92
В
этой
статье
рассказано
об
опыте
эксплуатации
беспилотных
летательных
аппаратов
(
БЛА
),
до
-
стижениях
и
проблемах
.
Вряд
ли
сейчас
можно
ответить
на
вопросы
:
какая
экономия
,
сколько
стоит
,
какие
конкретно
результаты
?
Потому
что
,
как
лю
-
бая
новая
технология
,
использование
БЛА
в
электро
-
энергетике
пока
делает
свои
первые
шаги
.
Субъектив
-
ные
ощущения
и
первые
объективные
результаты
гово
-
рят
о
том
,
что
опыт
положительный
,
смысл
есть
и
нужно
двигаться
дальше
.
Ответить
на
вопрос
,
какое
место
в
бу
-
дущем
займут
беспилотники
в
электросетевом
комплек
-
се
,
пока
сложно
.
Что
же
можно
получить
уже
сегодня
?
Характеристики
комплекса
«
Птеро
-
Е
»:
•
полностью
автоматический
полёт
в
дневное
и
ночное
время
по
маршруту
,
заданному
точками
(
долгота
,
ши
-
рота
,
высота
над
уровнем
моря
);
•
взлёт
с
катапульты
,
полёт
по
заданному
маршруту
,
по
-
садка
на
парашюте
в
заданной
точке
;
•
эксплуатационные
условия
:
максимальная
высота
старта
до
2000
м
над
уровнем
моря
,
предельная
ве
-
тровая
нагрузка
до
15
м
/
с
,
влажность
до
95%,
диа
-
пазон
температур
от
-35 —
до
+ 50
о
С
.
Минимальная
безопасная
высота
при
известном
высотном
профиле
маршрута
–50
м
;
•
дальность
полёта
с
электрической
силовой
установкой
и
аккумуляторами
—
до
140
км
;
•
взлётная
масса
БЛА
«
ПТЕРО
-
Е
»
с
полной
нагрузкой
20
кг
.
ОЖИДАНИЯ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ОТ
ПРИМЕНЕНИЯ
БЕСПИЛОТНЫХ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ
1.
Более
быстрое
и
качественное
обнаружение
большин
-
ства
дефектов
,
определяемых
при
пеших
обходах
.
2.
Передача
видео
в
реальном
режиме
времени
при
ава
-
рийной
диагностике
.
3.
Тепловизионная
диагностика
проводов
и
элементов
подвеса
.
Эксплуатация
беспилотников в
электросетевом комплексе
России
У всех на устах фразы «новые технологии», «высокотехнологичные разработки» и
другие. Можно сказать, что использование беспилотных летательных аппаратов
в этих целях — квинтэссенция вышеперечисленных громких фраз. Что же на са-
мом деле?
Амир ВАЛИЕВ, генеральный директор ООО «АФМ-Каскад»
4.
Ультрафиолетовая
диагностика
коронирования
прово
-
дов
и
элементов
подвеса
.
5.
Картографирование
охранной
зоны
ЛЭП
для
задач
па
-
спортизации
и
кадастрового
учёта
.
ПОЛУЧЕННЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ООО
«
АФМ
-
Серверс
»
выполнены
и
продолжают
выпол
-
няться
несколько
работ
для
нужд
электросетевого
ком
-
плекса
.
Их
можно
разделить
на
четыре
больших
подтипа
с
возрастанием
по
сложности
(
для
нас
,
как
пректировщи
-
ков
,
создателей
и
эксплуатационников
комплекса
).
1.
Контроль
за
ходом
строительства
.
2.
Картографирование
.
В
целях
паспортизации
линии
,
ка
-
дастрового
обеспечения
,
анализа
пересечений
с
дру
-
гими
искусственными
и
естественными
объектами
.
3.
Визуальная
диагностика
для
поиска
видимых
дефек
-
тов
—
разбитых
изоляторов
,
коррозии
,
деформации
элементов
опор
,
отсутствия
натяжения
гибких
элемен
-
тов
опор
,
состояния
соединителей
проводов
,
виброга
-
сителей
и
прочих
элементов
линий
электропередачи
.
4.
Тепловизионная
и
ультрафиолетовая
диагностика
со
-
стояния
ЛЭП
.
По
первому
пункту
проведены
съёмки
200
км
стро
-
ящейся
линии
электропередачи
в
Московской
области
.
Полёты
проводились
на
высоте
550
м
.
Результат
склей
-
ки
ортофотосхемы
из
кадров
,
снятых
с
перекрытием
,
по
-
зволяет
объективно
сверять
ход
строительства
с
исполни
-
тельной
документацией
,
сдаваемой
заказчиком
.
Почти
все
остальные
подтипы
задач
были
выполнены
для
комплексной
диагностики
состояния
ВЛ
-330
кВ
,
рас
-
положенной
на
Северном
Кавказе
.
Совместно
с
компа
-
нией
ОПТЭН
требовалось
сделать
несколько
видов
диа
-
гностики
.
1.
Ортофотосъёмка
с
высоты
500
м
и
получение
ортофотосхемы
.
2.
Ракурсная
съёмка
с
высоты
120
м
и
визуальная
диагностика
состояния
ВЛ
.
93
№ 6 (9), ноябрь-декабрь, 2011
Таблица
.
Результаты
ракурсной
съёмки
ВЛ
№
опоры
12
Пролёт
12
―
13
Перечень
дефектов
№
Описание
№
полёта
№
снимка
1
Отсутствие
одного
изоля
-
тора
в
подвеске
левого
провода
расщеплённой
средней
фазы
в
пролёте
12
―
13
20110929_2
IMG_0615.
JPG
2
Смещение
виброгасите
-
ля
вдоль
грозозащитного
троса
в
пролёте
11
―
12
20110929_2
IMG_0615.
JPG
3
Деформация
тросика
ви
-
брогасителя
около
под
-
вески
проводов
правой
расщеплённой
фазы
в
пролёте
11
―
12
20110929_2
IMG_0614.
JPG
3.
Тепловизионная
съёмка
с
высоты
120
м
.
Про
-
водится
совмещение
тепловизионного
изображе
-
ния
,
сшитого
в
ортофотосхему
с
видимым
изобра
-
жением
для
определения
тепловых
дефектов
на
эле
-
ментах
воздушной
линии
.
Разрешение
тепловизион
-
ной
съёмки
не
позволяет
диагностировать
конкретный
элемент
,
и
только
совмещённый
анализ
видимого
и
тепловизионного
изображения
позволит
сделать
пра
-
вильные
выводы
.
ВЫВОДЫ
Если
проанализировать
ожидания
пользователей
,
то
по
выполненным
работам
можно
сделать
следующие
вы
-
воды
.
1.
Быстрое
и
качественное
обнаружение
большинства
дефектов
при
помощи
БЛА
достижимо
,
это
видно
по
результатам
2-
го
типа
диагностики
.
2.
Наш
опыт
показывает
,
что
видеоизображение
ма
-
лоинформативно
.
Кроме
того
,
передача
видеоизо
-
бражения
в
реальном
режиме
времени
при
полётах
на
малой
высоте
возможна
на
расстоянии
не
более
10
км
при
равнинном
рельефе
местности
.
Усталость
оператора
после
15-20
минут
непрерывного
просмо
-
тра
видеоматериалов
приводит
к
ухудшению
качества
визуальной
диагностики
.
Результат
склейки
ортофотосхемы
из
кадров
,
снятых
с
перекрытием
Ракурсная
съёмка
ВЛ
с
высоты
120
м
Тепловизионная
съёмка
ВЛ
с
высоты
100
м
3.
Разрешение
тепловизионного
изображения
недостаточ
-
ное
.
Необходимо
или
лететь
ниже
,
или
и
использовать
объектив
с
большим
фокусным
расстоянием
.
Интерпре
-
тировать
тепловизионные
данные
можно
только
после
совмещённого
наложения
ИК
и
видимого
изображения
.
4.
Ультрафиолетовую
диагностику
не
проводили
из
-
за
от
-
суствия
съёмочной
аппаратуры
в
ультрафиолетовом
диапазоне
.
Вероятно
,
интерпретацию
данных
ультра
-
фиолетовой
диагностики
можно
сравнить
с
теплови
-
зионной
из
-
за
близкого
разрешения
(640
х
480
или
хуже
).
Условия
съёмки
должны
быть
аналогичными
.
5.
Картографирование
,
как
и
визуальная
диагностика
—
два
основных
типа
задач
,
под
которые
комплекс
из
-
начально
предназначался
.
Безусловно
,
эти
результа
-
ты
можно
использовать
для
паспортизации
и
решения
кадастровых
задач
.
Чего
хотелось
бы
достигнуть
?
Большей
надёжности
,
улучшения
качества
результатов
и
увеличения
дальности
полёта
БЛА
,
чтобы
уменьшить
их
стоимость
.
Ещё
одна
трудность
связана
с
тем
,
чтобы
сложные
ГИС
-
комплексы
и
полученные
данные
могли
бы
анализи
-
ровать
не
только
специалисты
ГИС
,
но
и
обычные
эксплу
-
атационники
.
Мы
серьёзно
работаем
над
возможностями
регуляр
-
ной
съёмки
ВЛ
в
ночное
время
с
фотовспышкой
.
Первые
результаты
показали
,
что
эта
уникальная
возможность
су
-
щественно
расширяет
диапазон
применения
БЛА
для
по
-
иска
мест
аварии
в
ночное
время
суток
.
В
настоящее
время
проходит
испытания
серийный
вариант
бортовой
фотовспышки
,
мощность
которой
позволит
проводить
не
только
ортофото
,
но
и
ракурсную
съёмку
,
а
также
съёмку
с
высоты
до
200
метров
.
ООО
«
АФМ
-
Каскад
»
Тел
. +7(495)783-33-02, www.ptero.ru
Оригинал статьи: Эксплуатация беспилотников в электросетевом комплексе России
В этой статье рассказано об опыте эксплуатации беспилотных летательных аппаратов (БЛА), достижениях и проблемах.