История появления и развития ЛЭП в России

Page 1
background image

Page 2
background image

КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь  2009

26

Тема номера

Первым  случаем  передачи  электрического  сиг-

нала  на  расстояние  считается  эксперимент,  прове-
денный в середине 18 века аббатом Ж-А Нолле: две 
сотни  монахов  Картезианского  монастыря  по  его 
указанию взялись руками за металлический провод 
и  встали  в  линию  длиной  более  мили.  Когда  любо-
знательный аббат разрядил электроконденсатор на 
провод, все монахи тотчас убедились в реальности 
электричества,  а  экспериментатор  в  скорости  его 
распространения.  Разумеется,  эти  двести  мучени-
ков не отдавали себе отчета в том, что образовали 
собой первую в истории линию электропередачи.

1874 году русский ин-

женер  Ф.А.  Пироцкий 
предложил  использо-
вать  в  качестве  прово-
дника 

электрической 

энергии 

железнодо-

рожные  рельсы.  В  то 
время  передача  элек-
тричества  по  прово-
дам 

сопровождалась 

большими 

потерями 

(при  передаче  посто-
янного  тока  потери 
в  проводе  достигали 
75%).  Уменьшить  поте-
ри  в  линии  представ-
лялось 

возможным 

при  увеличении  сече-

ния  проводника.  Пироцкий  провел  опыты  пере-
дачи  энергии  по  рельсам  Сестрорецкой  железной 
дороги.  Оба  рельса  изолировались  от  земли,  один 
из  них  служил  прямым  проводом,  второй  обрат-
ным. Изобретатель попробовал использовать идею 
для  развития  городского  транспорта  и  пустить  по 
рельсам-проводникам  небольшой  вагончик.  Одна-
ко это оказалось небезопасно для пешеходов. Впро-
чем, гораздо позже такая система нашла развитие в 
современном метро.

Знаменитый  электротехник  Никола  Тесла  мечтал 

о создании системы беспроводной передачи энер-
гии  к  любой  точке  планеты.  В  1899  году  он  взялся 
за  строительство  башни  для  трансатлантической 
связи,  надеясь  под  прикрытием  коммерчески  вы-
годного  предприятия  реализовать  свои  электро-

технические  идеи.  Под  его  руководством  была 
сооружена  гигантская  радиостанция  на  200  кВт  в 
штате Колорадо. В 1905 году прошел пробный пуск 
радиостанции.  По  словам  очевидцев,  вокруг  баш-
ни  сверкали  молнии,  светилась  ионизированная 
среда.  Журналисты  утверждали,  что  изобретатель 
зажег небо на пространстве в тысячи миль над про-
сторами океана. Однако такая система связи вскоре 
оказалась слишком дорогостоящей, и амбициозные 
планы остались нереализованными, лишь породив 
целую массу теорий и слухов (от «лучей смерти» до 
Тунгусского  метеорита  —  все  приписывалось  дея-
тельности Н. Тесла).

Таким  образом,  самым  оптимальным  выходом  на 

то  время  являлись  воздушные  линии  электропере-
дачи. К началу 1890-х годов стало ясно, что дешевле 
и практичнее возводить электростанции рядом с то-
пливными и гидроресурсами, а не как делалось пре-
жде  —  рядом  с  потребителями  энергии.  Например, 
первая  тепловая  электростанция  в  нашей  стране 
была  построена  в  1879  г.,  в  тогдашней  столице  — 
Петербурге,  специально  для  освещения  Литейного 
моста,  в  1890  г.  в  Пушкино  была  запущена  электро-

История появления и развития 
ЛЭП в России

Ф.А. Пироцкий

Никола Тесла


Page 3
background image

КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь  2009

27

Тема номера

станция однофазного тока, и Царское Село, по свиде-
тельствам современников, «стало первым городом в 
Европе, которое сплошь и исключительно было осве-
щено электричеством». Однако ресурсы эти зачастую 
были удалены от крупных городов, традиционно вы-
ступавших  центрами  промышленности.  Возникла 
необходимость  передачи  электроэнергии  на  боль-
шие  расстояния.  Теорию  передачи  одновременно 

разрабатывали  русский 
ученый  Д.А.  Лачинов,  и 
французский  электро-
техник М. Депре. Созда-
нием  трансформаторов 
в это же время занимал-
ся  американец  Джордж 
Вестингауз, однако пер-
вый  в  мире  трансфор-
матор  (с  разомкнутым 
сердечником) 

создал 

П.Н.  Яблочков,  еще  в 
1876  г.  получивший  на 
него патент. 

Одновременно  с  этим  встал  вопрос  о  примене-

нии  переменного  или  постоянного  тока.  Данным 
вопросом так же интересовался создатель дуговой 
лампочки  П.Н.  Яблочков,  предвещавший  большое 
будущее  переменному  току  высокого  напряжения. 
Эти выводы поддержал 
другой  отечественный 
ученый — М.О. Доливо-
Добровольский. 

В  1891  году  им  была 

построена  первая  ли-
ния 

электропереда-

чи  трехфазного  тока, 
снизившая  потери  до 
25%.  В  то  время  уче-
ный  работал  на  фирму 
AEG,  принадлежавшую 
Т. 

Эдисону. 

Данной 

фирме  было  предло-
жено поучаствовать в Международной электротех-
нической выставке во Франкфурте-на-Майне, где и 
решался вопрос дальнейшего использования пере-
менного или постоянного тока. Была организована 

международная испытательная комиссия под пред-
седательством  немецкого  ученого  Г.  Гельмгольца. 
В число членов комиссии входил русский инженер 
Р.Э.  Классон.  Предполагалось,  что  комиссия  прове-
дет испытания всех предложенных систем и даст от-
вет на вопрос о выборе рода тока и перспективной 
системы электроснабжения.

М.О.  Доливо-Добровольский  решил  передать 

посредством  электричества  энергию  водопада  на 
р.  Неккар  (близ  местечка  Лауфен)  на  территорию 
выставки  во  Франкфурт.  Расстояние  между  этими 
двумя пунктами составляло 170 км, хотя до этого мо-
мента  дальность  электропередачи  обычно  не  пре-
вышала 15 км. Русскому ученому предстояло всего 
за один год протянуть ЛЭП на деревянных столбах, 
создать необходимые двигатели и трансформаторы 
(«индукционные  катушки»,  как  их  тогда  называли),  
и  он  блестяще  справился  с  этой  задачей  в  сотруд-
ничестве  с  швейцарской  фирмой  «Эрликон».  В  ав-
густе  1891  г.  на  выставке  впервые  зажглась  тысяча 
ламп  накаливания,  питаемых  током  от  Лауфенской 
гидростанции.  Спустя  месяц  двигатель  Доливо-
Добровольского  привел  в  действие  декоративный 
водопад  —  налицо  была  своеобразная  энергети-
ческая  цепь,  небольшой  искусственный  водопад 
приводился в действие энергией естественного во-
допада, удаленного от первого на 170 км. 

Так была разрешена главная энергетическая про-

блема  конца  XIX  века  —  проблема  передачи  элек-
троэнергии  на  большие  расстояния.  В  1893  году 
инженер  А.Н.  Щенснович  строит  первую  в  мире 
промышленную электростанцию на этих принципах 
в Новороссийских мастерских Владикавказской же-
лезной дороги.

В  1891  году  на  основе  Телеграфного  училища  в 

Санкт-Петербурге  создается  Электротехнический 
институт,  начавший  подготовку  кадров  для  гряду-
щей электрификации страны.

В 1890 г. в Пушкино была запущена элек-

тростанция  однофазного  тока,  и  Царское 
Село «стало первым городом в Европе, кото-
рое сплошь и исключительно было освеще-

но электричеством»

Провода для ЛЭП первоначально заво-

зились из заграницы, а вот опоры в России 
уже  производились  —  правда  использова-
ли их прежде в основном для телеграфных и 
телефонных проводов. Но сперва возникли 
трудности  бытового  порядка  —  малогра-
мотное  население  Российской  Империи  с 
подозрением  относилось  к  столбам,  укра-
шенным табличками, на которых был нари-
сован череп. 

П.Н. Яблочков

М.О. Доливо-

Добровольский


Page 4
background image

КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь  2009

28

Тема номера

Провода  для  ЛЭП  первоначально  завозились 

из  заграницы,  однако,  довольно  быстро  их  стали 
производить  на  Кольчугинском  латунном  и  мед-
нопрокатном  заводе,  предприятии  «Соединенные 
кабельные  заводы»  и  заводе  Подобедова.  А  вот 
опоры в России уже производились — правда ис-
пользовали  их  прежде  в  основном  для  телеграф-
ных  и  телефонных  проводов.  Сперва  возникли 
трудности  бытового  порядка  —  малограмотное 
население Российской Империи с подозрением от-
носилось  к  столбам,  украшенным  табличками,  на 
которых был нарисован череп. 

Массовое строительство ЛЭП начинается с конца 

ХIХ века, связано это с электрификацией промыш-
ленности.  Основная  задача,  которая  решалась  на 
этом этапе — связь электростанций с промышлен-
ными  районами.  Напряжения  были  небольшими, 
как  правило  до  35  кВ,  задачи  объединения  в  сети 
не  выдвигалось.  В  этих  условиях  задачи  легко  ре-
шались  с  помощью  деревянных  одностоечных  и 
П-образных опор. Материал был доступным, деше-
вым и полностью удовлетворял требованиям вре-
мени.  Все  эти  годы  конструкции  опор  и  проводов 
непрерывно совершенствовались. 

Для  подвижного  электротранспорта  был  изве-

стен  принцип  подземной  электрической  тяги,  ис-
пользованный  для  питания  поездов  в  Кливленде 
и  Будапеште.  Однако  
этот  способ  был  не-
удобным  в  эксплуа-
тации,  и  подземные 
кабельные  ЛЭП  ис-
пользовались  лишь  в 
городах  для  уличного 
освещения  и  электро-
снабжения 

частных 

домов. До сих пор стоимость подземных ЛЭП пре-
вышает стоимость воздушных линий в 2-3 раза. 

В  1899  году  в  России  состоялся  Первый  Всерос-

сийский  электротехнический  съезд.  Председате-
лем  его  стал  бывший  в  то  время  председателем 
Императорского  Русского  Технического  Обще-
ства,  профессор  Военно-инженерной  академии  и 
Технологического  института,  Николай  Павлович 
Петров. Съезд собрал свыше пятисот человек, ин-
тересующихся  электротехникой,  в  их  числе  были 
лица  самых  разнообразных  профессий  и  с  самым 
различным  образованием.  Объединяли  их  либо 
общая работа в области электротехники, либо об-
щий интерес к развитию электротехники в России. 
До 1917 года было проведено семь таких съездов, 
новая власть продолжила эту традицию. 

В  1902  г.  было  осуществлено  электроснабжение 

бакинских нефтепромыслов, ЛЭП передавала элек-
троэнергию напряжением 20 кВ.

В  1912  г.  на  подмосковном  торфянике  было  на-

чато  строительство  первой  в  мире  электростан-
ции,  работающей  на  торфе.  Идея  принадлежала 
Р.Э.  Классону,  который  воспользовался  тем,  что 
уголь,  на  котором  работали  преимущественно 
электростанции  того  времени,  в  Москву  требова-
лось привозить. Это повышало цену электроэнер-
гии, и торфяная электростанция с линией передачи 
в 70 км довольно быстро окупилась. Она существу-
ет до сих пор — ныне это ГРЭС-3 в г. Ногинске.

Электроэнергетика  в  Российской  Империи  в  те 

годы  преимуществен-
но  принадлежала  ино-
странным  фирмам  и 
предпринимателям,  к 
примеру,  контрольный 
пакет  крупнейшего  ак-
ционерного  общества 
«Общество  электриче-
ского освещения 1886», 

строившего  практически  все  электростанции  до-
революционной  России,  принадлежал  германской 
фирме  «Сименс  и  Гальске»,  уже  известной  нам  по 
истории  кабелестроения  (см.  «КАБЕЛЬ-news»,  №9, 
с. 28–36). Другое АО — «Соединенные кабельные за-
воды», управлялось концерном AEG. Многое из обо-
рудования  завозилось  из  заграницы.  Российская 
энергетика и ее развитие резко отставали от пере-
довых стран мира. К 1913 г. Российская Империя за-
нимала 8 место в мире по количеству выработанной 
электроэнергии. 

С  началом  Первой  Мировой  войны  производ-

ство  оборудования  для  ЛЭП  снижается  —  фронту 
требовались другие продукты, которые могли про-
изводить  те  же  заводы  —  телефонный  полевой 
провод, минный кабель, эмалированная проволо-

Большевики  уделяли  огромное  внимание 

электрификации. Например, уже в годы граж-
данской войны, несмотря на разруху, блокаду 
и интервенцию, в стране были построены 51 
электростанция общей мощностью 3500 кВт

Работники дворцовой электростанции 
Царского Села 1906 г.


Page 5
background image

КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь  2009

29

Тема номера

ка. Часть из этих продуктов впервые была освоена 
отечественным  производством,  так  как  из-за  вой-
ны были прекращены многие импортные поставки. 
Во время войны «Электрическое акционерное об-
щество  Донецкого  бассейна»  построило  электро-
станцию  мощностью  60  000  кВт  и  завезло  для  нее 
оборудование. 

К концу 1916 г. топливный и сырьевой кризис вы-

зывают  резкое  падение  производства  на  заводах, 
которое  продолжается  в  1917  г.  После  Октябрь-
ской  Социалистической  революции  все  заводы 
и  предприятия  были 
национализированы 
декретом  СНК  (Совет 
Народных 

Комисса-

ров).    По    распоряже-
нию  ВСНХ  (Высшего 
Совета  Народного  Хо-
зяйства)  РСФСР  в  де-
кабре  1918  года  все 
предприятия,  связан-
ные  с  производством  проводов  и  линий  электро-
передачи были переданы в распоряжение Отдела 
электротехнической  промышленности.  Практиче-
ски  всюду  создается  коллегиальное  управление, 
в котором участвовали как рабочие, представляв-
шие «новую власть», так и представители прежне-
го  управленческо-инженерного корпуса.  Сразу  по 
приходу  к  власти,  большевики  уделили  огромное 
внимание  электрификации,  например,  уже  в  годы 
гражданской войны, несмотря на разруху, блокаду 
и интервенцию, в стране были построены 51 элек-
тростанция общей мощностью 3500 кВт.

План  ГОЭЛРО,  составленный  в  1920  году  под 

руководством  бывшего  петербургского  монтера 
по  ЛЭП  и  кабельным  сетям,  в  будущем  академи-
ка  Г.М.  Кржижановского,  заставил  развиваться 
все  виды  электротехники.  Согласно  ему,  должно 
было быть построено двадцать тепловых и десять 
гидроэлектрических  станций  суммарной  мощ-
ностью  1  миллион  750  тысяч  кВт.  Отдел  электро-
технической  промышленности  в  1921  году  был 
преобразован  в  Главное  управление  электротех-
нической  промышленности  ВСНХ  —  «Главэлек-
тро».  Первым  руководителем  «Главэлектро»  стал  
В.В. Куйбышев. 

В  1923  году  в  парке  имени  Горького  открылась 

«Первая  Всероссийская  сельскохозяйственная  и 
кустарно-промышленная выставка». По итогам вы-
ставки завод «Русскабель» получил диплом первой 
степени  за  вклад  в  электрификацию  и  изготовле-
ние высоковольтного кабеля. 

По  мере  увеличения  напряжения  и,  соответ-

ственно  утяжеления  провода,  осуществлялся  пе-
реход  с  деревянных  на  металлические  опоры  для 
ЛЭП. В России первая линия на металлических опо-
рах появилась в 1925 году — двухцепная ВЛ 110 кВ, 
соединившая Москву и Шатурскую ГРЭС. 

В  1926  году  в  Московской  энергосистеме  была 

создана  первая  в  стране  центральная  диспетчер-
ская служба, существующая до сих пор.

В  1928  год  в  СССР  приступили  к  производству 

собственных  силовых  трансформаторов,  которые 

выпускал  специализи-
рованный  Московский 
трансформаторный  за-
вод.

В  30-е  годы  электри-

фикация  продолжает-
ся  все  нарастающими 
темпами. 

Создаются 

крупные  электростан-
ции  (Днепрогэс,  Ста-

линградская  ГРЭС  и  т.д.),  повышаются  напряжения 
передаваемого  электричества  (например,  ЛЭП 
Днепрогес-Донбасс  работает  с  напряжением  в 

По  мере  увеличения  напряжения  осу-

ществлялся  переход  с  деревянных  на  метал-
лические  опоры  для  ЛЭП.  В  России  первая 
линия на металлических опорах появилась в 
1925  г.  —  двухцепная  ВЛ,  соединившая  Мо-
скву и Шатурскую ГРЭС. 

Проверка последней гирлянды 
высокого напряжения 
I-го агрегата. Монтер 
испытательной лаборатории 
В.В. Морозов испытывает 
плотность опрессованных 
клемм

© Ф

от

оС

оюз. Г

ос

тев А

лек

с

ей


Page 6
background image

КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь  2009

30

Тема номера

154  кВ;  а  ЛЭП  Нижне-Свирская  ГЭС  —  Ленинград  с 
напряжением 220 кВ). В конце 1930-х годов строится 
линия Москва-Волжская ГЭС, работавшая со сверх-
высоким напряжением в 500 кВ. Возникают объеди-
ненные энергосистемы 
крупных  регионов.  Все 
это  потребовало  усо-
вершенствования  ме-
таллических  опор.  Их 
конструкции 

непре-

рывно  совершенство-
вались, 

расширялся 

ряд типовых опор, был 
осуществлен массовый 
переход  на  опоры  с 
болтовым соединением и решетчатые опоры.

Деревянные  опоры  в  это  время  так  же  исполь-

зуются,  но  их  область  ограничивается,  обычно,  на-
пряжениями  до  35  кВ.  Они  связывают  в  основном 
непромышленные сельские районы.

В  годы  предвоенных  пятилеток  (1929—1940  гг.) 

созданы  крупные  энергосистемы  на  территории 
страны  —  на  Украине,  Белоруссии,  в  Ленинграде, 
Москве. 

В ходе войны из общей установленной мощности 

электростанций  десять  миллионов  кВт  были  выве-

дены  из  строя  пять  миллионов  кВт.  За  годы  войны 
разрушена  61  крупная  электростанция,  большое 
количество  оборудования  вывезено  оккупантами 
в  Германию.  Часть  оборудования  была  взорвана, 
часть  в  рекордные  сроки  эвакуирована  на  Урал  и 
Восток страны и введена там в действие для обеспе-
чения работы оборонной промышленности. В годы 
войны в Челябинске был пущен турбоагрегат мощ-
ностью 100 МВт.

Советские  энергетики  своей  героической  рабо-

той  обеспечили  работу  электростанций  и  сетей 
в  тяжелые  военные  годы.  Во  время  продвижения 
фашистских  армий  к  Москве  в  1941  г.  была  введе-
на  в  эксплуатацию  Рыбинская  ГЭС,  обеспечившая 
энергоснабжение  Москвы  при  недостатке  топлива. 
Новомосковская  ГРЭС,  захваченная  гитлеровцами, 
была  разрушена.  Каширская  ГРЭС  снабжала  элек-
троэнергией  промышленность  Тулы,  причем  одно 
время работала линия передачи, пересекавшая тер-
риторию,  захваченную  фашистами.  Эта  ЛЭП  была 
восстановлена  энергетиками  в  тылу  германской 
армии. Волховскую ГЭС, пострадавшую от немецкой 
авиации,  так  же  ввели  обратно  в  строй.  От  нее  по 
дну  Ладожского  озера  (по  специально  проложен-
ному  кабелю)  в  Ленинград  всю  блокаду  поступала 
электроэнергия.

В  1942  году  для  координации  работы  трех  рай-

онных  энергетических  систем:  Свердловской, 
Пермской  и  Челябинской  было  создано  первое 
Объединенное  диспетчерское  управление  —  ОДУ 

Урала. В 1945 году было 
создано  ОДУ  Центра, 
положившее 

начало 

дальнейшему  объеди-
нению  энергосистем  в 
единую сеть всей стра-
ны. 

После  войны  энер-

госети не только чини-
ли  и  восстанавливали, 
но  и  строили  новые. 

К  1947  году  СССР  выходит  на  второе  место  в  мире 
по производству электроэнергии. На первом месте 
оставались Соединенные Штаты. 

В  50-х  годах  строятся  новые  гидроэлектростан-

ции — Волжская, Куйбышевская, Каховская, Южно-
уральская.

С конца 50-х годов начинается этап бурного роста 

электросетевого  строительства.  Каждую  пятилетку 
протяженность воздушных линий электропередачи 
удваивалась.  Ежегодно  строилось  более  тридцати 
тысяч километров новых ЛЭП. В это время массово 

Прокладка последних кабелей  

высокого напряжения 1-го агрегата. 

К 1947 году СССР выходит на второе место в 

мире по производству электроэнергии. На пер-
вом месте оставались Соединенные Штаты. 

В  1977  году  Советский  Союз  производил 

электроэнергии больше, чем все страны Евро-
пы  вместе  взятые  —  16%  от  мирового  произ-
водства.

© Ф

от

оС

оюз. Г

ос

тев А

лек

с

ей


Page 7
background image

КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь  2009

31

Тема номера

внедряются  и  используются  железобетонные  опо-
ры  для  ЛЭП,  с  «преднапряженными  стойками».  На 
них  обычно  располагались  линии  с  напряжением 
330 и 220 кВ.

В июне 1954 года начала работу атомная электро-

станция  в  городе  Обнинске,  мощностью  5  мВт.  Это 
была  первая  в  мире  АЭС  опытно-промышленного 
назначения.

За  рубежом  первая  АЭС  промышленного  назна-

чения  была  введена  в  эксплуатацию  только  в  1956 
году в английском городе Колдер-Холле. Еще через 
год вступила в строй АЭС в американском Шиппинг-
порте.

Сооружаются  так  же  ЛЭП  высокого  напряжения 

постоянного  тока.  Первая  опытная  линия  электро-
передачи  такого  типа  была  создана  в  1950  г.,  на 
направлении  Кашира-Москва,  длинной  100  км, 
мощностью 30Мвт и напряжением 200 кВ. Вторыми 
на этом пути были шведы. Они соединили в 1954 г. 
энергосистему острова Готланд по дну Балтийского 
моря с энергосистемой Швеции посредством 98-ми 
километровой  однополюсной  ЛЭП,  напряжением 
100 кВ и мощностью 20 МВт. 

В 1961 г. запущены первые агрегаты крупнейшей в 

мире Братской ГЭС. 

Проведенная в конце 60-х годов унификация ме-

таллических опор фактически определила базовое 
множество  конструкций  опор,  применяемых  и  до 
настоящего времени. За последние 40 лет, также как 
и у металлических опор конструкции железобетон-
ных опор практически не изменились. На сегодняш-
ний день практически все сетевое строительство в 
России и странах СНГ ведется опираясь на научную 
и технологическую базу 60-70-х годов. 

Мировая  практика  строительства  ЛЭП  мало  чем 

отличалась  от  отечественной  до  середины  60-х  го-
дов. Однако в последние десятилетия наши практи-
ки  существенно  разошлись.  На  Западе  не  получил 
такого  распространения  железобетон  в  качестве 

материала  для  опор.  Там  пошли  по  пути  строи-
тельства  линий  на  металлических  многогранных  
опорах.

В 1977 году Советский Союз производил электро-

энергии больше, чем все страны Европы вместе взя-
тые — 16% от мирового производства.

Путем  соединения  региональных  электросе-

тей  создается  Единая  энергетическая  система 
СССР  —  самая  крупная  электроэнергетическая 
система,  которая  была  затем  соединена  с  энерго-
системами  стран  Восточной  Европы  и  образовала 
международную энергосистему, получившую назва-
ние «Мир». К 1990 г. в состав ЕЭС СССР входили 9 из 
11  энергообъединений  страны,  охватывая  2/3  тер-
ритории  СССР,  на  которых  проживало  более  90  %  
населения.

Заместитель секретаря комитета комсомола 
электромонтажница Лиля Цушко прокладывает 
силовой кабель.

Проведенная  в  конце  60-х  годов  уни-

фикация  металлических  опор  фактически 
определила  базовое  множество  конструк-
ций  опор  применяемых  и  до  настоящего 
времени. За последние 40 лет, также как и у 
металлических  опор,  конструкции  железо-
бетонных опор практически не изменились.

АЭС г. Обнинск

© Ф

от

оС

оюз. Г

ос

тев А

лек

с

ей


Page 8
background image

КАБЕЛЬ−news / № 11 / ноябрь  2009

32

Тема номера

Следует отметить, что по ряду технических пока-

зателей  (например,  масштабам  электростанций  и 
уровням  напряжений 
высоковольтных  элек-
тропередач)  Советский 
Союз  занимал  передо-
вые позиции в мире. 

В 1980-х годах в СССР 

была  предпринята  по-
пытка внедрения в мас-
совое 

строительство 

многогранных 

опор 

производства  Волжского  механического  завода. 
Однако, отсутствие необходимых технологий опре-
делило конструктивные недостатки этих опор, что и 
привело к неудаче. К этому вопросу вернулись лишь 
в 2003 году. 

После  распада  Советского  Союза  перед  энерге-

тиками  встали  новые  проблемы.  На  поддержание 
состояния  ЛЭП  и  их  восстановление  выделялись 
крайне незначительные средства, упадок промыш-
ленности привел к деградации и даже уничтожению 
многих  линий  электропередачи.  Возникло  такое 
явление,  как  воровство  проводов  и  кабелей  для 
последующей  сдачи  их  в  приемные  пункты  цвет-
ного металла как металлолома. Несмотря на то, что 
при  этом  преступном  промысле  гибнут  многие  из 
«добытчиков»,  а  их  доход  является  весьма  незна-
чительным,  количество  таких  случаев  практически 
не  снижается  до  сих  пор.  Вызвано  это  резким  сни-
жением  уровня  жизни  в  регионах,  так  как  данным 
преступлением занимаются в основном маргинали-
зованные лица без работы и места жительства.

Вдобавок,  нарушились  связи  со  странами  Восточ-

ной  Европы  и  бывшими  республиками  СССР,  соеди-

ненными прежде единой энергосистемой. В ноябре 
1993  года  из-за  большого  дефицита  мощности  на 

Украине  был  осущест-
влен 

вынужденный 

переход  на  раздель-
ную  работу  ЕЭС  России 
и  ОЭС  Украины,  что 
привело  к  раздельной 
работе  ЕЭС  России  с 
остальными  энергоси-
стемами,  входящими  в 
состав  энергосистемы 

«Мир».  В  дальнейшем  параллельная  работа  энерго-
систем,  входящих  в  состав  «Мира»,  с  центральным 
диспетчерским управлением в Праге не возобновля-
лась. 

За  прошедшие  20  лет  физический  износ  сетей 

высокого  напряжения  существенно  увеличился  и, 
по оценкам некоторых исследователей, достиг бо-
лее  чем  40%.  В  распределительных  сетях  положе-
ние  еще  тяжелее.  Это  осложняется  непрерывным 
ростом энергопотребления. Происходит и мораль-
ное  старение  оборудования.  Большинство  объек-
тов по техническому уровню соответствуют своим 
западным аналогам 20 — 30-летней давности. А тем 
временем  мировая  энергетика  не  стоит  на  месте, 
проводятся поисковые работы в области создания 
новых  видов  ЛЭП:  криогенных,  криорезисторных, 
полуразомкнутых, разомкнутых и т.д.

Перед  отечественной  электроэнергетикой  стоит 

важнейший вопрос о решении всех этих новых вы-
зовов и задач.

За прошедшие 20 лет физический износ 

сетей  высокого  напряжения  существен-
но  увеличился  и,  по  оценкам  некоторых 
исследователей,  достиг  более  чем  40%.  
В распределительных сетях положение еще 
тяжелее.

1. Шухардин С. Техника в ее историческом развитии.
2.  Капцов  Н.  А.  Яблочков  —  слава  и  гордость  русской 

электротехники.

3. Ламан Н.К., Белоусова А.Н., Кречетникова Ю.И. Заводу 

«Электропровод» 200 лет. М., 1985.

4. Русский кабельный / Под ред. М.К. Портнова, Н.А. Ар-

ской, Р.М. Лакерник, Н.К. Ламан, В.Г. Радченко. М., 1995.

5. Валеева Н.М. Время оставляет след. М., 2009.
6. Горбунов О.И., Ананьев А.С., Перфилетов А.Н., Шапи-

ро  Р.П-А.  50  лет  научно-исследовательскому  проектно-
конструкторскому  и  технологическому  кабельному 
институту. Очерки истории. СПб: 1999.

8. Шитов М.А. Северный кабельный. Л.,1979.

7. Севкабель.120 лет / под ред. Л. Улитиной — СПб., 1999.
9.  Кислицын  А.Л.  Трансформаторы.  Ульяновск:  УлГТУ, 

2001.

10.  Турчин  И.Я.  Инженерное  оборудование  тепловых 

электростанций  и  монтажные  работы.  М.:  «Высшая  шко-
ла», 1979.

11. Стеклов В. Ю. Развитие электроэнергетического хо-

зяйства СССР. 3 изд. М., 1970.

12. Жимерин Д.Г., История электрификации СССР, Л., 1962.
13. Лычев П.В., Федин В.Т., Поспелов Г.Е. Электрические 

системы и сети, Минск. 2004 г.

14.  История  кабельной  промыленности  // 

«КАБЕЛЬ-

news». №9. С. 28–36

Литература


Читать онлайн

Первым случаем передачи электрического сигнала на расстояние считается эксперимент, проведенный в середине 18 века аббатом Ж-А Нолле: две сотни монахов Картезианского монастыря по его указанию взялись руками за металлический провод и встали в линию длиной более мили. Когда любо- знательный аббат разрядил электроконденсатор на провод, все монахи тотчас убедились в реальности электричества, а экспериментатор в скорости его распространения.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»