СЕТИ
РОССИИ
88
а
к
т
у
а
л
ь
н
о
е
и
н
т
е
р
в
ь
ю
актуа
льное интервью
—
Анатолий
Анатольевич
,
раз
-
работка
законов
и
создание
необ
-
ходимых
условий
для
их
реализа
-
ции
—
задача
законодательной
и
исполнительной
власти
.
Какое
от
-
ношение
к
вопросам
энергоэф
-
фективности
имеет
Обществен
-
ная
палата
?
—
В
Общественной
палате
мы
вы
-
полняем
две
функции
:
проводим
об
-
щественную
экспертизу
законопро
-
ектов
и
осуществляем
обществен
-
ный
контроль
за
исполнением
зако
-
Как сложить
мозаику?
Реализация Федерального закона № 261-ФЗ «Об энер-
госбережении и о повышении энергетической эффек-
тивности и о внесении изменений в отдельные зако-
нодательные акты Российской Федерации» вступила в
практическую стадию. О том, какие шаги предприни-
маются на данном этапе, с какими проблемами прихо-
дится сталкиваться и какие вопросы решать, рассказы-
вает руководитель рабочей группы Общественной па-
латы РФ по вопросам энергообеспечения, энергоэф-
фективности и энергосбережения на территории Рос-
сийской Федерации Анатолий ЛИБЕТ.
нодательства
.
Наша
рабочая
группа
была
создана
в
мае
2009
года
,
когда
готовился
261-
й
ФЗ
«
Об
энергосбере
-
жении
…».
На
том
этапе
стояла
задача
подготовить
и
провести
обществен
-
ную
экспертизу
.
Мы
собрали
веду
-
щих
экспертов
страны
,
тесно
рабо
-
тали
с
парламентскими
комиссиями
.
Во
многом
благодаря
нашим
усили
-
ям
первая
редакция
закона
не
была
принята
.
Тот
вариант
носил
исключи
-
тельно
репрессивный
характер
,
не
содержал
стимулов
к
энергосбере
-
жению
.
Более
того
,
в
нем
отсутство
-
вали
экономические
механизмы
,
по
-
буждающие
субъекты
к
энергосбере
-
жению
.
Вторая
редакция
существенно
от
-
личается
от
первой
.
Несмотря
на
то
,
что
не
все
наши
предложения
были
приняты
,
сам
закон
,
подписанный
в
ноябре
2009
года
,
получился
доста
-
точно
гармоничным
.
Он
«
потяжелел
»
раз
в
десять
,
но
в
нем
были
учтены
мотивационные
моменты
,
без
кото
-
рых
внедрять
энергосберегающие
механизмы
было
бы
просто
невоз
-
можно
.
Создав
ФЗ
-261,
мы
получили
«
до
-
рожную
карту
»,
где
четко
обозначено
,
в
каком
направлении
и
как
двигать
-
ся
,
что
делать
в
области
повышения
энергоэффективности
и
энерго
-
сбережения
.
А
.
Либет
А
.
Либет
89
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
Теперь
наша
задача
—
провести
мониторинг
реального
исполнения
этого
закона
.
Работа
очень
большая
.
В
прошлом
году
члены
рабочей
груп
-
пы
побывали
в
ряде
регионов
,
встре
-
тились
с
губернаторами
,
провели
кру
-
глые
столы
,
конференции
,
форумы
.
Еще
более
широкая
программа
в
ре
-
гионах
запланирована
на
этот
год
.
—
Что
конкретно
успела
сделать
страна
в
области
энергосбереже
-
ния
за
год
?
—
На
самом
деле
минувший
год
можно
считать
годом
осмысления
за
-
конодательства
и
подготовки
к
реа
-
лизации
поставленных
задач
.
Напом
-
ню
,
что
закон
был
принят
в
ноябре
2009
года
,
когда
региональные
бюд
-
жеты
были
уже
сформированы
,
ста
-
тьи
расходов
расписаны
.
Перекраи
-
вать
главный
финансовый
документ
территории
и
находить
серьезные
средства
на
решение
тех
или
иных
вопросов
в
области
энергосбереже
-
ния
было
практически
невозможно
.
Даже
заказать
энергоаудит
регионы
просто
не
могли
—
не
было
денег
.
А
энергоаудит
—
это
своего
рода
диа
-
гноз
,
без
которого
невозможно
ле
-
чение
.
Создавать
программу
энерго
-
сбережения
без
качественного
ауди
-
та
—
дело
бесполезное
.
Как
показа
-
ла
практика
,
программы
,
написан
-
ные
без
проведения
предваритель
-
ного
энергоаудита
,
оказались
декла
-
ративными
и
пустыми
.
Настоящая
работа
появляется
тог
-
да
,
когда
есть
реальный
спрос
.
И
вот
сейчас
она
началась
.
Предстоящие
два
года
будут
самыми
«
горячими
».
До
конца
2012
года
во
всех
регио
-
нах
необходимо
провести
аудит
,
а
так
-
же
многочисленные
энергосберега
-
ющие
мероприятия
.
—
Энергоаудит
—
дело
серьез
-
ное
.
Насколько
соответствует
по
-
ставленным
задачам
уровень
энергоаудиторов
?
—
Профессиональная
подготов
-
ка
аудиторов
имеет
огромное
зна
-
чение
.
Но
это
не
все
.
Есть
еще
одна
проблема
:
аудиторов
катастрофиче
-
ски
не
хватает
.
Судите
сами
:
только
в
государственном
секторе
предсто
-
ит
проверить
более
7
миллионов
зда
-
ний
и
выдать
на
них
паспорта
энерго
-
эффективности
.
А
у
нас
,
в
России
,
тру
-
дится
лишь
тысяча
сертифицирован
-
ных
энергоаудиторов
.
Представляете
нагрузку
?
—
Что
делать
?
—
Решать
проблему
.
Это
непростое
занятие
.
В
Минэнерго
России
есть
список
сертифицированных
органи
-
заций
,
имеющих
право
обучать
энер
-
гоаудиторов
.
Но
их
явно
недостаточ
-
но
.
Кроме
того
,
давайте
посмотрим
,
какой
паспорт
и
какие
рекомендации
может
выдать
человек
,
прошедший
ускоренные
12-
часовые
курсы
энер
-
гоаудиторов
и
впервые
узнавший
о
Законе
Ома
на
короткой
лекции
.
Если
не
подойти
к
вопросу
ауди
-
та
серьезно
,
мы
можем
оказаться
в
ситуации
,
когда
заказчики
начнут
бе
-
гать
от
аудиторов
и
не
доверять
им
.
Чтобы
этого
не
случилось
,
необхо
-
димо
направить
усилия
с
двух
сто
-
рон
.
Во
-
первых
,
наладить
контроль
за
учебными
организациями
,
занима
-
ющимися
подготовкой
энергоаудито
-
ров
.
Это
задача
Минэнерго
России
.
Во
-
вторых
,
нужно
обеспечить
обще
-
ственный
контроль
за
тем
,
что
проис
-
ходит
на
рынке
энергоаудиторов
.
—
Компания
может
отказаться
от
услуг
энергоаудиторов
,
если
ее
не
устраивает
качество
работ
?
—
Конечно
.
Но
здесь
хочу
подчер
-
кнуть
,
что
на
рынке
энергоаудита
ра
-
ботают
саморегулируемые
организа
-
ции
.
Здесь
нет
государственного
ре
-
гулирования
.
СРО
отвечает
своей
ре
-
путацией
и
своими
деньгами
за
ка
-
чество
предоставляемых
услуг
.
Вряд
ли
профессиональное
объединение
будет
прикрывать
недобросовестно
-
го
либо
малоквалифицированного
члена
.
Кроме
того
,
считаю
,
что
долж
-
ны
страховаться
риски
за
проведе
-
ние
некачественного
аудита
.
На
мой
взгляд
,
должен
быть
создан
нацио
-
нальный
союз
энергоаудиторов
(
раз
-
говор
об
этом
идет
давно
),
одной
из
функций
которого
будет
мониторинг
качества
подготовки
профессиональ
-
ных
аудиторов
.
—
Энергоаудит
—
дело
обязатель
-
ное
или
добровольное
?
—
Для
целого
ряда
юридических
лиц
энергоаудит
обязателен
.
Пере
-
чень
этих
лиц
перечислен
в
261-
м
Федеральном
законе
.
Это
госучреж
-
дения
,
предприятия
с
госучастием
,
90
СЕТИ РОССИИ
компании
,
которые
потребляют
в
год
энергоресурсов
более
чем
на
10
млн
рублей
.
В
сущности
,
это
больше
поло
-
вины
всех
участников
рынка
.
Вторая
половина
освобождена
от
ежегодно
-
го
энергоаудита
.
Но
она
может
де
-
лать
это
в
добровольном
порядке
.
И
вот
тут
должны
срабатывать
экономи
-
ческие
стимулы
.
Предпосылки
к
это
-
му
есть
:
как
известно
,
энерготарифы
в
России
непомерно
высоки
.
Цена
электричества
у
нас
достигает
10
цен
-
тов
за
киловатт
-
час
,
что
соизмеримо
с
ценами
Европы
(
при
разности
в
до
-
ходах
населения
).
Это
тот
предел
,
за
который
опасно
перешагивать
.
Если
цена
будет
расти
теми
же
темпами
,
мы
со
своей
продукцией
станем
про
-
сто
неконкурентоспособными
на
ми
-
ровом
рынке
.
В
таких
условиях
не
занимать
-
ся
энергосбережением
может
толь
-
ко
очень
плохой
хозяин
.
И
все
же
напомню
,
что
раз
в
пять
лет
энерго
-
аудит
должны
проводить
все
компа
-
нии
и
предприятия
.
—
А
какую
помощь
может
ока
-
зать
Общественная
палата
в
орга
-
низации
энергоаудита
?
—
У
нас
подписано
соглашение
с
несколькими
субъектами
РФ
,
в
со
-
ответствии
с
которым
мы
оказыва
-
ем
практическую
помощь
в
его
про
-
ведении
.
Недавно
провели
большой
круглый
стол
в
Дмитровском
районе
Московской
области
на
тему
«
Энерго
-
сбережение
в
малых
городах
России
»
(
глава
Дмитровского
района
,
кстати
,
является
председателем
Ассоциации
—
Насколько
мощные
экономи
-
ческие
стимулы
заложены
в
Зако
-
не
«
Об
энергосбережении
…»
для
по
-
требителей
энергии
?
—
Достаточно
мощные
.
Но
вни
-
мание
прежде
всего
хотелось
бы
за
-
острить
на
проблемах
.
А
они
в
том
,
что
некоторые
статьи
закона
до
сих
пор
не
имеют
механизмов
реализа
-
ции
.
Например
,
в
законе
есть
статья
,
где
говорится
,
что
внедрение
энер
-
госберегающих
технологий
в
бюд
-
жетных
учреждениях
может
проис
-
ходить
за
счет
экономии
средств
.
Однако
технология
оставления
этих
средств
не
отработана
.
На
местах
чи
-
новники
не
понимают
,
как
практиче
-
ски
можно
применить
эту
статью
,
как
зафиксировать
финансовый
поток
,
внедрить
энергосберегающую
тех
-
нологию
,
снизить
физическое
потре
-
бление
энергоресурсов
,
а
получен
-
ную
экономию
либо
отдать
энерго
-
сервисной
компании
,
либо
поделить
ее
между
муниципалитетом
и
сервис
-
ной
компанией
.
Кроме
того
,
есть
противоречия
между
сроками
окупаемости
техно
-
логий
и
бюджетным
планировани
-
ем
.
Речь
идет
вот
о
чем
:
эффектив
-
ные
энергосберегающие
технологии
обычно
окупаются
за
4—5
лет
.
А
бюд
-
жеты
у
нас
планируются
в
лучшем
случае
на
три
года
вперед
.
То
есть
,
подписывая
контракт
,
энергосервис
-
ная
компания
не
понимает
,
что
ее
ждет
за
пределами
финансового
пе
-
риода
,
сможет
ли
она
получить
воз
-
врат
вложенных
средств
.
В
этой
си
-
туации
очень
трудно
рассчитывать
на
массовость
внедрения
новых
тех
-
нологий
.
А
без
массовости
ничего
не
получится
.
В
скором
времени
у
нас
пройдет
круглый
стол
по
самым
острым
про
-
блемам
энергосбережения
,
по
ито
-
гам
которого
мы
планируем
подго
-
товить
рекомендации
,
нацеленные
на
разрешение
сомнительных
ситуа
-
ций
.
Документ
будет
направлен
в
со
-
ответствующие
инстанции
.
Я
пригла
-
шаю
читателей
вашего
журнала
по
-
делиться
своими
соображениями
.
Мы
их
очень
ждем
.
—
Мы
много
говорим
об
энер
-
госберегающих
технологиях
.
А
от
-
куда
мы
их
возьмем
—
свои
приду
-
маем
или
за
рубежом
купим
?
—
В
плане
разработки
техноло
-
гий
наша
страна
совсем
не
бедная
.
Есть
очень
интересные
комплекс
-
ные
решения
в
области
экономии
и
малых
городов
России
).
Почему
мы
уделяем
особое
внимание
малым
го
-
родам
?
Потому
что
в
них
проживает
60%
населения
страны
и
выработ
-
ка
эффективных
технологий
энерго
-
сбережения
для
этих
населенных
пун
-
ктов
очень
важная
проблема
.
На
на
-
шем
мероприятии
такие
технологии
были
представлены
.
—
Одна
из
задач
вашей
рабочей
группы
—
выработка
рекомендаций
для
регионов
при
определении
при
-
оритетных
направлений
в
области
энергосбережения
и
энергоэффек
-
тивности
...
—
Это
важнейшее
направление
работы
.
Наша
цель
—
сделать
так
,
что
-
бы
при
растущих
тарифах
население
,
предприятия
и
организации
не
толь
-
ко
не
оказались
бы
банкротами
,
но
и
научились
экономить
.
Мы
сильно
от
-
стали
от
западных
соседей
.
В
России
на
единицу
продукции
энергоресур
-
сов
тратится
втрое
больше
,
чем
в
раз
-
витых
странах
,
даже
в
тех
,
которые
близки
к
нам
по
климатическим
усло
-
виям
, —
Финляндии
,
Канаде
,
Норве
-
гии
...
В
связи
с
этим
Президент
РФ
поставил
задачу
:
к
2020
году
снизить
энергоемкость
экономики
на
40%.
Рабочая
группа
—
это
живое
об
-
разование
.
В
экспертный
совет
груп
-
пы
входят
ведущие
ученые
страны
,
руководители
крупных
компаний
,
специалисты
-
практики
.
Благодаря
этому
уникальному
составу
у
нас
поя
-
вился
большой
банк
данных
о
приме
-
няемых
технологиях
и
новейших
раз
-
работках
.
Мы
убедились
:
поскольку
самый
высокий
процент
энергопотерь
при
-
ходится
на
жилищно
-
коммунальный
комплекс
,
здесь
возможен
и
самый
высокий
эффект
от
внедрения
энер
-
госберегающих
технологий
.
Некото
-
рые
компании
,
которые
работают
с
нами
,
на
собственном
опыте
убе
-
дились
,
насколько
велики
ресурсы
энергосбережения
.
Например
,
ис
-
пользуя
при
ремонте
домов
краску
на
основе
нанотехнологий
,
они
зна
-
чительно
снизили
потери
тепла
.
Есть
и
другие
примеры
.
Рабочая
группа
—
это
еще
и
ин
-
формационный
клуб
.
Чтобы
имеюща
-
яся
у
нас
информация
вышла
в
широ
-
кий
доступ
,
мы
работаем
над
созда
-
нием
сайта
,
где
пользователи
смогут
ознакомиться
с
новыми
технология
-
ми
и
тенденциями
,
а
также
просле
-
дить
,
что
происходит
в
области
энер
-
госбережения
,
энергоаудита
и
т
.
д
.
91
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
эффективного
использования
ресур
-
сов
.
Взять
ту
же
когенерацию
—
это
серьезный
шаг
к
повышению
энер
-
гоэффективности
.
Сейчас
уже
идет
речь
о
тригенерации
—
это
когда
од
-
новременно
вырабатывается
элек
-
тричество
,
тепло
и
холод
.
Это
все
оте
-
чественные
наработки
.
В
то
же
вре
-
мя
,
считаю
,
нужно
использовать
и
хо
-
рошо
зарекомендовавшие
себя
ино
-
странные
технологии
.
Почему
бы
и
нет
?
Ведь
они
доказали
свою
эффек
-
тивность
.
тельством
в
области
энергосбере
-
жения
,
из
-
за
коррупционных
про
-
явлений
?
—
Такой
риск
существует
.
Кор
-
рупция
действительно
проела
все
.
И
здесь
,
как
в
любом
деле
,
где
по
-
являются
деньги
,
возможны
корруп
-
ционные
действия
.
Не
допустить
это
-
го
—
дело
не
только
государственных
структур
,
но
и
общественных
органи
-
заций
.
Это
ведь
касается
наших
де
-
нег
—
денег
налогоплательщиков
.
И
средства
должны
расходоваться
с
умом
,
а
не
уходить
в
чьи
-
то
карманы
.
Между
тем
иногда
смотришь
конкурс
-
ные
условия
по
регионам
и
понима
-
ешь
,
что
написаны
они
под
какую
-
то
конкретную
компанию
.
Например
,
указывается
,
что
требуется
энерго
-
аудиторская
компания
с
10-
летним
стажем
,
при
том
,
что
энергоаудитор
-
ские
СРО
стали
создаваться
лишь
пол
-
года
назад
.
Очевидно
,
что
организа
-
торы
конкурса
создавали
эти
условия
под
себя
либо
под
кого
-
то
из
близких
людей
.
Или
выставляется
требование
:
в
составе
энергоаудиторской
компа
-
нии
должно
быть
два
доктора
наук
.
Почему
два
,
а
не
три
или
один
?
Тоже
вопрос
.
Такие
вещи
,
конечно
,
должны
пресекаться
,
их
надо
предавать
огла
-
ске
.
И
власть
обязана
оперативно
ре
-
агировать
на
такие
инсинуации
.
И
все
же
хочу
отметить
,
что
боль
-
шого
поля
для
коррупции
в
сфере
энергосбережения
я
не
вижу
.
Мы
дошли
до
той
черты
,
когда
речь
идет
уже
не
о
взятках
,
а
о
спасении
стра
-
ны
.
—
Энергосбережение
начинает
-
ся
с
приборов
учета
.
Электросете
-
вые
компании
заинтересованы
в
том
,
чтобы
организацией
учета
за
-
нимались
они
сами
—
лишь
в
этом
случае
возможно
наладить
грамот
-
—
Россия
—
страна
большая
,
с
разными
климатическими
зона
-
ми
,
природными
условиями
и
тем
-
пературами
.
То
есть
стартовые
условия
в
области
энергосбереже
-
ния
у
регионов
разные
.
А
как
будет
просчитываться
эффективность
использования
внедряемых
тех
-
нологий
?
И
как
будет
проводиться
сравнительная
характеристика
по
регионам
?
—
Однозначного
ответа
пока
нет
,
потому
что
это
направление
требует
дальнейшей
проработки
.
Хочу
сра
-
зу
заметить
,
что
40%
экономии
—
это
средняя
температура
по
больнице
,
но
она
говорит
о
том
,
что
везде
мож
-
но
достичь
существенного
эффекта
.
Однако
проблема
в
том
,
что
не
на
-
лажена
государственная
статистика
в
области
энергосбережения
.
В
свя
-
зи
с
этим
регионы
лишены
возмож
-
ности
сравнения
.
Многие
параме
-
тры
требуют
уточнения
.
Один
из
гу
-
бернаторов
мне
сказал
: «
Вот
в
за
-
коне
написано
,
что
надо
снизить
по
-
требление
на
3%.
А
каким
образом
—
не
сказано
.
Так
ведь
я
могу
отопи
-
тельный
сезон
на
три
дня
позже
на
-
чать
—
вот
вам
и
экономия
».
Кроме
того
,
из
-
за
отсутствия
статистики
все
указанные
в
законе
проценты
не
проверяемы
в
реальной
жизни
.
Гла
-
ва
муниципалитета
может
написать
в
районной
газете
: «
Мы
на
3%
снизи
-
ли
энергопотребление
».
А
проверить
это
заявление
невозможно
—
нет
ме
-
тодологии
по
сравнимым
условиям
.
Ее
надо
разработать
.
Или
как
изме
-
рять
окупаемость
технологии
?
Кто
бу
-
дет
третейским
судьей
?
Тоже
вопрос
.
Иногда
случаются
анекдотичные
слу
-
чаи
.
В
одной
школе
все
лампы
нака
-
ливания
заменили
на
энергосбере
-
гающие
.
Посмотрели
эффект
—
ока
-
залось
,
что
расход
энергии
вырос
в
полтора
раза
.
Стали
выяснять
,
поче
-
му
.
Оказалось
,
что
до
этого
в
школе
не
было
счетчиков
,
то
есть
энерго
-
расходы
писались
«
с
потолка
».
Кроме
того
,
школьники
сидели
в
полутем
-
ных
классах
—
портили
глаза
,
а
в
ре
-
креациях
и
подсобных
помещениях
тоже
не
было
света
.
Все
это
—
вопрос
методологии
и
подходов
.
Цель
энер
-
госбережения
—
дать
энергии
людям
в
достатке
и
при
этом
сэкономить
.
Здесь
большое
поле
деятельности
,
и
мы
этим
тоже
занимаемся
.
—
Наша
страна
уникальна
тем
,
что
любое
хорошее
дело
может
уто
-
нуть
в
коррупции
.
Насколько
высок
риск
потерять
преимущества
,
пре
-
доставляемые
новым
законода
-
92
СЕТИ РОССИИ
ный
,
качественный
и
оперативный
учет
расхода
электроэнергии
.
Меж
-
ду
тем
счетчики
в
домах
и
произ
-
водственных
зданиях
до
сих
пор
устанавливают
все
,
кому
не
лень
.
А
на
базаре
можно
купить
прибор
лю
-
бой
конфигурации
и
за
любую
цену
.
—
Как
-
то
я
беседовал
с
мэром
крупного
города
,
и
он
мне
сказал
:
«
Два
года
назад
была
кампанейщина
по
поводу
установки
счетчиков
.
По
-
наставили
их
кругом
.
А
положитель
-
ного
результата
нет
.
Мы
вынуждены
были
нанять
компанию
,
которая
про
-
вела
инвентаризацию
и
выявила
,
что
многие
счетчики
были
поставлены
не
на
узлы
учета
,
а
просто
так
.
К
тому
же
большинство
счетчиков
были
не
сертифицированы
».
Как
видите
,
важ
-
ное
,
социально
значимое
дело
ока
-
залось
просто
кормушкой
для
груп
-
пы
нечистоплотных
граждан
.
Сегод
-
ня
мы
имеем
большой
опыт
,
как
по
-
зитивный
,
так
и
негативный
,
в
во
-
просах
организации
энергосберега
-
ющих
мероприятий
.
Приблизительно
знаем
,
где
и
какие
лазейки
могут
на
-
ходить
сомнительные
участники
про
-
цесса
энергосбережения
.
—
Как
показывает
практика
,
энергетические
компании
очень
заинтересованы
в
проведении
энергосберегающих
мероприятий
.
А
насколько
высока
заинтересо
-
ванность
в
реализации
программ
энергосбережения
и
повышения
энергоэффективности
у
чиновни
-
ков
—
региональных
,
муниципаль
-
ных
,
федеральных
?
—
Заинтересованность
есть
.
От
-
части
она
диктуется
внешними
усло
-
виями
—
огромными
тарифами
,
вы
-
сокими
затратами
,
большой
вероят
-
ностью
аварий
.
Энергосбережение
—
это
не
только
потребление
ресурсов
,
но
и
модернизация
энергетическо
-
го
хозяйства
и
повышение
надежно
-
сти
энергоснабжения
потребителей
.
Власть
всех
уровней
в
этом
заинтере
-
сована
—
никому
не
нужна
социаль
-
ная
напряженность
из
-
за
энергетиче
-
ских
проблем
.
Дело
за
тем
,
чтобы
дать
этой
заинтересованности
четкий
ме
-
ханизм
:
как
это
делать
,
на
какие
день
-
ги
,
как
финансировать
,
как
заключать
договоры
.
В
принципе
сегодня
складывает
-
ся
несколько
странная
ситуация
:
все
элементы
мозаики
есть
—
техноло
-
гии
,
компании
,
которые
владеют
эти
-
ми
технологиями
,
клиенты
,
готовые
платить
за
технологии
,
даже
банки
,
ко
-
торые
согласны
финансировать
вне
-
дрение
энергосберегающих
систем
.
А
целостная
картина
не
складывает
-
ся
.
Причина
,
на
мой
взгляд
,
в
том
,
что
,
во
-
первых
,
существуют
законодатель
-
ные
противоречия
,
а
во
-
вторых
,
нет
единого
информационного
простран
-
ства
,
где
бы
заинтересованные
поль
-
зователи
могли
ознакомиться
с
суще
-
ствующим
опытом
.
Что
-
то
вроде
«
де
-
лай
,
как
я
».
—
И
все
же
складывается
впечат
-
ление
,
что
энергокомпании
больше
заинтересованы
в
реализации
За
-
кона
«
Об
энергосбережении
…»,
чем
чиновники
.
—
Пока
это
так
.
Вот
мы
наблюдаем
,
что
в
Московской
области
серьезные
программы
приняли
МОЭСК
,
Мос
-
энергосбыт
,
ФСК
ЕЭС
.
Они
выступа
-
ют
с
очень
интересными
,
разумными
инициативами
,
показывают
,
какой
эффект
будет
достигнут
.
Но
местные
власти
к
этим
инициативам
относят
-
ся
настороженно
.
В
какой
-
то
степени
их
можно
понять
:
трудно
сделать
пер
-
вый
шаг
.
Но
его
нужно
делать
.
Впере
-
ди
—
большой
путь
.
—
Когда
мы
увидим
первые
ре
-
зультаты
?
—
Эпизодически
—
уже
через
год
.
Сейчас
в
ряде
регионов
осуществля
-
ются
интересные
пилотные
проек
-
ты
:
в
Казани
—
энергосберегающий
дом
,
в
Тюмени
—
энергосберега
-
ющий
квартал
и
т
.
д
.
Но
чтобы
энерго
-
сбережение
стало
массовым
,
чтобы
в
энергобалансе
страны
ощущался
ре
-
альный
эффект
,
необходимо
решить
те
законодательные
и
организацион
-
ные
вопросы
,
о
которых
мы
говорили
выше
.
Уверен
,
что
все
они
будут
свое
-
временно
решены
.
—
Анатолий
Анатольевич
,
Вы
принимаете
участие
во
II
Форуме
регионов
России
«
Инновационная
модель
развития
»
в
сессии
,
посвя
-
щенной
вопросам
энергоэффектив
-
ности
и
энергосбережения
.
Как
Вы
оцениваете
значимость
подобных
мероприятий
?
—
Значимость
мероприятий
каса
-
ющихся
вопросов
энергоэффективно
-
сти
,
достаточно
велика
.
Площадка
Об
-
щественной
палаты
позволяет
гово
-
рить
откровенно
.
Наши
экспертные
группы
вырабатывают
решения
наи
-
более
актуальных
проблем
и
доводят
их
до
властных
структур
.
Мы
можем
оказывать
влияние
и
через
Обще
-
ственные
советы
,
которые
созданы
практически
во
всех
министерствах
.
Надо
создать
в
нашей
стране
та
-
кую
социальную
среду
,
в
которой
была
бы
доступна
информация
об
энергосбережении
.
В
других
странах
существуют
различные
формы
вовле
-
чения
населения
в
процесс
энерго
-
сбережения
.
Задача
государства
—
создать
гражданину
условия
,
чтобы
он
мог
сэ
-
кономить
.
Мы
—
страна
,
производя
-
щая
ресурсы
:
нефть
,
газ
,
лес
,
до
по
-
следнего
времени
не
знали
им
цену
.
Сейчас
цена
энергоресурсов
,
поми
-
мо
законодательных
стимулов
,
при
-
ближает
нас
к
энергосбережению
.
Беседовала
Юлия
ДИНОВА
Анатолий
Анатольевич
ЛИБЕТ
В
1982
г
.
окончил
Московский
финансовый
инсти
-
тут
,
в
1999
г
. —
Российскую
академию
государствен
-
ной
службы
при
Президенте
РФ
.
Кандидат
юридиче
-
ских
наук
.
Основные
этапы
трудовой
биографии
:
с
1982
по
1985
г
. —
аспирант
Московского
финансо
-
вого
института
;
1985—1997
гг
. —
заместитель
генерального
директо
-
ра
по
экономике
ОАО
«
Московский
станкостроитель
-
ный
завод
»;
1997—1999
гг
. —
консультант
министра
Департамен
-
та
финансов
Правительства
Москвы
;
1999—2000
гг
. —
заместитель
генерального
директора
ООО
«
Агентство
по
анти
-
кризисному
управлению
» (
г
.
Москва
);
2000—2005
гг
. —
начальник
Управления
по
технологическим
присоединениям
и
работе
с
потребителями
ОАО
«
Мосэнерго
»;
2005—2007
гг
. —
директор
по
технологическим
присоединениям
ОАО
«
Москов
-
ская
объединенная
электросетевая
компания
»;
с
2007
по
2008
г
. —
заместитель
генерального
директора
по
перспективному
развитию
ОАО
«
Энергокомплекс
».
Член
Экспертно
-
консультационного
совета
Счетной
палаты
РФ
.
Оригинал статьи: Как сложить мозаику?
Реализация Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступила в практическую стадию. О том, какие шаги предпринимаются на данном этапе, с какими проблемами приходится сталкиваться и какие вопросы решать, рассказывает руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения на территории Российской Федерации Анатолий ЛИБЕТ.