46
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
46
С
огласно
федеральному
закону
об
энергос
-
бережении
и
о
повышении
энергетиче
-
ской
эффективности
до
1
января
2013
го
-
да
промышленные
предприятия
и
бюджет
-
ные
учреждения
были
обязаны
провести
энергети
-
ческое
обследование
и
получить
энергетический
паспорт
.
Однако
к
концу
прошлого
года
стало
оче
-
видно
,
что
требования
законодательства
будут
вы
-
полнены
далеко
не
всеми
—
в
обусловленный
феде
-
ральным
законом
срок
практически
невозможно
осуществить
качественный
энергоаудит
запланиро
-
ванных
объектов
.
По
оценкам
Минэнерго
России
,
к
концу
года
было
получено
всего
15%
паспортов
,
по
оценкам
экспертов
—
около
40%
рынка
осуще
-
ствило
предписанные
требования
об
энергоаудите
.
В
середине
прошлого
года
предпринимались
по
-
пытки
продлить
сроки
обязательного
получения
энергопаспортов
,
но
регулятор
остался
непре
-
клонен
.
И
,
хотя
невыполнение
директивы
грозит
штрафными
санкциями
и
другими
карами
,
факти
-
чески
закон
может
остаться
неисполненным
.
Причина
заключается
не
в
недостатке
финанси
-
рования
или
халатности
руководителей
организа
-
ций
и
предприятий
,
а
в
том
,
что
с
момента
публика
-
ции
закона
было
невозможно
найти
и
подготовить
достаточное
количество
специалистов
,
способных
проводить
качественные
энергетические
обсле
-
дования
и
предлагать
адекватные
обоснованные
энергосберегающие
мероприятия
.
Кроме
того
,
отсутствовали
единые
регламенты
и
стандар
-
ты
проведения
энер
-
гетических
обследова
-
ний
.
Попросту
говоря
,
у
большинства
участников
рынка
не
было
соответ
-
ствующего
опыта
и
ресурса
.
В
ходе
реализации
требований
федерального
закона
появилось
большое
количество
энергосер
-
висных
компаний
,
осуществляющих
формальное
энергетическое
обследование
по
демпинговым
ценам
.
Какова
доля
таких
формальных
энергети
-
ческих
паспортов
—
остаётся
загадкой
.
Подобный
опыт
пару
лет
назад
можно
было
наблюдать
в
Укра
-
ине
,
но
,
видимо
,
для
достижения
энергетической
эффективности
нам
требуются
свои
собственные
набитые
шишки
.
В
2013
году
свет
в
конце
туннеля
всё
-
таки
поя
-
вился
,
и
в
конце
марта
во
втором
чтении
в
Госдуме
РФ
приняли
законопроект
о
федеральной
контракт
-
ной
системе
.
Очень
полезный
,
с
моей
точки
зрения
.
Он
предполагает
двухэтапный
конкурс
(
ст
. 57),
когда
на
первом
этапе
производится
квалификационный
отбор
,
в
ходе
которого
выбранные
5—6
компаний
допускаются
на
объект
для
обследований
и
выработ
-
ки
конкретных
технологических
решений
и
коммер
-
ческих
предложений
для
данного
объекта
.
Таким
об
-
разом
отсекаются
недобросовестные
исполнители
.
Предусмотрен
ряд
антидемпинговых
мер
(
ст
.
37) —
предоставление
соответствую
-
щего
денежного
обеспечения
в
слу
-
чае
радикального
снижения
цены
;
информации
о
добросовестности
на
основе
реестра
контрактов
и
т
.
д
.
Кро
-
ме
того
,
отдельно
прописаны
требо
-
вания
к
энергосервисному
контракту
(
ст
. 108).
Позитивно
,
что
вопрос
подготовки
технической
документации
перело
-
жен
с
плеч
чиновника
на
плечи
про
-
фессионала
,
что
должно
сказаться
на
повышении
качества
энергетических
обследований
и
энергосервисного
бизнеса
в
целом
.
Такое
решение
за
-
конотворцев
не
может
не
радовать
добросовестных
участников
рынка
,
но
в
реальности
плоды
решения
будут
Энергосервис: издержки
молодого рынка
Михаил ЛАПИН,
начальник отдела энергосбережения и повышения
энергетической эффективности
ОАО «Тюменьэнерго»
э
н
е
р
г
о
а
у
д
и
т
и
э
н
е
р
г
о
с
е
р
в
и
с
энергоа
удит и энергосервис
47
№ 2 (17), март–апрель, 2013
47
видны
только
при
проведении
повторного
энергоаудита
в
2016—2017
годах
.
К
сожалению
,
пока
что
,
исходя
из
сегодняшних
реа
-
лий
,
требования
закона
в
части
сокращения
потребле
-
ния
ТЭР
оказываются
невыполнимыми
,
потому
что
мно
-
гими
время
безнадёжно
упущено
ещё
на
первом
этапе
.
Конечно
,
есть
компании
,
последовательно
осущест
-
вляющие
деятельность
в
области
энергосбережения
.
Они
действуют
в
соответствии
со
своими
программами
энергосбережения
,
техперевооружения
и
стремятся
к
запланированным
показателям
,
но
в
общей
массе
та
-
ковых
единицы
.
Многие
эксперты
отмечают
,
что
масштабному
раз
-
витию
энергосервиса
мешает
целый
ряд
всем
извест
-
ных
барьеров
,
таких
как
низкая
мотивация
заказчиков
,
дисбаланс
рисков
,
дорогие
и
короткие
деньги
,
отсут
-
ствие
методик
,
недостаток
информированности
,
малый
горизонт
планирования
и
сметное
финансирование
бюджетных
заказчиков
и
т
.
п
.
Во
многом
эти
проблемы
—
естественные
издержки
молодого
рынка
.
Мы
пытаемся
за
несколько
лет
пройти
путь
,
на
который
Европе
и
Аме
-
рике
потребовалось
3—4
десятилетия
.
И
очевидно
,
что
перепрыгнуть
необходимые
стадии
развития
и
взрос
-
ления
не
получится
,
поэтому
в
2013-
м
бума
энергосер
-
виса
в
России
не
будет
,
хотя
рынок
очень
перспектив
-
ный
.
Энергосервисные
рынки
в
США
,
Европе
и
Китае
эксперты
оценивают
в
диапазоне
4—7
млрд
евро
в
год
.
Потенциал
российского
рынка
пока
оценить
сложно
—
очень
ёмкий
и
рискованный
.
Изучив
опыт
Америки
и
Евросоюза
,
можно
понять
тенденции
развития
отрасли
.
Что
же
нас
ждёт
в
плане
развития
энергосервиса
?
Опыт
Америки
говорит
,
что
энергосервисные
контракты
будут
сконцентрированы
в
бюджетном
секторе
.
И
выполнять
их
будут
10—15
супер
-
ЭСКО
,
которые
прошли
«
квалификационный
отбор
»
рын
-
ка
.
Среди
них
как
независимые
мощные
компании
,
так
и
аффилированные
ресурсоснабжающие
организации
.
«
Мощные
» —
не
обязательно
крупные
,
скорее
обладаю
-
щие
всеми
необходимыми
компетенциями
и
способ
-
ные
реализовывать
масштабные
проекты
.
Европу
сегодня
волнует
,
каков
коэффициент
возвра
-
та
на
инвестиции
в
энергосервисе
по
сравнению
с
дру
-
гими
отраслями
;
почему
выгодно
комбинировать
част
-
ные
и
бюджетные
инвестиции
и
как
оптимизировать
их
соотношение
для
более
широкого
распространения
перфоманс
-
контрактов
,
почему
важно
стандартизиро
-
вать
измерения
и
верификацию
экономии
от
реализа
-
ции
энергосберегающих
мероприятий
,
выведение
про
-
екта
за
пределы
бухгалтерского
баланса
и
так
далее
.
До
таких
вопросов
российский
рынок
явно
ещё
не
дорос
.
В
то
же
время
вопрос
развития
финансовых
рынков
в
целях
стимулирования
энергосервисной
деятельности
нам
очень
близок
,
как
и
поиск
баланса
между
достиже
-
нием
наилучших
результатов
экономии
и
сокращением
сроков
окупаемости
проекта
.
Важно
,
что
энергосервису
отводится
ключевая
роль
,
как
механизму
,
который
привлекает
не
только
финанси
-
рование
,
но
и
технологии
и
компетенции
для
повыше
-
ния
энергоэффективности
в
реальном
секторе
и
дости
-
жения
стратегических
целей
развития
всей
экономики
.
Одна
из
крупнейших
распределительных
сетевых
компаний
РФ
—
ОАО
«
Тюменьэнерго
» —
зарегистрирова
-
ла
энергетический
паспорт
в
саморегулируемой
органи
-
зации
«
Союз
энергоаудиторов
и
энергосервисных
ком
-
паний
» 24
декабря
2012
года
.
Обязательное
энергетическое
обследование
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
в
рамках
ФЗ
-261
от
11
ноября
2009
года
«
Об
энергосбережении
и
о
повышении
энер
-
гетической
эффективности
и
о
внесении
изменений
в
отдельные
законодательные
акты
Российской
Федера
-
ции
»,
было
проведено
в
2011—2012
гг
.
За
это
время
специалисты
обследовали
около
600
административных
зданий
,
все
подстанции
35
кВ
и
выше
—
а
это
более
620
единиц
и
свыше
37
тысяч
км
линий
электропере
-
дачи
,
расположенных
на
территории
трёх
субъектов
Рос
-
сийской
Федерации
.
По
результатам
проведённого
энергетического
об
-
следования
для
объектов
электросетевого
хозяйства
и
административно
-
бытового
комплекса
разработано
не
-
сколько
сотен
энергосберегающих
мероприятий
,
потен
-
циальный
эффект
от
реализации
которых
может
соста
-
вить
свыше
150
млн
рублей
ежегодно
.
До
2015
года
в
компании
запланированы
к
реализации
энергосервис
-
ные
контракты
суммарным
объёмом
50
млн
рублей
со
сроком
окупаемости
до
5
лет
.
Можно
с
уверенностью
сказать
,
что
последователь
-
ная
политика
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
в
области
энергосбе
-
режения
позволяет
гарантированно
исполнить
требова
-
ния
ФЗ
-261
не
только
в
части
сокращения
расходов
на
топливно
-
энергетические
ресурсы
на
15%
в
ближайшие
пять
лет
,
но
и
достигнуть
реального
сокращения
затрат
на
производственно
-
хозяйственную
деятельность
.
Кста
-
ти
,
в
настоящее
время
компания
является
лидером
по
показателям
энергоэффективности
для
распределитель
-
ного
сетевого
комплекса
:
ОАО
«
Тюменьэнерго
»
в
тече
-
ние
нескольких
лет
сохраняет
самый
низкий
показатель
потерь
при
транспортировке
электроэнергии
— 2,5%.
Оригинал статьи: Энергосервис: издержки молодого рынка
Согласно федеральному закону об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности до 1 января 2013 года промышленные предприятия и бюджетные учреждения были обязаны провести энергетическое обследование и получить энергетический паспорт. Однако к концу прошлого года стало очевидно, что требования законодательства будут выполнены далеко не всеми — в обусловленный федеральным законом срок практически невозможно осуществить качественный энергоаудит запланированных объектов. По оценкам Минэнерго России, к концу года было получено всего 15% паспортов, по оценкам экспертов — около 40% рынка осуществило предписанные требования об энергоаудите. В середине прошлого года предпринимались попытки продлить сроки обязательного получения энергопаспортов, но регулятор остался непреклонен. И, хотя невыполнение директивы грозит штрафными санкциями и другими карами, фактически закон может остаться неисполненным.