34
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
34
Ч
исло
энергетических
ком
-
паний
,
вовлечённых
в
электромобилизацию
,
по
-
стоянно
увеличивается
:
кроме
Москвы
и
Екатеринбурга
уже
первые
машины
были
про
-
даны
в
Белгороде
,
и
энергетики
ряда
других
регионов
подходят
всё
ближе
к
моменту
запуска
своих
пилотных
проектов
.
В
этот
ответ
-
ственный
момент
мы
беседуем
с
ведущим
экспертом
рынка
элек
-
тромобилей
в
России
,
человеком
,
под
чьим
началом
родилась
идея
начать
продажи
электромобилей
в
нашей
стране
.
Благодаря
его
усилиям
была
создана
развитая
региональную
сеть
продажи
и
обслуживания
электромобилей
,
встал
вопрос
о
внедрении
мер
государственной
поддержки
.
На
вопросы
нашего
корреспонден
-
та
отвечает
председатель
Подко
-
митета
по
стратегическим
инно
-
вациям
в
автомобильной
сфере
Торгово
-
промышленной
палаты
РФ
,
главный
исполнительный
ди
-
ректор
компании
«
РОЛЬФ
Импорт
»
Андрей
ПАНКОВ
.
—
Андрей
Евгеньевич
,
что
происходит
сегодня
с
рынком
электромобилей
в
России
?
Мож
-
но
ли
говорить
о
начале
его
ста
-
новления
или
это
пока
просто
автоэкзотика
?
—
Развитие
этого
рынка
нача
-
лось
уже
больше
года
назад
—
с
момента
старта
в
России
продаж
первого
в
мире
сертифицирован
-
ного
электромобиля
Mitsubishi
i-MiEV.
С
его
появлением
в
России
энергетики
получили
возможность
запустить
пилотный
инновацион
-
ный
проект
по
развитию
зарядной
инфраструктуры
в
Москве
и
Мо
-
сковской
области
.
Первые
шаги
по
электромо
-
билизации
делались
фактически
в
«
разрежённом
»
пространстве
,
с
нуля
,
и
приходилось
заниматься
не
только
вопросами
сертифи
-
кации
и
подобным
,
но
и
форми
-
ровать
общественное
сознание
,
которое
,
как
теперь
можно
смело
говорить
,
не
было
готово
к
адек
-
ватному
восприятию
этого
эволю
-
ционного
скачка
в
автомобиль
-
ной
сфере
.
Фактически
мы
были
первопроходцами
—
другие
произ
-
водители
предпочли
занять
выжи
-
дательную
позицию
и
дожидаться
наших
результатов
.
Надо
отметить
,
что
первые
семь
месяцев
продаж
,
начиная
с
октября
2011
года
,
по
-
казали
более
чем
впечатляющий
результат
—
был
продан
71
элек
-
тромобиль
.
По
сравнению
с
объ
-
ёмами
продаж
с
начала
открытия
рынка
в
России
за
тот
же
интервал
в
Нидерландах
было
продано
в
1,5
раза
меньше
электромобилей
,
во
Франции
—
в
1,3,
в
Испании
—
в
4,1,
в
Польше
—
в
3,5
раза
.
За
этот
период
Россия
вышла
на
уровень
Швеции
,
при
том
что
там
суще
-
ствует
государственная
програм
-
ма
поддержки
электротранспорта
,
позволяющая
получать
скидку
при
покупке
электромобиля
,
не
пла
-
тить
ежегодный
дорожный
налог
,
а
также
бесплатно
ездить
через
платные
зоны
Стокгольма
.
Сей
-
час
мы
вплотную
приблизились
к
100
электромобилям
.
За
этот
год
рынок
электро
-
транспорта
в
России
совершил
колоссальный
прорыв
—
мы
на
-
блюдаем
не
только
изменение
отношения
к
этому
рынку
со
сто
-
роны
потребителей
и
регуляторов
,
но
уже
говорим
о
его
заметном
поступательном
движении
вперёд
.
Сегодня
электромобили
продают
-
ся
уже
в
в
18
городах
и
38
дилер
-
ских
центрах
Mitsubishi Motors
в
России
.
Активно
развивается
ин
-
фраструктура
—
проект
уже
вышел
за
пределы
Москвы
и
начал
раз
-
виваться
в
регионах
.
Уникальность
ситуации
в
том
,
что
в
этом
сегменте
рынка
нет
сегодня
места
понятию
класси
-
ческой
конкуренции
.
Наоборот
,
инновации
инновации
Электромобиль поможет
решить проблемы
энергосбережения
Недавно исполнился год с начала официальных продаж электромоби-
лей в России. За этот краткий промежуток времени было продано почти
100 электромобилей, установлено порядка 50 станций зарядки, в том чис-
ле в комплексах АЗС и в развлекательных и бизнес-центрах столицы.
Быстрым темпом происходит консолидация рынка — несколько отраслей
объединяют усилия, чтобы создать единую регуляторную платформу для
развития сегмента электромобилей и получения государственной поддерж-
ки этого важного направления.
35
№ 6 (15), ноябрь-декабрь, 2012
35
весь
рынок
заинтересован
в
приходе
максимального
количества
игроков
,
так
как
чем
больше
производителей
электромобилей
на
рынке
,
тем
ак
-
тивнее
развивается
инфраструктура
.
Колоссальный
прорыв
,
которого
нам
удалось
добиться
за
этот
год
,
стал
ар
-
гументом
и
для
других
мировых
про
-
изводителей
,
в
частности
Renault
и
BMW,
которые
сегодня
заявляют
о
выводе
своих
электромобилей
на
российский
рынок
в
ближайшие
годы
.
Довольно
удачно
выступил
«
АвтоВАЗ
»,
представив
электриче
-
ский
автомобиль
Ellada.
Активно
идёт
работа
ещё
у
одного
российского
производителя
—
компании
«
Лиотех
»,
которая
занимается
производством
батарей
для
электробусов
.
В
Москве
активно
разрабатыва
-
ется
программа
по
замене
муници
-
пального
транспорта
на
более
эко
-
логически
чистые
виды
автобусов
,
и
мы
рассчитываем
,
что
в
ближайшее
время
этот
проект
перейдёт
на
ста
-
дию
практической
реализации
.
—
Почему
энергетики
ищут
в
элек
-
тромобилях
один
из
путей
решения
вопросов
энергоэффективности
?
—
Сегодня
вопрос
энергоэффек
-
тивности
на
фоне
непрекращающе
-
гося
экономического
кризиса
вышел
на
первый
план
во
всех
странах
мира
,
в
том
числе
и
в
России
.
Вопрос
во
-
просов
—
как
избежать
потерь
элек
-
троэнергии
,
увеличить
надёжность
энергоснабжения
,
снизить
государ
-
ственные
расходы
на
электричество
,
уменьшить
плату
за
коммунальные
услуги
.
При
этом
есть
ещё
одна
про
-
блема
—
износ
энергосетей
.
Уже
десятилетия
энергетики
бьются
над
вопросом
,
как
решить
проблему
энергетических
пиков
,
которая
год
за
годом
подтачивает
электрические
сети
.
Ведь
одна
из
основных
про
-
блем
энергосистемы
—
два
ярко
вы
-
раженных
пика
электропотребления
,
утром
и
вечером
,
когда
люди
встают
на
работу
и
приходят
с
работы
,
и
про
-
вал
ночью
,
когда
все
ложатся
спать
.
Эта
неравномерность
губительна
для
энергосистемы
.
Сегодня
открылись
новые
технологические
возможности
для
решения
этих
проблем
,
такие
как
симбиоз
энергетики
с
другими
отрас
-
лями
.
Одной
из
них
,
например
,
стала
автомобильная
отрасль
,
и
не
просто
автомобильная
,
а
самое
её
инно
-
вационное
направление
—
электро
-
транспорт
.
Энергетики
считают
,
что
для
выравнивания
перепадов
в
энер
-
госетях
необходимо
увеличение
ноч
-
ного
потребления
электроэнергии
.
Именно
поэтому
один
из
необходи
-
мых
элементов
,
внедряемых
в
Smart
Grid —
накопители
энергии
,
способ
-
ные
забирать
энергию
ночью
и
выда
-
вать
её
днём
,
таким
образом
вырав
-
нивая
перепады
нагрузок
на
сети
.
Но
при
этом
энергетики
считают
,
что
ту
же
самую
функцию
—
увеличение
ночного
потребления
электроэнер
-
гии
—
могут
выполнять
электромоби
-
ли
,
которые
заряжаются
от
обычных
розеток
.
Ведь
электромобиль
,
в
от
-
личие
от
привычного
автомобиля
с
двигателем
внутреннего
сгорания
,
заряжается
по
принципу
ноутбука
или
мобильного
телефона
—
включается
в
розетку
на
всю
ночь
.
То
есть
опреде
-
лённое
количество
электромобилей
,
поставленных
одновременно
на
ноч
-
ную
зарядку
,
уже
в
состоянии
высту
-
пить
в
качестве
накопителя
энергии
.
Для
того
чтобы
эта
ситуация
из
умозрительной
стала
реальной
,
не
-
обходимо
всего
-
навсего
достижение
критической
массы
электромобилей
.
Например
,
для
такого
города
,
как
Москва
,
где
,
по
прогнозам
,
к
2015
году
количество
автомобилей
достигнет
5
миллионов
,
достаточно
,
чтобы
1,5
процента
от
общего
числа
этих
автомобилей
были
на
электро
-
тяге
.
Уже
в
этом
случае
ночная
под
-
зарядка
электромобилей
сможет
решить
проблему
энергетических
пиков
и
выровнять
перепады
нагру
-
зок
в
электросетях
.
А
в
обозримом
будущем
электромобили
смогут
не
просто
брать
электроэнергию
,
но
и
отдавать
её
,
и
,
соответственно
,
вла
-
дельцы
электрокаров
смогут
покупать
и
продавать
энергию
—
накапливая
ночью
по
дешёвому
тарифу
и
прода
-
вая
днём
по
высокому
дневному
,
ста
-
новясь
тем
самым
активным
участ
-
ником
рынка
электроэнергии
.
—
А
какие
прогнозы
по
разви
-
тию
зарядной
инфраструктуры
в
России
?
Возможно
ли
охватить
всю
страну
?
Или
электромобилиза
-
ция
—
прерогатива
исключительно
мегаполисов
?
—
Старт
развитию
заправочной
инфраструктуры
для
электротранс
-
порта
в
России
был
дан
ещё
в
фев
-
рале
2012
года
открытием
первой
очереди
сети
зарядных
станций
для
электромобилей
в
рамках
реализа
-
ции
пилотного
проекта
«
МОЭСК
-EV».
В
мае
2012
года
заработали
станции
экспресс
-
зарядки
постоянного
тока
стандарта
CHAdeMO,
позволяющей
зарядить
электромобиль
за
15—20
ми
-
нут
.
Станции
устанавливаются
на
объектах
партнёров
проекта
,
в
том
числе
возле
официальных
дилерских
центров
Mitsubishi Motors.
На
сегод
-
няшний
день
это
более
40
заправоч
-
ных
станций
,
объединённых
в
единую
сеть
,
которые
уже
установлены
в
Мо
-
скве
и
Московской
области
.
Запад
-
ные
инвесторы
с
интересом
смотрят
на
развитие
рынка
электромобилей
в
России
,
а
американский
венчурный
фонд
Enerfund
в
начале
2012
года
объявил
об
инвестиции
в
50
мил
-
лионов
долларов
США
на
развитие
электрозарядной
инфраструктуры
в
России
,
что
позволит
к
2014
году
установить
порядка
2000
обычных
и
около
100
станций
быстрой
зарядки
.
Компания
Мосгортранс
уже
пред
-
ставила
разработанные
станции
бы
-
строй
зарядки
формата
CHAdeMO,
которые
в
ближайшее
время
должны
появиться
на
её
подстанциях
,
количе
-
ство
которых
по
Москве
около
200.
Сегодня
проект
уже
вышел
за
преде
-
лы
Москвы
—
Ленэнерго
заявило
о
том
,
что
в
ближайшее
время
запустит
проект
по
разработке
инфраструкту
-
ры
для
электротранспорта
в
Ленин
-
градской
области
,
активно
занима
-
ется
разработкой
инфраструктуры
Екатеринбургская
ЭСК
.
А
сейчас
и
Электромобиль
Mitsubishi i-MiEV,
Электромобиль
Mitsubishi i-MiEV,
переоборудованный
под
спецтранспорт
переоборудованный
под
спецтранспорт
36
СЕТИ РОССИИ
белгородские
энергетики
приобрели
i-MiEV
и
активно
занимаются
подго
-
товкой
к
запуску
пилотного
проекта
.
Надо
отметить
,
что
развитие
ин
-
фраструктуры
—
один
из
ключевых
факторов
развития
рынка
электро
-
транспорта
.
Об
этом
свидетельствует
опрос
автовладельцев
,
проведённый
в
рамках
Московского
междуна
-
родного
автосалона
2012 — 90,2%
опрошенных
готовы
пересесть
на
электромобили
при
условии
наличия
зарядной
инфраструктуры
и
сниже
-
ния
цены
на
электрокары
.
—
Правительства
развитых
стран
занимаются
поддержкой
рынка
электротранспорта
,
а
что
де
-
лается
в
России
?
—
Одной
из
ключевых
мер
для
развития
рынка
электротранспорта
сегодня
является
обнуление
тамо
-
женных
пошлин
.
Обсуждение
этого
вопроса
с
органами
исполнитель
-
ной
власти
мы
начали
ещё
в
конце
2011
года
и
получили
одобрение
правительственной
Подкомиссии
по
таможенно
-
тарифному
регулирова
-
нию
.
Однако
этот
вопрос
Россия
не
может
решить
самостоятельно
.
Не
-
обходимо
его
согласовать
с
другими
странами
—
участницами
Евразий
-
ской
экономической
комиссии
—
Ка
-
захстаном
и
Белоруссией
.
Сейчас
идёт
переговорный
процесс
.
В
случае
положительного
решения
мы
сможем
говорить
о
заметном
снижении
цены
на
электромобили
,
в
стоимости
кото
-
рого
20% —
таможенные
пошлины
.
При
снижении
цены
повысится
спрос
,
что
станет
новым
импульсом
развития
электротранспорта
в
России
.
Наше
мнение
разделяют
и
другие
производители
—
о
необходимости
снижения
стоимости
электромоби
-
лей
с
помощью
государственной
поддержки
неоднократно
говорили
и
компании
-
производители
электро
-
мобилей
. Renault
и
BMW
публично
заявляли
о
том
,
что
текущая
ставка
налогов
в
38% (20% —
ввозная
по
-
шлина
, 18% —
НДС
)
на
экологический
транспорт
существенно
лимитирует
активное
развитие
рынка
,
отодвигает
приход
международных
концернов
с
электромобилями
на
российский
ры
-
нок
,
а
также
не
способствует
локали
-
зации
производства
электромобилей
.
Надо
отметить
,
что
для
комплекс
-
ного
развития
рынка
меры
поддержки
нужны
не
только
автопроизводителям
—
они
нужны
и
производителям
заряд
-
ных
устройств
,
и
компаниям
,
которые
создают
софт
для
сетей
зарядных
стан
-
ций
,
и
операторам
этих
устройств
.
Энергетикам
требуется
поддерж
-
ка
на
уровне
органов
законодатель
-
ной
власти
—
необходим
ряд
изме
-
нений
законодательства
,
для
того
чтобы
можно
было
решать
вопросы
с
технологическим
присоединением
,
земельными
участками
,
вопросами
бухгалтерского
и
налогового
регули
-
рования
сделок
с
покупкой
и
прода
-
жей
электроэнергии
.
Очевидно
,
что
усилий
одной
ком
-
пании
—
пусть
и
лидера
в
электромо
-
бильной
теме
—
недостаточно
,
необ
-
ходимы
совместные
согласованные
действия
всех
участников
этого
ново
-
го
рынка
.
Для
того
чтобы
консолиди
-
ровать
его
участников
,
в
феврале
это
-
го
года
при
Торгово
-
промышленной
палате
РФ
мы
создали
Подкомитет
по
стратегическим
инновациям
в
ав
-
томобильной
сфере
,
который
я
воз
-
главил
.
Инициатива
по
его
созданию
была
обусловлена
прежде
всего
тем
,
что
появление
электротранспорта
в
России
дало
импульс
формирова
-
нию
совершенно
нового
сегмента
автомобильного
рынка
в
России
с
собственной
инфраструктурой
и
соб
-
ственными
особенностями
регулиро
-
вания
.
На
сегодняшний
день
Подкомите
-
том
проделана
масштабная
работа
по
актуализации
вопросов
развития
рынка
электротранспорта
в
России
,
информированию
партнёрских
ор
-
ганизаций
,
регулирующих
органов
и
профильных
министерств
и
ведомств
об
особенностях
бизнес
-
процессов
,
специфике
взаимодействия
со
смеж
-
ными
отраслями
,
международном
опыте
,
в
том
числе
в
области
регули
-
рования
.
Активность
Подкомитета
по
консолидации
игроков
рынка
при
-
вела
к
тому
,
что
сегодня
в
России
в
создании
необходимых
условий
для
его
дальнейшего
развития
заинте
-
ресованы
не
только
производители
электротранспорта
,
наблюдается
растущий
интерес
к
этому
рынку
со
стороны
экологических
и
природоох
-
ранных
организаций
и
энергетиков
,
которые
видят
в
электромобилях
одно
из
решений
вопроса
энергоэф
-
фективности
и
энергосбережения
.
В
настоящее
время
в
рамках
деятельности
Подкомитета
ведётся
разработка
необходимых
для
этого
сегмента
рынка
систем
и
проце
-
дур
,
выстраивание
конструктивного
взаимодействия
с
органами
госу
-
дарственной
власти
,
выработка
ре
-
комендаций
по
изменению
законо
-
дательства
,
что
в
свою
очередь
будет
способствовать
скорейшему
станов
-
лению
цивилизованного
рынка
элек
-
тротранспорта
в
России
.
—
Андрей
Евгеньевич
,
какими
Вы
видите
перспективы
развития
электромобильного
направления
в
среднесрочной
и
долгосрочной
перспективе
?
—
По
нашим
прогнозам
,
к
2020
го
-
ду
доля
электротранспорта
может
до
-
стигнуть
10%
от
общего
числа
авто
-
мобилей
в
мире
.
Появится
единый
стандарт
зарядных
устройств
и
,
са
-
мое
главное
,
изменится
психология
потребителей
—
электромобиль
и
спо
-
соб
его
зарядки
станут
привычными
реалиями
среды
.
Если
говорить
о
конкретных
стра
-
нах
,
то
в
Японии
предположительно
к
2020
году
электромобили
будут
со
-
ставлять
до
20%
от
общей
доли
новых
проданных
машин
.
США
объявили
о
планах
увеличения
парка
электромо
-
билей
к
2015
году
до
1
млн
,
Франция
к
2020
г
. —
до
1
млн
.
Но
лидером
по
ко
-
личеству
электромобилей
,
вероятнее
всего
,
будет
Китай
—
цифра
в
5
млн
электромобилей
к
2020
году
выгля
-
дит
вполне
правдоподобной
.
Если
говорить
о
России
,
то
динамика
раз
-
вития
рынка
во
многом
зависит
от
господдержки
и
инфраструктуры
.
Что
касается
стоимости
электро
-
мобилей
,
то
цена
на
них
будет
посто
-
янно
снижаться
.
В
первую
очередь
это
будет
связано
со
снижением
себестоимости
производства
бата
-
реи
—
самого
дорогого
элемента
в
электромобиле
, —
что
в
свою
очередь
будет
обусловлено
расширением
производства
.
Простой
пример
—
в
2009
году
,
когда
Mitsubishi
начали
первые
продажи
первого
в
мире
серийного
автомобиля
,
одна
только
батарея
этого
электромобиля
стоила
дороже
,
чем
известный
гибридный
автомобиль
другой
японской
марки
.
За
прошедшие
3
года
стоимость
ба
-
тареи
уменьшилась
в
2
раза
только
за
счёт
того
,
что
в
первый
год
было
произведено
5
тысяч
электромоби
-
лей
,
во
второй
год
— 18
тысяч
,
сейчас
выпускается
до
40
тысяч
в
год
.
Через
2—3
года
электромобили
будут
сто
-
ить
значительно
дешевле
,
учитывая
масштаб
рынка
,
что
подтверждает
и
исследование
McKinsey,
согласно
которому
стоимость
аккумуляторных
батарей
,
используемых
в
электромо
-
билях
и
подзаряжаемых
гибридах
,
к
концу
десятилетия
снизится
на
45%,
а
стоимость
самих
машин
упадёт
на
30—40%.
Мой
прогноз
—
к
2020
году
электромобиль
будет
стоить
дешевле
автомобиля
с
ДВС
такого
же
класса
.
Оригинал статьи: Электромобиль поможет решить проблемы энергосбережения
Недавно исполнился год с начала официальных продаж электромобилей в России. За этот краткий промежуток времени было продано почти 100 электромобилей, установлено порядка 50 станций зарядки, в том числе в комплексах АЗС и в развлекательных и бизнес-центрах столицы. Быстрым темпом происходит консолидация рынка — несколько отраслей объединяют усилия, чтобы создать единую регуляторную платформу для развития сегмента электромобилей и получения государственной поддержки этого важного направления.