ПУТЕ-
ШЕСТВИЕ В
ПРОШЛОЕ
112
к
а
к
э
т
о
б
ы
л
о
как это было
С
ему
яркому
событию
по
-
священо
немало
произве
-
дений
русских
художников
.
Приведем
одно
из
них
—
Алексея
Боголюбова
,
а
также
карти
-
ну
Оскара
Гофмана
и
Юлия
Клевера
,
запечатлевшую
колокольню
Ивана
Великого
во
всем
своем
«
электриче
-
ском
великолепии
»,
но
годом
позже
—
на
Пасху
1884
г
.
Электричество
при
иллюминации
Кремля
в
1883
г
.
конкурировало
с
допотопным
шкаликовым
освещени
-
ем
,
в
котором
употреблялись
плошки
с
жидким
горючим
и
фитилями
.
Кро
-
ме
того
,
для
задуманной
иллюмина
-
ции
пришлось
устроить
временную
передачу
электроэнергии
высокого
напряжения
по
проводам
,
перебро
-
шенным
через
Москву
-
реку
.
Коронационная
комиссия
во
главе
с
П
.
А
.
Рихтером
,
изыскивая
всяческие
возможности
сократить
государственные
расходы
,
обрати
-
лась
в
Морское
министерство
за
со
-
действием
в
этом
похвальном
деле
.
В
комиссии
оказался
и
лейтенант
минного
офицерского
класса
в
Крон
-
штадте
Евгений
Павлович
Тверити
-
нов
(1850—1920).
По
завершении
грандиозного
события
сей
славный
офицер
выпустил
подробный
отчет
о
проделанной
работе
(
см
.
фото
).
Правда
,
позже
между
ним
и
ре
-
дактором
«
Электричества
»
Владими
-
ром
Николаевичем
Чиколевым
на
страницах
этого
журнала
разгоре
-
лась
полемика
по
поводу
оптималь
-
ности
выбранного
технического
ре
-
шения
.
Но
мы
в
нее
вдаваться
не
будем
(
как
и
в
детали
устройства
и
контроля
за
работой
паровых
и
элек
-
трических
машин
,
проводов
и
ламп
);
главное
,
что
электрическая
иллюми
-
нация
Кремля
произвела
неизглади
-
мое
впечатление
на
публику
.
Вот
какое
живое
впечатление
получил
великий
князь
Константин
Николаевич
(
из
его
письма
к
воз
-
любленной
Анне
Васильевне
Кузне
-
цовой
от
15
мая
1883
г
.): <…>
«
Ве
-
чером
в
10
ч
.
я
с
[
дочерью
]
Олей
Электрическая
иллюминация
колокольни
Ивана Великого
В этом очерке рассказывается о достаточно заметном
явлении в жизни столицы России, а именно об элек-
трической иллюминации колокольни Ивана Великого
и кремлевских башен в дни коронационных торжеств
15 мая 1883 г., когда в Москву прибыли из Санкт-
Петербурга Александр III, его супруга Мария Федоров-
на и весь императорский двор.
Михаил КЛАССОН
113
№ 3, ноябрь-декабрь, 2010
Алексей
Боголюбов
.
Иллюминация
Кремля
(
в
коронацию
)
Оскар
Гофман
и
Юлий
Клевер
.
Кремль
.
Праздничная
иллюминация
отправился
в
коляске
посмотреть
на
иллюминацию
.
Думали
сделать
маленький
круг
через
оба
моста
,
чтоб
видеть
Кремль
с
того
берега
и
вернуться
через
Красную
площадь
.
Это
можно
сделать
в
четверть
часа
,
а
это
потребовало
час
времени
,
та
-
кая
всюду
страшная
толпа
и
давка
,
так
подчас
просто
страшно
бывало
.
С
такими
массами
народа
,
с
такой
толпой
никакая
полиция
справиться
не
в
состоянии
.
Проехали
мы
толь
-
ко
благодаря
тому
,
что
нас
узнали
,
и
конные
жандармы
ехали
впереди
и
прочищали
для
нас
дорогу
.
Особен
-
но
трудно
и
иногда
просто
страшно
было
на
мостах
и
в
Кремлевских
воротах
(
в
Никольских
).
Но
толпа
эта
была
какая
-
то
особенно
добро
-
душная
,
веселая
,
приветливая
,
че
-
ресчур
даже
приветливая
,
оглушала
страшной
«
урой
»,
и
нигде
я
не
видел
ни
пьяных
,
ни
малейшего
безоб
-
разия
,
а
только
полную
веселость
и
радость
и
ликование
.
Электрическое
освещение
Ивана
Великого
пред
-
ставляло
эффект
просто
волшебный
и
никогда
еще
не
бывалый
. 3500
мелких
лампочек
Эдисона
рисовали
все
архитектурные
линии
,
и
главы
,
и
кресты
!
Простые
иллюминации
горе
-
ли
плохо
,
потому
что
и
вечером
почти
все
время
шел
дождь
».
А
теперь
предоставим
слово
лей
-
тенанту
Тверитинову
:
«
Мысль
осве
-
тить
колокольню
Ивана
Великого
электрическими
лампами
накалива
-
ния
принадлежит
подполковнику
М
.
П
.
Фабрициусу
.
Коронационная
комис
-
сия
,
имея
в
виду
сокращение
рас
-
ходов
по
устройству
электрической
иллюминации
Кремля
,
обратилась
с
просьбою
к
Морскому
министер
-
ству
ссудить
на
время
электрические
машины
и
другие
принадлежности
по
электрическому
освещению
.
Для
обсуждения
тех
средств
,
которые
по
-
надобятся
при
устройстве
электриче
-
ской
иллюминации
,
в
коронацион
-
ную
комиссию
был
командирован
от
минного
офицерского
класса
лейте
-
нант
Тверитинов
.
При
обсуждении
вопроса
выясни
-
лась
необходимость
не
только
в
ма
-
териальном
пособии
,
но
и
,
что
еще
важнее
всего
,
в
личном
составе
для
устройства
освещения
,
т
.
е
.
в
минных
офицерах
и
минерах
*
.
Кроме
осве
-
щения
колокольни
было
предположе
-
но
установить
на
кремлевских
баш
-
нях
10
больших
электрических
солнц
.
Так
как
для
ламп
накаливания
и
для
солнц
предполагалось
употребить
,
главным
образом
,
машины
с
посто
-
янным
током
,
то
свободных
машин
Морского
министерства
не
достало
,
и
потому
было
решено
просить
не
-
сколько
таких
машин
у
артиллерий
-
ского
ведомства
**
.
Все
электрические
машины
пред
-
полагалось
поставить
неподалеку
от
колокольни
и
кремлевских
башен
*
Лампы
накаливания
начали
применяться
в
минном
классе
с
1881
г
.,
когда
этих
ламп
еще
вовсе
не
было
в
Петербурге
. —
Прим
.
Е
.
П
.
Тверитинова
.
**
Далее
мы
увидим
,
что
означенные
машины
были
употребляемы
только
для
солнц
. —
Прим
.
Е
.
П
.
Тверитинова
.
114
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ
так
,
что
к
тому
числу
кабеля
,
которое
могла
дать
минная
часть
Морского
министерства
(
около
10000
футов
),
приходилось
прикупить
около
2000
футов
.
Для
вращения
электрических
машин
решено
было
взять
напрокат
локомобили
у
г
.
Листа
,
с
которым
ко
-
ронационная
комиссия
и
заключила
контракт
.
<…>
При
осмотре
местности
в
конце
января
(1883
г
.)
председатель
коронационной
комиссии
П
.
А
.
Рих
-
тер
нашел
невозможным
ставить
ло
-
комобили
и
электрические
машины
в
Кремле
.
Действительно
,
при
такой
установке
шум
,
дым
и
присутствие
большого
числа
машинистов
и
коче
-
гаров
внутри
Кремля
представляли
большие
неудобства
.
Было
предло
-
жено
установить
машины
на
Софий
-
ской
набережной
на
дворе
завода
г
.
Листа
,
в
расстоянии
около
400
са
-
жен
от
колокольни
Ивана
Великого
.
С
одной
стороны
,
новое
место
для
электрических
машин
представляло
некоторые
преимущества
:
на
дворе
завода
был
готовый
водопровод
,
не
требовалось
перевозить
локомобили
Листа
в
Кремль
и
обратно
,
и
облег
-
чался
присмотр
.
С
другой
же
сторо
-
ны
,
увеличение
расстояния
между
лампами
и
электрическими
маши
-
нами
влекло
громадные
расходы
на
кабели
(
проводники
).
Стоимость
про
-
водников
при
устройстве
электриче
-
ского
освещения
составляет
,
как
из
-
вестно
,
один
из
главных
расходов
.
Итак
,
для
освещения
колокольни
на
Софийской
наб
.
были
устроены
два
сарая
,
в
которых
разместили
ло
-
комобили
,
взятые
напрокат
у
г
.
Листа
,
и
динамомашины
.
Еще
три
сарая
,
для
работы
дуговых
прожекторов
на
кремлевских
башнях
,
разместились
под
стенами
Кремля
(
с
ди
-
Шесть
десятков
проводов
было
проложено
на
девяти
деревянных
столбах
,
два
из
которых
установили
по
обе
стороны
реки
.
А
на
куполах
колокольни
Ивана
Великого
протя
-
нули
несколько
тысяч
сажен
белого
манильского
каната
,
к
которому
и
крепили
лампы
Эдисона
.
Е
.
П
.
Тверитинов
так
объяснял
вы
-
бор
последних
:
«
Предпочтение
ламп
накаливания
Эдисона
перед
другими
системами
объясняется
сравнитель
-
ною
дешевизною
их
и
экономично
-
стью
,
т
.
е
.
при
этих
лампах
от
паровой
силы
можно
было
получить
наиболь
-
шее
число
светящихся
точек
с
силой
света
вполне
достаточною
для
обри
-
совки
архитектурных
линий
колоколь
-
ни
,
что
было
задачею
освещения
.
Кроме
того
,
лампы
Эдисона
находи
-
лись
уже
в
большом
употреблении
в
минном
классе
и
были
всесторонне
исследованы
;
например
,
нам
было
известно
,
что
накаленная
лампочка
не
лопнет
во
время
горения
не
толь
-
ко
от
дождя
,
но
даже
и
от
снега
».
В
результате
применения
высоко
-
го
напряжения
Е
.
П
.
Тверитинов
не
только
уложился
в
смету
коронаци
-
онных
торжеств
,
но
и
сэкономил
каз
-
не
немалые
деньги
!
А
объемы
работ
были
колоссальные
,
в
то
время
как
сроки
их
вы
-
полнения
сжа
-
тые
—
всего
2,5
месяца
:
намомашинами
постоянного
тока
,
одолженными
у
Артиллерийского
ведомства
)»
.
Но
главной
проблемой
для
Е
.
П
.
Тверитинова
,
как
мы
уже
могли
понять
,
стали
поиски
схемы
для
вы
-
работки
и
транспортировки
электри
-
чества
через
Москву
-
реку
до
коло
-
кольни
.
При
реализации
обычной
схе
-
мы
—
машины
постоянного
тока
—
медные
провода
диаметром
6
мм
и
суммарной
протяженностью
168
тыс
.
футов
(
для
прокладки
30
цепей
по
100—150
ламп
Эдисона
в
каждой
цепи
на
напряжение
48
В
,
соеди
-
ненных
параллельно
) —
пришлось
бы
далеко
выйти
за
пределы
сметы
.
Поэтому
решили
применить
машины
переменного
тока
Сименса
и
Грам
-
ма
,
употреблявшиеся
для
питания
свечей
Яблочкова
и
вырабатывав
-
шие
значительное
напряжение
.
Опы
-
ты
показали
,
что
при
частоте
враще
-
ния
около
700
об
/
мин
они
давали
свыше
1000
В
!
При
подсоединении
к
каждой
электрической
машине
десяти
вет
-
вей
,
по
15
ламп
Эдисона
последо
-
вательно
в
каждой
ветви
,
можно
было
применить
проволоки
диаме
-
тром
около
0,5—0,7
мм
,
в
изобилии
имевшиеся
на
складе
минной
части
(
правда
,
эти
не
очень
длинные
про
-
волоки
пришлось
соединять
друг
с
другом
и
,
кроме
того
,
скручивать
по
три
штуки
в
один
провод
).
Сопротив
-
ление
каждой
лампы
в
накаленном
состоянии
составляло
70
Ом
,
соот
-
ветственно
десяти
ветвей
по
15
ламп
в
каждой
— 105
Ом
,
сопротивление
проводов
от
каждой
машины
—
17,5
Ом
.
Нетрудно
посчитать
,
что
при
силе
тока
в
7,5—8
А
напряжение
на
клеммах
электрических
машин
до
-
стигало
920—980
В
.
115
№ 3, ноябрь-декабрь, 2010
«
Четырнадцатичасовой
опыт
,
про
-
изведенный
в
Кронштадте
в
начале
февраля
с
двумя
8-
свечевыми
ма
-
шинами
[
Сименса
]
при
сказанном
выше
соединении
цепей
и
5000
фу
-
тах
тонкого
проводника
,
подтвердил
полную
практичность
решения
зада
-
чи
.
С
этого
момента
устройство
элек
-
трической
иллюминации
можно
было
считать
обеспеченным
,
без
увеличе
-
ния
расходов
и
при
том
[
их
]
числе
,
ко
-
торое
было
назначено
проектом
.
Впоследствии
,
в
Москве
,
схема
была
несколько
изменена
для
умень
-
шения
числа
оборотов
электриче
-
ских
машин
,
а
именно
:
было
взято
для
каждой
8-
свечевой
машины
10
ветвей
по
15
ламп
в
каждой
ветви
последовательно
,
что
дает
в
сумме
150
ламп
*
.
<…>
В
начале
февраля
месяца
,
как
мы
видели
,
выяснилась
только
возможность
устройства
иллюми
-
нации
при
имеемых
средствах
.
Так
как
иллюминацию
следовало
при
-
готовить
к
1-
му
мая
,
а
генеральную
репетицию
[
провести
]
еще
раньше
(
к
20
апреля
),
то
на
устройство
оста
-
валось
всего
2½
месяца
.
В
эти
два
с
половиною
месяца
должны
были
быть
выполнены
следу
-
ющие
работы
по
устройству
освеще
-
ния
на
колокольне
Ивана
Великого
и
по
установке
10
больших
солнц
на
кремлевских
башнях
:
1)
Повторить
в
Москве
опыт
,
про
-
изведенный
в
Кронштадте
,
для
чего
нужно
было
установить
временно
один
локомобиль
с
двумя
электриче
-
скими
машинами
.
2)
Доставить
в
Москву
25
элек
-
трических
машин
переменного
тока
с
возбудителями
, 20
машин
постоян
-
ного
тока
,
проводники
тонкие
в
ко
-
личестве
180000
футов
,
проводники
толстые
в
количестве
10000
футов
,
10
больших
фонарей
, 15
малых
,
электрические
лампы
,
материалы
,
инструменты
и
т
.
д
.
Общий
вес
груза
был
более
2500
пудов
.
3)
Укрепить
лампы
на
колоколь
-
не
,
для
чего
требовалось
придумать
такое
устройство
,
чтобы
избегнуть
лесов
и
чтобы
лампы
в
каждый
мо
-
мент
можно
было
осмотреть
**
.
4)
Установить
22
локомобиля
и
70
разных
электрических
машин
в
5
сараях
:
в
двух
на
дворе
завода
Листа
и
в
трех
у
кремлевских
стен
.
Большинство
электрических
машин
не
могло
быть
отпущено
раньше
кон
-
ца
февраля
,
так
как
часть
их
ремон
-
тировалась
после
зимних
занятий
с
офицерами
и
минерами
,
а
часть
еще
была
занята
в
разных
местах
.
Локомобили
же
могли
быть
по
-
лучены
по
контракту
только
к
нача
-
лу
апреля
.
Кроме
того
,
требовалось
выстроить
сараи
,
постройка
которых
замедлялась
вследствие
недостатка
рабочих
.
5)
Провести
от
завода
Листа
к
ко
-
локольне
до
60
проводов
,
для
чего
предварительно
требовалось
устано
-
вить
столбы
и
испытать
этот
способ
проводки
.
6)
Устроить
станцию
для
измери
-
тельных
приборов
и
коммутаторов
и
провести
телефон
.
7)
Установить
фонари
на
[
крем
-
левских
]
башнях
и
провести
провод
-
ники
.
Предварительно
требовалось
ремонтировать
несколько
лестниц
,
ведущих
на
башни
.
8)
Наконец
,
сделать
много
опы
-
тов
для
испытания
всей
системы
и
приучения
кочегаров
».
И
,
наконец
,
венец
деятельности
нашего
героя
,
назначенного
заведу
-
ющим
временной
станцией
во
дворе
завода
Листа
:
«
Наступил
знамена
-
тельный
день
15-
го
мая
.
Накануне
ночью
шел
дождь
,
утром
и
днем
15-
го
*
Таким
образом
,
на
каждую
машину
получено
по
10
лишних
ламп
,
что
в
сумме
на
20
с
лишком
машин
дало
более
200
ламп
. —
Примеч
.
Е
.
П
.
Тверитинова
.
**
На
отакелаживание
колокольни
употреблено
несколько
тысяч
сажен
троса
. —
При
-
меч
.
Е
.
П
.
Тверитинова
.
мая
тоже
накрапывал
по
временам
дождь
.
В
5
часов
вечера
был
отслу
-
жен
в
помещении
локомобилей
мо
-
лебен
,
после
которого
дан
рабочим
чай
,
а
в
6½
приступили
к
разводке
паров
.
Освещение
должно
было
на
-
чаться
ровно
в
9
часов
вечера
по
часам
на
Спасской
башне
.
Погода
,
не
благоприятствовавшая
обыкно
-
венной
иллюминации
,
т
.
к
.
шкалики
были
почти
наполнены
водою
,
оче
-
видно
,
не
могла
причинить
никакого
вреда
электрическим
лампочкам
.
Напротив
,
дождь
смыл
с
лампочек
пыль
,
т
.
е
.
способствовал
яркости
ис
-
точников
.
Ветер
,
задувший
к
вечеру
и
тушивший
шкалики
,
тоже
не
мог
принести
никакого
ущерба
электри
-
ческому
освещению
.
Ровно
в
9
ч
.
раздались
команда
и
свисток
локомобиля
,
и
колокольня
Ивана
Великого
моментально
засия
-
ла
тысячами
огней
.
По
мере
уравни
-
вания
хода
[
каждого
локомобиля
]
с
наблюдательного
поста
,
устроенного
на
крыше
сарая
№
1
и
соединенно
-
го
переговорною
трубою
со
станци
-
ею
[
измерительных
приборов
],
стали
доходить
наблюдения
: «
Первый
ку
-
пол
хорошо
горит
», «
вся
колокольня
хорошо
», «
второй
купол
хорошо
»
и
т
.
д
. <…>
Таким
образом
проработа
-
ли
подряд
три
часа
.
Ровно
в
полночь
раздался
свисток
,
все
локомобили
сразу
стали
,
и
колокольня
момен
-
тально
померкла
. <…>
Успех
первого
дня
освещения
был
громадный
:
все
три
колокольни
горели
почти
безуко
-
ризненно
до
самого
конца
».
Оригинал статьи: Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого
В этом очерке рассказывается о достаточно заметном явлении в жизни столицы России, а именно об электрической иллюминации колокольни Ивана Великого и кремлевских башен в дни коронационных торжеств 15 мая 1883 г., когда в Москву прибыли из Санкт-Петербурга Александр III, его супруга Мария Федоровна и весь императорский двор.