10
АКЦЕНТ
а
к
т
у
а
л
ь
н
о
е
и
н
т
е
р
в
ь
ю
актуа
льное интервью
—
Евгений
Петрович
,
обеспечение
энер
-
гетической
безопасности
государств
на
се
-
годняшний
день
является
общемировой
за
-
дачей
.
Каково
понимание
«
энергетическая
безопасность
»
с
точки
зрения
Министерства
энергетики
РФ
в
современных
условиях
?
Каким
признакам
должна
удовлетворять
си
-
стема
,
отвечающая
этим
требованиям
?
—
В
современном
понимании
энергетиче
-
ская
безопасность
—
это
состояние
защищён
-
ности
страны
,
её
граждан
,
общества
,
государ
-
ства
,
экономики
от
угроз
надёжному
топливо
-
и
энергообеспечению
.
Эти
угрозы
определяются
как
внешними
(
геополитическими
,
макроэконо
-
мическими
,
конъюнктурными
)
факторами
,
так
и
состоянием
и
функционированием
энергетиче
-
ского
сектора
страны
.
Наша
задача
—
своевременно
выявлять
на
-
зревающие
угрозы
,
эффективно
реагировать
на
ситуацию
,
чтобы
обеспечить
надёжность
ра
-
боты
энергосистемы
.
В
стране
должна
быть
сформирована
такая
электроэнергетическая
система
,
которая
пол
-
ностью
отвечает
современным
требованиям
надёжности
,
энергоэффективности
,
технологи
-
ческой
и
экологической
безопасности
.
Для
достижения
этих
целей
Минэнерго
Рос
-
сии
разработало
законопроект
,
который
позво
-
ляет
наделить
федеральные
органы
исполни
-
тельной
власти
полномочиями
по
разработке
и
утверждению
обязательных
требований
к
обе
-
спечению
надёжности
и
безопасности
электро
-
энергетических
систем
и
объектов
электро
-
энергетики
,
имеющих
базовое
значение
для
сохранения
технического
единства
отрасли
и
её
развития
.
К
числу
обязательных
относятся
требования
к
функционированию
электроэнер
-
гетических
систем
,
объектов
электроэнергетики
и
энергопринимающих
установок
потребителей
в
их
составе
,
федеральные
нормы
и
правила
безопасности
объектов
электроэнергетики
и
—
обратите
внимание
—
энергопринимающих
установок
потребителей
,
требования
к
устой
-
чивости
и
надёжности
электроэнергетических
систем
и
планированию
их
развития
.
А
также
требования
к
параметрам
и
режимам
работы
объектов
электроэнергетики
,
РЗА
,
включая
противоаварийную
и
режимную
автоматику
,
требования
к
работе
с
персоналом
в
электро
-
энергетике
.
Данный
законопроект
внесён
на
рассмотре
-
ние
в
Правительство
Российской
Федерации
.
—
В
законопроекте
Минэнерго
предлага
-
ет
разделить
понятия
«
надёжность
»
и
«
без
-
опасность
»
энергосистемы
.
Для
чего
это
делается
?
—
Совершенствование
понятийного
аппара
-
та
—
важнейшее
условие
совершенствования
законодательной
базы
.
Что
касается
электро
-
энергетики
,
то
Минэнерго
считает
необходи
-
мым
не
только
дать
однозначное
определение
понятиям
,
но
и
определить
принципы
,
на
ко
-
Ключ
к энергобезопасности
О задачах и методах обеспечения энергетической
безопасности России в современных экономиче-
ских и политических условиях, о государственной
политике в этой области рассказывает Директор
Департамента оперативного контроля и управле-
ния в электроэнергетике Министерства энергети-
ки Российской Федерации Евгений ГРАБЧАК.
11
№
3 (30),
май
–
июнь
, 2015
торых
они
базируются
.
Под
надёжностью
энергоси
-
стемы
понимается
её
способность
выполнять
свои
функции
по
производству
,
передаче
,
распределе
-
нию
электрической
энергии
и
электроснабжению
по
-
требителей
в
допускаемых
пределах
показателей
качества
электроэнергии
и
восстанавливать
указан
-
ные
функции
после
их
нарушения
.
Безопасность
же
—
это
состояние
защищённости
жизненно
важных
интересов
личности
и
общества
от
аварий
на
объ
-
ектах
и
последствий
этих
аварий
.
Разделение
понятий
надёжности
и
безопасности
—
это
ещё
и
разделение
ответственности
и
функций
государственного
управления
.
Вопросы
безопас
-
ности
относятся
к
сфере
компетенции
федераль
-
ного
государственного
энергетического
надзора
,
а
контроль
за
надёжностью
будет
осуществляться
в
рамках
контрольных
функций
и
регуляторных
полно
-
мочий
Минэнерго
России
(
в
том
числе
по
рассмо
-
трению
и
утверждению
инвестиционных
программ
субъектов
электроэнергетики
и
контролю
их
испол
-
нения
,
разработке
и
утверждению
схем
и
программ
развития
ЕЭС
России
,
оценке
готовности
субъектов
электроэнергетики
к
работе
в
осенне
-
зимний
период
и
т
.
д
.),
что
позволит
применять
различные
инстру
-
менты
управления
отраслью
в
целях
устойчивого
развития
электроэнергетики
.
—
Уже
более
года
на
утверждении
в
Прави
-
тельстве
РФ
находится
разработанный
Мин
-
энерго
проект
Постановления
«
О
правилах
технологического
функционирования
(
ПТФ
)
электроэнергетических
систем
».
С
чем
связано
столь
долгое
утверждение
?
И
какое
влияние
мо
-
жет
оказать
этот
документ
на
решение
вопросов
по
обеспечению
энергетической
безопасности
?
—
Этот
документ
действительно
очень
важен
,
поскольку
в
отрасли
до
сих
пор
нет
единых
техно
-
логических
правил
,
направленных
на
обеспечение
технологической
совместимости
генерирующих
электросетевых
компаний
и
потребителей
электро
-
энергии
.
В
рыночных
условиях
это
приводит
к
не
-
согласованным
,
разрозненным
действиям
соб
-
ственников
энергообъектов
,
снижает
надёжность
энергосистемы
.
На
разработку
и
обсуждение
ПТФ
,
а
так
-
же
на
всестороннюю
оценку
его
регулиру
-
ющего
воздействия
у
нас
ушло
более
пяти
лет
.
Сегодня
мы
на
финишной
прямой
:
ду
-
маю
,
в
нынешнем
году
документ
будет
при
-
нят
.
За
время
работы
над
Правилами
техно
-
логического
функционирования
Минэнерго
пришлось
пройти
много
споров
,
принять
немало
конструктивных
поправок
и
компро
-
миссных
решений
.
Наша
задача
—
получить
в
итоге
сбалансированный
,
взвешенный
документ
,
который
устанавливает
единые
технические
требования
,
правила
и
прин
-
ципы
совместной
работы
объектов
электро
-
энергетики
и
потребителей
электроэнергии
в
составе
электроэнергетической
системы
.
Это
позволит
исключить
из
практики
си
-
туации
,
когда
инвестор
строит
энергообъ
-
ект
,
выбирает
оборудование
,
а
оно
не
соответствует
требованиям
энергосистемы
.
В
результате
возника
-
ет
целый
ряд
проблем
,
которые
можно
решить
толь
-
ко
радикальными
методами
,
которые
потребуют
привлечения
значительных
ресурсов
.
Или
ещё
распространённый
пример
:
потребите
-
ли
часто
сетуют
,
что
при
технологическом
присо
-
единении
энергетики
устанавливают
требования
к
энергоустановкам
,
системам
защит
,
тогда
как
потре
-
битель
сам
волен
выбирать
,
какая
энергоустановка
ему
нужна
.
Конечно
,
мнение
потребителя
необходи
-
мо
уважать
.
Но
при
этом
нужно
понимать
,
что
есть
крупные
потребители
,
чьё
оборудование
может
вы
-
зывать
такие
возмущения
в
сети
,
которые
при
не
-
благоприятной
ситуации
способны
нанести
крупный
урон
энергосистеме
.
Все
эти
случаи
—
следствие
отсутствия
закре
-
плённой
на
законодательном
уровне
единой
техни
-
ческой
политики
в
отрасли
,
направленной
на
повы
-
шение
эффективности
,
надёжности
и
обеспечение
технологической
совместимости
всех
её
звеньев
.
Принятие
ПТФ
позволит
существенно
упростить
принятие
инвестиционных
решений
,
потому
что
требования
к
энергообъектам
становятся
более
конкретными
и
соответствующими
современному
уровню
техники
и
технологий
в
электроэнергетике
.
Таким
образом
,
ПТФ
—
очередной
ключ
к
повыше
-
нию
энергобезопасности
страны
и
инвестиционной
привлекательности
отрасли
.
—
Скажите
,
какие
конкретные
проекты
в
рам
-
ках
укрепления
энергобезопасности
государства
сегодня
реализуются
в
России
?
—
Ключевые
проекты
,
способствующие
повыше
-
нию
энергобезопасности
,
сегодня
сосредоточены
на
самых
проблемных
направлениях
:
в
Крыму
,
Кали
-
нинграде
,
а
также
на
Дальнем
Востоке
,
который
ста
-
новится
новой
точкой
роста
российской
экономики
.
Скажу
понемногу
о
каждом
из
них
.
Итак
,
Калининград
.
Сложная
политическая
ситу
-
ация
в
мире
,
зависимость
от
транзита
электроэнер
-
гии
и
энергоресурсов
через
прибалтийских
партнё
-
ров
поставили
Калининградскую
область
на
грань
Калининградская
ТЭЦ
-2
12
АКЦЕНТ
энергетической
изоляции
.
В
связи
с
этим
было
при
-
нято
решение
о
полном
обеспечении
эксклава
соб
-
ственной
электроэнергией
за
счёт
строительства
собственной
генерации
и
электросетевой
инфра
-
структуры
,
решены
вопросы
по
развитию
системы
газоснабжения
региона
.
Более
того
,
мы
серьёзно
поработали
и
над
ре
-
шением
существующих
проблем
в
электроэнерге
-
тике
региона
.
Как
вы
помните
,
за
последнее
время
в
области
произошёл
целый
ряд
системных
аварий
.
Результаты
анализа
показали
,
что
причина
состояла
в
неправильных
настройках
газовых
турбин
компа
-
нии
«
Сименс
»
мощностью
450
МВт
.
Мы
совместно
с
немецкими
специалистами
провели
очень
большую
работу
,
по
результатам
которой
была
выявлена
не
-
обходимость
в
перенастройке
защит
газовых
турбин
непосредственно
под
особенности
работы
в
россий
-
ской
энергосистеме
,
что
не
было
обеспечено
при
на
-
ладке
оборудования
.
Теперь
о
Крыме
.
Минувшая
зима
для
полуостро
-
ва
оказалась
очень
сложной
.
Мы
готовились
к
этому
,
провели
ряд
превентивных
мероприятий
—
аудит
,
ремонт
мощностей
(
которые
обеспечивают
потреб
-
ности
округа
лишь
на
15%.
Прим
.
ред
.),
выработа
-
ли
программу
действий
в
критических
ситуациях
…
И
всё
же
зима
для
нас
оказалась
«
жаркой
».
Лихорадить
начало
с
декабря
2014
г
.,
когда
Укра
-
ина
по
разным
причинам
резко
ограничила
пере
-
токи
в
Крымский
федеральный
округ
.
Первый
удар
был
самым
ощутимым
.
Но
мы
быстро
оправились
,
начали
работать
в
сложившихся
обстоятельствах
.
В
течение
ОЗП
2014/15
г
.
в
Крым
было
перемеще
-
но
13
ГТС
(
это
290
МВт
мощности
), 1,5
тыс
.
дизель
-
генераторных
установок
(
порядка
300
МВт
),
много
другой
техники
и
специалистов
.
Принятые
меры
по
-
зволили
пройти
зиму
с
наименьшими
потерями
.
К
со
-
жалению
,
приходилось
производить
веерные
отклю
-
чения
.
Однако
схема
была
выстроена
так
,
что
для
каждого
потребителя
они
составляли
не
более
двух
часов
в
сутки
.
Минувшая
зима
показала
,
насколько
важно
огра
-
дить
полуостров
от
энергетической
зависимости
из
-
вне
.
Пока
Крым
остаётся
полностью
изолированным
энергорайоном
,
связь
с
которым
обеспечивается
только
через
территорию
Украины
.
Ключом
к
фундаментальному
решению
вопро
-
са
обеспечения
энергобезопасности
Крыма
стала
Федеральная
целевая
программа
,
в
рамках
кото
-
рой
предусмотрен
ряд
мер
по
объединению
энер
-
госистемы
Крыма
с
Единой
национальной
энерго
-
системой
России
.
Процесс
будет
проходить
в
три
этапа
.
На
первом
планируем
объединить
энерго
-
систему
Крыма
с
энергосистемой
Юга
России
.
Для
этого
будут
построены
9
объектов
электросетевого
комплекса
,
позволяющие
обеспечить
переток
и
до
-
ставку
электроэнергии
из
ЕНЭС
до
конечных
потре
-
бителей
Крыма
.
Через
Керченский
пролив
будет
по
-
строен
подводный
кабельный
переход
,
способный
обеспечить
переток
850
МВт
мощности
, 2
объекта
будут
построены
на
территории
Ростовской
области
и
Краснодарского
края
, 6 —
в
Крыму
.
Кроме
этого
,
в
течение
трёх
лет
на
полуострове
будут
созданы
объекты
генерации
общей
мощностью
до
940
МВт
.
И
уже
в
2017
г
.
полуостров
получит
полную
энергети
-
ческую
независимость
с
учётом
перспективного
раз
-
вития
КФО
.
Что
касается
развития
энергетики
Дальнего
Вос
-
тока
,
то
этот
проект
связан
,
прежде
всего
,
с
дина
-
мичным
развитием
региона
и
становлением
его
как
крупного
транспортного
и
промышленного
центра
страны
.
Среди
основных
приоритетов
отрасли
—
обеспечение
энергоснабжения
Байкало
-
Амурской
и
Транссибирской
магистралей
,
что
предусматрива
-
ет
строительство
и
реконструкцию
магистральных
сетей
БАМа
и
Транссиба
в
границах
Восточного
полигона
ОАО
«
РЖД
»,
а
также
надёжное
энерго
-
снабжение
потребителей
Восточной
Сибири
и
Даль
-
него
Востока
.
Проект
включён
в
инвестиционную
программу
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
» 2015—2019
гг
.,
а
его
стоимость
оценивается
в
140
млрд
руб
.
Рассматри
-
вается
вопрос
о
софинансировании
проекта
за
счёт
средств
ФНБ
.
В
регионе
ведутся
работы
по
строительству
Усть
-
Среднеканской
и
Нижне
-
Бурейской
ГЭС
.
Также
ОАО
«
РусГидро
»
планирует
запустить
четыре
тепловых
станции
:
Якутская
ГРЭС
-2 (1-
я
очередь
),
Сахалин
-
ская
ГРЭС
-2 (1-
я
очередь
),
Благовещенская
ТЭЦ
(2-
я
очередь
),
ТЭЦ
в
г
.
Советская
гавань
.
Для
реше
-
ния
стратегических
задач
реализуются
проекты
по
строительству
протяжённых
магистральных
элек
-
трических
сетей
.
—
В
последние
годы
в
связи
с
увеличиваю
-
щейся
плотностью
электрических
нагрузок
всё
большую
остроту
в
области
обеспечения
энер
-
гетической
безопасности
приобретают
вопро
-
сы
,
связанные
с
предупреждением
масштабных
технологических
нарушений
,
вызванных
экстре
-
мальными
погодными
явлениями
,
такими
как
ледяной
дождь
,
наводнение
,
ураган
,
землетрясе
-
ние
и
т
.
п
.
и
уменьшением
последствий
от
их
воз
-
действия
.
Какие
изменения
должны
произойти
в
электросетевом
комплексе
России
в
этом
на
-
правлении
?
—
Массовая
аварийность
в
энергоснабжении
у
нас
,
как
правило
,
проявляется
во
время
природных
Солнечные
электростанции
в
Крыму
13
№
3 (30),
май
–
июнь
, 2015
катаклизмов
,
которые
,
в
связи
с
изменени
-
ем
климата
,
происходят
всё
чаще
.
В
этом
году
средняя
температура
по
стране
пре
-
высила
климатическую
норму
почти
на
4
градуса
и
составила
-3,8
о
С
.
Это
на
0,3
о
С
выше
,
чем
зимой
прошлого
года
.
Такая
погода
способствует
активному
гололёдо
-
образованию
на
линиях
электропередачи
.
Число
таких
случаев
в
эту
зиму
возросло
в
1,5
раза
по
сравнению
с
уровнем
прошло
-
го
года
.
В
связи
с
этим
,
в
электросетевых
компаниях
проводится
дополнительная
подготовка
персонала
,
проводятся
меро
-
приятия
по
плавке
гололёда
,
устанавлива
-
ется
необходимое
оборудование
,
преду
-
преждающее
о
гололёдообразовании
,
применяются
технологии
,
препятствую
-
щие
гололёдообразованию
и
т
.
д
.
Ледяные
дожди
,
наводнения
,
пожары
,
ураганы
стали
практически
неотъемле
-
мой
частью
нашей
жизни
.
Часто
природные
анома
-
лии
происходят
в
тех
регионах
,
где
ещё
несколько
лет
назад
они
считались
невозможными
.
В
связи
с
этим
,
нам
приходится
постоянно
быть
начеку
:
ведь
какой
бы
высокотехнологичной
и
совершенной
ни
была
электросетевая
инфраструктура
,
всё
равно
приходится
сталкиваться
с
определёнными
про
-
блемами
в
энергоснабжении
.
Главное
в
этих
усло
-
виях
—
минимизировать
ущерб
от
разрушитель
-
ных
природных
явлений
и
максимально
быстро
восстанавливать
энергоснабжение
потребителей
в
пострадавших
районах
.
И
в
этом
отношении
электросетевой
комплекс
за
последние
несколь
-
ко
лет
сделал
большой
шаг
вперёд
:
за
последние
три
года
среднее
время
на
восстановление
энер
-
госнабжения
бытового
потребителя
сократилось
с
двух
суток
до
3
часов
.
Тем
самым
сделан
большой
шаг
к
повышению
энергобезопасности
населения
страны
.
Более
того
,
сокращается
общая
аварийность
на
объектах
энергетики
.
В
этот
ОЗП
она
снизилась
бо
-
лее
чем
на
13%,
причём
основная
доля
этого
сниже
-
ния
приходится
на
электросетевые
компании
.
Что
касается
масштабов
аварий
,
то
в
осенне
-
зим
-
ний
период
2014/15
г
.
наблюдался
рост
количества
отключённых
потребителей
по
сравнению
с
анало
-
гичным
периодом
прошлого
года
.
Это
объясняется
аварией
,
которая
произошла
4
ноября
2014
г
.
на
Ро
-
стовской
АЭС
,
вследствие
которой
без
электроснаб
-
жения
остались
4,2
млн
человек
.
Каждая
нештатная
ситуация
,
каждая
крупная
ава
-
рия
—
звонок
о
том
,
на
каких
направлениях
необхо
-
димо
сосредоточить
внимание
государства
и
всех
участников
энергосистемы
.
—
Обеспечение
энергетической
безопасно
-
сти
зависит
от
многих
факторов
,
в
том
числе
и
от
снижения
зависимости
электроэнергетиче
-
ского
комплекса
от
импортного
оборудования
,
материалов
,
технологий
.
Какие
меры
поддерж
-
ки
предусматривает
государство
для
компаний
,
рискнувших
вплотную
заняться
проблемой
им
-
портозамещения
?
—
Вопросами
импортозамещения
Минэнерго
России
занимается
в
тесном
контакте
с
Минпром
-
торгом
России
.
Мы
все
прекрасно
видим
,
что
наша
энергетика
остаётся
слишком
зависимой
от
зарубеж
-
ных
продуктов
и
технологий
,
и
понимаем
,
насколько
важно
заменить
импортные
поставки
равноценными
отечественными
.
Например
,
электросетевой
комплекс
страны
нуж
-
дается
в
постоянном
обновлении
.
Однако
для
этого
российские
компании
зачастую
вынуждены
исполь
-
зовать
импортное
оборудование
—
КРУЭ
,
транс
-
форматоры
,
силовой
кабель
—
из
-
за
отсутствия
подобных
отечественных
образцов
.
Сейчас
есть
предпосылки
к
тому
,
что
данная
продукция
в
скором
времени
может
быть
замещена
конкурентоспособ
-
ными
российскими
аналогами
.
К
настоящему
времени
определены
приоритет
-
ные
направления
по
импортозамещению
в
отрас
-
ли
до
2020
года
и
меры
соответствующей
господ
-
держки
.
Среди
этих
мер
—
кредитование
ключевых
инвестпроектов
с
льготной
кредитной
ставкой
5%
годовых
из
Фонда
развития
промышленности
,
субсидирование
уплаты
процентов
по
кредитам
,
взятым
в
2014—2016
годах
на
реализацию
новых
комплексных
инвестпроектов
,
проведение
НИОКР
,
компенсация
затрат
на
проведение
пилотных
про
-
ектов
в
области
инжиниринга
и
промышленного
ди
-
зайна
,
налоговые
преференции
для
приоритетных
отечественных
производителей
по
налогу
на
при
-
быль
и
налогу
на
имущество
.
Также
ведётся
раз
-
работка
механизма
стимулирования
заказчиков
на
приобретение
оборудования
отечественного
произ
-
водства
.
Мы
затронули
лишь
малую
часть
проблемы
энер
-
гобезопасности
страны
.
Тема
очень
обширна
и
мно
-
гогранна
.
Она
постоянно
поднимается
на
всех
про
-
фессиональных
,
государственных
,
общественных
площадках
,
в
том
числе
и
в
прессе
.
И
это
правильно
.
Ведь
вопрос
энергобезопасности
—
это
не
что
-
то
аб
-
страктное
,
а
то
,
что
касается
лично
каждого
из
нас
.
Беседовала
Людмила
ЮДИНА
Транссибирская
магистраль
Оригинал статьи: Ключ к энергобезопасности
О задачах и методах обеспечения энергетической безопасности России в современных экономических и политических условиях, о государственной политике в этой области рассказывает Директор Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики Российской Федерации Евгений ГРАБЧАК.