

68
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
К вопросу о расчете опор
и участков воздушных линий
электропередачи
УДК
539.3
Левин
В
.
Е
.,
д
.
т
.
н
.,
профессор
кафедры
ПЛА
НГТУ
Кожевников
А
.
Н
.,
аспирант
НГТУ
,
ИЭЭ
НГТУ
Сафонов
О
.
Н
.,
начальник
отдела
технологического
развития
и
инноваций
ПАО
«
ТРК
»
Ключевые
слова
:
линии
электропередачи
,
провод
,
проектирование
конструкции
,
прочностной
расчет
,
математическая
модель
Keywords:
transmission lines, conductor,
structural design, strength calculation,
mathematical model
Передача
электрической
энергии
осуществляется
преимущественно
по
воздушным
линиям
электропередачи
.
Из
практики
эксплуатации
известны
случаи
разрушения
не
только
проводов
,
но
и
опор
этих
ответственных
конструкций
.
В
этой
статье
сделан
крат
-
кий
обзор
источников
информации
по
проектированию
и
расчету
опор
воздушных
линий
электропередачи
,
проводов
электросети
и
отдельных
участков
линии
электропередачи
.
Рис
. 1.
Разрушенная
опора
линии
электропередачи
напряжением
110
кВ
О
собенности
территории
Российской
Федерации
обуславливают
распро
-
страненность
исполь
-
зования
воздушных
линий
элек
-
тропередачи
(
ВЛ
)
для
транспор
-
тировки
электрической
энергии
на
большие
расстояния
.
Из
практики
эксплуатации
известны
случаи
неоднократного
разрушения
опор
ВЛ
,
что
приводит
к
перерывам
электроснабжения
потребителей
и
необходимости
проведения
ава
-
рийно
-
восстановительных
работ
.
Ввиду
актуальности
данной
про
-
блемы
в
ПАО
«
ТРК
»
в
рамках
вы
-
полнения
программы
инноваци
-
онного
развития
ООО
«
Институт
электроэнергетики
НГТУ
»
выпол
-
няет
НИОКР
«
Проведение
расчет
-
но
-
экспериментального
исследо
-
вания
колебательных
процессов
ВЛ
на
основе
анализа
динамиче
-
ского
взаимодействия
проводов
и
опор
с
разработкой
измеритель
-
ного
комплекса
».
В
процессе
вы
-
полнения
НИОКР
планируется
решить
следующие
основные
за
-
дачи
:
1.
Поиск
и
анализ
нормативно
-
тех
-
нической
документации
и
ли
-
тературы
по
тематике
НИОКР
.
2.
Разработка
методики
измере
-
ния
рассогласования
опорных
узлов
(
РОУ
).
3.
Разработка
методики
расчета
нелинейной
динамики
систе
-
мы
стержней
,
моделирующей
динамику
проводов
по
диффе
-
ренциальной
модели
.
4.
Разработка
измерительного
комплекса
для
определения
собственных
частот
опор
,
про
-
ведение
измерений
на
ВЛ
.
5.
Разработка
ПО
для
расчета
динамических
характеристик
пролета
ВЛ
для
прогнозирова
-
ния
возможной
потери
устой
-
чивости
опор
при
нормативных
ветровых
нагрузках
.
Данная
статья
представляет
собой
краткий
обзор
существую
-
щих
на
данный
момент
методов
проектирования
и
расчета
линий
электропередачи
,
а
также
их
до
-
стоинства
и
недостатки
.
В
качестве
причин
разрушения
опор
ВЛ
(
рисунки
1
и
2)
традици
-
онно
указываются
экстремальные
ветровые
нагрузки
,
налипание
снега
и
образование
гололеда
,
что
приводит
к
увеличению
статиче
-
ских
и
динамических
нагрузок
на
опоры
и
провода
и
,
в
свою
оче
-
редь
,
снижает
ресурс
конструкции
.

69
При
анализе
типовых
конструк
-
ций
опор
было
замечено
,
что
в
ка
-
честве
причины
разрушений
опор
можно
указать
динамические
эф
-
фекты
,
возникающие
даже
при
наличии
лишь
эксплуатацион
-
ных
нагрузок
.
Между
опорами
ВЛ
и
проводами
электросети
суще
-
ствует
динамическое
взаимодей
-
ствие
.
Если
частота
внешнего
воз
-
буждения
совпадает
с
частотой
собственных
колебаний
системы
«
опора
ВЛ
—
провода
»,
то
в
си
-
стеме
существенно
увеличивают
-
ся
амплитуды
колебаний
,
что
при
-
водит
к
увеличению
напряжений
в
конструкции
.
Все
актуальные
нормативные
документы
по
про
-
ектированию
линий
электропе
-
редачи
не
предусматривают
учет
динамического
взаимодействия
проводов
и
опор
.
Оно
учитыва
-
ется
лишь
в
квазистатической
постановке
путем
введения
до
-
полнительных
коэффициентов
за
-
паса
прочности
для
учета
динами
-
ческого
воздействия
.
В
описываемую
динамически
связанную
систему
входят
два
ос
-
новных
элемента
:
опоры
ВЛ
и
про
-
вода
электросети
.
Для
проводов
характерен
плотный
спектр
частот
собственных
колебаний
.
Частоты
же
опор
ВЛ
обычно
не
учитывают
,
и
поэтому
соответствующих
дан
-
ных
,
как
правило
,
нет
.
Ниже
рассмотрены
результаты
проведенных
ранее
исследова
-
ний
,
некоторые
подходы
и
оценки
по
расчетам
опор
ВЛ
,
проводов
,
комбинированных
систем
и
ин
-
формация
из
нормативных
доку
-
ментов
по
данной
проблеме
.
Воздушной
линией
электропе
-
редачи
(
ВЛ
)
называют
устройство
для
передачи
электроэнергии
по
проводам
,
находящимся
на
откры
-
том
воздухе
и
прикрепленным
при
помощи
изолирующих
конструк
-
ций
и
арматуры
к
опорам
,
несу
-
щим
конструкциям
,
кронштейнам
и
стойкам
на
инженерных
соору
-
жениях
.
Опора
линии
электропе
-
редачи
—
сооружение
для
удер
-
жания
проводов
и
(
при
наличии
)
грозозащитных
тросов
воздушной
линии
электропередачи
и
оптово
-
локонных
линий
связи
на
задан
-
ном
расстоянии
от
поверхности
земли
и
друг
от
друга
.
Практически
вся
литература
по
проектированию
и
расчету
ли
-
ний
электропередачи
написана
более
тридцати
лет
назад
и
нор
-
мативные
документы
,
бывшие
ак
-
туальными
на
момент
написания
этих
справочников
и
пособий
,
пре
-
терпели
несколько
переизданий
и
были
частично
замещены
рядом
Государственных
Стандартов
.
Из
этого
следует
вывод
о
том
,
что
ис
-
пользуемая
при
проектировании
опор
ВЛ
современная
справочная
литература
не
в
полной
мере
со
-
ответствует
требованиям
отрас
-
левых
стандартов
,
а
опирается
на
их
более
ранние
издания
.
Кроме
того
,
в
[1]
отмечен
эффект
от
мо
-
дернизации
нормативных
доку
-
ментов
.
В
частности
,
переход
от
10-
летнего
к
25-
летнему
периоду
повторяемости
наблюдений
при
-
вел
к
увеличению
нормативных
ветровых
нагрузок
в
1,2–1,4
раза
и
весовых
нагрузок
практически
в
2
раза
по
сравнению
с
исходны
-
ми
значениями
.
По
мере
исследования
этой
тематики
издавались
новые
спра
-
вочники
,
в
которые
,
помимо
опи
-
санных
ранее
подходов
,
включа
-
лись
и
новые
модели
нагружения
опор
ВЛ
,
и
способы
учета
обра
-
зовывающегося
обледенения
,
и
усовершенствованные
модели
деформирования
материалов
.
Также
особое
внимание
уделено
видам
и
типам
колебаний
прово
-
дов
(
пляска
проводов
,
колебания
между
распорками
,
вынужденные
движения
).
Учебные
и
справочные
посо
-
бия
по
проектированию
линий
электропередачи
не
учитывают
текущую
конфигурацию
прово
-
дов
,
так
как
все
внешние
нагрузки
заменяются
сосредоточенными
силами
,
моделирующими
влия
-
ние
проводов
на
опоры
с
учетом
монтажных
усилий
.
Используя
данные
пособия
,
можно
с
помо
-
щью
минимальных
технических
средств
выполнить
достаточно
точный
проект
линии
электропе
-
редачи
с
проверкой
всех
требо
-
ваний
нормативных
документов
.
Однако
предлагаемые
методики
имеют
и
свои
недостатки
:
сложная
пространственная
конструкция
неочевидным
образом
сводится
к
набору
стержней
с
жесткостно
-
массовыми
характеристиками
,
а
верификация
подобного
допу
-
щения
не
представлена
.
В
работе
Горохова
[2]
представ
-
лен
достаточно
подробный
анализ
разрушенных
линий
электропере
-
дачи
Крымского
полуострова
.
При
анализе
причин
разрушения
ав
-
торами
установлено
превышение
ветровой
нагрузки
относительно
заложенной
при
проектировании
практически
в
два
раза
по
скоро
-
сти
ветра
.
При
пересчете
этих
на
-
грузок
к
нормативным
величинам
зафиксировано
превышение
тол
-
щины
эквивалентной
стенки
льда
на
проводе
практически
в
четы
-
ре
раза
.
Эта
аварийная
ситуация
привела
к
значительным
аварий
-
но
-
восстановительным
работам
для
восстановления
электроснаб
-
жения
потребителей
.
При
рассмотрении
вынужден
-
ных
колебаний
проводов
электро
-
сети
особое
внимание
следует
уделить
явлению
пляски
прово
-
дов
.
Данное
явление
может
про
-
являться
практически
во
всех
климатических
районах
по
ветру
с
разной
частотой
регистрации
яв
-
ления
.
При
этом
во
время
пляски
проводов
участки
провода
имеют
значительные
амплитуды
,
срав
-
нимые
со
стрелой
провеса
про
-
вода
,
а
траекторию
точек
провода
можно
представить
в
виде
эллип
-
са
с
наклоном
большой
полуоси
на
углы
до
45
градусов
от
верти
-
кали
.
Стоит
отметить
,
что
наличие
обледенения
на
проводе
не
явля
-
ется
обязательной
причиной
для
возникновения
пляски
провода
,
однако
большинство
таких
заре
-
гистрированных
явлений
сопрово
-
ждались
наличием
односторонних
или
цилиндрических
отложений
льда
на
проводе
(
встречаются
упоминания
об
односторонней
из
-
морози
на
проводах
).
Проблемы
анализа
и
про
-
гнозирования
пляски
проводов
(
интенсивной
пляски
)
были
впер
-
вые
сформулированы
в
январе
1962
года
после
первой
крупной
системной
аварии
в
СССР
.
Тогда
же
были
собраны
первые
экспе
-
риментальные
данные
по
таким
авариям
.
Длительность
пляски
проводов
может
варьироваться
в
достаточно
широком
интер
-
вале
времени
.
Наиболее
часто
фиксируют
пляску
проводов
дли
-
тельностью
до
12
часов
,
хотя
из
-
вестны
случаи
и
большей
дли
-
тельности
—
более
двух
суток
.
У
пляски
проводов
могут
быть
зафиксированы
разнообразные
последствия
:
короткие
замыка
-
№
6 (45) 2017

70
ния
,
обрыв
проводов
,
разрушение
гирлянд
изоляторов
и
даже
разру
-
шение
силовых
элементов
вслед
-
ствие
значительных
деформаций
конструкции
.
Во
время
пляски
проводов
фик
-
сируются
значительные
ампли
-
туды
именно
вертикальных
коле
-
баний
проводов
,
несмотря
на
то
,
что
ветер
может
действовать
под
произвольным
углом
к
оси
прово
-
да
.
Некоторые
теории
поведения
провода
апеллируют
к
классиче
-
ским
аэродинамическим
законам
,
а
в
некоторых
используются
пред
-
ставления
о
влиянии
воздуха
как
набора
присоединенных
вихрей
некоторой
мощности
.
Следует
обратить
внимание
на
вычислительные
трудности
,
свя
-
занные
с
решением
таких
задач
.
При
моделировании
произвольны
-
ми
программными
продуктами
та
-
ких
ферменных
/
рамных
конструк
-
ций
возникает
необходимость
решать
системы
уравнений
боль
-
шой
размерности
.
Кроме
того
,
вычислительная
емкость
задачи
увеличивается
при
необходимо
-
сти
учета
нелинейного
поведения
проводов
.
Возможным
способом
упрощения
математической
ча
-
сти
задачи
является
применение
более
простых
моделей
,
но
все
вводимые
упрощения
должны
обеспечивать
требуемый
уровень
точности
результата
и
не
искажать
динамическое
поведение
системы
«
опора
ВЛ
—
провода
».
Одним
из
вариантов
уменьшения
времени
расчета
является
использование
специальных
моделей
или
конеч
-
ных
элементов
для
адекватного
описания
поведения
проводов
:
цепной
конечный
элемент
,
криво
-
линейные
многоузловые
элемен
-
ты
и
так
далее
.
Рассмотрим
не
только
отече
-
ственные
,
но
и
зарубежные
ра
-
боты
по
данной
проблематике
.
Определение
характера
дефор
-
мирования
проводов
с
учетом
ди
-
намических
эффектов
традицион
-
но
является
комплексной
задачей
для
расчетчика
в
связи
с
частой
необходимостью
учета
дополни
-
тельных
сосредоточенных
(
мас
-
совых
)
и
подвижных
(
внешних
)
нагрузок
.
Одной
из
особенностей
моделирования
поведения
прово
-
да
исследователи
отмечают
не
-
обходимость
внедрения
в
модель
возможности
удлинения
провода
,
иначе
полученные
перемещения
оси
провода
не
соответствуют
действительности
.
В
то
время
как
моделирование
провода
как
це
-
почки
последовательно
соединен
-
ных
балок
и
пружин
показывает
удовлетворительные
результаты
.
С
другой
стороны
,
провод
не
мо
-
жет
воспринимать
сжимающие
нагрузки
,
и
использование
клас
-
сических
балочных
теорий
в
по
-
добной
формулировке
приводит
к
ошибкам
и
не
может
достоверно
описывать
поведение
троса
.
Некоторые
работы
зарубеж
-
ных
исследователей
акцентируют
внимание
читателя
на
сложности
разделения
галопирования
про
-
водов
и
обыкновенных
колебаний
с
большими
амплитудами
.
Однако
физика
этих
двух
явлений
суще
-
ственно
различна
:
простые
коле
-
бания
относятся
к
задачам
меха
-
ники
под
действием
внешних
сил
,
а
пляска
проводов
—
это
задача
аэроупругости
для
стержней
со
специальными
формами
попереч
-
ного
сечения
и
является
помимо
этого
еще
и
автоколебательной
системой
.
Рассмотрим
более
подробно
ра
-
боту
M.A. Baenziger
и
соавторов
[3].
В
данной
работе
представлены
результаты
масштабного
исследо
-
вания
галопирования
проводов
ли
-
ний
электропередачи
штата
Айова
Соединенных
Штатов
Америки
.
Авторами
проводились
численные
и
экспериментальные
исследова
-
ния
,
посвященные
влиянию
ветра
на
возникновение
пляски
прово
-
дов
.
В
качестве
промежуточного
вывода
выявленный
диапазон
ча
-
стот
проводов
при
галопировании
не
превышает
0,8
Гц
,
что
позволи
-
ло
авторам
убрать
из
рассмотре
-
ния
влияние
опор
ВЛ
и
рассмотреть
систему
«
опора
ВЛ
—
провода
»
как
стержень
с
защемленными
концами
.
Кроме
того
,
авторы
де
-
лают
вывод
о
том
,
что
,
во
-
первых
,
силы
реакции
в
точках
крепления
проводов
в
вертикальном
направ
-
лении
пропорциональны
квадрату
амплитуды
колебаний
,
а
силы
рас
-
тяжения
пропорциональны
вели
-
чине
амплитуды
в
первой
степени
,
во
-
вторых
,
только
симметричные
относительно
середины
пролета
формы
колебаний
вызывают
уве
-
личение
растягивающих
усилий
,
в
-
третьих
,
величина
амплитуды
существенно
зависит
от
отноше
-
ния
стрелы
провеса
провода
к
его
длине
и
,
в
-
четвертых
,
использова
-
ние
изоляторов
снижает
величи
-
ну
реакций
точек
подвеса
прово
-
да
в
силу
того
,
что
уменьшается
суммарная
жесткость
системы
.
Все
приведенные
оценки
в
даль
-
нейшем
были
скорректированы
и
верифицированы
с
результата
-
ми
,
полученными
с
действующих
конструкций
в
условиях
снежного
шторма
и
возникающей
,
как
след
-
ствие
,
пляски
проводов
.
В
литературе
представлены
способы
решения
задачи
о
пляске
проводов
с
применением
конеч
-
но
-
элементной
модели
.
Однако
до
настоящего
времени
механизм
возникновения
подобных
автоко
-
лебаний
не
сформулирован
на
должном
уровне
.
Отдельной
за
-
дачей
является
учет
переходного
процесса
перед
возникновением
непосредственно
пляски
прово
-
дов
в
связи
с
его
продолжительно
-
стью
(
около
1000
колебаний
).
Воз
-
можность
наличия
связи
между
собственными
частотами
провода
при
возникновении
галопирова
-
ния
проводов
исследована
в
ра
-
боте
[4].
Теперь
кратко
рассмотрим
не
-
которые
исследования
,
посвящен
-
ные
анализу
колебаний
участка
линии
электропередачи
как
целой
системы
,
состоящей
из
опор
и
про
-
водов
.
Опоры
ВЛ
моделируются
конечными
элементами
,
воспри
-
нимающими
растяжение
и
изгиб
,
провода
электросети
—
элемента
-
ми
,
работающими
только
на
рас
-
тяжение
,
как
и
оттяжки
опор
ВЛ
.
Несмотря
на
всю
комплексность
опоры
ВЛ
как
пространственной
рамной
конструкции
,
для
типовой
металлической
опоры
характерны
балочные
тона
собственных
коле
-
баний
с
достаточно
низкими
зна
-
чениями
первых
частот
.
Авторы
[5]
отмечают
важность
определения
именно
динамиче
-
ских
характеристик
линии
элек
-
тропередачи
,
так
как
по
частотам
и
формам
можно
судить
о
воз
-
никающих
перемещениях
в
кон
-
струкции
и
делать
необходимые
выводы
.
Получаемые
в
такой
мо
-
дели
значения
частот
образуют
достаточно
плотный
спектр
зна
-
чений
от
0,789
до
1,262
Гц
.
Одна
-
ко
сомнение
вызывает
представ
-
ленный
профиль
распределения
скорости
ветра
в
зависимости
от
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ

71
высоты
над
Землей
:
нулевая
ско
-
рость
у
поверхности
Земли
и
бо
-
лее
чем
40
м
/
с
на
высоте
131
метр
над
поверхностью
планеты
.
Ана
-
логичные
зависимости
для
разной
толщины
льда
,
намерзшего
на
провод
,
также
вызывают
законное
сомнение
.
В
работе
[6]
представлен
под
-
робный
порядок
проведения
ис
-
следования
динамического
де
-
формирования
участка
линии
электропередачи
под
действием
турбулентных
ветровых
потоков
.
Авторы
провели
исследование
отклика
конструкции
на
динами
-
ческие
нагрузки
и
сравнили
их
со
статическими
,
которые
использо
-
вались
при
проектировании
дан
-
ной
линии
электропередачи
.
Было
установлено
,
что
статические
на
-
грузки
,
вычисленные
по
Общеев
-
ропейскому
техническому
стан
-
дарту
EN 50341,
приуменьшают
влияние
проводов
и
проводников
тока
.
Кроме
того
,
продемонстри
-
ровано
,
что
отклик
всей
системы
из
опор
и
проводов
отличается
от
реакции
только
лишь
проводов
,
закрепленных
на
неподвижных
опорах
.
Вследствие
существен
-
ной
геометрической
нелинейно
-
сти
и
произвольности
турбулент
-
ности
ветра
именно
ветровые
нагрузки
являются
сравнительно
более
сложными
.
Обратим
внимание
на
то
,
что
все
линии
электропередачи
,
несмотря
на
наличие
типовых
проектов
и
решений
,
являются
абсолютно
уникальными
и
инди
-
видуальными
конструкциями
.
От
-
личия
в
конструкции
могут
прояв
-
ляться
по
различным
причинам
:
использование
различных
видов
/
типов
фундаментов
при
установ
-
ке
опор
ВЛ
в
схожих
условиях
экс
-
плуатации
,
различная
величина
пролета
линии
электропередачи
и
усилие
тяжения
проводов
,
раз
-
личные
виды
используемых
про
-
водов
и
т
.
д
.
Заметим
,
что
даже
одинако
-
вые
,
на
первый
взгляд
,
участки
воздушных
ВЛ
могут
иметь
отли
-
чия
в
способе
соединения
мест
стыковки
проводов
ВЛ
.
Реализо
-
ванные
типы
соединения
могут
иметь
различные
механические
и
электропроводящие
свойства
,
что
также
оказывает
влияние
и
на
динамические
характеристики
це
-
лого
участка
ВЛ
.
Отметим
возникновение
инте
-
реса
к
механической
части
линий
электропередачи
и
со
стороны
Международного
Совета
по
боль
-
шим
электрическим
системам
высокого
напряжения
—
СИГРЭ
(Conseil International des Grands
Réseaux Electriques — CIGRE).
По
результатам
традиционного
се
-
минара
в
мае
2016
года
был
опу
-
бликован
ряд
работ
,
посвященных
исследованию
воздействия
нисхо
-
дящих
потоков
большой
силы
на
опоры
и
провода
ВЛ
.
Подобные
исследования
характерны
для
Североамериканского
континента
(
США
,
Канада
).
Возникающие
на
территории
этих
стран
торнадо
являются
причиной
разрушения
значительного
количества
опор
(
до
70
штук
).
Именно
торнадо
можно
представить
как
цилиндри
-
ческий
нисходящий
воздушный
поток
.
Построенные
модели
вза
-
имодействия
воздушного
потока
и
проводов
были
успешно
проте
-
стированы
с
помощью
коммерче
-
ского
конечно
-
элементного
про
-
дукта
SAP 2000.
Аналогичные
подходы
проде
-
монстрировали
исследователи
из
Западного
Канадского
Универси
-
тета
,
рассмотрев
типовую
линию
электропередачи
с
металлически
-
ми
опорами
под
действием
типо
-
вого
нагружения
силами
в
рамках
метеорологического
прогноза
.
Увеличение
динамических
нагру
-
зок
было
представлено
для
ис
-
следуемой
опоры
при
значениях
частоты
вынуждающей
силы
до
2
Гц
,
что
достаточно
хорошо
со
-
гласуется
с
другими
источниками
информации
.
В
качестве
реко
-
мендаций
предложено
модифи
-
цировать
конструкцию
опор
,
что
приведет
к
увеличению
их
веса
на
величину
от
3,5%
до
17,5%
в
зави
-
симости
от
типа
опоры
:
на
оттяж
-
ках
или
башенного
типа
.
Еще
одним
направлением
ра
-
бот
является
учет
зажимов
про
-
вода
как
элементов
с
изменяю
-
щейся
жесткостью
,
что
позволяет
более
точно
описывать
деформи
-
рование
провода
при
колебаниях
кабеля
под
действием
воздушных
потоков
.
Однако
в
ряде
случаев
модели
с
постоянной
жесткостью
,
равной
половине
максимальной
,
позволяют
не
менее
точно
полу
-
чить
характер
изменения
переме
-
щений
в
проводе
.
Также
модели
постоянной
изгибной
жесткости
имеют
несомненный
выигрыш
с
точки
зрения
вычислительной
емкости
задачи
.
Достаточно
большое
число
ис
-
следовательских
работ
посвяще
-
но
разработке
и
испытаниям
га
-
сителей
индуцированных
ветром
колебаний
.
Применение
динами
-
ческих
демпферов
позволяет
из
-
менить
параметры
системы
так
,
чтобы
снизилась
вероятность
воз
-
никновения
автоколебательных
процессов
.
В
литературе
можно
найти
множество
примеров
удач
-
ного
использования
подобных
устройств
.
Однако
заметим
,
что
перед
установкой
какого
-
либо
гасителя
колебаний
необходимо
тщательно
проанализировать
ис
-
ходную
конструкцию
,
так
как
вы
-
Рис
. 2.
Поврежденная
опора
линии
электропередачи
напряжением
110
кВ
№
6 (45) 2017

72
бор
типа
динамического
гасителя
колебаний
и
места
его
установки
является
комплексной
самостоя
-
тельной
задачей
.
Положительным
аспектом
применения
гасителя
колебаний
в
уже
существующей
конструкции
может
позволить
удовлетворить
новым
эксплуата
-
ционным
требованиям
,
которые
не
были
сформулированы
на
этапе
первоначального
проекти
-
рования
конструкции
,
без
суще
-
ственного
вмешательства
в
суще
-
ствующую
конструкцию
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема
разрушения
опор
воз
-
душных
линий
электропередачи
стала
предметом
интенсивного
интереса
со
стороны
исследова
-
телей
относительно
недавно
—
порядка
40–50
лет
назад
.
Одна
-
ко
некоторым
ученым
удалось
собрать
достаточно
обширную
статистику
за
последние
два
де
-
сятилетия
и
представить
резуль
-
таты
анализа