Электроэнергетике России — новое инженерное образование

Page 1
background image

Page 2
background image

6

АКЦЕНТ

г

о

с

т

ь

 н

о

м

е

р

а

гость номера

П

оследние

 12—15 

лет

наряду

 

с

 

научно

-

педагогической

 

деятельностью

 

в

 

вузе

 

по

 

специальности

 «

Электрические

 

си

-

стемы

», 

с

 

большой

 

тревогой

 

я

 

обсуж

-

даю

 

на

 

доступных

 

мне

 

площадках

 

проблему

 

инженерного

 

образования

 

в

 

России

В

 

своём

 

докладе

 «

Электроэнергетика

 

России

 

без

 

инже

-

нерного

 

образования

 — 

угроза

 

энергетической

 

безопасности

 

страны

» 

на

 

конференции

 «

Энер

-

гетика

 

глазами

 

молодёжи

» 

в

 

Новочеркасске

 

в

 

октябре

 2013 

года

а

 

также

 

в

 

интервью

 

под

 

на

-

званием

 «

Инженер

 — 

это

 

штучный

 

товар

», 

опу

-

бликованном

 

в

 

журнале

  «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

» (

 2(17), 2013 

г

., 

с

. 6—9), 

мне

 

пришлось

 

говорить

 

о

 

тех

 

опасных

 

последствиях

которые

как

 

мне

 

кажется

мо

-

гут

 

привести

 

не

 

только

 

к

 

угрозе

 

энергетической

 

безопасности

но

 

и

 

отрицательно

 

сказаться

 

на

 

научно

-

техническом

 

прогрессе

 

в

 

области

 

элек

-

троэнергетики

Электроэнергетике 

России – новое 

инженерное образование

20 января с.г. в рамках экспертной секции «Электрические сети» Консультатив-
ного совета при председателе комитета Государственной Думы РФ по энергети-
ке состоялась встреча главы комитета ГД по энергетике Ивана ГРАЧЁВА с про-
фессором УрФУ Петром БАРТОЛОМЕЕМ. Организатором встречи выступила 
главный редактор журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» 
Екатерина ГУСЕВА.

Стороны

 

обсудили

 

проблемы

 

технического

 

образования

уровень

 

и

 

перспективы

 

которого

 

вызывают

 

серьёзную

 

озабоченность

 

у

 

профес

-

сионалов

— 

Многие

 

проблемы

 

высшей

 

технической

 

школы

 

мне

 

известны

, — 

отметил

 

И

Грачёв

. — 

Их

 

решение

 

требует

 

системного

методического

 

подхода

Технические

 

вузы

занимающиеся

 

под

-

готовкой

 

кадров

 

для

 

отраслей

 

ТЭК

выступают

 

за

 

реформацию

 

технического

 

образования

Но

 

к

 

решению

 

этого

 

вопроса

 

необходимо

 

подклю

-

чить

 

Министерство

 

энергетики

 

РФ

 

и

 

энергети

-

ческое

 

сообщество

Важно

 

рассмотреть

 

данный

 

вопрос

 

на

 

Консультативном

 

совете

 

в

 

Государ

-

ственной

 

Думе

 

и

 

уже

 

с

 

конкретными

 

предложе

-

ниями

 

обращаться

 

в

 

Министерство

 

высшего

 

об

-

разования

 

РФ

 

и

 

другие

 

инстанции

Собеседники

в

 

частности

обсудили

 

ал

-

горитм

 

дальнейших

 

действий

Было

 

принято

 

решение

 

поднять

 

вопрос

 

о

 

техническом

 

обра

-

зовании

 

в

 

России

 

на

 

очередном

 

заседании

 

экс

-

пертной

 

секции

 «

Электрические

 

сети

» 

ЭКС

 

ГД

а

 

также

 

от

 

имени

 

комитета

 

Государственной

 

Думы

 

по

 

энергетике

 

обратиться

 

в

 

Минобрна

-

уки

 

РФ

 

и

 

Минэнерго

 

России

 

с

 

предложением

 

рассмотреть

 

возможность

 

проведения

 

назрев

-

ших

 

реформ

 

в

 

системе

 

высшей

 

инженерной

 

школы

В

 

данной

 

статье

 

своими

 

размышлениями

 

о

 

проблеме

 

подготовки

 

инженерных

 

кадров

 

в

 

области

 

электроэнергетики

 

делится

 

известный

 

учёный

чьи

 

научные

 

разработки

 

широко

 

используются

 

в

 

АСДУ

 

энергосистем

 

России

доктор

 

техни

-

ческих

 

наук

профессор

 

Уральского

 

федерального

 

университета

действитель

-

ный

 

член

 

Российской

 

академии

 

инженерных

 

наук

действительный

 

член

 

Меж

-

дународной

 

ассоциации

 

инженеров

-

электриков

  (

США

), 

Заслуженный

 

работник

 

высшей

 

школы

 

России

 

Пётр

 

БАРТОЛОМЕЙ


Page 3
background image

7

 1 (28), 

январь

февраль

, 2015

С

 

самого

 

начала

 

внедрения

 

западной

  «

болон

-

ской

» 

системы

 

в

 

высшее

 

техническое

 

образование

 

России

 

возник

 

барьер

 

между

 

научно

-

педагогической

 

общественностью

 

технических

 

направлений

 

и

 

Мини

-

стерством

 

образования

 

и

 

науки

 

РФ

которое

игнори

-

руя

 

значимость

 

и

 

достижения

 

отечественной

 

инже

-

нерной

 

школы

более

 

чем

 

на

 90% 

сократило

 

выпуск

 

инженеров

в

 

том

 

числе

 

по

 

направлению

  «

Электро

-

энергетика

 

и

 

электротехника

». 

По

-

видимому

сказа

-

лось

 

отсутствие

 

независимой

 

обратной

 

связи

 

между

 

идеологами

 

реформы

 

высшего

 

технического

 

обра

-

зования

 

и

 

фактическими

 

научно

-

педагогическими

 

исполнителями

 

в

 

системе

 

инженерно

-

технического

 

образования

 

со

 

своим

 

совершенно

 

другим

 

ментали

-

тетом

Мнение

 

инженерной

 

профессуры

 

оказалось

 

полностью

 

игнорированным

Более

 

того

стало

 

оче

-

видным

 

следующее

.

1. 

Идеология

 

гуманитарного

 

образования

 

без

 

какой

-

либо

 

коррекции

 

была

 

переложена

 

на

 

техни

-

ческое

 

образование

 

с

 

опасным

 

креном

 

на

 

самосто

-

ятельное

 

изучение

 

дисциплин

 (

заочное

дистанцион

-

ное

 

и

 

др

.) 

и

 

минимизацией

 

роли

 

преподавателя

.

2. 

Проявилось

 

и

 

уже

 

отрицательно

 

сказа

-

лось

 

непонимание

 

роли

 

инженерно

-

техническо

-

го

 

образования

 

в

 

научно

-

техническом

 

прогрессе

 

России

Совершенно

 

не

 

умаляя

 

важности

 

гуманитарного

 

образования

 

и

 

всемирных

 

достижений

 

в

 

этом

 

на

-

правлении

подчёркиваю

что

 

перенос

 

гуманитарных

 

принципов

 

высшего

 

образования

 

на

 

инженерно

-

тех

-

ническое

 

образование

  (

ИТО

и

 

непонимание

 

роли

 

ИТО

 

в

 

научно

-

техническом

 

прогрессе

 (

НТП

), 

в

 

кото

-

ром

 

наша

 

страна

 

оказалась

 

сильно

 

отстающей

вле

-

чёт

 

к

 

катастрофическим

 

последствиям

Здесь

 

уместно

 

подчеркнуть

что

 

в

 

гуманитарной

 

деятельности

 

пока

 

нет

 

проблемы

 

научно

-

гуманитар

-

ного

 

прогресса

а

 

для

 

развития

 

человечества

 

про

-

блемы

 

научно

-

технического

 

прогресса

 

уже

 

в

 

ХХ

 

веке

 

стали

 

глобальными

 

и

 

наиболее

 

значимыми

.

Реформируя

 

высшее

 

образование

 

как

 

единое

 

целое

Министерство

 

об

-

разования

 

и

 

науки

 

РФ

 

сделало

 

главный

 

упор

 

на

 

формализацию

 

системы

 

знаний

 

и

 

компетенций

 

независимо

 

от

 

направ

-

лений

 

деятельности

 

спе

-

циалистов

Однако

 

ин

-

женерно

-

педагогическая

 

профессура

  (

под

 

этим

 

термином

 

подразумеваю

 

всех

 

преподавателей

ратует

 

за

 

понимание

что

 

главным

 

в

 

инженерно

-

техническом

 

образова

-

нии

 

являются

 

не

 

знания

 

и

 

компетенции

 

(

хотя

понятно

без

 

надёжного

 

фундамента

 

здание

 

не

 

построить

), 

а

 

умение

 

до

-

бывать

 

и

 

давать

 

новые

 

знания

без

 

которых

 

этот

 

самый

 

НТП

 

невозможен

Это

 

означает

что

 

вся

 

инже

-

нерная

 

педагогика

 

должна

 

быть

 

направлена

 

на

 

на

-

работку

 

и

 

развитие

 

инженерного

 

мышления

В

 

свою

 

очередь

 

это

 

инженерное

 

мышление

так

 

же

 

как

 

и

 

раскрытие

 

научного

 

потенциала

 

магистран

-

тов

не

 

появляется

 

само

 

по

 

себе

 

без

 

тесного

 

взаи

-

модействия

 «

ученик

 — 

учитель

», 

в

 

нашем

 

случае

 — 

«

студент

 — 

преподаватель

». 

Конечно

здесь

 

речь

 

не

 

идёт

 

об

 

исключительных

 

личностях

Поэтому

во

-

первых

такие

 

формы

 

обучения

как

 

дистанционное

 

и

 

заочное

 

образование

обоснованно

 

приемлемые

 

для

 

бакалавриата

оказываются

 

малопригодными

 

на

 

второй

более

 

высокой

ступени

 

образования

целью

 

которой

 

должно

 

быть

 

обеспечение

 

научно

-

технического

 

прогресса

 

и

 

энергетической

 

безопас

-

ности

 

страны

.

Во

-

вторых

в

 

техническом

 

образовании

 

второ

-

го

 

уровня

 

неприемлема

 

чрезмерно

 

заниженная

 

в

 

настоящее

 

время

 

роль

 

профессуры

 

как

 

в

 

мате

-

риальном

так

 

и

 

в

 

моральном

 

плане

Сейчас

 

нет

 

мотивации

 

у

 

молодого

 

поколения

а

 

опытные

 

пре

-

подаватели

 

старшего

 

поколения

 

либо

 

ищут

 

допол

-

нительный

 

заработок

либо

 

уходят

 

на

 

производство

Остающиеся

 

в

 

вузе

 

вынуждены

 

заниматься

 

беско

-

нечной

 

формализацией

 

учебного

 

процесса

а

 

не

 

со

-

вершенствованием

 

содержания

 

специальных

 

дис

-

циплин

 

и

 

методики

 

обучения

Всё

 

это

 

несовместимо

 

с

 

обеспечением

 

требуемого

 

качества

 

подготовки

 

специалистов

которые

 

потенциально

 

смогли

 

бы

 

вывести

 

Россию

 

в

 

лидеры

 

НТП

Конечно

качество

 

не

 

является

 

единственным

 

критерием

 

решения

 

проблемы

но

 

без

 

него

 

поставленная

 

цель

 

не

 

будет

 

достигнута

.

Что

 

касается

 

электроэнергетики

то

 

она

 

непонят

-

но

 

по

 

каким

 

причинам

 

была

 

признана

 

не

 

наукоёмким

 

направлением

 

деятельности

 

человека

В

 

качестве

 

контраргумента

 

отметим

что

 

по

 

результатам

 

иссле

-

дований

 

комиссии

 

ЮНЕСКО

 

ООН

 

в

 2011 

г

названы

 

приоритетными

 

и

 

наиболее

 

наукоёмкими

медицина

космонавтика

 

и

 

энергетика


Page 4
background image

8

АКЦЕНТ

Основой

 

энергетики

 

и

 

электроэнергетики

 

страны

 

является

 

Единая

 

электроэнергетическая

 

система

 

России

не

 

имеющая

 

себе

 

равных

 

технологических

 

систем

 

по

 

сложности

 

и

 

важности

 

функционирования

 

как

 

по

 

масштабам

 

пространственного

 

расположения

сложности

 

и

 

многопараметричности

 

задач

 online 

управления

так

 

и

 

по

 

последствиям

 

неэффективного

 

или

 

неграмотного

 

управления

 

с

 

потерей

 

устойчиво

-

сти

 

электрического

 

режима

.

Системная

 

энергетическая

 

безопасность

  (

живу

-

честь

), 

то

 

есть

 

способность

 

системы

 

заблаговремен

-

но

 

выявлять

 

и

 

предотвращать

 

каскадное

 

развитие

 

аварий

 

с

 

массовым

 

погашением

 

потребителей

яв

-

ляется

 

составной

 

частью

 

Доктрины

 

энергетической

 

безопасности

 

России

входящей

 

в

 

государственную

 

программу

 

обеспечения

 

национальной

 

безопасности

Важнейшим

 

же

 

условием

 

обеспечения

 

энергети

-

ческой

 

безопасности

 

признано

 

единство

 

целей

 

и

 

ме

-

тодов

 

государственной

 

энергетической

 

политики

 

на

 

федеральном

 

и

 

региональном

 

уровнях

С

 

этой

 

точки

 

зрения

 

позиция

 

Министерства

 

образования

 

и

 

науки

 

РФ

 

не

 

соответствует

 

стратегии

 

совершенствования

 

электроэнергетического

 

образования

направленной

 

на

 

обеспечение

 

целей

 

энергетической

 

безопасности

 

и

 

НТП

.

Огромное

 

перепроизводство

 

инженеров

-

электро

-

энергетиков

 

в

 

советское

 

время

 

и

 

их

 

невостребован

-

ность

 

для

 

инженерной

  (

творческой

деятельности

 

в

 

рамках

 

социалистической

 

плановой

 

экономики

 

не

 

означает

что

 

они

 

не

 

нужны

 

в

 

современной

 

и

 

буду

-

щей

 

России

По

 

поводу

 

сказанного

 

есть

 

множество

 

аргументи

-

рованных

 

публикаций

 

выдающихся

 

представителей

 

научно

-

педагогической

 

деятельности

 

России

Однако

 

не

 

только

 

научно

-

педагогическая

 

обще

-

ственность

 

столь

 

категорична

 

в

 

суждениях

 

по

 

этой

 

проблеме

Например

председатель

 

Комитета

 

ГД

 

РФ

 

по

 

энергетике

 

И

.

Д

Грачёв

 

считает

что

 

замена

 

инжене

-

ров

 

бакалаврами

 — 

некомпетентными

 

специалиста

-

ми

 

в

 

области

 

электроэнергетики

 

и

 

электротехники

 — 

катастрофически

 

снижает

 

надёжность

 

работы

 

си

-

стем

 

жизнеобеспечения

 

и

 

энергетическую

 

безопас

-

ность

 

России

Важно

 

отметить

 

и

 

новые

 

угрозы

 

энергетической

 

безопасности

например

в

 

экономическом

 

аспекте

Россия

 

уже

 

сейчас

 

в

 

огромных

 

масштабах

 

покупает

 

электроэнергетическое

 

оборудование

а

 

также

 

ин

-

формационное

 

и

 

программное

 

обеспечения

 

за

 

гра

-

ницей

при

 

этом

 

Россия

 

начинает

 

приглашать

 

ещё

 

и

 

специалистов

 

для

 

обслуживания

 

оборудования

 

и

 

технологических

 

процессов

 

без

 

прав

 

на

  «

ноу

-

хау

», 

что

 

приводит

 

к

 

необходимости

 

дорого

 

оплачивать

 

их

 

услуги

тем

 

самым

 

также

 

нанося

 

вред

 

отечественной

 

экономике

Таким

 

образом

необходимо

 

признать

что

 

сфор

-

мулирована

 

одна

 

из

 

важнейших

 

угроз

 

энергетиче

-

ской

 

безопасности

 

страны

 — 

потеря

 

инженерного

 

образования

.

Но

 

есть

 

и

 

другая

 

угроза

связанная

 

с

 

кризисом

 

высшего

 

инженерно

-

технического

 

образования

Глу

-

бокое

 

недофинансирование

 

по

 

заработной

 

плате

 

профессорско

-

преподавательского

 

состава

  (

ППС

привело

 

и

 

далее

 

приводит

 

к

 

старению

 

ППС

 

и

 

поте

-

ре

 

преемственности

 

поколений

 

из

-

за

 

возрастания

 

загрузки

 

преподавателей

 

и

 

необходимости

 

поиска

 

дополнительного

 

заработка

снижения

 

внимания

приходящегося

 

на

 

одного

 

студента

При

 

этом

 

сказы

-

ваются

 

сопутствующие

 

трудности

 — 

например

вы

-

пускники

 

средней

 

школы

 

с

 

каждым

 

годом

 «

слабеют

» 

по

 

математике

 

и

 

физике

объёмы

 

новых

 

знаний

 

ра

-

стут

 

из

-

за

 

быстрого

 

обновления

 IT-

технологий

Наблюдается

во

-

первых

снижение

 

компетент

-

ности

 

инженерного

 

и

 

управленческого

 

персонала

приводящее

 

к

 

неэффективным

 

и

 

неоптимальным

 

ре

-

шениям

к

 

снижению

 

безаварийности

 

и

 

надёжности

 

энергоснабжения

к

 

тяжёлым

 

авариям

т

.

е

к

 

сниже

-

нию

 

уровня

 

энергобезопасности

 

регионов

 

и

 

страны

во

-

вторых

к

 

снижению

 

качества

 

вузовской

 

науки

 

и

как

 

следствие

к

 

замедлению

 

научно

-

технического

 

прогресса

 

страны

.

Применительно

 

к

 

электроэнергетике

 

можно

 

ска

-

зать

что

 

в

 

современной

 

высшей

 

школе

 

невозможно

 

обеспечить

 

необходимые

 

качества

 

инженерного

 

об

-

разования

Тезис

 

о

 

том

что

 

магистратура

 

снимает

 

проблему

 

подготовки

 

инженерных

 

кадров

 

для

 

электроэнер

-

гетики

является

 

также

 

не

 

только

 

ошибочным

но

 

и

 

опасным

 

на

 

перспективу

поскольку

  «

научно

-

иссле

-

довательская

 

деятельность

» 

и

  «

инженерная

 

дея

-

тельность

» 

не

 

тождественны

.

Поэтому

 

на

 

настоящем

 

этапе

 

осмысления

 

насту

-

пившего

 

кризиса

 

электроэнергетики

 

без

 

качествен

-

ной

 

подготовки

 

инженеров

 

необходимо

 

не

 

восста

-

навливать

 

инженерное

 

образование

 

в

 

прежнем

 

виде

 

или

 

в

 

форме

 

специалитета

а

 

создавать

 

на

 

базе

 

пока

 

ещё

 

сохранившейся

 

школы

 

инженерии

 

новое

 

двухступенчатое

 

инженерное

 

образование

 

с

 

конкурсным

 

отбором

 

из

 

бакалавров

 

ограничен

-

ного

 

числа

 

претендентов

 

на

 

вторую

 

ступень

 

под

-

готовки

 

специалистов

.

Из

 

сказанного

 

следует

что

 

инженерная

 

ступень

 

структурно

  (

но

 

не

 

по

 

содержанию

близка

 

по

 

прин

-

ципам

 

магистратуре

которая

 

также

 

формируется

 

на

 

конкурсной

 

основе

 

из

 

выпускников

 

бакалавриата

 

и

 

также

 

является

 

второй

 

ступенью

 

образования

.

Здесь

 

хотелось

 

бы

 

остановиться

 

на

 

точке

 

зрения

которая

 

поддерживается

 

многими

 

моими

 

коллегами

 

в

 

нашей

 

стране

работающими

 

в

 

области

 

электро

-

энергетического

 

образования

Как

 

единодушное

 

мнение

 

её

 

высказали

 

по

 

НТВ

 09.06.2010 

в

 

передаче

 

«

Поздний

 

разговор

» 

три

 

ректора

доктор

 

технических

 

наук

 

И

.

Б

Федоров

 (

МГТУ

 

им

Баумана

), 

доктор

 

эко

-

номических

 

наук

 

М

.

А

Эскиндаров

 (

Финансовый

 

уни

-

верситет

 

при

 

Правительстве

 

РФ

и

 

доктор

 

политиче

-

ских

 

наук

 

А

.

В

Торкунов

 (

МГИМО

): 

• 

если

 

нужен

 

эксплуатационник

 

технического

 

обо

-

рудования

 — 

бакалавр

;

• 

если

 

нужен

 

разработчик

 

новых

 

технологий

 — 

ин

-

женер

;

• 

если

 

нужен

 

научный

 

исследователь

 

и

 

педагогиче

-

ский

 

работник

 

вуза

 — 

магистр

.

С

 

позиции

 

обсуждения

 

второго

 

уровня

 

высшего

 

электроэнергетического

 

образования

 

из

 

сказанного

 

вытекают

 

три

 

важных

 

вывода


Page 5
background image

9

 1 (28), 

январь

февраль

, 2015

1. 

Магистратура

 

не

 

должна

 

подменять

 

инженер

-

ное

 

образование

Инженерная

 

и

 

научно

-

исследова

-

тельская

 

деятельность

 — 

это

 

два

 

самостоятельных

хотя

 

и

 

тесно

 

взаимодействующих

 

вида

 

креативной

 

деятельности

 

специалиста

2. 

Инженерное

 

образование

так

 

же

 

как

 

и

 

маги

-

стратура

может

 

быть

 

и

 

должно

 

быть

 

только

 

на

 

кафе

-

драх

имеющих

 

свою

 

научную

 

школу

.

3. 

Необходима

 

новая

 

модель

 

двухуровневой

 

под

-

готовки

 

специалистов

 

для

 

электроэнергетики

Возможная

 

модель

 

такой

 

подготовки

 

специали

-

стов

  (

И

 — 

инженеров

 

и

 

М

 — 

магистров

для

 

элек

-

троэнергетики

 

показана

 

на

 

рисунке

Пропорции

 

между

 

заканчивающими

 

учёбу

 

на

 

уровне

 

бакалав

-

ра

 (

Б

и

 

продолжающими

 

учиться

 

на

 

специалистов

 

(

И

 

и

 

М

могут

 

быть

 

и

 

другими

например

: 65, 25 

и

 

10%. 

Основываясь

 

на

 

современном

 

бакалавриа

-

те

инженерная

 

подготовка

 

должна

 

быть

 1,5 

года

 

с

 

суммарным

 

сроком

 

обучения

 5,5 

лет

Это

 

позволит

 

выпускающим

 

кафедрам

 

снять

 

весеннее

 

напря

-

жение

когда

 

идут

 

защиты

 

и

 

бакалавров

и

 

маги

-

стров

кроме

 

того

восполнить

 

недостатки

 

первого

 

уровня

.

Основные

 

концептуальные

 

положения

 

модели

 

подготовки

 

специалистов

 

для

 

электроэнергетики

направленной

 

на

 

обеспечение

 

научно

-

технического

 

прогресса

 

и

 

энергетической

 

безопасности

 

России

сводятся

 

к

 

следующему

1. 

Инженер

 — 

это

 

не

 

должность

а

 

квалифи

-

кация

Нужно

 

поломать

 

сложившийся

 

стереотип

в

 

котором

 

путают

 

инженерную

 

должность

 

и

 

инженер

-

ную

 

деятельность

Как

 

было

 

отмечено

 

выше

объ

-

ём

 

выпуска

 

инженеров

 

ранее

 

был

 

по

 

сравнению

 

с

 

западными

 

мерками

 

неимоверно

 

завышен

В

 

со

-

ветское

 

время

 

инженерной

  (

творческой

деятель

-

ностью

 

занимались

 

не

 

более

 10—15% 

выпускников

 

технических

 

вузов

работающих

 

по

 

специальности

На

 

современном

 

этапе

 

развития

 

нашего

 

общества

 

инженерной

 

должности

 

вообще

 

не

 

должно

 

быть

поскольку

 

инженер

 — 

это

 

не

 

должность

а

 

квалифи

-

кация

Не

 

настаивая

 

на

 

однозначности

 

названий

 

должностей

думаю

что

 

в

 

качестве

 

примера

 

могут

 

быть

  «

специалист

 1-

ой

 

ка

-

тегории

», «

специалист

 2-

й

 

категории

» 

и

 

др

.

2. 

Развитие

 

инженер

-

ного

 

мышления

.

 

Одна

 

из

 

основных

 

целей

 

высшего

 

технического

 

образования

 

состоит

 

в

 

обеспечении

 

воз

-

можности

 

развития

 

инже

-

нерного

 

мышления

Как

 

было

 

отмечено

 

выше

речь

 

идёт

 

не

 

о

 

получении

 

необхо

-

димых

 

знаний

а

 

об

 

умении

 

«

добывать

 

эти

 

знания

» 

на

 

основе

 

логики

  (

логического

 

мышления

), 

понимания

 

фи

-

зики

 

изучаемых

 

явлений

ма

-

тематики

новых

 

компьютерных

 

и

 

информационных

 

технологий

.

Из

 

опыта

 

работы

 

по

 

направлению

  «

Электро

-

энергетика

» 

считаю

 

полезным

 

рекомендовать

 

кроме

 

«

Специальных

 

вопросов

» 

данного

 

образовательно

-

го

 

направления

 

на

 2-

й

 

ступени

 

изучать

 

дисциплину

 

«

Специальные

 

вопросы

 

математики

», 

которая

 

долж

-

на

 

читаться

 

профессурой

 

выпускающей

 

кафедры

хотя

 

это

 

не

 

исключает

 

взаимодействие

 

с

 «

общими

» 

кафедрами

 

математики

В

 

этом

 

случае

 

абстрактные

 

вопросы

 

математической

 

теории

 

лучше

 

увязываются

 

с

 

конкретикой

 

технологических

 

процессов

 

и

 

явлений

При

 

этом

 

непременным

 

условием

 

является

 

изучение

 

иностранного

 

языка

  (

лучше

 

английского

не

 

только

 

как

 

языка

 

научных

 

и

 

технических

 

статей

 

и

 

докладов

но

 

и

 

языка

 

общения

 

с

 

иностранными

 

коллегами

 

и

 

специалистами

3. 

Образование

 

должно

 

быть

 

опережающим

 

на

 

основании

 

системного

 

подхода

 

к

 

изучению

 

любого

 

физического

 

явления

процесса

 

или

 

объекта

Речь

 

идёт

 

о

 

том

что

во

-

первых

многие

 

технологии

 

быстро

 

устаревают

Есть

 

такой

 

термин

 «

период

 

полу

-

распада

 

знаний

 (

ППРЗ

)». 

Например

в

 

электронике

компьютерных

 

технологиях

 

ППРЗ

 

составляет

 1,5—

года

Во

-

вторых

отсутствие

 

системного

 

взгляда

 

часто

 

приводит

 

к

 

неверным

 

суждениям

что

 

особенно

 

про

-

является

 

в

 

больших

 

электроэнергетических

 

систе

-

мах

В

 

основу

 

магистерского

 (

также

 

как

 

и

 

потерянного

 

инженерного

образования

 

должен

 

быть

 

положен

 

си

-

стемный

 

подход

в

 

котором

 

любой

 

технический

 

эле

-

мент

  (

деталь

процесс

явление

дисциплина

 

и

 

т

.

д

.) 

рассматривается

 

в

 

его

 

взаимосвязи

 

как

 

часть

 

более

 

общего

Системный

 

подход

 

позволяет

 

выявить

 

при

-

чинно

-

следственную

 

связь

 

в

 

изучаемых

 

явлениях

 

и

 

процессах

чего

 

зачастую

 

наше

 

высшее

 

образование

 

не

 

обеспечивает

4. 

Только

 

научный

 

подход

 

в

 

образовании

 (

дру

-

гими

 

словами

 — 

только

 

собственная

 

научная

 

Рис

Возможная

 

модель

 

двухуровневой

 

подготовки

 

специалистов

 

для

 

электроэнергетики

 

годы

И

М

1/2

6

5

4

3

2

1

0

1/3

1/6

Бакалавриат


Page 6
background image

10

АКЦЕНТ

школа

 

кафедры

может

 

обеспечить

 

требование

 

к

 

обучению

 

на

 

опережение

Характерным

 

примером

 

может

 

служить

 

формирование

 

трёх

 

магистерских

 

программ

 

по

 

направлению

  «

Электроэнергетика

 

и

 

электротехника

» 

для

 

Международного

 

универси

-

тета

 

ШОС

 

на

 

сновании

 

предложений

 

кафедр

 

УРФУ

 

(

Екатеринбург

), 

НИУ

  «

МЭИ

» (

Москва

), 

НГТУ

  (

Ново

-

сибирск

). 

Министерство

 

образования

 

и

 

науки

 

РФ

 

не

 

стало

 

создавать

 

единую

 

универсальную

 

магистер

-

скую

 

программу

а

 

представило

 

в

 

МУШОС

 

три

 

про

-

граммы

 

трёх

 

наиболее

 

сильных

 

научных

 

школ

обе

-

спечивая

 

возможность

 

выбора

 

по

 

интересам

.

Поскольку

 

в

 

настоящее

 

время

 

пока

 

отсутствует

 

Государственный

 

образовательный

 

стандарт

 

инже

-

нерной

 

подготовки

 

специалистов

 

по

 

направлению

 

«

Электроэнергетика

 

и

 

электротехника

», 

то

 

следует

 

воспользоваться

 

вышеотмеченным

 

опытом

 

разра

-

ботки

 

Самостоятельного

 

образовательного

 

стандар

-

та

 (

СОС

магистратуры

 

по

 

данному

 

направлению

 

для

 

МУШОС

привлекая

 

соответствующие

 

выпускающие

 

кафедры

 

ряда

 

других

 

втузов

5. «

Практико

-

ориентированное

» 

обучение

 

чаще

 

всего

 

в

 

технике

 

становится

 

тормозом

 

научно

-

технического

 

прогресса

.

 

При

 

формиро

-

вании

 

инженерной

 

и

 

магистерской

 

программ

 

в

 

их

 

со

-

держательной

 

части

 

чаще

 

всего

 

нельзя

 

ориентиро

-

ваться

 

только

 

на

 

запросы

 

производственной

 

сферы

 

и

 

работодателей

как

 

это

 

декларируется

 

в

 

министер

-

ских

 

концепциях

Работодатель

 

и

 «

практика

» 

никогда

 

не

 

формировали

 

новое

 

научное

 

направление

Они

 

иногда

 

формулируют

 

задачи

но

 

не

 

способ

 

и

 

метод

 

их

 

решения

Более

 

того

производственная

 

сфера

 

уже

 

сейчас

 

компенсирует

 

дефицит

 

инженеров

во

-

первых

зама

-

нивая

 

студентов

 

на

 

работу

 

и

 

отрывая

 

их

 

от

 

учебного

 

процесса

во

-

вторых

заказывая

 

на

 

платной

 

основе

 

магистров

 

и

 

рассматривая

 

их

 

как

 

улучшенных

 

инже

-

неров

тем

 

самым

 

снижая

 

приток

 

молодёжи

 

к

 

научно

-

педагогической

 

деятельности

.

Придерживаюсь

 

точки

 

зрения

согласно

 

которой

 

магистры

 

в

 

составе

 

научно

-

исследовательских

 

кол

-

лективов

 

должны

 

уметь

 

найти

 

или

 

разработать

 

под

-

ходящий

 

способ

 

или

 

метод

 

решения

 

поставленной

 

задачи

Инженеры

 

должны

 

найти

 

и

 

предложить

 

соот

-

ветствующую

 

технологию

 

реализации

 

и

 

технические

 

разработки

 

с

 

учётом

 

критериев

 

экономичности

 

и

 

на

-

дёжности

.

Действительно

практик

 

много

 

знает

 

о

 

современ

-

ном

 

состоянии

но

 

не

 

может

 

без

 

теории

 

заглянуть

 

в

 

будущее

дать

 

не

 

только

 

новое

 

направление

но

 

и

 

новый

 

импульс

 

развитию

 

техники

Ещё

 

раз

 

должен

 

оговориться

 — 

это

 

не

 

касается

 

одиночек

 

мирового

 

уровня

что

 

не

 

решает

 

проблему

 

в

 

целом

Это

 

также

 

не

 

означает

что

 

роль

 

практики

 

в

 

образовании

 

нужно

 

принизить

 

или

 

исключить

Безусловно

когда

 

работо

-

датели

 

и

 

проектно

-

эксплуатационные

 

организации

 

формируют

 

свои

 

научно

-

исследовательские

 

подраз

-

деления

 

и

 

опираются

 

на

 

сотрудничество

 

с

 

выпуска

-

ющими

 

кафедрами

то

 

такое

 

научное

 

и

 

практическое

 

взаимодействие

 

становится

 

исключительно

 

полез

-

ным

 

и

 

продуктивным

 

для

 

обеих

 

сторон

Характерным

 

примером

 

является

 

роль

 

Системного

 

оператора

 

ЕЭС

 

и

 

его

 

филиалов

 

в

 

сохранении

 

научного

 

потенциала

 

и

 

подготовке

 

специалистов

 

на

 

многих

 

выпускающих

 

кафедрах

 

электроэнергетического

 

профиля

6. 

Индивидуализация

 

обучения

 

и

 

повышение

 

материальной

 

заинтересованности

 

препода

-

вателей

 

в

 

подготовке

 

специалистов

Все

 

идеи

 

вышестоящих

 

пяти

 

пунктов

 

рухнут

 

как

 

карточный

 

домик

если

 

не

 

будет

 

решена

 

важнейшая

 

проблема

 

взаимодействия

  «

ученик

 — 

учитель

», «

студент

 — 

преподаватель

». 

Отрывая

 

одно

 

от

 

другого

заведо

-

мо

 

губим

 

результат

то

 

есть

 

качество

 

образования

.

Как

 

было

 

отмечено

 

выше

в

 

современной

 

рос

-

сийской

 

системе

 

высшего

 

технического

 

образования

 

торжествует

 

гуманитарный

 

подход

в

 

котором

 

роль

 

преподавателя

 

столь

 

занижена

что

 

не

 

дано

 

даже

 

думать

 

об

 

индивидуализации

 

обучения

без

 

которой

 

невозможно

 

развивать

 

у

 

студента

 

инженерное

 

мыш

-

ление

 

и

 

научную

 

инициативу

 

выпускников

 

второго

 

уровня

хотя

 

для

 

бакалавров

 

это

 

в

 

какой

-

то

 

мере

 

приемлемо

Известно

что

  «

личностно

 

ориентиро

-

ванная

 

педагогика

» 

в

 

рамках

 «

болонского

 

процесса

» 

перенесена

 

на

 

высшее

 

техническое

 

образование

 

как

 

«

студенто

-

ориентированное

» 

обучение

Поскольку

 

вся

 

педагогика

 

такого

 

обучения

 

направлена

 

на

 

все

-

стороннее

 

развитие

 

личности

то

по

 

признанию

 

иде

-

ологов

 

такого

 

образования

его

 

можно

 

реализовать

 

лишь

 

в

 

малой

 

группе

 

и

 

на

 

индивидуальных

 

занятиях

а

 

это

 

приводит

 

к

 

противоречию

 

со

 

структурой

 

вузов

-

ского

 

образования

в

 

котором

 

не

 

заложена

 

индивиду

-

ализация

 

обучения

 

ни

 

по

 

времени

ни

 

по

 

заработной

 

плате

 

преподавателей

Более

 

того

если

 

на

 

стадии

 

бакалавриата

 

ещё

 

можно

 

говорить

 

о

 

том

что

 

вузовское

 

преподавание

 

должно

 

помочь

 

студенту

 

сориентироваться

 

в

 

выборе

 

направления

 

будущей

 

профессиональной

 

деятель

-

ности

то

 

вторая

 

ступень

 

инженерного

 

и

 

магистерско

-

го

 

образования

 

не

 

предполагает

 

формирования

 

лич

-

ности

а

 

ставит

 

совсем

 

другие

 

цели

о

 

которых

 

шла

 

речь

 

выше

Здесь

 

нужна

 

индивидуализация

 

учебных

 

и

 

исследовательских

 

задач

чтобы

 

обеспечить

 

само

-

стоятельную

 

работу

 

студентов

Самостоятельная

 

работа

 

должна

 

сопровождаться

 

усилением

 

взаимо

-

действия

  «

студент

 — 

преподаватель

  (

профессор

)», 

так

 

как

 

необходимо

 

совместное

 

проведение

 

экспе

-

риментов

научных

 

и

 

лабораторных

 

исследований

написание

 

статей

 

и

 

докладов

 

и

 

др

Немаловажным

 

фактором

 

является

 

личное

 

научно

-

творческое

 

и

 

ду

-

ховное

 

общение

 

студента

 

с

 

преподавателем

.

Такая

 

индивидуализация

 

взаимоотношения

 «

пре

-

подаватель

 — 

студент

» 

без

 

достойной

 

оплаты

 

труда

 

преподавателей

 

второго

 

уровня

 

образования

 

невоз

-

можна

а

 

без

 

этого

 

невозможно

 

обеспечить

 

высокое

 

качество

 

высшего

 

электроэнергетического

 

образо

-

вания

Как

 

следствие

инженерное

 

и

 

магистерское

 

образование

 

не

 

должно

 

быть

 

коммерческим

чтобы

 

убрать

 

зависимость

 

зарплаты

 

преподавателей

 

от

 

числа

 

выпускников

Здесь

 

же

 

считаю

 

уместным

 

об

-

ратить

 

внимание

 

на

 

опасность

 

перекосов

 

в

 

балль

-

но

-

рейтинговой

 

системе

 

оценки

 

знаний

 

студентов

 

на

 

второй

 

ступени

 

технического

 

образования

При

-

нижая

 

роль

 

преподавателя

 

на

 

этапе

 

экзаменацион

-

ных

 

испытаний

сталкиваемся

 

с

 

ситуациями

когда

 


Page 7
background image

11

 1 (28), 

январь

февраль

, 2015

«

усердный

 

бездарь

» 

получает

 

зелёный

 

свет

 

на

 

даль

-

нейшее

 

обучение

 

несмотря

 

на

 

полученную

 

неудов

-

летворительную

 

оценку

Полезно

 

отметить

 

ещё

 

один

 

серьёзный

 

аргумент

 

для

 

обоснования

 

усиления

 

индивидуализации

 

обу

-

чения

 

специалистов

 

через

 

непрерывное

 

взаимодей

-

ствие

 

с

 

преподавателями

Различные

 

по

 

характеру

 

и

 

направленности

 

заказы

 

предприятий

 

электроэнер

-

гетики

 

обусловливают

 

решение

 

вопросов

 

узкопро

-

фильной

 

подготовки

 

отдельных

 

специалистов

 

для

 

разработки

 

и

 

внедрения

 

новых

 

наукоёмких

 

техноло

-

гий

 

в

 

конкретных

 

условиях

 

заказчиков

.

При

 

существующем

  «

поточном

» 

обучении

когда

 

действует

 

соотношение

 1:10 (

на

 

одного

 

препода

-

вателя

 

приходится

 10 

студентов

), 

нельзя

 

добиться

 

высокого

 

качества

 

подготовки

 

технических

 

специ

-

алистов

Европейские

 

и

 

американские

 

показатели

 

не

 

только

 

в

 

магистратуре

но

 

и

 

в

 

бакалавриате

 

и

 

ин

-

женерной

 

подготовке

 

по

 

техническим

 

направлениям

 

колеблются

 

вокруг

 1:4. 

Зарубежная

 

профессура

 

тра

-

тит

 

меньше

 

времени

 

на

 

аудиторные

 

занятия

 (200—

250 

часов

и

 

больше

 

занимается

 

с

 

отдельными

 

сту

-

дентами

.

Что

 

заставляет

 

нас

 

задуматься

Проблему

 

под

-

готовки

 

инженерных

 

кадров

 

в

 

России

 

обсуждали

 

29.03.2011 

на

 

брифинге

 

в

 

РИА

 «

Новости

» 

помощник

 

президента

 

РФ

 

Аркадий

 

Дворкович

заместитель

 

ми

-

нистра

 

образования

 

и

 

науки

 

РФ

 

Алексей

 

Пономарев

 

и

 

заместитель

 

министра

 

промышленности

 

и

 

торговли

 

РФ

 

Андрей

 

Дементьев

Обсудили

 

массу

 

вопросов

 — 

от

 

обеспечения

 

инженеров

 

жильём

 

до

 

повышения

 

стипендии

 

на

 

приоритетных

 

инженерных

 

специаль

-

ностях

Но

 

в

 

этом

 

обсуждении

 

не

 

было

 

ни

 

одного

 

слова

 

о

 

роли

 

и

 

месте

 

преподавателей

 

в

 

подготовке

 

инженерных

 

кадров

23 

июня

 2012 

года

 

новый

 

министр

 

образования

 

и

 

науки

 

Д

.

В

Ливанов

 

назвал

 3 

главных

 

изменения

 

в

 

системе

 

образования

 

в

 

ближайшее

 

время

струк

-

турные

институциональные

 

и

 

содержательные

Но

 

при

 

этом

 

оставил

 

открытым

 

вопрос

могут

 

ли

 

препо

-

даватели

 

рассчитывать

 

на

 

нормальный

 

образ

 

жизни

 

без

 

поиска

 

дополнительного

 

заработка

 

и

 

не

 

снижать

 

качество

 

инженерного

 

образования

В

 

конце

 

прошлого

, 2014 

года

 

в

 

связи

 

с

 

выявлен

-

ными

 

недостатками

 

подготовки

 

инженерных

 

кадров

 

Министерство

 

образования

 

и

 

науки

 

РФ

 

разработа

-

ло

 

усовершенствованную

 

модель

 

двухступенчато

-

го

 

технического

 

образования

 

на

 

базе

  «

инженерного

 

бакалавриата

» 

с

 

разделением

 

магистратуры

 

на

 

две

 

самостоятельные

 

параллельные

 

структуры

: «

инже

-

нерная

 

магистратура

» 

и

 «

научно

-

исследовательская

 

магистратура

». 

При

 

этом

 

параллельно

 

с

  «

инженер

-

ным

 

бакалавриатом

» 

будет

 

существовать

 «

приклад

-

ной

 

бакалавриат

 (

под

 

заказ

)». 

И

 

опять

 

идеологам

  (

разработчикам

этой

 

транс

-

формации

 

в

 

условиях

 

отсутствия

 

обратной

 

связи

 

с

 

выпускающими

 

инженерными

 

кафедрами

 

кажется

что

 

ими

 

сделан

 

верный

 

шаг

Если

 

этот

 

шаг

 

рассма

-

тривать

 

с

 

позиций

 

проблем

 

электроэнергетики

то

 

есть

 

обеспечения

 

научно

-

технического

 

прогресса

 

и

 

надёжного

 

безаварийного

  (

без

 

тяжёлых

 

послед

-

ствий

энергоснабжения

 

государства

то

 

ни

 

по

 

одно

-

му

 

из

 

перечисленных

 

выше

 

пунктов

 

положительного

 

сдвига

 

не

 

наблюдается

Предлагаемая

 

в

 

данной

 

статье

 

модель

 

подготов

-

ки

 

инженеров

 (1,5 

года

для

 

электроэнергетики

 

на

 

основе

 

четырёхлетнего

 

профильного

 

бакалавриата

несмотря

 

на

 

возрастание

 

затрат

 

на

 

преподавание

 

на

 

втором

 

уровне

оказывается

 

не

 

такой

 

уж

 

обремени

-

тельной

 

для

 

государственного

 

бюджета

 

по

 

сравнению

 

с

 

министерской

 

моделью

  «

инженерной

 

магистрату

-

ры

» (2 

года

). 

Разница

 

состоит

 

в

 

цели

 

и

 

возможности

 

её

 

достижения

.

ВЫВОДЫ

1. 

Для

 

обеспечения

 

научно

-

технического

 

прогрес

-

са

 

и

 

энергетической

 

безопасности

 

России

 

в

 

области

 

электроэнергетики

 

необходимо

 

на

 

базе

 

пока

 

ещё

 

со

-

хранившейся

 

школы

 

инженерии

 

создавать

 

новую

 

вторую

 

ступень

 

высшего

 

инженерного

 

и

 

научно

-

технического

 

образования

 

с

 

конкурсным

 

отбором

 

из

 

бакалавров

 

ограниченного

 

числа

 

претендентов

 

на

 

эту

 

ступень

 

подготовки

 

специалистов

.

2. 

При

 

этом

 

необходимо

 

готовить

например

• 

бакалавров

как

 

эксплуатационников

 

существую

-

щего

 

оборудования

 

и

 

для

 

поддержания

 

действу

-

ющих

 

технологических

 

процессов

, — 65%; 

• 

инженеров

как

 

разработчиков

 

и

/

или

 

для

 

внедре

-

ния

 

новых

 

технологий

 

и

 

оборудования

, — 25%; 

• 

магистров

 

для

 

научно

-

исследовательской

 

рабо

-

ты

а

 

также

 

для

 

работы

 

в

 

вузе

 — 10% . 

3. 

Обеспечить

 

высокое

 

качество

 

инженерного

 

и

 

магистерского

 

образования

 

без

 

индивидуализации

 

обучения

 

и

 

усиления

 

статуса

 

преподавателей

  (

как

 

в

 

материальном

так

 

и

 

в

 

моральном

 

плане

невоз

-

можно

.

4. 

Гуманитарные

 

представления

 

о

 

техническом

 

образовании

 

без

 

учёта

 

его

 

влияния

 

на

 

научно

-

тех

-

нический

 

прогресс

 

не

 

должны

 

превалировать

 

и

 

по

-

давлять

 

мнение

 

профессуры

специализирующейся

 

в

 

педагогике

 

инженерно

-

технического

 

образования

 

и

 

формировании

 

инженерного

 

мышления

.    


Оригинал статьи: Электроэнергетике России — новое инженерное образование

Читать онлайн

20 января в рамках экспертной секции «Электрические сети» Консультативного совета при председателе комитета Государственной Думы РФ по энергетике состоялась встреча главы комитета ГД по энергетике Ивана ГРАЧЕВА с профессором УрФУ Петром БАРТОЛОМЕЕМ. Организатором встречи выступила главный редактор журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» Екатерина ГУСЕВА.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Кадровая политика компании «Россети» — инвестиции в будущий успех

Интервью Подготовка кадров
Интервью с заместителем Генерального директора — руководителем Аппарата ПАО «Россети» Владимиром Харитоновым
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»