ОбРАЗО-
вАНие
96
учеба
человеческий фактор
Э
той публикацией мы про-
должаем серию статей, по-
священных вопросам ра-
боты с персоналом энерге-
тических компаний. Данная статья
затрагивает такой непростой вопрос,
как разработка требований к про-
фессиональным знаниям и навыкам
специалистов.
Среди документов, регламенти-
рующих требования к персоналу,
работающему в электроэнергетике,
можно выделить три основных:
• Правила технической эксплуата-
ции электрических станций и се-
тей Российской Федерации;
• Правила работы с персоналом в
организациях электроэнергетики;
• Стандарт организации професси-
ональной подготовки, переподго-
товки, повышения квалификации.
В соответствии с приведенными
документами в любой электроэнер-
гетической компании должна прово-
диться постоянная работа с персона-
лом, направленная на обеспечение
его готовности к выполнению про-
фессиональных функций и поддержа-
ние квалификации. Необходимо соз-
дать систему (порядок) проведения
работ с персоналом. В общем случае
такая система должна включать:
• требования к профессиональным
знаниям;
• техническую библиотеку, необхо-
димую персоналу в работе;
• типовые программы подготовки
специалистов различных служб и
подразделений;
• индивидуальные программы под-
готовки персонала;
• учебные площадки для проведе-
ния занятий, стажировок и трени-
ровок;
какой
должна быть
компетентность
специалиста-
энергетика?
Как только вы понимаете,
что больше ничему не учитесь,
из энергетики нужно уходить!
Юрий ШАРОВ, зав. кафедрой
«Электроэнергетические системы», к.т.н., доцент,
галина СУББОТИНА, ст. преподаватель кафедры
«Техника и электрофизика высоких напряжений»,
Сергей БЕлОУСОВ, старший преподаватель кафедры
«Техника и электрофизика высоких напряжений»,
замдиректора ЦПП «Электроэнергетика», к.т.н.,
Владимир ТУльСКИЙ, зам. зав. кафедрой «Электро-
энергетические системы», к.т.н., доцент МЭИ (ТУ)
97
№ 2, сентябрь-октябрь, 2010
• систему контроля фактического
уровня подготовки и т.п.
Во всех документах четко пропи-
саны требования к проверке знаний
Правил технической эксплуатации,
Правил устройства электроустано-
вок, Правил пожарной безопасно-
сти, Правил техники безопасности и
т.п. На сегодняшний день на рынке
данных услуг представлено большое
количество инструментов для разви-
тия и оценки специалистов в этой об-
ласти. Этот вопрос хорошо отработан
на всех уровнях во всех компаниях,
за соблюдением этих правил ведет-
ся государственный надзор, поэтому
эта тема рассматриваться не будет.
Опыт работы с энергетическими
компаниями показывает, что наи-
большие трудности вызывает опи-
сание и закрепление в должностной
инструкции фактического перечня
функциональных задач, которые спе-
циалист должен решать в процессе
своей трудовой деятельности. Обзор
большого количества должностных
инструкций показал, что зачастую
эти документы носят формальный ха-
рактер, при этом используются очень
обобщающие формулировки без
конкретных требований. Перечень
знаний, в которых должны описы-
ваться требования, предъявляемые к
работнику в отношении специальных
знаний, в основном представляется в
виде списка законодательных и нор-
мативных правовых актов, положе-
ний, инструкций и других руководящих
материалов. Опрос и анкетирование
специалистов различного уровня по-
казывают, что фактически решаемые
задачи и требования должностной ин-
струкции не взаимосвязаны.
В таких условиях решение задач
по обеспечению готовности спе-
циалиста к выполнению его профес-
сиональных функций и поддержание
его квалификации также носит фор-
мальный характер. При этом часто
сотрудника обучают не тому, что ему
действительно необходимо в работе,
а в соответствии с планом-графиком
периодической подготовки и пере-
подготовки. Отсутствие системных
требований превращает аттестацию
персонала в формальную процеду-
ру или инструмент для увольнения
«лишних» специалистов. Возникает
вопрос: неужели используемые пла-
ны подготовки персонала основыва-
ются на «пустом месте»? Разумеется,
нет — они опираются на ранее ис-
пользуемые документы, как прави-
ло, разработанные не один десяток
лет назад. Однако необходимо иметь
в виду, что за прошедшее с тех пор
время изменились и технологии, и
техника, возникли новые функцио-
нальные требования. Они-то и оста-
ются вне поля зрения.
Здесь уместно привести пример
из опыта общения со студентами
старших курсов института. После
очередной производственной прак-
тики студента-отличника спросили,
готов ли он пойти работать на под-
станцию после окончания института.
Он ответил утвердительно, но только
попросил рассказать, как он должен
развиваться, какие знания и умения
(компетенции) наращивать, чтобы
у него был шанс стать главным ин-
женером предприятия. Понятно, что
без четкого и конкретного описания
требований к знаниям и умениям
специалистов всех уровней ответить
на вопрос такого студента не просто.
Термины «компетентность» и
«компетенции» все чаще употребля-
ются в работах, посвященных вопро-
сам управления персоналом. При
этом, как правило, речь идет преиму-
щественно о менеджерских компе-
тенциях, основанных на поведенче-
ском подходе. То есть характеризуют
соответствующие модели поведения.
В то же время в сферах деятельности,
связанных с использованием или
обслуживанием сложных технологи-
ческих объектов, более значимыми
являются именно профессионально-
технические компетенции, которые
определяются в рамках функцио-
нального подхода.
Одним из широко распростра-
ненных определений компетенции
является следующее: «набор зна-
ний, умений, навыков и личност-
ных характеристик, необходимых
для эффективного выполнения по-
ставленной задачи». При описании
профессионально-технической ком-
петенции она может быть опреде-
лена в основном как наличие не-
обходимых знаний и умений (навык
предполагает «автоматическое» ис-
пользование умений, приобретае-
мое с опытом). Личностные харак-
теристики тоже более значимы для
менеджерских аспектов деятельно-
сти, хотя такие черты, как аккурат-
ность, точность, исполнительность,
крайне важны при решении значи-
тельного числа технических задач.
Управленческие (менеджерские)
компетенции проработаны весьма
подробно — в связи с их универсаль-
ностью. Разумеется, в различных
отраслях есть свои особенности,
но благодаря общим подходам в
управлении модели управленче-
ских компетенций достаточно про-
сто адаптируются для конкретных
отраслей и предприятий. Однако
профессионально-технические ком-
петенции персонала очень тесно
связаны с конкретной спецификой
деятельности компании. Поэтому,
что касается профессионально-
технических отраслевых компетен-
ций, приходится признать, что они
нуждаются в проработке и самой се-
рьезной детализации. При этом сле-
дует отметить необходимость тесной
кооперации практического опыта
предприятий и методического подхо-
да высшей школы.
Именно модель компетенций
должна лежать в основе системы раз-
вития персонала компании, являясь,
по сути, ее фундаментом. И именно
исходя из компетентностных профи-
лей должны предъявляться требова-
ния к вновь нанимаемым на работу
специалистам, формироваться ком-
плексы оценки и программы повы-
шения квалификации персонала и
наполняться база знаний компании,
содержащая необходимую информа-
цию для обеспечения деятельности
всей организации.
рисУНок. роль МоДели
коМПетеНциЙ В систеМе
рАЗВития ПерсоНАлА
Московский энергетический ин-
ститут (Технический университет)
совместно с одной из ведущих энер-
гетических компаний страны реа-
лизует проект по разработке компе-
тентностных профилей сотрудников
этой компании. В качестве первой
должностной позиции, для которой
создается такой профиль, стала долж-
ность начальника подстанции.
Необходимо подчеркнуть, что,
прекрасно понимая важность соче-
тания опыта и методологии, о которой
мы упомянули выше, было выбрано
сочетание подходов «сверху вниз» и
«снизу вверх». Таким образом, в фор-
мировании профиля начальника под-
станции участвуют как их руководите-
ли, так и сами специалисты.
Рассмотрим порядок формиро-
вания системы требований к про-
98
ОбРАЗОвАНие
фессиональным компетенциям спе-
циалиста на примере начальника
подстанции.
На первом этапе работы необхо-
димо сформировать главные функ-
циональные задачи специалиста.
Укрупненно, основная задача на-
чальника подстанции — организация
надежной и безопасной работы под-
станции. Достижение данной цели
складывается из совокупности зна-
ний и умений, которые можно объе-
динить в общие смысловые блоки.
Компетенция первая, характе-
ризующая предмет деятельности, —
электротехническое оборудование
подстанции. Начальник подстанции
должен знать назначение, принцип
работы, устройство и основные пара-
метры оборудования, установленно-
го на его подстанции. Должен уметь
контролировать нагрузку оборудова-
ния, оценивать допустимый режим
работы оборудования.
Компетенция вторая, характери-
зующая один из видов деятельности
над предметом (оборудованием), —
диагностика оборудования. На пер-
вый взгляд эту задачу решают совсем
другие подразделения — испытатель-
ные лаборатории. Но необходимо
подчеркнуть, что ответственность за
все виды работ на подстанции несет
начальник, поэтому он должен знать
общие требования к проведению
диагностических работ, иметь пред-
ставление о методах их выполнения,
уметь контролировать (с точки зре-
ния процедуры) ход выполнения ра-
бот. Так как итоговый протокол про-
ведения испытаний рассматривает
начальник подстанции, он должен
уметь оценивать результаты диагно-
стических работ.
Компетенция третья, характери-
зующая такой вид деятельности, как
обслуживание оборудования. На-
чальник подстанции должен знать
правила организации, обслуживания
и ремонта оборудования, уметь раз-
Куратор рубрики «Образование»
Владимир ТУЛЬСКИЙ, заместитель заведующего
кафедрой «Электроэнергетические системы», к.т.н.,
доцент МЭИ (ТУ). Куратор ответит на все интересую-
щие вопросы по данной теме, которые можно напра-
вить в редакцию по e-mail: [email protected] или позво-
нить по тел. +7 (495) 645 1221
рабатывать планы выполнения таких
работ, составлять технологические
карты выполнения регламентных ра-
бот, готовить бланки переключений и
наряды-допуски.
Перечень профессиональных ком-
петенций можно продолжать, опи-
сывая также другие объекты и виды
деятельности, включая личностные и
управленческие характеристики.
На втором этапе необходимо про-
вести анкетирование действующих
специалистов на данной должност-
ной позиции. Здесь очень важно
понять, как видят специалисты (на-
чальники подстанций) спектр факти-
чески решаемых ими задач в своей
повседневной деятельности. Именно
эти люди уже решают данные зада-
чи, и учет их мнения обязателен. На
основании анкетирования уточняет-
ся набор компетенций и соответству-
ющих им знаний и умений.
На третьем этапе формируется
команда ведущих специалистов ком-
пании, которые также рассматрива-
ют проект системы требований, вно-
ся свои предложения и коррективы.
Данная процедура необходима, так
как зачастую специалист, сосредото-
чившись на текущих проблемах, за-
бывает о других вопросах, которые
также относятся к его зоне ответ-
ственности.
На заключительном этапе требо-
вания к знаниям и умениям специ-
алиста должны быть утверждены на
уровне высшего руководства, в соот-
ветствии с требованиями норматив-
ных документов.
И только на основании данного
документа компетентностного про-
филя, можно переходить к форми-
рованию технической библиотеки,
разработке программ повышения
квалификации, созданию системы
оценки фактического уровня, раз-
работке требований к преподавате-
лям, наставникам и инструкторам,
осуществляющим подготовку спе-
циалиста. При этом компания гаран-
тированно будет вкладывать деньги
в развитие персонала именно в той
области, в которой требуется специа-
листу для профессиональной деятель-
ности.
Необходимо подчеркнуть, что, од-
нажды пройдя все перечисленные
этапы, нельзя ставить окончательную
точку. К данному документу необхо-
димо периодически возвращаться,
проводя его актуализацию и кор-
ректировку. Здесь уместно провести
аналогию с авиацией, где комиссии
по расследованию аварий одной из
причин указывают недостатки в обу-
чении.
Приведенные этапы работы по
формированию системы требова-
ний к профессиональным знаниям и
умениям могут показаться очень гро-
моздкими, а в масштабах больших
энергокомпаний — очень длительны-
ми, с учетом количества должност-
ных позиций. Тем не менее авторы
считают, что предлагаемый подход
необходимо планомерно реализо-
вывать во всех энергетических ком-
паниях. Конечно, разработка любой
системы требует времени и финан-
совых затрат, особенно на первом
этапе, но в дальнейшем такую систе-
му необходимо будет только актуали-
зировать по мере появления нового
оборудования, технологий или новых
нормативных документов. Затраты
окупятся за счет оптимизации систе-
мы развития персонала, но самое
главное — такая система должна по-
высить безопасность работы такой
стратегической области, как энерге-
тика.
Оригинал статьи: Какой должна быть компетентность специалиста-энергетика?
Этой публикацией мы продолжаем серию статей, посвященных вопросам работы с персоналом энергетических компаний. Данная статья затрагивает такой непростой вопрос, как разработка требований к профессиональным знаниям и навыкам специалистов.