Энергостроительный комплекс: саморегулирование и повышение квалификации кадров

Page 1
background image

Page 2
background image

138

КАДРЫ

С

Р

О

 в

 э

н

е

р

г

е

т

и

к

е

СРО в энергетике

У

тверждённая

 7 

мая

 

2012 

г

Президентская

 

программа

 

повышения

 

квалификации

 

инженер

-

ных

 

кадров

 

на

 2012—2014 

го

-

ды

 

показывает

насколько

 

акту

-

альной

 

и

 

значимой

 

на

 

уровне

 

государства

 

является

 

задача

 

обеспечения

 

промышленного

 

комплекса

 

России

 

высококвали

-

фицированными

 

кадрами

.

Актуальность

 

решения

 

задачи

 

по

 

организации

 

повышения

 

ква

-

лификации

 

инженерных

 

кадров

 

диктует

 

необходимость

 

разра

-

ботки

 

и

 

внедрения

 

эффективного

 

инструментария

выбора

 

адек

-

ватных

 

подходов

 

и

 

методик

 

с

 

ис

-

пользованием

 

специализирован

-

ных

 

образовательных

 

программ

 

по

 

повышению

 

квалификации

 

различных

 

категорий

 

специали

-

стов

Анализ

 

ситуации

сложившей

-

ся

 

сегодня

 

в

 

области

 

подготовки

 

кадров

 

для

 

энергетики

 

и

 

строи

-

тельства

принципов

 

взаимо

-

действия

 

энергостроительных

 

компаний

 

с

 

образовательными

 

учреждениями

 

показал

что

 

су

-

ществующие

 

в

 

России

 

учебные

 

заведения

 

не

 

в

 

состоянии

 

обе

-

спечить

 

подготовку

 

специалистов

 

сегодняшнего

 

и

 

тем

 

более

 

за

-

втрашнего

 

дня

Первая

 

причина

 

этого

 

кроется

 

в

 

том

что

 

нарушена

 

связь

 

между

 

производством

 

и

 

об

-

разовательным

 

учреждением

 — 

услуга

 

оторвана

 

от

 

заказчика

его

 

реальных

 

потребностей

 

и

 

задач

Многочисленные

 

учебные

 

заве

-

дения

 

далеко

 

не

 

всегда

 

способ

-

ны

 

предложить

 

образовательные

 

услуги

отвечающие

 

требовани

-

ям

 

практики

 

энергетического

 

строительства

Вторая

 

причина

 — 

отсутствие

 

в

 

числе

 

преподавателей

 

учёных

-

исследователей

находящихся

 

на

 

острие

 

современных

 

дости

-

жений

 

науки

 

и

 

техники

а

 

также

 

производственников

знакомых

 

с

 

практикой

 

отрасли

В

 

этих

 

усло

-

виях

 

курсы

 

повышения

 

квалифи

-

кации

 

становятся

 

формальным

 

мероприятием

воспроизводя

-

щим

 

устаревшие

 

и

 

оторванные

 

от

 

современных

 

реалий

 

знания

не

 

востребованные

 

практикой

не

 

только

 

не

 

нацеленные

 

на

 

за

-

втрашний

но

 

и

 

не

 

соответствую

-

щие

 

сегодняшнему

 

дню

Важней

-

шей

 

проблемой

 

современной

 

высшей

 

школы

 

является

 

раз

-

витие

 

интеграции

 

инженерно

-

технического

 

образования

 

с

 

на

-

укой

 

и

 

производством

Одной

 

из

 

главных

 

компетенций

 

инженера

 

становится

 

способность

 

адапти

-

роваться

 

к

 

стремительно

 

возрас

-

тающим

 

требованиям

 

в

 

области

 

новых

 

технологий

современной

 

техники

 

и

 

оборудования

Он

 

ста

-

нет

 

тормозом

 

инновационного

 

производства

если

 

к

 

этому

 

не

 

готов

.

Наконец

третья

 

причина

 — 

отсутствие

 

системности

 

и

 

связи

 

с

 

задачами

 

стратегического

 

раз

-

вития

 

на

 

уровне

 

предприятия

отрасли

 

и

 

страны

 

в

 

целом

Сюда

 

же

 

следует

 

отнести

 

отсутствие

 

корпоративного

 

характера

 

реа

-

лизуемых

 

образовательных

 

про

-

грамм

принимая

 

во

 

внимание

что

 

обучение

 — 

процесс

 

освое

-

ния

 

не

 

только

 

знаний

но

 

и

 

неких

 

ценностей

 

и

 

смыслов

корпора

-

тивных

 

целей

  (

на

 

уровне

 

отрас

-

ли

государства

). 

Это

 

фактор

 

вы

-

сокой

 

значимости

.

Таким

 

образом

сотни

 

энер

-

гостроительных

 

компаний

 

по

-

стоянно

 

взаимодействуют

 

на

 

образовательном

 

рынке

 

с

 

ещё

 

большим

 

количеством

 

образо

-

Энергостроительный 

комплекс: 

саморегулирование и 

повышение квалификации 

кадров

Действующий закон закрепляет за саморегулируемыми 
организациями (СРО) функцию по организации профес-
сионального обучения своих членов. Повышение качества 
кадрового потенциала специалистов энергостроительной 
отрасли является одним из важных и стратегических на-
правлений деятельности СРО НП «ЭНЕРГОСТРОЙ». 


Page 3
background image

139

№ 5 (14), сентябрь-октябрь, 2012

вательных

 

организаций

Причём

 

компании

 

зачастую

 

не

 

имеют

 

воз

-

можности

 

разобраться

 

в

 

большом

 

количестве

 

нередко

 

противоре

-

чащих

 

друг

 

другу

 

предложений

 

по

 

обучению

 

и

 

тем

 

более

 

оценить

 

их

 

качество

Соответственно

одним

 

из

 

ключевых

 

критериев

 

оценки

 

и

 

выбора

 

программ

 

обучения

 

стано

-

вится

 

фактор

 

стоимости

В

 

услови

-

ях

когда

 

содержание

 

программы

 

оторвано

 

от

 

реалий

 

отрасли

сам

 

факт

 

повышения

 

квалификации

 

приобретает

 

формальный

 

харак

-

тер

 

и

 

становятся

 

востребованными

 

дешёвые

но

 

недобросовестные

 

предложения

 

целого

 

ряда

 

образо

-

вательных

 

учреждений

.

Понимая

 

это

СРО

 

НП

  «

ЭНЕРГО

-

СТРОЙ

» 

выступил

 

от

 

лица

 

входящих

 

в

 

его

 

состав

 

сотен

 

энергострои

-

тельных

 

компаний

 

как

 

коллектив

-

ный

корпоративный

 

координатор

-

заказчик

 

образовательных

 

услуг

 

на

 

рынке

 

дополнительного

 

профессио

-

нального

 

образования

.

В

 

июне

 2011 

года

 

в

 

СРО

 

НП

 

«

ЭНЕРГОСТРОЙ

» 

была

 

утвержде

-

на

 

Программа

 

развития

 

системы

 

повышения

 

квалификации

 

и

 

про

-

фессиональной

 

переподготовки

 

на

 

2011/12 

год

Цель

 

Программы

 — 

обеспечение

 

доступности

 

и

 

каче

-

ства

 

дополнительного

 

профессио

-

нального

 

образования

 

для

 

членов

 

СРО

 

НП

  «

ЭНЕРГОСТРОЙ

», 

устране

-

ние

 

недобросовестных

 

образова

-

тельных

 

учреждений

 

из

 

системы

 

подготовки

 

кадров

 

для

 

энергострои

-

тельной

 

отрасли

.

Общий

 

смысл

 

задач

поставлен

-

ных

 

Программой

сводится

 

к

 

фор

-

мированию

 

эффективной

 

системы

 

подготовки

 

персонала

 

энергострои

-

тельных

 

компаний

 

всех

 

уровней

от

 

специалистов

 

до

 

руководителей

Программой

 

были

 

поставлены

 

серьёзные

 

задачи

 

по

 

формирова

-

нию

 

сети

 

опорных

 

образовательных

 

учреждений

 

в

 

регионах

 

присутствия

 

Лысцев

 

Сергей

 

Владимирович

генеральный

 

директор

 

СРО

 

НП

 «

ЭНЕРГОСТРОЙ

»: 

«

Занимая

 

устойчивое

 

положение

 

в

 

отрасли

СРО

 

НП

 «

ЭНЕРГОСТРОЙ

» 

стремится

 

к

 

тому

что

-

бы

 

членство

 

в

 

Партнёрстве

 

стало

 

для

 

компаний

 

репутационным

 

знаком

 

качества

 

и

 

профессио

-

нальной

 

состоятельности

а

 

для

 

заказчиков

 — 

гарантией

 

надёжности

Достичь

 

этих

 

целей

 

воз

-

можно

 

только

 

через

 

всестороннее

 

повышение

 

квалификации

 

и

 

рост

 

профессионализма

 

инже

-

нерных

 

и

 

управленческих

 

кадров

».

опорных

 

образовательных

 

учреж

-

дений

 

вошли

 30 

университетов

академии

, 8 

институтов

, 11 

про

-

фильных

 

учебных

 

центров

Среди

 

них

 — 

Национальный

 

исследователь

-

ский

 

университет

 «

Московский

 

энер

-

гетический

 

институт

», 

Ивановский

 

государственный

 

энергетический

 

университет

Казанский

 

государ

-

ственный

 

энергетический

 

универ

-

ситет

Московский

 

государственный

 

строительный

 

университет

Санкт

-

Петербургский

 

государственный

 

архитектурно

-

строительный

 

универ

-

ситет

 

и

 

многие

 

другие

.

В

 

рамках

 

решения

 

задач

 

по

 

совершенствованию

 

структуры

 

и

 

содержания

 

программ

 

дополни

-

тельного

 

профессионального

 

об

-

разования

 

была

 

проделана

 

работа

 

по

 

созданию

 

типовых

 

программ

 

по

-

вышения

 

квалификации

 

по

 

видам

 

работ

 

в

 

строительстве

профильным

 

для

 

СРО

 

НП

 «

ЭНЕРГОСТРОЙ

».

На

 

базе

 

опорных

 

образователь

-

ных

 

учреждений

 

созданы

 

и

 

апро

-

бированы

 

в

 

учебном

 

процессе

 

пилотные

 

программы

 

повышения

 

квалификации

 

в

 

корпоративных

 

группах

 

Партнёрства

Их

 

главной

 

отличительной

 

особенностью

 

стала

 

попытка

 

интеграции

 

инженерно

-

технического

 

образования

 

с

 

наукой

 

и

 

производством

.

Всего

 

опорными

 

образова

-

тельными

 

учреждениями

 

разра

-

ботано

 20 

пилотных

 

программ

 

повышения

 

квалификации

охваты

-

вающих

 

тематику

 15, 20, 23, 24, 32, 

33 

групп

 

работ

 

в

 

строительстве

 

(

в

 

соответствии

 

с

 

перечнем

 

видов

 

работ

 

в

 

строительстве

утверждён

-

ных

 

приказом

 

Минрегиона

 

 624 

от

 30.12.2009 

г

.). 

членов

 

Партнёрства

формирова

-

нию

 

в

 

рамках

 

подготовки

 

кадров

 

для

 

энергостроительного

 

комплекса

 

университетского

 

кластера

 

веду

-

щих

 

образовательных

 

учреждений

 

энергетического

 

профиля

совер

-

шенствованию

 

структуры

 

и

 

содер

-

жания

 

программ

 

дополнительного

 

профессионального

 

образования

приведению

 

тематики

структуры

 

и

 

содержания

 

профессионального

 

образования

 

в

 

соответствие

 

с

 

по

-

требностями

 

практики

 

энергострои

-

тельной

 

отрасли

Эти

 

задачи

 

были

 

решены

По

 

итогам

 

работы

проведённой

 

в

 

течение

 2—4 

квартала

 2011 

г

и

 1—2 

квартала

 2012 

г

., 

в

 

реестр

 

включено

 52 

образовательных

 

учреждения

что

 

составляет

 62% 

от

 

общего

 

числа

 

образовательных

 

учреждений

с

 

которыми

 

проведена

 

тщательная

 

работа

 

по

 

установле

-

нию

 

взаимодействия

 

и

 

подписанию

 

соглашений

 

о

 

сотрудничестве

 

в

 

об

-

ласти

 

подготовки

 

кадров

 

для

 

энер

-

гостроительного

 

комплекса

Опор

-

ные

 

образовательные

 

учреждения

 

действуют

 

в

 

восьми

 

федеральных

 

округах

в

 

каждом

 

регионе

 

присут

-

ствия

 

членов

 

Партнёрства

В

 

число

 


Page 4
background image

140

КАДРЫ

Соответ

-

ствие

 

видам

 

работ

 

в

 

стро

-

ительстве

 

Наименование

 

курса

Опорное

 

образовательное

 

учреждение

Форма

 

обучения

Даты

 

проведения

 

программ

 

в

 

очном

 

формате

 

по

 

месяцам

октябрь ноябрь декабрь

Руководящий

 

состав

Управление

 

в

 

энергетическом

 

и

 

электросетевом

 

строительстве

Российская

 

академия

 

народного

 

хозяйства

 

и

 

государственной

 

службы

Очно

-

заочная

22—26

03—07

33

Управление

 

проектом

 (

при

 

организации

 

строительства

 

энергетических

 

и

 

электросетевых

 

объектов

)

Международная

 

академия

 

бизнеса

Очно

-

заочная

22—26

19—23

10—14

33

Экономика

 

строительства

Сметно

-

договорная

 

деятель

-

ность

 

при

 

организации

 

строительства

Институт

 

экономики

 

и

 

антикризиного

 

управления

Очно

-

заочная

22—26

26—30

24

Пуско

-

наладочные

 

работы

 

в

 

электросетевом

 

строительстве

Корпоративный

 

обра

-

зовательный

 

и

 

научный

 

центр

 

ЕЭС

Очно

-

заочная

,

дистанционная

 18—19

23

Монтаж

 

энергетического

 

оборудования

 (

ТЭС

)

Корпоративный

 

образовательный

 

и

 

научный

 

центр

 

ЕЭС

Очно

-

заочная

,

дистанционная

15—16

23

Монтаж

 

электросетевого

 

оборудования

Корпоративный

 

обра

-

зовательный

 

и

 

научный

 

центр

 

ЕЭС

Очно

-

заочная

,

дистанционная

15—16

Аварийно

-

восстановительные

 

работы

 

на

 

объектах

 

электросе

-

тевого

 

комплекса

Корпоративный

 

обра

-

зовательный

 

и

 

научный

 

центр

 

ЕЭС

Очно

-

заочная

,

дистанционная

13—14

33

Современные

 

методы

 

организации

 

строительства

 

и

 

ремонтно

-

строительных

 

работ

разработки

 

ППР

Петербургский

 

институт

 

повышения

 

квалификации

Очно

-

заочная

19—11

20, 23, 24

Строительство

реконструкция

 

и

 

капитальный

 

ремонт

 

наружных

 

электрических

 

сетей

Устройство

монтаж

 

и

 

пусконаладочные

 

работы

Казанский

 

государственный

 

энергетический

 

университет

Очно

-

заочная

15—16

24

Пусконаладочные

 

работы

 

авто

-

матики

 

в

 

электроснабжении

Ивановский

 

государственный

 

энергетический

 

институт

29.10—

03.11

Контакты

 

для

 

консультций

 

и

 

отправки

 

заявок

:

Гесс

 

Екатерина

 

Евгеньевна

 

т

. +7 (495) 777-65-68 (

доб

. 3069), gke@sro-ess.ru

Полный

 

план

-

график

 

обучения

 

размещён

 

на

 

сайте

 www.sro-ess.ru 

в

 

разделе

 «

Повышение

 

квалификации

»

План

-

график

 

корпоративных

 

курсов

 

повышения

 

квалификации

 

СРО

 

НП

 «

ЭНЕРГОСТРОЙ

» 

на

 4 

квартал

 2012 

года

 (

Московский

 

регион

)

Из

 

них

 

включены

 

в

 

план

-

график

 

корпоративных

 

программ

 

повыше

-

ния

 

квалификации

 

для

 

реализации

 

в

 2011/12 

году

 

четырнадцать

 

прог

-

рамм

.

К

 

настоящему

 

времени

 

в

 

очно

-

заочном

 

формате

 

в

 

корпоративных

 

группах

 

Партнёрства

 

реализовано

 

программ

 

повышения

 

квалифи

-

кации

в

 

которых

 

приняли

 

участие

 

свыше

 500 

руководителей

 

и

 

спе

-

циалистов

Запланирован

 

к

 

прове

-

дению

 

в

 4 

квартале

 2012 

года

 

ещё

 

ряд

 

программ

.

Одним

 

из

 

главных

 

результатов

 

реализации

 

Программы

 

развития

 

системы

 

повышения

 

квалификации

 

в

 

СРО

 

НП

 «

ЭНЕРГОСТРОЙ

» 

стало

 

то

что

 

курсы

 

повышения

 

квалифика

-

ции

 

перестали

 

носить

 

формальный

 

характер

новые

 

знания

 

ориенти

-

рованы

 

на

 

производство

 

и

 

востре

-

бованы

 

практикой

 

энергетического

 

строительства


Читать онлайн

Действующий закон закрепляет за саморегулируемыми организациями (СРО) функцию по организации профессионального обучения своих членов. Повышение качества кадрового потенциала специалистов энергостроительной отрасли является одним из важных и стратегических направлений деятельности СРО НП «ЭНЕРГОСТРОЙ».

Поделиться:

Спецвыпуск «Россети» № 1(24), март 2022

Учебно-тренировочный комплекс ПАО «Россети Ленэнерго» по обучению современным цифровым технологиям

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Подготовка кадров
Виктор Катенев, Артем Суворов (ПАО «Россети Ленэнерго»)
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Сформировать непрерывную и персонифицированную траекторию развития будущего специалиста

Интервью Подготовка кадров
Интервью с начальником отдела проектной деятельности и творческих соревнований НИУ «МЭИ» Наумовой Ю.Д.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(63), ноябрь-декабрь 2020

Сохранение и развитие отраслевого дополнительного профессионального образования в энергетике России

Подготовка кадров
ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» Минэнерго России, ФГБУН ИСЭМ СО РАН, ФГАОУ ДПО «КПК ТЭК» Минэнерго России
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»