

18
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
К
онференция
«
Сети
и
сбыт
:
общая
ответственность
за
энергоснабжение
потре
-
бителей
»,
организованная
Некоммерческим
партнерством
ге
-
нерирующих
поставщиков
и
энерго
-
сбытовых
компаний
(
НП
ГП
и
ЭСК
),
проходила
бурно
:
у
участников
на
-
копилось
много
вопросов
и
претен
-
зий
друг
к
другу
.
Между
тем
к
обеим
сторонам
имеются
серьёзные
пре
-
тензии
у
потребителей
.
Прежде
все
-
го
они
касаются
уровня
тарифов
.
Об
этом
сообщил
министр
энергетики
РФ
Сергей
Шматко
,
чьё
появление
на
мероприятии
оказалось
полной
неожиданностью
для
собравшихся
.
Мало
кто
рассчитывал
,
что
министр
примет
приглашение
Холдинга
МРСК
и
«
НП
ГП
и
ЭСК
»,
отложит
дела
и
при
-
дёт
на
столь
неоднозначную
встречу
.
«
ЖИРНЫЕ
КОТЫ
»
И
«
НЕУТОМИМЫЕ
ФОКУСНИКИ
»
Министр
притушил
градус
взаим
-
ных
обвинений
,
заявив
,
что
перело
-
жить
собственные
неувязки
и
недо
-
понимание
в
потребительский
та
-
риф
не
удастся
.
Он
также
отметил
,
что
в
сфере
потребления
энергии
сложилась
очень
серьёзная
ситуа
-
ция
.
—
Во
взаимоотношениях
сетевых
и
сбытовых
компаний
существует
большое
количество
проблем
, —
от
-
метил
министр
. —
Они
во
многом
свя
-
заны
с
тем
,
что
каждая
сторона
трак
-
тует
существующее
законодатель
-
ство
по
-
своему
.
Но
сейчас
мы
пыта
-
емся
навести
порядок
в
этой
обла
-
сти
.
Необходимо
включить
эффектив
-
ные
рычаги
регулирования
данного
бизнеса
.
Эгоизму здесь не место
Впервые руководители сетевых и сбытовых компаний собрались вместе, чтобы об-
судить ключевые проблемы, связанные с реализацией электроэнергии на рознич-
ном рынке. Цель встречи — договориться, сколько должны платить сбытовые ор-
ганизации сетевым за передачу и распределение электроэнергии.
Марина МУХТАРОВА
С
.
Шматко

19
№ 3 (6), май-июнь, 2011
—
Прежде
всего
нужно
навести
порядок
в
тарифообразовании
, —
подчеркнул
С
.
Шматко
. —
То
,
что
сей
-
час
происходит
на
рынке
,
вызыва
-
ет
недоумение
.
В
отдельных
регио
-
нах
страны
рост
цен
в
2011
году
со
-
ставил
30, 50
и
даже
80%.
Никакой
цивилизованный
,
никакой
либерали
-
зованный
рынок
при
таких
ценовых
фокусах
функционировать
не
может
.
—
Мы
не
хотим
шоковой
тера
-
пии
для
нашей
экономики
, —
заявил
С
.
Шматко
. —
Необходимо
исклю
-
чить
любые
возможности
для
спеку
-
ляций
и
наживы
на
электроэнерге
-
тическом
рынке
.
Это
очень
важная
вещь
,
потому
что
ситуация
в
энерге
-
тике
из
экономической
сферы
пере
-
ходит
в
социальную
и
политическую
области
.
В
регионах
уже
появились
орга
-
низованные
группы
,
вроде
объеди
-
нений
предпринимателей
и
всевоз
-
можных
ассоциаций
,
которые
пыта
-
ются
влиять
на
деятельность
элек
-
троэнергетических
компаний
.
Они
утверждают
,
что
реформа
электро
-
энергетики
в
стране
провалилась
,
модель
рынка
не
заработала
.
Она
является
грабительской
,
эгоистиче
-
ской
и
не
отвечает
интересам
стра
-
ны
.
Поэтому
необходимо
вернуться
к
дореформенной
модели
энергети
-
ки
и
полному
государственному
регу
-
лированию
отрасли
.
Самое
опасное
,
что
такой
вариант
развития
вполне
возможен
.
Причём
сами
энергетики
способствуют
развороту
к
прошлому
,
погрязнув
во
взаимных
обвинениях
и
не
пытаясь
наладить
конструктив
-
ный
диалог
. «
Вчера
я
общался
с
ру
-
ководителями
генерирующих
компа
-
ний
,
которые
заявили
,
что
сбытовые
компании
—
это
жирные
коты
,
соз
-
давшие
непрозрачный
бизнес
в
ре
-
гионах
и
гребущие
деньги
лопатой
», —
досадовал
министр
.
Такое
мнение
сложилось
в
ре
-
зультате
большого
количества
ми
-
фов
,
окружающих
сбытовую
область
,
считает
генеральный
директор
ОАО
«
Русэнергосбыт
»
Михаил
Андронов
.
Главный
миф
состоит
в
том
,
что
га
-
рантирующие
поставщики
—
главная
причина
роста
цен
на
электроэнер
-
гию
.
Между
тем
сбытовая
надбавка
очень
низка
и
составляет
всего
3%.
Это
ниже
,
чем
рост
инфляции
и
сете
-
вые
надбавки
.
Сбыт
—
это
гонец
,
ко
-
торый
приносит
плохие
новости
по
-
требителям
:
вот
,
ребята
,
с
этого
года
тарифы
вырастут
на
20%
и
пр
.
Ряд
мифов
связан
с
тем
,
что
ГП
—
это
исключительно
перепродавцы
,
которые
непонятно
чем
занимают
-
ся
.
А
работа
сбытов
заключается
в
огромном
количестве
договоров
и
выстраивании
взаимоотношений
с
потребителями
и
поставщиками
.
Но
мы
можем
и
должны
делать
намно
-
го
больше
и
быть
более
полезными
рынку
и
потребителям
.
В
целевой
мо
-
дели
розницы
ГП
должны
стать
трей
-
дерами
в
полном
смысле
этого
сло
-
ва
.
Мы
должны
быть
той
компанией
,
которая
заключает
договоры
,
страху
-
ет
риски
,
ищет
инвесторов
для
гене
-
раторов
,
работает
на
то
,
чтобы
элек
-
троэнергия
в
конечном
итоге
была
дешевле
.
Это
замечание
ещё
раз
подтвердило
,
насколько
важно
сторо
-
нам
знать
,
кто
чем
занимается
на
са
-
мом
деле
,
и
,
если
возникают
какие
-
то
вопросы
,
решать
их
сообща
.
На
этом
заострил
внимание
и
ми
-
нистр
. «
Хочу
донести
до
вас
одну
про
-
стую
мысль
, —
сказал
он
. —
Люди
,
работающие
в
электроэнергетике
,
должны
объединиться
и
защитить
свой
бизнес
,
ту
модель
,
которая
сло
-
жилась
в
результате
реформирова
-
ния
РАО
ЕЭС
и
по
которой
мы
все
се
-
годня
работаем
».
С
.
Шматко
также
отметил
,
что
задача
энергетиков
—
очистить
ряды
от
недобросовестных
участников
рынка
,
консолидировать
усилия
по
повышению
эффективно
-
сти
бизнеса
и
выстроить
справедли
-
вую
систему
взаимоотношений
как
между
собой
,
так
и
с
потребителя
-
ми
.
Ответственность
за
это
должны
взять
на
себя
и
НП
ГП
,
и
ЭСК
,
и
каж
-
дая
энергетическая
компания
в
от
-
дельности
.
Возможно
,
возникнет
не
-
обходимость
принятия
определённо
-
го
Кодекса
поведения
на
энергорын
-
ке
.
Это
не
регулирование
,
а
правила
общежития
,
которые
все
должны
неу
-
коснительно
выполнять
.
ТЯЖЁЛАЯ
НОША
Кроме
отношенче
-
ских
,
перед
электро
-
энергетиками
стоят
и
большие
технологиче
-
ские
задачи
.
Так
же
пе
-
ред
всеми
компаниями
—
генерирующими
,
сетевы
-
ми
,
сбытовыми
—
стоит
за
-
дача
обеспечения
выхода
на
макроэкономические
показатели
роста
цен
на
территории
страны
—
не
более
15%.
Это
об
-
щая
планка
.
Требования
к
электро
-
энергетикам
государство
предъявля
-
ет
жестокие
.
В
последний
день
мар
-
та
с
.
г
.
вышло
Постановление
прави
-
тельства
по
оптовому
рынку
.
В
нём
есть
ряд
положений
,
которых
не
было
в
проекте
постановления
.
В
частно
-
сти
,
регионам
поручено
произвести
изменения
в
своих
тарифных
реше
-
ниях
и
обеспечить
снижение
регио
-
нального
фактора
роста
цен
до
15%.
Это
поручение
напрямую
касается
деятельности
электросетевых
и
сбы
-
товых
компаний
.
Поэтому
данным
компаниям
необходимо
наладить
максимально
тесное
сотрудничество
с
региональными
администрациями
.
—
Я
провожу
селекторные
со
-
вещания
с
главами
Федеральных
округов
и
могу
сказать
:
они
работа
-
ют
очень
активно
, —
подчеркнул
ми
-
нистр
. —
И
если
раньше
они
пыта
-
лись
отсидеться
,
только
показывали
на
нас
пальцем
,
обвиняя
в
росте
та
-
рифов
энергетиков
и
либерализацию
оптового
рынка
,
то
теперь
поняли
,
что
это
далеко
не
так
.
Есть
много
«
чудес
»,
связанных
с
регулированием
цен
в
регионах
.
Они
готовы
конструктивно
работать
с
поставщиками
энергии
,
и
этот
шанс
нельзя
упустить
.
Мы
с
вами
понимаем
: 2011
годом
ситуация
со
снижением
тарифов
не
закончится
.
В
2012-
м
можно
ожидать
активиза
-
ции
самых
разных
действий
в
соци
-
альной
сфере
.
В
стране
растёт
мощ
-
ное
социальное
недовольство
.
Оно
связано
с
тем
,
что
люди
не
знают
,
как
формируется
цена
на
электри
-
чество
.
Поэтому
надо
организовать
ликбез
для
потребителей
,
широко
ис
-
пользуя
для
этого
средства
массовой
информации
.
Несомненно
,
в
даль
-
нейшем
мы
выйдем
на
новое
повышение
цен
.
Но
людей

20
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
нужно
к
этому
подготовить
,
чтобы
не
получить
неуправляемого
противо
-
действия
.
Прошу
Холдинг
МРСК
и
НП
ГП
передать
в
Минэнерго
предложе
-
ния
по
организации
ликбеза
в
РФ
.
Еще
одна
тяжёлая
проблема
в
стране
—
неплатежи
.
На
розничном
рынке
электроэнергии
накопленная
задолженность
составляет
130
млрд
руб
.
Этот
груз
лежит
на
плечах
сбыто
-
вых
компаний
.
С
другой
стороны
,
важным
поли
-
тическим
вызовом
является
рост
сто
-
имости
электроэнергии
в
сельском
хозяйстве
.
Раньше
аграрии
получа
-
ли
электричество
по
регулируемым
ценам
,
пользовались
особым
вни
-
манием
.
Но
в
результате
реформи
-
рования
РАО
ЕЭС
ситуация
измени
-
лась
.
Теперь
они
получают
платежки
за
потреблённую
электроэнергию
с
50—80-
процентным
ростом
цен
.
Мы
провели
анализ
по
регио
-
нам
.
И
выяснили
:
в
масштабах
стра
-
ны
,
чтобы
просубсидировать
разни
-
цу
между
15-
процентной
границей
роста
цен
и
реальным
ростом
тари
-
фов
,
потребуется
2,9
млрд
руб
.
Пу
-
стить
дело
на
самотёк
невозможно
—
получим
неуправляемую
политиче
-
скую
ситуацию
в
стране
.
Но
откуда
шению
к
потребителям
просто
непри
-
лично
.
Ситуация
подсказывает
,
что
в
распределительном
секторе
необхо
-
димо
навести
порядок
,
и
министер
-
ство
готово
взяться
за
работу
очень
жёстко
. «
Мы
пронумеруем
все
ТСО
,
посчитаем
,
затребуем
всю
необходи
-
мую
информацию
и
будем
осущест
-
влять
за
ними
контроль
,
и
будем
с
ними
работать
либо
отказываться
от
них
», —
пояснил
министр
.
В
заключе
-
ние
С
.
Шматко
подчеркнул
,
что
ситу
-
ация
в
электроэнергетике
складыва
-
ется
непростая
.
В
решении
наболев
-
ших
проблем
он
особенно
рассчиты
-
вает
на
поддержку
электросетевого
комплекса
,
который
всегда
был
соци
-
ально
ответственным
перед
потреби
-
телем
и
перед
государством
.
Министр
также
выразил
надежду
,
что
энергети
-
ки
откажутся
от
взаимных
обид
и
смо
-
гут
наладить
конструктивную
рабо
-
ту
,
которая
в
конечном
счёте
спасёт
реформу
и
сложившийся
энергоком
-
плекс
от
лишних
потрясений
.
ДАТА
ТРЕБУЕТ
УТОЧНЕНИЯ
Заместитель
директора
Департа
-
мента
государственного
регулиро
-
вания
тарифов
,
инфраструктурных
реформ
и
энергоэффективности
Мин
-
экономразвития
РФ
Павел
Шпилевой
остановился
на
вопросах
регулирова
-
ния
сетевого
комплекса
.
Он
подчер
-
кнул
,
что
в
этой
сфере
позиция
Мин
-
экономразвития
не
всегда
совпада
-
ет
с
позицией
Минэнерго
и
ФСТ
.
Се
-
тевой
комплекс
должен
максимизи
-
ровать
добавленную
стоимость
для
потребителей
,
чтобы
полученный
ка
-
питал
эффективно
инвестировать
в
формирование
долгосрочных
тари
-
фов
.
Что
,
в
свою
очередь
,
подразуме
-
вает
создание
технологий
для
сниже
-
ния
потерь
,
операционные
расходы
и
улучшение
сервиса
потребителей
.
На
сегодняшний
день
переход
на
долгосрочное
регулирование
тари
-
фов
более
чем
на
50%
завершён
.
При
этом
макроэкономические
огра
-
ничения
не
были
соблюдены
.
Задачи
надёжности
и
качества
доминирова
-
ли
над
макроэкономическими
огра
-
ничениями
,
что
отразилось
на
росте
тарифов
.
Это
неправильно
,
потому
что
экономика
не
всегда
может
опла
-
чивать
создание
новых
,
надёжных
сетей
.
В
тарифообразовании
необ
-
ходимо
в
первую
очередь
учитывать
,
посильный
ли
груз
ложится
на
эконо
-
мику
,
сумеет
ли
она
выдержать
цены
,
предложенные
энергетиками
?
брать
деньги
?
Во
-
прос
больной
,
по
-
тому
что
нужно
прежде
всего
ре
-
шить
проблему
с
неплатежами
.
Не
-
обходима
систем
-
ная
работа
в
этой
области
,
поскольку
только
она
может
гарантировать
от
-
сутствие
ценового
всплеска
и
позво
-
лит
привлечь
до
-
статочно
средств
,
необходимых
для
реализации
отрас
-
левых
модерни
-
зационных
про
-
грамм
.
Отдельного
вни
-
мания
требует
тема
территориаль
-
ных
сетевых
ком
-
паний
—
ТСО
.
Имен
-
но
на
этих
компа
-
ниях
лежат
основ
-
ные
неплатежи
по
потерям
.
В
преды
-
дущие
годы
госу
-
дарство
допустило
неконтролируемый
рост
ТСО
на
тер
-
ритории
страны
.
Сегодня
в
Москов
-
ской
области
действует
240
ТСО
,
в
Тюменской
— 100,
в
Свердловской
—
более
200.
Деятельность
этих
компа
-
ний
непрозрачна
,
а
зачастую
сомни
-
тельна
.
Большие
вопросы
вызывает
экономика
ТСО
.
Рост
тарифов
здесь
может
составлять
сотни
процентов
.
И
этому
надо
положить
конец
.
Ориен
-
тирами
в
деятельности
ТСО
должны
быть
показатели
МРСК
.
С
.
Шматко
высказал
предложе
-
ние
создать
некоммерческие
пар
-
тнёрства
для
ТСО
.
И
добиться
,
чтобы
местные
ТСО
в
эти
партнёрства
шли
.
Задача
—
поднять
квалификацион
-
ную
планку
для
этих
компаний
,
соз
-
дать
условия
,
при
которых
они
смогут
обращаться
в
местные
РЭКи
(
к
сло
-
ву
,
сейчас
Минэнерго
вводит
в
РЭКи
представителей
ФАС
для
более
чётко
-
го
регулирования
)
за
тарифами
и
со
-
ответствовать
требованиям
,
установ
-
ленным
на
электрорынке
.
Это
не
по
-
пытка
зарегулировать
бизнес
или
убить
частную
инициативу
.
Распреде
-
лительные
сети
—
объективно
некон
-
курентный
сектор
.
Две
сети
рядом
никто
строить
не
будет
.
Поэтому
мо
-
нополисты
порой
ведут
себя
по
отно
-

21
№ 3 (6), май-июнь, 2011
Переход
на
RAB-
регулирование
повлечёт
за
собой
изменения
в
структуре
деятельности
малых
сете
-
вых
компаний
.
Они
вынуждены
объ
-
единиться
,
чтобы
перейти
на
мето
-
дику
RAB.
Целевая
модель
в
конеч
-
ном
итоге
должна
оказаться
такой
—
одна
сетевая
компания
в
одном
регионе
.
Консолидация
малых
ком
-
паний
должна
происходить
только
на
экономической
основе
,
без
исполь
-
зования
административного
ресур
-
са
.
Объединение
возможно
при
со
-
блюдении
двух
условий
:
во
-
первых
,
затраты
малых
сетевых
компаний
должны
быть
не
выше
,
чем
в
Хол
-
динге
МРСК
.
Во
-
вторых
,
необходи
-
мо
определиться
с
местными
нало
-
гами
.
Известно
,
что
регионы
стара
-
ются
как
можно
больше
денег
со
-
драть
со
своих
компаний
,
увеличи
-
вая
на
них
налоговую
нагрузку
,
тог
-
да
как
предъявить
те
же
требова
-
ния
к
Холдингу
МРСК
они
не
в
состо
-
янии
.
Устранив
эти
две
проблемы
,
мы
получим
возможность
при
пере
-
ходе
на
RAB
ввести
для
малых
сете
-
вых
компаний
ограничения
на
тем
-
пы
роста
тарифов
до
7—8%
в
год
(
а
не
100
и
выше
,
как
сейчас
)
и
зафик
-
сировать
такое
положение
на
дли
-
тельный
период
времени
.
Что
касается
повышения
надёж
-
ности
и
качества
энергоснабжения
потребителей
,
на
которые
нацели
-
вает
методика
RAB,
то
здесь
ситуа
-
ция
тоже
требует
серьёзной
оценки
.
В
большинстве
случаев
показате
-
ли
надёжности
и
качества
сетевыми
компаниями
установлены
формаль
-
но
.
Только
в
четверти
регионов
они
нацелены
на
улучшение
энергоснаб
-
жения
потребителей
.
А
в
ряде
реги
-
онов
параметры
RAB
вообще
отсут
-
ствуют
,
что
является
прямым
нару
-
шением
законодательства
.
Компании
должны
научиться
пра
-
вильно
измерять
показатели
и
ориен
-
тировать
их
на
потребителя
.
Присту
-
пая
к
реализации
своих
инвестпро
-
ектов
,
энергетики
также
должны
за
-
думываться
:
а
что
это
даст
потребите
-
лю
?
И
вот
тут
нужен
активный
,
грамот
-
но
выстроенный
диалог
.
Бесполезно
говорить
с
потребителем
про
киломе
-
тры
сетей
,
про
износ
и
миллиарды
ру
-
блей
,
требуемых
для
модернизации
.
С
ним
нужно
говорить
о
том
,
как
сни
-
зятся
потери
и
затраты
после
выпол
-
нения
поставленных
задач
,
насколь
-
ко
повысится
качество
и
надёжность
обслуживания
и
облегчится
доступ
к
технологическому
подключению
и
т
.
д
.
Всё
сказанное
сводится
к
одной
мыс
-
ли
:
тарифы
должны
быть
понятны
по
-
требителю
и
приняты
им
.
А
исполнительная
власть
,
в
свою
очередь
,
обязана
наладить
эффек
-
тивный
контроль
за
исполнением
ин
-
вестпрограмм
энергомонополий
.
В
Минэкономразвития
разрабо
-
тан
«
План
повышения
эффективно
-
сти
ФСК
и
Холдинга
МРСК
»,
который
,
в
сущности
,
должен
стать
примером
для
остальных
компаний
.
В
нём
за
-
ложена
система
решений
,
позво
-
ляющая
увязать
целевые
показате
-
ли
с
инвестпрограммами
.
Пока
же
,
как
показывает
практика
,
инвест
-
программы
далеко
не
всегда
соот
-
ветствуют
заявленным
целям
.
Очень
важным
направлением
является
ти
-
пизация
проектных
решений
.
В
це
-
лом
электроэнергетическая
отрасль
должна
определить
долю
инвести
-
ций
,
которая
будет
использоваться
по
типовым
проектным
решениям
.
Должны
быть
поставлены
ясные
цели
и
по
определённой
доле
типовых
ре
-
шений
в
компаниях
.
Большие
претензии
есть
к
системе
принятия
тарифных
решений
.
Пока
такие
решения
на
каждый
будущий
год
принимаются
до
31
декабря
каж
-
дого
уходящего
года
.
Потом
оказыва
-
ется
,
что
в
одном
либо
в
другом
месте
возникли
неувязки
и
провалы
,
кото
-
рые
требуют
поправок
и
дополнитель
-
ной
нервотрёпки
.
Минэкономразви
-
тия
предлагает
начиная
с
2011
года
определить
более
ранние
сроки
уста
-
новки
тарифных
решений
—
не
позже
1
декабря
,
чтобы
было
время
попра
-
вить
возможные
ошибки
до
вступле
-
ния
этих
решений
в
силу
.
—
Мы
даже
продумывали
устано
-
вить
более
радикальные
сроки
.
Не
-
которые
члены
нашего
партнёрства
предлагают
перенести
их
на
1
июля
, —
развил
предложение
председатель
правления
НП
ГП
и
ЭСК
Юрий
Желя
-
бовский
.
Ещё
один
вопрос
,
требующий
ре
-
шения
,
связан
с
обоснованием
при
-
нятия
тарифных
решений
.
Данный
фактор
очень
важен
для
инвесто
-
ров
и
потребителей
.
Поэтому
в
Пра
-
вительстве
РФ
считают
целесообраз
-
ным
обязать
ФСТ
и
Минэнерго
вы
-
кладывать
на
интернет
-
сайтах
дета
-
ли
параметров
,
разъясняющие
,
по
-
чему
именно
такие
тарифные
реше
-
ния
были
приняты
.
Тогда
каждый
за
-
интересованный
пользователь
смо
-
жет
понять
логику
принятия
тариф
-
ных
решений
и
определить
для
себя
,
насколько
они
правомерны
.
И
какую
ответственность
за
них
несут
сбыто
-
вые
и
сетевые
компании
.
Оригинал статьи: Эгоизму здесь не место
Впервые руководители сетевых и сбытовых компаний собрались вместе, чтобы обсудить ключевые проблемы, связанные с реализацией электроэнергии на розничном рынке. Цель встречи — договориться, сколько должны платить сбытовые организации сетевым за передачу и распределение электроэнергии.