Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого

Page 1
background image

Page 2
background image

ПУТЕ-

ШЕСТВИЕ В 

ПРОШЛОЕ

112

к

а

к

 э

т

о

 б

ы

л

о

как это было

С

ему

 

яркому

 

событию

 

по

-

священо

 

немало

 

произве

-

дений

 

русских

 

художников

Приведем

 

одно

 

из

 

них

 — 

Алексея

 

Боголюбова

а

 

также

 

карти

-

ну

 

Оскара

 

Гофмана

 

и

 

Юлия

 

Клевера

запечатлевшую

 

колокольню

 

Ивана

 

Великого

 

во

 

всем

 

своем

 «

электриче

-

ском

 

великолепии

», 

но

 

годом

 

позже

 — 

на

 

Пасху

 1884 

г

.

Электричество

 

при

 

иллюминации

 

Кремля

 

в

 1883 

г

конкурировало

 

с

 

допотопным

 

шкаликовым

 

освещени

-

ем

в

 

котором

 

употреблялись

 

плошки

 

с

 

жидким

 

горючим

 

и

 

фитилями

Кро

-

ме

 

того

для

 

задуманной

 

иллюмина

-

ции

 

пришлось

 

устроить

 

временную

 

передачу

 

электроэнергии

 

высокого

 

напряжения

 

по

 

проводам

перебро

-

шенным

 

через

 

Москву

-

реку

.

Коронационная

 

комиссия

 

во

 

главе

 

с

 

П

.

А

Рихтером

изыскивая

 

всяческие

 

возможности

 

сократить

 

государственные

 

расходы

обрати

-

лась

 

в

 

Морское

 

министерство

 

за

 

со

-

действием

 

в

 

этом

 

похвальном

 

деле

В

 

комиссии

 

оказался

 

и

 

лейтенант

 

минного

 

офицерского

 

класса

 

в

 

Крон

-

штадте

 

Евгений

 

Павлович

 

Тверити

-

нов

 (1850—1920). 

По

 

завершении

 

грандиозного

 

события

 

сей

 

славный

 

офицер

 

выпустил

 

подробный

 

отчет

 

о

 

проделанной

 

работе

 (

см

фото

).

Правда

позже

 

между

 

ним

 

и

 

ре

-

дактором

  «

Электричества

» 

Владими

-

ром

 

Николаевичем

 

Чиколевым

 

на

 

страницах

 

этого

 

журнала

 

разгоре

-

лась

 

полемика

 

по

 

поводу

 

оптималь

-

ности

 

выбранного

 

технического

 

ре

-

шения

Но

 

мы

 

в

 

нее

 

вдаваться

 

не

 

будем

  (

как

 

и

 

в

 

детали

 

устройства

 

и

 

контроля

 

за

 

работой

 

паровых

 

и

 

элек

-

трических

 

машин

проводов

 

и

 

ламп

); 

главное

что

 

электрическая

 

иллюми

-

нация

 

Кремля

 

произвела

 

неизглади

-

мое

 

впечатление

 

на

 

публику

.

Вот

 

какое

 

живое

 

впечатление

 

получил

 

великий

 

князь

 

Константин

 

Николаевич

  (

из

 

его

 

письма

 

к

 

воз

-

любленной

 

Анне

 

Васильевне

 

Кузне

-

цовой

 

от

 15 

мая

 1883 

г

.): <…> 

«

Ве

-

чером

 

в

 10 

ч

я

 

с

  [

дочерью

Олей

 

Электрическая 

иллюминация

 колокольни 

Ивана Великого

В этом очерке рассказывается о достаточно заметном 
явлении в жизни столицы России, а именно об элек-
трической иллюминации колокольни Ивана Великого 
и кремлевских башен в дни коронационных торжеств 
15 мая 1883 г., когда в Москву прибыли из Санкт-
Петербурга Александр III, его супруга Мария Федоров-
на и весь императорский двор.

Михаил КЛАССОН


Page 3
background image

113

№ 3, ноябрь-декабрь, 2010

Алексей

 

Боголюбов

Иллюминация

 

Кремля

 (

в

 

коронацию

)

Оскар

 

Гофман

 

и

 

Юлий

 

Клевер

Кремль

Праздничная

 

иллюминация

отправился

 

в

 

коляске

 

посмотреть

 

на

 

иллюминацию

Думали

 

сделать

 

маленький

 

круг

 

через

 

оба

 

моста

чтоб

 

видеть

 

Кремль

 

с

 

того

 

берега

 

и

 

вернуться

 

через

 

Красную

 

площадь

Это

 

можно

 

сделать

 

в

 

четверть

 

часа

а

 

это

 

потребовало

 

час

 

времени

та

-

кая

 

всюду

 

страшная

 

толпа

 

и

 

давка

так

 

подчас

 

просто

 

страшно

 

бывало

С

 

такими

 

массами

 

народа

с

 

такой

 

толпой

 

никакая

 

полиция

 

справиться

 

не

 

в

 

состоянии

Проехали

 

мы

 

толь

-

ко

 

благодаря

 

тому

что

 

нас

 

узнали

и

 

конные

 

жандармы

 

ехали

 

впереди

 

и

 

прочищали

 

для

 

нас

 

дорогу

Особен

-

но

 

трудно

 

и

 

иногда

 

просто

 

страшно

 

было

 

на

 

мостах

 

и

 

в

 

Кремлевских

 

воротах

  (

в

 

Никольских

). 

Но

 

толпа

 

эта

 

была

 

какая

-

то

 

особенно

 

добро

-

душная

веселая

приветливая

че

-

ресчур

 

даже

 

приветливая

оглушала

 

страшной

 «

урой

», 

и

 

нигде

 

я

 

не

 

видел

 

ни

 

пьяных

ни

 

малейшего

 

безоб

-

разия

а

 

только

 

полную

 

веселость

 

и

 

радость

 

и

 

ликование

Электрическое

 

освещение

 

Ивана

 

Великого

 

пред

-

ставляло

 

эффект

 

просто

 

волшебный

 

и

 

никогда

 

еще

 

не

 

бывалый

. 3500 

мелких

 

лампочек

 

Эдисона

 

рисовали

 

все

 

архитектурные

 

линии

и

 

главы

и

 

кресты

Простые

 

иллюминации

 

горе

-

ли

 

плохо

потому

 

что

 

и

 

вечером

 

почти

 

все

 

время

 

шел

 

дождь

».

А

 

теперь

 

предоставим

 

слово

 

лей

-

тенанту

 

Тверитинову

«

Мысль

 

осве

-

тить

 

колокольню

 

Ивана

 

Великого

 

электрическими

 

лампами

 

накалива

-

ния

 

принадлежит

 

подполковнику

 

М

.

П

Фабрициусу

Коронационная

 

комис

-

сия

имея

 

в

 

виду

 

сокращение

 

рас

-

ходов

 

по

 

устройству

 

электрической

 

иллюминации

 

Кремля

обратилась

 

с

 

просьбою

 

к

 

Морскому

 

министер

-

ству

 

ссудить

 

на

 

время

 

электрические

 

машины

 

и

 

другие

 

принадлежности

 

по

 

электрическому

 

освещению

Для

 

обсуждения

 

тех

 

средств

которые

 

по

-

надобятся

 

при

 

устройстве

 

электриче

-

ской

 

иллюминации

в

 

коронацион

-

ную

 

комиссию

 

был

 

командирован

 

от

 

минного

 

офицерского

 

класса

 

лейте

-

нант

 

Тверитинов

.

При

 

обсуждении

 

вопроса

 

выясни

-

лась

 

необходимость

 

не

 

только

 

в

 

ма

-

териальном

 

пособии

но

 

и

что

 

еще

 

важнее

 

всего

в

 

личном

 

составе

 

для

 

устройства

 

освещения

т

.

е

в

 

минных

 

офицерах

 

и

 

минерах

*

Кроме

 

осве

-

щения

 

колокольни

 

было

 

предположе

-

но

 

установить

 

на

 

кремлевских

 

баш

-

нях

 10 

больших

 

электрических

 

солнц

Так

 

как

 

для

 

ламп

 

накаливания

 

и

 

для

 

солнц

 

предполагалось

 

употребить

главным

 

образом

машины

 

с

 

посто

-

янным

 

током

то

 

свободных

 

машин

 

Морского

 

министерства

 

не

 

достало

и

 

потому

 

было

 

решено

 

просить

 

не

-

сколько

 

таких

 

машин

 

у

 

артиллерий

-

ского

 

ведомства

**

.

Все

 

электрические

 

машины

 

пред

-

полагалось

 

поставить

 

неподалеку

 

от

 

колокольни

 

и

 

кремлевских

 

башен

 

*

  

Лампы

 

накаливания

 

начали

 

применяться

 

в

 

минном

 

классе

 

с

 1881 

г

., 

когда

 

этих

 

ламп

 

еще

 

вовсе

 

не

 

было

 

в

 

Петербурге

. — 

Прим

Е

.

П

Тверитинова

.

**

  

Далее

 

мы

 

увидим

что

 

означенные

 

машины

 

были

 

употребляемы

 

только

 

для

 

солнц

. — 

Прим

.

 

Е

.

П

Тверитинова

.


Page 4
background image

114

ПУТЕШЕСТВИЕ 

В ПРОШЛОЕ

так

что

 

к

 

тому

 

числу

 

кабеля

которое

 

могла

 

дать

 

минная

 

часть

 

Морского

 

министерства

  (

около

 10000 

футов

), 

приходилось

 

прикупить

 

около

 2000 

футов

Для

 

вращения

 

электрических

 

машин

 

решено

 

было

 

взять

 

напрокат

 

локомобили

 

у

 

г

Листа

с

 

которым

 

ко

-

ронационная

 

комиссия

 

и

 

заключила

 

контракт

.

<…> 

При

 

осмотре

 

местности

 

в

 

конце

 

января

 (1883 

г

.) 

председатель

 

коронационной

 

комиссии

 

П

.

А

Рих

-

тер

 

нашел

 

невозможным

 

ставить

 

ло

-

комобили

 

и

 

электрические

 

машины

 

в

 

Кремле

Действительно

при

 

такой

 

установке

 

шум

дым

 

и

 

присутствие

 

большого

 

числа

 

машинистов

 

и

 

коче

-

гаров

 

внутри

 

Кремля

 

представляли

 

большие

 

неудобства

Было

 

предло

-

жено

 

установить

 

машины

 

на

 

Софий

-

ской

 

набережной

 

на

 

дворе

 

завода

 

г

Листа

в

 

расстоянии

 

около

 400 

са

-

жен

 

от

 

колокольни

 

Ивана

 

Великого

.

С

 

одной

 

стороны

новое

 

место

 

для

 

электрических

 

машин

 

представляло

 

некоторые

 

преимущества

на

 

дворе

 

завода

 

был

 

готовый

 

водопровод

не

 

требовалось

 

перевозить

 

локомобили

 

Листа

 

в

 

Кремль

 

и

 

обратно

и

 

облег

-

чался

 

присмотр

С

 

другой

 

же

 

сторо

-

ны

увеличение

 

расстояния

 

между

 

лампами

 

и

 

электрическими

 

маши

-

нами

 

влекло

 

громадные

 

расходы

 

на

 

кабели

 (

проводники

). 

Стоимость

 

про

-

водников

 

при

 

устройстве

 

электриче

-

ского

 

освещения

 

составляет

как

 

из

-

вестно

один

 

из

 

главных

 

расходов

.

Итак

для

 

освещения

 

колокольни

 

на

 

Софийской

 

наб

были

 

устроены

 

два

 

сарая

в

 

которых

 

разместили

 

ло

-

комобили

взятые

 

напрокат

 

у

 

г

Листа

и

 

динамомашины

Еще

 

три

 

сарая

для

 

работы

 

дуговых

 

прожекторов

 

на

 

кремлевских

 

башнях

разместились

  

 

под

 

стенами

 

Кремля

  (

с

 

ди

-

Шесть

 

десятков

 

проводов

 

было

 

проложено

 

на

 

девяти

 

деревянных

 

столбах

два

 

из

 

которых

 

установили

 

по

 

обе

 

стороны

 

реки

А

 

на

 

куполах

 

колокольни

 

Ивана

 

Великого

 

протя

-

нули

 

несколько

 

тысяч

 

сажен

 

белого

 

манильского

 

каната

к

 

которому

 

и

 

крепили

 

лампы

 

Эдисона

.

Е

.

П

Тверитинов

 

так

 

объяснял

 

вы

-

бор

 

последних

«

Предпочтение

 

ламп

 

накаливания

 

Эдисона

 

перед

 

другими

 

системами

 

объясняется

 

сравнитель

-

ною

 

дешевизною

 

их

 

и

 

экономично

-

стью

т

.

е

при

 

этих

 

лампах

 

от

 

паровой

 

силы

 

можно

 

было

 

получить

 

наиболь

-

шее

 

число

 

светящихся

 

точек

 

с

 

силой

 

света

 

вполне

 

достаточною

 

для

 

обри

-

совки

 

архитектурных

 

линий

 

колоколь

-

ни

что

 

было

 

задачею

 

освещения

Кроме

 

того

лампы

 

Эдисона

 

находи

-

лись

 

уже

 

в

 

большом

 

употреблении

 

в

 

минном

 

классе

 

и

 

были

 

всесторонне

 

исследованы

например

нам

 

было

 

известно

что

 

накаленная

 

лампочка

 

не

 

лопнет

 

во

 

время

 

горения

 

не

 

толь

-

ко

 

от

 

дождя

но

 

даже

 

и

 

от

 

снега

».

В

 

результате

 

применения

 

высоко

-

го

 

напряжения

 

Е

.

П

Тверитинов

 

не

 

только

 

уложился

 

в

 

смету

 

коронаци

-

онных

 

торжеств

но

 

и

 

сэкономил

 

каз

-

не

 

немалые

 

деньги

А

 

объемы

 

работ

 

были

 

колоссальные

в

 

то

 

время

 

как

 

сроки

 

их

 

вы

-

полнения

 

сжа

-

тые

 — 

всего

 2,5 

месяца

:

намомашинами

 

постоянного

 

тока

одолженными

 

у

 

Артиллерийского

 

ведомства

.

Но

 

главной

 

проблемой

 

для

 

Е

.

П

Тверитинова

как

 

мы

 

уже

 

могли

 

понять

стали

 

поиски

 

схемы

 

для

 

вы

-

работки

 

и

 

транспортировки

 

электри

-

чества

 

через

 

Москву

-

реку

 

до

 

коло

-

кольни

.

При

 

реализации

 

обычной

 

схе

-

мы

 — 

машины

 

постоянного

 

тока

 — 

медные

 

провода

 

диаметром

 6 

мм

 

и

 

суммарной

 

протяженностью

 168 

тыс

футов

  (

для

 

прокладки

 30 

цепей

 

по

 100—150 

ламп

 

Эдисона

 

в

 

каждой

 

цепи

 

на

 

напряжение

 48 

В

соеди

-

ненных

 

параллельно

) — 

пришлось

 

бы

 

далеко

 

выйти

 

за

 

пределы

 

сметы

Поэтому

 

решили

 

применить

 

машины

 

переменного

 

тока

 

Сименса

 

и

 

Грам

-

ма

употреблявшиеся

 

для

 

питания

 

свечей

 

Яблочкова

 

и

 

вырабатывав

-

шие

 

значительное

 

напряжение

Опы

-

ты

 

показали

что

 

при

 

частоте

 

враще

-

ния

 

около

 700 

об

/

мин

 

они

 

давали

 

свыше

 1000 

В

!

При

 

подсоединении

 

к

 

каждой

 

электрической

 

машине

 

десяти

 

вет

-

вей

по

 15 

ламп

 

Эдисона

 

последо

-

вательно

 

в

 

каждой

 

ветви

можно

 

было

 

применить

 

проволоки

 

диаме

-

тром

 

около

 0,5—0,7 

мм

в

 

изобилии

 

имевшиеся

 

на

 

складе

 

минной

 

части

 

(

правда

эти

 

не

 

очень

 

длинные

 

про

-

волоки

 

пришлось

 

соединять

 

друг

 

с

 

другом

 

и

кроме

 

того

скручивать

 

по

 

три

 

штуки

 

в

 

один

 

провод

). 

Сопротив

-

ление

 

каждой

 

лампы

 

в

 

накаленном

 

состоянии

 

составляло

 70 

Ом

соот

-

ветственно

 

десяти

 

ветвей

 

по

 15 

ламп

 

в

 

каждой

 — 105 

Ом

сопротивление

 

проводов

 

от

 

каждой

 

машины

 — 

17,5 

Ом

Нетрудно

 

посчитать

что

 

при

 

силе

 

тока

 

в

 7,5—8 

А

 

напряжение

 

на

 

клеммах

 

электрических

 

машин

 

до

-

стигало

 920—980 

В

.


Page 5
background image

115

№ 3, ноябрь-декабрь, 2010

«

Четырнадцатичасовой

 

опыт

про

-

изведенный

 

в

 

Кронштадте

 

в

 

начале

 

февраля

 

с

 

двумя

 8-

свечевыми

 

ма

-

шинами

  [

Сименса

при

 

сказанном

 

выше

 

соединении

 

цепей

 

и

 5000 

фу

-

тах

 

тонкого

 

проводника

подтвердил

 

полную

 

практичность

 

решения

 

зада

-

чи

С

 

этого

 

момента

 

устройство

 

элек

-

трической

 

иллюминации

 

можно

 

было

 

считать

 

обеспеченным

без

 

увеличе

-

ния

 

расходов

 

и

 

при

 

том

 [

их

числе

ко

-

торое

 

было

 

назначено

 

проектом

.

Впоследствии

в

 

Москве

схема

 

была

 

несколько

 

изменена

 

для

 

умень

-

шения

 

числа

 

оборотов

 

электриче

-

ских

 

машин

а

 

именно

было

 

взято

 

для

 

каждой

 8-

свечевой

 

машины

 10 

ветвей

 

по

 15 

ламп

 

в

 

каждой

 

ветви

 

последовательно

что

 

дает

 

в

 

сумме

 

150 

ламп

*

.

<…> 

В

 

начале

 

февраля

 

месяца

как

 

мы

 

видели

выяснилась

 

только

 

возможность

 

устройства

 

иллюми

-

нации

 

при

 

имеемых

 

средствах

Так

 

как

 

иллюминацию

 

следовало

 

при

-

готовить

 

к

 1-

му

 

мая

а

 

генеральную

 

репетицию

  [

провести

еще

 

раньше

 

(

к

 20 

апреля

), 

то

 

на

 

устройство

 

оста

-

валось

 

всего

 2½ 

месяца

.

В

 

эти

 

два

 

с

 

половиною

 

месяца

 

должны

 

были

 

быть

 

выполнены

 

следу

-

ющие

 

работы

 

по

 

устройству

 

освеще

-

ния

 

на

 

колокольне

 

Ивана

 

Великого

 

и

 

по

 

установке

 10 

больших

 

солнц

 

на

 

кремлевских

 

башнях

:

1) 

Повторить

 

в

 

Москве

 

опыт

про

-

изведенный

 

в

 

Кронштадте

для

 

чего

 

нужно

 

было

 

установить

 

временно

 

один

 

локомобиль

 

с

 

двумя

 

электриче

-

скими

 

машинами

.

2) 

Доставить

 

в

 

Москву

 25 

элек

-

трических

 

машин

 

переменного

 

тока

 

с

 

возбудителями

, 20 

машин

 

постоян

-

ного

 

тока

проводники

 

тонкие

 

в

 

ко

-

личестве

 180000 

футов

проводники

 

толстые

 

в

 

количестве

 10000 

футов

10 

больших

 

фонарей

, 15 

малых

электрические

 

лампы

материалы

инструменты

 

и

 

т

.

д

Общий

 

вес

 

груза

 

был

 

более

 2500 

пудов

.

3) 

Укрепить

 

лампы

 

на

 

колоколь

-

не

для

 

чего

 

требовалось

 

придумать

 

такое

 

устройство

чтобы

 

избегнуть

 

лесов

 

и

 

чтобы

 

лампы

 

в

 

каждый

 

мо

-

мент

 

можно

 

было

 

осмотреть

**

.

4) 

Установить

 22 

локомобиля

 

и

 

70 

разных

 

электрических

 

машин

 

в

 5 

сараях

в

 

двух

 

на

 

дворе

 

завода

 

Листа

 

и

 

в

 

трех

 

у

 

кремлевских

 

стен

Большинство

 

электрических

 

машин

 

не

 

могло

 

быть

 

отпущено

 

раньше

 

кон

-

ца

 

февраля

так

 

как

 

часть

 

их

 

ремон

-

тировалась

 

после

 

зимних

 

занятий

 

с

 

офицерами

 

и

 

минерами

а

 

часть

 

еще

 

была

 

занята

 

в

 

разных

 

местах

.

Локомобили

 

же

 

могли

 

быть

 

по

-

лучены

 

по

 

контракту

 

только

 

к

 

нача

-

лу

 

апреля

Кроме

 

того

требовалось

 

выстроить

 

сараи

постройка

 

которых

 

замедлялась

 

вследствие

 

недостатка

 

рабочих

.

5) 

Провести

 

от

 

завода

 

Листа

 

к

 

ко

-

локольне

 

до

 60 

проводов

для

 

чего

 

предварительно

 

требовалось

 

устано

-

вить

 

столбы

 

и

 

испытать

 

этот

 

способ

 

проводки

.

6) 

Устроить

 

станцию

 

для

 

измери

-

тельных

 

приборов

 

и

 

коммутаторов

 

и

 

провести

 

телефон

.

7) 

Установить

 

фонари

 

на

  [

крем

-

левских

башнях

 

и

 

провести

 

провод

-

ники

Предварительно

 

требовалось

 

ремонтировать

 

несколько

 

лестниц

ведущих

 

на

 

башни

.

8) 

Наконец

сделать

 

много

 

опы

-

тов

 

для

 

испытания

 

всей

 

системы

 

и

 

приучения

 

кочегаров

».

И

наконец

венец

 

деятельности

 

нашего

 

героя

назначенного

 

заведу

-

ющим

 

временной

 

станцией

 

во

 

дворе

 

завода

 

Листа

«

Наступил

 

знамена

-

тельный

 

день

 15-

го

 

мая

Накануне

 

ночью

 

шел

 

дождь

утром

 

и

 

днем

 15-

го

 

*

  

Таким

 

образом

на

 

каждую

 

машину

 

получено

 

по

 10 

лишних

 

ламп

что

 

в

 

сумме

 

на

 

20 

с

 

лишком

 

машин

 

дало

 

более

 200 

ламп

. — 

Примеч

Е

.

П

Тверитинова

.

**

  

На

 

отакелаживание

 

колокольни

 

употреблено

 

несколько

 

тысяч

 

сажен

 

троса

. — 

При

-

меч

.

 

Е

.

П

Тверитинова

.

мая

 

тоже

 

накрапывал

 

по

 

временам

 

дождь

В

 5 

часов

 

вечера

 

был

 

отслу

-

жен

 

в

 

помещении

 

локомобилей

 

мо

-

лебен

после

 

которого

 

дан

 

рабочим

 

чай

а

 

в

 6½ 

приступили

 

к

 

разводке

 

паров

Освещение

 

должно

 

было

 

на

-

чаться

 

ровно

 

в

 9 

часов

 

вечера

 

по

 

часам

 

на

 

Спасской

 

башне

Погода

не

 

благоприятствовавшая

 

обыкно

-

венной

 

иллюминации

т

.

к

шкалики

 

были

 

почти

 

наполнены

 

водою

оче

-

видно

не

 

могла

 

причинить

 

никакого

 

вреда

 

электрическим

 

лампочкам

Напротив

дождь

 

смыл

 

с

 

лампочек

 

пыль

т

.

е

способствовал

 

яркости

 

ис

-

точников

Ветер

задувший

 

к

 

вечеру

 

и

 

тушивший

 

шкалики

тоже

 

не

 

мог

 

принести

 

никакого

 

ущерба

 

электри

-

ческому

 

освещению

.

Ровно

 

в

 9 

ч

раздались

 

команда

 

и

 

свисток

 

локомобиля

и

 

колокольня

 

Ивана

 

Великого

 

моментально

 

засия

-

ла

 

тысячами

 

огней

По

 

мере

 

уравни

-

вания

 

хода

  [

каждого

 

локомобиля

с

 

наблюдательного

 

поста

устроенного

 

на

 

крыше

 

сарая

 

 1 

и

 

соединенно

-

го

 

переговорною

 

трубою

 

со

 

станци

-

ею

 [

измерительных

 

приборов

], 

стали

 

доходить

 

наблюдения

: «

Первый

 

ку

-

пол

 

хорошо

 

горит

», «

вся

 

колокольня

 

хорошо

», «

второй

 

купол

 

хорошо

» 

и

 

т

.

д

. <…> 

Таким

 

образом

 

проработа

-

ли

 

подряд

 

три

 

часа

Ровно

 

в

 

полночь

 

раздался

 

свисток

все

 

локомобили

 

сразу

 

стали

и

 

колокольня

 

момен

-

тально

 

померкла

. <…> 

Успех

 

первого

 

дня

 

освещения

 

был

 

громадный

все

 

три

 

колокольни

 

горели

 

почти

 

безуко

-

ризненно

 

до

 

самого

 

конца

».


Оригинал статьи: Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого

Читать онлайн

В этом очерке рассказывается о достаточно заметном явлении в жизни столицы России, а именно об электрической иллюминации колокольни Ивана Великого и кремлевских башен в дни коронационных торжеств 15 мая 1883 г., когда в Москву прибыли из Санкт-Петербурга Александр III, его супруга Мария Федоровна и весь императорский двор.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»