14
ЦИФРОВАЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
Изменения в модели деятельности
электросетевой организации,
происходящие в рамках реализации
программы Цифровая трансформация
(на примере «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье»)
В
2018
году
в
группе
компаний
ПАО
«
Россети
»
вышла
в
свет
Концепция
«
Цифровая
трансформация
2030» (
далее
—
Концепция
),
разработанная
во
исполнение
указов
Президента
Российской
Федерации
Путина
В
.
В
.
от
09.05.2017
№
203 «
О
Стратегии
развития
информационного
общества
в
Российской
Федерации
на
2017–2030
годы
»
и
от
07.05.2018
№
204 «
О
национальных
целях
и
стратегических
задачах
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2024
года
»,
в
которых
определены
национальные
цели
и
стратегические
задачи
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2030
года
.
Акуличев
В
.
О
.,
и.о. заместителя
генерального дирек-
тора по цифровой
трансформации
«Россети Центр»
Саенко
С
.
В
.,
начальник
Департамента по
развитию «Россети
Центр»
Мурашев
Б
.
А
.,
ведущий специалист
Департамента по
развитию «Россети
Центр»
Рыбников
Д
.
А
.,
и.о. руководителя
дирекции
по инновационной
деятельности
и импортозамещению
«Россети Центр»
О
сновной целью цифровой
трансформации, в соответ-
ст вии с Концепцией, явля-
ет ся изменение логики про-
цессов и переход компании на риск-
ори ен ти ро ван ное управление на
основе внедрения цифровых техноло-
гий и анализа больших данных.
На основании Концепции была раз-
работана программа «Цифровая транс-
формация «Россети Центр» и «Россе-
ти Центр и Приволжье» 2020–2030 гг.»
(далее — Программа) и утверждена
04.02.2020 г. Советом директоров.
Цифровая трансформация Обще-
ства — это сложный процесс разработ-
ки и реализации (внедрения) различных
мероприятий и технологий, затрагиваю-
щий все бизнес-процессы Общества.
Важной особенностью указанного про-
цесса является следующий факт: для
максимальной эффективности реали-
зации мероприятий и технологий не-
обходимо формирование соответству-
ющих им условий. Соответственно, для
максимально высоких темпов реали-
зации весь процесс Цифровой транс-
формации Общества разделен на три
этапа.
Первый этап цифровой трансфор-
мации (2019–2024 гг.) является фунда-
ментом всех последующих и заключа-
ется во внедрении действующих, уже
опробованных, технологий, формиру-
ющих аппаратную и информационную
основу для дальнейшего развития. На
данном этапе положено начало рабо-
ты с массивами данных. Происходит
частичная цифровизация производ-
ственных процессов и пилотирование
перспективных технологий.
Второй этап цифровой транс-
формации (2023–2026 гг.) характе-
ризуется формированием единой
ИТ-платформы, единого источника
данных путем интеграции существу-
ющих баз данных. Также в рамках дан-
ного этапа происходит внедрение тех-
нологий, показавших эффективность
в рамках пилотирования, и продолжа-
ется внедрение технологий первого
этапа.
Третий этап цифровой трансформа-
ции (2026–2030 гг.), заключительный,
характеризуется внедрением техноло-
гий работы с большими данными и тех-
нологий машинного обучения. В рам-
ках третьего этапа также продолжится
внедрение технологий как предыдущих
этапов, так и новых, появление которых
связано с развитием научно-техниче-
ского прогресса.
В настоящее время в «Россети
Центр» и «Россети Центр и Приволжье»
полностью сформирован портфель
проектов первого этапа Программы,
мероприятия которого сгруппированы
по четырем направлениям (рисунок 1):
1) управление технологическим про-
цессом, цифровая сеть;
2) цифровое управление компанией
(изменение внутренних корпоратив-
ных процессов);
3) дополнительные сервисы;
4) комплексная система информацион-
ной безопасности.
15
КЛЮЧЕВЫЕ
ПРОЕКТЫ
ПЕРВОГО
ЭТАПА
ПРОГРАММЫ
ЦИФРОВАЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
1.
В
рамках
направления
«
Управление
техно
-
логическим
процессом
.
Цифровая
сеть
»:
–
Цифровой
центр
управления
сетями
.
Целью про-
екта является построение эффективной структуры
оперативно-технологического и ситуационного
управления объектами электросетевого хозяйства
с применением современных информационно-ком-
муникационных технологий. В результате реализа-
ции проекта происходит повышение надежности
работы энергосистемы и уровня автоматизации
управления электроэнергетическим комплексом
на всей территории присутствия «Россети Центр»
и «Россети Центр и Приволжье».
–
Цифровая
подстанция
.
Целью реализации проек-
та является снижение капитальных и операцион-
ных затрат на создание и обслуживание подстан-
ций за счет полноценного применения положений
стандарта МЭК 61850. Проект предусматривает
создание 17 цифровых ПС посредством строи-
тельства новых или реконструкции существующих.
В настоящее время в периметре «Россети Центр»
и «Россети Центр и Приволжье» уже поставлено
под напряжение 4 таких объекта.
–
Цифровой
район
электрических
сетей
.
Целью
реализации проекта является: повышение надеж-
ности электроснабжения потребителей за счет
внедрения элементов распределенной автомати-
зации сети для локализации и скорейшего опреде-
ления места повреждения, тем самым улучшение
показателей SAIDI, SAIFI; снижение коммерческих
и технических потерь электроэнергии посредством
Рис
. 1.
Мероприятия
первого
этапа
Программы
I.
ЦИФРОВАЯ
СЕТЬ
1.1
Цифровой
РЭС
1.8
Цифровой
электромонтер
1.7
Автоматизи
-
рованная
система
диагностики
ВЛ
(
БПЛА
)
1.6
Цифровая
радиосвязь
1.2
Цифровая
ПС
1.3
Интеллектуальный
учет
и
передача
данных
параметров
сети
3.1
Терминал
самообслуживания
3.2
Развитие
контакт
-
центра
3.3
Развитие
допуслуги
по
наружному
освещению
1.9
Программный
метод
выявления
потерь
(BIG DATA)
1.4
Накопители
электроэнергии
1.10
ГЛОНАСС
2.1
Развитие
Корпоративной
информационной
системы
(
КИС
)
2.3
Анализ
бизнес
-
процессов
2.2
Развитие
компетенций
персонала
по
Цифровой
трансформации
2.4
Комплексная
система
управления
здоровьем
Информационная
безопасность
1.5
ЦУС
III.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
СЕРВИСЫ
II.
ЦИФРОВОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
КОМПАНИЕЙ
IV.
КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
установки коммерческих приборов учета у потреби-
телей, а также технических приборов учета на ТП,
РП, совмещающих функции телеметрии, позволя-
ющих локализовывать очаги потерь и выбирать
оптимальный режим работы сети; снижение опе-
рационных издержек.
–
Накопители
электроэнергии
.
Целью реализации
проекта является определение эффективных
областей применения систем накопления электро-
энергии (далее — СНЭ) в распределительных
электрических сетях 0,4–110 кВ.
–
Цифровой
электромонтер
.
Концепция техноло-
гии цифрового электромонтера подразумевает
внедрение программно-аппаратных решений для
автоматизации работы сотрудников в полевых
условиях. Существует три типа функциональных
решений по Цифровому электромонтеру: «Эксплу-
атация» (ремонты, диагностика), «Оперативное
управление» и «Учет электроэнергии».
–
Цифровая
радиосвязь
.
Целью реализации проекта
является обеспечение непрерывного и устойчивого
управления технологическими процессами в про-
изводстве в повседневных условиях и в условиях
технологических нарушений, возникновения ава-
рийных и чрезвычайных ситуаций путем создания
единой сети цифровой радиосвязи с ликвидацией
зон неуверенного приема сети радиосвязи.
–
ГЛОНАСС
.
Управление
автотранспортом
.
Вне-
дренный современный комплекс спутникового
мониторинга транспорта выполняет функции еди-
ного централизованного места сбора и хранения
данных о местоположении, маршруте и скорост-
ном режиме движения транспорта «Россети Центр»
и «Россети Центр и Приволжье», что позволяет
№
6 (63) 2020
16
в режиме реального времени получать актуальную
информацию, требующуюся для анализа, управ-
ления и оптимизации работы транспорта.
–
Программный
комплекс
выявления
неучтенного
объема
электроэнергии
«
Предикт
Р
».
Ключевы-
ми целями проекта являются снижение нетехноло-
гических потерь электроэнергии путем глубокого
анализа с использованием инструментов машин-
ного обучения точек учета на предмет вероятности
воровства электроэнергии.
–
Автоматизированная
система
диагностики
ВЛ
с
применением
БПЛА
.
Целью проекта явля-
ется повышение надежности электроснабжения
потребителей за счет автоматизации процесса
диагностики ВЛ 35–110 кВ с применением БПЛА
и технологий нейросети.
–
Интеллектуальный
учет
и
передача
данных
параметров
сети
.
Ключевыми целями проекта
являются снижение потерь электроэнергии в рам-
ках исполнения требований Федерального закона
от 27.12.2018 г. № 522-ФЗ.
2.
В
рамках
направления
«
Цифровое
управление
компанией
»:
–
Развитие
КИСУР
.
Целью развития корпоративной
информационной системой управления ресурса-
ми в «Россети Центр» и «Россети Центр и При-
волжье» (далее — КИСУР) является обеспечение
заданного уровня надежности передачи и рас-
пределения электроэнергии за счет эффективного
использования ресурсов и управления активами
на основе баланса затрат, риска и производитель-
ности активов.
–
Комплексная
система
оценки
надежности
персо
-
нала
.
Целью проекта является сокращение опера-
ционных расходов за счет повышения надежности
персонала. Управление надежности персонала
будет происходить в рамках физиологического
и психофизиологического осмотра, предусмотрен-
ного нормативно-правовыми актами и внутренни-
ми корпоративными стандартами.
–
Развитие
компетенций
персонала
в
области
Цифровой
трансформации
.
Целью данного проек-
та является формирование комплексного подхода
по обучению персонала для реализации проектов
программы цифровой трансформации.
–
Анализ
бизнес
-
процессов
на
предмет
изменения
в
рамках
концепции
Цифровой
трансформации
ПАО
«
Россети
».
Целью Проекта является фор-
мирование перечня изменений бизнес-процессов
в рамках реализации Концепции цифровой транс-
формации ПАО «Россети.
3.
В
рамках
направления
«
Дополнительные
сервисы
»:
–
Терминал
самообслуживания
.
Ключевыми целями
проекта являются повышение доступности и каче-
ства обслуживания потребителей (в том числе
на удаленных территориях), а также упрощение
процесса взаимодействия с клиентами. Устанав-
ливаемые в центрах обслуживания потребителей
и пунктах по работе с потребителями терминалы
самообслуживания включают в себя полный набор
услуг, имеющихся в «Россети Центр» и «Россети
Центр и Приволжье».
–
Развитие
допуслуги
по
наружному
освещению
.
Ключевыми целями проекта являются увеличение
доли рынка на территории присутствия «Россети
Центр» и «Россети Центр и Приволжье» по услуге
«Организация систем наружного освещения» и, как
следствие, рост выручки по указанной услуге.
4.
В
рамках
направления
«
Комплексная
система
информационной
безопасности
»
Ключевыми целями проекта являются создание
условий для устойчивого функционирования объ-
ектов информационной инфраструктуры Общества
и безопасного управления объектами.
Безусловно, эффекты от реализации указан-
ных выше проектов невозможно ощутить в полной
мере без осуществления организационных изме-
нений. Например, при постепенном увеличении
доли интеллектуальных приборов учета электро-
энергии трудозатраты для снятия контрольных по-
казаний должны сокращаться, что в свою очередь
потребует снижения количества сотрудников, ра-
ботающих на должности контролер, с возможным
их переводом на другие позиции (электромонтеры
по учету электроэнергии, техники и др.). Полноцен-
ное использование технологии ГЛОНАСС также по-
требует организационных изменений. Так для эф-
фективной реализации возможностей по контролю
маршрутов движения, соответствия их выполняе-
мым работам и пресечения лишнего, необоснован-
ного движения на автотранспорте необходимо вве-
дение новых позиций сотрудников для выполнения
указанных работ.
Проанализировав результаты внедрения проектов
первого этапа, можно сделать вывод, что с процеду-
рами бизнес-процессов будут происходить следую-
щие изменения:
1. Полная роботизация — использование техноло-
гий позволяют исключить участие человека в ка-
кой-либо процедуре. В первую очередь это каса-
ется алгоритмизируемых процедур по обработке
и передаче информации (подготовка отчетов, свод
данных, формирование заявок и т.д.).
2. Подсказка в принятии решения — проведение ана-
литики, формирование предварительных рекомен-
даций и т.д. Однако итоговое принятие решения во
многих процедурах остается за человеком. Приме-
ром такого рода процедур могут быть помощники
для диспетчера при переключениях, рекоменда-
ции при формировании планов работ и т.д.
3. Исключение процедуры, оптимизация пути бизнес-
процесса (например, в части бумажного докумен-
тооборота или излишнего количества этапов со-
гласования в подразделениях).
4. Поднятие процедуры на более высокий уровень
управления: из района электрических сетей в фи-
лиал, из филиала в Исполнительный аппарат
(создание так называемого Общего центра обслу-
живания — ОЦО).
5. Инсорсинг — использование внутренних ресурсов
для оказания услуг, работ внешним контрагентам
(допсервисы).
При изменении бизнес-процессов безусловно бу-
дут происходить и организационные преобразования
следующего характера:
ЦИФРОВАЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
17
– создание Общих центров обслуживания (ОЦО) —
централизация отдельных функций и сокращение
количества уровней управления;
– укрупнение зон операционной деятельности;
– перераспределение/объединение
персонала
между функциональными блоками на основании
результатов внедрения цифровых технологий
и замещение персонала различных функциональ-
ных блоков специалистами IT в области развития
и внедрения цифровых технологий;
– расширение подразделений для оказания допол-
нительных услуг, в том числе с использованием
цифровых платформ.
Разберем наиболее существенные изменения, ко-
торые наблюдаются в «Россети Центр» и «Россети
Центр и Приволжье» в рамках реализации проектов
первого этапа Программы.
СОЗДАНИЕ
«
ОБЩИХ
ЦЕНТРОВ
ОБСЛУЖИВАНИЯ
»
Одним из ярких примеров реализации ОЦО являет-
ся создаваемая в «Россети Центр» и «Россети Центр
и Приволжье» модель оперативно-технологического
и ситуационного управления (ОТиСУ).
Текущая организационная структура ОТиСУ «Рос-
сети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» пред-
ставляет собой следующую распределенную модель
(рисунок 2). Политику в области оперативно-техноло-
гического и ситуационного управления ведет Депар-
тамент ОТиСУ «Россети Центр», имеющий в своем
составе ситуационно-аналитический центр (САЦ).
САЦ «Россети Центр» полностью контролирует опе-
ративную обстановку в 20 филиалах с помощью ин-
формационной системы учета массовых отключений
(СУМО), выполняет неоперационные функции и ве-
дет информационный обмен с САЦ ПАО «Россети».
Операционные функции оперативно-технологиче-
ского управления (ОТУ) выполняют 20 Центров управ-
ления сетями, 44 участка ЦУС и 539 оперативно-тех-
нологических групп (ОТГ) РЭС 20 филиалов.
В настоящее время в «Россети Центр» и «Россети
Центр и Приволжье» идет процесс перехода с трех-
уровневой модели ОТУ (ЦУС филиала — участки ЦУС
филиала на территориях — оперативно-технологиче-
ская группа РЭС) и двухуровневой модели ОТУ (ЦУС
филиала — оперативно-технологическая группа РЭС)
на одноуровневую, когда в Центре управления сетями
и Городских диспетчерских пунктах (в городах с коли-
чеством жителей более 100 тысяч человек) как орга-
низационно, так и физически собирается весь опе-
ративный и ситуационный персонал. Типовой набор
помещений современных ЦУС представлен на рисун-
ке 3 и включает в себя участок основной сети, учас-
ток распределительной сети, ситуационный отдел,
учебно-тренажерный центр, штаб филиала, а также
сопутствующие службы: служба режимов и поддерж-
ки оперативной документации и схемы сети. Таким
Рис
. 2.
Организационная
структура
ОТиСУ
Рис
. 3.
Стандартный
набор
помещений
Центра
управ
-
ления
сетями
№
6 (63) 2020
18
образом, в одном центре компетенций будет собран
весь персонал, ответственный за оперативно-техно-
логическое управление, а в районах электрических
сетей функция оперативно-технологического управ-
ления останется только в виде оперативно-выездной
бригады (ОВБ), мастера ОВБ и заместителя главного
инженера по ОТУ.
Реализация единого Центра управления сетями
35–110 кВ региона позволяет оптимизировать загрузку
персонала, снизить CAPEX и OPEX на строительство
новых, реконструкцию, модернизацию существующих
диспетчерских пунктов, а также повысить скорость
предоставления оперативной информации.
ПОДСКАЗКА
В
ПРИНЯТИИ
РЕШЕНИЯ
Потери электроэнергии — это фундаментальный по-
казатель работы электросетевого комплекса, а также
существенный источник для снижения себестоимо-
сти деятельности компании и, главным образом, опе-
рационных расходов. В среднем распределительная
сетевая компания на покупку потерь тратит около
16% от общей себестоимости деятельности.
Основным действием сетевой компании по сни-
жению нетехнических потерь является рейдовая ра-
бота и инструментальная проверка приборов учета
электроэнергии, результативность которых во мно-
гом зависит от качества проведенного анализа, вы-
бора объектов для отработки. Для проведения эф-
фективного анализа только по одной точке поставки
необходимо обработать относительно большой
объем информации (порядка 18 тысяч значений за
один год). Следует рассмотреть и взаимосоотнести
множество параметров: значения потребления элек-
троэнергии, характеристики самого объекта и схо-
жих с ним потребителей (тип деятельности, график
работы, масштаб и т.д.), время различных событий
(сезон, день недели, дата инструментальных про-
верок, снятия контрольных показаний, время пере-
рывов электроснабжения и т.д.), уровень потерь на
питающих участках сети, принадлежность объекта
потребителям, по которым уже фиксировались фак-
ты неучтенного потребления (возможно и в другом
районе или регионе) и т.д. Таким образом, для каче-
ственного анализа по одной точке учета необходи-
мы не только серьезные трудозатраты, но и набор
специальных компетенций и инструментов по работе
с данными. При существующем уровне компетенций
персонала РЭС и программ обработки данных такой
анализ может занимать порядка 30 минут на 1 точку
поставки. Соответственно, принимая во внимание,
что на территории обслуживания «Россети Центр»
и «Россети Центр и Приволжье» 5,57 млн точек по-
ставки потребителей услуг по передаче электроэнер-
гии, получаем, что для однократного анализа всех
точек поставки за год необходимо 5,57 млн точек по-
ставки × 0,5 час ÷ 248 (кол-во рабочих дней в году) ÷
8 (рабочих часов в день) = 1404 сотрудника. То есть
только для однократного качественного проведения
анализа всех точек поставки необходимо 1404 со-
трудника, которые будут заниматься только этим од-
ним вопросом.
Решением проблемы быстрого и качественного
анализа данных о точке учета для выявления ано-
мальных параметров стало создание Программно-
го комплекса выявления неучтенного объема элек-
троэнергии «Предикт Р» (далее — ПК Предикт Р),
способного без участия человека проводить анализ
с учетом всей ранее описанной информации, ран-
жирование точек поставки по вероятности хищения
электроэнергии, что фактически означает форми-
рование задания для визуального осмотра, снятия
контрольного показания и инструментальной про-
верки.
Также следует отметить, что ранее анализ прово-
дился в различных подразделениях по-разному, а зна-
чит и с разным качеством. Создание же программного
комплекса позволяет проводить анализ по единой ме-
тодике из единого центра. Таким образом, внедрение
ПК Предикт Р, по сути, изменяет процесс поиска по-
терь путем передачи основных функций по анализу от
сотрудников РЭС в программный комплекс.
ИНСОРСИНГ
Пытаясь найти внутренние резервы для увеличения
дополнительной выручки, компания уделяет при-
стальное внимание инсорсингу услуг.
Многообещающим результатом работы в этом на-
правлении является реализуемый в настоящее вре-
мя компанией «Россети Центр и Приволжье» проект
НИОКР, целью которого является повышение загрузки
собственной спецтехники и увеличение прибыли ком-
пании от оказания услуг сторонним заказчикам.
Весомым аргументом в пользу успешной реали-
зации этого проекта является тот факт, что группа
компаний «Россети Центр» и «Россети Центр и При-
волжье» владеет самой разветвленной транспорт-
ной сетью спецтехники в регионах присутствия. При
этом высокие стандарты надежности электросете-
вого комплекса требуют большого транспортного
ресурса, выраженного в нормативе комплектования
транспортными средствами. Это приводит к тому,
что средний годовой коэффициент загрузки транс-
портных средств не превышает 60%, что напрямую
связанно с сезонностью проведения ремонтных ра-
бот и практически полным отсутствием оказания ус-
луг сторонним организациям и населению.
Таким образом, «Россети Центр» и «Россети Центр
и Приволжье» имеют все шансы стать основным
игроком на рынке услуг спецтехники. В этих условиях
важно не просто начать оказывать услугу сторонним
заказчикам в свободное время, а создать удобную
площадку — агрегатор предложений. Это позволит
не только эффективно загружать свою спецтехнику,
но и зарабатывать на комиссии от заказов сторонней
спецтехники, размещаемой на площадке.
Данная работа, инициированная с учетом прогно-
зов роста популярности идеологии маркетплейсов,
продолжается в настоящее время и будет завершена
в 2022 году.
Таким образом, проекты Цифровой трансформа-
ции не только меняют технологический уклад деятель-
ности «Россети Центр» и «Россети Центр и Привол-
жье», кардинально повышая уровень операционной
эффективности, но и трансформируют парадигму
бизнес-модели сетевой компании путем использова-
ния внутренних ресурсов для внешних сервисов.
ЦИФРОВАЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
Оригинал статьи: Изменения в модели деятельности электросетевой организации, происходящие в рамках реализации программы Цифровая трансформация
В 2018 году в группе компаний ПАО «Россети» вышла в свет Концепция «Цифровая трансформация 2030» (далее — Концепция), разработанная во исполнение указов Президента Российской Федерации Путина В.В. от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» и от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в которых определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2030 года.