

«КАБЕЛЬ-news», № 1, 2011, www.kabel-news.ru
90
Персона
ÊÀÌÎ ÑÅÐÎÏÎÂÈ× ÄÅÌÈÐ×ßÍ
— Камо Серопович, как по-
лучилось, что Вы стали энерге-
тиком? Кто повлиял на выбор
вашей профессии?
— Французские писатели —
отец и сын Дюма.
— Что?!
— Это давняя история. В седь-
мом классе я увлекся их романа-
ми. У нас в Ереване была детская
библиотека, где хранились все их
произведения на армянском язы-
ке. Я очень любил читать. Каж-
дое утро, как положено, я отправ-
лялся в школу. Но по дороге захо-
дил в библиотеку и читал до тех
пор, пока не заканчивались уро-
ки. Так продолжалось почти до
конца седьмого класса. А в мар-
те пришла делегация из школы —
три девочки, чтобы узнать, что
случилось с Камо, почему он поч-
ти полгода не появляется на заня-
тиях. Как назло, именно в это вре-
мя дома был папа. Он появлялся
редко: шел 1941 год, война, папа
находился в армии. Он вежливо
выслушал девочек, но как толь-
ко они ушли, залепил мне такую
оплеуху, что я улетел под кровать.
Это единственная оплеуха, кото-
рую я получил в жизни. Всегда
спокойный, сдержанный, на этот
раз отец был просто взбешен.
Вытащив меня из-под кровати,
он поговорил со мной по-мужски.
Спросил: «Чем ты все это время
занимался?» Говорю: «Читал».
Папа позвонил в библиотеку, вы-
яснил, что я действительно очень
прилежный читатель, и за это все
мне простил. Тем не менее ему
пришлось решать, что со мной де-
лать дальше. Отец обзвонил всех
своих знакомых и устроил меня
в электротехнический техникум,
где директором был его друг. Под
его контроль папа меня и отпра-
вил. Так у меня состоялось пер-
вое знакомство с профессией.
— Вы сразу поняли, что это
ваше?
— Нет, конечно. Я был обык-
новенным мальчишкой и к пред-
метам относился в зависимо-
сти от того, как их преподноси-
ли учителя. А преподаватели
были очень разные. Самое боль-
шое впечатление на меня произ-
вел химик. Это был колоритный
человек с огромным носом, по-
груженный «в себя». Он прихо-
дил на урок и что-то начинал буб-
нить себе под нос. Может быть,
он говорил важные вещи, но мы
не вслушивались. Больше всего
нам нравилось другое. В классе
была большая школьная доска. И
один наш одноклассник, которо-
го за великовозрастность мы про-
звали Мулом, каждый раз перед
уроком химии рисовал одну и ту
же картину: котел, над котлом —
большой нос, из одной ноздри ко-
торого капает H
2
, а из другой —
SO
4
. Учитель входил в аудиторию
и, не глядя на доску, говорил на-
шему художнику (Мул действи-
Имя российского ученого-энергетика Камо Серопо-
вича ДЕМИРЧЯНА широко известно в нашей стране
и за рубежом. Крупный специалист в области те-
оретической электротехники и общей энергетики
(в том числе в таком ее актуальном направлении,
как влияние энергетики на глобальные изменения
климата), академик РАН, доктор технических наук,
специалист в области теоретических и практиче-
ских проблем электроэнергетики, автор учебников
по электротехнике, лауреат Государственной пре-
мии — это все он. К.С. Демирчян заложил основу
многих новых научных направлений в области ана-
лиза электрических цепей и электромагнитных по-
лей на основе широкого использования современ-
ных вычислительных средств.
Сегодня Камо Серопович — гость нашего номера.
Мы беседуем о самом главном — об энергии, зна-
ниях и жизни. Ведь все эти понятия неотделимы
друг от друга.
Энергия жизни

«КАБЕЛЬ-news», № 1, 2011, www.kabel-news.ru
91
Персона
ÊÀÌÎ ÑÅÐÎÏÎÂÈ× ÄÅÌÈÐ×ßÍ
тельно прекрасно рисовал): «Со-
трите эту гадость». И тот начинал
медленно стирать, а мы тихо хохо-
тали. Вот такие у меня воспоми-
нания остались о химии. Однако
в техникуме были и другие препо-
даватели. Электротехнику у нас
вел некто Джанджугазов. Он был
настолько влюблен в свой пред-
мет, рассказывал об электротех-
нике с таким увлечением, что мы
невольно заражались его стра-
стью. Думаю, именно он повлиял
на выбор моей профессии.
— А что было потом?
— После окончания технику-
ма меня распределили в «Арм-
энерго». Работа в этой организа-
ции меня многому научила. Я был
техником. А техника в то время
прикрепляли к инженеру, и в паре
мы ездили по всей Армении, ис-
следовали характеристики элек-
трогенераторов, трансформато-
ров и т.д. Это было послевоенное
время, очень трудное. Люди тяже-
ло жили, особенно в горных селе-
ниях. Не хватало элементарных
вещей, даже таких необходимых,
как мыло и дуст. Часто, возвра-
щаясь из поездок, мы с инжене-
ром вынуждены были соскабли-
вать с одежды вшей, а потом от-
париваться в неимоверно горячей
воде.
В «Армэнерго» мы как-то про-
вели рискованный, но успешный
эксперимент. Его спустя 40 лет,
к моему огромному сожалению,
повторили специалисты Черно-
быльской АЭС, что привело к ка-
тастрофическим событиям. Види-
мо, есть вещи, которые возможны
в одной ситуации и невозможны в
другой.
У нас случилось вот что: приез-
жаем как-то на электростанцию,
которая располагалась глубоко в
ущелье. Нужно было спуститься
вниз, перетащить на себе обору-
дование, необходимое для изме-
рений параметров электрогенера-
тора. Когда мы с инженером все
это сделали и стали собирать схе-
му, вдруг обнаружили, что забы-
ли привезти из Еревана высоко-
вольтный трансформатор, необ-
ходимый для проверки прочности
изоляции. А без этого нет смысла
производить другие измерения.
Что делать? Тогда у меня возник-
ла идея. Станция состояла как
бы из трех частей: два генерато-
ра в одной стороне, два — в дру-
гой, а в середине, на высоте, —
пульт управления. Два генера-
тора, на которых мы произво-
дили исследования, останови-
ли. Остальные продолжали рабо-
тать. Я предложил: «Давайте за-
питаем схему через кабель, кото-
рый будем присоединять к рабо-
тающему генератору. А с пульта
управления будем поднимать на-
пряжение, как положено». Мы вы-
строили «живую цепочку» — один
специалист на генераторе крутил
ручку, второй — на лестнице по-
лучал указания с пульта управле-
ния, третий — на лестнице с дру-
гой стороны тоже держал связь с
ПУ, а я через цепочку людей да-
вал указания по напряжению —
поднять, опустить… Это был
опасный трюк. Но мы выполни-
ли его блестяще. Правда, никому
про свой «подвиг» не рассказыва-
ли, потому что за такой риск нас
бы точно дисквалифицировали.
— Почему Вы все-таки пош-
ли на этот риск?
— Понимаете, без нашего про-
токола ГЭС не имела права рабо-
тать. А электричество людям было
необходимо. Дать «добро» на ра-
боту ГЭС без должных измерений
мы тоже не могли. Поэтому вместе
с руководством электростанции и
пошли на этот шаг. Рискнули —
и выиграли. Это был четко про-
думанный, тщательно просчитан-
ный риск. Мы практически на 100
процентов были уверены в успе-
хе. А вот в Чернобыле, где повто-
рилась точно такая же история, в
расчетах ошиблись. Там был допу-
щен ряд серьезнейших ошибок —
у меня до сих пор в голове не укла-
дывается, как специалисты мог-
ли играть с таким адским огнем.
Они же вовремя получили преду-
преждение об опасности — прибо-
ры все показали. Они знали, какие
могут быть последствия, и продол-
жали экспериментировать. Как че-
ловек, много проработавший в
отрасли, я не понаслышке знаю,
что электроэнергетики порой вы-
нуждены идти на крайне опасные
трюки. Но эти шаги должны быть
оправданными. Ведь не всегда
удается выйти из ситуации побе-
Вручение Государственной премии СССР, 1988 год
Вручение Государственной премии СССР, 1988 год

«КАБЕЛЬ-news», № 1, 2011, www.kabel-news.ru
92
Персона
ÊÀÌÎ ÑÅÐÎÏÎÂÈ× ÄÅÌÈÐ×ßÍ
дителем, иногда приходится рас-
плачиваться за риск своей жиз-
нью. А в таких случаях, как чер-
нобыльская катастрофа, ставится
под удар жизнь других людей. И
такому безумному риску не может
быть оправдания.
— Вы поступали в высшее
учебное заведение, уже имея
за плечами опыт практической
работы. Почему Вы решили
учиться дальше?
— Знаний не хватало. Для
меня это было очевидно. Всту-
пительные экзамены, кроме хи-
мии, сдал на «отлично». А по
химии помнил только одну форму-
лу — ту, которую Мул рисовал
на доске, — H
2
SO
4
. Экзаменатор
был в ужасе. Больше он не мог от
меня ничего добиться. Однако по-
ставил мне «тройку» авансом. Так
я стал студентом Ленинградского
политехнического института. Хи-
мию я все-таки выучил — очень
повезло с преподавателем, кото-
рый с первых же занятий влюбил
меня в этот предмет. Мне очень
нравилось учиться — преподава-
тели были удивительные. Помню,
в институте очень любил физику
и начертательную геометрию. Фи-
зика была для меня настоящим
откровением. До сих пор помню
фамилию преподавателя — Зура-
бян. Он жил физикой, он так чи-
тал лекции, что мы слушали, как
завороженные. На мой взгляд,
такими и должны быть настоя-
щие преподаватели. Со школь-
ных лет у меня было одно прави-
ло — внимательно слушать лек-
тора. Я никогда не учил уроки,
но всегда знал предмет. Помога-
ла отработанная методика. Пре-
подаватель в конце урока десять
минут отводил правилам испол-
нения домашнего задания, объяс-
нял нам, на какие моменты надо
обратить особое внимание. Эти
наставления я запоминал от нача-
ла до конца. Все это очень приго-
дилось и в институте. Преподава-
тели вуза объясняли все очень по-
нятно и увлеченно. Познавая но-
вое, хотелось идти дальше, знать
больше. Помню, как однажды на
упражнениях по статике нам дали
какую-то классическую задачу. Я
решил ее неординарно. Препода-
ватель сильно удивился: «Отку-
да вы узнали закон Даламбера?
Мы его еще не касались». «Како-
го Даламбера?» — «То, что вы де-
лали, есть закон Даламбера. Ког-
да вы его выучили?» «Ничего я
не выучил. Просто отсюда пере-
нес сюда, и можно смотреть, как
будто все стоит». — «Это и есть
закон Даламбера: для того чтобы
динамичную систему перенести в
статическую, необходимо то, что
двигается, остановить, т.е. при-
ложить силу инерции, чтобы по-
лучилась уравновешенная систе-
ма сил». Вот что, оказывается, я
сделал — придумал принцип Да-
ламбера. С тех пор у меня было
очень хорошее реноме у этого
преподавателя, но очень плохое
ДЕМИРЧЯН Камо Серопович — российский
ученый-энергетик, академик АН СССР (с 1984 г.),
академик РАН (с 1991 г.), д.т.н., специалист в обла-
сти теоретических и практических проблем электро-
энергетики. Родился 25 октября 1928 года в Ростове-
на-Дону.
К.С. Демирчян окончил Ленинградский поли-
технический институт по специальности «Высоко-
вольтная аппаратура». Его учителем и соратником
был Л.Р. Нейман.
Академик Демирчян является почетным профессором кафедры «Те-
оретические основы электротехники» (ТОЭ) Московского энергетиче-
ского института (Технического университета). Он руководил кафедрой
ТОЭ в 80–90-е годы. В тот период интенсивно развивались и внедрялись
в учебный процесс работы в области применения вычислительной тех-
ники для моделирования электромагнитных полей и электрических це-
пей и т.д.
Признание получили исследования в области сверхпроводимости,
анализа жестких систем, моделирования и проектирования машиновен-
тильных систем, за которые профессорам К.С. Демирчяну и П.А. Буты-
рину была присуждена премия РАН им. П.Н. Яблочкова. Мировое при-
знание получили исследования К.С. Демирчяна по влиянию энергети-
ки на глобальное изменение климата планеты (интервью с К.С. Демир-
чяном о проблеме глобального изменения климата читайте в журнале
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение», № 2 (5), 2011 г.).
Камо Серопович стал руководителем научных работ по созданию
теории адаптивных электродинамических систем. К.С. Демирчян ин-
тенсивно взаимодействовал с РАН и принимал самое активное уча-
стие в создании Академии электротехнических наук РФ. Он был заве-
дующим лабораторией Института высоких температур РАН.
В 1988 г. за труды в области теории сложных электрических цепей
и систем академик Демирчян был удостоен Государственной премии
СССР.
К.С. Демирчяну была присуждена премия Правительства РФ в об-
ласти науки и техники за 2003 г. (как руководителю работы) за разра-
ботку, освоение серийного производства и организацию эксплуатации
дугогасящих реакторов, управляемых подмагничиванием.
В настоящее время он активно участвует в научной жизни на посту
председателя объединенного научного совета по комплексной пробле-
ме «Электрофизика, электроэнергетика и электротехника» и главно-
го редактора издания «Известия РАН. Энергетика», возглавляет Меж-
дународный программный комитет Всемирного электротехнического
конгресса 2011 г..

«КАБЕЛЬ-news», № 1, 2011, www.kabel-news.ru
93
Персона
ÊÀÌÎ ÑÅÐÎÏÎÂÈ× ÄÅÌÈÐ×ßÍ
по начертательной геометрии. А
ведь у меня очень хорошее про-
странственное видение! Мне нра-
вился этот предмет, и я не пони-
мал, в чем дело. Во время упраж-
нений преподаватель делил класс
на две части: в одной части кон-
сультировал я, а в другой —
он. Таково было его представле-
ние о моих знаниях в начертатель-
ной геометрии. Действительно,
я ее хорошо знал. А на экзамене
получил «два». Чистая классиче-
ская «двойка». Причем интересно
то, что, когда я вошел в аудито-
рию, экзаменатор — очень пожи-
лой человек — посмотрел на меня
косо и не позволил вытащить эк-
заменационный билет, а дал его
сам. Сижу и никак не могу решить
эту чертову задачу. А преподава-
тель, который ведет у нас практи-
ческие занятия, видит, что я сижу,
и не поймет, почему. Потом под-
ходит ко мне и спрашивает, что у
меня там. Смотрит, забирает, тол-
кует о чем-то с экзаменатором, но
явно не может на него повлиять.
Так я получил «двойку». Оказы-
вается, задача была нерешаемая.
Экзаменатор мне ее специально
сунул. В отместку я всех, кто сда-
вал со мной экзамен, решениями
снабдил: из аудитории мне выки-
дывали задачи, а я их решал и за-
кидывал обратно. Вдруг экзаме-
натор выскочил в коридор, пой-
мал меня за ухо, закричал: «Это
ты, который весь год мне мешал!»
На самом деле весь год я прилеж-
но сидел и слушал. Это был мой
принцип. Потом выяснилось, что
на лекциях сзади меня сидел один
студент, который корчил этому
преподавателю всякие рожи. Поз-
же, конечно, мы все эти недоразу-
мения выяснили. Во время учебы
я придерживался главного прин-
ципа, который советую использо-
вать всем студентам: сидишь на
лекции — работай. Слушай. Это
наиболее экономный и эффек-
тивный путь получения знаний.
Ты видишь, как «живет» предмет.
Это происходит именно в тот мо-
мент, когда его преподают. Он
живет своим предметом, дела-
ет акцент там, где нужно делать.
Книжки ты, конечно, прочтешь,
но живую речь ничто не заме-
нит. Тебе говорят, на что обратить
внимание, что важно, что второ-
степенно. Воспринимать лекции
в живом виде для любого студен-
та — первоочередная задача. Для
меня, как преподавателя, а я мно-
го лет преподавал в Московском
энергетическом институте, есть
необходимость говорить так, что-
бы человек, который тебя слуша-
ет, увлекся. Если он увлечется —
значит запомнит. Я был неплохим
преподавателем. Единственное,
что я говорил студентам: «Ребята,
никогда не пытайтесь писать сло-
во в слово то, что я говорю. Пото-
му что, если я буду повторять во
второй раз эту же мысль, но го-
ворить я ее буду другими слова-
ми, но с интонацией там, где нуж-
но, вы не сумеете записать лек-
цию. Поэтому лучше слушайте.
Мое несчастье в том, что я хоро-
шо схватываю идеи, мысли, но
не могу запоминать слова. Ни
одного стихотворения не знаю. Я
могу понять, запомнить — нет. Я
не могу запомнить несмысловые
вещи, закономерно не связанные
между собой. Запоминаю смысл,
а вот какими словами это сказа-
но — никогда. Если бы мне сказа-
ли: «Повторите то, что вы сейчас
сказали», — в жизни не повторю.
Создам совершенно другой рас-
сказ, но о том же. С одной сторо-
ны, это плохо, но с другой — хо-
рошо, в том смысле, что созна-
ние твое не затуманивается чу-
жими мыслями. Это твое, ты по-
нял: мысли — чужие, но осозна-
ние — твое. Вот у меня лежит кни-
га Эйнштейна, последние 9 лет я
серьезно ею занимаюсь.
— Почему Вы взялись за тру-
ды Эйнштейна?
— Впервые к Эйнштейну я об-
ратился в 1953 году, когда гото-
вился сдавать вступительный эк-
замен в аспирантуру. Тогда я ре-
шил выяснить, почему электро-
динамику связывают с именами
Лоренца — Эйнштейна. Меня это
как-то задевало. Я знал электро-
динамику Фарадея — Максвел-
ла, но электродинамику Лорен-
ца — Эйнштейна не знал. Я дол-
жен был сдавать экзамен по те-
оретической электротехнике. Это
как раз электродинамика Мак-
свелла — Фарадея. Но думал:
вдруг мне зададут вопрос: а что
такое динамика Лоренца — Эйн-
штейна? Что я отвечу? Решил
взяться за Эйнштейна. Читаю,
а от меня отскакивает все, что
он написал. Не воспринимаю
его. Я не дурак, вроде способно-
сти есть… Но есть и такая осо-
бенность: если что-то не лезет,
значит, что-то не то. Я отложил
Эйнштейна в сторону на несколь-
ко лет. Второй раз обратился к
нему, когда готовился защищать
На общем собрании Российской академии наук
На общем собрании Российской академии наук

«КАБЕЛЬ-news», № 1, 2011, www.kabel-news.ru
94
Персона
ÊÀÌÎ ÑÅÐÎÏÎÂÈ× ÄÅÌÈÐ×ßÍ
кандидатскую. В процессе сдачи
кандидатского минимума должен
был сдавать экзамен по электро-
технике моему будущему дру-
гу и соавтору Леониду Роберто-
вичу Нейману, которого я очень
уважаю и который полюбил меня
просто как сына. В связи с этим
стал штудировать теорию отно-
сительности — не идет. Я бросил
это дело почти на сорок лет. И вот
8 лет назад я снова открыл Эйн-
штейна. Открыл его по-новому и
многое понял. Во-первых, нет ни-
какого сомнения — это гениаль-
ный человек. Гениальный шутник
и прохиндей. Когда читаешь то,
что он пишет, и начинаешь ана-
лизировать все его формулы, ко-
торые современные физики ис-
пользуют в своих работах, то по-
нимаешь, что все они элемен-
тарно выходят из максвеллов-
ской теории и правильно постро-
енного четырехмерного простран-
ства. Мы все понимаем, что такое
трехмерное пространство. Но мы
также понимаем, что в этом про-
странстве происходит движение.
Без движения ничего нет. Но раз
есть движение, значит, его надо
ввести в рассмотрение какой-
то пространственной формы. Но
как? Чисто формально это дела-
ет четвертую координату мнимой,
она действительно перпендику-
лярна всем. Но это формалисти-
ка. А движение не формалисти-
ка. Никакой мнимости нет. Зна-
чит, надо было увязать эту чет-
вертую координату с физически-
ми свойствами пространства. А
единственное физическое свой-
ство в электротехническом смыс-
ле, безусловно, это скорость све-
та, которая всегда одна и та же и
всегда двигается. Раз так, теперь
попробуем нормальное движение
и нормальную скорость привязать
к скорости света — тогда и смо-
жем через эту связь ввести чет-
вертую координату. Когда я эту
штуку сделал, то все раскрылось,
все стало чисто, физично и ника-
кого увеличения массы. Все в го-
лову себе забили, что есть какая-
то масса, которая при движении
увеличивается. Ничего не увели-
чивается. Добавляется кинетиче-
ская энергия — и ничего более. К
этим выводам я пришел в резуль-
тате изучения трудов Эйнштей-
на. Бесконечно восхищаюсь этим
ученым. Но авторитет, слова —
одно, а для понимания нужно еще
что-то. Нужна суть. Понятная, свя-
тая. Святое — то, что понятно. Ну,
не может непонятная вещь быть
святой.
— В стране принят Закон об
энергосбережении и повыше-
нии энергоэффективности. Как
Вы считаете, готовы ли мы к
решению этой задачи техниче-
ски?
— Прежде чем ответить на этот
вопрос, давайте определимся: о
какой энергоэффективности идет
речь? Где, в каких отраслях? У нас
есть бытовая сфера, производ-
ственная и сельскохозяйственная,
где мы можем сократить энергопо-
требление. В бытовой сфере мож-
но существенно уменьшить энер-
гопотери, которые сейчас состав-
ляют 50% и за которые мы, кста-
ти, платим. Но для этого нужно су-
щественным образом перелопа-
тить всю старую систему тепло-
снабжения либо строить новую,
что означает введение в быт инди-
видуальных источников тепла. Бы-
стро это не делается, ведь энерге-
тика — это самая инерционная си-
стема. Разговоры об энергосбере-
жении идут десятилетиями. А дело
не движется. Мы беремся за вся-
кие шумные и затратные проекты
вроде олимпиад и прочих игрищ,
вместо того чтобы на эти деньги
привести в порядок тепловую сеть
страны. Нет, наше руководство
смотрит холодными глазами на
эти тепловые сети и думает — ста-
дионы построим.
— Каким образом можно со-
кратить потери в сетях и повы-
сить эффективность потребле-
ния энергии?
— Только путем увеличения
стоимости. Ничего другого пред-
ложить сейчас невозможно.
— Вы всю жизнь занимались
вопросами электротехники. А
в каком состоянии, по-вашему,
находится эта отрасль сейчас?
— В плохом. Электротехниче-
ская промышленность практиче-
ски уничтожена. В электромаши-
ностроении почти не осталось ка-
дров. Если мы срочно не примем-
ся менять ситуацию, то очень ско-
ро останемся без собственной
электротехнической базы. Уже
сегодня 60—70% электротехниче-
ской промышленности не в наших
руках.
— А почему такая большая
разница, например, с кабель-
ной промышленностью?
— Кабельной промышленно-
сти очень повезло, что у нее был
Изяслав Борисович Пешков. Толь-
ко благодаря его дальновидности,
энергичности и связям, способно-
сти убеждать в необходимости са-
мой продукции — кабеля удалось
сохранить отрасль «на плаву».
В электротехнической промыш-
ленности сложилась несколько
иная ситуация. Сама по себе элек-
тротехническая сфера — слож-
ная. Но мы в этой области долгое
время были мировыми лидерами.
Наши генераторы изготавлива-
лись на очень высоком уровне. С
точки зрения спектра разных элек-
трических машин, намного опере-
жали немецкий «Сименс», кото-
рый, в свою очередь, был впере-
ди американцев. Теперь все изме-
нилось. Мы очень зависимы от за-
рубежных партнеров. А это опас-
но. Не развиваем собственную
промышленность, живем лишь от
продажи нефти и газа. Больше у
нас ничего нет. А раз ничего нет,
то чего нам ждать? Ведь ждать —
это планировать конец ожиданий.
Пока этого мы не планируем. А
значит, на данный момент у нас
нет будущего. Не могу же я счи-
тать будущим страны сомнитель-
ный проект «Сколково» или ста-
дионы, которые нам обещают по-
строить в ближайшие 15—20 лет...
Беседовала Людмила ЮДИНА
Оригинал статьи: Энергия жизни
Камо Серопович Демирчян — известный ученый в области теоретической электротехники и общей энергетики, теоретических и практических проблем электроэнергетики, академик РАН, д.т.н., лауреат Государственной премии.