«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2011, www.kabel-news.ru
35
Тема номера
ËÅÍÝÍÅÐÃÎ 125 ËÅÒ
Л
енэнерго — одна из старейших энергоком-
паний России. 16 июля 1886 года импера-
тор Александр III утвердил Устав «Обще-
ства электрического освещения», учреж-
дённый Карлом Сименсом. Этот день принято счи-
тать началом «электрической» эры в России. После
революции 1917 года национализированные мощ-
ности этого предприятия были объединены в еди-
ную энергосистему, на базе которой сейчас работа-
ет в частности Мосэнерго. Реализация знаменитого
плана ГОЭЛРО тоже начиналась на ленинградской
земле.
В 1922 году построена первая тепловая электро-
станция «Уткина заводь». В 1924 году от электро-
станции № 3 на Фонтанке к жилому дому проложи-
ли первый теплопровод, что дало начало теплофи-
кации в стране. 19 декабря 1926 года вошла в строй
не только первая, но и самая мощная в те годы гид-
роэлектростанция страны — Волховская ГЭС. В эти
годы в Ленэнерго появляется первая в СССР линия
электропередачи 110 кВ. Во многом благодаря под-
вигу ленинградских энергетиков удалось прорвать
блокаду Ленинграда во время Великой Отечествен-
ной войны. Ленэнерго восстановило повреждённые
Волховские линии 110 и 35 кВ, а по дну Ладожского
озера в Ленинград проложили четыре нитки кабе-
ля напряжением 10 кВ. Этот кабель, длиной более
100 километров, собирали вручную. В сентябре 1942
года благодаря этому уникальному техническому ре-
шению энергетическая блокада была прорвана. Это
позволило Ленинграду выстоять.
Сегодня ОАО «Ленэнерго» обслуживает ёмкий
рынок — территорию Санкт-Петербурга и Ленин-
градской области площадью 86 739 квадратных ки-
лометров, где проживают 6 млн 213 тыс. 748 чело-
век (4,6% всего населения страны). Общая протя-
жённость линий электропередачи с учётом кабель-
ных линий — 58 тыс. 41 километр. Установленная
трансформаторная мощность — 20 740 МВА.
Если говорить об истории петербургской энерге-
тики, то можно вспомнить бесконечноe множество
фактов, опередивших время. «Общество электриче-
ского освещения 1886 года», а впоследствии ОАО
«Ленэнерго» всегда было новатором, являя стра-
не и миру новые открытия, по праву считаясь ката-
лизатором энергетического прогресса. На протяже-
нии 125-летней истории компании находилось нема-
ло людей и событий, которых можно назвать гордым
словом «первый».
Национализация, план ГОЭЛРО, Ве-
ликая Отечественная война, после —
восстановление разрушенного хозяй-
ства, сменившееся застоем 1970-х и
последовавшим за этим в конце XX
века возвратом к принятым в цивили-
зованном мире принципам демокра-
тии, частной собственности, интегра-
ции в мировое бизнес-сообщество.
125 лет — это больше миллиона ча-
сов, это тысячи людей, сотни собы-
тий, десятки достижений, реформы и
инновации. ОАО «Ленэнерго» — ком-
пания с самой богатой историей во
всём распределительно-сетевом ком-
плексе России.
Юбилей российской
энергетики
«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2011, www.kabel-news.ru
36
Тема номера
ËÅÍÝÍÅÐÃÎ 125 ËÅÒ
ЛАМПОЧКА ЛОДЫГИНА И ПРОВОРНЫЙ
ФРАНЦУЗ
В 1873 году в Петербурге выдающийся рус-
ский электротехник Александр Николаевич Лоды-
гин впервые публично продемонстрировал изобре-
тённую им лампу накаливания на Одесской улице и
на лекции в Технологическом институте. Недостатка
электрические уличные фонари, располагалась на
воде — на барже недалеко от Полицейского моста.
СТАНЦИИ УЧИЛИСЬ СТРОИТЬ, КАК КОРАБЛИ
В 1897—1898 годах именно в Петербурге появля-
ются первые в России стационарные электростан-
ции «Общества электрического освещения 1886
года»: на Обводном канале, на Новгородской ули-
це и на набережной реки Фонтанки. Пока что отече-
ственные строители только перенимали опыт запад-
ных коллег из Германии и Бельгии, подобно Петру
Первому с голландцами-корабельщиками. Но уже
следующие станции возводились в основном рука-
ми русских мастеров.
ПЕРВЫЙ ЗВОН ПЕТЕРБУРГСКОГО ТРАМВАЯ
С появлением электричества на смену конкам
пришёл трамвай. Специально для энергоснабже-
ния трамвайных линий в феврале 1907 года введе-
на электростанция «Трамвайная», построенная око-
ло Малого Каменного моста на водоотводном кана-
ле. Спроектировал и запустил её легендарный Ген-
рих Осипович Графтио.
ГЕРОИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА
В довоенные годы в ОАО «Ленэнерго» работала
первая не только в Советском Союзе, но и в Европе
женщина-диспетчер Станислава Давидовна Варлин-
ская. Профессия диспетчера — одна из самых слож-
ных в энергетике. Человек за пультом должен в те-
чение минуты принять единственно правильное ре-
шение, что делать в той или иной сложной ситуации.
К сожалению, судьба Станиславы Давидовны сло-
жилась трагически: она была репрессирована. Этот
период жизни принёс ей утраты родных и сильно
сказался на здоровье.
НАЧАЛАСЬ ВОЙНА
Огни Петербурга, Ленинграда... Мы почти не об-
ращаем на них внимания. Трудно, почти невозмож-
но пройти по вечернему Невскому и представить,
что проспект может погрузиться в кромешную тьму.
Трудно представить километровые по площади
цехи — в полном запустении — безлюдными, с мёрт-
выми станками.
Перед войной ленинградцы смогли ощутить мно-
жество благ «электрической цивилизации». В мага-
зинах — кассы, холодильники и даже приборы для
проверки куриных яиц. Предприятия работают без
сбоев, электричество на них подаётся без ограни-
чений. Планов по развитию энергосистем — множе-
ство, вокруг города должны появиться ещё как мини-
мум пять электростанций. К середине ХХ века элек-
тричество стало настолько необходимым, что его от-
сутствие — смертный приговор любому мегаполису.
желающих использовать новинку не было, но всех
опередил галантерейщик-француз: первым заведе-
нием с электрическим светом в России стал «Мага-
зин дамскаго и мужескаго белья Флорана» на Боль-
шой Морской улице.
ПЕРВЫЕ ОГНИ ДВОРЦОВОГО МОСТА
Наплавной Дворцовый мост через Неву был пер-
вым мостом в городе, освещённым электричеством.
Весной 1879 года на нём опробовали дуговые лам-
пы — «свечи» — изобретение Павла Николаевича
Яблочкова. Возможно, современному человеку, гля-
дя на нынешний мост, сияющий по ночам миллиона-
ми огней, открытие покажется не столь значитель-
ным. Но это далеко не так — в конце XIX века тот
«светящийся» Дворцовый произвёл фурор.
СВЕТЛЫЙ НЕВСКИЙ
30 декабря 1883 года долгожданный свет при-
шёл на Невский проспект. Фонари включались на
несколько часов и служили ещё одним объектом
для любопытства и внимания гуляющих по главной
улице города. Электростанция, питавшая первые
«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2011, www.kabel-news.ru
37
Тема номера
ËÅÍÝÍÅÐÃÎ 125 ËÅÒ
Ленинград выдержал и эту пытку. Победа великого
города — победа ленинградских энергетиков!
В ночь с 21 на 22 июня светились все окна боль-
шинства городских властных учреждений. Работал
штаб округа, Смольный, ответственных сотрудников
Ленэнерго по тревоге вызвали на службу.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВОРОНИНА,
ЗАМЕСТИТЕЛЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО ЛЕНЭНЕРГО
«В ночь на 22 июня 41-го меня, как заместите-
ля управляющего Ленэнерго, срочно вызвали на ра-
боту. Объявлено чрезвычайное положение, начаты
учения ПВО. К 8 утра председатель Леноблиспол-
кома Попков сообщил о напряжённом положении в
городе и предложил всё привести в готовность. Все
встревожены. Над городом — гул самолётов. В 12.15
передают выступление Молотова. Началась война».
Угроза захвата Нижне-Свирской и Волховской
ГЭС возникла уже к концу августа 1941 года. Когда
сомкнулось кольцо блокады, все загородные элек-
тростанции были потеряны. В осаждённом Ленин-
граде остались только городские ТЭЦ 1 и 5 — они
работали на угле и торфе. Топлива не хватало, для
заготовки торфа формировали специальные «жен-
ские бригады», но наработанные запасы быстро ис-
сякали. Вместе с голодным — «хлебным» — город
сел ещё и на «энергопаёк». Хлебозаводы и здания
управления фронтом и городом — вот почти весь
список потребителей энергии в первый блокадный
год. И если распределением продовольствия в горо-
де занимался специальный уполномоченный Ставки
ВГК, то лимитами и отпуском энергии ведал лично
Жданов — секретарь ЦК. Только он мог решить, от-
пускать или нет внеплановые киловатты.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БОРИСА БЫЧЕВСКОГО,
НАЧАЛЬНИКА ИНЖЕНЕРНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА
«Решается вопрос об организации паромной свя-
зи с Невским пятачком. Туда нужно переправить тя-
жёлые танки. Понтоны делают на заводах, но надо
обязать Ленэнерго дать хотя бы тысяч пять киловатт
энергии для сварочных работ. Жданов листает за-
писную книжку: «Пять тысяч не дадим. Может быть,
тысячи три выкроим. И то надо посоветоваться».
5 января 1942 года — самый страшный для
Ленэнерго день. В городе работает лишь один гене-
ратор. Нагрузка — 300 киловатт. Сегодня обычный
утюг в час потребляет 1 киловатт, а тогда на весь го-
род — триста. Встали трамваи, прекратилась пода-
ча энергии в жилые дома. Замёрз водопровод. На
два дня закрыли хлебозаводы. Электрическое осве-
щение осталось в Смольном, в здании Генерально-
го штаба, в отделениях милиции, на зенитных бата-
реях, Главпочтамте. Три тысячи человек направили
на лесозаготовки.
Вышло специальное постановление, подписан-
ное Ждановым, — он разрешил снос всех деревян-
ных построек в черте города — тогда за две неде-
ли «на дрова» разобрали 279 строений. Тогда же ча-
стично разобрали деревянный саркофаг Медного
всадника — на оставшихся досках появилась над-
пись: «Ему не холодно, а мы согреемся». Пятого ян-
варя 1942 года первый и последний раз не вышла
«Ленинградская Правда» — после отключения энер-
гии замерзла типографская краска.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АБРАМА МАРИНИНА,
ДИРЕКТОРА ГЭС № 5
«В 17 часов вместе с Карасём (управляющим
Ленэнерго) приехали на пятую ГЭС. Увидели, что па-
ровозы замёрзли и подавать топливо невозможно.
Станция полностью остановилась. Всю ночь пробы-
ли на топливном складе. Только к утру удалось од-
ним паровозом сделать нужную подачу топлива,
растопить котёл и начать пуск турбогенератора. Да-
лее — 15 февраля — люди продолжают умирать.
Наш покойницкий барак заполнен».
Город бомбили ежедневно, главные пункты
управления Ленинградом, в том числе и Ленэнер-
го, на немецких картах были помечены специаль-
ными номерами. В здание Ленэнерго на Марсовом
поле попал снаряд, а затем — прямое попадание
авиабомбы. Она пробила три этажа, разрушила пе-
рекрытия технического отдела и кабинета главного
инженера, но не взорвалась. Взрыв произошёл, ког-
да сапёры попытались её обезвредить. Здание было
сильно повреждено.
Февраль 1942 года. Положение с топливом ста-
ло выправляться. 5-я ТЭЦ запущена и вырабатыва-
ет 26 февраля 8 тысяч киловатт, а 13 марта — уже
14 тысяч. Бюро обкома партии принимает решение:
возобновить движение трамвая. 8 марта — пустить
«КАБЕЛЬ-news», № 2, 2011, www.kabel-news.ru
38
Тема номера
ËÅÍÝÍÅÐÃÎ 125 ËÅÒ
грузовой, 15 апреля — пассажирские маршруты. Де-
сятки километров путей, 500 километров контактной
сети, сотни вагонов в короткий срок были приведе-
ны в порядок.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЕФРОСИНЬИ АГАПОВОЙ,
ВОДИТЕЛЯ ПЕРВОГО ТРАМВАЯ,
ПУЩЕННОГО В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ
«Мне говорят: «Садись и поезжай». И вот я в
кабине, тронула ручку контроллера. И вдруг ва-
гон ожил. Вывела трамвай из парка. На остановках
входят люди, смеются, плачут от радости. Многие
спрашивают: «Сколько же теперь будет стоить би-
лет?». А я тоже смеюсь и слёзы вытираю от радости,
говорю: «Всё те же 15 копеек, дорогие мои, всё те
же 15».
ГАНС ФОЛЬКЕНХОРСТ, ЕФРЕЙТОР,
АРТИЛЛЕРИСТ
«К ночи 15-го... стояла сырая апрельская ночь с
низкими облаками. Всё, как обычно, но там, над Ле-
нинградом, по тучам бегали какие-то странные голу-
бые вспышки. «Курт, — сказал я, — что это за стран-
ная иллюминация, не собираются ли русские приме-
нить новое секретное оружие?» — «Чёрт возьми,
Фолькенхорст, они пустили трамвай». Они пустили
трамвай на седьмом месяце блокады!.. Я задумался:
зачем же мы мёрзли здесь всю зиму, зачем мы кри-
чали о неизбежной гибели жителей города, если они
пустили трамвай?»
9 марта 1942 года секретарь горкома Кузнецов
на партийном активе объявил о возобновлении в го-
роде производства боеприпасов. С 20 марта Ленин-
град получает уже 550 тысяч киловатт часов элек-
троэнергии. Тогда же уполномоченный ГКО Алексей
Косыгин, будущий премьер, предлагает подумать о
подаче энергии Волховской ГЭС (восстановленной
к тому времени) через Ладожское озеро. Руководи-
телей Ленэнерго вызывают в Смольный. После об-
суждений решили проложить подводный кабель.
120 км бронированного кабеля, способного выдер-
жать напряжение в 10 кВт, должен был изготовить
завод «Севкабель». На заводе не было ни воды, ни
пара, ни электричества, но работы начались. К лету
1942-го работники «Севкабеля» выпустили более
100 километров кабеля — 270 барабанов по 11 тонн
каждый.
Осенью предстояло главное — проложить кабель
от Волховской ГЭС до Ленинграда. Работами руко-
водил инженер Ленэнерго Сергей Усов. В зону про-
кладки направлены три строительных батальона,
водолазы, связисты. В помощь им мобилизованы
рабочие ленинградских предприятий — в основном
женщины. Подстанции строились в лесу — для ма-
скировки. Оборудование рассредоточили, аккумуля-
торные батареи, релейные станции укрыли в блин-
дажах. Но главное — нужно было проложить кабель
по дну Ладоги. Соединять фрагменты кабеля на
воде — на платформах — невозможно. Весь участок
простреливается. В бухте Морье, вблизи Осиновец-
кого маяка, на баржу укладывалась вся нитка кабе-
ля — 21,5 километра. Концы кабеля сращивались и
были готовы к спуску. За один приём! Для этого бук-
сир должен был тянуть его строго по прямой линии,
чтобы уложить пять параллельных ниток с высочай-
шей точностью — ровно на расстоянии 10—15 ме-
тров друг от друга. Вёл баржу капитан-лейтенант
гидрограф Пётр Ивановский. За ночь успели уло-
жить 4 линии, осталась пятая — последняя, но из-за
шторма её пришлось укладывать днём.
Шторм. Атака «юнкерсов». Попадание в баржу,
кабель пробит осколком, 16 человек погибли, 12
ранено. Погиб капитан Ивановский. Но на следую-
щий день кабель был уложен. 23 сентября 1942 года
осаждённый город получил ток Волховской ГЭС.
Всё было выполнено даже на 11 дней раньше по-
ставленного Военным советом срока.
Блокадный кабель, поднятый со дня Ладоги по-
сле войны, служит нам до сих пор: он проложен под
тротуаром Невского проспекта, и сейчас по нему бе-
жит ток, зажигая огни на главной улице города.
Зимой 1943 года сотрудники Ленэнерго сооруди-
ли другую уникальную линию — «ледовую». Прямо
в лёд Ладоги вмораживались столбы с изолятора-
ми. Линия протянулась на 30 километров — с вос-
точного берега до подстанции в Кокорево. Её вклю-
чили 13 января — на второй день операции «Искра».
Только в апреле 1944 года установили наземную
линию, связавшую Волховскую ГЭС и Ленинград.
В январе 1945 года Указом Президиума Верхов-
ного Совета Ленинград награждён орденом Ленина.
Это была награда и ленинградским энергетикам.
Практически ещё до полного снятия блокады город
начал возвращение к прежней, нормальной жизни.
Открылись научные залы Публичной библиотеки,
заработала табачная фабрика им. Клары Цеткин, на
Ленфильме запустили сразу три картины. Уже ле-
том 1944 года заняли своё место кони на Аничковом
мосту, снята маскировка с золотых шпилей Петро-
павловки и Адмиралтейства. Совет Народных ко-
миссаров принял постановление о плане развития и
восстановления промышленности и городского хо-
зяйства Ленинграда. Одно из первых мест в нём от-
водится энергетике.
(Продолжение статьи
в «КАБЕЛЬ-news» № 3, 2011)
Оригинал статьи: Юбилей российской энергетики
В 2011 году исполняется 125 лет Ленэнерго — компании с самой богатой историей во всём распределительном электросетевом комплексе России. В этом номере мы рассказываем об истории создания Ленэнерго, основных её достижениях, а также публикуем воспоминания сотрудников компании о работе в тяжелые дни блокады Ленинграда.