6
АКЦЕНТ
г
о
с
т
ь
н
о
м
е
р
а
гость номера
П
оследние
12—15
лет
,
наряду
с
научно
-
педагогической
деятельностью
в
вузе
по
специальности
«
Электрические
си
-
стемы
»,
с
большой
тревогой
я
обсуж
-
даю
на
доступных
мне
площадках
проблему
инженерного
образования
в
России
.
В
своём
докладе
«
Электроэнергетика
России
без
инже
-
нерного
образования
—
угроза
энергетической
безопасности
страны
»
на
конференции
«
Энер
-
гетика
глазами
молодёжи
»
в
Новочеркасске
в
октябре
2013
года
,
а
также
в
интервью
под
на
-
званием
«
Инженер
—
это
штучный
товар
»,
опу
-
бликованном
в
журнале
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
» (
№
2(17), 2013
г
.,
с
. 6—9),
мне
пришлось
говорить
о
тех
опасных
последствиях
,
которые
,
как
мне
кажется
,
мо
-
гут
привести
не
только
к
угрозе
энергетической
безопасности
,
но
и
отрицательно
сказаться
на
научно
-
техническом
прогрессе
в
области
элек
-
троэнергетики
.
Электроэнергетике
России – новое
инженерное образование
20 января с.г. в рамках экспертной секции «Электрические сети» Консультатив-
ного совета при председателе комитета Государственной Думы РФ по энергети-
ке состоялась встреча главы комитета ГД по энергетике Ивана ГРАЧЁВА с про-
фессором УрФУ Петром БАРТОЛОМЕЕМ. Организатором встречи выступила
главный редактор журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»
Екатерина ГУСЕВА.
Стороны
обсудили
проблемы
технического
образования
,
уровень
и
перспективы
которого
вызывают
серьёзную
озабоченность
у
профес
-
сионалов
.
—
Многие
проблемы
высшей
технической
школы
мне
известны
, —
отметил
И
.
Грачёв
. —
Их
решение
требует
системного
,
методического
подхода
.
Технические
вузы
,
занимающиеся
под
-
готовкой
кадров
для
отраслей
ТЭК
,
выступают
за
реформацию
технического
образования
.
Но
к
решению
этого
вопроса
необходимо
подклю
-
чить
Министерство
энергетики
РФ
и
энергети
-
ческое
сообщество
.
Важно
рассмотреть
данный
вопрос
на
Консультативном
совете
в
Государ
-
ственной
Думе
и
уже
с
конкретными
предложе
-
ниями
обращаться
в
Министерство
высшего
об
-
разования
РФ
и
другие
инстанции
.
Собеседники
,
в
частности
,
обсудили
ал
-
горитм
дальнейших
действий
.
Было
принято
решение
поднять
вопрос
о
техническом
обра
-
зовании
в
России
на
очередном
заседании
экс
-
пертной
секции
«
Электрические
сети
»
ЭКС
ГД
,
а
также
от
имени
комитета
Государственной
Думы
по
энергетике
обратиться
в
Минобрна
-
уки
РФ
и
Минэнерго
России
с
предложением
рассмотреть
возможность
проведения
назрев
-
ших
реформ
в
системе
высшей
инженерной
школы
.
В
данной
статье
своими
размышлениями
о
проблеме
подготовки
инженерных
кадров
в
области
электроэнергетики
делится
известный
учёный
,
чьи
научные
разработки
широко
используются
в
АСДУ
энергосистем
России
,
доктор
техни
-
ческих
наук
,
профессор
Уральского
федерального
университета
,
действитель
-
ный
член
Российской
академии
инженерных
наук
,
действительный
член
Меж
-
дународной
ассоциации
инженеров
-
электриков
(
США
),
Заслуженный
работник
высшей
школы
России
Пётр
БАРТОЛОМЕЙ
.
7
№
1 (28),
январь
–
февраль
, 2015
С
самого
начала
внедрения
западной
«
болон
-
ской
»
системы
в
высшее
техническое
образование
России
возник
барьер
между
научно
-
педагогической
общественностью
технических
направлений
и
Мини
-
стерством
образования
и
науки
РФ
,
которое
,
игнори
-
руя
значимость
и
достижения
отечественной
инже
-
нерной
школы
,
более
чем
на
90%
сократило
выпуск
инженеров
,
в
том
числе
по
направлению
«
Электро
-
энергетика
и
электротехника
».
По
-
видимому
,
сказа
-
лось
отсутствие
независимой
обратной
связи
между
идеологами
реформы
высшего
технического
обра
-
зования
и
фактическими
научно
-
педагогическими
исполнителями
в
системе
инженерно
-
технического
образования
со
своим
совершенно
другим
ментали
-
тетом
.
Мнение
инженерной
профессуры
оказалось
полностью
игнорированным
.
Более
того
,
стало
оче
-
видным
следующее
.
1.
Идеология
гуманитарного
образования
без
какой
-
либо
коррекции
была
переложена
на
техни
-
ческое
образование
с
опасным
креном
на
самосто
-
ятельное
изучение
дисциплин
(
заочное
,
дистанцион
-
ное
и
др
.)
и
минимизацией
роли
преподавателя
.
2.
Проявилось
и
уже
отрицательно
сказа
-
лось
непонимание
роли
инженерно
-
техническо
-
го
образования
в
научно
-
техническом
прогрессе
России
.
Совершенно
не
умаляя
важности
гуманитарного
образования
и
всемирных
достижений
в
этом
на
-
правлении
,
подчёркиваю
,
что
перенос
гуманитарных
принципов
высшего
образования
на
инженерно
-
тех
-
ническое
образование
(
ИТО
)
и
непонимание
роли
ИТО
в
научно
-
техническом
прогрессе
(
НТП
),
в
кото
-
ром
наша
страна
оказалась
сильно
отстающей
,
вле
-
чёт
к
катастрофическим
последствиям
.
Здесь
уместно
подчеркнуть
,
что
в
гуманитарной
деятельности
пока
нет
проблемы
научно
-
гуманитар
-
ного
прогресса
,
а
для
развития
человечества
про
-
блемы
научно
-
технического
прогресса
уже
в
ХХ
веке
стали
глобальными
и
наиболее
значимыми
.
Реформируя
высшее
образование
как
единое
целое
,
Министерство
об
-
разования
и
науки
РФ
сделало
главный
упор
на
формализацию
системы
знаний
и
компетенций
независимо
от
направ
-
лений
деятельности
спе
-
циалистов
.
Однако
ин
-
женерно
-
педагогическая
профессура
(
под
этим
термином
подразумеваю
всех
преподавателей
)
ратует
за
понимание
,
что
главным
в
инженерно
-
техническом
образова
-
нии
являются
не
знания
и
компетенции
(
хотя
,
понятно
,
без
надёжного
фундамента
здание
не
построить
),
а
умение
до
-
бывать
и
давать
новые
знания
,
без
которых
этот
самый
НТП
невозможен
.
Это
означает
,
что
вся
инже
-
нерная
педагогика
должна
быть
направлена
на
на
-
работку
и
развитие
инженерного
мышления
.
В
свою
очередь
это
инженерное
мышление
,
так
же
как
и
раскрытие
научного
потенциала
магистран
-
тов
,
не
появляется
само
по
себе
без
тесного
взаи
-
модействия
«
ученик
—
учитель
»,
в
нашем
случае
—
«
студент
—
преподаватель
».
Конечно
,
здесь
речь
не
идёт
об
исключительных
личностях
.
Поэтому
,
во
-
первых
,
такие
формы
обучения
,
как
дистанционное
и
заочное
образование
,
обоснованно
приемлемые
для
бакалавриата
,
оказываются
малопригодными
на
второй
,
более
высокой
,
ступени
образования
,
целью
которой
должно
быть
обеспечение
научно
-
технического
прогресса
и
энергетической
безопас
-
ности
страны
.
Во
-
вторых
,
в
техническом
образовании
второ
-
го
уровня
неприемлема
чрезмерно
заниженная
в
настоящее
время
роль
профессуры
как
в
мате
-
риальном
,
так
и
в
моральном
плане
.
Сейчас
нет
мотивации
у
молодого
поколения
,
а
опытные
пре
-
подаватели
старшего
поколения
либо
ищут
допол
-
нительный
заработок
,
либо
уходят
на
производство
.
Остающиеся
в
вузе
вынуждены
заниматься
беско
-
нечной
формализацией
учебного
процесса
,
а
не
со
-
вершенствованием
содержания
специальных
дис
-
циплин
и
методики
обучения
.
Всё
это
несовместимо
с
обеспечением
требуемого
качества
подготовки
специалистов
,
которые
потенциально
смогли
бы
вывести
Россию
в
лидеры
НТП
.
Конечно
,
качество
не
является
единственным
критерием
решения
проблемы
,
но
без
него
поставленная
цель
не
будет
достигнута
.
Что
касается
электроэнергетики
,
то
она
непонят
-
но
по
каким
причинам
была
признана
не
наукоёмким
направлением
деятельности
человека
.
В
качестве
контраргумента
отметим
,
что
по
результатам
иссле
-
дований
комиссии
ЮНЕСКО
ООН
в
2011
г
.
названы
приоритетными
и
наиболее
наукоёмкими
:
медицина
,
космонавтика
и
энергетика
.
8
АКЦЕНТ
Основой
энергетики
и
электроэнергетики
страны
является
Единая
электроэнергетическая
система
России
,
не
имеющая
себе
равных
технологических
систем
по
сложности
и
важности
функционирования
как
по
масштабам
пространственного
расположения
,
сложности
и
многопараметричности
задач
online
управления
,
так
и
по
последствиям
неэффективного
или
неграмотного
управления
с
потерей
устойчиво
-
сти
электрического
режима
.
Системная
энергетическая
безопасность
(
живу
-
честь
),
то
есть
способность
системы
заблаговремен
-
но
выявлять
и
предотвращать
каскадное
развитие
аварий
с
массовым
погашением
потребителей
,
яв
-
ляется
составной
частью
Доктрины
энергетической
безопасности
России
,
входящей
в
государственную
программу
обеспечения
национальной
безопасности
.
Важнейшим
же
условием
обеспечения
энергети
-
ческой
безопасности
признано
единство
целей
и
ме
-
тодов
государственной
энергетической
политики
на
федеральном
и
региональном
уровнях
.
С
этой
точки
зрения
позиция
Министерства
образования
и
науки
РФ
не
соответствует
стратегии
совершенствования
электроэнергетического
образования
,
направленной
на
обеспечение
целей
энергетической
безопасности
и
НТП
.
Огромное
перепроизводство
инженеров
-
электро
-
энергетиков
в
советское
время
и
их
невостребован
-
ность
для
инженерной
(
творческой
)
деятельности
в
рамках
социалистической
плановой
экономики
не
означает
,
что
они
не
нужны
в
современной
и
буду
-
щей
России
.
По
поводу
сказанного
есть
множество
аргументи
-
рованных
публикаций
выдающихся
представителей
научно
-
педагогической
деятельности
России
.
Однако
не
только
научно
-
педагогическая
обще
-
ственность
столь
категорична
в
суждениях
по
этой
проблеме
.
Например
,
председатель
Комитета
ГД
РФ
по
энергетике
И
.
Д
.
Грачёв
считает
,
что
замена
инжене
-
ров
бакалаврами
—
некомпетентными
специалиста
-
ми
в
области
электроэнергетики
и
электротехники
—
катастрофически
снижает
надёжность
работы
си
-
стем
жизнеобеспечения
и
энергетическую
безопас
-
ность
России
.
Важно
отметить
и
новые
угрозы
энергетической
безопасности
,
например
,
в
экономическом
аспекте
:
Россия
уже
сейчас
в
огромных
масштабах
покупает
электроэнергетическое
оборудование
,
а
также
ин
-
формационное
и
программное
обеспечения
за
гра
-
ницей
;
при
этом
Россия
начинает
приглашать
ещё
и
специалистов
для
обслуживания
оборудования
и
технологических
процессов
без
прав
на
«
ноу
-
хау
»,
что
приводит
к
необходимости
дорого
оплачивать
их
услуги
,
тем
самым
также
нанося
вред
отечественной
экономике
.
Таким
образом
,
необходимо
признать
,
что
сфор
-
мулирована
одна
из
важнейших
угроз
энергетиче
-
ской
безопасности
страны
—
потеря
инженерного
образования
.
Но
есть
и
другая
угроза
,
связанная
с
кризисом
высшего
инженерно
-
технического
образования
.
Глу
-
бокое
недофинансирование
по
заработной
плате
профессорско
-
преподавательского
состава
(
ППС
)
привело
и
далее
приводит
к
старению
ППС
и
поте
-
ре
преемственности
поколений
из
-
за
возрастания
загрузки
преподавателей
и
необходимости
поиска
дополнительного
заработка
,
снижения
внимания
,
приходящегося
на
одного
студента
.
При
этом
сказы
-
ваются
сопутствующие
трудности
—
например
,
вы
-
пускники
средней
школы
с
каждым
годом
«
слабеют
»
по
математике
и
физике
,
объёмы
новых
знаний
ра
-
стут
из
-
за
быстрого
обновления
IT-
технологий
.
Наблюдается
,
во
-
первых
,
снижение
компетент
-
ности
инженерного
и
управленческого
персонала
,
приводящее
к
неэффективным
и
неоптимальным
ре
-
шениям
,
к
снижению
безаварийности
и
надёжности
энергоснабжения
,
к
тяжёлым
авариям
,
т
.
е
.
к
сниже
-
нию
уровня
энергобезопасности
регионов
и
страны
,
во
-
вторых
,
к
снижению
качества
вузовской
науки
и
,
как
следствие
,
к
замедлению
научно
-
технического
прогресса
страны
.
Применительно
к
электроэнергетике
можно
ска
-
зать
,
что
в
современной
высшей
школе
невозможно
обеспечить
необходимые
качества
инженерного
об
-
разования
.
Тезис
о
том
,
что
магистратура
снимает
проблему
подготовки
инженерных
кадров
для
электроэнер
-
гетики
,
является
также
не
только
ошибочным
,
но
и
опасным
на
перспективу
,
поскольку
«
научно
-
иссле
-
довательская
деятельность
»
и
«
инженерная
дея
-
тельность
»
не
тождественны
.
Поэтому
на
настоящем
этапе
осмысления
насту
-
пившего
кризиса
электроэнергетики
без
качествен
-
ной
подготовки
инженеров
необходимо
не
восста
-
навливать
инженерное
образование
в
прежнем
виде
или
в
форме
специалитета
,
а
создавать
на
базе
пока
ещё
сохранившейся
школы
инженерии
новое
двухступенчатое
инженерное
образование
с
конкурсным
отбором
из
бакалавров
ограничен
-
ного
числа
претендентов
на
вторую
ступень
под
-
готовки
специалистов
.
Из
сказанного
следует
,
что
инженерная
ступень
структурно
(
но
не
по
содержанию
)
близка
по
прин
-
ципам
магистратуре
,
которая
также
формируется
на
конкурсной
основе
из
выпускников
бакалавриата
и
также
является
второй
ступенью
образования
.
Здесь
хотелось
бы
остановиться
на
точке
зрения
,
которая
поддерживается
многими
моими
коллегами
в
нашей
стране
,
работающими
в
области
электро
-
энергетического
образования
.
Как
единодушное
мнение
её
высказали
по
НТВ
09.06.2010
в
передаче
«
Поздний
разговор
»
три
ректора
:
доктор
технических
наук
И
.
Б
.
Федоров
(
МГТУ
им
.
Баумана
),
доктор
эко
-
номических
наук
М
.
А
.
Эскиндаров
(
Финансовый
уни
-
верситет
при
Правительстве
РФ
)
и
доктор
политиче
-
ских
наук
А
.
В
.
Торкунов
(
МГИМО
):
•
если
нужен
эксплуатационник
технического
обо
-
рудования
—
бакалавр
;
•
если
нужен
разработчик
новых
технологий
—
ин
-
женер
;
•
если
нужен
научный
исследователь
и
педагогиче
-
ский
работник
вуза
—
магистр
.
С
позиции
обсуждения
второго
уровня
высшего
электроэнергетического
образования
из
сказанного
вытекают
три
важных
вывода
.
9
№
1 (28),
январь
–
февраль
, 2015
1.
Магистратура
не
должна
подменять
инженер
-
ное
образование
.
Инженерная
и
научно
-
исследова
-
тельская
деятельность
—
это
два
самостоятельных
,
хотя
и
тесно
взаимодействующих
вида
креативной
деятельности
специалиста
.
2.
Инженерное
образование
,
так
же
как
и
маги
-
стратура
,
может
быть
и
должно
быть
только
на
кафе
-
драх
,
имеющих
свою
научную
школу
.
3.
Необходима
новая
модель
двухуровневой
под
-
готовки
специалистов
для
электроэнергетики
.
Возможная
модель
такой
подготовки
специали
-
стов
(
И
—
инженеров
и
М
—
магистров
)
для
элек
-
троэнергетики
показана
на
рисунке
.
Пропорции
между
заканчивающими
учёбу
на
уровне
бакалав
-
ра
(
Б
)
и
продолжающими
учиться
на
специалистов
(
И
и
М
)
могут
быть
и
другими
,
например
: 65, 25
и
10%.
Основываясь
на
современном
бакалавриа
-
те
,
инженерная
подготовка
должна
быть
1,5
года
с
суммарным
сроком
обучения
5,5
лет
.
Это
позволит
выпускающим
кафедрам
снять
весеннее
напря
-
жение
,
когда
идут
защиты
и
бакалавров
,
и
маги
-
стров
,
кроме
того
,
восполнить
недостатки
первого
уровня
.
Основные
концептуальные
положения
модели
подготовки
специалистов
для
электроэнергетики
,
направленной
на
обеспечение
научно
-
технического
прогресса
и
энергетической
безопасности
России
,
сводятся
к
следующему
.
1.
Инженер
—
это
не
должность
,
а
квалифи
-
кация
.
Нужно
поломать
сложившийся
стереотип
,
в
котором
путают
инженерную
должность
и
инженер
-
ную
деятельность
.
Как
было
отмечено
выше
,
объ
-
ём
выпуска
инженеров
ранее
был
по
сравнению
с
западными
мерками
неимоверно
завышен
.
В
со
-
ветское
время
инженерной
(
творческой
)
деятель
-
ностью
занимались
не
более
10—15%
выпускников
технических
вузов
,
работающих
по
специальности
.
На
современном
этапе
развития
нашего
общества
инженерной
должности
вообще
не
должно
быть
,
поскольку
инженер
—
это
не
должность
,
а
квалифи
-
кация
.
Не
настаивая
на
однозначности
названий
должностей
,
думаю
,
что
в
качестве
примера
могут
быть
«
специалист
1-
ой
ка
-
тегории
», «
специалист
2-
й
категории
»
и
др
.
2.
Развитие
инженер
-
ного
мышления
.
Одна
из
основных
целей
высшего
технического
образования
состоит
в
обеспечении
воз
-
можности
развития
инже
-
нерного
мышления
.
Как
было
отмечено
выше
,
речь
идёт
не
о
получении
необхо
-
димых
знаний
,
а
об
умении
«
добывать
эти
знания
»
на
основе
логики
(
логического
мышления
),
понимания
фи
-
зики
изучаемых
явлений
,
ма
-
тематики
,
новых
компьютерных
и
информационных
технологий
.
Из
опыта
работы
по
направлению
«
Электро
-
энергетика
»
считаю
полезным
рекомендовать
кроме
«
Специальных
вопросов
»
данного
образовательно
-
го
направления
на
2-
й
ступени
изучать
дисциплину
«
Специальные
вопросы
математики
»,
которая
долж
-
на
читаться
профессурой
выпускающей
кафедры
,
хотя
это
не
исключает
взаимодействие
с
«
общими
»
кафедрами
математики
.
В
этом
случае
абстрактные
вопросы
математической
теории
лучше
увязываются
с
конкретикой
технологических
процессов
и
явлений
.
При
этом
непременным
условием
является
изучение
иностранного
языка
(
лучше
английского
)
не
только
как
языка
научных
и
технических
статей
и
докладов
,
но
и
языка
общения
с
иностранными
коллегами
и
специалистами
.
3.
Образование
должно
быть
опережающим
на
основании
системного
подхода
к
изучению
любого
физического
явления
,
процесса
или
объекта
.
Речь
идёт
о
том
,
что
,
во
-
первых
,
многие
технологии
быстро
устаревают
.
Есть
такой
термин
«
период
полу
-
распада
знаний
(
ППРЗ
)».
Например
,
в
электронике
,
компьютерных
технологиях
ППРЗ
составляет
1,5—
2
года
.
Во
-
вторых
,
отсутствие
системного
взгляда
часто
приводит
к
неверным
суждениям
,
что
особенно
про
-
является
в
больших
электроэнергетических
систе
-
мах
.
В
основу
магистерского
(
также
как
и
потерянного
инженерного
)
образования
должен
быть
положен
си
-
стемный
подход
,
в
котором
любой
технический
эле
-
мент
(
деталь
,
процесс
,
явление
,
дисциплина
и
т
.
д
.)
рассматривается
в
его
взаимосвязи
как
часть
более
общего
.
Системный
подход
позволяет
выявить
при
-
чинно
-
следственную
связь
в
изучаемых
явлениях
и
процессах
,
чего
зачастую
наше
высшее
образование
не
обеспечивает
.
4.
Только
научный
подход
в
образовании
(
дру
-
гими
словами
—
только
собственная
научная
Рис
.
Возможная
модель
двухуровневой
подготовки
специалистов
для
электроэнергетики
годы
И
М
1/2
6
5
4
3
2
1
0
1/3
1/6
Бакалавриат
10
АКЦЕНТ
школа
кафедры
)
может
обеспечить
требование
к
обучению
на
опережение
.
Характерным
примером
может
служить
формирование
трёх
магистерских
программ
по
направлению
«
Электроэнергетика
и
электротехника
»
для
Международного
универси
-
тета
ШОС
на
сновании
предложений
кафедр
УРФУ
(
Екатеринбург
),
НИУ
«
МЭИ
» (
Москва
),
НГТУ
(
Ново
-
сибирск
).
Министерство
образования
и
науки
РФ
не
стало
создавать
единую
универсальную
магистер
-
скую
программу
,
а
представило
в
МУШОС
три
про
-
граммы
трёх
наиболее
сильных
научных
школ
,
обе
-
спечивая
возможность
выбора
по
интересам
.
Поскольку
в
настоящее
время
пока
отсутствует
Государственный
образовательный
стандарт
инже
-
нерной
подготовки
специалистов
по
направлению
«
Электроэнергетика
и
электротехника
»,
то
следует
воспользоваться
вышеотмеченным
опытом
разра
-
ботки
Самостоятельного
образовательного
стандар
-
та
(
СОС
)
магистратуры
по
данному
направлению
для
МУШОС
,
привлекая
соответствующие
выпускающие
кафедры
ряда
других
втузов
.
5. «
Практико
-
ориентированное
»
обучение
чаще
всего
в
технике
становится
тормозом
научно
-
технического
прогресса
.
При
формиро
-
вании
инженерной
и
магистерской
программ
в
их
со
-
держательной
части
чаще
всего
нельзя
ориентиро
-
ваться
только
на
запросы
производственной
сферы
и
работодателей
,
как
это
декларируется
в
министер
-
ских
концепциях
.
Работодатель
и
«
практика
»
никогда
не
формировали
новое
научное
направление
.
Они
иногда
формулируют
задачи
,
но
не
способ
и
метод
их
решения
.
Более
того
,
производственная
сфера
уже
сейчас
компенсирует
дефицит
инженеров
,
во
-
первых
,
зама
-
нивая
студентов
на
работу
и
отрывая
их
от
учебного
процесса
,
во
-
вторых
,
заказывая
на
платной
основе
магистров
и
рассматривая
их
как
улучшенных
инже
-
неров
,
тем
самым
снижая
приток
молодёжи
к
научно
-
педагогической
деятельности
.
Придерживаюсь
точки
зрения
,
согласно
которой
магистры
в
составе
научно
-
исследовательских
кол
-
лективов
должны
уметь
найти
или
разработать
под
-
ходящий
способ
или
метод
решения
поставленной
задачи
.
Инженеры
должны
найти
и
предложить
соот
-
ветствующую
технологию
реализации
и
технические
разработки
с
учётом
критериев
экономичности
и
на
-
дёжности
.
Действительно
,
практик
много
знает
о
современ
-
ном
состоянии
,
но
не
может
без
теории
заглянуть
в
будущее
,
дать
не
только
новое
направление
,
но
и
новый
импульс
развитию
техники
.
Ещё
раз
должен
оговориться
—
это
не
касается
одиночек
мирового
уровня
,
что
не
решает
проблему
в
целом
.
Это
также
не
означает
,
что
роль
практики
в
образовании
нужно
принизить
или
исключить
.
Безусловно
,
когда
работо
-
датели
и
проектно
-
эксплуатационные
организации
формируют
свои
научно
-
исследовательские
подраз
-
деления
и
опираются
на
сотрудничество
с
выпуска
-
ющими
кафедрами
,
то
такое
научное
и
практическое
взаимодействие
становится
исключительно
полез
-
ным
и
продуктивным
для
обеих
сторон
.
Характерным
примером
является
роль
Системного
оператора
ЕЭС
и
его
филиалов
в
сохранении
научного
потенциала
и
подготовке
специалистов
на
многих
выпускающих
кафедрах
электроэнергетического
профиля
.
6.
Индивидуализация
обучения
и
повышение
материальной
заинтересованности
препода
-
вателей
в
подготовке
специалистов
.
Все
идеи
вышестоящих
пяти
пунктов
рухнут
как
карточный
домик
,
если
не
будет
решена
важнейшая
проблема
взаимодействия
«
ученик
—
учитель
», «
студент
—
преподаватель
».
Отрывая
одно
от
другого
,
заведо
-
мо
губим
результат
,
то
есть
качество
образования
.
Как
было
отмечено
выше
,
в
современной
рос
-
сийской
системе
высшего
технического
образования
торжествует
гуманитарный
подход
,
в
котором
роль
преподавателя
столь
занижена
,
что
не
дано
даже
думать
об
индивидуализации
обучения
,
без
которой
невозможно
развивать
у
студента
инженерное
мыш
-
ление
и
научную
инициативу
выпускников
второго
уровня
,
хотя
для
бакалавров
это
в
какой
-
то
мере
приемлемо
.
Известно
,
что
«
личностно
ориентиро
-
ванная
педагогика
»
в
рамках
«
болонского
процесса
»
перенесена
на
высшее
техническое
образование
как
«
студенто
-
ориентированное
»
обучение
.
Поскольку
вся
педагогика
такого
обучения
направлена
на
все
-
стороннее
развитие
личности
,
то
,
по
признанию
иде
-
ологов
такого
образования
,
его
можно
реализовать
лишь
в
малой
группе
и
на
индивидуальных
занятиях
,
а
это
приводит
к
противоречию
со
структурой
вузов
-
ского
образования
,
в
котором
не
заложена
индивиду
-
ализация
обучения
ни
по
времени
,
ни
по
заработной
плате
преподавателей
.
Более
того
,
если
на
стадии
бакалавриата
ещё
можно
говорить
о
том
,
что
вузовское
преподавание
должно
помочь
студенту
сориентироваться
в
выборе
направления
будущей
профессиональной
деятель
-
ности
,
то
вторая
ступень
инженерного
и
магистерско
-
го
образования
не
предполагает
формирования
лич
-
ности
,
а
ставит
совсем
другие
цели
,
о
которых
шла
речь
выше
.
Здесь
нужна
индивидуализация
учебных
и
исследовательских
задач
,
чтобы
обеспечить
само
-
стоятельную
работу
студентов
.
Самостоятельная
работа
должна
сопровождаться
усилением
взаимо
-
действия
«
студент
—
преподаватель
(
профессор
)»,
так
как
необходимо
совместное
проведение
экспе
-
риментов
,
научных
и
лабораторных
исследований
,
написание
статей
и
докладов
и
др
.
Немаловажным
фактором
является
личное
научно
-
творческое
и
ду
-
ховное
общение
студента
с
преподавателем
.
Такая
индивидуализация
взаимоотношения
«
пре
-
подаватель
—
студент
»
без
достойной
оплаты
труда
преподавателей
второго
уровня
образования
невоз
-
можна
,
а
без
этого
невозможно
обеспечить
высокое
качество
высшего
электроэнергетического
образо
-
вания
.
Как
следствие
,
инженерное
и
магистерское
образование
не
должно
быть
коммерческим
,
чтобы
убрать
зависимость
зарплаты
преподавателей
от
числа
выпускников
.
Здесь
же
считаю
уместным
об
-
ратить
внимание
на
опасность
перекосов
в
балль
-
но
-
рейтинговой
системе
оценки
знаний
студентов
на
второй
ступени
технического
образования
.
При
-
нижая
роль
преподавателя
на
этапе
экзаменацион
-
ных
испытаний
,
сталкиваемся
с
ситуациями
,
когда
11
№
1 (28),
январь
–
февраль
, 2015
«
усердный
бездарь
»
получает
зелёный
свет
на
даль
-
нейшее
обучение
несмотря
на
полученную
неудов
-
летворительную
оценку
.
Полезно
отметить
ещё
один
серьёзный
аргумент
для
обоснования
усиления
индивидуализации
обу
-
чения
специалистов
через
непрерывное
взаимодей
-
ствие
с
преподавателями
.
Различные
по
характеру
и
направленности
заказы
предприятий
электроэнер
-
гетики
обусловливают
решение
вопросов
узкопро
-
фильной
подготовки
отдельных
специалистов
для
разработки
и
внедрения
новых
наукоёмких
техноло
-
гий
в
конкретных
условиях
заказчиков
.
При
существующем
«
поточном
»
обучении
,
когда
действует
соотношение
1:10 (
на
одного
препода
-
вателя
приходится
10
студентов
),
нельзя
добиться
высокого
качества
подготовки
технических
специ
-
алистов
.
Европейские
и
американские
показатели
не
только
в
магистратуре
,
но
и
в
бакалавриате
и
ин
-
женерной
подготовке
по
техническим
направлениям
колеблются
вокруг
1:4.
Зарубежная
профессура
тра
-
тит
меньше
времени
на
аудиторные
занятия
(200—
250
часов
)
и
больше
занимается
с
отдельными
сту
-
дентами
.
Что
заставляет
нас
задуматься
?
Проблему
под
-
готовки
инженерных
кадров
в
России
обсуждали
29.03.2011
на
брифинге
в
РИА
«
Новости
»
помощник
президента
РФ
Аркадий
Дворкович
,
заместитель
ми
-
нистра
образования
и
науки
РФ
Алексей
Пономарев
и
заместитель
министра
промышленности
и
торговли
РФ
Андрей
Дементьев
.
Обсудили
массу
вопросов
—
от
обеспечения
инженеров
жильём
до
повышения
стипендии
на
приоритетных
инженерных
специаль
-
ностях
.
Но
в
этом
обсуждении
не
было
ни
одного
слова
о
роли
и
месте
преподавателей
в
подготовке
инженерных
кадров
.
23
июня
2012
года
новый
министр
образования
и
науки
Д
.
В
.
Ливанов
назвал
3
главных
изменения
в
системе
образования
в
ближайшее
время
:
струк
-
турные
,
институциональные
и
содержательные
.
Но
при
этом
оставил
открытым
вопрос
:
могут
ли
препо
-
даватели
рассчитывать
на
нормальный
образ
жизни
без
поиска
дополнительного
заработка
и
не
снижать
качество
инженерного
образования
?
В
конце
прошлого
, 2014
года
в
связи
с
выявлен
-
ными
недостатками
подготовки
инженерных
кадров
Министерство
образования
и
науки
РФ
разработа
-
ло
усовершенствованную
модель
двухступенчато
-
го
технического
образования
на
базе
«
инженерного
бакалавриата
»
с
разделением
магистратуры
на
две
самостоятельные
параллельные
структуры
: «
инже
-
нерная
магистратура
»
и
«
научно
-
исследовательская
магистратура
».
При
этом
параллельно
с
«
инженер
-
ным
бакалавриатом
»
будет
существовать
«
приклад
-
ной
бакалавриат
(
под
заказ
)».
И
опять
идеологам
(
разработчикам
)
этой
транс
-
формации
в
условиях
отсутствия
обратной
связи
с
выпускающими
инженерными
кафедрами
кажется
,
что
ими
сделан
верный
шаг
.
Если
этот
шаг
рассма
-
тривать
с
позиций
проблем
электроэнергетики
,
то
есть
обеспечения
научно
-
технического
прогресса
и
надёжного
безаварийного
(
без
тяжёлых
послед
-
ствий
)
энергоснабжения
государства
,
то
ни
по
одно
-
му
из
перечисленных
выше
пунктов
положительного
сдвига
не
наблюдается
.
Предлагаемая
в
данной
статье
модель
подготов
-
ки
инженеров
(1,5
года
)
для
электроэнергетики
на
основе
четырёхлетнего
профильного
бакалавриата
,
несмотря
на
возрастание
затрат
на
преподавание
на
втором
уровне
,
оказывается
не
такой
уж
обремени
-
тельной
для
государственного
бюджета
по
сравнению
с
министерской
моделью
«
инженерной
магистрату
-
ры
» (2
года
).
Разница
состоит
в
цели
и
возможности
её
достижения
.
ВЫВОДЫ
1.
Для
обеспечения
научно
-
технического
прогрес
-
са
и
энергетической
безопасности
России
в
области
электроэнергетики
необходимо
на
базе
пока
ещё
со
-
хранившейся
школы
инженерии
создавать
новую
вторую
ступень
высшего
инженерного
и
научно
-
технического
образования
с
конкурсным
отбором
из
бакалавров
ограниченного
числа
претендентов
на
эту
ступень
подготовки
специалистов
.
2.
При
этом
необходимо
готовить
,
например
:
•
бакалавров
,
как
эксплуатационников
существую
-
щего
оборудования
и
для
поддержания
действу
-
ющих
технологических
процессов
, — 65%;
•
инженеров
,
как
разработчиков
и
/
или
для
внедре
-
ния
новых
технологий
и
оборудования
, — 25%;
•
магистров
для
научно
-
исследовательской
рабо
-
ты
,
а
также
для
работы
в
вузе
— 10% .
3.
Обеспечить
высокое
качество
инженерного
и
магистерского
образования
без
индивидуализации
обучения
и
усиления
статуса
преподавателей
(
как
в
материальном
,
так
и
в
моральном
плане
)
невоз
-
можно
.
4.
Гуманитарные
представления
о
техническом
образовании
без
учёта
его
влияния
на
научно
-
тех
-
нический
прогресс
не
должны
превалировать
и
по
-
давлять
мнение
профессуры
,
специализирующейся
в
педагогике
инженерно
-
технического
образования
и
формировании
инженерного
мышления
.
Оригинал статьи: Электроэнергетике России — новое инженерное образование
20 января в рамках экспертной секции «Электрические сети» Консультативного совета при председателе комитета Государственной Думы РФ по энергетике состоялась встреча главы комитета ГД по энергетике Ивана ГРАЧЕВА с профессором УрФУ Петром БАРТОЛОМЕЕМ. Организатором встречи выступила главный редактор журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» Екатерина ГУСЕВА.