6
АКЦЕНТ
г
о
с
т
ь
н
о
м
е
р
а
гость номера
—
Леонид
Валерьевич
,
в
апре
-
ле
этого
года
Министерством
энергетики
Московской
области
утверждены
схема
и
программа
развития
электроэнергетики
на
2015—2019
годы
.
Каковы
их
ос
-
новные
цели
и
задачи
?
И
какие
энергообъекты
,
согласно
про
-
грамме
,
являются
ключевыми
?
—
Действительно
,
схема
и
про
-
грамма
приняты
совсем
недавно
,
но
уже
сейчас
мы
планируем
их
серьёзно
переработать
.
Работу
Ми
-
нистерство
энергетики
МО
будет
вести
совместно
с
экономическим
блоком
Правительства
Московской
области
.
В
результате
мы
рассчиты
-
ваем
получить
более
точные
ориен
-
тиры
,
которые
необходимы
для
оп
-
тимального
вложения
инвестиций
в
развитие
электроэнергетического
комплекса
региона
.
—
А
что
не
так
с
действующей
программой
?
—
Опыт
показывает
,
что
она
нуж
-
дается
в
обновлении
практически
каждый
год
.
Сам
по
себе
утверждён
-
ный
документ
очень
подробный
,
тех
-
нически
грамотный
,
в
нём
отраже
-
ны
все
технологические
и
схемные
расчёты
,
учтены
все
требования
и
условия
,
при
которых
существующие
и
строящиеся
электрические
сети
не
будут
терять
устойчивость
,
и
т
.
д
.
Электросети
Подмосковья: от
«островов» —
к консолидации
Об особенностях развития электроэнергетики Подмо-
сковья журналу «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и рас-
пределение» рассказывает министр энергетики Москов-
ской области Леонид НЕГАНОВ.
7
№
4 (25),
июль
–
август
, 2014
При
этом
ключевые
проекты
в
доку
-
менте
указаны
достаточно
условно
.
Их
реализация
зависит
от
того
,
на
-
сколько
динамично
и
в
каких
точ
-
ках
будет
развиваться
экономика
региона
.
Экономическая
ситуация
в
Подмосковье
меняется
довольно
сильно
,
в
связи
с
этим
корректиру
-
ются
и
планы
строительства
энер
-
гообъектов
.
Например
,
отодвинута
на
полтора
-
два
года
реализация
проекта
«
Большое
Домодедово
»
в
Московской
области
,
в
рамках
ко
-
торого
предполагается
крупномас
-
штабное
строительство
жилья
,
объ
-
ектов
промышленности
,
логистики
,
инженерной
и
транспортной
инфра
-
структуры
.
Под
этот
проект
к
2015
году
планировалось
реконструиро
-
вать
подстанцию
«
Пахра
» 500
кВ
.
Но
со
смещением
сроков
реализа
-
ции
«
Большого
Домодедово
»
логич
-
но
и
смещение
сроков
реконструк
-
ции
ПС
«
Пахра
».
—
Какие
документы
являются
основополагающими
при
разра
-
ботке
территориальной
програм
-
мы
и
схемы
развития
электро
-
энергетики
?
—
Разработка
Схемы
и
Програм
-
мы
развития
электроэнергетики
Московской
области
на
2015—2019
годы
определена
Постановлением
Правительства
РФ
№
823 «
О
схе
-
мах
и
программах
перспективно
-
го
развития
электроэнергетики
»,
а
также
программой
развития
ЕЭС
,
которая
разрабатывается
Систем
-
ным
оператором
совместно
с
ФСК
ЕЭС
,
утверждается
Министерством
энергетики
РФ
,
а
также
докумен
-
тами
регионального
значения
,
в
которых
определяются
задачи
со
-
циально
-
экономического
разви
-
тия
.
Регионам
даётся
право
самим
определять
направления
строитель
-
ства
и
сроки
ввода
электрических
сетей
в
зависимости
от
динамики
социально
-
экономического
раз
-
вития
территорий
.
Мы
разрабаты
-
ваем
свои
схемы
и
программы
не
первый
год
.
И
видим
,
что
они
не
вы
-
полняются
.
Такая
ситуация
склады
-
вается
не
только
у
нас
,
но
и
в
других
регионах
.
Более
того
,
Генеральная
схема
и
Программа
развития
элек
-
троэнергетики
страны
в
целом
тоже
не
реализуются
в
полной
мере
.
В
чём
причина
?
В
том
,
что
ни
один
из
вышеназванных
документов
не
является
обязательным
к
испол
-
нению
.
Это
,
скорее
,
техническая
декларация
,
представляющая
по
сути
идеальную
картину
развития
электроэнергетики
.
Например
,
схе
-
ма
развития
электрических
сетей
не
принимает
во
внимание
бюд
-
жетных
и
тарифных
ограничений
,
которые
действуют
в
том
или
ином
регионе
.
В
ней
только
поставлены
основные
задачи
,
а
порядок
и
по
-
следовательность
их
исполнения
делегируются
на
места
.
Ещё
одним
серьёзным
барьером
в
создании
качественных
программ
и
схем
развития
электроэнергетики
явля
-
ется
отсутствие
выверенных
про
-
грамм
социально
-
экономического
развития
территорий
,
что
не
позво
-
ляет
спрогнозировать
адекватный
спрос
на
электрическую
энергию
.
В
результате
,
вместо
того
чтобы
раз
-
рабатывать
программы
развития
электроэнергетики
совместно
с
дру
-
гими
отраслями
,
энергетики
готовят
их
самостоятельно
.
И
,
как
правило
,
они
оказываются
избыточными
.
Иначе
и
не
может
быть
,
ведь
у
энер
-
гетиков
нет
качественных
исходных
данных
.
Мы
хотим
уйти
от
этой
по
-
рочной
практики
,
когда
энергетики
занимаются
планированием
эко
-
номики
.
Инфраструктурные
отрас
-
ли
не
должны
этим
заниматься
,
это
дело
экономистов
.
Наша
же
задача
как
инфраструктурной
отрасли
—
создавать
условия
для
социально
-
экономического
развития
региона
.
И
в
случае
изменения
социально
-
экономической
ситуации
своевре
-
менно
подстраиваться
под
неё
,
что
-
бы
не
создавать
недозагруженные
мощности
.
В
настоящее
время
,
приступая
к
работе
над
новым
ва
-
риантом
программы
,
мы
предусма
-
триваем
именно
такие
подходы
.
—
Но
ведь
Программа
соци
-
ально
-
экономического
развития
Московской
области
уже
суще
-
ствует
…
—
А
инструментария
для
её
реа
-
лизации
нет
.
Без
этого
любая
самая
хорошая
программа
—
не
более
чем
декларация
целей
,
которая
не
позволяет
взаимоувязать
раз
-
витие
инфраструктуры
и
отдельных
отраслей
.
Это
общая
болезнь
,
ха
-
рактерная
не
только
для
нашего
региона
.
Возьмите
любой
прогноз
социально
-
экономического
разви
-
тия
.
Найдёте
ли
вы
там
раздел
,
где
определяются
уровни
конкуренто
-
способности
отдельных
отраслей
,
их
чувствительность
к
тарифным
изменениям
и
ценам
на
топливно
-
энергетические
ресурсы
?
Вряд
ли
.
Поэтому
вы
не
можете
чётко
по
-
нимать
,
как
отразится
повышение
или
снижение
тарифа
на
данной
конкретной
отрасли
,
приведёт
ли
к
увеличению
выпуска
продукции
с
использованием
передовых
техно
-
логий
или
,
наоборот
,
к
вытеснению
её
экспортными
аналогами
?
При
разработке
новой
схемы
и
программы
развития
региональной
энергетики
мы
намерены
учесть
все
эти
факторы
.
Работая
в
одной
связке
с
различными
министерствами
об
-
ласти
,
планируем
увязать
в
единый
документ
не
только
схему
развития
ЕЭС
,
но
и
программу
нефтепродукто
-
Слева
направо
:
первый
заместитель
главы
администрации
Истринского
муници
-
Слева
направо
:
первый
заместитель
главы
администрации
Истринского
муници
-
пального
района
А
.
Дунаев
,
заместитель
генерального
директора
ОАО
«
МОЭСК
»
пального
района
А
.
Дунаев
,
заместитель
генерального
директора
ОАО
«
МОЭСК
»
по
технологическому
присоединению
и
развитию
услуг
А
.
Пятигор
,
директор
по
технологическому
присоединению
и
развитию
услуг
А
.
Пятигор
,
директор
департамента
перспективного
развития
сети
и
технологического
присоединения
департамента
перспективного
развития
сети
и
технологического
присоединения
ОАО
«
Россети
»
И
.
Масалева
,
министр
энергетики
МО
Л
.
Неганов
открывают
ЦОК
ОАО
«
Россети
»
И
.
Масалева
,
министр
энергетики
МО
Л
.
Неганов
открывают
ЦОК
МОЭСК
в
Истринском
районе
Подмосковья
МОЭСК
в
Истринском
районе
Подмосковья
8
АКЦЕНТ
обеспечения
,
в
том
числе
строитель
-
ство
газопроводов
,
топливопрово
-
дов
,
использование
альтернативных
источниках
энергии
,
и
пр
.
—
Какая
ситуация
в
сфере
энергопотребления
складывается
в
Московской
области
?
И
каковы
прогнозы
на
ближайший
период
?
—
В
Московской
области
,
как
и
в
целом
по
России
,
наблюдается
снижение
темпов
роста
спроса
на
электроэнергию
.
Это
объясняется
как
относительно
тёплой
зимой
,
так
и
общим
спадом
экономики
.
В
этом
году
масштабных
,
мощных
проектов
у
нас
в
области
не
пред
-
полагается
,
поскольку
новых
ме
-
гапотребителей
мы
не
ожидаем
.
А
значит
,
самое
время
сосредото
-
читься
на
проблемах
,
связанных
не
с
экстенсивным
развитием
энерге
-
тики
,
когда
строятся
новые
энерго
-
объекты
,
а
с
интенсивным
,
когда
существенно
повышается
качество
и
оптимальное
использование
дей
-
ствующих
.
Один
из
наиболее
болез
-
ненных
и
неоднозначных
вопросов
на
сегодняшний
день
—
вывод
из
эксплуатации
старых
мощностей
.
Энергетики
очень
неохотно
идут
на
это
,
в
том
числе
по
объективным
причинам
.
И
Московская
область
в
этом
плане
не
исключение
.
Если
проанализировать
ситуацию
,
то
увидим
:
темпы
роста
технологиче
-
ского
присоединения
увеличива
-
ются
,
а
спрос
на
электроэнергию
в
целом
почти
не
растёт
.
О
чём
это
говорит
?
Прежде
всего
о
том
,
что
спрос
перемещается
из
одной
точки
в
другую
.
И
этот
фактор
дол
-
жен
стать
одним
из
определяющих
при
выводе
из
эксплуатации
либо
сокращении
избыточных
мощно
-
стей
.
В
Московской
области
много
предприятий
,
где
существует
ре
-
зерв
мощности
.
Это
значит
,
что
на
сетевых
и
генерирующих
объектах
занято
большое
количество
ячеек
,
а
отпуск
энергии
не
идёт
.
В
скором
времени
мы
планируем
провести
повсеместную
ревизию
использо
-
вания
мощностей
.
Сетевая
компа
-
ния
должна
быть
заинтересована
в
том
,
чтобы
всё
оборудование
«
ра
-
ботало
»,
а
для
этого
у
неё
должен
быть
определённый
стимул
.
Для
по
-
требителей
также
необходимо
вво
-
дить
стимулирующие
механизмы
:
потребитель
должен
платить
за
за
-
прошенную
мощность
,
даже
если
он
её
не
использует
.
—
В
последние
годы
в
Подмо
-
сковье
начали
появляться
так
называемые
«
энергетические
острова
» —
полностью
автоном
-
ные
в
плане
энергоснабжения
здания
и
кварталы
.
Это
хорошо
или
плохо
?
И
с
чем
связано
появ
-
ление
таких
островов
?
— «
Острова
» —
это
плохо
,
осо
-
бенно
когда
к
ним
присоединяют
-
ся
объекты
,
работавшие
от
единой
электрической
сети
. «
Островной
принцип
»
в
энергосистеме
Подмо
-
сковья
появился
в
период
неурегу
-
лированности
основных
вопросов
технологического
присоединения
к
электрическим
сетям
вместе
с
раз
-
витием
распределённой
генерации
.
Распределённая
генерация
может
развиваться
двумя
способами
:
пер
-
вый
—
когда
объект
малой
генера
-
ции
работает
в
единой
сети
и
удов
-
летворяет
спрос
на
электроэнергию
в
непосредственной
близости
от
себя
,
то
есть
работает
как
малый
элемент
большой
системы
.
А
второй
способ
—
это
когда
с
активным
раз
-
витием
строительства
,
в
том
числе
и
жилищного
,
инвестор
предлагает
делать
полностью
автономное
энер
-
госнабжение
зданий
и
сооружений
—
строит
газопоршневые
либо
га
-
зотурбинные
станции
,
которые
обе
-
спечивают
конкретных
потребите
-
лей
теплом
и
электроэнергией
.
Тем
самым
он
экономит
на
техприсое
-
динении
и
сетевом
тарифе
.
С
одной
стороны
,
это
похвально
.
Однако
вы
-
игрывает
от
такой
экономии
только
инвестор
,
но
не
единая
сеть
и
не
конечный
потребитель
.
В
единой
энергетической
системе
появляет
-
ся
некая
«
выколотая
точка
» —
изо
-
лированная
сеть
,
которая
работает
сама
на
себя
и
никак
не
связана
с
общей
сетью
.
Такая
система
весь
-
ма
неустойчива
.
Ведь
,
когда
рабо
-
тает
объект
генерации
с
небольшим
количеством
машин
,
выход
из
строя
одной
составляющей
может
приве
-
сти
и
приводит
к
нарушению
энер
-
госнабжения
всего
района
.
При
работе
объекта
в
единой
системе
подобный
инцидент
был
бы
просто
незаметен
для
потребителя
.
Считаю
,
что
от
«
островов
»
не
-
обходимо
уходить
,
так
как
это
не
-
гативно
влияет
на
деятельность
всей
энергосистемы
региона
и
существенно
снижает
надёжность
энергоснабжения
потребителей
.
Распределённая
генерация
должна
работать
на
благо
региона
,
а
не
на
-
оборот
.
—
В
стране
довольно
большое
внимание
уделяется
развитию
альтернативной
энергетики
.
Уде
-
ляется
ли
ей
внимание
в
Москов
-
ской
области
?
—
Мы
в
полной
мере
понимаем
важность
развития
альтернативной
энергетики
.
Однако
как
дополни
-
тельный
источник
энергии
она
для
Московской
области
пока
мало
ак
-
туальна
.
Зато
ВИЭ
помогают
решить
актуальные
для
региона
проблемы
экологии
и
энергосбережения
.
На
территории
Подмосковья
разме
-
щено
немало
крупных
мусорных
свалок
.
Мусор
,
как
известно
,
явля
-
ется
одним
из
главных
источников
парниковых
газов
,
что
наносит
су
-
щественный
урон
экологии
области
.
Внедрение
современных
мусорос
-
жигающих
технологий
и
использо
-
вание
мусора
как
топлива
для
про
-
изводства
электроэнергии
позволит
решить
как
минимум
три
задачи
:
со
-
кратить
количество
свалок
,
ввести
в
оборот
высвободившиеся
участки
земли
и
внедрить
передовые
тех
-
нологии
.
Сейчас
наши
коллеги
из
имущественного
блока
совместно
с
экологами
и
специалистами
по
инновациям
разрабатывают
новую
концепцию
по
переработке
отходов
и
использованию
их
в
том
числе
в
качестве
источника
электроэнер
-
гии
.
—
Одной
из
острейших
про
-
блем
отечественной
электроэнер
-
гетики
стало
наличие
огромного
числа
территориальных
сетевых
организаций
,
деятельность
мно
-
гих
из
которых
вызывает
,
мягко
говоря
,
недоумение
.
В
регионах
с
разной
долей
успеха
борются
с
расплодившимися
ТСО
,
а
электро
-
энергетические
компании
целе
-
направленно
проводят
консоли
-
дацию
сетевых
активов
.
Какая
ситуация
с
ТСО
складывается
в
Московской
области
?
—
Мы
не
ведём
борьбу
ни
с
ТСО
,
ни
с
их
количеством
.
У
нас
их
по
области
порядка
140 (
здесь
мы
не
учитываем
сети
садовых
хозяйств
,
которых
в
Подмосковье
несколь
-
ко
тысяч
),
и
пусть
будут
.
У
нас
есть
очень
серьёзные
ТСО
,
которые
де
-
монстрируют
хорошие
технические
показатели
,
обладают
достойным
кадровым
составом
и
мощной
тех
-
нической
базой
.
Но
есть
и
такие
,
9
№
4 (25),
июль
–
август
, 2014
которым
в
отрасли
делать
просто
нечего
.
Также
не
считаю
проблемой
то
,
что
распределительные
сети
на
-
ходятся
в
разных
руках
.
Проблема
в
другом
:
в
некоторых
случаях
нали
-
чие
нескольких
собственников
за
-
трудняет
вопросы
нормальной
экс
-
плуатации
,
проведения
ремонтов
,
реконструкции
сетей
.
Имеющаяся
на
сегодняшний
день
в
области
чересполосица
(
ког
-
да
куски
одной
сети
распределены
по
разным
ТСО
),
а
также
нехватка
профессиональных
кадров
и
техни
-
ческих
средств
у
территориальных
организаций
не
позволяют
им
соз
-
дать
полноценную
службу
эксплуа
-
тации
и
единую
службу
заказчика
для
проведения
ремонтных
работ
.
Это
приводит
к
деградации
сетей
и
самих
ТСО
.
—
Что
вас
,
как
министра
энер
-
гетики
региона
,
в
связи
с
этим
беспокоит
больше
всего
?
—
Прежде
всего
уровень
потерь
в
электросетях
.
Даже
по
сравнению
со
среднероссийскими
показателя
-
ми
потерь
(
с
мировым
уровнем
и
не
сравниваю
)
Московская
область
выглядит
удручающе
:
уровень
котло
-
вых
потерь
достигает
16%,
в
то
вре
-
мя
как
в
отдельных
регионах
России
он
снижен
до
9,5%.
В
этой
ситуации
нам
важно
разобраться
:
что
же
в
электросетевом
комплексе
приво
-
дит
к
такому
уровню
потерь
?
Второй
вопрос
—
надёжность
энергоснабжения
.
По
текущим
по
-
казателям
надёжности
Московская
область
существенно
проигрывает
лучшим
примерам
как
в
России
,
так
и
за
рубежом
.
Третья
серьёзная
проблема
—
качество
электроэнергии
.
Это
очень
сложная
и
очень
важная
тема
.
Дан
-
ная
сфера
хуже
всего
урегулирована
законодательно
:
нет
экономических
стимулов
,
чтобы
электросетевые
компании
боролись
за
улучшение
качества
,
а
потребители
со
своей
стороны
в
этом
им
помогали
.
Нередко
именно
потребите
-
ли
негативно
влияют
на
качество
электроэнергии
.
Однако
в
существу
-
ющей
нормативной
базе
нет
мето
-
дик
,
позволяющих
определить
,
кто
именно
в
том
или
ином
случае
явил
-
ся
виновником
снижения
качества
энергии
.
Чтобы
защититься
от
возмож
-
ных
«
провалов
»
электроэнергии
,
которые
зачастую
возникают
из
-
за
дисбаланса
между
чувствительно
-
стью
современных
электроприни
-
мающих
устройств
и
процессами
,
происходящими
в
электросети
,
по
-
требители
должны
ставить
соответ
-
ствующие
«
фильтры
»,
а
электросе
-
тевые
компании
должны
им
в
этом
содействовать
.
Важнейшим
элементом
по
-
вышения
качества
и
надёжно
-
сти
энергоснабжения
является
мониторинг
качества
.
Задача
такого
контроля
—
донести
до
по
-
требителя
информацию
,
какого
ка
-
чества
электроэнергию
он
получа
-
ет
,
сколько
за
такой
товар
платить
,
по
какой
причине
возникли
те
или
иные
провалы
или
сбои
в
постав
-
ке
электроэнергии
и
т
.
д
.
При
этом
важно
определять
причины
воз
-
никновения
прекращения
переда
-
чи
электроэнергии
для
разделения
ответственности
между
субъектами
электроэнергетики
.
Уже
в
этом
году
на
территории
Московской
области
планируется
осуществить
пилотный
проект
по
разработке
показателей
качества
и
надёжности
электроснабжения
по
-
требителей
.
Все
вышеназванные
проблемы
имеют
непосредственное
отноше
-
ние
в
том
числе
к
ТСО
.
Если
ТСО
в
состоянии
помочь
нам
справиться
с
этими
проблемами
,
мы
готовы
с
ними
сотрудничать
.
А
вот
нена
-
дёжные
территориальные
сетевые
организации
усугубляют
и
без
того
непростую
ситуацию
,
тянут
энерге
-
тику
области
вниз
.
Нужны
критерии
для
ТСО
,
и
,
если
организация
не
соответствует
этим
критериям
,
она
не
может
называться
сетевой
ком
-
панией
со
всеми
вытекающими
по
-
следствиями
.
—
В
области
полным
ходом
идёт
консолидация
электросетевых
ак
-
тивов
.
Чего
вы
добиваетесь
?
—
Из
142
сетей
ТСО
примерно
треть
составляют
сети
муниципаль
-
ного
уровня
.
У
нас
принята
дорож
-
ная
карта
,
состоящая
из
несколь
-
ких
этапов
.
На
первом
этапе
мы
сделали
так
называемую
«
нарезку
»
по
муниципальным
сетям
и
теперь
собираем
их
в
общую
«
казну
».
Это
непростой
и
довольно
рутинный
процесс
.
Мы
ведём
детальные
пе
-
реговоры
с
муниципалитетами
по
каждому
пункту
.
В
целом
встречаем
понимание
по
поводу
необходи
-
мости
объединения
.
Но
возникает
множество
сопутствующих
проблем
и
вопросов
.
Наша
задача
—
создать
укрупнённые
объекты
,
которым
обе
-
спечено
более
высокое
качество
управления
.
Принципы
управления
этими
консолидированными
объ
-
ектами
в
настоящий
момент
выра
-
батываются
.
Благодаря
укрупнению
проще
решаются
вопросы
техпри
-
соединения
,
ремонтов
,
ликвидации
сложных
технических
нарушений
и
т
.
д
.
Мы
целенаправленно
движемся
в
направлении
укрупнения
.
Избы
-
точная
дезинтеграция
сетей
приве
-
ла
к
резкому
снижению
надёжности
энергоснабжения
потребителей
.
От
этой
практики
следует
уходить
.
В
прошлом
году
мы
провели
боль
-
шую
работу
по
консолидации
элек
-
тросетевых
активов
в
ряде
муни
-
ципальных
образований
.
До
конца
этого
года
планируем
консолидиро
-
вать
ещё
18
сетей
.
Вот
такой
проблемный
диалог
у
нас
получился
.
Большое
спасибо
за
беседу
.
Успехов
вам
в
реализа
-
ции
проектов
и
программ
!
Беседовала
Екатерина
ГУСЕВА
Слева
направо
:
министр
энергетики
МО
Л
.
Неганов
и
главный
редактор
журнала
Слева
направо
:
министр
энергетики
МО
Л
.
Неганов
и
главный
редактор
журнала
"
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
"
Е
.
Гусева
"
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
"
Е
.
Гусева
Оригинал статьи: Электросети Подмосковья: от «островов» — к консолидации
Об особенностях развития электроэнергетики Подмосковья журналу «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» рассказывает министр энергетики Московской области Леонид НЕГАНОВ.