«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
76
Буквально сразу же после по-
явления на свет детища Самуэ-
ля Морзе — телеграфа, возникла
идея о соединении телеграфной ли-
нией Великобритании и Франции.
Воздушные линии, уже применяе-
мые в мире, были для этого непри-
годны — сложно представить себе
провода, идущие над разделяющим
остров Англия и Европейский кон-
тинент проливом Ла-Манш, шири-
на которого составляет несколько
десятков километров. Тогда и воз-
ник план проложить кабель по дну
(рис. 1). Однако, англичанин Уит-
стон, предложивший этот проект,
тут же столкнулся с серьезной про-
блемой. Для долгого нахождения в
разъедающей морской воде кабель
нуждался в соответствующей изо-
ляции. Выход искали с 1837 г., и он
нашелся, хотя и не сразу — немец-
кий инженер Вернер Сименс (отец
уже известных нам братьев Симен-
сов) предложил изолировать подво-
дный кабель гуттаперчей — отвер-
девшим соком тропических дере-
вьев, произраставших в Малайе. До
этого были предложения изолиро-
вать электрические провода с по-
мощью шелка (американский фи-
зик Джозеф Генри) или хлопчатобу-
мажной ткани, покрытой слоем озо-
керита — воскообразной массой не-
фтяного происхождения (русский
ученый П.Л. Шиллинг).
В 1851 г., со второй попытки
(первая провалилась из-за того,
что только что проложенный ка-
бель был порван якорем рыбацкой
лодки), были соединены француз-
ский город Кале и английский Дувр.
Между ними по дну Ла-Манша про-
легал 30-километровый телеграф-
ный кабель. В те годы кабель укла-
дывался на дно, просто разматыва-
ясь с бобины, установленной на ко-
рабле. Причем первый кабель был
настолько легким, что не желал то-
нуть, и к нему приходилось привя-
зывать свинцовые грузила.
Первые попытки проложить
трансатлантический кабель для те-
леграфной связи были предприняты
еще в 1857 г. «Нью-Йоркской, Нью-
фаундлендской и Лондонской теле-
графной компанией» (позже пере-
именованной в «Атлантическую те-
леграфную компанию Великобри-
тании»). Много неудач преследова-
ло этих первопроходцев. Им меша-
Рис. 1. Прокладка телеграфного
кабеля (гравюра 1850 год)
ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ
История подводного
кабелестроения
Основные факты, обзор событий с 1837 года
История
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
77
ли погодные условия, однажды ка-
бельная медная жила не выдержа-
ла нагрузки и порвалась на полови-
не работы; однако все-таки компа-
нии и ее неутомимому главе Сай-
русу Филду (рис. 2) удалось выпол-
нить эту работу.
Однако кабель, видимо из-за не-
достаточного качества изоляции,
пришел в негодность буквально че-
рез несколько недель. По отзывам
очевидцев, уже вторая часть по-
здравительного послания англий-
ской королевы президенту США
принималась по новому кабелю не-
сколько часов. То, что годилось для
мелкого пролива Ла-Манш, не под-
ходило для огромных территорий
и глубин Атлантического океана (в
некоторых местах кабель уклады-
вали на глубину до 4500 метров). В
последующем, несмотря на значи-
тельное улучшение качества изо-
ляционного покрытия, история по-
вторялась, и для формирования
устойчивой связи приходилось со-
единять материки сразу несколь-
кими медными телеграфными ка-
белями. В этой ситуации, при вы-
ходе из строя одного, остальные
продолжали работать. Ситуация
осложнялась тем, что при техноло-
гиях XIX в. найти место поврежде-
ния на огромной глубине Атланти-
ки было невозможно, не говоря уже
о починке.
Такое положение породило, на-
пример, грандиознейший проект
Нобеля и компании «Вестерн Юни-
он», по которому они намерева-
лись соединить Европу и Америку
телеграфной связью через Россию.
Предполагалось, что голые прово-
да, расположенные на воздушных
опорах-столбах, будут гораздо де-
шевле специализированного мор-
ского кабеля и, пройдя через Си-
бирь, свяжут континенты. Отно-
сительно небольшой (150 км) под-
водный участок, который предпо-
лагали провести по дну Беринго-
ва пролива, трудностей бы не со-
ставил — как мы уже знаем, опыт
прокладки морского кабеля на не-
большие расстояния у европейских
инженеров вполне имелся. Одна-
ко, проблемы административного и
финансового характера не дали ре-
ализоваться этому проекту, несмо-
тря на то, что он уже начал осущест-
вляться. По рассказам очевидцев,
до сих пор на Чукотке стоят старые
столбы той самой линии, провода по
которым так и не провели… Через
век идея аналогичного проекта, но
на сей раз с применением телефон-
ных проводов, возникла на недол-
гое время и также ушла в небытие.
На сей раз к возможным проблемам
добавились причины политическо-
го характера.
Как создавался в то время кабель
для подводной линии (см. рис. 3)?
Медные проволоки изолировались
хлопчатобумажной пряжей, предва-
рительно вываренной в парафине.
Пряжа накладывалась на проволо-
ку методом обмотки в двух проти-
воположных направлениях. Требуе-
мое количество изолированных жил
затягивалось в свинцовую трубу, ко-
торая затем наматывалась на бара-
бан, и все вместе помещалось в ре-
зервуар, заполненный расплавлен-
ным парафином. Один конец свин-
цовой трубы подключался к воз-
душному насосу, который прого-
нял через трубу парафин, вытесняв-
ший при этом воздух. Заключитель-
ными операциями были перемотка
кабеля через резервуар с холодной
Рис. 3. Глубоководный
трансатлантический кабель
19 века
Рис. 2.
Сайрус Филд
ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ
История
Смысл идеи состоял в том, что при возникновении дефекта
уплотнения в месте сращивания труб находящийся под давлени-
ем газ будет препятствовать проникновению влаги из атмосфе-
ры внутрь трубы. Это стало решающей ступенью в развитии ка-
белей, значительно увеличив сроки их эксплуатации.
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
78
Рис. 4
ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ
История
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
79
водой — при этом парафин, запол-
нивший свободные промежутки в
сердечнике, затвердевал — и про-
тягивание через обжимную воло-
ку. Это был первый пример приме-
нения заполнителя для защиты от
проникновения влаги внутрь сер-
дечника.
В 1852 г. соединены подводным
кабелем Англия и Ирландия, в
1854 г. — средиземноморские остро-
ва Корсика и Сардиния. В те же годы
обязательной деталью подводных
кабелей становится броня из не-
скольких стальных проволок.
В 1869 г. вступила в действие ка-
бельная подводная линия Лондон-
Калькутта, длина которой составля-
ла почти 20 тысяч км. В 1872 г. была
установлена прямая кабельная связь
между Европой и Южной Амери-
кой, а затем между Австралией, Ин-
дией и Канадой.
В 1880 г. проведена первая опыт-
ная сушка волокнистой изоляции
жил под вакуумом. Следующим ша-
гом, по сути переходным от теле-
графных к телефонным кабелям,
явилось предложение содержать ка-
бельные линии с целью защиты от
влаги под избыточным давлением
не масла, а воздуха или газа. Смысл
идеи состоял в том, что при возник-
новении дефекта уплотнения в месте
сращивания труб находящийся под
давлением газ будет препятствовать
проникновению влаги из атмосфе-
ры внутрь трубы. Это стало реша-
ющей ступенью в развитии кабе-
лей, значительно увеличив сроки их
эксплуатации.
На рис. 4 разворот журнала
«Электричество», № 1, 1890 г., в ко-
тором публиковалась мировая исто-
рия развития кабельных сетей, об-
зор журналов и другая информация
на актуальные темы. На картах жур-
нала (рис. 5) нанесена всемирная
сеть подводных кабелей, показано,
как происходило развитие подвод-
ных сообщений.
Россия в XIX в. объективно от-
ставала от самых развитых держав
мира в области электротехники, что
видно на всемирной карте проклад-
ки кабельных сетей (рис. 6).
Основная проблема заключа-
лась в том, что передовые идеи и
течения в науке, вполне извест-
ные и разрабатываемые россий-
скими учеными, не находили под-
держки у властей Российской им-
перии. Аналогичная ситуация на-
блюдалась и в области подводно-
го кабелестроения. Дошло до того,
что первой кабельной линией, про-
ложенной на территории России
был телеграфный кабель, протяну-
тый англо-франко-турецкими со-
юзниками, воевавшими с Россий-
ской империей в ходе Крымской
войны… Кабель этот соединил экс-
педиционные войска оккупантов
в Крыму по дну Черного моря со
Стамбулом. После окончания вой-
ны англо-французские силы ликви-
дировали кабель.
Рис. 5
ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ
История
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
80
Рис. 6
ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ
История
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
81
ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ
История
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
82
В 1869 г. русский физик Георгий
Иванович Морозов предложил для
одновременной передачи по одно-
му проводу нескольких депеш ме-
тод разночастотного телеграфиро-
вания. Обосновывалось это опре-
деленным дефицитом проводов и
их относительно высокой стоимо-
стью — потребности линий связи
значительно опережали возможно-
сти и скорость их сооружения. Ре-
ализовать свой метод ученый не
смог, но им заинтересовались дру-
гие — в том числе знаменитый аме-
риканский ученый Александр Грай-
ам Белл, в будущем создатель пер-
вого телефона.
В России первым кабелем, проло-
женным по морскому дну (первым
отечественным, учитывая крым-
ский кабель), считается 250-кило-
метровая линия, соединившая Баку
и Красноводск по дну Каспийского
моря в 1879 г. Этим занимались «ин-
женеры путей сообщения», как тог-
да называли гидротехников. Мож-
но так же отметить, что морские ги-
дротехники всегда славились каче-
ством своей работы — им доверяли
не только работы исключительно по
профилю, но и такие виды деятель-
ности, где требовалась секретность
и высокая благонадежность. К при-
меру морская команда Балтийского
флота занималась прокладкой про-
водов в императорской резиденции
Гатчине для освещения дворца и
прилегающего парка.
Первый русский подводный ка-
бель связи протяженностью 32 ки-
лометра был проложен через Север-
ную Двину в 1862 г. В случае нали-
чия мостов через реки кабель пред-
почитали пускать по ним, что было
без сомнения гораздо дешевле и
проще.
Прокладка кабеля через Москва-
реку была осуществлена в 1900 г.
(рис. 7).
В 1891 г. русскими инженерами
были проложены подводные кабели
«Одесса—Константинополь» и «Се-
вастополь—Варна». Первый мор-
ской телефонный кабель соединил в
том же году Англию и Францию.
Соединение разных концов Ти-
хого Океана произошло в 1902 г.,
когда появилась линия Канада—Ав-
стралия.
В 1910 г. было получено новое ве-
щество — парагутта. Это была спе-
циальным образом обработанная
смесь из гуттаперчи, резины и вос-
ка, не уступающая гуттаперче по ме-
ханическим свойствам и превосхо-
дящая ее по электрическим. Потери
сигнала в таких кабелях уменьши-
лись в несколько десятков раз.
В 1914 г. пошла связь по пер-
вому подводному телеграфно-
телефонному кабелю между Гель-
сингфорсом (ныне столица Фин-
ляндии Хельсинки) и Петербур-
гом. До этого города соединялись
проводной линией по суше.
Жизненную важность связи по-
нимали все стороны в разыгравшей-
ся вскоре Первой Мировой войне. В
ноябре 1914 года германский крей-
сер «Эмден» высадил десант на Ко-
косовых островах в Индийском оке-
ане, который уничтожил ретрансля-
ционную станцию, связывавшую с
помощью морского кабеля Южную
Африку, Индонезию и Австралию.
Кабели были перерезаны.
В 1918 г. представители ирланд-
ской националистической органи-
зации «Шинн Фейн» (политическое
крыло радикально-террористиче-
ской Ирландской Республиканской
Рис. 7
ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ
История
В России первым кабелем, проложенным по морскому дну
(первым отечественным, учитывая крымский кабель) считает-
ся 250-километровая линия, соединившая Баку и Красноводск
по дну Каспийского моря в 1879 г.
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
83
Армии) перерезали подводный ка-
бель, связывающий Ирландию и Ан-
глию.
В 1919 г. число трансатлантиче-
ских телеграфных кабелей прибли-
зилось к двум десяткам, большин-
ство из них принадлежало англича-
нам. Общая длина подводных линий
по всему миру составляла на тот мо-
мент около 300 тыс. километров.
В 1927 г. между Европой и Севе-
роамериканским континентом соз-
дана радиотелефонная связь. Пе-
реговоры между Старым и Новым
светом осуществлялись с помощью
длинноволновой радиосвязи и были
довольно дороги. Использовать же
для телефонной связи имевшиеся
межконтинентальные кабели было
невозможно — ими можно было
передавать телеграфные сигналы,
но невозможно (исключая корот-
кие расстояния) транслировать бо-
лее сложные, звуковые колебания,
составляющие человеческую речь.
В 1932 г. в СССР был создан трест
«Связьпроект», принявший эстафе-
ту создателей систем связи и их тра-
диции.
Новый этап морского кабельно-
го строения начался с изобретени-
ем полиэтилена в 1933 г. Он тут же
стал новой изоляцией, превосходя-
щей по своим качествам все ее виды,
имевшиеся ранее.
К работам по прокладке подво-
дных кабелей были привлечены во-
долазы Экспедиции Подводных Ра-
бот Особого Назначения. Для ВМФ
СССР ими были проложены подвод
ные кабели связи вдоль побережья
Черного моря, в Баренцевом море
и Финском заливе. В 1941 г. трест
«Связьпроект» преобразовали в Го-
сударственный институт по про-
ектированию сооружений связи —
«ГИПРОСВЯЗЬ».
В годы Великой Отечественной
войны, во время блокады Ленин-
града, через Ладожское озеро были
проложены как всем известный «ка-
бель жизни», так и две (резервиру-
ющие друг друга) линии подводных
кабелей ВЧ-связи, созданные на
«Севкабеле». Для этого использова-
лась специально оборудованная ка-
бельная баржа.
В 1943 г. впервые при проклад-
ке телефонного подводного кабеля
используется подводный усилитель
входящего сигнала (рис. 8). Вырав-
ниваясь с помощью направляющих
вместе с кабелем по мере движения
судна, усилитель надежно уклады-
вался на морском дне (рис. 9).
Сделано это было при соедине-
нии островов Англси и Мэн, рас-
положенных в Ирландском море.
Вновь, в рамках новой Мировой во-
йны, разыгралась битва на подвод-
ных коммуникациях. В первые же
часы начала ВМВ обе подводные
линии, связывавшие Германию (а
точнее город Эмден) с Азорскими
островами и Лиссабоном, были пе-
ререзаны противником.
Японский флот, памятуя об удач-
ном десанте «Эмдена» тридцать лет
назад, обстреливал все ту же ре-
трансляционную станцию на Коко-
совых островах. Англичане не оста-
лись в долгу — в 1945 г. подводные
лодки перерезали связь на лини-
ях Сайгон—Сингапур и Сайгон—
Гонконг. Это было не сложным де-
лом — примерно зная расположение
кабеля, судно проводило несколь-
ко раз траление подводного грун-
та в определенном направлении, ка-
бель поднимался на поверхность, а
затем осуществлялось его механи-
Рис. 8. Прокладка подводной линии.
Усилитель в жестком корпусе.
Рис. 9. Направляющие кормовой
кабелеукладывающей машины
ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ
История
В 1914 г. пошла связь по первому подводному телеграфно-
телефонному кабелю между Гельсингфорсом (ныне столица
Финляндии Хельсинки) и Петербургом. До этого города соеди-
нялись проводной линией по суше.
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
84
ческое перерубание. Обычно стара-
лись сделать это сразу в нескольких
местах, дабы затруднить противни-
ку поиски и ремонт повреждения.
Лишь с появлением современных
приборов разрыв найти не состав-
ляет никакого труда.
В 1956 г. наконец-то был проло-
жен по дну океана трансатланти-
ческий телефонный кабель между
Америкой и Европой. В 60-х годах
для прокладки кабелей по морскому
дну СССР заказывает в Финляндии
специализированные суда.
«ГИПРОСВЯЗЬ» в это время
проектирует подводные кабельные
магистрали связи на Черном, Бал-
тийском, Баренцевом и Охотском
морях.
В настоящее время для подво-
дных линий используются оптико-
волоконные кабели. Современные
кабели такого типа представля-
ют собой довольно сложную кон-
струкцию — оптоволоконный сер-
дечник окружен несколькими слоя-
ми из разных материалов, металлов
и полимеров, призванных, в пер-
вую очередь, защищать его от воз-
действия внешней среды. Кроме
того, по самому кабелю проходит
электрический ток, обеспечиваю-
щий питание промежуточных уси-
лителей. Эти усилители располага-
ются вдоль всего кабеля на рассто-
янии порядка ста километров друг
от друга — ставить их ближе друг
к другу не только не нужно, но и
вредно, поскольку сами эти усили-
тели могут наводить некоторые ис-
кажения в сигнал. Они передают не
только телеграфные и телефонные
сигналы разного типа, но и обе-
спечивают Интернет-соединения.
В 2004 г. компанией «Сименс» был
проложен силовой подводный ка-
бель между австралийской элек-
тростанцией и тасманийским го-
родом Джорджтаун. Кабель так же
содержит телекоммуникационную
компоненту — оптоволоконную
линию.
В современном подводном ка-
бельном деле рассматриваются про-
екты по заглублению кабелей в по-
верхность дна, во избежание на-
несения вреда морской экосисте-
мы и возможного повреждения ли-
нии якорями судов и рыболовны-
ми тралами. Таковой стала, напри-
мер, оптико-волоконная линия свя-
зи «Дания—Россия», проложенная
совместными усилиями российских
и датских специалистов в 1993 г.
Существует подводный гусенич-
ный кабелеукладчик с буровой уста-
новкой, разработанный российски-
ми учеными из «ГИПРО-СВЯЗИ».
Эта машина служит для разработки
плотных каменистых и глинистых
грунтов на дне.
Современные кабельные суда
способны укладывать все типы ка-
белей в любых погодных условиях
с высокой точностью и на больших
глубинах.
Несмотря на то, что кабели в
наши дни несравнимо превосходят
по надежности кабеля ХХ в. (не го-
воря уже о ХIХ), существует мно-
го причин их повреждений и обры-
вов. Подземные кабели могут быть
повреждены при производстве раз-
личного рода земляных работ на
трассе (например, при строитель-
стве водопровода или газопровода)
или в результате оползней почвы;
из-за трения о грунт в ходе прили-
вов и отливов.
Были случаи, когда кабели обры-
вало землетрясение, и когда их по-
вреждали морские животные — в
частности отмечены факты напа-
дения на кабельные линии акул и
кашалотов. Продолжает наносить
ущерб и сам человек — например
около трех лет назад в Юго-Восточ-
ной Азии местные преступники вы-
резали секцию кабеля, соединяю-
щего Вьетнам, Тайланд и Гонконг,
протяженностью 11 км и пытались
сдать как лом цветных металлов.
«Лома» кстати набралось около сот-
ни тонн…
Подводные кабели, проклады-
ваемые по дну рек, могут быть по-
вреждены весенним ледоходом или
якорями судов.
На сегодняшний день в мире на-
считывается более двух сотен ак-
тивно используемых подводных ка-
белей, соединяющих разные страны,
и еще огромное количество кабель-
ных линий, проложенных по мор-
скому дну отдельными государства-
ми для удовлетворения внутренних
нужд. Как показывает опыт, даже
спутниковые системы на данный
момент не способны заменить под-
водный кабель — космические си-
стемы куда дороже в создании и об-
служивании, менее долговечны и
часто уступают кабельным линиям
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
84
ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ
История
В 1956 г. наконец-то был проложен по дну океана трансатлан-
тический телефонный кабель между Америкой и Европой. В 60-х
годах для прокладки кабелей по морскому дну СССР заказыва-
ет в Финляндии специализированные суда.
«КАБЕЛЬ-news», апрель 2010
85
Конкурс был организован «Холдин-
гом МРСК» и проводился при поддерж-
ке Минэнерго России и Российской ас-
социации по связям с общественно-
стью.
Наградой были отмечены работы
Е. Гусевой:
«История кабельной промышлен-
ности в России». Обзорный истори-
ческий материал посвящен 130-летию
кабельной промышленности в России
и подготовлен в преддверии праздно-
вания Дня работника кабельной про-
мышленности (25 октября). Публика-
ция в журнале «КАБЕЛЬ-news» №9
(сентябрь, 2009 г).
«История появления и развития
ЛЭП в России». Как появилась пер-
вая в истории линия электропереда-
чи. Ключевые этапы электрифика-
ции страны. Интересные факты, собы-
тия, люди. Выход материала приуро-
чен к выставке «Электрические сети
России-2009». Публикация в журнале
«КАБЕЛЬ-news» №11 (ноябрь, 2009 г.).
Литература
1. Малов О.В. «Краткий экскурс в
историю российских подводных кабелей
связи»//«Вестник связи» №2, 2009.
2. Артур Кларк. «Голос через океан».
М., 1959 г.
3. Шухардин С.В., Ламан Н.К., Федо-
ров А.С. Техника в ее историческом раз-
витии. Москва., 1979г.
4. Рузов Л.В. и Яблочкин Ю.Н. Гат-
чина. Л.,1959 г.
5. Русский кабельный / под ред.
М.К. Портнова, Н.А. Арской, Р.М. Ла-
керник, Н.К. Ламан, В.Г. Радченко.
М., 1995.
6. Ламан Н.К., Белоусова А.Н., Кре-
четникова Ю.И. Заводу «Электропро-
вод 200» лет. М.,1985.
7. Валеева Н.М. Время оставляет
след. М., 2009.
8. Горбунов О.И., Ананьев А.С., Пер-
филетов А.Н., Шапиро Р.П-А. 50 лет
научно-исследовательскому проектно-
конструкторскому и технологическому
кабельному институту. Очерки исто-
рии. СПб., 1999.
9. Севкабель.120 лет / под ред.
Л.Улитиной. СПб., 1999.
10. Шитов М.А. Северный кабель-
ный. Л., 1979 .
Екатерина Гусева, главный редактор журнала «КАБЕЛЬ-news», —
победитель Всероссийского конкурса журналистских работ
«Электросети-2009» в номинации «Свет истории»
в передаваемых мощностях. Подво-
дные кабели, несомненно, ждут дол-
гая жизнь и дальнейшее усовершен-
ствование.
Екатерина Гусева,
журнал «КАБЕЛЬ-news»
Благодарим В.Н. Тульского, за-
местителя заведующего кафедрой
электроэнергетических систем
МЭИ, за предоставленный фотома-
териал из журнала «Электричество»
(№1, 1890 г.)
ÏÎÄÂÎÄÍÎÅ ÊÀÁÅËÅÑÒÐÎÅÍÈÅ
История
Награду вручает Алексей Глазырин,
президент Российской ассоциации
по связям с общественностью.
18 февраля 2010 г.
Оригинал статьи: История подводного кабелестроения
Основные факты, обзор событий с 1837 года