Юбилей российской энергетики

Page 1
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2011, www.kabel-news.ru

35

Тема номера

ËÅÍÝÍÅÐÃÎ 125 ËÅÒ

Л

енэнерго — одна из старейших энергоком-
паний России. 16 июля 1886 года импера-
тор Александр III утвердил Устав «Обще-
ства электрического освещения», учреж-

дённый Карлом Сименсом. Этот день принято счи-
тать началом «электрической» эры в России. После 
революции 1917 года национализированные мощ-
ности этого предприятия были объединены в еди-
ную энергосистему, на базе которой сейчас работа-
ет в частности Мосэнерго. Реализация знаменитого 
плана ГОЭЛРО тоже начиналась на ленинградской 
земле. 

В 1922 году построена первая тепловая электро-

станция «Уткина заводь». В 1924 году от электро-
станции № 3 на Фонтанке к жилому дому проложи-
ли первый теплопровод, что дало начало теплофи-
кации в стране. 19 декабря 1926 года вошла в строй 
не только первая, но и самая мощная в те годы гид-
роэлектростанция страны — Волховская ГЭС. В эти 
годы в Ленэнерго появляется первая в СССР линия 
электропередачи 110 кВ. Во многом благодаря под-
вигу ленинградских энергетиков удалось прорвать 
блокаду Ленинграда во время Великой Отечествен-
ной войны. Ленэнерго восстановило повреждённые 
Волховские линии 110 и 35 кВ, а по дну Ладожского 

озера в Ленинград проложили четыре нитки кабе-
ля напряжением 10 кВ. Этот кабель, длиной более 
100 километров, собирали вручную. В сентябре 1942 
года благодаря этому уникальному техническому ре-
шению энергетическая блокада была прорвана. Это 
позволило Ленинграду выстоять.

Сегодня ОАО «Ленэнерго» обслуживает ёмкий 

рынок — территорию Санкт-Петербурга и Ленин-
градской области площадью 86 739 квадратных ки-
лометров, где проживают 6 млн 213 тыс. 748 чело-
век (4,6% всего населения страны). Общая протя-
жённость линий электропередачи с учётом кабель-
ных линий — 58 тыс. 41 километр. Установленная 
трансформаторная мощность — 20 740 МВА. 

Если говорить об истории петербургской энерге-

тики, то можно вспомнить бесконечноe множество 
фактов, опередивших время. «Общество электриче-
ского освещения 1886 года», а впоследствии ОАО 
«Ленэнерго» всегда было новатором, являя стра-
не и миру новые открытия, по праву считаясь ката-
лизатором энергетического прогресса. На протяже-
нии 125-летней истории компании находилось нема-
ло людей и событий, которых можно назвать гордым 
словом «первый».

Национализация, план ГОЭЛРО, Ве-
ликая Отечественная война, после — 
восстановление разрушенного хозяй-
ства, сменившееся застоем 1970-х и 
последовавшим за этим в конце XX 
века возвратом к принятым в цивили-
зованном мире принципам демокра-
тии, частной собственности, интегра-
ции в мировое бизнес-сообщество. 
125 лет — это больше миллиона ча-
сов, это тысячи людей, сотни собы-
тий, десятки достижений, реформы и 
инновации. ОАО «Ленэнерго» — ком-
пания с самой богатой историей во 
всём распределительно-сетевом ком-
плексе России. 

Юбилей российской 
энергетики


Page 2
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2011, www.kabel-news.ru

36

Тема номера

ËÅÍÝÍÅÐÃÎ 125 ËÅÒ

ЛАМПОЧКА ЛОДЫГИНА И ПРОВОРНЫЙ

 ФРАНЦУЗ

В 1873 году в Петербурге выдающийся рус-

ский электротехник Александр Николаевич Лоды-
гин впервые публично продемонстрировал изобре-
тённую им лампу накаливания на Одесской улице и 
на лекции в Технологическом институте. Недостатка 

электрические уличные фонари, располагалась на 
воде — на барже недалеко от Полицейского моста.

СТАНЦИИ УЧИЛИСЬ СТРОИТЬ, КАК КОРАБЛИ

В 1897—1898 годах именно в Петербурге появля-

ются первые в России стационарные электростан-
ции «Общества электрического освещения 1886 
года»: на Обводном канале, на Новгородской ули-
це и на набережной реки Фонтанки. Пока что отече-
ственные строители только перенимали опыт запад-
ных коллег из Германии и Бельгии, подобно Петру 
Первому с голландцами-корабельщиками. Но уже 
следующие станции возводились в основном рука-
ми русских мастеров.

ПЕРВЫЙ ЗВОН ПЕТЕРБУРГСКОГО ТРАМВАЯ

С появлением электричества на смену конкам 

пришёл трамвай. Специально для энергоснабже-
ния трамвайных линий в феврале 1907 года введе-
на электростанция «Трамвайная», построенная око-
ло Малого Каменного моста на водоотводном кана-
ле. Спроектировал и запустил её легендарный Ген-
рих Осипович Графтио.

ГЕРОИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА

В довоенные годы в ОАО «Ленэнерго» работала 

первая не только в Советском Союзе, но и в Европе 
женщина-диспетчер Станислава Давидовна Варлин-
ская. Профессия диспетчера — одна из самых слож-
ных в энергетике. Человек за пультом должен в те-
чение минуты принять единственно правильное ре-
шение, что делать в той или иной сложной ситуации. 
К сожалению, судьба Станиславы Давидовны сло-
жилась трагически: она была репрессирована. Этот 
период жизни принёс ей утраты родных и сильно 
сказался на здоровье.

НАЧАЛАСЬ ВОЙНА

Огни Петербурга, Ленинграда... Мы почти не об-

ращаем на них внимания. Трудно, почти невозмож-
но пройти по вечернему Невскому и представить, 
что проспект может погрузиться в кромешную тьму. 
Трудно представить километровые по площади 
цехи — в полном запустении — безлюдными, с мёрт-
выми станками. 

Перед войной ленинградцы смогли ощутить мно-

жество благ «электрической цивилизации». В мага-
зинах — кассы, холодильники и даже приборы для 
проверки куриных яиц. Предприятия работают без 
сбоев, электричество на них подаётся без ограни-
чений. Планов по развитию энергосистем — множе-
ство, вокруг города должны появиться ещё как мини-
мум пять электростанций. К середине ХХ века элек-
тричество стало настолько необходимым, что его от-
сутствие — смертный приговор любому мегаполису. 

желающих использовать новинку не было, но всех 
опередил галантерейщик-француз: первым заведе-
нием с электрическим светом в России стал «Мага-
зин дамскаго и мужескаго белья Флорана» на Боль-
шой Морской улице.

ПЕРВЫЕ ОГНИ ДВОРЦОВОГО МОСТА

Наплавной Дворцовый мост через Неву был пер-

вым мостом в городе, освещённым электричеством. 
Весной 1879 года на нём опробовали дуговые лам-
пы — «свечи» — изобретение Павла Николаевича 
Яблочкова. Возможно, современному человеку, гля-
дя на нынешний мост, сияющий по ночам миллиона-
ми огней, открытие покажется не столь значитель-
ным. Но это далеко не так — в конце XIX века тот 
«светящийся» Дворцовый произвёл фурор.

СВЕТЛЫЙ НЕВСКИЙ

30 декабря 1883 года долгожданный свет при-

шёл на Невский проспект. Фонари включались на 
несколько часов и служили ещё одним объектом 
для любопытства и внимания гуляющих по главной 
улице города. Электростанция, питавшая первые 


Page 3
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2011, www.kabel-news.ru

37

Тема номера

ËÅÍÝÍÅÐÃÎ 125 ËÅÒ

Ленинград выдержал и эту пытку. Победа великого 
города — победа ленинградских энергетиков!

В ночь с 21 на 22 июня светились все окна боль-

шинства городских властных учреждений. Работал 
штаб округа, Смольный, ответственных сотрудников 
Ленэнерго по тревоге вызвали на службу.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВОРОНИНА, 

ЗАМЕСТИТЕЛЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО ЛЕНЭНЕРГО

«В ночь на 22 июня 41-го меня, как заместите-

ля управляющего Ленэнерго, срочно вызвали на ра-
боту. Объявлено чрезвычайное положение, начаты 
учения ПВО. К 8 утра председатель Леноблиспол-
кома Попков сообщил о напряжённом положении в 
городе и предложил всё привести в готовность. Все 
встревожены. Над городом — гул самолётов. В 12.15 
передают выступление Молотова. Началась война».

Угроза захвата Нижне-Свирской и Волховской 

ГЭС возникла уже к концу августа 1941 года. Когда 
сомкнулось кольцо блокады, все загородные элек-
тростанции были потеряны. В осаждённом Ленин-
граде остались только городские ТЭЦ 1 и 5 — они 
работали на угле и торфе. Топлива не хватало, для 
заготовки торфа формировали специальные «жен-
ские бригады», но наработанные запасы быстро ис-
сякали. Вместе с голодным — «хлебным» — город 
сел ещё и на «энергопаёк». Хлебозаводы и здания 
управления фронтом и городом — вот почти весь 
список потребителей энергии в первый блокадный 
год. И если распределением продовольствия в горо-
де занимался специальный уполномоченный Ставки 
ВГК, то лимитами и отпуском энергии ведал лично 
Жданов — секретарь ЦК. Только он мог решить, от-
пускать или нет внеплановые киловатты.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БОРИСА БЫЧЕВСКОГО, 

НАЧАЛЬНИКА ИНЖЕНЕРНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА

«Решается вопрос об организации паромной свя-

зи с Невским пятачком. Туда нужно переправить тя-

жёлые танки. Понтоны делают на заводах, но надо 
обязать Ленэнерго дать хотя бы тысяч пять киловатт 
энергии для сварочных работ. Жданов листает за-
писную книжку: «Пять тысяч не дадим. Может быть, 
тысячи три выкроим. И то надо посоветоваться».

 
5 января 1942 года — самый страшный для 

Ленэнерго день. В городе работает лишь один гене-
ратор. Нагрузка — 300 киловатт. Сегодня обычный 
утюг в час потребляет 1 киловатт, а тогда на весь го-
род — триста. Встали трамваи, прекратилась пода-
ча энергии в жилые дома. Замёрз водопровод. На 
два дня закрыли хлебозаводы. Электрическое осве-
щение осталось в Смольном, в здании Генерально-
го штаба, в отделениях милиции, на зенитных бата-
реях, Главпочтамте. Три тысячи человек направили 
на лесозаготовки.

Вышло специальное постановление, подписан-

ное Ждановым, — он разрешил снос всех деревян-
ных построек в черте города — тогда за две неде-
ли «на дрова» разобрали 279 строений. Тогда же ча-
стично разобрали деревянный саркофаг Медного 
всадника — на оставшихся досках появилась над-
пись: «Ему не холодно, а мы согреемся». Пятого ян-
варя 1942 года первый и последний раз не вышла 
«Ленинградская Правда» — после отключения энер-
гии замерзла типографская краска.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АБРАМА МАРИНИНА, 

ДИРЕКТОРА ГЭС № 5

«В 17 часов вместе с Карасём (управляющим 

Ленэнерго) приехали на пятую ГЭС. Увидели, что па-
ровозы замёрзли и подавать топливо невозможно. 
Станция полностью остановилась. Всю ночь пробы-
ли на топливном складе. Только к утру удалось од-
ним паровозом сделать нужную подачу топлива, 
растопить котёл и начать пуск турбогенератора. Да-
лее — 15 февраля — люди продолжают умирать. 
Наш покойницкий барак заполнен».

 Город бомбили ежедневно, главные пункты 

управления Ленинградом, в том числе и Ленэнер-
го, на немецких картах были помечены специаль-
ными номерами. В здание Ленэнерго на Марсовом 
поле попал снаряд, а затем — прямое попадание 
авиабомбы. Она пробила три этажа, разрушила пе-
рекрытия технического отдела и кабинета главного 
инженера, но не взорвалась. Взрыв произошёл, ког-
да сапёры попытались её обезвредить. Здание было 
сильно повреждено.

Февраль 1942 года. Положение с топливом ста-

ло выправляться. 5-я ТЭЦ запущена и вырабатыва-
ет 26 февраля 8 тысяч киловатт, а 13 марта — уже 
14 тысяч. Бюро обкома партии принимает решение: 
возобновить движение трамвая. 8 марта — пустить 


Page 4
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2011, www.kabel-news.ru

38

Тема номера

ËÅÍÝÍÅÐÃÎ 125 ËÅÒ

грузовой, 15 апреля — пассажирские маршруты. Де-
сятки километров путей, 500 километров контактной 
сети, сотни вагонов в короткий срок были приведе-
ны в порядок.

 ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЕФРОСИНЬИ АГАПОВОЙ, 

ВОДИТЕЛЯ ПЕРВОГО ТРАМВАЯ, 

ПУЩЕННОГО В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

«Мне говорят: «Садись и поезжай». И вот я в 

кабине, тронула ручку контроллера. И вдруг ва-
гон ожил. Вывела трамвай из парка. На остановках 
входят люди, смеются, плачут от радости. Многие 
спрашивают: «Сколько же теперь будет стоить би-
лет?». А я тоже смеюсь и слёзы вытираю от радости, 
говорю: «Всё те же 15 копеек, дорогие мои, всё те 
же 15».

ГАНС ФОЛЬКЕНХОРСТ, ЕФРЕЙТОР, 

АРТИЛЛЕРИСТ

«К ночи 15-го... стояла сырая апрельская ночь с 

низкими облаками. Всё, как обычно, но там, над Ле-
нинградом, по тучам бегали какие-то странные голу-
бые вспышки. «Курт, — сказал я, — что это за стран-
ная иллюминация, не собираются ли русские приме-
нить новое секретное оружие?» — «Чёрт возьми, 
Фолькенхорст, они пустили трамвай». Они пустили 
трамвай на седьмом месяце блокады!.. Я задумался: 
зачем же мы мёрзли здесь всю зиму, зачем мы кри-
чали о неизбежной гибели жителей города, если они 
пустили трамвай?»

9 марта 1942 года секретарь горкома Кузнецов 

на партийном активе объявил о возобновлении в го-
роде производства боеприпасов. С 20 марта Ленин-
град получает уже 550 тысяч киловатт часов элек-
троэнергии. Тогда же уполномоченный ГКО Алексей 
Косыгин, будущий премьер, предлагает подумать о 
подаче энергии Волховской ГЭС (восстановленной 
к тому времени) через Ладожское озеро. Руководи-
телей Ленэнерго вызывают в Смольный. После об-
суждений решили проложить подводный кабель. 
120 км бронированного кабеля, способного выдер-
жать напряжение в 10 кВт, должен был изготовить 
завод «Севкабель». На заводе не было ни воды, ни 
пара, ни электричества, но работы начались. К лету 
1942-го работники «Севкабеля» выпустили более 
100 километров кабеля — 270 барабанов по 11 тонн 
каждый. 

Осенью предстояло главное — проложить кабель 

от Волховской ГЭС до Ленинграда. Работами руко-
водил инженер Ленэнерго Сергей Усов. В зону про-
кладки направлены три строительных батальона, 
водолазы, связисты. В помощь им мобилизованы 
рабочие ленинградских предприятий — в основном 

женщины. Подстанции строились в лесу — для ма-
скировки. Оборудование рассредоточили, аккумуля-
торные батареи, релейные станции укрыли в блин-
дажах. Но главное — нужно было проложить кабель 
по дну Ладоги. Соединять фрагменты кабеля на 
воде — на платформах — невозможно. Весь участок 
простреливается. В бухте Морье, вблизи Осиновец-
кого маяка, на баржу укладывалась вся нитка кабе-
ля — 21,5 километра. Концы кабеля сращивались и 
были готовы к спуску. За один приём! Для этого бук-
сир должен был тянуть его строго по прямой линии, 
чтобы уложить пять параллельных ниток с высочай-
шей точностью — ровно на расстоянии 10—15 ме-
тров друг от друга. Вёл баржу капитан-лейтенант 
гидрограф Пётр Ивановский. За ночь успели уло-
жить 4 линии, осталась пятая — последняя, но из-за 
шторма её пришлось укладывать днём.

Шторм. Атака «юнкерсов». Попадание в баржу, 

кабель пробит осколком, 16 человек погибли, 12 
ранено. Погиб капитан Ивановский. Но на следую-
щий день кабель был уложен. 23 сентября 1942 года 
осаждённый город получил ток Волховской ГЭС. 
Всё было выполнено даже на 11 дней раньше по-
ставленного Военным советом срока. 

Блокадный кабель, поднятый со дня Ладоги по-

сле войны, служит нам до сих пор: он проложен под 
тротуаром Невского проспекта, и сейчас по нему бе-
жит ток, зажигая огни на главной улице города.

Зимой 1943 года сотрудники Ленэнерго сооруди-

ли другую уникальную линию — «ледовую». Прямо 
в лёд Ладоги вмораживались столбы с изолятора-
ми. Линия протянулась на 30 километров — с вос-
точного берега до подстанции в Кокорево. Её вклю-
чили 13 января — на второй день операции «Искра». 

Только в апреле 1944 года установили наземную 

линию, связавшую Волховскую ГЭС и Ленинград.

В январе 1945 года Указом Президиума Верхов-

ного Совета Ленинград награждён орденом Ленина. 
Это была награда и ленинградским энергетикам. 
Практически ещё до полного снятия блокады город 
начал возвращение к прежней, нормальной жизни. 
Открылись научные залы Публичной библиотеки, 
заработала табачная фабрика им. Клары Цеткин, на 
Ленфильме запустили сразу три картины. Уже ле-
том 1944 года заняли своё место кони на Аничковом 
мосту, снята маскировка с золотых шпилей Петро-
павловки и Адмиралтейства. Совет Народных ко-
миссаров принял постановление о плане развития и 
восстановления промышленности и городского хо-
зяйства Ленинграда. Одно из первых мест в нём от-
водится энергетике.

(Продолжение статьи 

в «КАБЕЛЬ-news» № 3, 2011)


Читать онлайн

В 2011 году исполняется 125 лет Ленэнерго — компании с самой богатой историей во всём распределительном электросетевом комплексе России. В этом номере мы рассказываем об истории создания Ленэнерго, основных её достижениях, а также публикуем воспоминания сотрудников компании о работе в тяжелые дни блокады Ленинграда.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»