126
СЕТИ
РОССИИ
МНЕНИЕ
ЭКСПЕРТА
126
к
о
м
м
у
н
а
л
ь
н
а
я
с
р
е
д
а
коммуна
льная среда
Д
венадцать
лет
назад
, 26
мар
-
та
2003
года
,
президентом
были
подписаны
Законы
«
Об
электроэнергетике
»
и
«
Об
особенностях
функционирования
электроэнергетики
в
переходный
пе
-
риод
».
Формально
была
определена
система
отношений
субъектов
элек
-
троэнергетики
,
направления
и
прин
-
ципы
реформирования
.
Двумя
годами
раньше
,
в
июле
2001
года
,
было
принято
Постанов
-
ление
Правительства
РФ
№
526,
утвер
дившее
следующие
основные
направления
реформирования
элек
-
троэнергетики
.
«
Реформирование
электроэнер
-
гетики
носит
последовательный
ха
-
рактер
и
будет
осуществляться
в
три
этапа
.
Первый
этап
реформы
осущест
-
вляется
в
течение
3
лет
.
Первый
этап
включает
в
себя
две
фазы
продолжительностью
по
полто
-
ра
года
каждая
.
В
результате
первого
этапа
будут
созданы
условия
для
функционирова
-
ния
конкурентного
рынка
электроэнер
-
гии
,
достигнута
финансовая
прозрач
-
ность
организаций
электроэнергетики
.
Второй
этап
реформы
займёт
2–3
года
и
явится
периодом
станов
-
ления
оптового
и
розничных
рынков
электроэнергии
на
территории
Ев
-
ропейской
,
Уральской
и
Сибирской
энергозон
.
В
результате
будет
в
основном
проведено
реформирование
отрасли
,
сформирована
система
рыночного
ценообразования
на
оптовом
и
роз
-
ничных
рынках
электроэнергии
,
соз
-
даны
условия
для
широкомасштабно
-
го
привлечения
инвестиций
.
Третий
этап
проведения
реформы
должен
быть
осуществлён
в
течение
3–4
лет
.
Его
основным
содержанием
станет
обеспечение
притока
инвести
-
ций
в
конкурентные
сектора
электро
-
энергетики
.
В
результате
будет
закончено
формирование
конкурентных
оптово
-
го
и
розничных
рынков
электроэнер
-
гии
,
достигнут
высокий
уровень
кон
-
куренции
в
секторах
производства
и
сбыта
электроэнергии
,
государство
перестанет
выполнять
несвойствен
-
ные
ему
функции
хозяйственного
управления
конкурентными
сектора
-
ми
энергетики
».
Что
касается
сетевых
организаций
,
то
про
них
отдельно
было
сказано
не
-
много
,
но
серьёзно
: «
отнесение
пере
-
дачи
,
распределения
электрической
энергии
и
диспетчеризации
к
исклю
-
чительным
видам
деятельности
,
осу
-
ществление
которых
возможно
только
на
основании
специальных
разреше
-
ний
(
лицензий
)».
Итоги реформирования
электроэнергетики
и проблемы
функционирования
электросетевых
предприятий
коммунальной сферы
Василий МИХАЙЛОВ,
генеральный директор ЗАО «Роскоммунэнерго»
127
№
1 (34) 2016
127
Однако
очевидно
,
что
нормальная
деятельность
сетевых
организаций
возможна
только
при
стабиль
-
ной
,
прозрачной
,
эффективной
работе
сбытовых
компаний
,
поскольку
взаимоотношения
сетевиков
с
потребителями
ограничиваются
только
вопроса
-
ми
технологического
присоединения
и
ответствен
-
ности
в
пределах
акта
разграничения
принадлежно
-
сти
сетевых
объектов
.
Соответственно
,
как
ни
дели
энергетику
по
видам
деятельности
,
эффективна
она
всё
равно
будет
только
при
условии
чёткой
ра
-
боты
в
пределах
прав
и
обязанностей
всех
своих
субъектов
,
в
том
числе
и
потребителей
электриче
-
ской
энергии
.
Сетевые
компании
в
основном
относятся
к
субъ
-
ектам
розничных
рынков
электроэнергии
,
за
исклю
-
чением
Федеральной
сетевой
компании
,
в
ведении
которой
—
Национальная
электрическая
сеть
,
и
от
-
дельных
сетевых
компаний
,
сохранивших
пока
ещё
сети
высших
напряжений
.
Розничные
рынки
электроэнергии
—
наиболее
неудавшаяся
часть
реформированной
электроэнер
-
гетики
.
О
проблемах
розничных
рынков
писалось
и
говорилось
очень
много
,
достаточно
сказать
толь
-
ко
одно
:
называть
их
рынками
нельзя
,
ничего
рыноч
-
ного
в
них
нет
.
В
начале
реформирования
появилась
необхо
-
димость
введения
«
котлового
»
тарифа
на
услуги
по
передаче
электроэнергии
в
пределах
субъекта
Федерации
.
При
разработке
«
котловой
идеологии
»
никто
не
задумался
,
сколько
может
появиться
сете
-
вых
компаний
:
достаточно
приобрести
подстанцию
или
даже
просто
линию
электропередачи
,
посчитать
затраты
на
её
содержание
,
заявиться
в
регулирую
-
щий
орган
—
и
ты
сетевая
организация
,
получающая
плату
за
свои
услуги
.
Следствием
введения
«
котла
»
было
массовое
увеличение
числа
сетевых
организа
-
ций
,
во
многих
регионах
—
в
разы
.
По
сегодняшним
оценкам
их
число
сейчас
— 3–4
тысячи
,
причём
аб
-
солютно
большая
часть
передаёт
по
своим
сетям
от
нескольких
сот
тысяч
до
нескольких
миллионов
ки
-
ловатт
-
часов
электроэнергии
,
не
может
содержать
квалифицированный
персонал
,
но
при
этом
имеет
соответствующие
руководящие
кадры
,
зарплату
,
транспорт
и
т
.
д
.
Ситуация
с
количеством
сетевых
компаний
от
-
дельным
вопросом
была
включена
в
Стратегию
раз
-
вития
электросетевого
комплекса
,
утверждённую
Распоряжением
Правительства
РФ
от
03.04.2013
№
511-
р
,
дано
поручение
Минэнерго
РФ
разрабо
-
тать
Критерии
определения
сетевых
организаций
,
которые
и
были
утверждены
Постановлением
Пра
-
вительства
РФ
от
28.02.2015
№
184.
К
сожалению
,
утверждённые
Критерии
весьма
несовершенны
,
по
крайней
мере
в
двух
направлениях
;
с
их
появлением
появилась
реальная
угроза
проблем
с
энергоснабже
-
нием
потребителей
,
присоединённых
к
промышлен
-
ным
предприятиям
,
для
которых
передача
электро
-
энергии
—
не
основной
вид
деятельности
,
но
кото
-
рые
не
могут
от
неё
отказаться
и
при
этом
не
удов
-
летворяют
Критериям
:
потеряв
статус
сетевой
ор
-
ганизации
,
они
автоматически
теряют
тариф
,
но
далеко
не
всегда
могут
передать
свои
сетевые
объ
-
екты
на
обслуживание
иной
сетевой
организации
.
Второй
недостаток
—
отсутствие
экономических
критериев
:
если
выдерживаются
количественные
критерии
,
то
они
могут
работать
с
любой
нагрузкой
,
передавая
минимальные
объёмы
электроэнергии
.
Стоимость
такой
передачи
может
достигать
любых
величин
:
тариф
—
это
частное
от
НВВ
(
необходимой
валовой
выручки
)
и
объёма
передаваемой
электро
-
энергии
.
Чем
меньше
объём
,
тем
больше
тариф
.
Ещё
одно
серьёзное
поручение
Стратегии
—
ис
-
пользование
сравнительного
анализа
(
бенчмаркин
-
га
)
в
целях
повышения
эффективности
сетевых
ком
-
паний
по
ряду
направлений
.
Выдающаяся
работа
была
проведена
по
внедре
-
нию
бенчмаркинга
в
дело
сокращения
потерь
элек
-
троэнергии
при
её
передаче
,
о
чём
было
отдельное
поручение
в
Стратегии
.
Дело
в
том
,
что
около
10
лет
одной
из
функций
Минэнерго
России
было
утверждение
норматива
технологических
потерь
электроэнергии
при
её
пе
-
редаче
,
который
учитывался
при
определении
объё
-
ма
средств
в
тарифах
сетевой
компании
для
оплаты
этих
самых
потерь
.
Поскольку
потери
электроэнер
-
гии
в
России
существенно
выше
,
чем
в
прочем
мире
,
было
решено
навести
в
этом
деле
порядок
.
Решение
долго
созревало
,
многократно
обсуж
-
далось
и
отвергалось
профессионалами
,
но
30
сен
-
тября
2014
года
было
принято
приказом
Минэнерго
России
№
674.
Суть
этого
решения
в
том
,
что
опре
-
делены
усреднённые
значения
потерь
электроэнер
-
гии
по
уровням
напряжения
(
высокое
,
два
средних
и
низкое
)
в
целом
по
всей
стране
.
Применив
их
с
учё
-
том
своего
баланса
,
любая
сетевая
компания
(
или
регулирующий
орган
)
может
определить
норматив
своих
потерь
,
который
будет
учтён
в
тарифе
.
Никакого
анализа
величины
потерь
по
составля
-
ющим
(
нагрузочные
в
ЛЭП
и
в
трансформаторах
,
условно
-
постоянные
в
оборудовании
,
в
системе
учё
-
та
)
эта
«
методика
»
не
учитывает
вообще
.
Никакого
анализа
того
,
из
чего
сложились
те
самые
потери
,
с
которыми
нужно
бороться
,
проведено
не
было
,
а
то
,
что
обсуждалось
—
не
учтено
.
Наконец
,
еди
-
ного
определения
—
что
такое
потери
и
как
с
ними
бороться
, —
в
нормативно
-
правовой
базе
нет
.
Возникает
вопрос
—
почему
же
принят
такой
под
-
ход
?
Самое
интересное
здесь
то
,
что
такой
уровень
по
-
терь
электрической
энергии
—
во
многом
следствие
реформирования
,
аналогично
проблемам
«
котлово
-
го
тарифа
».
С
разделением
предприятий
по
видам
деятель
-
ности
(
сбыт
и
сети
)
сетевые
организации
утратили
договорные
отношения
с
потребителями
,
особенно
на
низких
уровнях
напряжения
.
Сбытовая
компания
оплатила
объём
электроэнергии
,
купленный
у
генери
-
рующих
компаний
,
и
получила
плату
за
неё
с
потреби
-
телей
.
То
,
что
не
оплачено
потребителем
—
это
поте
-
ри
.
Однако
где
они
возникли
—
в
электрических
сетях
,
за
которые
несут
ответственность
сетевые
компании
,
или
это
недоплата
потребителей
?
По
словам
пред
-
седателя
Некоммерческого
партнёрства
гарантирую
-
щих
поставщиков
,
потери
электроэнергии
составляют
порядка
15%
от
всего
объёма
,
а
в
некоторых
сетях
достигают
30% (!).
Технологически
таких
потерь
быть
МНЕНИЕ
ЭКСПЕРТА
128
не
может
.
Отчасти
это
подтверждается
Правилами
функционирования
розничных
рынков
,
в
которых
го
-
ворится
,
что
если
выявлены
случаи
безучётного
или
бездоговорного
потребления
,
в
том
числе
за
прошед
-
шие
периоды
,
то
такой
объём
электроэнергии
должен
уменьшать
«
фактические
»
потери
периода
,
в
котором
это
было
обнаружено
.
Передача
электроэнергии
—
мгновенный
процесс
,
и
её
потери
—
тоже
.
Они
обу
-
словлены
физическими
процессами
в
сетях
и
не
могут
увеличиться
или
уменьшиться
в
каком
-
то
ином
вре
-
мени
,
это
абсурд
.
Есть
заключённый
договор
между
сбытом
и
потребителем
или
нет
—
сетевая
компания
не
знает
,
так
же
как
и
уровень
оплаты
потребителем
электроэнергии
;
её
дело
—
содержать
в
порядке
сети
и
обеспечивать
их
безаварийную
работу
.
Отношения
с
населением
—
вообще
отдельная
тема
,
взаимоотношения
трёх
сторон
—
сбытовая
компания
,
население
и
сетевая
компания
,
которая
не
имеет
с
ним
финансовых
отношений
и
регуляр
-
но
получает
«
дополнительные
потери
»
за
счёт
не
-
полной
оплаты
населением
электроэнергии
, —
не
урегулированы
ни
в
жилищном
законодательстве
,
ни
в
нормативно
-
правовой
базе
электроэнергетики
.
Представляется
,
что
борьба
с
потерями
должна
начинаться
с
определений
:
что
такое
технологиче
-
ские
потери
,
за
которые
отвечает
сетевая
организа
-
ция
,
что
такое
фактические
,
коммерческие
и
отчёт
-
ные
потери
.
Только
после
этого
можно
определить
ответственность
каждого
субъекта
электроэнергети
-
ческого
рынка
и
начинать
бороться
с
потерями
.
В
Минэнерго
была
сформирована
неплохая
ме
-
тодология
определения
технологических
потерь
электроэнергии
:
их
нужно
считать
не
только
для
та
-
рифной
составляющей
.
Грамотный
расчёт
техноло
-
гических
потерь
точно
показывает
перегруженные
или
недогруженные
линии
,
узлы
и
центры
питания
,
что
необходимо
для
корректной
программы
как
теку
-
щего
и
капитального
ремонтов
,
так
и
модернизации
сетей
,
для
определения
объёма
работ
по
развитию
сетей
для
выполнения
технологических
присоедине
-
ний
.
Методика
Минэнерго
взята
за
основу
и
широко
применяется
в
ряде
стран
ближнего
зарубежья
,
а
те
-
перь
нам
предстоит
через
несколько
лет
догонять
не
только
развитый
мир
,
но
и
ближайших
соседей
.
Анализ
результатов
применения
нового
подхода
Минэнерго
к
определению
нормативов
потерь
пока
-
зал
,
что
совпадений
такого
расчёта
и
технологиче
-
ских
потерь
,
рассчитанных
корректно
,
практически
нет
.
Следствие
—
у
многих
сетевых
компаний
будет
дефицит
средств
на
оплату
реальных
потерь
,
их
придётся
оплачивать
за
счёт
средств
на
ремонты
и
прочие
расходы
.
Надёжности
энергоснабжения
это
никак
не
прибавит
.
Несколько
лет
назад
все
сетевые
компании
были
поделены
:
крупные
,
входящие
в
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»,
перешли
на
RAB-
регулирование
(
метод
до
-
ходности
инвестированного
капитала
)
и
прочие
,
для
которых
инвестиции
не
предусмотрены
.
Признаков
дискриминационного
подхода
никто
не
обнаружил
.
Цель
RAB-
регулирования
была
в
развитии
сетевого
комплекса
и
поэтапного
сокращения
операционных
расходов
(
зарплата
,
содержание
зданий
и
сооруже
-
ний
,
автотранспорта
и
т
.
д
.),
которые
к
2010
году
,
ког
-
да
RAB-
регулирование
начало
внедряться
,
выросли
очень
существенно
(
опять
вследствие
реформиро
-
вания
—
увеличение
численности
руководящего
со
-
става
в
электроэнергетике
получилось
колоссаль
-
ным
,
потребность
в
административных
помещениях
выросла
и
т
.
д
.).
По
результатам
работы
Холдинга
МРСК
в
2010–2014
годах
операционные
расходы
не
сократились
,
а
выросли
на
62%,
инвестпрограмма
не
выполнена
.
Одной
из
целей
реформирования
электроэнерге
-
тики
было
сокращение
перекрёстного
субсидирова
-
ния
.
Сколько
по
этому
вопросу
принималось
реше
-
ний
,
в
том
числе
на
самых
высоких
уровнях
, —
не
счесть
.
По
итогам
2014
года
объём
перекрёстного
субсидирования
вырос
на
11%
и
оценивается
уже
в
245
млрд
рублей
.
Постановлением
№
526,
как
сказано
выше
,
пред
-
усматривалось
продолжение
мероприятий
по
ре
-
формированию
электроэнергетики
после
анализа
сделанного
ранее
.
Закону
«
Об
электроэнергетике
»
исполнилось
12
лет
,
Постановлению
№
526 —
ско
-
ро
четырнадцать
(
дети
в
этом
возрасте
паспорт
по
-
лучают
).
За
эти
годы
в
энергетике
сделано
многое
,
но
в
том
числе
,
к
сожалению
,
много
неправильного
,
непродуманного
.
Очевидно
,
что
возврата
к
старому
(
к
РАО
«
ЕЭС
России
»)
нет
и
быть
не
может
.
Однако
продолжать
нагромождение
ошибок
,
их
исправление
,
часто
кривое
и
ведущее
к
новым
ошибкам
далее
—
недопустимо
.
Ясно
,
что
полное
разделение
деятель
-
ности
по
передаче
электроэнергии
и
сбытовой
было
излишним
:
возможно
,
оно
может
быть
оправданным
на
высоких
уровнях
напряжения
,
с
крупными
потре
-
бителями
,
на
оптовом
рынке
,
но
не
с
мелкими
по
-
требителями
на
напряжении
0,4–6–10
кВ
.
Рыночных
отношений
в
рознице
не
сложилось
,
да
и
сложиться
ещё
долго
не
сможет
,
как
минимум
для
этого
нужна
полная
либерализация
цен
,
отсутствие
перекрёстно
-
го
субсидирования
всех
видов
,
полная
автоматиза
-
ция
учёта
,
в
том
числе
и
у
населения
.
Отдельная
,
но
необходимая
тема
—
синхрони
-
зация
и
взаимоучёт
реформирования
электроэнер
-
гетики
,
теплоснабжения
и
жилищно
-
коммунального
хозяйства
,
что
само
по
себе
большая
проблема
,
о
которой
тоже
немало
сказано
.
В
Постановлении
№
526,
о
котором
говорилось
выше
,
было
отмечено
: «3.
Установить
,
что
решение
о
реализации
последующих
мероприятий
плана
,
ука
-
занного
в
пункте
2 (
плана
мероприятий
первого
эта
-
па
реформирования
)
настоящего
Постановления
,
принимается
после
анализа
эффективности
выпол
-
нения
основных
предшествующих
им
мероприятий
».
Представляется
,
что
давно
назрела
необходи
-
мость
создания
независимой
рабочей
группы
,
воз
-
можно
при
Комитете
Государственной
думы
по
энер
-
гетике
,
с
достаточно
широкими
полномочиями
,
для
анализа
того
,
что
было
на
начало
реформирования
,
того
,
к
чему
пришли
,
и
на
этой
основе
—
выработки
предложений
,
что
делать
дальше
.
Отдельные
реше
-
ния
очевидны
,
но
нужно
наконец
посмотреть
шире
,
исходя
не
из
узковедомственных
интересов
,
а
из
ин
-
тересов
всего
общества
.
Оригинал статьи: Итоги реформирования электроэнергетики и проблемы функционирования электросетевых предприятий коммунальной сферы
Двенадцать лет назад, 26 марта 2003 года, президентом были подписаны Законы «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период». Формально была определена система отношений субъектов электроэнергетики, направления и принципы реформирования.