60
СЕТИ
РОССИИ
Э
лектрическая
энергия
,
явля
-
ясь
физическим
явлением
,
используется
в
большин
-
стве
современных
техно
-
логических
процессов
,
при
этом
её
производство
,
передача
,
распреде
-
ление
и
потребление
представляют
собой
набор
достаточно
сложных
технологических
процессов
.
С
точки
зрения
экономических
и
юридиче
-
ских
норм
,
электроэнергия
является
товаром
с
набором
специфических
свойств
:
нематериальная
природа
,
непрерывность
и
совпадение
во
времени
процессов
производства
,
транспортировки
и
потребления
,
за
-
висимость
качества
от
процессов
производства
,
транспорта
и
потре
-
бления
,
невозможность
хранения
и
возврата
некачественной
электро
-
энергии
,
невозможность
определить
наличие
и
качество
без
специальных
приборов
.
Обладая
рядом
физических
свойств
,
электроэнергия
на
каж
-
дом
этапе
цепочки
«
генерация
—
транспорт
—
распределение
—
по
-
требление
» (
Г
-
Т
-
Р
-
П
)
воспринимает
воздействие
технических
средств
различных
субъектов
электроэнер
-
гетики
(
табл
.).
В
свою
очередь
электроэнер
-
гия
оказывает
непосредственное
влияние
на
технические
средства
и
при
определённых
условиях
может
вызвать
нарушение
их
нормально
-
го
функционирования
и
,
как
след
-
ствие
,
нарушение
безопасности
жизни
и
здоровья
,
а
также
привести
к
имущественному
ущербу
.
К
таким
условиям
относится
нарушение
по
-
казателей
качества
электроэнергии
(
КЭ
),
которые
дают
количествен
-
ную
оценку
свойств
электроэнер
-
гии
.
Нормативными
документами
указывается
,
что
качество
электро
-
энергии
—
это
степень
соответствия
характеристик
электрической
энер
-
гии
в
данной
точке
электрической
системы
совокупности
нормиро
-
ванных
показателей
качества
элек
-
троэнергии
.
Нормирование
требований
к
ка
-
честву
электроэнергии
на
террито
-
Качество
электроэнергии
на примере
города-
миллионника
Дмитрий ШПАК, отдел управления качеством
электроэнергии филиала
ОАО «Ленэнерго» «Кабельная сеть»,
Виктор БАРИНОВ, доцент ФГАОУ «Петербургский
энергетический институт повышения квалификации»,
Олег ПОПОВ, генеральный директор кабельной
компании «Аскольд»
к
а
ч
е
с
т
в
о
э
л
е
к
т
р
о
э
н
е
р
г
и
и
качество электроэнергии
61
№
3 (24),
май
–
июнь
, 2014
рии
СССР
и
затем
в
Российской
Фе
-
дерации
с
1967
года
определялось
разными
редакциями
стандарта
ГОСТ
13109.
Последняя
редакция
данного
стандарта
носит
название
ГОСТ
13109-97 «
Электрическая
энергия
.
Совместимость
техниче
-
ских
средств
электромагнитная
.
Нормы
качества
электрической
энергии
в
системах
электроснаб
-
жения
общего
назначения
».
При
этом
до
1990-
х
годов
не
было
нор
-
мативных
документов
по
методам
измерения
и
контроля
качества
электроэнергии
.
Попытки
устранить
пробелы
в
данных
вопросах
были
впервые
предприняты
с
выпуском
руководящих
документов
в
отрасли
(
рис
. 1).
Последующий
выпуск
стан
-
дартов
был
связан
с
приведением
нормативной
базы
к
действующей
в
странах
Евросоюза
,
а
также
со
структурными
изменениями
в
рос
-
сийской
энергетике
.
Последние
из
-
менения
связаны
с
выпуском
меж
-
государственных
стандартов
для
России
и
ряда
стран
СНГ
,
действие
которых
вступает
в
силу
с
1
янва
-
ря
2014
г
. (
ГОСТ
30804.4.30-2013,
ГОСТ
32145-2013)
и
с
1
июля
2014
г
. (
ГОСТ
32144-2013).
В
на
-
стоящий
момент
на
территории
России
действует
одновременно
два
стандарта
на
нормы
качества
электроэнергии
—
продлённый
до
1
июля
2014
г
.
ГОСТ
13109-97
и
вступивший
в
действие
с
1
янва
-
ря
2013
г
.
ГОСТ
Р
54149-2010.
Со
-
гласно
п
. 2
Приказа
от
25.10.2012
№
565-
ст
Федерального
агентства
по
техническому
регулированию
и
метрологии
, «
решение
о
при
-
менении
ГОСТ
Р
54149-2010
или
ГОСТ
13109-97
до
1
июля
2014
г
.
принимает
организация
,
обеспе
-
чивающая
поставки
электрической
энергии
».
Данное
решение
продик
-
товано
недостаточной
готовностью
к
переходу
на
новые
нормы
и
про
-
изводителей
средств
измерений
,
и
компаний
,
занимающихся
кон
-
тролем
качества
электроэнергии
(
органы
надзора
,
испытательные
лаборатории
,
сетевые
компании
и
др
.).
Кроме
имеющихся
противоре
-
чий
в
стандартах
на
нормы
,
методы
измерений
и
контроля
КЭ
,
техни
-
ческой
неготовности
перехода
на
новые
стандарты
субъектов
энер
-
гетики
имеет
место
проблема
уста
-
новления
конкретной
ответственно
-
сти
в
цепочке
Г
-
Т
-
Р
-
П
.
До
реформы
электроэнергетики
за
качество
электроэнергии
отве
-
чала
энергоснабжающая
организа
-
ция
,
в
зоне
ответственности
которой
находилась
генерация
,
транспорт
,
распределение
электроэнергии
и
сбыт
.
После
реформирования
энер
-
гетики
на
розничных
рынках
по
-
явился
ряд
субъектов
:
•
потребители
электрической
энергии
;
•
энергосбытовые
компании
;
•
гарантирующие
поставщики
;
•
исполнители
коммунальных
услуг
,
приобретающие
электри
-
ческую
энергию
в
целях
оказа
-
ния
гражданам
коммунальных
услуг
;
•
сетевые
организации
и
иные
владельцы
объектов
электро
-
сетевого
хозяйства
,
осущест
-
вляющие
хозяйственную
деятельность
по
передаче
и
распределению
электрической
энергии
;
•
производители
(
поставщики
)
электрической
энергии
,
прода
-
жа
которой
не
осуществляется
на
оптовом
рынке
и
др
.
Согласно
ст
. 38
Закона
«
Об
электроэнергетике
»
субъекты
элек
-
троэнергетики
,
обеспечивающие
поставки
электрической
энергии
по
-
требителям
,
в
том
числе
энергосбы
-
товые
организации
,
гарантирующие
поставщики
и
территориальные
се
-
Свойства
электроэнергии
Субъекты
рынка
электроэнергии
Отклонение
частоты
Генерирующие
компании
,
Системный
оператор
Отклонение
напряжения
(
медленные
изменения
напряжения
)
Генерирующие
компании
,
Системный
оператор
,
сетевые
компании
Провал
напряжения
Сетевые
компании
Импульс
напряжения
Сетевые
компании
Временное
перенапряжение
Сетевые
компании
Несимметрия
трёхфазной
системы
напряжений
Потребитель
с
несимметричной
нагрузкой
,
сетевые
компании
Несинусоидальность
напряжения Потребитель
с
нелинейной
нагрузкой
,
сетевые
компании
Колебания
напряжения
(
быстрые
изменения
напряжения
)
Потребитель
с
резкопеременной
нагрузкой
Табл
.
Свойства
электроэнергии
и
определяющие
их
субъекты
рынка
Рис
. 1.
Нормативные
документы
в
области
качества
электроэнергии
на
шкале
времени
1997
2000
2002
2008
2010
2013
62
СЕТИ РОССИИ
тевые
организации
(
в
пределах
сво
-
ей
ответственности
),
отвечают
перед
потребителями
электрической
энер
-
гии
за
надёжность
обеспечения
их
электрической
энергией
и
её
каче
-
ство
в
соответствии
с
требованиями
технических
регламентов
и
иными
обязательными
требованиями
.
Правила
недискриминационно
-
го
доступа
к
услугам
по
передаче
электрической
энергии
и
оказания
этих
услуг
устанавливают
для
потре
-
бителя
обязательства
«
поддерживать
в
надлежащем
техническом
состо
-
янии
принадлежащие
ему
средства
релейной
защиты
и
противоава
-
рийной
автоматики
,
приборы
учёта
электрической
энергии
и
мощности
,
устройства
,
обеспечивающие
регу
-
лирование
реактивной
мощности
,
а
также
иные
устройства
,
необхо
-
димые
для
поддержания
требуемых
параметров
надёжности
и
качества
электрической
энергии
»,
а
также
«
поддерживать
на
границе
балансо
-
вой
принадлежности
значения
пока
-
зателей
КЭ
,
обусловленные
работой
его
энергопринимающих
устройств
,
соответствующие
техническим
ре
-
гламентам
и
иным
обязательным
требованиям
,
в
том
числе
соблюдать
установленные
договором
значения
соотношения
потребления
активной
и
реактивной
мощности
,
определяе
-
мые
для
отдельных
энергопринима
-
ющих
устройств
(
групп
энергоприни
-
мающих
устройств
)».
Таким
образом
,
потребители
по
-
сле
реформы
энергетики
должны
решать
вопросы
качества
электро
-
энергии
взаимодействуя
с
сетевы
-
ми
и
сбытовыми
организациями
,
а
также
самостоятельно
,
к
чему
они
оказались
неподготовленными
.
Следует
добавить
,
что
для
граждан
,
использующих
электроэнергию
для
личных
,
семейных
,
домашних
и
иных
нужд
,
не
связанных
с
предпри
-
нимательской
деятельностью
,
ор
-
ганом
,
контролирующим
и
обеспе
-
чивающим
надёжность
и
качество
электроэнергии
,
является
исполни
-
тель
коммунальных
услуг
.
Потребитель
прежде
всего
,
взаимодействуя
со
сбытовой
ком
-
панией
,
вправе
рассчитывать
на
получение
качественной
услуги
(
электроэнергии
)
из
внешней
сети
и
вправе
требовать
её
предоставле
-
ние
от
субъекта
,
которому
он
платит
деньги
.
Однако
сбытовые
компа
-
нии
,
в
том
числе
и
гарантирующие
поставщики
,
по
своей
сути
пред
-
ставляют
собой
агрегаторов
фи
-
нансов
и
имеют
в
своём
арсенале
только
организационные
возмож
-
ности
влияния
на
качество
электро
-
энергии
в
части
воздействия
на
вла
-
дельцев
сетевой
инфраструктуры
и
самих
потребителей
.
Следует
также
учитывать
дей
-
ствие
нескольких
сбытовых
компа
-
ний
на
территории
одной
агломе
-
рации
,
например
на
территории
Санкт
-
Петербурга
существуют
среди
прочих
сбытовых
компаний
четыре
гарантирующих
поставщика
.
При
наличии
единых
норм
на
КЭ
у
каж
-
дой
сбытовой
компании
может
быть
своя
политика
в
данной
области
,
вы
-
ражающаяся
как
в
выстраивании
договорных
отношений
с
потреби
-
телем
,
сетевыми
и
генерирующими
компаниями
,
так
и
в
последующем
контроле
в
границах
зоны
своей
ответственности
.
В
структуре
по
-
лезного
отпуска
электроэнергии
на
примере
гарантирующих
поставщи
-
ков
Санкт
-
Петербурга
можно
выде
-
лить
лидера
рынка
(
рис
. 2),
который
предположительно
должен
занимать
наиболее
активную
и
авторитетную
позицию
в
области
обеспечения
ка
-
чественной
электроэнергией
своих
потребителей
.
Остальные
игроки
рынка
должны
учитывать
это
и
быть
на
уровне
или
стараться
превосхо
-
дить
его
.
Но
не
всё
так
однозначно
.
Как
сказано
выше
,
в
арсенале
сбыто
-
вых
компаний
имеются
организа
-
ционные
методы
влияния
,
в
то
вре
-
мя
как
технические
возможности
обеспечения
КЭ
в
сетях
,
внешних
по
отношению
к
потребителям
,
со
-
средоточены
прежде
всего
в
сете
-
вых
компаниях
.
Анализ
структуры
отпуска
элек
-
троэнергии
гарантирующих
постав
-
щиков
позволяет
выделить
более
10
сетевых
компаний
,
действующих
на
территории
Санкт
-
Петербурга
.
Часть
сетевых
компаний
участвует
одно
-
временно
в
электроснабжении
по
-
требителей
,
находящихся
в
зонах
ответственности
разных
гарантиру
-
ющих
поставщиков
.
При
этом
ком
-
пании
,
владеющие
сетями
низкого
и
среднего
напряжения
,
могут
иметь
точки
общего
присоединения
к
ши
-
нам
центров
питания
или
иные
об
-
щие
точки
,
т
.
е
.
являются
смежными
.
Политика
в
области
качества
электроэнергии
в
сетевых
компа
-
ниях
,
как
и
в
сбытовых
,
может
быть
различной
.
Например
,
имел
случай
судебного
решения
спора
о
прове
-
дении
сертификации
электроэнер
-
гии
между
ОАО
«
Кубаньэнергосбыт
»
и
ОАО
«
Кубаньэнерго
»
с
вынесени
-
ем
решения
провести
обязатель
-
ную
сертификацию
электроэнергии
силами
сетевой
компании
.
Таким
образом
,
при
наличии
точек
присо
-
единения
к
шинам
общего
центра
питания
сетей
разных
компаний
,
одна
из
них
будет
вести
контроль
показателей
КЭ
,
проводить
анализ
потерь
напряжения
в
сети
,
давать
рекомендации
по
поддержанию
значений
напряжения
на
центре
питания
с
учётом
обеспечения
по
-
Рис
. 2.
Полезный
отпуск
электроэнергии
на
территории
Санкт
-
Петербурга
крупнейшими
гарантирующими
поставщиками
за
октябрь
2013
года
,
тыс
.
кВт
•
ч
Энергия
-
Холдинг
Петербургская
сбытовая
компания
1247629,68
502087,19
47539,88
Русэнергосбыт
63
№
3 (24),
май
–
июнь
, 2014
64
СЕТИ РОССИИ
требителей
электроэнергией
допу
-
стимого
качества
,
другая
компания
в
лучшем
случае
будет
вести
подоб
-
ные
действия
,
но
без
учёта
иных
се
-
тей
,
в
худшем
—
не
будет
предприни
-
мать
никаких
мер
для
обеспечения
качества
электроэнергии
в
своей
сети
.
Ситуация
может
быть
осложнена
тем
,
что
на
центрах
питания
напря
-
жение
выходит
за
допустимые
зна
-
чения
по
ряду
причин
:
•
несоблюдение
заданного
графи
-
ка
напряжения
в
контрольных
точках
системы
на
шинах
6
кВ
и
выше
подстанций
и
электриче
-
ских
станций
;
•
некорректная
работа
или
отсут
-
ствие
АРНТ
на
центрах
питания
;
•
наличие
трансформаторов
с
ограниченным
диапазоном
регулирования
напряжения
и
др
.
Например
,
порядка
25%
жалоб
,
поступивших
в
филиал
ОАО
«
Лен
-
энерго
» «
Кабельная
сеть
»
в
2011
и
2012
годах
на
снижение
качества
электроэнергии
по
параметру
откло
-
нения
напряжения
,
связано
с
несо
-
ответствием
данного
параметра
на
шинах
центров
питания
.
В
основном
это
обусловлено
устаревшими
или
неисправны
-
ми
техническими
средствами
для
регулирования
напряжения
или
отсутствием
их
на
центрах
пита
-
ния
,
наличием
трансформаторов
с
ограниченным
диапазоном
ре
-
гулирования
напряжения
,
а
также
усложнившимися
взаимоотношени
-
ями
между
различными
субъектами
энергетики
в
результате
реформ
.
Общий
анализ
сложившейся
си
-
туации
в
области
качества
электро
-
энергии
на
конец
2013
года
позво
-
ляет
сделать
следующие
выводы
:
энергетики
в
рамках
одной
агло
-
мерации
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
ГОСТ
13109-97.
Электрическая
энергия
.
Совместимость
тех
-
нических
средств
электромаг
-
нитная
.
Нормы
качества
элек
-
трической
энергии
в
системах
электроснабжения
общего
на
-
значения
.
2.
ГОСТ
Р
54149-2010.
Электриче
-
ская
энергия
.
Совместимость
технических
средств
электро
-
магнитная
.
Нормы
качества
электрической
энергии
в
систе
-
мах
электроснабжения
общего
назначения
.
Введ
. 2013-01-01.
М
.:
Стандартинформ
, 2012. 16
с
.
3.
Никифоров
В
.
В
.
Государственное
регулирование
в
электроэнер
-
гетике
и
проблемы
контроля
и
обеспечения
качества
электри
-
ческой
энергии
// 5-
я
научно
-
техническая
конференция
«
Энер
-
гия
белых
ночей
»:
Сб
.
докладов
.
Санкт
-
Петербург
, 2012.
с
. 5—15.
4.
Баринов
В
.
М
.,
Соловьев
Н
.
Н
.,
Углев
Н
.
В
.,
Мурашев
Б
.
А
.
По
-
вреждаемость
КЛ
в
ОАО
«
Лен
-
энерго
»
и
влияние
на
неё
перена
-
пряжений
в
электрических
сетях
//
КАБЕЛЬ
-news. 2013.
№
1.
с
. 30—33.
5.
Казанова
З
.
Неясность
в
нор
-
мах
законодательства
привела
к
спорам
о
необходимости
серти
-
фикации
.
Режим
доступа
: http://
www.lawyercom.ru/urpremia/
second-stage/cases/35
6.
ОАО
«
Петербургская
сбытовая
компания
».
Режим
доступа
:
http://www.pesc.ru.
7.
ЗАО
«
Энергия
холдинг
».
Режим
доступа
: http://www.enhol.ru.
8.
ООО
«
Русэнергосбыт
».
Режим
до
-
ступа
: http://www.ruses.ru.
•
изменение
нормативной
базы
,
а
также
действие
одновременно
двух
стандартов
на
нормы
КЭ
вносит
неопределённость
в
их
применение
;
•
необходимость
перехода
на
новые
средства
измерения
показателей
качества
электро
-
энергии
при
отсутствии
большого
количества
конкурентных
пред
-
ложений
и
связанные
с
этим
затраты
задерживают
переход
к
применению
новых
норм
;
•
наличие
большого
количества
субъектов
энергетики
при
отсут
-
ствии
или
неразвитости
дого
-
ворных
отношений
между
ними
усложняет
или
не
позволяет
установить
конкретную
ответ
-
ственность
;
•
наличие
различных
внутренних
политик
компаний
препятствует
совместному
контролю
КЭ
и
раз
-
работке
мероприятий
с
учётом
вклада
каждого
субъекта
;
•
имеется
необходимость
созда
-
ния
единой
системы
управления
качеством
электроэнергии
под
контролем
единого
центра
с
вовлечением
максимально
воз
-
можного
количества
субъектов
Оригинал статьи: Качество электроэнергии на примере города-миллионника
Электрическая энергия, являясь физическим явлением, используется в большинстве современных технологических процессов, при этом её производство, передача, распределение и потребление представляют собой набор достаточно сложных технологических процессов. С точки зрения экономических и юридических норм, электроэнергия является товаром с набором специфических свойств: нематериальная природа, непрерывность и совпадение во времени процессов производства, транспортировки и потребления, зависимость качества от процессов производства, транспорта и потребления, невозможность хранения и возврата некачественной электроэнергии, невозможность определить наличие и качество без специальных приборов.