Итоги реформирования электроэнергетики и проблемы функционирования электросетевых предприятий коммунальной сферы

Page 1
background image

Page 2
background image

126

СЕТИ

РОССИИ

МНЕНИЕ

ЭКСПЕРТА

126

к

о

м

м

у

н

а

л

ь

н

а

я

 с

р

е

д

а

коммуна

льная среда

Д

венадцать

 

лет

 

назад

, 26 

мар

-

та

 2003 

года

президентом

 

были

 

подписаны

 

Законы

  «

Об

 

электроэнергетике

» 

и

  «

Об

 

особенностях

 

функционирования

 

электроэнергетики

 

в

 

переходный

 

пе

-

риод

». 

Формально

 

была

 

определена

 

система

 

отношений

 

субъектов

 

элек

-

троэнергетики

направления

 

и

 

прин

-

ципы

 

реформирования

Двумя

 

годами

 

раньше

в

 

июле

 

2001 

года

было

 

принято

 

Постанов

-

ление

 

Правительства

 

РФ

 

 526, 

утвер

 

дившее

 

следующие

 

основные

 

направления

 

реформирования

 

элек

-

троэнергетики

.

«

Реформирование

 

электроэнер

-

гетики

 

носит

 

последовательный

 

ха

-

рактер

 

и

 

будет

 

осуществляться

 

в

 

три

 

этапа

.

Первый

 

этап

 

реформы

 

осущест

-

вляется

 

в

 

течение

 3 

лет

.

Первый

 

этап

 

включает

 

в

 

себя

 

две

 

фазы

 

продолжительностью

 

по

 

полто

-

ра

 

года

 

каждая

.

В

 

результате

 

первого

 

этапа

 

будут

 

созданы

 

условия

 

для

 

функционирова

-

ния

 

конкурентного

 

рынка

 

электроэнер

-

гии

достигнута

 

финансовая

 

прозрач

-

ность

 

организаций

 

электроэнергетики

.

Второй

 

этап

 

реформы

 

займёт

 

2–3 

года

 

и

 

явится

 

периодом

 

станов

-

ления

 

оптового

 

и

 

розничных

 

рынков

 

электроэнергии

 

на

 

территории

 

Ев

-

ропейской

Уральской

 

и

 

Сибирской

 

энергозон

В

 

результате

 

будет

 

в

 

основном

 

проведено

 

реформирование

 

отрасли

сформирована

 

система

 

рыночного

 

ценообразования

 

на

 

оптовом

 

и

 

роз

-

ничных

 

рынках

 

электроэнергии

соз

-

даны

 

условия

 

для

 

широкомасштабно

-

го

 

привлечения

 

инвестиций

.

Третий

 

этап

 

проведения

 

реформы

 

должен

 

быть

 

осуществлён

 

в

 

течение

 

3–4 

лет

Его

 

основным

 

содержанием

 

станет

 

обеспечение

 

притока

 

инвести

-

ций

 

в

 

конкурентные

 

сектора

 

электро

-

энергетики

.  

В

 

результате

 

будет

 

закончено

 

формирование

 

конкурентных

 

оптово

-

го

 

и

 

розничных

 

рынков

 

электроэнер

-

гии

достигнут

 

высокий

 

уровень

 

кон

-

куренции

 

в

 

секторах

 

производства

 

и

 

сбыта

 

электроэнергии

государство

 

перестанет

 

выполнять

 

несвойствен

-

ные

 

ему

 

функции

 

хозяйственного

 

управления

 

конкурентными

 

сектора

-

ми

 

энергетики

».

Что

 

касается

 

сетевых

 

организаций

то

 

про

 

них

 

отдельно

 

было

 

сказано

 

не

-

много

но

 

серьёзно

: «

отнесение

 

пере

-

дачи

распределения

 

электрической

 

энергии

 

и

 

диспетчеризации

 

к

 

исклю

-

чительным

 

видам

 

деятельности

осу

-

ществление

 

которых

 

возможно

 

только

 

на

 

основании

 

специальных

 

разреше

-

ний

 (

лицензий

)».

Итоги реформирования 

электроэнергетики 

и проблемы 

функционирования 

электросетевых 

предприятий 

коммунальной сферы

Василий МИХАЙЛОВ,

 генеральный директор ЗАО «Роскоммунэнерго»


Page 3
background image

127

 1 (34) 2016

127

Однако

 

очевидно

что

 

нормальная

 

деятельность

 

сетевых

 

организаций

 

возможна

 

только

 

при

 

стабиль

-

ной

прозрачной

эффективной

 

работе

 

сбытовых

 

компаний

поскольку

 

взаимоотношения

 

сетевиков

 

с

 

потребителями

 

ограничиваются

 

только

 

вопроса

-

ми

 

технологического

 

присоединения

 

и

 

ответствен

-

ности

 

в

 

пределах

 

акта

 

разграничения

 

принадлежно

-

сти

 

сетевых

 

объектов

Соответственно

как

 

ни

 

дели

 

энергетику

 

по

 

видам

 

деятельности

эффективна

 

она

 

всё

 

равно

 

будет

 

только

 

при

 

условии

 

чёткой

 

ра

-

боты

 

в

 

пределах

 

прав

 

и

 

обязанностей

 

всех

 

своих

 

субъектов

в

 

том

 

числе

 

и

 

потребителей

 

электриче

-

ской

 

энергии

Сетевые

 

компании

 

в

 

основном

 

относятся

 

к

 

субъ

-

ектам

 

розничных

 

рынков

 

электроэнергии

за

 

исклю

-

чением

 

Федеральной

 

сетевой

 

компании

в

 

ведении

 

которой

 — 

Национальная

 

электрическая

 

сеть

и

 

от

-

дельных

 

сетевых

 

компаний

сохранивших

 

пока

 

ещё

 

сети

 

высших

 

напряжений

Розничные

 

рынки

 

электроэнергии

 — 

наиболее

 

неудавшаяся

 

часть

 

реформированной

 

электроэнер

-

гетики

О

 

проблемах

 

розничных

 

рынков

 

писалось

 

и

 

говорилось

 

очень

 

много

достаточно

 

сказать

 

толь

-

ко

 

одно

называть

 

их

 

рынками

 

нельзя

ничего

 

рыноч

-

ного

 

в

 

них

 

нет

В

 

начале

 

реформирования

 

появилась

 

необхо

-

димость

 

введения

  «

котлового

» 

тарифа

 

на

 

услуги

 

по

 

передаче

 

электроэнергии

 

в

 

пределах

 

субъекта

 

Федерации

При

 

разработке

  «

котловой

 

идеологии

» 

никто

 

не

 

задумался

сколько

 

может

 

появиться

 

сете

-

вых

 

компаний

достаточно

 

приобрести

 

подстанцию

 

или

 

даже

 

просто

 

линию

 

электропередачи

посчитать

 

затраты

 

на

 

её

 

содержание

заявиться

 

в

 

регулирую

-

щий

 

орган

 — 

и

 

ты

 

сетевая

 

организация

получающая

 

плату

 

за

 

свои

 

услуги

Следствием

 

введения

 «

котла

» 

было

 

массовое

 

увеличение

 

числа

 

сетевых

 

организа

-

ций

во

 

многих

 

регионах

 — 

в

 

разы

По

 

сегодняшним

 

оценкам

 

их

 

число

 

сейчас

 — 3–4 

тысячи

причём

 

аб

-

солютно

 

большая

 

часть

 

передаёт

 

по

 

своим

 

сетям

 

от

 

нескольких

 

сот

 

тысяч

 

до

 

нескольких

 

миллионов

 

ки

-

ловатт

-

часов

 

электроэнергии

не

 

может

 

содержать

 

квалифицированный

 

персонал

но

 

при

 

этом

 

имеет

 

соответствующие

 

руководящие

 

кадры

зарплату

транспорт

 

и

 

т

.

д

.

Ситуация

 

с

 

количеством

 

сетевых

 

компаний

 

от

-

дельным

 

вопросом

 

была

 

включена

 

в

 

Стратегию

 

раз

-

вития

 

электросетевого

 

комплекса

утверждённую

 

Распоряжением

 

Правительства

 

РФ

 

от

 03.04.2013 

 511-

р

дано

 

поручение

 

Минэнерго

 

РФ

 

разрабо

-

тать

 

Критерии

 

определения

 

сетевых

 

организаций

которые

 

и

 

были

 

утверждены

 

Постановлением

 

Пра

-

вительства

 

РФ

 

от

 28.02.2015 

 184. 

К

 

сожалению

утверждённые

 

Критерии

 

весьма

 

несовершенны

по

 

крайней

 

мере

 

в

 

двух

 

направлениях

с

 

их

 

появлением

 

появилась

 

реальная

 

угроза

 

проблем

 

с

 

энергоснабже

-

нием

 

потребителей

присоединённых

 

к

 

промышлен

-

ным

 

предприятиям

для

 

которых

 

передача

 

электро

-

энергии

 — 

не

 

основной

 

вид

 

деятельности

но

 

кото

-

рые

 

не

 

могут

 

от

 

неё

 

отказаться

 

и

 

при

 

этом

 

не

 

удов

-

летворяют

 

Критериям

потеряв

 

статус

 

сетевой

 

ор

-

ганизации

они

 

автоматически

 

теряют

 

тариф

но

 

далеко

 

не

 

всегда

 

могут

 

передать

 

свои

 

сетевые

 

объ

-

екты

 

на

 

обслуживание

 

иной

 

сетевой

 

организации

Второй

 

недостаток

 — 

отсутствие

 

экономических

 

критериев

если

 

выдерживаются

 

количественные

 

критерии

то

 

они

 

могут

 

работать

 

с

 

любой

 

нагрузкой

передавая

 

минимальные

 

объёмы

 

электроэнергии

Стоимость

 

такой

 

передачи

 

может

 

достигать

 

любых

 

величин

тариф

 — 

это

 

частное

 

от

 

НВВ

 (

необходимой

 

валовой

 

выручки

и

 

объёма

 

передаваемой

 

электро

-

энергии

Чем

 

меньше

 

объём

тем

 

больше

 

тариф

.

Ещё

 

одно

 

серьёзное

 

поручение

 

Стратегии

 — 

ис

-

пользование

 

сравнительного

 

анализа

  (

бенчмаркин

-

га

в

 

целях

 

повышения

 

эффективности

 

сетевых

 

ком

-

паний

 

по

 

ряду

 

направлений

.

Выдающаяся

 

работа

 

была

 

проведена

 

по

 

внедре

-

нию

 

бенчмаркинга

 

в

 

дело

 

сокращения

 

потерь

 

элек

-

троэнергии

 

при

 

её

 

передаче

о

 

чём

 

было

 

отдельное

 

поручение

 

в

 

Стратегии

.

 

Дело

 

в

 

том

что

 

около

 10 

лет

 

одной

 

из

 

функций

 

Минэнерго

 

России

 

было

 

утверждение

 

норматива

 

технологических

 

потерь

 

электроэнергии

 

при

 

её

 

пе

-

редаче

который

 

учитывался

 

при

 

определении

 

объё

-

ма

 

средств

 

в

 

тарифах

 

сетевой

 

компании

 

для

 

оплаты

 

этих

 

самых

 

потерь

Поскольку

 

потери

 

электроэнер

-

гии

 

в

 

России

 

существенно

 

выше

чем

 

в

 

прочем

 

мире

было

 

решено

 

навести

 

в

 

этом

 

деле

 

порядок

.

Решение

 

долго

 

созревало

многократно

 

обсуж

-

далось

 

и

 

отвергалось

 

профессионалами

но

 30 

сен

-

тября

 2014 

года

 

было

 

принято

 

приказом

 

Минэнерго

 

России

 

 674. 

Суть

 

этого

 

решения

 

в

 

том

что

 

опре

-

делены

 

усреднённые

 

значения

 

потерь

 

электроэнер

-

гии

 

по

 

уровням

 

напряжения

  (

высокое

два

 

средних

 

и

 

низкое

в

 

целом

 

по

 

всей

 

стране

Применив

 

их

 

с

 

учё

-

том

 

своего

 

баланса

любая

 

сетевая

 

компания

  (

или

 

регулирующий

 

орган

может

 

определить

 

норматив

 

своих

 

потерь

который

 

будет

 

учтён

 

в

 

тарифе

.

Никакого

 

анализа

 

величины

 

потерь

 

по

 

составля

-

ющим

  (

нагрузочные

 

в

 

ЛЭП

 

и

 

в

 

трансформаторах

условно

-

постоянные

 

в

 

оборудовании

в

 

системе

 

учё

-

та

эта

  «

методика

» 

не

 

учитывает

 

вообще

Никакого

 

анализа

 

того

из

 

чего

 

сложились

 

те

 

самые

 

потери

с

 

которыми

 

нужно

 

бороться

проведено

 

не

 

было

а

 

то

что

 

обсуждалось

 — 

не

 

учтено

Наконец

еди

-

ного

 

определения

 — 

что

 

такое

 

потери

 

и

 

как

 

с

 

ними

 

бороться

, — 

в

 

нормативно

-

правовой

 

базе

 

нет

Возникает

 

вопрос

 — 

почему

 

же

 

принят

 

такой

 

под

-

ход

Самое

 

интересное

 

здесь

 

то

что

 

такой

 

уровень

 

по

-

терь

 

электрической

 

энергии

 — 

во

 

многом

 

следствие

 

реформирования

аналогично

 

проблемам

 «

котлово

-

го

 

тарифа

».

С

 

разделением

 

предприятий

 

по

 

видам

 

деятель

-

ности

  (

сбыт

 

и

 

сети

сетевые

 

организации

 

утратили

 

договорные

 

отношения

 

с

 

потребителями

особенно

 

на

 

низких

 

уровнях

 

напряжения

Сбытовая

 

компания

 

оплатила

 

объём

 

электроэнергии

купленный

 

у

 

генери

-

рующих

 

компаний

и

 

получила

 

плату

 

за

 

неё

 

с

 

потреби

-

телей

То

что

 

не

 

оплачено

 

потребителем

 — 

это

 

поте

-

ри

Однако

  

где

 

они

 

возникли

 — 

в

 

электрических

 

сетях

за

 

которые

 

несут

 

ответственность

 

сетевые

 

компании

или

 

это

 

недоплата

 

потребителей

По

 

словам

 

пред

-

седателя

 

Некоммерческого

 

партнёрства

 

гарантирую

-

щих

 

поставщиков

потери

 

электроэнергии

 

составляют

 

порядка

 15% 

от

 

всего

 

объёма

а

 

в

 

некоторых

 

сетях

 

достигают

 30% (!). 

Технологически

 

таких

 

потерь

 

быть

 


Page 4
background image

МНЕНИЕ 
ЭКСПЕРТА

128

не

 

может

Отчасти

 

это

 

подтверждается

 

Правилами

 

функционирования

 

розничных

 

рынков

в

 

которых

 

го

-

ворится

что

 

если

 

выявлены

 

случаи

 

безучётного

 

или

 

бездоговорного

 

потребления

в

 

том

 

числе

 

за

 

прошед

-

шие

 

периоды

то

 

такой

 

объём

 

электроэнергии

 

должен

 

уменьшать

 «

фактические

» 

потери

 

периода

в

 

котором

 

это

 

было

 

обнаружено

Передача

 

электроэнергии

 — 

мгновенный

 

процесс

и

 

её

 

потери

  — 

тоже

Они

 

обу

-

словлены

 

физическими

 

процессами

 

в

 

сетях

 

и

 

не

 

могут

 

увеличиться

 

или

 

уменьшиться

 

в

 

каком

-

то

 

ином

 

вре

-

мени

это

 

абсурд

Есть

 

заключённый

 

договор

 

между

 

сбытом

 

и

 

потребителем

 

или

 

нет

 — 

сетевая

 

компания

 

не

 

знает

так

 

же

 

как

 

и

 

уровень

 

оплаты

 

потребителем

 

электроэнергии

её

 

дело

 — 

содержать

 

в

 

порядке

 

сети

 

и

 

обеспечивать

 

их

 

безаварийную

 

работу

Отношения

 

с

 

населением

 — 

вообще

 

отдельная

 

тема

взаимоотношения

 

трёх

 

сторон

 — 

сбытовая

 

компания

население

 

и

 

сетевая

 

компания

которая

 

не

 

имеет

 

с

 

ним

 

финансовых

 

отношений

 

и

 

регуляр

-

но

 

получает

  «

дополнительные

 

потери

» 

за

 

счёт

 

не

-

полной

 

оплаты

 

населением

 

электроэнергии

, — 

не

 

урегулированы

 

ни

 

в

 

жилищном

 

законодательстве

ни

 

в

 

нормативно

-

правовой

 

базе

 

электроэнергетики

.

Представляется

что

 

борьба

 

с

 

потерями

 

должна

 

начинаться

 

с

 

определений

:  

что

 

такое

 

технологиче

-

ские

 

потери

за

 

которые

 

отвечает

 

сетевая

 

организа

-

ция

что

 

такое

 

фактические

коммерческие

 

и

 

отчёт

-

ные

 

потери

Только

 

после

 

этого

 

можно

 

определить

 

ответственность

 

каждого

 

субъекта

 

электроэнергети

-

ческого

 

рынка

 

и

 

начинать

 

бороться

 

с

 

потерями

.

В

 

Минэнерго

 

была

 

сформирована

 

неплохая

 

ме

-

тодология

 

определения

 

технологических

 

потерь

 

электроэнергии

их

 

нужно

 

считать

 

не

 

только

 

для

 

та

-

рифной

 

составляющей

Грамотный

 

расчёт

 

техноло

-

гических

 

потерь

 

точно

 

показывает

 

перегруженные

 

или

 

недогруженные

 

линии

узлы

 

и

 

центры

 

питания

что

 

необходимо

 

для

 

корректной

 

программы

 

как

 

теку

-

щего

 

и

 

капитального

 

ремонтов

так

 

и

 

модернизации

 

сетей

для

 

определения

 

объёма

 

работ

 

по

 

развитию

 

сетей

 

для

 

выполнения

 

технологических

 

присоедине

-

ний

Методика

 

Минэнерго

 

взята

 

за

 

основу

 

и

 

широко

 

применяется

 

в

 

ряде

 

стран

 

ближнего

 

зарубежья

а

 

те

-

перь

 

нам

 

предстоит

 

через

 

несколько

 

лет

 

догонять

 

не

 

только

 

развитый

 

мир

но

 

и

 

ближайших

 

соседей

Анализ

 

результатов

 

применения

 

нового

 

подхода

 

Минэнерго

 

к

 

определению

 

нормативов

 

потерь

 

пока

-

зал

что

 

совпадений

 

такого

 

расчёта

 

и

 

технологиче

-

ских

 

потерь

рассчитанных

 

корректно

практически

 

нет

Следствие

 — 

у

 

многих

 

сетевых

 

компаний

 

будет

 

дефицит

 

средств

 

на

 

оплату

 

реальных

 

потерь

их

 

придётся

 

оплачивать

 

за

 

счёт

 

средств

 

на

 

ремонты

 

и

 

прочие

 

расходы

Надёжности

 

энергоснабжения

 

это

 

никак

 

не

 

прибавит

Несколько

 

лет

 

назад

 

все

 

сетевые

 

компании

 

были

 

поделены

крупные

входящие

 

в

 

ОАО

  «

Холдинг

 

МРСК

», 

перешли

 

на

 RAB-

регулирование

 (

метод

 

до

-

ходности

 

инвестированного

 

капитала

и

 

прочие

для

 

которых

 

инвестиции

 

не

 

предусмотрены

Признаков

 

дискриминационного

 

подхода

 

никто

 

не

 

обнаружил

Цель

 RAB-

регулирования

 

была

 

в

 

развитии

 

сетевого

 

комплекса

 

и

 

поэтапного

 

сокращения

 

операционных

 

расходов

 (

зарплата

содержание

 

зданий

 

и

 

сооруже

-

ний

автотранспорта

 

и

 

т

.

д

.), 

которые

 

к

 2010 

году

ког

-

да

 RAB-

регулирование

 

начало

 

внедряться

выросли

 

очень

 

существенно

  (

опять

 

вследствие

 

реформиро

-

вания

 — 

увеличение

 

численности

 

руководящего

 

со

-

става

 

в

 

электроэнергетике

 

получилось

   

колоссаль

-

ным

потребность

 

в

 

административных

 

помещениях

 

выросла

 

и

 

т

.

д

.). 

По

 

результатам

 

работы

 

Холдинга

 

МРСК

 

в

 2010–2014 

годах

 

операционные

 

расходы

 

не

 

сократились

а

 

выросли

 

на

 62%, 

инвестпрограмма

 

не

 

выполнена

.

Одной

 

из

 

целей

 

реформирования

 

электроэнерге

-

тики

 

было

 

сокращение

 

перекрёстного

 

субсидирова

-

ния

Сколько

 

по

 

этому

 

вопросу

 

принималось

 

реше

-

ний

в

 

том

 

числе

 

на

 

самых

 

высоких

 

уровнях

, — 

не

 

счесть

По

 

итогам

 2014 

года

 

объём

 

перекрёстного

 

субсидирования

 

вырос

 

на

 11% 

и

 

оценивается

 

уже

 

в

 245 

млрд

 

рублей

.

Постановлением

 

 526, 

как

 

сказано

 

выше

пред

-

усматривалось

 

продолжение

 

мероприятий

 

по

 

ре

-

формированию

 

электроэнергетики

 

после

 

анализа

 

сделанного

 

ранее

Закону

  «

Об

 

электроэнергетике

» 

исполнилось

 12 

лет

Постановлению

 

 526 — 

ско

-

ро

 

четырнадцать

 (

дети

 

в

 

этом

 

возрасте

 

паспорт

 

по

-

лучают

). 

За

 

эти

 

годы

 

в

 

энергетике

 

сделано

 

многое

но

 

в

 

том

 

числе

к

 

сожалению

много

 

неправильного

непродуманного

Очевидно

что

 

возврата

 

к

 

старому

 

(

к

 

РАО

 «

ЕЭС

 

России

») 

нет

 

и

 

быть

 

не

 

может

Однако

 

продолжать

 

нагромождение

 

ошибок

их

 

исправление

часто

 

кривое

 

и

 

ведущее

 

к

 

новым

 

ошибкам

 

далее

 — 

недопустимо

Ясно

что

 

полное

 

разделение

 

деятель

-

ности

 

по

 

передаче

 

электроэнергии

 

и

 

сбытовой

 

было

 

излишним

возможно

оно

 

может

 

быть

 

оправданным

 

на

 

высоких

 

уровнях

 

напряжения

с

 

крупными

 

потре

-

бителями

на

 

оптовом

 

рынке

но

 

не

 

с

 

мелкими

 

по

-

требителями

 

на

 

напряжении

 0,4–6–10 

кВ

Рыночных

 

отношений

 

в

 

рознице

 

не

 

сложилось

да

 

и

 

сложиться

 

ещё

 

долго

 

не

 

сможет

как

 

минимум

 

для

 

этого

 

нужна

 

полная

 

либерализация

 

цен

отсутствие

 

перекрёстно

-

го

 

субсидирования

 

всех

 

видов

полная

 

автоматиза

-

ция

 

учёта

в

 

том

 

числе

 

и

 

у

 

населения

.

Отдельная

но

 

необходимая

 

тема

 — 

синхрони

-

зация

 

и

 

взаимоучёт

 

реформирования

 

электроэнер

-

гетики

теплоснабжения

 

и

 

жилищно

-

коммунального

 

хозяйства

что

 

само

 

по

 

себе

 

большая

 

проблема

о

  

которой

 

тоже

 

немало

 

сказано

.

В

 

Постановлении

 

 526, 

о

 

котором

 

говорилось

 

выше

было

 

отмечено

: «3. 

Установить

что

 

решение

 

о

 

реализации

 

последующих

 

мероприятий

 

плана

ука

-

занного

 

в

 

пункте

 2 (

плана

 

мероприятий

 

первого

 

эта

-

па

 

реформирования

настоящего

 

Постановления

принимается

 

после

 

анализа

 

эффективности

 

выпол

-

нения

 

основных

 

предшествующих

 

им

 

мероприятий

».

Представляется

что

 

давно

 

назрела

 

необходи

-

мость

 

создания

 

независимой

 

рабочей

 

группы

воз

-

можно

 

при

 

Комитете

 

Государственной

 

думы

 

по

 

энер

-

гетике

с

 

достаточно

 

широкими

 

полномочиями

для

 

анализа

 

того

что

 

было

 

на

 

начало

 

реформирования

того

к

 

чему

 

пришли

и

 

на

 

этой

 

основе

 — 

выработки

 

предложений

что

 

делать

 

дальше

Отдельные

 

реше

-

ния

 

очевидны

но

 

нужно

 

наконец

 

посмотреть

 

шире

исходя

 

не

 

из

 

узковедомственных

 

интересов

а

 

из

 

ин

-

тересов

 

всего

 

общества

.


Оригинал статьи: Итоги реформирования электроэнергетики и проблемы функционирования электросетевых предприятий коммунальной сферы

Читать онлайн

Двенадцать лет назад, 26 марта 2003 года, президентом были подписаны Законы «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период». Формально была определена система отношений субъектов электроэнергетики, направления и принципы реформирования.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Система диагностики АКБ «Репей»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Возобновляемая энергетика / Накопители Диагностика и мониторинг
ООО НПП «Микропроцессорные технологии»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Внедрение резонансной системы передачи электрической энергии в филиале ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Рязаньэнерго»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Кабельные линии
ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ», ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»