98
Эффективные методы поиска мест
повреждений в сетях 0,4–20 кВ
По материалам
VI Всероссийской конференции
«
РАЗВИТИЕ
И
ПОВЫШЕНИЕ
НАДЕЖНОСТИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СЕТЕЙ
»
В
статье
подробно
рассмотрены
наиболее
эффективные
методы
определения
места
по
–
вреждения
(
ОМП
)
на
ВЛ
0,4–6–20
кВ
,
позволяющие
минимизировать
временные
затраты
оперативно
–
ремонтного
персонала
на
поиск
места
повреждения
и
тем
самым
снизить
экономический
ущерб
.
Рубцов
М
.
Л
.,
заместитель главного инженера по эксплуатации «Россети Томск» (ПАО «ТРК»)
Никулин
К
.
М
.,
заместитель начальника Богашевского РЭС «Россети Томск» (ПАО «ТРК»)
М
аксимальную
протя-
женность практически
любой
распредели-
тельной сетевой ком-
пании составляют воздушные
линии низкого (0,4 кВ) и среднего
класса напряжения (6–20 кВ), ос-
новными причинами повреждения
которых является низкая устойчи-
вость к воздействиям природных
факторов (штормовые ветра, ле-
дяные дожди, грозовые фронты),
а также к механическим воздей-
ствиям (повреждения сторонними
лицами).
И если определение места по-
вреждения (ОМП) на ВЛ 0,4 кВ, ко-
торые расположены в населенной
местности, не представляет тру-
да, то для ВЛ 6–20 кВ, основная
часть которых проходит по нена-
селенной местности, локализация
места повреждения и его устра-
нение значительно осложняются
следующими факторами:
– большой протяженностью;
– разветвленной структурой;
– неоднородностью линии (нали-
чие кабельных участков);
– прохождением по труднодо-
ступной местности;
– низкой автоматизацией и осна-
щенностью средствами мони-
торинга.
Кроме того, подавляющее чис-
ло ВЛ 6–20 кВ работают в режиме
изолированной или компенсиро-
ванной через дугогасящий реак-
тор нейтрали и при возникнове-
нии ОЗЗ, которые по статистике
составляют 70–80% от общего
числа повреждений, значительно
повышается риск поражения сто-
ронних лиц электрическим током.
При этом ОЗЗ зачастую перехо-
дят в двойные замыкания на зем-
лю (междуфазные КЗ с «землей»)
и, как следствие, отключению ВЛ,
что влечет за собой перерыв элек-
троснабжения потребителей и не-
доотпуск электроэнергии.
Существующие в настоящее
время методы ОМП на ВЛ можно
разделить на две основные груп-
пы: дистанционные методы и то-
пографические методы.
Дистанционный
метод
.
ОМП осуществляется c помощью
специальных устройств, установ-
ленных на ПС, которые автомати-
чески определяют расстояние до
места повреждения на основании
предварительно составленной мо-
дели ВЛ и параметров аварийного
режима. Примером таких устройств
являются микропроцессорные
терминалы (Бреслер-0107.090,
Сириус-2-ОМП и т.п.). Данный ме-
тод имеет следующие достоинства
и недостатки:
– минимальные временные за-
траты;
– высокую точность ОМП (3% от
протяженности ВЛ при односто-
роннем измерении при условии,
что ВЛ имеет неразветвленную
структуру, а модель ВЛ подроб-
но описана; 1% — при двусто-
роннем измерении, что в сетях
6–20 кВ можно реализовать
только на линиях связи между
ПС, но экономически нецелесо-
образно);
– невозможность ОМП при ОЗЗ;
– значительные материальные
затраты на оборудование ПС
соответствующими
устрой-
ствами.
Топографический
метод
.
ОМП осуществляется путем об-
хода ВЛ оперативно-ремонтным
персоналом (в том числе с деле-
нием ВЛ на участки разъедините-
лями) и применением переносных
приборов, указывающих направ-
ление места ОЗЗ (Квант, Вектор
и т.д., основанных на принципе
измерения
электромагнитного
поля).
Данный метод имеет следую-
щие достоинства и недостатки:
– высокую точность;
– сравнительно
небольшие
материальные затраты;
– значительные
временные
затраты на ОМП;
– сравнительно небольшую зону
обнаружения;
– опасность поражения персона-
ла электрическим током в про-
цессе поиска ОЗЗ.
Учитывая все достоинства и не-
достатки обоих методов, а также
особенности сетей 6–20 кВ, полу-
чаем необходимость в симбиозе
дистанционного и топографиче-
ского методов, который при не-
больших материальных затратах
на автоматизацию ВЛ позволит
дистанционно определять по-
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
99
врежденный участок воздушной
линии, сокращая тем самым вре-
мя на поиск и ликвидацию по-
вреждения. Таким эффективным
способом является определение
места повреждения посредством
индикаторов короткого замыка-
ния.
В компании «Россети Томск»
с 2015 года эксплуатируются ин-
дикаторы короткого замыкания
(ИКЗ), разработанные компани-
ей «АНТРАКС». Индикаторы ИКЗ
в качестве метода определения
аварийной ситуации работают не
только по броску тока или исчез-
новению напряжения в линии, но
используют совокупность разных
методов фиксации аварийного
процесса, что позволяет опре-
делять даже быстрые аварий-
ные события с малыми токами.
Их применение в сетях среднего
класса напряжения не требует вы-
бора воздушных линий со специ-
альным конструктивом, поскольку
они устанавливаются на изолиро-
ванные и неизолированные фаз-
ные провода ВЛ диаметром от
7 до 40 мм. Индикаторы работают
на воздушных линиях любой топо-
логии вне зависимости от конфи-
гурации подвеса проводов и ко-
личества цепей. За счет высокой
чувствительности индикаторов их
использование возможно как на
линиях с односторонней запиткой,
так и на кольцевых линиях с двух-
сторонней запиткой.
ваются по стволу линии за
местом разветвления;
– на линии с коротким стволом
и длинными «отпайками» ком-
плекты устанавливаются на
3-й или 4-й промежуточной
опоре «отпайки» (для исключе-
ния ошибочного срабатывания
при повреждении на маги-
стральной линии);
– на линии с длинным стволом
и длинными «отпайками» ком-
плекты устанавливаются на
контролируемых
«отпайках»
и на магистрали за местом раз-
ветвления;
– до и после труднодоступных
участков (река, лес, болото);
– участки ВЛ, проходящие по
населенной местности (для
обеспечения электробезопас-
ности при ОЗЗ).
Для питания устройств ИКЗ ис-
пользуется внутренняя батарея.
ИКЗ постоянно работает в режи-
ме пониженного энергопотребле-
ния (режиме ожидания), находясь
в котором он контролирует токи
и напряжение на ВЛ посредством
индукционных и емкостных дат-
чиков и сравнивает измерения со
значениями уставок.
Обмен данными между инди-
каторами, входящими в комплект,
осуществляется по радиокана-
лу ближней связи (радиосвязь
стандарта Bluetooth Low Energy
(BLE) — 2,4 ГГц). При обнаруже-
нии повреждения на сработавшем
комплекте ИКЗ включается све-
товая индикация, позволяющая
персоналу ОВБ визуально опре-
делить в каком направлении от
сработавшего комплекта им сле-
Крепление
индикаторов
на
прово
–
да
ВЛ
посредством
специальной
штанги
Необходимо принять во внима-
ние, что при возникновении ОЗЗ
на ВЛ возникает емкостной ток,
обусловленный величиной сум-
марной емкости линии и тополо-
гическими особенностями данно-
го участка линии. Поэтому, исходя
из этих особенностей, выбирают
устройства ИКЗ с подходящими
характеристиками и определяют
места для их размещения на ВЛ.
Правильная расстановка индика-
торов во многом определяет эф-
фективность мониторинга сетей
и обеспечивает контроль в нор-
мальных и аварийных режимах
работы сети. Выбор места уста-
новки устройств ИКЗ проводится
на основании анализа нормаль-
ной однолинейной схемы элек-
трических сетей, поопорных схем,
параметров линии и нагрузок,
с учетом рельефа местности.
Оптимальным решением явля-
ется установка на фазные провода
ВЛ комплектов из трех индикато-
ров одного типа, которые синхро-
низируют векторные измерения
напряжения и тока в трех фазах
воздушной линии электропереда-
чи и сравнивают данные в режиме
реального времени. Совокупная
обработка информации обеспечи-
вает высокую точность определе-
ния аварийных процессов, вклю-
чая определение аварийной фазы
и направление аварийной ситу-
ации. Комплекты устройств ИКЗ
способны определять направле-
ние на ОЗЗ — в сторону нагрузки
либо в сторону питающего центра
(что существенно облегчает поиск
места повреждения).
Для получения максимального
эффекта от направленного дей-
ствия необходимо, чтобы емкост-
ной ток участка до места уста-
новки прибора был значителен,
в этом случае устройства зафик-
сируют повреждение и направле-
ние на него.
Индикаторы крепятся непо-
средственно на провода ВЛ, в том
числе без отключения ВЛ посред-
ством специальной штанги. В це-
лях максимального сокращения
времени поиска места поврежде-
ния рекомендуется устанавливать
комплекты ИКЗ в следующих ме-
стах:
– на линии с короткими «отпай-
ками» комплекты устанавли-
Индикатор
короткого
замыкания
со
световой
индикацией
№
5 (68) 2021
100
дует двигаться и какой тип аварии
был зафиксирован: однофазное
или меджуфазное замыкание,
устойчивым или неустойчивым
был аварийный процесс.
Кроме того, в энергонезависи-
мой памяти фиксируются следую-
щие параметры сети: тип аварии,
значения аварийных напряжений
и токов, а также время КЗ или ОЗЗ
с точностью до секунды. После
восстановления напряжения на
линии (либо по истечении време-
ни, установленного персоналом
на таймере) сработавший ком-
плект ИКЗ автоматически перехо-
дит в режим ожидания.
Поврежденный участок опре-
деляется путем анализа мест рас-
положения комплектов индикато-
ров ИКЗ, зафиксировавших и не
зафиксировавших аварию. Ана-
лиз может проводиться как визу-
ально (в случае, если комплекты
находятся вне зоны покрытия сети
сотовой связи), так и посредством
смартфона или планшета через
ПО «КОМОРСАН Web-клиент».
При установке комплекта индика-
торов типа ИКЗ-В54 не требуется
дополнительных устройств для
передачи информации в SCADA-
систему или ПО «КОМОРСАН
Web-клиент», достаточно ком-
плекта из трех устройств — одно-
го «мастер»-индикатора, содер-
жащего GSM-передатчик, и двух
«слейв» индикаторов. Мастер-
устройство поддерживает связь
напрямую по сотовой сети. Опре-
деление комплектом ИКЗ-В54
междуфазных аварий с токами
более 20 А и однофазных замыка-
ний от 0,5 А, а также выявление
неполнофазного режима позволя-
ют определить возможный обрыв
провода и касание провода зеле-
ными насаждениями. Индикаторы
ИКЗ-В54 высылают SMS опове-
щение о произошедших событиях
с указанием GPS-координат ме-
ста аварии и именем прибора (при
необходимости в имени прибора
можно легко указать номер опоры
и название ответвления, рядом
с которым установлен прибор).
Считывание GPS-координат про-
исходит после перезагрузки и при
подаче команд с пульта дистан-
ционного управления ППИ-3 или
через ПО КОМОРСАН. Наглядное
отображение текущего состояния
сети, аварийные предупреждения
о любых отклонениях позволяют
повысить точность управления
сетью.
Программой инновационного
развития ПАО «Россети» с 2016
по 2020 годы с перспективой до
2025 года предусмотрена уста-
новка датчиков КЗ для поиска тех-
нологических нарушений в работе
ВЛ и КЛ с целью снижения недо-
отпуска электроснабжения и ло-
кализации аварийных участков
ЛЭП.
В качестве индикатора внедре-
ния указан параметр — доведе-
ние уровня наблюдаемости сетей:
– 110–750 кВ — до 90%;
– 6–35 кВ — до 65%.
На сегодняшний день это
острая проблема, так как износ
линий распределительных сетей
составляет около 80%, а в усло-
виях явно недостаточного объ-
ема инвестиций в реконструкцию
распределительных сетей необ-
ходимо достичь приемлемых по-
казателей по надежности электро-
снабжения.
Практика показывает, что уста-
новка индикаторов ИКЗ оказывает
влияние на следующие целевые
показатели: Пsaidi, недоотпуск
электроэнергии,
трудозатраты,
а при наличии средств автома-
тического секционирования на
Пsaifi . При этом установку инди-
каторов ИКЗ можно отнести к ми-
нимальному сценарию модерни-
зации распределительных сетей
в сторону наблюдаемости и циф-
ровизации сети.
В качестве критериев для ана-
лиза сценариев модернизации
рассматриваются следующие тех-
нические и финансовые аспекты:
1) технические:
• показатели надежности элек-
троснабжения (Пsaidi, Пsaifi );
• степень повреждаемости обо-
рудования;
• степень потерь в сети;
• степень недоотпуска элек-
троэнергии;
• трудозатраты на текущую
эксплуатацию;
• трудозатраты на ликвидацию
аварийных ситуаций;
2) финансовые:
• капитальные и эксплуатаци-
онные
затраты
(CAPEX,
OPEX);
• финансовые затраты при
ликвидации аварийных ситу-
аций, повреждении оборудо-
вания, недоотпуске электро-
энергии, потерях в сети;
• риски штрафных санкций
вследствие несоответствия
показателей
надежности
заданным нормативам.
Существенно улучшить по-
казатели Пsaifi и Пsaidi можно
при установке устройств ИКЗ
в совокупности с устройствами
автоматического секционирова-
ния участков распределительной
сети, такими как управляемый ли-
нейный разъединитель РИЦ, сра-
батывающий в бестоковую паузу
или при обесточенной линии.
Эксплуатируемые в «Россети
Томск» ИКЗ (ИКЗ-33МР) произ-
водства МНПП «АНТРАКС» за-
рекомендовали себя у персонала
ОВБ исключительно с положи-
тельной стороны в качестве на-
дежных и простых в эксплуатации
устройств ОМП на ВЛ, которые
позволяют значительно сократить
время на локализацию и устране-
ния места повреждения. Совмеще-
ние при эксплуатации индикаторов
ИКЗ дистанционного (волнового
метода определения аварийных
процессов) и топографического
метода позволяет сделать опре-
деление поврежденного участка
действительно точным и эффек-
тивным, а время устранения ава-
рийного процесса — действитель-
но малым.
ПО
«
КОМОРСАН
Web-
клиент
»
для
определения
поврежденного
участ
–
ка
сети
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Оригинал статьи: Эффективные методы поиска мест повреждений в сетях 0,4–20 кВ
В статье подробно рассмотрены наиболее эффективные методы определения места повреждения (ОМП) на ВЛ 0,4–6–20 кВ, позволяющие минимизировать временные затраты оперативно-ремонтного персонала на поиск места повреждения и тем самым снизить экономический ущерб.