Эксплуатация беспилотников в электросетевом комплексе России

Page 1
background image

Page 2
background image

92

В

 

 

этой

 

статье

 

рассказано

 

об

 

опыте

 

эксплуатации

 

беспилотных

 

летательных

 

аппаратов

  (

БЛА

), 

до

-

стижениях

 

и

 

проблемах

Вряд

 

ли

 

сейчас

 

можно

 

ответить

 

на

 

вопросы

какая

 

экономия

сколько

 

стоит

какие

 

конкретно

 

результаты

Потому

 

что

как

 

лю

-

бая

 

новая

 

технология

использование

 

БЛА

 

в

 

электро

-

энергетике

 

пока

 

делает

 

свои

 

первые

 

шаги

Субъектив

-

ные

 

ощущения

 

и

 

первые

 

объективные

 

результаты

 

гово

-

рят

 

о

 

том

что

 

опыт

 

положительный

смысл

 

есть

 

и

 

нужно

 

двигаться

 

дальше

Ответить

 

на

 

вопрос

какое

 

место

 

в

 

бу

-

дущем

 

займут

 

беспилотники

 

в

 

электросетевом

 

комплек

-

се

пока

 

сложно

Что

 

же

 

можно

 

получить

 

уже

 

сегодня

?

Характеристики

 

комплекса

 «

Птеро

-

Е

»:

• 

полностью

 

автоматический

 

полёт

 

в

 

дневное

 

и

 

ночное

 

время

 

по

 

маршруту

заданному

 

точками

 (

долгота

ши

-

рота

высота

 

над

 

уровнем

 

моря

);

• 

взлёт

 

с

 

катапульты

полёт

 

по

 

заданному

 

маршруту

по

-

садка

 

на

 

парашюте

 

в

 

заданной

 

точке

;

• 

эксплуатационные

 

условия

максимальная

 

высота

 

старта

 

до

 2000 

м

 

над

 

уровнем

 

моря

предельная

 

ве

-

тровая

 

нагрузка

 

до

 15 

м

/

с

влажность

 

до

 95%, 

диа

-

пазон

 

температур

 

от

 -35 — 

до

 + 50

о

С

Минимальная

 

безопасная

 

высота

 

при

 

известном

 

высотном

 

профиле

 

маршрута

 –50 

м

;

• 

дальность

 

полёта

 

с

 

электрической

 

силовой

 

установкой

 

и

 

аккумуляторами

 — 

до

 140 

км

;

• 

взлётная

 

масса

 

БЛА

  «

ПТЕРО

-

Е

» 

с

 

полной

 

нагрузкой

 

20 

кг

.

ОЖИДАНИЯ

 

ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

 

ОТ

 

ПРИМЕНЕНИЯ

 

БЕСПИЛОТНЫХ

 

ЛЕТАТЕЛЬНЫХ

 

АППАРАТОВ

1. 

Более

 

быстрое

 

и

 

качественное

 

обнаружение

 

большин

-

ства

 

дефектов

определяемых

 

при

 

пеших

 

обходах

.

2. 

Передача

 

видео

 

в

 

реальном

 

режиме

 

времени

 

при

 

ава

-

рийной

 

диагностике

.

3. 

Тепловизионная

 

диагностика

 

проводов

 

и

 

элементов

 

подвеса

.

Эксплуатация 

беспилотников в 

электросетевом комплексе 

России

У всех на устах фразы «новые технологии», «высокотехнологичные разработки» и 
другие. Можно сказать, что использование беспилотных летательных аппаратов 
в этих целях — квинтэссенция вышеперечисленных громких фраз. Что же на са-
мом деле?

Амир ВАЛИЕВ, генеральный директор ООО «АФМ-Каскад»

4. 

Ультрафиолетовая

 

диагностика

 

коронирования

 

прово

-

дов

 

и

 

элементов

 

подвеса

.

5. 

Картографирование

 

охранной

 

зоны

 

ЛЭП

 

для

 

задач

 

па

-

спортизации

 

и

 

кадастрового

 

учёта

.

ПОЛУЧЕННЫЕ

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

ООО

 «

АФМ

-

Серверс

» 

выполнены

 

и

 

продолжают

 

выпол

-

няться

 

несколько

 

работ

 

для

 

нужд

 

электросетевого

 

ком

-

плекса

Их

 

можно

 

разделить

 

на

 

четыре

 

больших

 

подтипа

 

с

 

возрастанием

 

по

 

сложности

 (

для

 

нас

как

 

пректировщи

-

ков

создателей

 

и

 

эксплуатационников

 

комплекса

).

1. 

Контроль

 

за

 

ходом

 

строительства

.

2. 

Картографирование

В

 

целях

 

паспортизации

 

линии

ка

-

дастрового

 

обеспечения

анализа

 

пересечений

 

с

 

дру

-

гими

 

искусственными

 

и

 

естественными

 

объектами

.

3. 

Визуальная

 

диагностика

 

для

 

поиска

 

видимых

 

дефек

-

тов

 — 

разбитых

 

изоляторов

коррозии

деформации

 

элементов

 

опор

отсутствия

 

натяжения

 

гибких

 

элемен

-

тов

 

опор

состояния

 

соединителей

 

проводов

виброга

-

сителей

 

и

 

прочих

 

элементов

 

линий

 

электропередачи

.

4. 

Тепловизионная

 

и

 

ультрафиолетовая

 

диагностика

 

со

-

стояния

 

ЛЭП

.

По

 

первому

 

пункту

 

проведены

 

съёмки

 200 

км

 

стро

-

ящейся

 

линии

 

электропередачи

 

в

 

Московской

 

области

Полёты

 

проводились

 

на

 

высоте

 550 

м

Результат

 

склей

-

ки

 

ортофотосхемы

 

из

 

кадров

снятых

 

с

 

перекрытием

по

-

зволяет

 

объективно

 

сверять

 

ход

 

строительства

 

с

 

исполни

-

тельной

 

документацией

сдаваемой

 

заказчиком

.

Почти

 

все

 

остальные

 

подтипы

 

задач

 

были

 

выполнены

 

для

 

комплексной

 

диагностики

 

состояния

 

ВЛ

-330 

кВ

рас

-

положенной

 

на

 

Северном

 

Кавказе

Совместно

 

с

 

компа

-

нией

 

ОПТЭН

 

требовалось

 

сделать

 

несколько

 

видов

 

диа

-

гностики

.

1. 

Ортофотосъёмка

 

с

 

высоты

 500 

м

 

и

 

получение

 

ортофотосхемы

.

2. 

Ракурсная

 

съёмка

 

с

 

высоты

 120 

м

 

и

 

визуальная

 

диагностика

 

состояния

 

ВЛ

.


Page 3
background image

93

№ 6 (9), ноябрь-декабрь, 2011

Таблица

Результаты

 

ракурсной

 

съёмки

 

ВЛ

 

опоры

 12

Пролёт

 12

13

Перечень

 

дефектов

Описание

 

полёта

 

снимка

1

Отсутствие

 

одного

 

изоля

-

тора

 

в

 

подвеске

 

левого

 

провода

 

расщеплённой

 

средней

 

фазы

 

в

 

пролёте

 

12

13

20110929_2

IMG_0615.

JPG

2

Смещение

 

виброгасите

-

ля

 

вдоль

 

грозозащитного

 

троса

 

в

 

пролёте

 11

12

20110929_2

IMG_0615.

JPG

3

Деформация

 

тросика

 

ви

-

брогасителя

 

около

 

под

-

вески

 

проводов

 

правой

 

расщеплённой

 

фазы

 

в

 

пролёте

 11

12

20110929_2

IMG_0614.

JPG

3. 

Тепловизионная

 

съёмка

 

с

 

высоты

 120 

м

.

 

Про

-

водится

 

совмещение

 

тепловизионного

 

изображе

-

ния

сшитого

 

в

 

ортофотосхему

 

с

 

видимым

 

изобра

-

жением

 

для

 

определения

 

тепловых

 

дефектов

 

на

 

эле

-

ментах

 

воздушной

 

линии

Разрешение

 

тепловизион

-

ной

 

съёмки

 

не

 

позволяет

 

диагностировать

 

конкретный

 

элемент

и

 

только

 

совмещённый

 

анализ

 

видимого

 

и

 

тепловизионного

 

изображения

 

позволит

 

сделать

 

пра

-

вильные

 

выводы

.

ВЫВОДЫ

Если

 

проанализировать

 

ожидания

 

пользователей

то

 

по

 

выполненным

 

работам

 

можно

 

сделать

 

следующие

 

вы

-

воды

.

1. 

Быстрое

 

и

 

качественное

 

обнаружение

 

большинства

 

дефектов

 

при

 

помощи

 

БЛА

 

достижимо

это

 

видно

 

по

 

результатам

 2-

го

 

типа

 

диагностики

.

2. 

Наш

 

опыт

 

показывает

что

 

видеоизображение

 

ма

-

лоинформативно

Кроме

 

того

передача

 

видеоизо

-

бражения

 

в

 

реальном

 

режиме

 

времени

 

при

 

полётах

 

на

 

малой

 

высоте

 

возможна

 

на

 

расстоянии

 

не

 

более

 

10 

км

 

при

 

равнинном

 

рельефе

 

местности

Усталость

 

оператора

 

после

 15-20 

минут

 

непрерывного

 

просмо

-

тра

 

видеоматериалов

 

приводит

 

к

 

ухудшению

 

качества

 

визуальной

 

диагностики

.

Результат

 

склейки

 

ортофотосхемы

 

из

 

кадров

снятых

 

с

 

перекрытием

Ракурсная

 

съёмка

 

ВЛ

 

с

 

высоты

 120 

м

Тепловизионная

 

съёмка

 

ВЛ

 

с

 

высоты

 100 

м

3. 

Разрешение

 

тепловизионного

 

изображения

 

недостаточ

-

ное

Необходимо

 

или

 

лететь

 

ниже

или

 

и

 

использовать

 

объектив

 

с

 

большим

 

фокусным

 

расстоянием

Интерпре

-

тировать

 

тепловизионные

 

данные

 

можно

 

только

 

после

 

совмещённого

 

наложения

 

ИК

 

и

 

видимого

 

изображения

.

4. 

Ультрафиолетовую

 

диагностику

 

не

 

проводили

 

из

-

за

 

от

-

суствия

 

съёмочной

 

аппаратуры

 

в

 

ультрафиолетовом

 

диапазоне

Вероятно

интерпретацию

 

данных

 

ультра

-

фиолетовой

 

диагностики

 

можно

 

сравнить

 

с

 

теплови

-

зионной

 

из

-

за

 

близкого

 

разрешения

 (640 

х

 480 

или

 

хуже

). 

Условия

 

съёмки

 

должны

 

быть

 

аналогичными

.

5. 

Картографирование

как

 

и

 

визуальная

 

диагностика

 — 

два

 

основных

 

типа

 

задач

под

 

которые

 

комплекс

 

из

-

начально

 

предназначался

Безусловно

эти

 

результа

-

ты

 

можно

 

использовать

 

для

 

паспортизации

 

и

 

решения

 

кадастровых

 

задач

.

Чего

 

хотелось

 

бы

 

достигнуть

Большей

 

надёжности

улучшения

 

качества

 

результатов

 

и

 

увеличения

 

дальности

 

полёта

 

БЛА

чтобы

 

уменьшить

 

их

 

стоимость

.

Ещё

 

одна

 

трудность

 

связана

 

с

 

тем

чтобы

 

сложные

 

ГИС

-

комплексы

 

и

 

полученные

 

данные

 

могли

 

бы

 

анализи

-

ровать

 

не

 

только

 

специалисты

  

ГИС

но

 

и

 

обычные

 

эксплу

-

атационники

.

Мы

 

серьёзно

 

работаем

 

над

 

возможностями

 

регуляр

-

ной

 

съёмки

 

ВЛ

 

в

 

ночное

 

время

 

с

 

фотовспышкой

Первые

 

результаты

 

показали

что

 

эта

 

уникальная

 

возможность

 

су

-

щественно

 

расширяет

 

диапазон

 

применения

 

БЛА

 

для

 

по

-

иска

 

мест

 

аварии

 

в

 

ночное

 

время

 

суток

В

 

настоящее

 

время

 

проходит

 

испытания

 

серийный

 

вариант

 

бортовой

 

фотовспышки

мощность

 

которой

 

позволит

 

проводить

 

не

 

только

 

ортофото

но

 

и

 

ракурсную

 

съёмку

а

 

также

 

съёмку

 

с

 

высоты

 

до

 200 

метров

.

ООО

 «

АФМ

-

Каскад

»

Тел

. +7(495)783-33-02, www.ptero.ru


Читать онлайн

В этой статье рассказано об опыте эксплуатации беспилотных летательных аппаратов (БЛА), достижениях и проблемах.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»