МОСКОВСКАЯ
ОБЛАСТЬ
43
В
мероприятии
приняли
учас
-
тие
специалисты
компаний
топливно
-
энергетического
комплекса
,
должностные
лица
федеральных
и
региональ
-
ных
органов
власти
,
представители
теплосетевых
и
управляющих
ком
-
паний
,
руководители
учреждений
бюджетной
сферы
,
делегаты
от
му
-
ниципальных
образований
и
ТСЖ
,
общественные
организаций
и
СМИ
.
Организаторами
форума
выступили
Правительство
Московской
области
и
НП
«
АВОК
».
В
рамках
мероприятия
прошла
де
-
монстрация
достижений
Московской
области
по
внедрению
энергоэффек
-
тивных
технологий
с
экспозициями
му
-
ниципальных
образований
,
произво
-
дителей
инженерного
оборудования
,
отраслевых
предприятий
.
Участники
выставки
представили
на
своих
стен
-
дах
новейшее
оборудование
,
техноло
-
гии
и
готовые
решения
в
области
энер
-
госбережения
.
Программа
форума
включала
в
себя
пленарное
и
секционные
засе
-
дания
,
конференции
и
круглые
столы
,
на
которых
велось
активное
обсужде
-
ние
приоритетных
путей
оптимизации
энергопотребления
.
Были
рассмотре
-
ны
вопросы
энергосбережения
на
объ
-
ектах
бюджетной
сферы
;
внедрения
автоматизированных
систем
контро
-
ля
и
учета
электрической
и
тепловой
энергии
;
повышения
энергоэффек
-
тивности
и
качества
среды
обитания
в
многоквартирных
домах
и
капиталь
-
ного
ремонта
жилого
фонда
;
техноло
-
гического
присоединения
и
развития
региональной
энергетики
.
Не
осталась
без
внимания
и
актуальная
тема
им
-
портозамещения
в
системах
инженер
-
ного
обеспечения
.
Форум
«
Энергоэффективное
Под
-
московье
»
проводится
уже
второй
год
подряд
.
Это
мероприятие
направлено
на
демонстрацию
энергоэффективных
проектов
и
обсуждение
приоритетных
путей
оптимизации
энергопотребле
-
ния
.
Вопросы
,
которые
вынесены
на
рассмотрение
данного
форума
,
акту
-
альны
не
только
для
Московской
об
-
ласти
,
но
и
в
целом
для
страны
.
Энергоэффективное
Подмосковье
В настоящее время вопросы энергосбережения и повышения эф-
фективности энергопотребления активно обсуждаются на всех
уровнях. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятель-
ность всех отраслей национального хозяйства России и является
основой для экономической устойчивости страны и ее регионов.
С 27 по 29 апреля 2016 года в Доме Правительства Московской
области прошел II форум «Энергоэффективное Подмосковье»,
посвященный обсуждению основных проблем и задач региона
в сфере энергосбережения и устойчивого развития энергетики
Московской области на ближайшее время.
Спецвыпуск
,
июнь
2016
44
II
ФОРУМ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЕ
ПОДМОСКОВЬЕ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ
ОБЕСПЕЧАТ
СОВМЕСТНЫЕ
УСИЛИЯ
Заместитель
председателя
Правительства
Московской
об
-
ласти
Дмитрий
Пестов
от
имени
Губернатора
Московской
обла
-
сти
Андрея
Воробьева
попривет
-
ствовал
собравшихся
участни
-
ков
и
отметил
,
что
программы
по
энергоэффективности
актив
-
но
реализуются
в
Подмосковье
на
протяжении
последних
лет
и
приносят
ощутимые
резуль
-
таты
в
первую
очередь
за
счет
снижения
потребления
электро
-
энергии
бюджетными
учреждени
-
ями
.
В
рамках
программы
энерго
-
сбережения
Московской
области
к
2016
году
уже
удалось
снизить
энергоемкость
валового
регио
-
нального
продукта
на
30%.
Фор
-
мирование
новых
программ
уже
носит
системный
характер
.
Вся
работа
в
области
энергоэффек
-
тивности
,
в
сущности
,
делится
на
два
направления
.
Первое
—
зако
-
нодательные
и
институциональ
-
ные
решения
,
которые
создают
нормативно
-
правовую
базу
и
си
-
стемную
основу
,
для
того
чтобы
предприятия
и
организации
бюд
-
жетного
сектора
работали
и
были
направлены
на
реализацию
за
-
дач
по
повышению
энергоэффек
-
тивности
.
И
второе
направление
—
это
инструменты
,
стимулирую
-
щие
экономическую
мотивацию
,
которая
приводит
к
поиску
и
при
-
менению
эффективных
решений
в
области
энергосбережения
.
Конечной
целью
является
сни
-
жение
энергоемкости
валово
-
го
регионального
продукта
на
40%
к
2020
году
относительно
2007
года
.
Амбициозные
задачи
по
повышению
энергоэффектив
-
ности
должны
решаться
совмест
-
ными
усилиями
с
непрерывным
внедрением
современных
и
про
-
грессивных
технологий
.
КАЧЕСТВО
И
ДОСТУПНОСТЬ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Министр
энергетики
Москов
-
ской
области
Леонид
Неганов
подвел
итоги
реализации
Государ
-
ственной
программы
«
Энергоэф
-
фективность
и
развитие
энерге
-
тики
»
в
Подмосковье
за
2015
год
и
озвучил
основные
задачи
на
бли
-
жайший
период
.
Оснащение
многоквартирных
домов
общедомовыми
(
коллек
-
тивными
)
приборами
учета
(
ПУ
)
потребляемых
энергетических
ре
-
сурсов
проходит
опережающими
темпами
.
Именно
эта
мера
явля
-
ется
основным
механизмом
сти
-
мулирования
энергосбережения
и
формирует
культуру
разумного
потребления
энергии
среди
насе
-
ления
в
современных
условиях
.
Вместе
с
тем
в
этом
направлении
имеется
ряд
существенных
нере
-
шенных
проблем
.
Так
,
на
сегод
-
няшний
день
в
Подмосковье
не
приняты
к
расчетам
более
12 000
уже
установленных
приборов
уче
-
та
электрической
энергии
,
а
на
многих
объектах
зачастую
отсут
-
ствует
техническая
возможность
установки
ПУ
из
-
за
неудовлетво
-
рительного
состояния
внутридо
-
мовых
сетей
.
Исходя
из
этого
,
Министерством
энергетики
Московской
области
были
сформулированы
основные
задачи
по
нормированию
и
лими
-
тированию
потребления
энерге
-
тических
ресурсов
на
ближайшее
время
:
достичь
100-
процентного
уровня
оснащенности
приборами
учета
в
бюджетной
сфере
,
а
в
жи
-
лищном
фонде
— 75%.
Кроме
того
,
программа
по
энергосбережению
и
повышению
энергоэффективности
требует
значительного
количества
вы
-
сококвалифицированных
специ
-
алистов
.
Поэтому
в
2015
году
по
итогам
реализованных
в
рамках
программы
образовательных
мероприятий
свыше
1600
чело
-
век
прошли
обучение
и
курсы
по
повышению
квалификации
.
А
в
2016
году
планируется
обу
-
чить
свыше
2000
специалистов
.
Первоочередной
задачей
на
пути
повышения
энергетической
эффективности
региона
является
проведение
модернизации
систем
наружного
освещения
и
комму
-
нальной
инфраструктуры
.
К
числу
основных
мероприятий
в
этом
на
-
правлении
относятся
:
замена
не
-
изолированного
провода
на
СИП
,
установка
энергоэффективных
светильников
,
замена
аварийных
опор
освещения
,
улучшение
кон
-
троля
качества
,
внедрение
тех
-
нических
регламентов
и
единых
требований
к
эксплуатации
систем
наружного
освещения
.
Еще
одна
программа
связа
-
на
с
развитием
и
модернизацией
электроэнергетики
Московской
области
.
В
первую
очередь
она
касается
повышения
доступности
энергетической
инфраструктуры
,
необходимой
как
для
реализации
приоритетных
национальных
и
ре
-
гиональных
проектов
,
так
и
для
развития
предпринимательства
и
инфраструктуры
Подмосковья
.
В
настоящее
время
самое
при
-
стальное
внимание
уделяется
вопросу
технологического
при
-
соединения
,
по
объемам
которо
-
го
Московская
область
является
безусловным
лидером
среди
всех
субъектов
Российской
Федерации
.
За
прошедшие
три
года
была
проделана
большая
работа
и
осу
-
ществлен
прорыв
в
области
тех
-
присоединения
.
В
2015
году
были
Дмитрий
Пестов
Леонид
Неганов
45
установлены
новые
контрольные
показатели
по
срокам
и
этапам
технологического
присоединения
энергопринимающих
устройств
.
В
итоге
благодаря
федеральному
плану
мероприятий
по
повыше
-
нию
доступности
энергетической
инфраструктуры
средний
срок
присоединения
сократился
с
на
-
чальных
200
дней
до
фактических
90.
А
время
оформления
исходно
-
разрешительной
документации
на
строительство
или
реконструкцию
инфраструктурных
объектов
для
технологического
присоединения
отдельных
особо
значимых
кате
-
горий
потребителей
Подмосковья
сократился
в
среднем
с
240
до
10
дней
.
При
этом
все
такие
под
-
ключения
осуществляются
под
особым
контролем
Министерства
энергетики
Московской
области
с
четким
соблюдением
графиков
.
Серьезное
внимание
уделяется
также
работе
с
малым
бизнесом
,
обеспечению
простоты
и
доступ
-
ности
к
технологическому
присо
-
единению
.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
СТРАТЕГИЯ
РОССИИ
Далее
слово
взял
Юрий
Ли
-
патов
—
член
Комитета
по
энер
-
гетике
Государственной
думы
Федерального
Собрания
Россий
-
ской
Федерации
,
который
вы
-
ступил
с
докладом
о
развитии
региональной
энергетики
и
энер
-
госбережения
в
Российской
Фе
-
дерации
.
В
начале
своего
высту
-
пления
он
познакомил
аудиторию
с
проектом
энергетической
стра
-
тегии
России
до
2035
года
,
ко
-
торая
определяет
приоритеты
и
ориентиры
долгосрочного
раз
-
вития
энергетического
сектора
страны
на
предстоящий
период
.
Стратегия
предусматривает
ин
-
тенсивную
реализацию
органи
-
зационных
и
технологических
мер
экономии
топлива
и
энергии
,
то
есть
проведение
целенаправ
-
ленной
энергосберегающей
по
-
литики
.
В
период
работы
Государ
-
ственной
думы
Федерального
собрания
Российской
Федера
-
ции
VI
созыва
в
базовые
феде
-
ральные
законы
:
№
261-
ФЗ
«
Об
энергосбережении
и
энергоэф
-
фективности
»;
№
35-
ФЗ
«
Об
электроэнергетике
»;
№
190-
ФЗ
«
О
теплоснабжении
»
был
вне
-
сен
ряд
существенных
измене
-
ний
.
В
результате
этого
в
сфере
энергосбережения
и
повышения
энергетической
эффективности
сформировался
основной
массив
нормативной
базы
,
механизмов
и
моделей
финансирования
;
был
накоплен
положительный
и
отри
-
цательный
опыт
реализации
про
-
ектов
практически
по
всем
отрас
-
лям
народного
хозяйства
.
Принят
ряд
решений
либо
подготовлены
проекты
нормативных
актов
,
ко
-
торые
задают
четкие
ориентиры
по
снижению
удельного
по
треб
-
ле
ния
энергетических
ресурсов
,
внедрению
интеллектуальных
систем
учета
.
И
мы
видим
на
при
-
мере
Московской
области
,
что
регионы
,
которые
сами
пошли
по
этому
пути
,
добиваются
хороших
результатов
.
В
обществе
укрепи
-
лось
понимание
того
,
что
друго
-
го
варианта
кроме
как
повышать
энергоэффективность
—
сегодня
нет
.
Вместе
с
тем
мы
видим
ряд
проблем
в
применении
данных
законов
.
Очевидный
перекос
был
допущен
в
проведении
обяза
-
тельных
энергетических
обсле
-
дований
для
государственных
и
муниципальных
учреждений
,
а
также
для
небольших
предпри
-
ятий
,
что
привело
к
ситуациям
,
когда
цена
проведения
энерго
-
аудита
стала
превышать
затраты
на
энергоресурсы
,
потребляемые
этими
организациями
.
Поэтому
в
последний
раздел
Федерально
-
го
закона
от
28
декабря
2013
года
№
399-
ФЗ
«
Об
энергосбережении
и
о
повышении
энергетической
эффективности
»
были
внесены
изменения
,
благодаря
которым
процедуры
энергообследования
для
крупных
потребителей
за
-
менены
на
упрощенный
порядок
предоставления
энергетических
деклараций
.
Вторая
проблема
касается
не
-
доработок
в
повышении
энерго
-
эффективности
эксплуатируемых
зданий
.
Именно
в
этом
направ
-
лении
сосредоточены
огромные
резервы
для
энергосбережения
.
В
соответствии
с
федеральным
законом
№
261-
ФЗ
«
Об
энерго
-
сбережении
и
энергоэффек
-
тивности
»
и
постановлением
Правительства
РФ
от
25
янва
-
ря
2011
года
№
18 «
Об
утверж
-
дении
Правил
установления
требований
энергетической
эф
-
фективности
для
зданий
,
стро
-
ений
,
сооружений
и
требований
к
правилам
определения
класса
энергетической
эффективности
многоквартирных
домов
»
были
определены
три
этапа
повыше
-
ния
требований
к
энергетической
эффективности
зданий
в
России
.
Первый
этап
начинался
с
момен
-
та
принятия
закона
и
завершил
-
ся
31
декабря
2015
года
.
За
этот
период
необходимо
было
повы
-
сить
энергоэффективность
на
15%
по
отношению
к
базовому
2009
году
.
А
с
января
2016
года
начался
второй
этап
,
предпола
-
гающий
снижение
энергопотре
-
бления
до
30%.
Третий
же
этап
начнется
в
2021
году
и
предпола
-
гает
повышение
энергоэффектив
-
ности
на
40%.
Но
наступил
второй
этап
,
а
в
юридические
требования
к
энергетической
эффективности
зданий
в
стране
до
конца
не
опре
-
делены
.
Дома
принимаются
в
экс
-
плуатацию
и
им
присваиваются
классы
энергетической
эффек
-
тивности
,
однако
как
показывают
результаты
исследований
,
боль
-
шинство
зданий
,
принимаемых
в
работу
,
пока
не
соответствуют
нормам
энергопотребления
.
То
же
самое
относится
и
к
ка
-
питальному
ремонту
многоквар
-
тирных
домов
,
при
котором
долж
-
ны
проводиться
мероприятия
,
в
том
числе
и
по
повышению
энергоэффективности
зданий
.
Но
и
тут
нет
должного
контро
-
ля
со
стороны
государства
за
Юрий
Липатов
Спецвыпуск
,
июнь
2016
46
тем
,
как
повышаются
показа
-
тели
энергоэффективности
по
-
сле
капитальных
ремонтов
,
а
по
сути
,
как
эффективно
тратятся
взносы
граждан
на
капремонт
.
Процесс
принятия
необходимых
подзаконных
актов
тормозит
Ми
-
нистерство
строительства
и
жи
-
лищно
-
коммунального
хозяйства
Российской
Федерации
,
кото
-
рое
срывает
важнейшие
реше
-
ния
Правительства
.
Отсутствие
межведомственной
координации
и
несбалансированность
норма
-
тивной
правовой
базы
являются
системными
проблемами
приме
-
нения
федеральных
законов
об
энергосбережении
.
Еще
одна
трудность
заклю
-
чается
в
том
,
что
рынки
тепла
и
электроэнергии
создавались
раздельно
и
не
согласуются
меж
-
ду
собой
.
Программы
перспек
-
тивного
развития
в
этих
обла
-
стях
также
разрабатываются
без
взаимной
координации
.
Исходя
из
этого
,
для
решения
проблем
в
сфере
теплоснабжения
нужно
совершенствовать
не
только
за
-
кон
о
теплоснабжении
,
но
и
за
-
конодательство
об
электроэнер
-
гетике
.
Современные
тенденции
раз
-
вития
мировой
энергетики
направ
-
лены
в
сторону
распределенной
генерации
,
интеллектуальных
се
-
тей
и
возобновляемых
источников
энергии
.
Поэтому
нужно
смелее
вводить
в
законодательство
соот
-
ветствующую
терминологию
и
ре
-
гуляторные
инструменты
для
ло
-
кальных
рынков
электроэнергии
,
а
также
стимулировать
развитие
распределенной
и
возобновляе
-
мой
энергетики
.
ОПЫТ
ПРИМЕНЕНИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Тема
успешного
применения
энергосберегающих
технологий
стала
одной
из
ключевых
на
фо
-
руме
.
Накопленным
положитель
-
ным
опытом
в
области
повышения
энергоэффективности
поделился
Олег
Соковиков
—
глава
Павло
-
во
-
Посадского
района
Московской
области
,
получившего
общерос
-
сийскую
премию
в
рамках
между
-
народного
форума
«EMC 2015»
за
лучший
проект
в
сфере
электро
-
сбережения
.
В
муниципальном
образовании
ведется
комплекс
-
ная
работа
по
экономии
электро
-
энергии
и
тепловых
ресурсов
,
бла
-
годаря
чему
Павлово
-
Посадский
район
является
одним
из
лидеров
по
исполнению
закона
об
энерго
-
эффективности
в
России
.
Программа
«
Энергосбереже
-
ние
—
уличное
освещение
»
ре
-
ализуется
с
помощью
механиз
-
ма
энергосервисного
контракта
.
В
2013
году
был
проведен
аудит
всех
электросетей
и
потребителей
электрической
энергии
в
райо
-
не
,
результаты
которого
показали
резервы
для
снижения
расходов
.
Линии
освещения
состояли
в
ос
-
новном
из
старых
оголенных
про
-
водов
,
приводящих
к
коротким
замыканиям
;
сами
осветитель
-
ные
приборы
были
оснащены
светильниками
на
основе
старых
ртутных
и
натриевых
ламп
;
были
выявлены
случаи
несанкциониро
-
ванного
подключения
к
линиям
.
В
итоге
было
заключено
3
энер
-
госервисных
контракта
,
в
рамках
которых
за
2015
год
было
уста
-
новлено
558
светильников
и
про
-
ложено
14
км
новых
современных
линий
наружного
освещения
.
Эти
меры
позволили
более
чем
в
два
раза
снизить
расход
электро
-
энергии
,
улучшить
освещенность
улиц
,
а
в
дальнейшем
позволят
существенно
сократить
затраты
на
обслуживание
новых
систем
освещения
.
Еще
одна
программа
повы
-
шения
энергоэффективности
—
«
Безопасный
свет
—
детям
»,
в
рамках
которой
во
всех
обра
-
зовательных
учреждениях
райо
-
на
производится
замена
старого
светового
оборудования
на
совре
-
менное
—
убираются
люминес
-
центные
лампы
,
которые
,
по
ре
-
зультатам
исследований
,
вредны
для
глаз
,
особенно
для
детского
зрения
.
В
результате
проведенных
мероприятий
школы
и
сельские
поселения
Павлово
-
Посадско
-
го
района
приобрели
без
бюд
-
жетных
затрат
новейшие
отече
-
ственные
энергосберегающие
светоточки
с
гарантией
на
время
энергосервисного
контракта
до
7
лет
,
а
также
современную
си
-
стему
учета
и
управления
осве
-
щением
,
что
позволило
значи
-
тельно
сократить
расходы
,
в
том
числе
и
на
обслуживание
.
Кро
-
ме
того
,
по
условиям
контракта
в
бюджетах
школ
и
поселений
остается
ежемесячно
5%
за
счет
экономии
электроэнергии
,
а
учителя
и
врачи
констатируют
улучшение
состояния
зрения
у
школьников
.
Благодаря
работе
энерго
сбе
-
регающих
программ
Павлово
-
Посадский
район
снижает
по
-
треб
ление
энергоресурсов
за
счет
более
рационального
их
использования
,
что
позволяет
значительно
сэкономить
бюд
-
жетные
средства
и
создать
ком
-
фортные
условия
для
людей
.
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ
ВО
ВСЕХ
СФЕРАХ
Участники
форума
сошлись
во
мнении
,
что
проведение
це
-
ленаправленной
энергосбе
-
регающей
политики
является
ключевым
фактором
конкурен
-
тоспособности
нашей
экономики
и
должно
охватывать
все
сферы
деятельности
.
Основное
направ
-
ление
роста
эффективности
энергопотребления
составляет
работа
с
потребителями
,
так
как
именно
на
их
долю
приходят
-
ся
две
трети
всего
потенциала
энергосбережения
.
Успешное
проведение
энергоэффективной
политики
требует
совместных
усилий
,
технологического
про
-
гресса
и
развития
для
достиже
-
ния
намеченных
целей
по
сбере
-
жению
энергии
.
Материал
подготовил
Илья
Семенов
Олег
Соковиков
II
ФОРУМ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЕ
ПОДМОСКОВЬЕ
Оригинал статьи: Энергоэффективное Подмосковье
С 27 по 29 апреля 2016 года в Доме Правительства Московской области прошел II форум «Энергоэффективное Подмосковье», посвященный обсуждению основных проблем и задач региона в сфере энергосбережения и устойчивого развития энергетики Московской области на ближайшее время.