80
Какие грозозащитные тросы
защищают наши ЛЭП?
Зотов
Д
.
Р
.,
руководитель
службы
по
продажам
грозо
тросов
и
термостойких
проводов
ООО
«
ЭМ
-
КАБЕЛЬ
»
В
последнее
время
к
надежности
грозо
-
защиты
ВЛ
110
кВ
и
выше
предъявля
-
ются
все
более
высокие
требования
,
обусловленные
множеством
недо
-
статков
канатов
типа
ТК
и
С
,
применявшихся
ранее
в
качестве
грозозащиты
.
Основным
недостатком
оцинкованных
ка
-
натов
принято
считать
их
низкую
коррози
-
онную
стойкость
.
Согласно
статистике
ПАО
«
Россети
»,
из
-
за
коррозии
происходит
около
40%
всех
отключений
,
связанных
с
грозоза
-
щитными
тросами
.
Нельзя
не
отметить
еще
один
существенный
недостаток
оцинкованной
стали
,
а
именно
низкую
стойкость
к
высоким
температурам
.
Перегрев
оцинкованного
ка
-
ната
неизбежно
приводит
к
разрушению
цин
-
кового
покрытия
,
допустимая
температура
которого
,
согласно
стандарту
ФСК
ЕЭС
СТО
56947007-29.060.50.015-2008,
не
должна
пре
-
вышать
350º
С
.
Производители
современных
тросов
для
защиты
ВЛ
от
атмосферных
перенапряжений
пытаются
улучшить
эксплуатационные
харак
-
теристики
существующих
оцинкованных
тро
-
сов
.
На
сегодняшний
день
целесообразно
рас
-
сматривать
два
наиболее
используемых
типа
грозотросов
,
которые
должны
устранить
не
-
достатки
оцинкованных
тросов
:
уплотненные
конструкции
с
применением
низкоуглероди
-
стой
стали
с
нанесенной
на
поверхность
смаз
-
кой
и
грозозащитные
тросы
из
стали
,
плакиро
-
ванной
алюминием
.
Рассмотрим
детально
обе
конструкции
.
Тех
-
нология
компактирования
,
по
которой
изготав
-
ливаются
тросы
МЗ
,
действительно
позволяет
лучше
заполнить
пустоты
троса
и
увеличить
тем
самым
сечение
металла
при
одном
и
том
же
диаметре
.
Добавленное
сечение
несколь
-
ко
снижает
электрическое
сопротивление
троса
при
увеличении
веса
.
Полагая
,
что
при
-
мененные
технологические
решения
делают
оцинкованный
трос
в
своем
роде
уникальным
изделием
,
производители
поднимают
планку
надежности
,
не
всегда
осознавая
реальные
нагрузки
,
которым
подвергается
трос
во
время
эксплуатации
.
Так
,
заявленная
стойкость
к
то
-
кам
короткого
замыкания
троса
11,1-
Г
(
МЗ
)-
В
-
ОЖ
-
Н
-
Р
производства
ОАО
«
Северсталь
-
ме
-
тиз
»
составляет
6,64
кА
за
1
сек
.
Теперь
поговорим
о
тросах
из
стали
,
плаки
-
рованной
алюминием
.
Плакирование
—
метод
нанесения
тонкого
защитного
слоя
металла
на
поверхность
другого
металла
,
в
данном
слу
-
чае
алюминия
на
стальную
проволоку
,
при
ко
-
тором
происходит
холодная
сварка
металлов
за
счет
большой
сдавливающей
силы
.
Глав
-
ной
особенностью
этого
метода
является
вза
-
имная
диффузия
между
атомами
металлов
на
глубину
до
5
мкм
.
Технология
плакирования
позволяет
соз
-
дать
на
поверхности
стальной
проволоки
слой
алюминия
,
который
одновременно
будет
нести
антикоррозионную
функцию
и
в
несколько
раз
снижать
электрическое
сопротивление
,
так
как
сечение
алюминия
может
быть
от
13%
до
62%
Рис
. 1.
Испытание
оцинкованного
троса
11,1-
Г
(
МЗ
)-
В
-
ОЖ
-
Н
-
Р
на
стойкость
к
воздействию
тока
короткого
замыкания
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
воздушные линии
81
430006,
Республика
Мордовия
,
г
.
Саранск
,
ул
. 2-
я
Про
мышленная
,
д
. 10
А
Тел
.: 8 800-100-99-44,
тел
./
факс
: 8 (8342) 380-201
[email protected] www.emcable.ru
Группа
Компаний
«
ОПТИКЭНЕРГО
»
http://opticenergo.ru/
в
зависимости
от
класса
плакированной
проволоки
.
При
этом
снижение
электрического
сопротивления
за
счет
алюминия
является
бесспорным
.
В
лабораториях
НТЦ
ФСК
ЕЭС
предприятие
«
ЭМ
-
КАБЕЛЬ
»
провело
сравнительные
испытания
оцинкованного
троса
11,1-
Г
(
МЗ
)-
В
-
ОЖ
-
Н
-
Р
и
троса
,
плакированного
алюминием
,
ГТК
20-0/70-11,1/87
на
стойкость
к
воздействию
токов
короткого
замыка
-
ния
.
Имеются
все
протоколы
испытаний
.
Согласно
требованиям
СТО
56947007-
29.060.50.015-2008,
при
протекании
токов
короткого
замыкания
оцинкованные
тросы
не
должны
нагре
-
ваться
свыше
350°
С
,
а
тросы
,
плакированные
алю
-
минием
,
не
более
300°
С
.
Согласно
методике
рас
-
четов
,
температура
троса
11,1-
Г
(
МЗ
)-
В
-
ОЖ
-
Н
-
Р
при
протекании
тока
6,64
кА
за
1
сек
должна
составить
600°
С
,
троса
ГТК
20-0/70-11,1/87
при
6,4
кА
/
сек
—
300°
С
.
Проведенные
испытания
показали
,
что
при
про
-
текании
тока
6,64
кА
за
1
сек
температура
тро
-
са
11,1-
Г
(
МЗ
)-
В
-
ОЖ
-
Н
-
Р
составила
более
580°
С
.
Следствием
нагрева
троса
до
критических
темпера
-
тур
стало
моментальное
воспламенение
смазки
на
поверхности
троса
(
рисунок
1).
Почерневшая
поверхность
троса
после
испыта
-
ний
(
рисунок
2)
заставляет
задуматься
о
дальней
-
шей
пригодности
троса
к
эксплуатации
.
Известно
,
что
температура
плавления
цинка
со
-
ставляет
419°
С
,
а
при
температуре
450°
С
цинк
на
поверхности
стали
становится
рыхлым
и
легко
спа
-
дает
.
Собственно
,
этот
эффект
и
проявился
в
виде
белого
порошка
на
поверхности
троса
после
завер
-
шения
цикла
испытаний
(
рисунок
3).
Абсолютно
иная
ситуация
складывается
при
ис
-
пытании
ГТК
(
рисунок
4).
За
счет
вдвое
большей
электропроводности
,
чем
у
оцинкованного
троса
,
при
протекании
токов
короткого
замыкания
на
-
грев
троса
составил
224°
С
,
что
не
превышает
до
-
пустимых
значений
.
Такой
незначительный
нагрев
не
привел
ни
к
потемнению
поверхности
троса
,
ни
к
разрушениям
защитного
алюминиевого
слоя
.
Во
время
испытаний
полностью
отсутствовали
призна
-
ки
экстремального
перегрева
,
такие
как
потемнение
поверхности
троса
или
его
воспламенение
.
ВЫВОДЫ
Можно
долго
рассуждать
по
поводу
того
,
станет
ли
подобное
короткое
замыкание
фатальным
для
оцинкованного
троса
,
если
оно
произойдет
в
реаль
-
ных
условиях
.
Однозначно
можно
сказать
только
то
,
что
никому
не
хотелось
бы
видеть
открытое
пламя
на
своих
линиях
,
где
бы
они
ни
проходили
:
в
лес
-
ной
,
степной
или
городской
зоне
.
Можно
,
конечно
,
заявлять
,
что
в
ходе
проведенных
испытаний
пол
-
ного
разрушения
троса
не
произошло
,
но
вопрос
дальнейшей
его
эксплуатации
остается
открытым
.
На
наш
взгляд
,
ответом
на
этот
вопрос
может
стать
проведение
исследований
коррозионной
стой
-
кости
грозотросов
после
нагрева
токами
короткого
замыкания
.
Если
после
такого
воздействия
трос
под
-
твердит
свою
работоспособность
хотя
бы
в
течение
Рис
. 2.
Почерневшая
поверхность
оцинкованного
троса
11,1-
Г
(
МЗ
)-
В
-
ОЖ
-
Н
-
Р
после
испытаний
Рис
. 3.
Белый
порошок
на
поверхности
оцинкованного
троса
11,1-
Г
(
МЗ
)-
В
-
ОЖ
-
Н
-
Р
после
испытаний
Рис
. 4.
Поверхность
троса
,
плакированного
алюминием
,
ГТК
20-0/70-11,1/87
после
испытаний
30–40
лет
,
то
его
можно
считать
надежным
.
Данные
сравнительные
исследования
наше
предприятие
обязательно
проведет
на
отобранных
после
коротко
-
го
замыкания
образцах
и
опубликует
их
.
Не
нужно
забывать
,
что
кроме
короткого
замыка
-
ния
на
грозозащитные
тросы
в
реальных
условиях
эксплуатации
действуют
вибрации
,
разряды
мол
-
нии
и
атмосферные
загрязнения
в
виде
щелочей
и
кислот
.
О
стойкости
применяемых
сегодня
тросов
к
этим
факторам
и
остаточном
ресурсе
после
их
воздействия
нам
также
ничего
не
известно
.
Поста
-
раемся
провести
и
такие
исследования
и
опублико
-
вать
их
результаты
.
Р
№
4 (43) 2017
Оригинал статьи: Какие грозозащитные тросы защищают наши ЛЭП?
В последнее время к надежности грозозащиты ВЛ 110 кВ и выше предъявляются все более высокие требования, обусловленные множеством недостатков канатов типа ТК и С, применявшихся ранее в качестве грозозащиты.