КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь 2009
26
Тема номера
Первым случаем передачи электрического сиг-
нала на расстояние считается эксперимент, прове-
денный в середине 18 века аббатом Ж-А Нолле: две
сотни монахов Картезианского монастыря по его
указанию взялись руками за металлический провод
и встали в линию длиной более мили. Когда любо-
знательный аббат разрядил электроконденсатор на
провод, все монахи тотчас убедились в реальности
электричества, а экспериментатор в скорости его
распространения. Разумеется, эти двести мучени-
ков не отдавали себе отчета в том, что образовали
собой первую в истории линию электропередачи.
1874 году русский ин-
женер Ф.А. Пироцкий
предложил использо-
вать в качестве прово-
дника
электрической
энергии
железнодо-
рожные рельсы. В то
время передача элек-
тричества по прово-
дам
сопровождалась
большими
потерями
(при передаче посто-
янного тока потери
в проводе достигали
75%). Уменьшить поте-
ри в линии представ-
лялось
возможным
при увеличении сече-
ния проводника. Пироцкий провел опыты пере-
дачи энергии по рельсам Сестрорецкой железной
дороги. Оба рельса изолировались от земли, один
из них служил прямым проводом, второй обрат-
ным. Изобретатель попробовал использовать идею
для развития городского транспорта и пустить по
рельсам-проводникам небольшой вагончик. Одна-
ко это оказалось небезопасно для пешеходов. Впро-
чем, гораздо позже такая система нашла развитие в
современном метро.
Знаменитый электротехник Никола Тесла мечтал
о создании системы беспроводной передачи энер-
гии к любой точке планеты. В 1899 году он взялся
за строительство башни для трансатлантической
связи, надеясь под прикрытием коммерчески вы-
годного предприятия реализовать свои электро-
технические идеи. Под его руководством была
сооружена гигантская радиостанция на 200 кВт в
штате Колорадо. В 1905 году прошел пробный пуск
радиостанции. По словам очевидцев, вокруг баш-
ни сверкали молнии, светилась ионизированная
среда. Журналисты утверждали, что изобретатель
зажег небо на пространстве в тысячи миль над про-
сторами океана. Однако такая система связи вскоре
оказалась слишком дорогостоящей, и амбициозные
планы остались нереализованными, лишь породив
целую массу теорий и слухов (от «лучей смерти» до
Тунгусского метеорита — все приписывалось дея-
тельности Н. Тесла).
Таким образом, самым оптимальным выходом на
то время являлись воздушные линии электропере-
дачи. К началу 1890-х годов стало ясно, что дешевле
и практичнее возводить электростанции рядом с то-
пливными и гидроресурсами, а не как делалось пре-
жде — рядом с потребителями энергии. Например,
первая тепловая электростанция в нашей стране
была построена в 1879 г., в тогдашней столице —
Петербурге, специально для освещения Литейного
моста, в 1890 г. в Пушкино была запущена электро-
История появления и развития
ЛЭП в России
Ф.А. Пироцкий
Никола Тесла
КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь 2009
27
Тема номера
станция однофазного тока, и Царское Село, по свиде-
тельствам современников, «стало первым городом в
Европе, которое сплошь и исключительно было осве-
щено электричеством». Однако ресурсы эти зачастую
были удалены от крупных городов, традиционно вы-
ступавших центрами промышленности. Возникла
необходимость передачи электроэнергии на боль-
шие расстояния. Теорию передачи одновременно
разрабатывали русский
ученый Д.А. Лачинов, и
французский электро-
техник М. Депре. Созда-
нием трансформаторов
в это же время занимал-
ся американец Джордж
Вестингауз, однако пер-
вый в мире трансфор-
матор (с разомкнутым
сердечником)
создал
П.Н. Яблочков, еще в
1876 г. получивший на
него патент.
Одновременно с этим встал вопрос о примене-
нии переменного или постоянного тока. Данным
вопросом так же интересовался создатель дуговой
лампочки П.Н. Яблочков, предвещавший большое
будущее переменному току высокого напряжения.
Эти выводы поддержал
другой отечественный
ученый — М.О. Доливо-
Добровольский.
В 1891 году им была
построена первая ли-
ния
электропереда-
чи трехфазного тока,
снизившая потери до
25%. В то время уче-
ный работал на фирму
AEG, принадлежавшую
Т.
Эдисону.
Данной
фирме было предло-
жено поучаствовать в Международной электротех-
нической выставке во Франкфурте-на-Майне, где и
решался вопрос дальнейшего использования пере-
менного или постоянного тока. Была организована
международная испытательная комиссия под пред-
седательством немецкого ученого Г. Гельмгольца.
В число членов комиссии входил русский инженер
Р.Э. Классон. Предполагалось, что комиссия прове-
дет испытания всех предложенных систем и даст от-
вет на вопрос о выборе рода тока и перспективной
системы электроснабжения.
М.О. Доливо-Добровольский решил передать
посредством электричества энергию водопада на
р. Неккар (близ местечка Лауфен) на территорию
выставки во Франкфурт. Расстояние между этими
двумя пунктами составляло 170 км, хотя до этого мо-
мента дальность электропередачи обычно не пре-
вышала 15 км. Русскому ученому предстояло всего
за один год протянуть ЛЭП на деревянных столбах,
создать необходимые двигатели и трансформаторы
(«индукционные катушки», как их тогда называли),
и он блестяще справился с этой задачей в сотруд-
ничестве с швейцарской фирмой «Эрликон». В ав-
густе 1891 г. на выставке впервые зажглась тысяча
ламп накаливания, питаемых током от Лауфенской
гидростанции. Спустя месяц двигатель Доливо-
Добровольского привел в действие декоративный
водопад — налицо была своеобразная энергети-
ческая цепь, небольшой искусственный водопад
приводился в действие энергией естественного во-
допада, удаленного от первого на 170 км.
Так была разрешена главная энергетическая про-
блема конца XIX века — проблема передачи элек-
троэнергии на большие расстояния. В 1893 году
инженер А.Н. Щенснович строит первую в мире
промышленную электростанцию на этих принципах
в Новороссийских мастерских Владикавказской же-
лезной дороги.
В 1891 году на основе Телеграфного училища в
Санкт-Петербурге создается Электротехнический
институт, начавший подготовку кадров для гряду-
щей электрификации страны.
В 1890 г. в Пушкино была запущена элек-
тростанция однофазного тока, и Царское
Село «стало первым городом в Европе, кото-
рое сплошь и исключительно было освеще-
но электричеством»
Провода для ЛЭП первоначально заво-
зились из заграницы, а вот опоры в России
уже производились — правда использова-
ли их прежде в основном для телеграфных и
телефонных проводов. Но сперва возникли
трудности бытового порядка — малогра-
мотное население Российской Империи с
подозрением относилось к столбам, укра-
шенным табличками, на которых был нари-
сован череп.
П.Н. Яблочков
М.О. Доливо-
Добровольский
КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь 2009
28
Тема номера
Провода для ЛЭП первоначально завозились
из заграницы, однако, довольно быстро их стали
производить на Кольчугинском латунном и мед-
нопрокатном заводе, предприятии «Соединенные
кабельные заводы» и заводе Подобедова. А вот
опоры в России уже производились — правда ис-
пользовали их прежде в основном для телеграф-
ных и телефонных проводов. Сперва возникли
трудности бытового порядка — малограмотное
население Российской Империи с подозрением от-
носилось к столбам, украшенным табличками, на
которых был нарисован череп.
Массовое строительство ЛЭП начинается с конца
ХIХ века, связано это с электрификацией промыш-
ленности. Основная задача, которая решалась на
этом этапе — связь электростанций с промышлен-
ными районами. Напряжения были небольшими,
как правило до 35 кВ, задачи объединения в сети
не выдвигалось. В этих условиях задачи легко ре-
шались с помощью деревянных одностоечных и
П-образных опор. Материал был доступным, деше-
вым и полностью удовлетворял требованиям вре-
мени. Все эти годы конструкции опор и проводов
непрерывно совершенствовались.
Для подвижного электротранспорта был изве-
стен принцип подземной электрической тяги, ис-
пользованный для питания поездов в Кливленде
и Будапеште. Однако
этот способ был не-
удобным в эксплуа-
тации, и подземные
кабельные ЛЭП ис-
пользовались лишь в
городах для уличного
освещения и электро-
снабжения
частных
домов. До сих пор стоимость подземных ЛЭП пре-
вышает стоимость воздушных линий в 2-3 раза.
В 1899 году в России состоялся Первый Всерос-
сийский электротехнический съезд. Председате-
лем его стал бывший в то время председателем
Императорского Русского Технического Обще-
ства, профессор Военно-инженерной академии и
Технологического института, Николай Павлович
Петров. Съезд собрал свыше пятисот человек, ин-
тересующихся электротехникой, в их числе были
лица самых разнообразных профессий и с самым
различным образованием. Объединяли их либо
общая работа в области электротехники, либо об-
щий интерес к развитию электротехники в России.
До 1917 года было проведено семь таких съездов,
новая власть продолжила эту традицию.
В 1902 г. было осуществлено электроснабжение
бакинских нефтепромыслов, ЛЭП передавала элек-
троэнергию напряжением 20 кВ.
В 1912 г. на подмосковном торфянике было на-
чато строительство первой в мире электростан-
ции, работающей на торфе. Идея принадлежала
Р.Э. Классону, который воспользовался тем, что
уголь, на котором работали преимущественно
электростанции того времени, в Москву требова-
лось привозить. Это повышало цену электроэнер-
гии, и торфяная электростанция с линией передачи
в 70 км довольно быстро окупилась. Она существу-
ет до сих пор — ныне это ГРЭС-3 в г. Ногинске.
Электроэнергетика в Российской Империи в те
годы преимуществен-
но принадлежала ино-
странным фирмам и
предпринимателям, к
примеру, контрольный
пакет крупнейшего ак-
ционерного общества
«Общество электриче-
ского освещения 1886»,
строившего практически все электростанции до-
революционной России, принадлежал германской
фирме «Сименс и Гальске», уже известной нам по
истории кабелестроения (см. «КАБЕЛЬ-news», №9,
с. 28–36). Другое АО — «Соединенные кабельные за-
воды», управлялось концерном AEG. Многое из обо-
рудования завозилось из заграницы. Российская
энергетика и ее развитие резко отставали от пере-
довых стран мира. К 1913 г. Российская Империя за-
нимала 8 место в мире по количеству выработанной
электроэнергии.
С началом Первой Мировой войны производ-
ство оборудования для ЛЭП снижается — фронту
требовались другие продукты, которые могли про-
изводить те же заводы — телефонный полевой
провод, минный кабель, эмалированная проволо-
Большевики уделяли огромное внимание
электрификации. Например, уже в годы граж-
данской войны, несмотря на разруху, блокаду
и интервенцию, в стране были построены 51
электростанция общей мощностью 3500 кВт
Работники дворцовой электростанции
Царского Села 1906 г.
КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь 2009
29
Тема номера
ка. Часть из этих продуктов впервые была освоена
отечественным производством, так как из-за вой-
ны были прекращены многие импортные поставки.
Во время войны «Электрическое акционерное об-
щество Донецкого бассейна» построило электро-
станцию мощностью 60 000 кВт и завезло для нее
оборудование.
К концу 1916 г. топливный и сырьевой кризис вы-
зывают резкое падение производства на заводах,
которое продолжается в 1917 г. После Октябрь-
ской Социалистической революции все заводы
и предприятия были
национализированы
декретом СНК (Совет
Народных
Комисса-
ров). По распоряже-
нию ВСНХ (Высшего
Совета Народного Хо-
зяйства) РСФСР в де-
кабре 1918 года все
предприятия, связан-
ные с производством проводов и линий электро-
передачи были переданы в распоряжение Отдела
электротехнической промышленности. Практиче-
ски всюду создается коллегиальное управление,
в котором участвовали как рабочие, представляв-
шие «новую власть», так и представители прежне-
го управленческо-инженерного корпуса. Сразу по
приходу к власти, большевики уделили огромное
внимание электрификации, например, уже в годы
гражданской войны, несмотря на разруху, блокаду
и интервенцию, в стране были построены 51 элек-
тростанция общей мощностью 3500 кВт.
План ГОЭЛРО, составленный в 1920 году под
руководством бывшего петербургского монтера
по ЛЭП и кабельным сетям, в будущем академи-
ка Г.М. Кржижановского, заставил развиваться
все виды электротехники. Согласно ему, должно
было быть построено двадцать тепловых и десять
гидроэлектрических станций суммарной мощ-
ностью 1 миллион 750 тысяч кВт. Отдел электро-
технической промышленности в 1921 году был
преобразован в Главное управление электротех-
нической промышленности ВСНХ — «Главэлек-
тро». Первым руководителем «Главэлектро» стал
В.В. Куйбышев.
В 1923 году в парке имени Горького открылась
«Первая Всероссийская сельскохозяйственная и
кустарно-промышленная выставка». По итогам вы-
ставки завод «Русскабель» получил диплом первой
степени за вклад в электрификацию и изготовле-
ние высоковольтного кабеля.
По мере увеличения напряжения и, соответ-
ственно утяжеления провода, осуществлялся пе-
реход с деревянных на металлические опоры для
ЛЭП. В России первая линия на металлических опо-
рах появилась в 1925 году — двухцепная ВЛ 110 кВ,
соединившая Москву и Шатурскую ГРЭС.
В 1926 году в Московской энергосистеме была
создана первая в стране центральная диспетчер-
ская служба, существующая до сих пор.
В 1928 год в СССР приступили к производству
собственных силовых трансформаторов, которые
выпускал специализи-
рованный Московский
трансформаторный за-
вод.
В 30-е годы электри-
фикация продолжает-
ся все нарастающими
темпами.
Создаются
крупные электростан-
ции (Днепрогэс, Ста-
линградская ГРЭС и т.д.), повышаются напряжения
передаваемого электричества (например, ЛЭП
Днепрогес-Донбасс работает с напряжением в
По мере увеличения напряжения осу-
ществлялся переход с деревянных на метал-
лические опоры для ЛЭП. В России первая
линия на металлических опорах появилась в
1925 г. — двухцепная ВЛ, соединившая Мо-
скву и Шатурскую ГРЭС.
Проверка последней гирлянды
высокого напряжения
I-го агрегата. Монтер
испытательной лаборатории
В.В. Морозов испытывает
плотность опрессованных
клемм
© Ф
от
оС
оюз. Г
ос
тев А
лек
с
ей
КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь 2009
30
Тема номера
154 кВ; а ЛЭП Нижне-Свирская ГЭС — Ленинград с
напряжением 220 кВ). В конце 1930-х годов строится
линия Москва-Волжская ГЭС, работавшая со сверх-
высоким напряжением в 500 кВ. Возникают объеди-
ненные энергосистемы
крупных регионов. Все
это потребовало усо-
вершенствования ме-
таллических опор. Их
конструкции
непре-
рывно совершенство-
вались,
расширялся
ряд типовых опор, был
осуществлен массовый
переход на опоры с
болтовым соединением и решетчатые опоры.
Деревянные опоры в это время так же исполь-
зуются, но их область ограничивается, обычно, на-
пряжениями до 35 кВ. Они связывают в основном
непромышленные сельские районы.
В годы предвоенных пятилеток (1929—1940 гг.)
созданы крупные энергосистемы на территории
страны — на Украине, Белоруссии, в Ленинграде,
Москве.
В ходе войны из общей установленной мощности
электростанций десять миллионов кВт были выве-
дены из строя пять миллионов кВт. За годы войны
разрушена 61 крупная электростанция, большое
количество оборудования вывезено оккупантами
в Германию. Часть оборудования была взорвана,
часть в рекордные сроки эвакуирована на Урал и
Восток страны и введена там в действие для обеспе-
чения работы оборонной промышленности. В годы
войны в Челябинске был пущен турбоагрегат мощ-
ностью 100 МВт.
Советские энергетики своей героической рабо-
той обеспечили работу электростанций и сетей
в тяжелые военные годы. Во время продвижения
фашистских армий к Москве в 1941 г. была введе-
на в эксплуатацию Рыбинская ГЭС, обеспечившая
энергоснабжение Москвы при недостатке топлива.
Новомосковская ГРЭС, захваченная гитлеровцами,
была разрушена. Каширская ГРЭС снабжала элек-
троэнергией промышленность Тулы, причем одно
время работала линия передачи, пересекавшая тер-
риторию, захваченную фашистами. Эта ЛЭП была
восстановлена энергетиками в тылу германской
армии. Волховскую ГЭС, пострадавшую от немецкой
авиации, так же ввели обратно в строй. От нее по
дну Ладожского озера (по специально проложен-
ному кабелю) в Ленинград всю блокаду поступала
электроэнергия.
В 1942 году для координации работы трех рай-
онных энергетических систем: Свердловской,
Пермской и Челябинской было создано первое
Объединенное диспетчерское управление — ОДУ
Урала. В 1945 году было
создано ОДУ Центра,
положившее
начало
дальнейшему объеди-
нению энергосистем в
единую сеть всей стра-
ны.
После войны энер-
госети не только чини-
ли и восстанавливали,
но и строили новые.
К 1947 году СССР выходит на второе место в мире
по производству электроэнергии. На первом месте
оставались Соединенные Штаты.
В 50-х годах строятся новые гидроэлектростан-
ции — Волжская, Куйбышевская, Каховская, Южно-
уральская.
С конца 50-х годов начинается этап бурного роста
электросетевого строительства. Каждую пятилетку
протяженность воздушных линий электропередачи
удваивалась. Ежегодно строилось более тридцати
тысяч километров новых ЛЭП. В это время массово
Прокладка последних кабелей
высокого напряжения 1-го агрегата.
К 1947 году СССР выходит на второе место в
мире по производству электроэнергии. На пер-
вом месте оставались Соединенные Штаты.
В 1977 году Советский Союз производил
электроэнергии больше, чем все страны Евро-
пы вместе взятые — 16% от мирового произ-
водства.
© Ф
от
оС
оюз. Г
ос
тев А
лек
с
ей
КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь 2009
31
Тема номера
внедряются и используются железобетонные опо-
ры для ЛЭП, с «преднапряженными стойками». На
них обычно располагались линии с напряжением
330 и 220 кВ.
В июне 1954 года начала работу атомная электро-
станция в городе Обнинске, мощностью 5 мВт. Это
была первая в мире АЭС опытно-промышленного
назначения.
За рубежом первая АЭС промышленного назна-
чения была введена в эксплуатацию только в 1956
году в английском городе Колдер-Холле. Еще через
год вступила в строй АЭС в американском Шиппинг-
порте.
Сооружаются так же ЛЭП высокого напряжения
постоянного тока. Первая опытная линия электро-
передачи такого типа была создана в 1950 г., на
направлении Кашира-Москва, длинной 100 км,
мощностью 30Мвт и напряжением 200 кВ. Вторыми
на этом пути были шведы. Они соединили в 1954 г.
энергосистему острова Готланд по дну Балтийского
моря с энергосистемой Швеции посредством 98-ми
километровой однополюсной ЛЭП, напряжением
100 кВ и мощностью 20 МВт.
В 1961 г. запущены первые агрегаты крупнейшей в
мире Братской ГЭС.
Проведенная в конце 60-х годов унификация ме-
таллических опор фактически определила базовое
множество конструкций опор, применяемых и до
настоящего времени. За последние 40 лет, также как
и у металлических опор конструкции железобетон-
ных опор практически не изменились. На сегодняш-
ний день практически все сетевое строительство в
России и странах СНГ ведется опираясь на научную
и технологическую базу 60-70-х годов.
Мировая практика строительства ЛЭП мало чем
отличалась от отечественной до середины 60-х го-
дов. Однако в последние десятилетия наши практи-
ки существенно разошлись. На Западе не получил
такого распространения железобетон в качестве
материала для опор. Там пошли по пути строи-
тельства линий на металлических многогранных
опорах.
В 1977 году Советский Союз производил электро-
энергии больше, чем все страны Европы вместе взя-
тые — 16% от мирового производства.
Путем соединения региональных электросе-
тей создается Единая энергетическая система
СССР — самая крупная электроэнергетическая
система, которая была затем соединена с энерго-
системами стран Восточной Европы и образовала
международную энергосистему, получившую назва-
ние «Мир». К 1990 г. в состав ЕЭС СССР входили 9 из
11 энергообъединений страны, охватывая 2/3 тер-
ритории СССР, на которых проживало более 90 %
населения.
Заместитель секретаря комитета комсомола
электромонтажница Лиля Цушко прокладывает
силовой кабель.
Проведенная в конце 60-х годов уни-
фикация металлических опор фактически
определила базовое множество конструк-
ций опор применяемых и до настоящего
времени. За последние 40 лет, также как и у
металлических опор, конструкции железо-
бетонных опор практически не изменились.
АЭС г. Обнинск
© Ф
от
оС
оюз. Г
ос
тев А
лек
с
ей
КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь 2009
32
Тема номера
Следует отметить, что по ряду технических пока-
зателей (например, масштабам электростанций и
уровням напряжений
высоковольтных элек-
тропередач) Советский
Союз занимал передо-
вые позиции в мире.
В 1980-х годах в СССР
была предпринята по-
пытка внедрения в мас-
совое
строительство
многогранных
опор
производства Волжского механического завода.
Однако, отсутствие необходимых технологий опре-
делило конструктивные недостатки этих опор, что и
привело к неудаче. К этому вопросу вернулись лишь
в 2003 году.
После распада Советского Союза перед энерге-
тиками встали новые проблемы. На поддержание
состояния ЛЭП и их восстановление выделялись
крайне незначительные средства, упадок промыш-
ленности привел к деградации и даже уничтожению
многих линий электропередачи. Возникло такое
явление, как воровство проводов и кабелей для
последующей сдачи их в приемные пункты цвет-
ного металла как металлолома. Несмотря на то, что
при этом преступном промысле гибнут многие из
«добытчиков», а их доход является весьма незна-
чительным, количество таких случаев практически
не снижается до сих пор. Вызвано это резким сни-
жением уровня жизни в регионах, так как данным
преступлением занимаются в основном маргинали-
зованные лица без работы и места жительства.
Вдобавок, нарушились связи со странами Восточ-
ной Европы и бывшими республиками СССР, соеди-
ненными прежде единой энергосистемой. В ноябре
1993 года из-за большого дефицита мощности на
Украине был осущест-
влен
вынужденный
переход на раздель-
ную работу ЕЭС России
и ОЭС Украины, что
привело к раздельной
работе ЕЭС России с
остальными энергоси-
стемами, входящими в
состав энергосистемы
«Мир». В дальнейшем параллельная работа энерго-
систем, входящих в состав «Мира», с центральным
диспетчерским управлением в Праге не возобновля-
лась.
За прошедшие 20 лет физический износ сетей
высокого напряжения существенно увеличился и,
по оценкам некоторых исследователей, достиг бо-
лее чем 40%. В распределительных сетях положе-
ние еще тяжелее. Это осложняется непрерывным
ростом энергопотребления. Происходит и мораль-
ное старение оборудования. Большинство объек-
тов по техническому уровню соответствуют своим
западным аналогам 20 — 30-летней давности. А тем
временем мировая энергетика не стоит на месте,
проводятся поисковые работы в области создания
новых видов ЛЭП: криогенных, криорезисторных,
полуразомкнутых, разомкнутых и т.д.
Перед отечественной электроэнергетикой стоит
важнейший вопрос о решении всех этих новых вы-
зовов и задач.
За прошедшие 20 лет физический износ
сетей высокого напряжения существен-
но увеличился и, по оценкам некоторых
исследователей, достиг более чем 40%.
В распределительных сетях положение еще
тяжелее.
1. Шухардин С. Техника в ее историческом развитии.
2. Капцов Н. А. Яблочков — слава и гордость русской
электротехники.
3. Ламан Н.К., Белоусова А.Н., Кречетникова Ю.И. Заводу
«Электропровод» 200 лет. М., 1985.
4. Русский кабельный / Под ред. М.К. Портнова, Н.А. Ар-
ской, Р.М. Лакерник, Н.К. Ламан, В.Г. Радченко. М., 1995.
5. Валеева Н.М. Время оставляет след. М., 2009.
6. Горбунов О.И., Ананьев А.С., Перфилетов А.Н., Шапи-
ро Р.П-А. 50 лет научно-исследовательскому проектно-
конструкторскому и технологическому кабельному
институту. Очерки истории. СПб: 1999.
8. Шитов М.А. Северный кабельный. Л.,1979.
7. Севкабель.120 лет / под ред. Л. Улитиной — СПб., 1999.
9. Кислицын А.Л. Трансформаторы. Ульяновск: УлГТУ,
2001.
10. Турчин И.Я. Инженерное оборудование тепловых
электростанций и монтажные работы. М.: «Высшая шко-
ла», 1979.
11. Стеклов В. Ю. Развитие электроэнергетического хо-
зяйства СССР. 3 изд. М., 1970.
12. Жимерин Д.Г., История электрификации СССР, Л., 1962.
13. Лычев П.В., Федин В.Т., Поспелов Г.Е. Электрические
системы и сети, Минск. 2004 г.
14. История кабельной промыленности //
«КАБЕЛЬ-
news». №9. С. 28–36
Литература
Оригинал статьи: История появления и развития ЛЭП в России
Первым случаем передачи электрического сигнала на расстояние считается эксперимент, проведенный в середине 18 века аббатом Ж-А Нолле: две сотни монахов Картезианского монастыря по его указанию взялись руками за металлический провод и встали в линию длиной более мили. Когда любо- знательный аббат разрядил электроконденсатор на провод, все монахи тотчас убедились в реальности электричества, а экспериментатор в скорости его распространения.