136
СЕТИ
РОССИИ
КАДРЫ
136
м
о
л
о
д
ё
ж
н
а
я
к
о
н
ф
е
р
е
н
ц
и
я
молодёжная конференция
П
роблема
подготовки
ка
-
дров
стала
одной
из
основ
-
ных
,
обсуждавшихся
на
конференции
«
Электро
-
энергетика
глазами
молодёжи
»
в
Самаре
.
Организаторами
меропри
-
ятия
выступили
Системный
опера
-
тор
ЕЭС
,
Самарский
государствен
-
ный
технический
университет
и
благотворительный
фонд
«
Надёжная
смена
».
В
конференции
участвова
-
ли
представители
22
технических
вузов
из
России
,
Украины
,
Бело
-
руссии
,
Казахстана
и
более
чем
30
электроэнергетических
компаний
.
САМАЯ
-
САМАЯ
Из
всех
энергетических
специ
-
альностей
самые
высокие
квали
-
фикационные
требования
предъ
-
являются
,
пожалуй
,
к
сотрудникам
Системного
оператора
:
диспетче
-
рам
,
режимщикам
,
релейщикам
и
другим
специалистам
технологиче
-
ского
блока
компании
.
Это
объяс
-
няется
сложностью
решаемых
ими
задач
и
высоким
уровнем
ответ
-
ственности
,
ценой
которого
являет
-
ся
стабильность
функционирования
ЕЭС
России
.
Всё
это
обусловливает
и
кадровую
проблему
,
которая
в
Си
-
стемном
операторе
стоит
довольно
остро
.
«
Модернизация
экономики
не
-
возможна
без
качественной
под
-
готовки
специалистов
для
электро
-
энергетической
отрасли
, —
подчер
-
кнул
генеральный
директор
филиала
ОАО
«
СО
ЕЭС
» «
Объединённое
дис
-
петчерское
управление
энергоси
-
стемами
Средней
Волги
» (
ОДУ
Сред
-
ней
Волги
)
Олег
Громов
. —
А
готовить
эти
кадры
вузы
должны
с
учётом
тре
-
бований
компаний
.
Системный
оператор
решил
по
-
мочь
в
этом
сложном
деле
и
себе
,
и
вузам
.
С
2007
г
.
компания
реализу
-
ет
проект
специализированной
под
-
готовки
студентов
,
нацеленный
на
подготовку
кадров
специально
под
потребности
системы
оперативно
-
диспетчерского
управления
.
Про
-
ект
включён
в
инновационную
про
-
грамму
Системного
оператора
.
Компания
заключает
с
профиль
-
ными
вузами
договоры
,
согласно
которым
студенты
,
отобранные
по
-
сле
анкетирования
,
конкурса
эссе
Энергетика
глазами молодых
«По сложности технологических процессов элек-
троэнергетика в промышленной иерархии занима-
ет одно из первых мест», — заявил советник предсе-
дателя правления ОАО «Системный оператор ЕЭС»
(СО ЕЭС) д.т.н. Петр Ерохин, выступая в Самаре на
Международной молодёжной научно-технической
конференции «Электроэнергетика глазами молодё-
жи». Современные энергосистемы распределены по
огромным территориям, электрические сети имеют
многоуровневое строение, энергообъекты оснащены
сложнейшими системами коммуникации и автома-
тического управления, в центре которых находится
человек, поэтому и проблема подготовки кадров для
отрасли стоит особенно остро, отметил он.
Юлия ДИНОВА
137
№ 1 (10), январь-февраль, 2012
137
и
профессионального
тестирования
,
обучаются
по
программам
,
разра
-
ботанным
совместно
вузами
и
спе
-
циалистами
Системного
оператора
.
Учебные
программы
направлены
на
усвоение
теоретических
основ
ра
-
боты
в
оперативно
-
диспетчерском
управлении
и
включают
в
себя
кур
-
сы
лекций
,
практических
и
лабора
-
торных
занятий
,
а
также
стажировку
в
филиалах
компании
.
В
результате
на
работу
в
Системный
оператор
приходят
выпускники
,
адаптирован
-
ные
к
специфике
его
деятельности
.
Сейчас
специализированная
подготовка
студентов
проводится
в
шести
региональных
вузах
:
Санкт
-
Петербургском
государственном
политехническом
университете
,
Уральском
федеральном
универ
-
ситете
имени
первого
Президента
России
Б
.
Н
.
Ельцина
(
Екатеринбург
),
Национальном
исследовательском
Томском
политехническом
универ
-
ситете
,
Ивановском
государствен
-
ном
энергетическом
университете
им
.
В
.
И
.
Ленина
,
Южно
-
Российском
государственном
техническом
уни
-
верситете
(
Новочеркасском
поли
-
техническом
институте
),
Северо
-
Кавказском
государственном
техническом
университете
(
Ставро
-
поль
).
Такая
системная
работа
с
вузами
позволяет
сформировать
кадровый
резерв
из
молодых
специалистов
.
По
итогам
работы
с
молодёжью
в
2008—2010
гг
.
по
программам
спе
-
циализированной
подготовки
обуче
-
но
75
студентов
.
Сейчас
этот
кадровый
резерв
немного
больше
,
чем
потребности
компании
,
и
это
сделано
намерен
-
но
.
Позиция
Системного
операто
-
ра
состоит
в
том
,
что
для
форми
-
рования
штата
профессионалов
нужен
выбор
—
хотя
бы
небольшая
конкуренция
среди
специалистов
,
стремящихся
попасть
на
работу
в
компанию
.
Впрочем
,
учитывая
по
-
следствия
демографического
спада
начала
1990-
х
годов
,
которые
как
раз
сейчас
начали
отражаться
на
российском
рынке
труда
,
обучен
-
ные
по
программам
спецподготовки
студенты
без
работы
не
останутся
,
даже
если
в
Системный
оператор
не
попадут
.
В
конечном
итоге
ОАО
«
СО
ЕЭС
»
ставит
задачу
выстроить
единую
систему
подготовки
молодых
спе
-
циалистов
«
школа
—
вуз
—
предпри
-
ятие
».
В
этом
компании
помогает
благотворительный
фонд
«
Надёжная
смена
».
Подготовка
будущих
специ
-
алистов
оперативно
-
диспетчерского
управления
должна
начинаться
(
и
в
некоторых
регионах
уже
начина
-
ется
)
в
старших
классах
общеобра
-
зовательных
учреждений
.
Для
этого
в
них
проводятся
мероприятия
по
профориентации
,
в
ходе
которых
отбираются
наиболее
одарённые
и
мотивированные
ученики
.
Им
предлагается
закончить
среднюю
школу
в
специально
созданных
про
-
фильных
«
энергетических
»
классах
и
группах
для
углублённого
изуче
-
ния
точных
наук
,
в
первую
очередь
физико
-
математических
,
поскольку
знания
именно
в
этой
области
наи
-
более
необходимы
специалистам
в
оперативно
-
диспетчерском
управ
-
лении
.
К
участию
в
обучении
школь
-
ников
привлекаются
специалисты
филиалов
Системного
оператора
и
преподаватели
профильных
кафедр
вузов
,
включённых
в
интегрирован
-
ный
проект
.
Сегодня
проект
успеш
-
но
реализуется
в
нескольких
школах
и
гимназиях
Екатеринбурга
,
Томска
и
Самары
.
Одна
из
приоритетных
целей
Си
-
стемного
оператора
в
сфере
подго
-
товки
специалистов
—
добиться
,
что
-
бы
в
операционной
зоне
каждого
из
семи
Объединённых
диспетчерских
управлений
осуществлялась
подго
-
товка
специалистов
в
вузах
.
Базо
-
выми
университетами
могут
быть
те
,
где
есть
профильные
кафедры
,
хорошая
структура
профессорско
-
преподавательского
состава
,
мощ
-
ная
научно
-
исследовательская
база
.
В
большинстве
регионов
есть
учеб
-
ные
заведения
,
соответствующие
всем
требованиям
КУДА
МЫ
КАТИМСЯ
?
С
этого
началось
обсуждение
самого
болезненного
для
вузов
и
компаний
вопроса
—
качества
под
-
готовки
специалистов
.
Одной
из
главных
проблем
вузов
-
ской
подготовки
энергетиков
,
и
осо
-
бенно
—
специалистов
Системного
оператора
,
является
то
,
что
даже
лучшие
выпускники
лучших
вузов
выпускаются
неготовыми
к
непо
-
средственной
работе
в
энергоком
-
паниях
на
инженерных
должностях
.
Сейчас
на
практике
основная
про
-
изводственная
нагрузка
ложится
на
ЦИФРЫ
И
ФАКТЫ
•
Первая
Международная
кон
-
ференция
«
Электроэнергетика
глазами
молодёжи
»
состоялась
в
2010
г
.
в
Екатеринбурге
.
Там
же
было
принято
решение
сделать
конференцию
ежегодной
.
•
Во
второй
молодёжной
конфе
-
ренции
,
проходившей
в
тече
-
ние
четырёх
дней
в
Самаре
,
приняли
участие
327
человек
.
Было
представлено
226
научно
-
практических
и
более
70
стендо
-
вых
докладов
,
подготовленных
студентами
и
аспирантами
технических
вузов
из
различных
регионов
России
,
а
также
из
Белоруссии
,
Украины
,
Казахста
-
на
,
Болгарии
,
Великобритании
.
•
Доклады
участников
вышли
трёхтомным
изданием
,
выпу
-
щенным
специально
к
научному
форуму
.
• III
Международная
молодёжная
конференция
пройдёт
в
Екате
-
ринбурге
в
2012
г
.
138
КАДРЫ
плечи
старого
поколения
энергети
-
ков
.
Этот
факт
тревожит
организато
-
ров
конференции
,
тем
более
что
в
90-
е
годы
произошёл
отток
кадров
из
отрасли
,
в
результате
чего
спе
-
циалистов
среднего
возраста
в
ней
осталось
довольно
мало
.
Кто
придёт
на
смену
завтрашним
пенсионе
-
рам
?
Ситуацию
усугубляет
и
рефор
-
ма
системы
высшего
образования
,
при
которой
вузы
стали
переходить
от
специализированной
подготовки
специалистов
к
двухуровневой
под
-
готовке
по
широким
направлениям
.
В
сложившейся
ситуации
Систем
-
ный
оператор
целевым
образом
интегрируется
в
образовательный
процесс
для
обеспечения
специали
-
зации
отобранных
перспективных
студентов
,
предоставляя
для
этого
свои
производственные
мощности
и
квалифицированные
кадры
Начало
стремительному
развалу
инженерно
-
технического
образо
-
вания
в
России
положило
присое
-
динение
нашей
страны
в
2003
г
.
к
Болонскому
процессу
.
Мы
стали
готовить
магистров
.
В
РФ
в
своё
время
было
перепроизводство
инженеров
-
бакалавров
,
которые
занимались
чем
угодно
,
только
не
инженерной
деятельностью
.
Маги
-
стратура
закладывает
фундамент
высокотехнологичного
управления
.
Многие
российские
вузы
,
вводя
двухуровневую
систему
образова
-
ния
,
старались
сохранить
техниче
-
скую
подготовку
. «
Но
с
2011
года
инженерное
образование
в
нашей
стране
было
официально
ликвиди
-
ровано
, —
подчеркнул
профессор
Уральского
федерального
универси
-
тета
им
.
Б
.
Н
.
Ельцина
Петр
Бартоло
-
мей
. —
И
это
в
условиях
потребности
передачи
электроэнергии
на
боль
-
шие
расстояния
,
когда
обостряется
спрос
на
инженеров
».
Он
подчеркнул
,
что
гумани
-
тарные
принципы
,
на
которые
опирается
Болонская
система
,
в
инженерно
-
техническом
образова
-
нии
неприемлемы
.
Они
ведут
к
раз
-
рушению
основ
научно
-
технической
подготовки
студентов
.
Двухуровне
-
вая
система
образования
,
тиражи
-
руемая
сегодня
в
России
(
бакалав
-
риат
и
магистратура
)
не
учитывает
такой
важнейшей
категории
,
как
инженерия
.
Техническое
образо
-
вание
должно
быть
трёхуровне
-
вым
:
бакалавр
(
то
есть
будущий
эксплуатационник
,
который
знает
,
что
произошло
в
энергосистеме
),
инженер
(
это
разработчик
,
который
может
ответить
на
вопрос
,
почему
произошло
то
или
иное
событие
)
и
собственно
магистр
(
тот
,
кто
зани
-
мается
научно
-
исследовательской
работой
).
В
основу
магистерского
образования
должен
быть
положен
системный
подход
,
чего
сейчас
нет
.
Знания
должны
быть
направлены
на
опережение
,
ведь
период
полу
-
распада
знания
в
электроэнергети
-
ке
составляет
1,5—2
года
.
Никакая
компания
не
может
формировать
систему
подготовки
специалистов
,
она
только
ставит
за
-
дачу
.
Научно
-
теоретическая
база
—
забота
вузов
.
Непременным
усло
-
вием
для
всех
инженеров
,
бака
-
лавров
,
магистров
является
изуче
-
ние
английского
языка
.
Без
этого
современный
электроэнергетик
просто
не
может
эффективно
ра
-
ботать
.
Нужна
также
нацеленность
на
индивидуализацию
обучения
выпускника
(
например
,
в
Йенском
университете
(
Германия
)
на
одного
профессора
приходится
два
учени
-
ка
магистратуры
).
Кризис
в
российском
образова
-
нии
привёл
к
тому
,
что
мы
закупаем
высокотехнологичное
оборудова
-
ние
за
границей
.
При
этом
,
закупая
приборы
и
аппараты
,
наши
работ
-
ники
не
имеют
права
вмешиваться
в
технологические
процессы
.
Скоро
мы
вынуждены
будем
покупать
за
-
рубежных
специалистов
для
обслу
-
живания
этого
оборудования
.
Участники
конференции
обра
-
тились
к
журналу
«
ЭЛЕКТРОЭНЕР
-
ГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
с
просьбой
открыть
на
его
страницах
дискуссию
по
теме
подготовки
ка
-
дров
,
в
которой
смогли
бы
принять
участие
все
заинтересованные
сто
-
роны
—
представители
науки
и
биз
-
неса
,
сотрудники
профильных
ми
-
нистерств
и
ведомств
и
т
.
д
.
И
если
наших
читателей
волнует
эта
тема
—
приглашаем
к
деловому
разговору
.
ТАЛАНТЫ
И
ОППОНЕНТЫ
В
течение
четырёх
дней
(
имен
-
но
столько
шла
конференция
)
на
пленарном
заседании
и
сессиях
прозвучало
более
двухсот
докладов
.
Для
молодых
специалистов
каждое
выступление
стало
серьёзным
эк
-
заменом
:
вопросы
им
задавали
не
только
сверстники
,
начинающие
путь
в
профессии
,
но
и
маститые
учёные
,
практики
,
разработчики
уникальных
моделей
и
систем
,
при
-
меняемых
в
современной
электро
-
энергетике
.
Работа
на
научном
форуме
про
-
ходила
по
шести
направлениям
:
математическое
моделирование
и
управление
электроэнергетически
-
ми
системами
,
оценка
технического
состояния
и
диагностика
в
совре
-
менных
электрических
системах
,
автоматика
и
противоаварийное
управление
энергосистемами
,
экс
-
плуатация
и
инновационное
разви
-
тие
электроэнергетических
систем
,
рынок
в
электроэнергетике
,
подго
-
товка
специалистов
для
электроэне
-
регетики
.
Молодые
докладчики
рассказы
-
вали
о
тех
разработках
и
проектах
,
в
которых
непосредственно
прини
-
мали
участие
.
Многие
опирались
на
опыт
тех
подразделений
,
в
которых
трудятся
сами
.
Сопредседатель
сессии
«
Авто
-
матика
и
противоаварийное
управ
-
ление
электроэнергетическими
системами
»
профессор
кафедры
«
Электрооборудование
»
КГТУ
-
КАИ
(
Казань
)
Владимир
Гарке
отметил
,
что
,
несмотря
на
ощутимую
разницу
в
уровне
докладов
,
в
целом
молодые
специалисты
продемонстрировали
хорошие
теоретические
знания
и
желание
научиться
эффективно
их
применять
на
практике
.
Невероятно
сложной
для
моло
-
дых
участников
конференции
ока
-
залась
сессия
«
Оценка
технического
состояния
и
диагностика
в
электри
-
ческих
сетях
».
—
Причина
в
том
,
что
в
своих
работах
ребята
нередко
начинают
решать
проблему
с
конца
,
а
не
с
на
-
чала
, —
пояснил
главный
специалист
ООО
«
Единая
система
диагностики
»
к
.
т
.
н
.
Валерий
Поляков
. —
Прежде
чем
предлагать
решение
проблемы
,
нужно
установить
истинную
причину
отказа
оборудования
.
А
этот
важ
-
нейший
момент
упускается
.
—
На
моей
практике
в
электро
-
энергетике
была
внедрена
масса
бесполезных
устройств
, —
объяс
-
нил
собеседник
.—
Я
хочу
оградить
молодых
энергетиков
от
ненужных
разработок
.
А
для
этого
они
должны
понимать
,
с
чем
имеют
дело
.
У
на
-
ших
молодых
специалистов
велико
-
лепный
потенциал
и
колоссальная
увлечённость
своей
профессией
.
Они
не
должны
бросать
свои
научно
-
исследовательские
работы
.
А
ошиб
-
ки
…
Это
не
страшно
.
Истина
всегда
постигается
с
трудом
.
139
№ 1 (10), январь-февраль, 2012
В
рамках
проекта
«
Школа
—
вуз
—
предприятие
»
мы
начинаем
готовить
будущих
энергетиков
уже
со
школьной
скамьи
,
создавая
специализированные
группы
.
Хочу
отметить
,
что
,
несмотря
на
отсутствие
у
вы
-
пускников
этих
групп
каких
-
либо
обязательств
по
выбору
профессии
, 40%
из
них
поступают
на
профильные
кафе
-
дры
и
в
энергетические
вузы
.
По
итогам
ЕГЭ
ребята
,
по
-
лучившие
специальную
подготовку
,
находятся
на
верхних
строчках
рейтинга
.
Кстати
,
они
не
уезжают
в
столичные
вузы
,
предпочитая
оставаться
в
своих
регионах
.
Сегодня
мы
уже
пошли
дальше
в
развитии
идей
подготовки
молодых
профессионалов
и
создаём
моло
-
дёжное
энергетическое
сообщество
.
Чтобы
этот
про
-
ект
стал
успешным
,
нужно
соблюсти
три
условия
:
его
должны
поддерживать
профессионалы
,
работающие
в
энергетике
,
они
должны
давать
школьникам
инте
-
ресную
информацию
и
возможность
погрузиться
в
профессиональную
среду
на
том
уровне
,
который
им
доступен
на
данном
этапе
их
профессионального
раз
-
вития
.
ГОВОРЯТ
УЧАСТНИКИ
КОНФЕРЕНЦИИ
:
Валерий БУДОВСКИЙ,
начальник Центра тренажёрной подготовки персонала ОАО «СО ЕЭС»:
А
нализ
состояния
рынка
труда
показывает
,
что
главное
требование
к
соискателям
—
наличие
опыта
работы
либо
знаний
,
необходимых
для
выполнения
обязанностей
.
Вузы
часто
осуществляют
лишь
общую
подготовку
студентов
.
Например
,
выпуск
-
ники
МЭИ
не
могут
сразу
же
приступить
к
работе
в
оперативно
-
диспетчерской
службе
,
службах
релейной
защиты
,
электрических
режимов
.
В
итоге
работодатель
сталкивается
с
ситуацией
,
когда
молодой
специалист
должен
обучаться
на
рабочем
месте
.
Этот
период
за
-
нимает
несколько
лет
.
Существует
много
видов
подготовки
молодых
специ
-
алистов
.
Системный
оператор
имеет
договоры
с
веду
-
щими
техническими
вузами
страны
,
в
которых
готовит
специалистов
в
соответствии
со
своими
потребностями
.
Кроме
того
,
есть
проект
«
Школа
—
вуз
—
предприятие
»,
в
рамках
которого
подготовка
специалистов
фактически
начинается
со
школьной
скамьи
.
Кроме
того
,
в
нашей
компании
есть
программа
формирования
кадрового
резерва
из
числа
студентов
очной
формы
обучения
,
ког
-
да
старшекурсники
принимаются
в
штат
на
вакансии
специалистов
-
стажёров
.
За
каждым
закрепляется
руко
-
водитель
стажировки
—
наставник
,
и
молодые
специа
-
листы
приобщаются
к
работе
в
высокопрофессиональ
-
ном
коллективе
,
применяют
полученные
в
вузе
знания
на
практике
,
реализуют
серьёзные
проекты
,
выполняя
конкретные
производственные
задачи
.
Но
ни
одна
из
существующих
образовательных
про
-
грамм
не
может
быть
исчерпывающей
,
поэтому
обучение
в
самом
Системном
операторе
тоже
должно
иметь
место
.
У
нас
в
компании
создана
сеть
центров
тренажёрной
под
-
готовки
персонала
,
где
все
технические
службы
проходят
курсы
повышения
квалификации
,
в
том
числе
и
бывшие
студенты
,
принятые
на
работу
в
Системный
оператор
.
Игорь ЖЕЖЕЛЕНКО,
д.т.н., профессор, заведующий кафедрой ЭПП Приазовского
государственного технического университета (г. Мариуполь, Украина):
С
егодня
я
постарался
обратить
внимание
участ
-
ников
на
такую
важнейшую
тему
,
как
несину
-
соидальные
режимы
в
промышленных
электри
-
ческих
сетях
.
Почему
это
так
важно
?
Дело
в
том
,
что
одновременно
с
ростом
промышленности
и
техноло
-
гий
,
обеспечивающих
количество
и
качество
промыш
-
ленности
,
растёт
уровень
электромагнитных
помех
.
Каждый
год
уровень
несинусоидальности
повышается
на
1%.
Ежегодный
ущерб
от
этого
составляет
около
500
млрд
долл
.
в
год
.
Приведу
пример
.
Недавно
на
одной
подстанции
завода
чистых
полупроводников
,
расположенного
на
границе
РФ
и
Украины
,
массово
горела
электроника
.
Сделали
замеры
и
обнаружили
—
большая
величина
15-
й
гармоники
.
Её
компенсировали
,
но
горение
про
-
должалось
.
Оказалось
,
что
один
не
очень
квалифици
-
рованный
специалист
-
бакалавр
не
учёл
,
что
питание
на
объект
поступает
от
другой
подстанции
,
и
во
время
переключения
подстанции
начинается
горение
.
Ситуа
-
цию
спас
магистр
,
который
определил
,
что
в
систему
проникали
гармоники
высокого
порядка
и
создавали
колебания
.
Инженер
мог
этого
и
не
знать
,
а
магистр
разобрался
…
П
редлагаю
компаниям
интересную
методику
вза
-
имодействия
энергокомпании
с
вузом
,
которая
родилась
на
Урале
:
в
«
Челябэнерго
»
составляет
-
ся
сборник
по
каждой
конкретной
аварии
,
случившейся
в
энергосистеме
.
А
потом
энергокомпания
приходит
в
институт
и
просит
студентов
по
каждому
случаю
пред
-
ложить
свои
решения
.
Такой
подход
очень
стимулирует
будущих
специалистов
.
Дмитрий ГОРШКОВ,
«МРСК Урала», выпускник Южно-Уральского университета 2011 г.:
Надежда БАТОВА,
директор благотворительного фонда «Надёжная смена»:
Оригинал статьи: Энергетика глазами молодых
«По сложности технологических процессов электроэнергетика в промышленной иерархии занимает одно из первых мест», — заявил советник председателя правления ОАО «Системный оператор ЕЭС» (СО ЕЭС) д.т.н. Петр Ерохин, выступая в Самаре на Международной молодёжной научно-технической конференции «Электроэнергетика глазами молодёжи». Современные энергосистемы распределены по огромным территориям, электрические сети имеют многоуровневое строение, энергообъекты оснащены сложнейшими системами коммуникации и автоматического управления, в центре которых находится человек, поэтому и проблема подготовки кадров для отрасли стоит особенно остро, отметил он.