82
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
л
и
н
и
и
воздушные линии
К вопросу
грозоупорности
воздушных линий
электропередачи
Статья
посвящена
рассмотрению
вопросов
грозоупорности
воз
-
душных
линий
электропередачи
.
Затронуты
вопросы
устойчи
-
вости
повреждений
на
воздушных
линиях
электропередачи
при
атмосферных
перенапряжениях
,
влияние
аварийных
отключе
-
ний
с
успешным
автоматическим
повторным
включением
на
работу
электроприемников
потребителей
.
Рассмотрен
вопрос
влияния
индуктивности
опоры
на
возникновение
перенапря
-
жений
.
Затронут
вопрос
наличия
особых
условий
в
Западной
Сиби
ри
в
плане
возникновения
атмосферных
перенапряжений
на
воздушных
линиях
электропередачи
.
Описаны
выполнен
-
ные
эксперименты
по
выявлению
влияния
плохих
контактов
между
заземляющими
спусками
заземляющих
устройств
и
телом
опоры
на
уровень
грозоупорности
воздушных
линий
электропередачи
.
Буткевич
В
.
Ф
.,
заместитель
главного инженера
по эксплуатации
филиала АО «Россети
Тюмень» Сургутские
электрические сети
Идиятуллин
И
.
Г
.,
первый заместитель
директора — главный
инженер филиала
АО «Россети
Тюмень» Сургутские
электрические сети
Уразалиев
И
.
Б
.,
начальник Службы
изоляции и защиты
от перенапряжений
филиала АО «Россети
Тюмень» Сургутские
электрические сети
О
сновной задачей деятельности сетевых
организаций является обеспечение на-
дежного электроснабжения потребителей,
которое зависит и от надежной работы воз-
душных линий электропередачи.
Грозовые перенапряжения на высоковольтных
воздушных линиях электропередачи возникают в ре-
зультате прямого удара молнии в опору, грозозащит-
ный трос, фазный провод или при близких ударах
молнии в результате индуцирования на элементах
воздушных линий напряжения. При этом изоляция
воздушных линий электропередачи испытывает пе-
ренапряжения, которые часто приводят к ее пере-
крытию и, как следствие, аварийному отключению
воздушных линий электропередачи.
Учитывая конструктивные особенности воздуш-
ных линий электропередачи, полностью исключить
возможность нарушений изоляции в результате пере-
напряжений, которые приводят к аварийным отклю-
чениям, нельзя. До 80% таких нарушений являются
самоустраняющимися. С учетом этого были разрабо-
таны и многие годы применяются схемы автомати-
ческого повторного включения линий (однократного,
двукратного, трехкратного действия), позволяющие
повторно включать линию после самоустранения на-
рушения изоляции (далее — АПВ).
С ростом кратности АПВ вероятность успешного
включения воздушной линии значительно снижает-
ся, поэтому на практике для повторного включения
воздушной линии, как правило, реализуется АПВ
однократного действия.
В соответствии с требованиями п. 1.2.19 Пра-
вил устройства электроустановок [1] определено,
83
что перерыв электроснабжения электроприемни-
ков на время действия АПВ не должен приводить
к нарушению работы электроприемников и техно-
логических процессов, в том числе, электроприем-
ников первой категории. В случае недопустимости
перерывов электроснабжения электроприемников
на время действия автоматики они должны отно-
ситься к особой группе электроприемников первой
категории с реализацией ряда мероприятий, обес-
печивающих необходимую надежность электро-
снабжения [1].
В филиале АО «Россети Тюмень» Сургутские
электрические сети в 70–90% случаев, в зависимо-
сти от грозовой активности, причиной отключений
воздушных линий являются атмосферные пере-
напряжения, из которых порядка 93% происходят
с успешным АПВ. При расследовании случаев от-
ключений с успешным АПВ время перерывов элек-
троснабжения потребителей не учитывается, также
не учитывается это время при расчете индикатив-
ных показателей оказываемых услуг. Фактически
имеет место сброс нагрузки при отключении воз-
душных линий с успешным АПВ и последующий
набор ее в течение определенного времени. Это
можно отнести к упущенной выгоде. Решение этой
проблемы в значительной степени состоит в реше-
нии вопросов повышения устойчивости нагрузки
потребителями.
Самым опасным представляется прямой удар
молнии в фазный провод. Волна перенапряжения
уходит в разные стороны от места удара, происходит
перекрытие изоляции фазного провода, что в свою
очередь ведет к возникновению короткого замыкания
и отключению линии. Прорыв молнии через грозоза-
щитный трос является достаточно редким событием.
В случае разрядов молнии в заземленные части воз-
душной линии (опора, грозозащитный трос), даже
при весьма малых значениях сопротивления рас-
теканию тока контура заземления опоры, вероятны
перекрытия изоляции (рисунок 1). При таких ударах
молнии по опоре в землю стекает импульсный ток,
создающий падение напряжения на сопротивлении
растеканию тока заземляющего устройства опоры
и на индуктивном сопротивлении опоры. Высокое
напряжение между опорой и фазным проводом при-
водит к перекрытию изоляции с траверсы на фазный
провод, то есть к «обратному» перекрытию. Вслед-
ствие падения напряжения на индуктивном сопро-
тивлении опоры даже нормативное значение со-
противления растеканию тока контура заземления
опоры (менее 30 Ом) не может полностью гаранти-
ровать отсутствие «обратных» перекрытий изоляции
воздушной линии при ударах молнии в грозозащит-
ный трос или опору. При любых значениях сопротив-
ления растеканию тока контуров заземления опор
ток молнии стекает в землю не только через зазем-
ляющее устройство ближайшей опоры, но и по тросу
направляется в заземляющие устройства соседних
(смежных) опор. Распределение токов зависит от
параметров конкретной цепи. Наблюдалось на прак-
тике одновременное перекрытие изоляции на пяти
смежных опорах воздушной линии 110 кВ.
Для повышения грозоупорности воздушных линий
существует ряд способов. Один из которых — это при-
ведение сопротивления растеканию тока контуров за-
земления опор к регламентированному значению.
В соответствии с требованиями нормативно-тех-
нических документов (ПУЭ п. 2.5.116) для воздушных
линий 110–330 кВ, построенных без грозозащитно-
го троса, число грозовых отключений линии, опре-
деленное расчетом, с учетом опыта эксплуатации
не должно превышать трех в год [1]. Для ВЛ с гро-
зозащитным тросом в нормативно-технических до-
кументах не указывается допустимое предельное
число грозовых отключений. Попытки привести тех-
ническое состояние воздушных линий к состоянию,
исключающему аварийные отключения по причине
атмосферных перенапряжений, могут быть нереа-
лизуемы или экономически нецелесообразны.
Применение линейных ограничителей перена-
пряжения является эффективным, достаточно за-
тратным способом повышения грозоупорности воз-
душных линий. При этом применение линейных
ограничителей перенапряжения не позволяет полно-
стью исключить перекрытия линейной изоляции.
В Западной Сибири возможны особые условия,
которые требуют изучения в плане возникновения
атмосферных перенапряжений на воздушных ли-
ниях и, соответственно, разработки решений по
повышению грозоупорности. В условиях Западно-
Сибирской равнины, вероятно, существует возмож-
ность накопления облаками значительно больших
электрических зарядов по сравнению с другими
регионами. Это может приводить к возникнове-
нию значительно больших величин токов молнии
и большей крутизне грозовых импульсов, что долж-
но учитываться при расчетах с учетом частотных
составляющих грозового импульса. При большей
крутизне грозового импульса, по сравнению со
стандартным, при расчетах последствий воздей-
Рис
. 1.
Вероятные
места
ударов
молнии
в
воздушную
линию
Грозотрос
Опора
Фазный
провод
№
5 (62) 2020
84
земляющими спусками (рисунок 2), грозотросом
и опорой в высоковольтной лаборатории филиала
АО «Россети Тюмень» Сургутские электрические
сети был проведен ряд экспериментов. Проведены
измерения сопротивления между металлическими
пластинами, имитирующими элементы опоры, по-
крытыми коррозией, при разных напряжениях. Ре-
зультаты измерений приведены в таблице 1.
По результатам измерений можно сделать вывод,
что оксидный слой, создающий значительное сопро-
тивление между пластинами, пробивается уже при
напряжении
U
свыше 1 кВ. Для имитации значитель-
но большего сопротивле ния между телом опоры и за-
земляющим спуском и между пластинами был про-
ложен лист бумаги и измерено сопротивление при
напряжении 2,5 кВ. Значение сопротивления равня-
лось 18 ГОм.
ствий грозового импульса, возможно, необходимо
учитывать спектр значительно более высоких ча-
стот. В этом случае, вероятно, необходимо учиты-
вать индуктивные параметры опоры. Так, для опор
решетчатого типа погонная индуктивность состав-
ляет 0,5–1 мкГн/м. При таких значениях полная ин-
дуктивность опоры 110 кВ решетчатого типа может
составлять до 31 мкГн. Индуктивное сопротивление
опоры можно рассчитывать по формуле:
x
L
= 2
f L
.
(1)
При расчетной частоте 2 МГц индуктивное сопро-
тивление
X
L
опоры равно 389 Ом. Результаты расчета
для общепринятых параметров воздействующих гро-
зовых импульсов подтверждают существенное вли-
яние параметров опоры на процесс возникновения
перенапряжения. Величина падения напряжения на
индуктивном сопротивлении опоры и сопротивлении
растеканию тока контура заземления опоры не должна
превышать электрическую прочность гирлянд изоля-
ции воздушной линии. Даже при токе молнии, равном
20 кА, падение напряжения на индуктивном сопротив-
лении опоры будет составлять примерно 7810 кВ. При
этом импульсная прочность (пятидесятипроцентное
импульсное разрядное напряжение) гирлянды линей-
ных стеклянных изоляторов составляет 1068,7 кВ [2].
Для токов молнии, возникающих в условиях Западной
Сибири, возможны другие частотные и амплитудные
значения, которые приведут к значительно большим
чем 7810 кВ значениям напряжения между телом опо-
ры и нулевым потенциалом земли, фазным проводом
с переменным потенциалом.
Для оценки возможности повышения грозо-
упорности воздушной линии путем улучшения ме-
таллических контактов между телом опоры и за-
Рис
. 2.
Контактные
соединения
между
телом
опоры
и
заземляющими
спусками
,
свайным
заземлителем
Табл. 1. Результаты измерений сопротивления между
металлическими пластинами, имити рующими элемен-
ты опоры, покрытыми коррозией
№ пп
U
, В
R
, МОм
1
50
7000
2
100
4000
3
200
2000
4
300
800
5
550
330
6
1000
0,55
7
2500
0
8*
2500
18000
* — между пластинами проложен лист бумаги
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
85
Моделирование выполнялось для двух вариантов
нарушения контактов заземляющего устройства с те-
лом опоры.
На рисунке 3а представлен вариант плохого кон-
такта между заземляющим устройством и телом
опоры.
Рис
. 5.
Плохой
контакт
между
заземляющим
устройством
и
телом
опоры
Рис
. 3.
Схема
моделирования
плохого
контакта
между
:
а
)
заземляющим
устройством
и
телом
опоры
;
б
)
одним
лучом
заземляющего
устройства
и
телом
опоры
при
хорошем
контакте
второго
луча
с
телом
опоры
R
к
R
зу
R
к
а)
б)
Рис
. 4.
Принципиальная
электрическая
схема
моде
-
лирования
плохого
контакта
между
:
а
)
заземляющим
устройством
и
телом
опоры
;
б
)
одним
лучом
заземляю
-
щего
устройства
и
телом
опоры
при
хорошем
контак
-
те
второго
луча
с
телом
опоры
ИП
R
к
ГУВ
R
зу
ИП
R
к
ГУВ
а)
б)
С помощью генератора ударных волн (ГУВ), со-
стоящего из генератора высокого напряжения и им-
пульсных конденсаторов (тип SWG 1750-C, Герма-
ния), была собрана электрическая схема (рисунок 4),
имитирующая воздействие высокого импульсного
напряжения на модель плохих контактов
R
к
(две пла-
стины, покрытые коррозией, и две пластины, покры-
тые коррозией с проложенным между ними листом
бумаги).
Генератором ударных волн на контакты подава-
лось импульсное напряжение через искровой проме-
жуток (ИП), образованный двумя полусферическими
электродами, от расстояния между которыми зави-
села величина подаваемого напряжения (рисунок 5).
Расстояние между полусферическими электродами
искрового промежутка было выставлено в разме-
ре 7 мм. Искровой промежуток пробивался при на-
№
5 (62) 2020
86
пряжении на генераторе высо-
ковольтных импульсов равным
8 кВ. К моделям контактов при-
кладывалось импульсное напря-
жение, равное 8 кВ. Последова-
тельно с контактами, в качестве
индикатора, была включена лам-
па накаливания. При подаче им-
пульсного напряжения на модель
контактов происходил пробой ок-
сидной пленки пластин и проло-
женной между ними бумаги. Лам-
па накаливания разрушалась.
В результате моделирования
мы получили подтверждение,
что при высоком сопротивлении
между контактными пластинами
происходит пробой (рисунок 6)
изоляционного промежутка между
этими пластинами (с проложен-
ным бумажным листом и без него)
при импульсных напряжениях
значительно ниже напряжения,
возникающего между опорой и за-
земляющим устройством при уда-
рах молнии.
На рисунке 3б представлен
вариант плохого контакта меж-
ду одним лучом заземляющего
устройства и телом опоры при
хорошем контакте второго луча
с телом опоры.
Сопротивление растеканию
тока
R
зу
второго луча принято
равным 50 Ом и на модели вы-
полнено в виде нихромовой про-
волоки.
Последовательность
проведения эксперимента ана-
логична, как и для первого вари-
анта. Подаваемое напряжение
не изменилось. Как и в первом
эксперименте, происходил про-
бой оксидных пленок контактных
пластин и проложенного листа
бумаги между пластинами. Мож-
но сделать вывод, что при плохом
контакте заземляющего спуска одного луча заземля-
ющего устройства с телом опоры это заземляющее
устройство будет работать при появлении потенциа-
ла на теле опоры при ударе молнии.
ВЫВОДЫ
Вопросы грозоупорности воздушных линий электро-
передачи в условиях Западной Сибири требуют
более глубокого изучения. В результате проведен-
ных экспериментов выяснилось, что путем улучше-
Рис
. 6.
Пробой
изоляционного
промежутка
между
пластинами
с
проложен
-
ным
бумажным
листом
и
без
него
ния контактов между заземляющими устройства-
ми и телом опоры, грозозащитным тросом и телом
опоры повысить грозоупорность воздушной линии
не удастся. В то же время работы по восстановле-
нию контактных соединений необходимо проводить
и доводить до исправного технического состояния,
так как наличие плохих контактов может привести
к повреждению грозозащитного троса (повреждение
проволок повива), увеличению напряжения прикос-
новения к опоре и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Правила устройства электроуста-
новок (ПУЭ-7). Новосибирск: Сиб.
унив. изд-во, 2005. 854 с.
2. Шумилов Ю.Н. Импульсная элек-
трическая прочность полимерных
стержневых и гирлянд тарельча-
тых изоляторов в зоне сильных
загрязнений // Вiсник НТУ, 2013,
№ 59 (1032). С. 154–163.
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Оригинал статьи: К вопросу грозоупорности воздушных линий электропередачи
Статья посвящена рассмотрению вопросов грозоупорности воздушных линий электропередачи. Затронуты вопросы устойчивости повреждений на воздушных линиях электропередачи при атмосферных перенапряжениях, влияние аварийных отключений с успешным автоматическим повторным включением на работу электроприемников потребителей. Рассмотрен вопрос влияния индуктивности опоры на возникновение перенапряжений. Затронут вопрос наличия особых условий в Западной Сиби ри в плане возникновения атмосферных перенапряжений на воздушных линиях электропередачи. Описаны выполненные эксперименты по выявлению влияния плохих контактов между заземляющими спусками заземляющих устройств и телом опоры на уровень грозоупорности воздушных линий электропередачи.