Электропередача на большие расстояния

Page 1
background image

Page 2
background image

ПУТЕ-

ШЕСТВИЕ В

ПРОШЛОЕ

116

К

а

к

 э

т

о

 б

ы

л

о

К

ак это было

П

ервые

 

опыты

 

передачи

 

элек

-

трической

 

энергии

 

можно

 

отне

-

сти

 

к

 

началу

 1870-

х

На

 

Между

-

народной

 

выставке

 

в

 

Вене

 

в

 

1873 

г

французский

 

инженер

 

Ипполит

 

Фонтен

 (1833—1917) 

демонстрировал

 

обратимость

 

электрических

 

машин

Тогда

 

все

 

они

 

были

 

сконструированы

 

на

 

постоянном

 

токе

об

 

использовании

 

переменного

 

напряжения

тем

 

более

 

трехфазного

никто

 

еще

 

и

 

не

 

помышлял

Одна

 

из

 

машин

 

Грамма

*

 

работала

 

в

 

режиме

 

генератора

а

 

такая

 

же

 

вто

-

рая

 — 

в

 

режиме

 

двигателя

Последняя

 

приводила

 

в

 

действие

 

насос

 

искус

-

ственного

 

водопада

Желая

 

несколько

 

снизить

 

мощность

 

насоса

  (

чтобы

 

вода

 

не

 

выплескивалась

 

из

 

бассейна

), 

И

Фонтен

 

решил

 

увеличить

 

сопротивле

-

ние

 

проводов

соединявших

 

две

 

маши

-

ны

Для

 

этого

 

он

 

попробовал

 

подсоеди

-

нить

 

между

 

ними

 

барабан

 

с

 

кабелем

 

длиной

 

более

 1 

км

.

Так

 

была

 

показана

 

возможность

 

передачи

 

электроэнергии

 

на

 

более

 

или

 

менее

 

значительное

 

по

 

представлени

-

ям

 

того

 

времени

 

расстояние

Вместе

 

с

 

тем

 

сам

 

И

Фонтен

 

не

 

был

 

убежден

 

в

 

целесообразности

 

устройства

 «

дальней

» 

электропередачи

так

 

как

 

при

 

включе

-

нии

 

соединительного

 

кабеля

 

он

 

получил

 

значительное

 

снижение

 

мощности

 

дви

-

гателя

что

 

свидетельствовало

 

о

 

боль

-

ших

 

потерях

 

энергии

 

в

 

кабеле

 (

и

 

заодно

 

в

 

обеих

 

электрических

 

машинах

).

В

 1877 

г

российский

 

военный

 

инже

-

нер

 

Федор

 

Аполлонович

 

Пироцкий

 

(1845—1898) 

выступил

 

в

 «

Инженерном

 

журнале

» 

с

 

таким

 

предложением

**

: «

Вви

-

ду

 

громадных

 

издержек

необходимых

 

на

 

содержание

 

паровых

 

движителей

 

больших

 

заводов

 

и

 

фабрик

нам

 

пришла

 

мысль

 

о

 

возможности

 

передачи

 

работы

 

воды

как

 

самого

 

дешевого

 

движителя

на

 

известное

 

расстояние

 

посредством

 

гальванического

 

тока

полученного

 

какою

-

либо

 

динамо

-

электрическою

 

ма

-

шиной

. <…> 

У

 

нас

 

в

 

России

 

передача

 

работы

 

может

 

иметь

 

огромное

 

приме

-

нение

в

 

чем

 

нетрудно

 

убедиться

взгля

-

нув

 

на

 

карту

Финляндия

 

представляет

 

целую

 

систему

 

бассейнов

 

воды

распо

-

ложенных

 

на

 

значительной

 

высоте

из

 

которых

 

вода

горами

в

 

виде

 

больших

 

и

 

малых

 

водопадов

стремится

 

вниз

 

непроизводительно

.

Года

 

два

 

тому

 

назад

 

владелец

 

Нарв

-

ского

 

водопада

 

публиковал

что

 

он

 

пред

-

лагает

 

в

 

аренду

 

устроенную

 

при

 

водопа

-

де

 

водяную

 

мельницу

 

в

 150 

лошадиных

 

сил

которая

 

легко

 

может

 

быть

 

расши

-

ренною

 

еще

 

на

 200 

таких

 

сил

В

 

апреле

 

прошлого

 

года

 

в

 

газете

 

Голос

 

также

 

была

 

публикация

 

о

 

продаже

 

имения

 

в

 

Финляндии

близ

 

города

 

Бьеренборга

12 

десятин

 

земли

 

на

 

реке

произво

-

дящей

 

водопад

 

силою

 830 

лошади

-

ных

 

сил

на

 

которой

 

можно

 

устроить

 

лесопильный

 

завод

 

или

 

мукомольную

 

мельницу

Факты

 

эти

 

не

 

указывают

 

ли

 

на

 

избыток

 

даровой

 

рабочей

 

силы

которую

 

весьма

 

выгодно

 

было

 

бы

 

пере

-

нести

 

в

 

те

 

места

где

 

работа

 

крайне

 

нужна

Далее

 

Ф

.

А

Пироцкий

 

приводил

 

выкладки

 

по

 

определению

, «

во

 

что

 

примерно

 

обходится

 

в

 

течение

 

года

 

содержание

 

паровых

 100 

лошадиных

 

сил

 

на

 

заводах

работающих

 

паром

»: 

примерно

 

в

 20000 

руб

., 

а

 

для

 

завода

 

в

 200 

л

.

с

. — 

в

 40000 

рублей

И

 

прихо

-

дил

 

к

 

следующему

 

выводу

: «

Очевидно

что

 

работа

 

воды

даже

 

переданная

 

на

 

значительное

 

расстояние

с

 

помощью

 

динамо

-

электрических

 

машин

обой

-

дется

во

 

всяком

 

случае

 

для

 

заводов

 

во

 

столько

 

же

 

сил

несравненно

 

дешев

-

ле

Не

 

странно

 

ли

 

после

 

этого

 

видеть

 

употребление

 

динамо

-

электрических

 

машин

 

исключительно

 

лишь

 

для

 

осве

-

щения

 

и

 

частью

 

для

 

гальванопласти

-

ки

тогда

 

как

 

они

 

далеко

 

с

 

большею

 

Электропередача 

Михаил КЛАССОН

*

 

Бельгийский

 

рабочий

столяр

 

Зиновий

 

Грамм

 (1826—1901) 

первым

 

создал

 

годный

 

для

 

промышленного

 

применения

 

генератор

 

электроэнергии

Изобретение

 

З

Грамма

 

состояло

 

в

 

применении

в

 

качестве

 

якоря

 (

ротора

 

по

-

современному

), 

кольца

 

из

 

мягкого

 

железа

на

 

которое

 

можно

 

было

 

навить

 

много

 

обмоток

 

изолированной

 

медной

 

проволоки

 

и

 

соеди

-

нить

 

их

 

последовательно

.

**

  «

Инженерный

 

журнал

» 

при

 

публикации

 «

подстелил

 

себе

 

соломки

» 

в

 

виде

 

такого

 

примеча

-

ния

: «

Помещая

 

эту

 

статью

редакция

 

слагает

 

с

 

себя

 

всякую

 

ответственность

 

относительно

 

практической

 

стороны

 

дела

 

и

 

смотрит

 

лишь

 

на

 

предложение

 

автора

как

 

на

 

мысль

во

 

всяком

 

случае

 

заслуживающую

 

внимания

».


Page 3
background image

117

№ 1, июль-август, 2010

пользою

 

могли

 

бы

 

служить

 

для

 

пере

-

дачи

 

работы

огня

 

и

 

света

и

 

даже

 

для

 

передачи

 

звука

».

Еще

 

в

 

сентябре

 1874 

г

Ф

.

А

Пироц

-

кий

 

приступил

 

к

 

опытам

 

по

 

передаче

 

энергии

 

на

 

артиллерийском

 

полигоне

 

Волкова

 

поля

 (

под

 

Санкт

-

Петербургом

), 

использовав

 

для

 

этого

 

большую

6-

сильную

 

электрическую

 

машину

 

Грамма

 

с

 

локомобилем

 

и

 

малую

 — 

Сименса

Дальность

 

передачи

 

в

 

этих

 

опытах

 

посредством

 

телеграфной

 

про

-

волоки

соединявшей

 

две

 

машины

составляла

 

лишь

 

несколько

 

десятков

 

саженей

Опыт

 

был

 

затем

 

повторен

 

с

 

той

 

же

 

машиной

 

Грамма

 

и

 

машиной

 

Альтенека

 

такой

 

же

 

мощности

при

 

этом

 

первая

 

вращалась

 

со

 

скоростью

 

400, 

а

 

вторая

 — 370 

об

/

мин

В

 

декаб

-

ре

 1875 

г

опыты

 

были

 

проведены

 

с

 

двумя

 

кабинетными

 

машинами

 

Грамма

  (

первую

 

экспериментатор

 

вращал

 

вручную

 

со

 

скоростью

 1500 

об

/

мин

). 

Сравнительно

 

небольшую

 

дальность

 

передачи

 (1 

верста

 

теле

-

графной

 

проволоки

экспериментатор

 

объяснял

 

так

: «

Большей

 

длины

 

прово

-

локу

 

нельзя

 

было

 

вводить

 

по

 

причине

 

весьма

 

малого

 

количества

 

проволоки

 

(

не

 

более

 30 

саж

в

 

каждой

 [

машине

]), 

заключающейся

 

в

 

самих

 

машинах

не

 

назначавшихся

по

  [

своему

устрой

-

ству

к

 

передаче

 

работы

».

Для

 

уменьшения

 

потерь

 

в

 

линии

 

Ф

.

А

Пироцкий

 

предложил

 

исполь

-

зовать

 

в

 

качестве

 

проводников

 

железнодорожные

 

рельсы

сечение

 

которых

 

в

 644 

раза

 

превышало

 

сече

-

ние

 

обыкновенного

 

телеграфного

 

провода

. «

Благодаря

 

просвещенному

 

содействию

 

управления

 

Сестрорец

-

кой

 

железной

 

дороги

 

с

 

апреля

 

про

-

шлого

 1876 

года

 

я

 

начал

 

опыты

 

по

 

приспособлению

 

рельсового

 

пути

 

этой

 

дороги

 

длиною

 

в

 3½ 

версты

соеди

-

няющего

 

Сестрорецк

 

с

 

пристанью

в

 

передаче

 

электро

-

гальванического

 

тока

. <…>

Опыты

произведенные

 

при

 

употреблении

 

кабинетной

 

машины

 

Грамма

 

с

 

электро

-

двигателем

 

Фро

-

мана

 

на

 

протяжении

 

рельсового

 

пути

 

в

 

одну

 

версту

показали

что

 

потеря

 

работы

 

почти

 

незаметна

 

и

 

в

 

землю

 

ток

 

нисколько

 

не

 

уходит

От

 

машины

 

Фромана

 

обратно

 

к

 

машине

 

Грамма

 

обратно

 

шел

 

ток

 

по

 

другому

 

рельсово

-

му

 

пути

и

 

потому

 

работа

 

собственно

 

передавалась

 

на

 

две

 

версты

 

одинако

-

вого

 

рельсового

 

пути

. <…>

После

 

тако

-

го

 

опыта

 

следовало

 

бы

 

с

 

помощью

 

двух

 

динамо

-

электрических

 

машин

 

Грамма

 

произвести

 

опыт

 

передачи

 

работы

 

и

 

света

 

по

 

приспособленному

 

7-

верстовому

 

рельсовому

 

пути

для

 

определения

 

опытом

в

 

какой

 

мере

 

такая

 

передача

 

может

 

быть

 

полезною

 

для

 

техники

 

вообще

».

Однако

 

на

 

последний

 

опыт

 

у

 

управ

-

ления

 

Сестрорецкой

 

железной

 

дороги

по

-

видимому

не

 

хватило

  «

еще

 

боль

-

шего

 

просвещенного

 

содействия

», 

поскольку

 

потребовалось

 

бы

 

карди

-

нальное

  «

приспособление

 

рельсового

 

пути

».

Зато

 

в

  «

Электричестве

» 

за

 

1880 

г

. (

первый

 

год

 

издания

 

журнала

!) 

появилась

 

такая

 

корреспонденция

:

Г

Пироцкий

 

просит

 

нас

 

напечатать

 

следующую

 

заметку

:

«24 

июня

 1874 

года

 

в

 

Департамент

 

Торговли

 

и

 

Мануфактур

на

 

получение

 

10-

летней

 

привилегии

пред

-

ставлен

 

Пироцким

 

электриче

-

ский

 

способ

 

передачи

 

сил

 

по

 

рельсовым

 

и

 

другим

 

проводникам

На

 

Волковом

 

поле

в

 

Сентябре

 1874 

года

произведен

 

Пироцким

 

опыт

 

передачи

 

6-

ти

 

паровых

 

сил

 

локомобиля

 

на

 100 

сажен

В

 

Сестрорецке

 

в

 1876 

году

 

Пироцкий

 

приспособил

 

к

 

передаче

 

сил

 

и

 

испытал

 

двух

-

верстный

 

рельсовый

 

путь

. (

Статья

 

об

 

этих

 

опытах

 

помещена

 

в

 

Инженерном

 

Журнале

 

за

 1877 

год

.)

апреля

 

сего

 

года

 

Пироцкий

 

допол

-

нительно

 

представил

 

в

 

Департамент

 

Торговли

 

и

 

Мануфактур

 

способ

 

пере

-

дачи

 

сил

 

по

 

существующим

 

рельсовым

 

путям

 

в

 

вагоны

 

для

 

одновременного

 

их

 

движения

.

22-

го

 

сего

 

Августа

 

в

 12 

часов

 

дня

 

на

 

Песках

на

 

углу

 

Болотной

 

улицы

 

и

 

Дегтярного

 

переулка

в

 

первый

 

раз

 

в

 

России

двинут

 

вагон

 

электрическою

 

силою

идущею

 

по

 

рельсам

по

 

кото

-

рым

 

катятся

 

колеса

 

вагона

Динамо

-

электрическая

 

машина

 

подвешена

 

к

 

вагону

 

снизу

В

 

присутствии

 

Управ

-

ления

 2-

го

 

Общества

 

конно

-

железных

 

дорог

 

пробное

 

движение

 

вагона

 

элек

-

трическим

 

способом

 

было

 

назначено

 

1-

го

 

Сентября

 

в

 11 

часов

 

утра

».

Инновация

 

Ф

.

А

Пироцкого

выра

-

жаясь

 

современным

 

языком

об

 

ис

-

пользовании

 

железнодорожных

 

рель

-

сов

 

для

 

передачи

 

электроэнергии

 

на

 

расстояние

 

нашла

 

затем

 

широкое

 

применение

 

на

 

электрифицированных

 

железных

 

дорогах

Например

в

 1881 

г

на

 

Международной

 

электротехниче

-

ской

 

выставке

 

в

 

Париже

 

можно

 

было

 

прокатиться

 

на

 

трамвае

 

по

 

такой

 

доро

-

ге

Оборудование

 

было

 

поставлено

 

и

 

смонтировано

 

фирмой

 «

Сименс

 

и

 

Галь

-

ске

». 

Оказывается

известный

 

пред

-

приниматель

 

Карл

 

Сименс

 (1829—

1906) 

тщательно

 

изучил

 

работы

 

Ф

.

А

Пироцкого

перечертил

 

схемы

 

и

 

задавал

 

ему

 

множество

 

вопросов

Через

 

полгода

 

в

 

Берлине

 

его

 

старший

 

брат

 

Вернер

 

Сименс

 (1816—1892) 

выступил

 

с

 

докладом

  «

Динамо

-

элект

-

рическая

 

машина

 

и

 

применение

 

ее

 

на

 

железных

 

дорогах

». 

В

 1881 

г

их

 

фирма

 

начала

 

изготавливать

 

вагоны

конструкция

 

которых

 

совпадала

 

с

 

проектом

 

Ф

.

А

Пироцкого

А

 

первая

 

в

 

мире

 

трамвайная

 

линия

 

была

 

откры

-

та

 

в

 1881 

г

в

 

одном

 

из

 

пригородов

 

Берлина

.

Вернер

 

Сименс

побывав

 

в

 1876 

г

на

 

Ниагарском

 

водопаде

заявил

что

 

для

 

передачи

 

его

 

энергии

 

на

 

рас

-

стояние

 30 

миль

 

потребуется

 

медная

 

проволока

 

диаметром

 75 

мм

 

т

.

е

. «

для

 

изготовления

 

проводов

, — 

заявлял

 

В

Сименс

, — 

придется

 

использовать

 

целый

 

медный

 

рудник

»!

Здесь

 

стоит

 

привести

 

пространную

 

цитату

 

из

 

статьи

 

известного

 

француз

-

ского

 

электротехника

 

Марселя

 

Депре

 

(1843—1918) «

Электрическая

 

пере

-

дача

 

работы

 

на

 

большое

 

расстояние

», 

опубликованной

 

в

 

российском

 

журна

-

ле

 «

Электричество

» 

в

 1881 

г

.:

Вопрос

 

о

 

передаче

 

работы

 

на

 

большое

 

расстояние

 

с

 

помощью

 

на большие расстояния


Page 4
background image

118

ПУТЕШЕСТВИЕ 

В ПРОШЛОЕ

динамо

-

электрических

 

машин

в

 

пос

-

леднее

 

время

привлекал

 

на

 

себя

 

внимание

 

многих

 

ученых

которые

 

пришли

 

к

 

тому

 

заключению

что

 

можно

 

передавать

 

значительные

 

работы

 

по

 

проводникам

 

небольшого

 

диаметра

Я

со

 

своей

 

стороны

достиг

 

того

 

же

 

результата

 

и

 

в

 

заметке

помещенной

 

в

 «Comptes rendus» 15 

марта

 1880 

г

., 

указал

 

преимущественно

 

на

 

то

что

 

выражение

 

полезного

 

действия

 

электро

-

двигателя

 

не

 

зависит

 

от

 

сопро

-

тивления

 

цепи

что

 

с

 

первого

 

взгляда

 

кажется

 

совершенно

 

парадоксаль

-

ным

так

 

как

 

количество

 

энергии

пре

-

вращенной

 

в

 

теплоту

тем

 

больше

чем

 

больше

 

сопротивление

 

цепи

Это

 

до

 

такой

 

степени

 

противоречило

 

ходячим

 

идеям

а

 

так

 

же

 

тому

что

 

замечается

 

при

 

передаче

 

работы

 

другими

 

спо

-

собами

что

 

я

 

искал

 

подтверждения

 

этому

 

из

 

законов

 

электро

-

динамики

 

в

 

числе

 

наиболее

 

твердо

 

установленных

 

фактов

Я

 

нашел

 

вполне

 

аналогичный

 

пример

 

в

 

вольтаметре

Как

 

известно

эквиваленту

 

воды

разложенному

 

в

 

вольтаметре

соответствует

 

всегда

 

эквивалент

 

цинка

растворенный

 

в

 

батарее

каково

 

бы

 

ни

 

было

 

сопротив

-

ление

 

цепи

.

При

 

описании

 

произведенных

 

в

 

этом

 

направлении

 

опытов

  (

Сермэз

Нуазель

всегда

 

подразумевалось

что

 

расстояние

 

представляет

 

элемент

 

весьма

 

вредный

 

и

 

что

 

чем

 

больше

 

оно

тем

 

проводники

 

должны

 

быть

 

толще

Иностранные

 

ученые

преувеличивая

 

еще

 

это

 

злосчастное

 

явление

дошли

 

до

 

того

что

 

утверждали

будто

 

для

 

пере

-

дачи

 

на

 

далекое

 

расстояние

 

работы

 

Ниагары

 

не

 

хватит

 

всех

 

медных

 

зале

-

жей

 

Верхнего

 

озера

Я

 

ставлю

 

себе

 

поэтому

 

в

 

некоторую

 

заслугу

 

провоз

-

глашение

 

этой

 

непризнанной

 

истины

.

Но

с

 

некоторого

 

времени

истина

 

эта

 

пробила

 

себе

 

дорогу

и

вслед

-

ствие

 

реакции

примеры

 

которой

 

встречаются

 

в

 

истории

 

науки

как

 

с

 

кафедры

так

 

и

 

на

 

страницах

 

ученых

 

журналов

 

стали

 

выражаться

 

мнения

опирающиеся

 

на

 

авторитеты

 

англий

-

ских

 

и

 

американских

 

ученых

что

 

для

 

разнесения

 

по

 

всему

 

свету

 

работы

 

Ниагарского

 

водопада

 

достаточно

 

тонкого

 

кабеля

 

не

 

более

 

как

 13 

мил

-

лиметров

 

в

 

диаметре

Если

 

принять

 

во

 

внимание

что

 

работа

о

 

которой

 

идет

 

речь

представляет

по

 

крайней

 

мере

два

 

миллиона

 

лошадиных

 

сил

и

вероятно

даже

 

гораздо

 

больше

то

 

должно

 

сознаться

что

 

упомянутые

 

ученые

 

или

 

не

 

имеют

 

ясного

 

понятия

 

о

 

том

что

 

представляет

 

эта

 

цифра

или

 

они

 

впали

 

в

 

какие

-

нибудь

 

ошибки

 

при

 

вычислении

на

 

которые

 

им

 

должна

 

бы

 

указать

 

нелепость

 

вывода

.

Мы

 

находим

действительно

как

 

я

 

и

 

докажу

 

это

 

дальше

что

принимая

 

даже

 

внутреннее

 

сопротивление

 

пере

-

дающей

 

и

 

приемной

 

машины

 

равным

 

нулю

 

и

 

допуская

что

 

мы

 

пере

-

даем

 

работу

 

всего

 

на

 75 

килом

(

как

 

далеки

 

мы

 

от

 

всего

 

света

), 

необходимо

для

 

получения

 

50% 

полезного

 

действия

чтобы

 

машина

 

развивала

 

электро

-

возбудительную

 

силу

 

в

 173000 

вольтов

Если

 

же

напротив

мы

 

примем

 

во

 

внимание

 

сопро

-

тивление

 

машин

предполагая

 

его

 

пропорционально

 

столь

 

же

 

малым

как

 

и

 

сопротивление

 

машин

 

Сименса

 

для

 

гальвано

-

пластики

не

 

превосходящее

 

1/10000 

ома

 

для

 

электровоз

-

будительной

 

силы

 

в

 3 

вольта

 

и

 

вместе

 

с

 

тем

 

пренебрежем

 

сопротивлением

 

проводника

то

 

мы

 

найдем

что

 

элек

-

тровозбудительная

 

сила

 

должна

 

пре

-

восходить

 

полтора

 

миллиона

 

вольтов

 — 

страшная

 

сила

понятие

 

о

 

которой

 

могут

 

дать

 

лишь

 

явления

 

грозы

.

Теоретически

 

несомненно

что

 

проводник

 

какого

 

угодно

 

малого

 

диа

-

метра

 

может

 

передавать

 

неограни

-

ченное

 

количество

 

энергии

при

 

том

 

условии

что

 

разность

 

потенциалов

 

должна

 

быть

 

тем

 

больше

чем

 

меньше

 

сечение

но

 

электровозбудительной

 

силе

 

существует

 

предел

обуславлива

-

емый

 

трудностью

 

изоляции

и

 

авторы

 

проекта

 

передачи

 

энергии

 

Ниагары

 

посредством

 

проводников

 13 

мил

-

лиметров

 

в

 

диаметре

по

-

видимому

считают

 

это

 

затруднение

 

устрани

-

мым

Но

тогда

что

 

заставляет

 

при

-

нимать

 

эту

 

цифру

 

в

 13 

миллиметров

 

и

 

не

 

воспользоваться

 

обыкновенной

 

телеграфной

 

проволокой

 

в

 4 

милли

-

метра

Стоило

 

бы

 

еще

 

несколько

 

уве

-

личить

 

разность

 

потенциалов

и

 

когда

 

дело

 

идет

 

о

 

миллионах

 

вольтов

то

 

о

 

такой

 

безделице

 

не

 

могло

 

бы

 

быть

 

и

 

разговора

.

Я

 

настаиваю

 

на

 

этих

 

невероятных

 

цифрах

 

только

 

для

 

того

чтобы

 

пока

-

зать

что

 

они

 

явились

 

не

 

результатом

 

серьезных

 

вычислений

а

 

только

 

для

 

того

чтобы

 

подействовать

 

на

 

вооб

-

ражение

 

и

 

вызвать

 

реакцию

 

против

 

того

 

мнения

что

 

необходимы

 

провод

-

ники

 

очень

 

большой

 

толщины

Но

 

самое

 

преувеличение

 

указывает

 

на

 

то

что

 

изобретатели

 

кабеля

 

в

 13 

мил

-

лиметров

 

едва

 

ли

 

имели

 

на

 

этот

 

счет

 

установившееся

 

мнение

.

Далее

 

М

Депре

 

теоретически

 

обо

-

сновывал

 

возможность

 

передачи

 

с

 

помощью

 

двух

 

машин

 

Грамма

  (

пере

-

дающей

на

 16 

лошадиных

 

сил

 

и

 

принимающей

мощностью

 10 

л

.

с

на

 

50 

км

 — «

при

 

помощи

 

обыкновенной

 

телеграфной

 

проволоки

из

 

гальвани

-

зованного

 

железа

в

 4 

миллиметра

 

в

 

диаметре

». 

Правда

якоря

 

машин

 

Грамма

 

необходимо

 

было

 

в

 

этом

 

опы

-

те

 

перемотать

 

для

 

получения

 

напряже

-

ния

 

в

 7000 

вольт

КПД

 

такой

 

передачи

 

составил

 

бы

  (

как

 

мы

 

уже

 

могли

 

бы

 

оценить

около

 65%.

Исходя

 

из

 

ранее

 

разработанных

 

принципов

 

М

Депре

 

в

 1882 

г

на

 

пер

-

вой

 

германской

 

электротехнической

 

выставке

 

в

 

Мюнхене

 

подготовил

 

гран

-

диозный

 

эксперимент

При

 

содействии

 

организатора

 

выставки

 

Оскара

 

фон

 

Миллера

 (1855—1932) 

и

 

его

 

отца

 

Фер

-

динанда

 

под

 

этот

 

эксперимент

 

была

 

выделена

 

телеграфная

 

линия

 

Мисбах

 — 

Мюнхен

 

протяженностью

 57 

км

 

со

 

сталь

-

ными

 

проводами

 

диаметром

 4,5 

мм

На

 

угольном

 

руднике

 

в

 

Мисбахе

 

имелся

 

свободный

 

паровой

 

двигатель

способ

-

ный

 

вращать

 

электрическую

 

машину

 

Грамма

 

мощностью

 3 

л

.

с

А

 

в

 

выста

-

вочном

 

павильоне

 

были

 

установлены

 

аналогичная

 

динамо

-

машина

 

и

 

цен

-

тробежный

 

насос

 

для

 

искусственного

 

водопада

Напряжение

 

теоретически

 

можно

 

было

 

довести

 

до

 2 

тыс

вольт

однако

 

участники

 

эксперимента

 

опа

-

сались

 

за

 

прочность

 

изоляции

 

машины

 

Грамма

 

и

 

поэтому

 

остановились

 

на

 

1,5 

тыс

вольт

Эта

 

электропередача

 

работала

 

с

 

перебоями

 (4 

дня

 

из

 12) 

по

 

причине

 

различных

 

неисправностей

 

в

 

сети

а

 

ее

 

КПД

 

не

 

превосходил

 25%. 

Тем

 

не

 

менее

 

демонстрация

 

искус

-

ственного

 

водопада

над

 

которым

 

висе

-

ла

 

табличка

  «

Марсель

 

Депре

Силовая

 

электропередача

 

Мисбах

 — 

Мюнхен

Расстояние

 — 57 

километров

», 

произ

-

вела

 

на

 

публику

 

сильное

 

впечатление

.

(

Продолжение

 

в

 

 2, 

сентябрь

-

октябрь

 2010 

г

.) 


Читать онлайн

Первые опыты передачи электрической энергии можно отнести к началу 1870-х. На Международной выставке в Вене в 1873 г. французский инженер Ипполит Фонтен (1833—1917) демонстрировал обратимость электрических машин.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»