных
в
том
,
чтобы
дать
своему
ребенку
лучшее
образование
,
так
и
для
потенциаль
-
ных
работодателей
,
заинтересован
-
ных
в
привлечении
лучших
и
наибо
-
лее
подготовленных
сотрудников
.
Тем
не
менее
,
на
первое
место
в
этом
вопросе
я
бы
поставил
не
су
-
хие
официальные
цифры
и
рейтинги
,
а
,
скажем
так
,
народную
молву
.
На
-
род
трудно
обмануть
.
Лицей
№
1502
при
МЭИ
не
предла
-
гает
ученикам
и
их
родителям
супер
-
модные
специализации
или
междуна
-
родные
программы
(
хотя
мы
их
тоже
не
отрицаем
).
У
школы
самое
емкое
название
—
инженерная
.
И
мы
полно
-
стью
соответствуем
в
этом
отноше
-
нии
ожиданиям
обучающихся
,
давая
им
качественное
фундаментальное
образование
по
техническим
и
есте
-
ственнонаучным
направлениям
.
При
этом
мы
не
отрицаем
ни
гуманитар
-
ные
дисциплины
,
ни
физкультуру
.
У
нас
прекрасная
спортивная
база
,
которую
мы
настойчиво
и
успешно
развиваем
и
эффективно
используем
для
учащихся
.
Чтобы
дети
получили
хорошее
образование
,
этот
комплекс
также
совершенно
необходим
.
Если
же
говорить
об
официальных
цифрах
,
то
могу
с
гордостью
сказать
,
что
Лицей
№
1502
при
МЭИ
на
про
-
тяжении
шести
последних
лет
входит
13
в
ТОП
-20
лучших
образовательных
учреждений
Москвы
,
а
по
итогам
2015–2016
учебного
года
мы
были
десятыми
и
постоянно
получаем
гранты
I
степени
Правительства
города
Москвы
.
В
общероссийском
рейтинге
мы
прочно
закрепились
в
диапазоне
от
20
до
25
места
.
Подобные
рейтинги
учитывают
такие
достижения
школ
,
как
резуль
-
таты
государственных
испытаний
9
и
11
класса
,
победы
в
олимпиа
-
дах
,
в
очень
значимых
конкурсах
.
Я
уважительно
отношусь
к
рабо
-
те
рейтингового
агентства
RAEX,
которое
формирует
рейтинг
школ
по
итогам
поступления
учащих
-
ся
в
20
наиболее
престижных
ву
-
зов
России
.
Среди
них
МГУ
,
МГТУ
им
.
Н
.
Э
.
Баумана
,
СПбГУ
,
УрГУ
,
ВШЭ
и
другие
.
В
этом
рейтинге
наш
Лицей
находится
на
4-
м
мес
-
те
.
На
сегодня
мы
выпустили
6694
выпускника
,
из
которых
6653
(99,38%)
поступили
в
вузы
.
Более
половины
каждого
выпуска
(
а
это
150
человек
)
выбирают
МГУ
,
МЭИ
,
МГТУ
им
.
Н
.
Э
.
Баумана
,
МФТИ
,
МИФИ
,
МАИ
.
—
Какой
уровень
подготовки
не
-
обходимо
иметь
ребенку
для
по
-
ступления
в
Лицей
№
1502
при
МЭИ
и
успешного
в
нем
обуче
-
ния
?
На
какие
предметы
необ
-
ходимо
обратить
внимание
при
подготовке
для
поступления
в
лицей
?
—
У
нас
нет
сумасшедшего
кон
-
курса
.
На
сегодня
это
примерно
от
2
до
4,5
человек
на
место
.
Когда
лицей
создавался
изна
-
чально
,
это
была
школа
для
стар
-
шеклассников
.
Набрали
вначале
десять
10-
х
и
шесть
11-
х
.
Потом
стали
набирать
только
в
10-
е
клас
-
сы
и
выпускали
11-
е
.
Со
временем
набор
был
расширен
до
седьмых
-
девятых
классов
с
выделением
профильных
специализированных
направлений
.
Наши
профили
базируются
на
серьезном
фундаменте
изучения
физики
,
математики
,
информа
-
тики
,
химии
,
иностранных
языков
и
физической
культуры
.
Большое
внимание
уделяется
изучению
гу
-
манитарных
дисциплин
.
В
лицее
создана
система
адаптивно
-
раз
-
вивающих
программ
по
русскому
языку
,
литературе
и
истории
.
Мо
-
тивация
серьезного
отношения
к
гуманитарным
дисциплинам
под
-
держивается
широким
набором
элективных
курсов
в
структуре
учебного
плана
и
в
системе
допол
-
нительного
образования
.
Подготовительной
ступенью
к
лицейскому
профильному
об
-
разованию
является
вечерний
Межшкольный
Факультатив
(
МШФ
)
для
учащихся
6–9-
х
классов
.
Пред
-
меты
для
изучения
можно
выбрать
в
любом
наборе
.
Учащиеся
зани
-
маются
по
уникальным
методиче
-
ским
разработкам
МЭИ
и
лицея
.
Цель
факультатива
—
научить
их
рационально
усваивать
материал
,
ответственно
и
заинтересованно
относиться
к
обучению
и
самораз
-
витию
.
Самое
главное
для
поступле
-
ния
и
успешного
обучения
в
ли
-
цее
—
желание
ребенка
учиться
.
Желания
родителей
не
всегда
хватает
.
Много
ли
перед
ученика
-
ми
7–9-
х
классов
было
барьеров
в
жизни
?
Как
правило
,
никаких
.
Может
быть
,
только
некий
элемент
борьбы
—
пойду
или
не
пойду
в
му
-
зыкальную
школу
.
Теперь
есть
ба
-
рьер
в
виде
требования
серьезной
подготовки
к
поступлению
,
зача
-
стую
связанной
с
дополнительны
-
ми
занятиями
на
МШФ
,
и
наконец
,
c
дать
3–4
вступительных
экзаме
-
на
—
это
непросто
.
И
вот
ваш
ре
-
бенок
поступил
в
лицей
.
Неужели
он
с
этим
потом
расстанется
?
Он
такой
барьер
преодолел
!
Может
,
первый
в
своей
жизни
барьер
.
—
По
каким
профилям
(
направ
-
лениям
)
сегодня
ведется
обуче
-
ние
в
лицее
?
—
На
сегодняшний
день
лицей
предлагает
своим
ученикам
следу
-
ющие
направления
обучения
:
–
с
углубленным
изучением
ино
-
странного
языка
;
–
с
углубленным
изучением
фи
-
зики
и
математики
;
–
экономическое
(
с
экономико
-
математической
и
социально
-
гуманитарной
подгруппами
);
–
естественнонаучное
(
с
фи
зико
-
химической
и
химико
-
биологи
-
ческой
подгруппами
);
–
с
углубленным
изучением
ин
-
форматики
и
математики
;
–
инженерное
(
с
немецким
и
ан
-
глийским
языками
);
–
общелицейское
.
Основная
профилизация
начи
-
нается
в
9
классе
.
Почему
немецкий
язык
?
У
нас
очень
хорошие
связи
с
Институтом
Гёте
.
Лицей
был
первой
в
России
школой
,
которая
попала
в
немец
-
кую
международную
программу
«
Школа
:
партнеры
будущего
».
Ин
-
женеры
со
знанием
немецкого
языка
сейчас
очень
востребованы
.
Среди
принципов
,
на
которых
базируется
лицейское
образова
-
ние
,
одно
из
важнейших
мест
за
-
нимает
принцип
удовлетворения
запросов
и
интересов
учащихся
,
то
есть
индивидуализации
процес
-
са
обучения
.
Обучаясь
в
лицее
,
учащийся
может
выбрать
не
толь
-
ко
интересующий
его
профиль
,
но
и
образовательный
уровень
по
ряду
дисциплин
.
—
Как
вам
удалось
найти
таких
профессиональных
преподава
-
телей
?
—
В
решении
этого
вопроса
очень
большую
роль
сыграла
наша
Аль
-
маматер
—
университет
МЭИ
.
При
Лаборатория
3D-
прототипирования
«
Экспериментариум
1502
МЭИ
» —
от
-
личное
подспорье
для
лицеистов
,
занимающихся
проектно
-
исследователь
-
ской
деятельностью
№
2 (41) 2017
14
создании
школы
в
1989
году
(
она
тогда
называлась
школа
№
1027
энергофизического
профиля
при
МЭИ
)
преподаватели
по
основ
-
ным
дисциплинам
пришли
именно
из
вуза
.
Это
было
не
только
тре
-
бование
учредителей
школы
,
но
и
необходимость
:
для
того
,
чтобы
выпускные
экзамены
засчитыва
-
лись
как
вступительные
,
не
ме
-
нее
половины
преподавателей
по
этим
профильным
дисциплинам
должны
быть
представителями
вуза
.
В
итоге
,
уже
в
первый
год
рабо
-
ты
школы
в
преподавательском
со
-
ставе
70%
физиков
были
из
МЭИ
.
Также
из
вуза
пришли
60%
матема
-
тиков
, 100%
информатиков
,
почти
100%
химиков
,
иностранного
язы
-
ка
—
больше
половины
,
физкуль
-
турники
—
почти
все
.
То
есть
МЭИ
практически
полностью
«
закрыл
»
кадровую
проблему
.
Со
временем
часть
препода
-
вателей
ассимилировались
,
пере
-
шли
работать
в
лицей
на
постоян
-
ной
основе
, (
и
это
наше
большое
достижение
),
другие
вернулись
в
вуз
.
В
настоящее
время
более
22%
педагогов
вуза
работают
в
ли
-
цейских
классах
.
Но
в
процессе
подбора
новых
преподавателей
мы
неизменно
ориентируемся
на
высокую
планку
,
заданную
препо
-
давательским
составом
из
МЭИ
.
В
последние
годы
наметилась
еще
одна
очень
позитивная
тен
-
денция
.
Молодые
ребята
—
вы
-
пускники
нашего
Лицея
№
1502
при
МЭИ
,
окончив
физфак
МГУ
,
филфак
или
факультет
иностран
-
ных
языков
,
возвращаются
к
нам
в
качестве
преподавателей
.
У
них
уже
совершенно
иная
мотивация
,
чем
просто
у
человека
со
стороны
.
Они
сами
учились
в
этом
лицее
,
знают
здесь
каждый
угол
,
каждого
сотрудника
,
предметы
и
методики
преподавания
.
И
они
стремятся
усовершенствовать
их
,
применив
полученные
знания
,
сделать
ли
-
цей
еще
лучше
.
—
Существуют
ли
в
лицее
до
-
полнительные
механизмы
,
фа
-
культативы
,
помогающие
ребен
-
ку
в
его
дальнейшей
професси
-
ональной
ориентации
?
—
Для
организации
поддержки
де
-
тей
в
этом
вопросе
мы
практикуем
периодические
встречи
с
руковод
-
ством
,
встречи
с
сотрудниками
Опыты
на
уроках
химии
—
первый
шаг
к
серьезным
проектам
,
в
том
числе
по
программе
JuniorSkills
МЭИ
в
рамках
ЦТПО
(
центр
техно
-
логической
поддержки
образова
-
ния
).
Ребенок
может
ознакомиться
со
всей
информацией
о
вузе
,
вы
-
слушать
деканов
и
преподавате
-
лей
,
сходить
на
день
открытых
дверей
.
Он
проходит
обязатель
-
ную
практику
при
вузе
.
Если
его
что
-
то
увлекло
,
он
идет
на
ЦТПО
,
где
работает
с
конкретным
настав
-
ником
,
делает
какой
-
то
проект
,
по
-
могающий
ему
в
дальнейшем
са
-
моопределении
.
—
Мы
знаем
,
что
в
лицее
органи
-
зовано
профобучение
по
стан
-
дартам
Junior
Skills.
Расскажите
об
этом
направлении
.
—
Прежде
всего
,
посмотрим
,
чем
естественнонаучное
образование
отличается
от
инженерного
.
Если
говорить
про
естествен
-
но
-
научное
образование
,
то
оно
подразумевает
фундаментальное
знание
профильных
дисциплин
,
умение
находить
решения
мета
-
предметных
задач
,
выход
на
высо
-
кий
олимпиадный
уровень
.
Инже
-
нерное
образование
,
не
отрицая
фундаментальных
знаний
и
ме
-
тапредметных
умений
,
опирается
на
проектно
-
исследовательскую
деятельность
,
работу
в
команде
,
хороший
уровень
предпрофессио
-
нальной
подготовки
.
К
сожалению
,
ниша
трудового
воспитания
(
когда
мы
учим
ре
-
бенка
работать
руками
)
в
школах
фактически
уничтожена
.
Есть
так
называемая
«
технология
» —
вы
-
резания
,
аппликации
,
папье
-
маше
и
др
.
Возможно
,
где
-
то
в
5–6
клас
-
сах
даже
дают
подержать
в
руках
молоток
.
Но
этого
,
во
-
первых
,
мало
.
Во
-
вторых
,
это
не
коллективный
и
малоквалифицированный
труд
.
Как
альтернативу
мы
разраба
-
тываем
направление
JuniorSkills,
подпрограммы
WorldSkills,
кото
-
рые
связаны
с
освоением
рабочих
квалификаций
в
различных
совре
-
менных
компетенциях
.
Кроме
при
-
обретения
определенных
навыков
,
получения
конкретного
результата
в
виде
продукта
,
это
еще
и
воз
-
можность
участия
в
серьезных
со
-
ревнованиях
до
республиканского
уровня
.
В
этой
программе
много
творчества
,
соревновательности
,
работы
в
коллективе
.
И
еще
раз
подчеркну
—
конечный
результат
в
виде
конкретного
продукта
.
В
лицее
мы
предлагаем
уча
-
щимся
более
12-
ти
компетенций
.
Среди
них
—
обработка
материа
-
лов
,
электромонтаж
,
электроника
,
мехатроника
,
лазерные
техно
ло
-
гии
, 3D-
прототипирование
,
Интер
-
нет
вещей
,
станки
c
ЧПУ
,
робо
то
-
техника
,
химический
анализ
и
про
-
чие
.
Как
ни
странно
,
даже
семи
-
классники
справляются
с
эле
-
ментами
прикладного
программи
-
рования
,
без
которых
станок
не
за
-
работает
,
а
робот
не
оживет
.
Но
чтобы
ребенок
мог
работать
в
этом
направлении
,
он
должен
что
-
то
уметь
и
знать
.
Мы
ему
пред
-
лагаем
очень
хорошую
базу
.
Разработаны
курсы
и
програм
-
мы
специальных
инженерных
дис
-
циплин
.
Лаборатории
и
мастерские
центра
предпрофильной
подготов
-
ки
оснащены
современным
обору
-
дованием
:
токарные
и
фрезерные
станки
с
ЧПУ
,
лазерные
граверы
,
парк
малых
трансформируемых
станков
для
обработки
металла
,
пластмассы
и
дерева
, 3D
скане
-
ры
и
принтеры
,
плоттер
-
резак
,
учебные
стенды
«
Мехатроника
»,
«
Электромонтаж
»
и
«
Пневмоавто
-
ОБРАЗОВАНИЕ
15
матика
»,
большой
парк
конструк
-
торов
,
робототехнических
компо
-
нентов
,
современной
цифровой
измерительной
техники
.
Очень
интересно
направление
группово
-
го
творчества
—
макетирование
с
использованием
всей
имеющей
-
ся
станочной
базы
.
Все
это
не
только
формирует
у
ребенка
не
-
обходимые
навыки
,
дает
лучшее
представление
о
тех
физических
процессах
,
с
которыми
ему
при
-
дется
иметь
дело
в
реальной
жиз
-
ни
и
в
профессиональном
плане
.
Без
практики
ребенку
не
по
-
нять
,
что
ему
по
жизни
нравится
,
а
что
нет
.
Мы
ему
предоставляем
эту
возможность
.
Как
раз
7–8
клас
-
сы
—
это
время
проб
и
ошибок
.
Если
будет
ошибка
,
она
может
быть
совершенно
бесценна
для
ребенка
.
Он
должен
посмотреть
,
нравится
ли
ему
то
,
что
он
делает
,
получается
ли
.
И
делать
осознан
-
ный
профессиональный
выбор
.
—
Как
JuniorSkills
способствует
подготовке
будущих
специалис
-
тов
для
электроэнергетической
сферы
?
—
Ведется
подготовка
и
по
элек
-
тротехническим
специальностям
.
В
школе
большое
количество
конструкторов
соответствующей
тематики
.
С
их
помощью
можно
собирать
электрические
цепи
раз
-
личной
сложности
,
изучать
физи
-
ческие
,
электрохимические
и
иные
процессы
в
электрических
цепях
.
Определенные
действия
и
опыты
можно
дополнительно
програм
-
мировать
.
Мы
сейчас
закупаем
по
робототехнике
очень
дорогие
кон
-
структоры
.
Имеется
специальный
электро
-
монтажный
стенд
,
где
дети
долж
-
ны
собрать
электрическую
схему
.
Включение
лампочки
,
самое
про
-
стое
.
Но
они
должны
правильно
зачистить
провод
,
правильно
про
-
ложить
короба
,
подвести
питание
.
Здесь
надо
рассчитать
автомат
,
мощность
лампочки
,
собрать
цепь
.
Следующий
этап
—
запуск
какого
-
то
двигателя
системы
.
На
этом
же
стенде
можно
соби
-
рать
и
более
сложные
схемы
.
Все
это
уже
с
ранних
лет
готовит
ребен
-
ка
к
обучению
в
профильном
вузе
и
последующей
работе
на
пред
-
приятиях
энергетики
.
Ведь
когда
он
придет
туда
с
приобретенными
знаниями
и
навыками
,
ему
будет
гораздо
легче
осваивать
ту
специ
-
альность
,
которую
он
выберет
,
он
будет
более
быстро
и
качественно
выполнять
свои
должностные
обя
-
занности
.
—
Лицей
является
организато
-
ром
Открытой
московской
есте
-
ственнонаучной
конференции
школьников
«
Потенциал
»
по
фи
-
зике
,
математике
,
информати
-
ке
,
экологии
,
химии
,
биологии
,
энергосбережению
.
Каким
обра
-
зом
участие
в
подобной
конфе
-
ренции
расширяет
кругозор
уче
-
ников
,
стимулирует
их
дальней
-
ший
образовательный
процесс
?
Как
это
мероприятие
помогает
преподавателям
в
выявлении
лучших
и
перспективных
детей
,
а
также
организации
более
эф
-
фективного
развития
их
качеств
и
навыков
в
будущем
?
—
Конференция
«
Потенциал
»,
которую
лицей
проводит
совмест
-
но
с
НИУ
«
МЭИ
»,
постоянно
рас
-
ширяется
(
в
2017
году
—
порядка
500
участников
, 330
докладов
)
и
все
более
отчетливо
приобрета
-
ет
инженерную
направленность
.
Кроме
секций
по
предметам
,
были
организованы
подсекции
«
Энерго
-
сбережение
и
энергетика
», «
Ро
-
бототехника
», «
Экомониторинг
и
охрана
природы
», «
Городские
экосистемы
», «
Приборостроение
и
машиностроение
», «
Физико
-
хи
-
мический
анализ
».
Ваш
ребенок
сделал
хороший
проект
и
ему
ведь
надо
где
-
то
доложиться
,
его
надо
оформить
,
защитить
,
его
должны
оценить
.
Это
нормальный
процесс
инженерного
,
научного
творчества
.
Наша
конференция
отличается
высоким
уровнем
не
-
зависимого
жюри
.
Конференцию
городского
уровня
«
Потенциал
»
дополнят
наши
малые
лицейские
конференции
:
у
физиков
— «
Ахилл
и
черепаха
»,
у
биологов
,
химиков
,
экологов
— «
Экополис
»,
у
матема
-
тиков
— «
Квадратура
круга
».
А
сейчас
мы
проводим
совер
-
шенно
уникальную
гуманитарную
конференцию
«
Защитники
Отече
-
ства
»,
она
идет
под
эгидой
Инсти
-
тута
военной
истории
Генштаба
.
На
нее
к
нам
приезжают
генералы
и
полковники
.
И
тема
каждый
год
выбирается
наиболее
актуаль
-
ная
.
В
этом
году
это
,
конечно
,
ок
-
тябрь
1917
года
,
гражданская
вой
-
на
и
все
,
что
с
этим
связано
.
Самое
важное
на
этих
конфе
-
ренциях
,
что
ребенок
высказыва
-
ется
.
Доклады
делаются
вместе
с
учителями
,
они
имеют
для
нас
важную
составляющую
патриоти
-
ческого
воспитания
.
—
Помимо
тесного
сотрудниче
-
ства
с
НИУ
«
МЭИ
»,
взаимодей
-
ствует
ли
лицей
с
крупными
компаниями
,
заинтересованны
-
ми
в
привлечении
квалифици
-
рованных
инженерных
кадров
?
Как
организовано
данное
взаи
-
модействие
?
Какие
перспекти
-
вы
и
преимущества
от
подобно
-
го
симбиоза
получают
учащиеся
лицея
?
—
Наш
лицей
тесно
сотрудничает
с
Siemens.
Они
нам
поставляют
бесплатное
оборудование
для
ла
-
бораторий
,
обеспечивают
матери
-
альную
базу
по
мехатронике
,
по
элементам
автоматики
.
Это
дает
возможность
ученикам
оттачивать
свои
навыки
на
самом
современ
-
ном
лабораторном
оборудовании
.
Из
крупных
компаний
энергети
-
ческой
отрасли
мы
ориентируемся
на
ПАО
«
РусГидро
»,
ПАО
«
Рос
-
сети
»,
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
».
Техни
-
ческая
и
кадровая
политика
этих
организаций
позволяет
нам
свое
-
вре
мен
но
адаптировать
образова
-
тельные
программы
под
динамич
-
но
меняющиеся
требования
.
Все
это
приводит
к
тому
,
что
у
ребенка
возникает
больше
воз
-
можностей
.
Горизонт
расширяет
-
ся
,
он
может
идти
туда
,
куда
по
-
желает
.
Кроме
того
,
мы
гордимся
теми
выпускниками
,
которые
вы
-
брали
гуманитарное
и
творческое
направление
своей
деятельности
и
обучаются
в
Гнесинке
,
Суриков
-
ском
институте
,
на
историческом
и
филологическом
факультетах
,
в
институте
иностранных
языков
.
Для
энергетической
же
отрасли
наиболее
важен
МЭИ
.
И
здесь
мы
с
гордостью
можем
сказать
,
что
из
Лицея
№
1502
при
МЭИ
выходят
выпускники
,
полностью
подготов
-
ленные
для
успешной
учебы
в
од
-
ном
и
самых
престижных
техниче
-
ских
вузов
страны
.
Впоследствии
они
,
без
сомнения
,
имеют
возмож
-
ности
и
способности
стать
лучши
-
ми
работниками
и
руководителями
крупнейших
энергетических
компа
-
ний
России
.
Беседовала
Екатерина
Гусева
№
2 (41) 2017
Оригинал статьи: Ключ к успеху – это желание учиться
Все чаще дети начинают знакомиться с будущей профессией еще в школе. Профильная подготовка учеников помогает уже в 8–9 классе определить их склонности и способности. Как воспользоваться возможностями современного школьного образования на все 100 процентов? Какие профессиональные навыки необходимо развивать для успешной работы на предприятиях энергетики? На что способны несовершеннолетние инженеры? Эти и другие вопросы мы задали директору лицея № 1502 при МЭИ Владимиру Львовичу ЧУДОВУ.