История подводного кабелестроения

Page 1
background image

Page 2
background image

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

76

Буквально сразу же после по-

явления на свет детища Самуэ-
ля Морзе  — телеграфа, возникла 
идея о соединении телеграфной ли-
нией Великобритании и Франции. 
Воздушные линии, уже применяе-
мые в мире, были для этого непри-
годны  — сложно представить себе 
провода, идущие над разделяющим 
остров Англия и Европейский кон-
тинент проливом Ла-Манш, шири-
на которого составляет несколько 
десятков километров. Тогда и воз-
ник план проложить кабель по дну 
(рис. 1). Однако, англичанин Уит-

стон, предложивший этот проект, 
тут же столкнулся с серьезной про-
блемой. Для долгого нахождения в 
разъедающей морской воде кабель 
нуждался в соответствующей изо-
ляции. Выход искали с 1837 г., и он 
нашелся, хотя и не сразу  — немец-
кий инженер Вернер Сименс (отец 
уже известных нам братьев Симен-
сов) предложил изолировать подво-
дный кабель гуттаперчей  — отвер-
девшим соком тропических дере-
вьев, произраставших в Малайе. До 
этого были предложения изолиро-
вать электрические провода с по-

мощью шелка (американский фи-
зик Джозеф Генри) или хлопчатобу-
мажной ткани, покрытой слоем озо-
керита — воскообразной массой не-
фтяного происхождения (русский 
ученый П.Л. Шиллинг).

В 1851 г., со второй попытки 

(первая провалилась из-за того, 
что только что проложенный ка-
бель был порван якорем рыбацкой 
лодки), были соединены француз-
ский город Кале и английский Дувр. 
Между ними по дну Ла-Манша про-
легал 30-километровый телеграф-
ный кабель. В те годы кабель укла-
дывался на дно, просто разматыва-
ясь с бобины, установленной на ко-
рабле. Причем первый кабель был 
настолько легким, что не желал то-
нуть, и к нему приходилось привя-
зывать свинцовые грузила.

Первые попытки проложить 

трансатлантический кабель для те-
леграфной связи были предприняты 
еще в 1857 г. «Нью-Йоркской, Нью-
фаундлендской и Лондонской теле-
графной компанией» (позже пере-
именованной в «Атлантическую те-
леграфную компанию Великобри-
тании»). Много неудач преследова-
ло этих первопроходцев. Им меша-

Рис. 1. Прокладка телеграфного 
кабеля (гравюра 1850 год)

ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ

История подводного 
кабелестроения

Основные факты, обзор событий с 1837 года

История


Page 3
background image

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

77

ли погодные условия, однажды ка-
бельная медная жила не выдержа-
ла нагрузки и порвалась на полови-
не работы; однако все-таки компа-
нии и ее неутомимому главе Сай-
русу Филду (рис. 2) удалось выпол-
нить эту работу. 

Однако кабель, видимо из-за не-

достаточного качества изоляции, 
пришел в негодность буквально че-
рез несколько недель. По отзывам 
очевидцев, уже вторая часть по-
здравительного послания англий-
ской королевы президенту США 
принималась по новому кабелю не-
сколько часов. То, что годилось для 
мелкого пролива Ла-Манш, не под-
ходило для огромных территорий 
и глубин Атлантического океана (в 
некоторых местах кабель уклады-
вали на глубину до 4500 метров). В 
последующем, несмотря на значи-
тельное улучшение качества изо-
ляционного покрытия, история по-
вторялась, и для формирования 
устойчивой связи приходилось со-
единять материки сразу несколь-
кими медными телеграфными ка-
белями. В этой ситуации, при вы-
ходе из строя одного, остальные 
продолжали работать. Ситуация 

осложнялась тем, что при техноло-
гиях XIX в. найти место поврежде-
ния на огромной глубине Атланти-
ки было невозможно, не говоря уже 
о починке. 

Такое положение породило, на-

пример, грандиознейший проект 
Нобеля и компании «Вестерн Юни-
он», по которому они намерева-
лись соединить Европу и Америку 
телеграфной связью через Россию. 
Предполагалось, что голые прово-
да, расположенные на воздушных 
опорах-столбах, будут гораздо де-
шевле специализированного мор-
ского кабеля и, пройдя через Си-
бирь, свяжут континенты. Отно-
сительно небольшой (150 км) под-
водный участок, который предпо-
лагали провести по дну Беринго-
ва пролива, трудностей бы не со-
ставил  — как мы уже знаем, опыт 
прокладки морского кабеля на не-
большие расстояния у европейских 
инженеров вполне имелся. Одна-
ко, проблемы административного и 
финансового характера не дали ре-
ализоваться этому проекту, несмо-
тря на то, что он уже начал осущест-
вляться. По рассказам очевидцев, 
до сих пор на Чукотке стоят старые 

столбы той самой линии, провода по 
которым так и не провели… Через 
век идея аналогичного проекта, но 
на сей раз с применением телефон-
ных проводов, возникла на недол-
гое время и также ушла в небытие. 
На сей раз к возможным проблемам 

добавились причины политическо-
го характера. 

Как создавался в то время кабель 

для подводной линии (см. рис. 3)? 
Медные проволоки изолировались 
хлопчатобумажной пряжей, предва-
рительно вываренной в парафине. 
Пряжа накладывалась на проволо-
ку методом обмотки в двух проти-
воположных направлениях. Требуе-
мое количество изолированных жил 
затягивалось в свинцовую трубу, ко-
торая затем наматывалась на бара-
бан, и все вместе помещалось в ре-
зервуар, заполненный расплавлен-

ным парафином. Один конец свин-
цовой трубы подключался к воз-
душному насосу, который прого-
нял через трубу парафин, вытесняв-
ший при этом воздух. Заключитель-
ными операциями были перемотка 
кабеля через резервуар с холодной 

Рис. 3. Глубоководный 
трансатлантический кабель 
19 века

Рис. 2. 

Сайрус Филд

ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ

История

Смысл идеи состоял в том, что при возникновении дефекта 

уплотнения в месте сращивания труб находящийся под давлени-
ем газ будет препятствовать проникновению влаги из атмосфе-
ры внутрь трубы. Это стало решающей ступенью в развитии ка-
белей, значительно увеличив сроки их эксплуатации.


Page 4
background image

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

78

Рис. 4

ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ

История


Page 5
background image

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

79

водой  — при этом парафин, запол-
нивший свободные промежутки в 
сердечнике, затвердевал  — и про-
тягивание через обжимную воло-
ку. Это был первый пример приме-
нения заполнителя для защиты от 
проникновения влаги внутрь сер-
дечника.

В 1852 г. соединены подводным 

кабелем Англия и Ирландия, в 
1854 г. — средиземноморские остро-
ва Корсика и Сардиния. В те же годы 
обязательной деталью подводных 
кабелей становится броня из не-
скольких стальных проволок. 

В 1869 г. вступила в действие ка-

бельная подводная линия Лондон-
Калькутта, длина которой составля-
ла почти 20 тысяч км. В 1872 г. была 
установлена прямая кабельная связь 
между Европой и Южной Амери-
кой, а затем между Австралией, Ин-
дией и Канадой.

В 1880 г. проведена первая опыт-

ная сушка волокнистой изоляции 
жил под вакуумом. Следующим ша-
гом, по сути переходным от теле-
графных к телефонным кабелям, 
явилось предложение содержать ка-
бельные линии с целью защиты от 
влаги под избыточным давлением 
не масла, а воздуха или газа. Смысл 
идеи состоял в том, что при возник-
новении дефекта уплотнения в месте 
сращивания труб находящийся под 
давлением газ будет препятствовать 
проникновению влаги из атмосфе-
ры внутрь трубы. Это стало реша-
ющей ступенью в развитии кабе-
лей, значительно увеличив сроки их 
эксплуатации.

На рис. 4 разворот журнала 

«Электричество», № 1, 1890 г., в ко-
тором публиковалась мировая исто-
рия развития кабельных сетей, об-
зор журналов и другая информация 
на актуальные темы. На картах жур-

нала (рис. 5) нанесена всемирная 
сеть подводных кабелей, показано, 
как происходило развитие подвод-
ных сообщений.

Россия в XIX в. объективно от-

ставала от самых развитых держав 
мира в области электротехники, что 
видно на всемирной карте проклад-
ки кабельных сетей (рис. 6).

Основная проблема заключа-

лась в том, что передовые идеи и 
течения в науке, вполне извест-
ные и разрабатываемые россий-
скими учеными, не находили под-
держки у властей Российской им-

перии. Аналогичная ситуация на-
блюдалась и в области подводно-
го кабелестроения. Дошло до того, 
что первой кабельной линией, про-
ложенной на территории России 
был телеграфный кабель, протяну-
тый англо-франко-турецкими со-
юзниками, воевавшими с Россий-
ской империей в ходе Крымской 
войны… Кабель этот соединил экс-
педиционные войска оккупантов 
в Крыму по дну Черного моря со 
Стамбулом. После окончания вой-
ны англо-французские силы ликви-
дировали кабель. 

Рис. 5

ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ

История


Page 6
background image

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

80

Рис. 6

ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ

История


Page 7
background image

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

81

ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ

История


Page 8
background image

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

82

В 1869 г. русский физик Георгий 

Иванович Морозов предложил для 
одновременной передачи по одно-
му проводу нескольких депеш ме-
тод разночастотного телеграфиро-
вания. Обосновывалось это опре-
деленным дефицитом проводов и 

их относительно высокой стоимо-
стью  — потребности линий связи 
значительно опережали возможно-
сти и скорость их сооружения. Ре-
ализовать свой метод ученый не 
смог, но им заинтересовались дру-
гие — в том числе знаменитый аме-
риканский ученый Александр Грай-
ам Белл, в будущем создатель пер-
вого телефона. 

В России первым кабелем, проло-

женным по морскому дну (первым 
отечественным, учитывая крым-
ский кабель), считается 250-кило-
метровая линия, соединившая Баку 

и Красноводск по дну Каспийского 
моря в 1879 г. Этим занимались «ин-
женеры путей сообщения», как тог-
да называли гидротехников. Мож-
но так же отметить, что морские ги-
дротехники всегда славились каче-
ством своей работы — им доверяли 

не только работы исключительно по 
профилю, но и такие виды деятель-
ности, где требовалась секретность 
и высокая благонадежность. К при-
меру морская команда Балтийского 
флота занималась прокладкой про-
водов в императорской резиденции 
Гатчине для освещения дворца и 
прилегающего парка. 

Первый русский подводный ка-

бель связи протяженностью 32 ки-
лометра был проложен через Север-
ную Двину в 1862  г. В случае нали-
чия мостов через реки кабель пред-
почитали пускать по ним, что было 

без сомнения гораздо дешевле и 
проще. 

Прокладка кабеля через Москва-

реку была осуществлена в 1900 г. 
(рис. 7).

В 1891 г. русскими инженерами 

были проложены подводные кабели 
«Одесса—Константинополь» и «Се-
вастополь—Варна». Первый мор-
ской телефонный кабель соединил в 
том же году Англию и Францию.

Соединение разных концов Ти-

хого Океана произошло в 1902 г., 
когда появилась линия Канада—Ав-
стралия.

В 1910 г. было получено новое ве-

щество — парагутта. Это была спе-
циальным образом обработанная 
смесь из гуттаперчи, резины и вос-
ка, не уступающая гуттаперче по ме-
ханическим свойствам и превосхо-
дящая ее по электрическим. Потери 
сигнала в таких кабелях уменьши-
лись в несколько десятков раз. 

В 1914 г. пошла связь по пер-

вому подводному телеграфно-
телефонному кабелю между Гель-
сингфорсом (ныне столица Фин-
ляндии Хельсинки) и Петербур-
гом. До этого города соединялись 
проводной линией по суше. 

Жизненную важность связи по-

нимали все стороны в разыгравшей-
ся вскоре Первой Мировой войне. В 
ноябре 1914 года германский крей-
сер «Эмден» высадил десант на Ко-
косовых островах в Индийском оке-
ане, который уничтожил ретрансля-
ционную станцию, связывавшую с 
помощью морского кабеля Южную 
Африку, Индонезию и Австралию. 
Кабели были перерезаны. 

В 1918 г. представители ирланд-

ской националистической органи-
зации «Шинн Фейн» (политическое 
крыло радикально-террористиче-
ской Ирландской Республиканской 

Рис. 7

ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ

История

В России первым кабелем, проложенным по морскому дну 

(первым отечественным, учитывая крымский кабель) считает-
ся 250-километровая линия, соединившая Баку и Красноводск 
по дну Каспийского моря в 1879 г. 


Page 9
background image

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

83

Армии) перерезали подводный ка-
бель, связывающий Ирландию и Ан-
глию. 

В 1919 г. число трансатлантиче-

ских телеграфных кабелей прибли-
зилось к двум десяткам, большин-
ство из них принадлежало англича-
нам. Общая длина подводных линий 
по всему миру составляла на тот мо-
мент около 300 тыс. километров. 

В 1927 г. между Европой и Севе-

роамериканским континентом соз-
дана радиотелефонная связь. Пе-
реговоры между Старым и Новым 
светом осуществлялись с помощью 

длинноволновой радиосвязи и были 
довольно дороги. Использовать же 
для телефонной связи имевшиеся 
межконтинентальные кабели было 
невозможно  — ими можно было 
передавать телеграфные сигналы, 
но невозможно (исключая корот-
кие расстояния) транслировать бо-
лее сложные, звуковые колебания, 
составляющие человеческую речь. 
В 1932 г. в СССР был создан трест 
«Связьпроект», принявший эстафе-
ту создателей систем связи и их тра-
диции.

Новый этап морского кабельно-

го строения начался с изобретени-
ем полиэтилена в 1933 г. Он тут же 
стал новой изоляцией, превосходя-
щей по своим качествам все ее виды, 
имевшиеся ранее.

К работам по прокладке подво-

дных кабелей были привлечены во-
долазы Экспедиции Подводных Ра-

бот Особого Назначения. Для ВМФ 
СССР ими были проложены подвод
ные кабели связи вдоль побережья 
Черного моря, в Баренцевом море 
и Финском заливе. В 1941 г. трест 
«Связьпроект» преобразовали в Го-
сударственный институт по про-
ектированию сооружений связи  — 
«ГИПРОСВЯЗЬ».

В годы Великой Отечественной 

войны, во время блокады Ленин-
града, через Ладожское озеро были 
проложены как всем известный «ка-
бель жизни», так и две (резервиру-
ющие друг друга) линии подводных 

кабелей ВЧ-связи, созданные на 
«Севкабеле». Для этого использова-
лась специально оборудованная ка-
бельная баржа.

В 1943 г. впервые при проклад-

ке телефонного подводного кабеля 
используется подводный усилитель 
входящего сигнала (рис. 8). Вырав-
ниваясь с помощью направляющих 
вместе с кабелем по мере движения 
судна, усилитель надежно уклады-
вался на морском дне (рис. 9).

Сделано это было при соедине-

нии островов Англси и Мэн, рас-
положенных в Ирландском море. 
Вновь, в рамках новой Мировой во-
йны, разыгралась битва на подвод-
ных коммуникациях. В первые же 
часы начала ВМВ обе подводные 
линии, связывавшие Германию (а 
точнее город Эмден) с Азорскими 
островами и Лиссабоном, были пе-
ререзаны противником. 

Японский флот, памятуя об удач-

ном десанте «Эмдена» тридцать лет 
назад, обстреливал все ту же ре-
трансляционную станцию на Коко-
совых островах. Англичане не оста-
лись в долгу — в 1945 г. подводные 
лодки перерезали связь на лини-
ях Сайгон—Сингапур и Сайгон—
Гонконг. Это было не сложным де-
лом — примерно зная расположение 
кабеля, судно проводило несколь-
ко раз траление подводного грун-
та в определенном направлении, ка-
бель поднимался на поверхность, а 
затем осуществлялось его механи-

Рис. 8. Прокладка подводной линии. 
Усилитель в жестком корпусе.

Рис. 9. Направляющие кормовой 
кабелеукладывающей машины

ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ

История

В 1914 г. пошла связь по первому подводному телеграфно-

телефонному кабелю между Гельсингфорсом (ныне столица 
Финляндии Хельсинки) и Петербургом. До этого города соеди-
нялись проводной линией по суше. 


Page 10
background image

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

84

ческое перерубание. Обычно стара-
лись сделать это сразу в нескольких 
местах, дабы затруднить противни-
ку поиски и ремонт повреждения. 
Лишь с появлением современных 
приборов разрыв найти не состав-
ляет никакого труда. 

В 1956 г. наконец-то был проло-

жен по дну океана трансатланти-
ческий телефонный кабель между 
Америкой и Европой. В 60-х годах 
для прокладки кабелей по морскому 
дну СССР заказывает в Финляндии 
специализированные суда. 

«ГИПРОСВЯЗЬ» в это время 

проектирует подводные кабельные 
магистрали связи на Черном, Бал-
тийском, Баренцевом и Охотском 
морях.

В настоящее время для подво-

дных линий используются оптико-
волоконные кабели. Современные 
кабели такого типа представля-
ют собой довольно сложную кон-
струкцию  — оптоволоконный сер-
дечник окружен несколькими слоя-
ми из разных материалов, металлов 
и полимеров, призванных, в пер-
вую очередь, защищать его от воз-
действия внешней среды. Кроме 
того, по самому кабелю проходит 
электрический ток, обеспечиваю-
щий питание промежуточных уси-
лителей. Эти усилители располага-
ются вдоль всего кабеля на рассто-
янии порядка ста километров друг 
от друга  — ставить их ближе друг 
к другу не только не нужно, но и 

вредно, поскольку сами эти усили-
тели могут наводить некоторые ис-
кажения в сигнал. Они передают не 
только телеграфные и телефонные 
сигналы разного типа, но и обе-
спечивают Интернет-соединения. 
В 2004 г. компанией «Сименс» был 

проложен силовой подводный ка-
бель между австралийской элек-
тростанцией и тасманийским го-
родом Джорджтаун. Кабель так же 
содержит телекоммуникационную 
компоненту  — оптоволоконную 
линию. 

В современном подводном ка-

бельном деле рассматриваются про-
екты по заглублению кабелей в по-
верхность дна, во избежание на-
несения вреда морской экосисте-
мы и возможного повреждения ли-
нии якорями судов и рыболовны-
ми тралами. Таковой стала, напри-
мер, оптико-волоконная линия свя-
зи «Дания—Россия», проложенная 
совместными усилиями российских 
и датских специалистов в 1993 г. 

Существует подводный гусенич-

ный кабелеукладчик с буровой уста-
новкой, разработанный российски-
ми учеными из «ГИПРО-СВЯЗИ». 
Эта машина служит для разработки 
плотных каменистых и глинистых 
грунтов на дне. 

Современные кабельные суда 

способны укладывать все типы ка-
белей в любых погодных условиях 
с высокой точностью и на больших 
глубинах. 

Несмотря на то, что кабели в 

наши дни несравнимо превосходят 
по надежности кабеля ХХ в. (не го-
воря уже о ХIХ), существует мно-
го причин их повреждений и обры-
вов. Подземные кабели могут быть 
повреждены при производстве раз-
личного рода земляных работ на 
трассе (например, при строитель-
стве водопровода или газопровода) 
или в результате оползней почвы; 
из-за трения о грунт в ходе прили-
вов и отливов. 

Были случаи, когда кабели обры-

вало землетрясение, и когда их по-
вреждали морские животные  — в 
частности отмечены факты напа-
дения на кабельные линии акул и 
кашалотов. Продолжает наносить 
ущерб и сам человек  — например 
около трех лет назад в Юго-Восточ-
ной Азии местные преступники вы-
резали секцию кабеля, соединяю-
щего Вьетнам, Тайланд и Гонконг, 
протяженностью 11 км и пытались 
сдать как лом цветных металлов. 
«Лома» кстати набралось около сот-
ни тонн… 

Подводные кабели, проклады-

ваемые по дну рек, могут быть по-
вреждены весенним ледоходом или 
якорями судов.

На сегодняшний день в мире на-

считывается более двух сотен ак-
тивно используемых подводных ка-
белей, соединяющих разные страны, 
и еще огромное количество кабель-
ных линий, проложенных по мор-
скому дну отдельными государства-
ми для удовлетворения внутренних 
нужд. Как показывает опыт, даже 
спутниковые системы на данный 
момент не способны заменить под-
водный кабель  — космические си-
стемы куда дороже в создании и об-
служивании, менее долговечны и 
часто уступают кабельным линиям 

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

84

ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ

История

В 1956 г. наконец-то был проложен по дну океана трансатлан-

тический телефонный кабель между Америкой и Европой. В 60-х 
годах для прокладки кабелей по морскому дну СССР заказыва-
ет в Финляндии специализированные суда. 


Page 11
background image

«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010

85

Конкурс был организован «Холдин-

гом МРСК» и проводился при поддерж-

ке Минэнерго России и Российской ас-

социации по связям с общественно-

стью.

Наградой были отмечены работы 

Е. Гусевой:

«История кабельной промышлен-

ности в России». Обзорный истори-

ческий материал посвящен 130-летию 

кабельной промышленности в России 

и подготовлен в преддверии праздно-

вания Дня работника кабельной про-

мышленности (25 октября). Публика-

ция в журнале «КАБЕЛЬ-news» №9 

(сентябрь, 2009 г).

«История появления и развития 

ЛЭП в России». Как появилась пер-

вая в истории линия электропереда-

чи. Ключевые этапы электрифика-

ции страны. Интересные факты, собы-

тия, люди. Выход материала приуро-

чен к выставке «Электрические сети 

России-2009». Публикация в журнале 

«КАБЕЛЬ-news» №11 (ноябрь, 2009 г.).

Литература

1. Малов О.В. «Краткий экскурс в 

историю российских подводных кабелей 
связи»//«Вестник связи» №2, 2009.

2. Артур Кларк. «Голос через океан». 

М., 1959 г.

3. Шухардин С.В., Ламан Н.К., Федо-

ров А.С. Техника в ее историческом раз-
витии. Москва., 1979г.

4. Рузов Л.В. и Яблочкин Ю.Н. Гат-

чина. Л.,1959 г.

5. Русский кабельный / под ред. 

М.К. Портнова, Н.А. Арской, Р.М. Ла-
керник, Н.К. Ламан, В.Г. Радченко. 
М., 1995.

6. Ламан Н.К., Белоусова А.Н., Кре-

четникова Ю.И. Заводу «Электропро-
вод 200» лет. М.,1985.

7. Валеева Н.М. Время оставляет 

след. М., 2009.

8. Горбунов О.И., Ананьев А.С., Пер-

филетов А.Н., Шапиро Р.П-А. 50 лет 
научно-исследовательскому проектно-
конструкторскому и технологическому 
кабельному институту. Очерки исто-
рии. СПб., 1999.

9. Севкабель.120 лет / под ред. 

Л.Улитиной. СПб., 1999.

10. Шитов М.А. Северный кабель-

ный. Л., 1979 .

Екатерина Гусева, главный редактор журнала «КАБЕЛЬ-news», — 

победитель Всероссийского конкурса журналистских работ 

«Электросети-2009» в номинации «Свет истории»

в передаваемых мощностях. Подво-
дные кабели, несомненно, ждут дол-
гая жизнь и дальнейшее усовершен-
ствование. 

Екатерина Гусева,

журнал «КАБЕЛЬ-news»

Благодарим В.Н. Тульского, за-

местителя заведующего кафедрой 
электроэнергетических систем 
МЭИ, за предоставленный фотома-
териал из журнала «Электричество» 
(№1, 1890 г.)

ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ

История

Награду вручает Алексей Глазырин, 
президент Российской ассоциации 
по связям с общественностью. 
18 февраля 2010 г.


Оригинал статьи: История подводного кабелестроения

Читать онлайн

Основные факты, обзор событий с 1837 года

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»