История образования пожарной охраны в России

Page 1
background image

Page 2
background image

«КАБЕЛЬ-news», май 2010

50

История

Пожары на Руси издавна были 

одним из самых тяжких бедствий. С 

незапамятных времен стихия огня 

уничтожала все на своем пути, по-

жару приписывались сверхъесте-

ственные силы, он считался «Ка-

рой небесной за грехи людские». 

В древних летописях содержат-

ся описания грандиозных пожаров, 

сметавших целые города. По на-

блюдениям историков, вплоть до 

XV века, в России пожар в городе 

считался большим, если сгорало 

несколько тысяч дворов. О пожаре, 

который уничтожал 100–200 дво-

ров, даже не упоминали. Простота 

возведения жилых построек, избы-

ток строительного материала (леса 

было предостаточно) позволяли 

легко восстанавливать пострадав-

шие селения. Поэтому уже тогда 

складывалось пренебрежительное 

отношение населения к мерам по-

жарной безопасности. 

Однако укрупнение городов, 

развитие средств производства 

приводило к тому, что убытки от по-

жаров с каждым годом становились 

все ощутимее. 

В 1493 г. Московский белока-

менный Кремль дважды полыхал 

из-за загорания многочисленных 

деревянных построек, вплотную 

подходивших к его стенам. Призна-

вая наиболее распространенной 

причиной пожаров беспечность на-

селения при обращении с огнем, 

Иван III придал борьбе с пожарами 

от бытовых причин законодатель-

ную силу. Первые противопожар-

ные правила, изданные в 1504 г., 

предписывали: не топить летом изб 

и бань без крайней на то необходи-

мости, не держать по вечерам огня 

в домах (лучины, лампады, свечи); 

История образования 
пожарной охраны 
в России

ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ

Древнеруcская летопись 

о пожаре, 1382 г.


Page 3
background image

«КАБЕЛЬ-news», май 2010

51

История

кузнецам, гончарам, оружейникам 

вести свои работы вдали от строе-

ний. Запрещалось в черте города 

заниматься стекольным производ-

ством, которое считалось весьма 

пожароопасным, строго преследо-

валось курение табака. 

Принятие в ХV–XVI веках законо-

дательных актов в области пожар-

ной безопасности отразилось на 

творениях архитекторов и строите-

лей. Строить в Москве теперь на-

чали из кирпича и при проектиро-

вании зданий учитывали необходи-

мые меры пожарной безопасности. 

С 1583 г. московские законода-

тельные акты, касающиеся правил 

пожарной безопасности, становят-

ся обязательными и для других по-

селений. 

С 1550 г. на тушение пожаров в 

Москве стали высылать стрельцов, 

а в двадцатые годы XVII века в сто-

лице была создана первая пожар-

ная команда. 

В 1649 г. на Руси были приняты 

два указа, имевшие отношение к 

пожарному делу. «Наказ о градском 

благочинии» предписывал всем со-

стоятельным людям держать во 

дворах медные водоливные трубы 

и деревянные ведра. Жителям со 

средним и малым достатком по-

лагалось держать одну такую тру-

бу на пять дворов. Ведра должны 

были быть у всех. Все дворы Мос-

квы распределялись по частям, а 

списки людей, которые должны 

были следовать на пожар с запа-

сом воды, хранились в Земском 

приказе. Этим «Наказом» впервые 

на Руси устанавливались правила 

для должностных лиц, ответствен-

ных за пожарную безопасность. 

Второй документ, датирован-

ный тем же годом, — «Уложение 

царя Алексея Михайловича». В 

нем имелся ряд статей, определяв-

ших правила обращения с огнем. 

«Уложение» вводило ответствен-

ность за поджоги и устанавлива-

ло различие между неосторожным 

обращением с огнем и поджогом. 

При возникновении пожара по не-

осторожности с виновного взыски-

вали убытки в размере «что Госу-

дарь укажет». За поджог наказа-

ние было самым суровым, «зажи-

гальщиков» (поджигателей) пред-

писывалось сжигать. Через 5 лет в 

эту статью была внесена поправка: 

сжигание на костре было замене-

но виселицей. 

Большой вклад в развитие по-

жарного дела внес Петр I. Он пре-

красно понимал, что правительство 

обязано заботиться об устройстве 

пожарной охраны и устранении 

причин пожаров, поэтому особое 

ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ


Page 4
background image

«КАБЕЛЬ-news», май 2010

52

История

внимание уделял развитию мер по 

предупреждению пожаров. В пери-

од его царствования были введены 

новые правила пожарной безопас-

ности, заимствованные из Голлан-

дии. В 1701 г. выходит указ, в кото-

ром повелевалось во всех городах 

России «деревянного строения от-

нюдь не строить, а строить камен-

ные дома или, по крайней мере, ма-

занки, и строить не среди дворов, 

как бывало в старину, а линейно 

по улицам и переулкам». В 1736 г. 

были введены нормы по строи-

тельству противопожарных стен 

(брандмауэров). Изданы указы, на-

правленные на защиту от пожаров 

лесов, а также предписания, каса-

ющиеся строительства в селах и 

деревнях. 

В годы правления Петра I была 

создана одна из первых профес-

сиональных пожарных команд, по-

строено при Адмиралтействе пер-

вое пожарное депо, закуплены по-

жарные насосы с кожаными рука-

вами и медными брандсбойтами. 

И до настоящего времени остает-

ся актуальным один из петровских 

указов: «... и беречь от огня богат-

ства государства Российского...». 

Указом от 29 ноября 1802 г. в 

Санкт-Петербурге при съезжих 

дворах была организована посто-

янная пожарная команда, форми-

руемая из солдат внутренней стра-

жи. Царским указом в 1804 году 

была создана штатная пожарная 

команда и в Москве. 

Новой страницей в деле преду-

преждения пожаров и пропаганды 

мер пожарной безопасности среди 

населения можно считать появле-

ние в России в середине XIX века 

добровольных пожарных команд, 

которые организовывали сами 

жители городов и других селений. 

Серьезным вкладом в развитие 

противопожарной пропаганды в 

стране были книги знатоков пожар-

ного дела, в которых они пытались 

систематизировать опыт работы 

пожарных команд, давали советы 

по использованию наиболее эф-

фективных способов предупре-

ждения пожаров и их тушения, ре-

комендации в области соблюдения 

требований пожарной безопаснос-

ти в строительстве. Постоянная и 

плодотворная работа по освеще-

нию вопросов пожарной охраны 

началась лишь с образованием в 

1892 г. Российского пожарного об-

щества. Общество занималось из-

данием специальной литературы, 

организацией пожарных съездов и 

выставок, освещало вопросы про-

филактики на страницах журналов 

и газет (в первую очередь жур-

налов «Пожарный» и «Пожарное 

дело»). 

При царе Николае I началась 

планомерная организация пожар-

ных команд в Российской империи 

и повсеместное строительство по-

жарных депо для размещения по-

жарных команд. 

В течение 19-го века открыва-

лись заводы противопожарного 

оборудования в Санкт-Петербурге 

и Москве, где выпускались пожар-

ные насосы, складные лестницы, 

изготовлен первый пожарный ав-

томобиль. В России была создана 

одна из лучших конструкций гид-

рантов и стендеров, был разрабо-

тан и испытан первый ручной пен-

ный огнетушитель. 

К 1917 г. в России сложи-

лась довольно развитая система 

взаимодействия органов власти, 

общественных организаций и на-

селения, направленная на преду-

преждение пожаров и обучение ме-

рам борьбы с огнем. 

После Октябрьской революции 

1917 г. проблемы борьбы с пожа-

рами были поставлены на уровень 

важнейших и первоочередных за-

дач государства. Уже 17 апреля 

1918 года российским правитель-

ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ

Трубо-бочечный ход

Первый пожарный насос

Конно-механическая лестница


Page 5
background image

«КАБЕЛЬ-news», май 2010

53

История

ством был подписан декрет «Об 

организации государственных мер 

борьбы с огнем», который на мно-

гие годы стал определяющим до-

кументом, обозначившим основ-

ные направления развития и совер-

шенствования пожарной охраны 

страны. 

В 1920 году был создан Цен-

тральный пожарный отдел в соста-

ве Наркомата внутренних дел, на 

который возлагалось осуществле-

ние руководства пожарной охраной 

в масштабе всей страны. С этой ре-

организацией в системе пожарной 

охраны было установлено единона-

чалие. Отдел руководил борьбой с 

пожарами, разрабатывал противо-

пожарные меры, учитывал и рас-

пределял пожарную технику, осу-

ществлял руководство пожарными 

командами и другими пожарными 

формированиями. 

В 1922 году, несмотря на тяже-

лейшие состояние советской эко-

номики, правительство выделило 

средства для приобретения необ-

ходимого противопожарного обо-

рудования, в частности, автома-

шин за границей. В 1925 году в Мо-

скве завод АМО выпустил первый 

пожарный автомобиль АМО-Ф-15. 

К началу 1927 года на вооруже-

нии профессиональной пожарной 

охраны страны насчитывалось уже 

около 400 пожарных автомобилей. 

В декабре 1924 года открылся 

Ленинградский пожарный техникум 

с трехгодичным сроком обучения. 

В 1930 году было образовано Все-

союзное пожарно-техническое об-

щество, в задачи которого входило 

рассмотрение вопросов внедрения 

научно-технических достижений в 

практику пожарной охраны. 

Для проведения научных ис-

следований и организации кон-

структорских разработок в об-

ласти противопожарной защиты 

в 1931 году создается пожарно-

испытательная лаборатория, а с 

1934 года — Центральная научно-

исследовательская пожарная ла-

боратория (ЦНИПЛ). 

10 июля 1934 г. декретом ЦИК 

СССР был образован НКВД СССР. 

В его состав вошло и вновь создан-

ное Главное управление пожарной 

охраны (ГУПО). 

По решению ГУПО отдель-

ные предприятия по производству 

пожарно-технического вооружения 

были объединены в специализиро-

ванный трест. 

В 1936 году в Ленинграде на 

базе института инженеров ком-

мунального строительства был 

образован факультет инженеров 

противопожарной обороны. На-

чалась планомерная подготовка 

инженерно-технических кадров. 

5 июля 1937 г. на базе Централь-

ной научно-исследовательской 

пожарной лаборатории (ЦНИПЛ) 

был создан Центральный научно-

исследовательский институт про-

тивопожарной обороны НКВД 

ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ


Page 6
background image

«КАБЕЛЬ-news», май 2010

54

История

СССР (ЦНИИПО), с организацией 

которого научные исследования в 

области пожарной охраны приняли 

планомерный, целенаправленный 

характер. 

Важным шагом в развитии по-

жарной профилактики стало при-

нятие 7 апреля 1936 г. «Положения 

о Государственном пожарном над-

зоре», в котором была расширена 

область деятельности работников 

ГПН, их обязанности и права. Это 

послужило дальнейшему изуче-

нию причин возникновения пожа-

ров с целью выработки научно-

обоснованных мер, направленных 

на их устранение. 

В канун Великой Отечествен-

ной войны пожарная охрана стра-

ны представляла собой организо-

ванную силу. 

7 ноября 1941 пожарные приня-

ли участие в историческом параде 

на Красной площади, откуда одни 

ушли на фронт, другие — вернулись 

к тушению пожаров. Ряды пожарных 

пополнило много женщин. Только в 

1942 году их было мобилизовано 6 

тысяч человек. Простые люди, дети 

под руководством пожарных актив-

но обучались способам борьбы с 

пожарами, учились обезвреживать 

зажигательные бомбы. 

Трудная и важная задача раз-

работки новых современных видов 

пожарно-технической продукции и 

модернизация существующей по-

жарной техники была возложена на 

научные и конструкторские подраз-

деления ЦНИИПО. 

Большое внимание уделялось 

подготовке специалистов для по-

жарной охраны. В 1957 году соз-

дан факультет инженеров проти-

вопожарной техники и безопасно-

сти при Высшей школе МВД СССР 

в Москве. 

Развивалось и международное 

сотрудничество в области пожар-

ной безопасности. В 1958 году по-

жарная охрана вошла в состав 

Международного Технического ко-

митета по предотвращению и туше-

нию пожаров (КТИФ). 

В 1977 г. Советом Министров 

СССР были приняты два докумен-

та, определившие направления ра-

боты пожарной охраны: постанов-

ление «О мерах по повышению по-

жарной безопасности в населен-

ных пунктах и на объектах народ-

ного хозяйства» и постановление, 

утвердившее «Положение о го-

сударственном пожарном надзо-

ре». Эти постановления включали в 

себя меры, направленные: на повы-

шение технической оснащенности 

пожарных частей; улучшение так-

тической отработки и организации 

тушения крупных пожаров; усиле-

ние контроля за соблюдением мер 

пожарной безопасности. 

Большое внимание уделялось 

развитию научных исследова-

ний и разработок, направленных 

на практическую деятельность по 

повышению боеспособности по-

жарной охраны. Во Всесоюзном 

научно-исследовательском инсти-

туте противопожарной обороны 

(ВНИИПО) получили широкое рас-

пространение работы по проекти-

рованию и внедрению автоматиче-

ских систем пожарной сигнализа-

ции и пожаротушения на различ-

ных объектах, создавались новые 

средства и способы тушения пожа-

ров, началась активная работа по 

внедрению современных информа-

ционных и коммуникационных тех-

нологий в деятельность пожарной 

охраны. 

К началу 80-х годов пожарная 

охрана Советского Союза прак-

тически преобразовалась в ин-

женерную службу, в составе ко-

торой находилось около 200 тыс. 

человек личного состава, бо-

лее 150 тыс. военизированных 

сотрудников и около 30 тыс. по-

жарных автомобилей различного 

назначения. 

1 ноября 1985 г. был введен в 

действие новый Боевой устав по-

жарной охраны. 

Чернобыльская катастрофа, 

другие крупные пожары и ава-

рии, приведшие к многочисленным 

жертвам и огромным материаль-

ным потерям, выдвинули на пер-

вый план задачу по координации 

и взаимодействию всех специаль-

ных служб к действиям в экстре-

мальных условиях. Приказом МВД 

СССР в 1989 г. создано 8 «Регио-

нальных специализированных от-

рядов военизированной пожарной 

охраны МВД России по проведе-

нию аварийно-спасательных ра-

бот», основными задачами кото-

рых стало: участие в тушении круп-

ных пожаров и ликвидации послед-

ствий чрезвычайных ситуаций при-

родного и техногенного характе-

ра. В республиканских и област-

ных центрах созданы специализи-

рованные части с аналогичными 

задачами. 

В начале 90-х годов в резуль-

тате распада СССР и образова-

ния МВД Российской Федерации 

ряд вопросов по осуществлению 

организации, совершенствования 

структуры подразделений пожар-

ной охраны были переданы на мес-

та в компетенцию МВД автоном-

ных республик, ГУВД, УВД краев и 

областей. 

В 1993 г. Совет Министров 

Российской Федерации поста-

новлением № 849 преобразо-

ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ


Page 7
background image

«КАБЕЛЬ-news», май 2010

55

История

вал СПАСР МВД РФ в Государ-

ственную противопожарную служ-

бу (ГПС) МВД РФ. Перед ГПС по-

ставлен ряд принципиально новых 

задач, в т.ч. разработка государ-

ственных мер нормативного право-

вого регулирования в области по-

жарной безопасности, разработка 

единой научно-технической поли-

тики, координация противопожар-

ной деятельности министерств и 

ведомств. 

21 декабря 1994 г. президентом 

Российской Федерации был подпи-

сан Федеральный закон «О пожар-

ной безопасности». Отныне про-

блема пожарной безопасности пе-

рестала быть проблемой только 

противопожарной службы. По зако-

ну — это одна из важнейших функ-

ций государства. В Законе ком-

плексно рассмотрены вопросы по 

обеспечению пожарной безопас-

ности; определен статус ГПС МВД 

России как основного вида пожар-

ной охраны; определены полномо-

чия органов государственной вла-

сти, предприятий, должностных 

лиц, граждан. 

30 апреля 1999 года Указом Пре-

зидента установлен профессио-

нальный праздник пожарных «День 

пожарной охраны». 

Указом Президента Российской 

Федерации от 09.11.2001 «О со-

вершенствовании государствен-

ного управления в области пожар-

ной безопасности», Государствен-

ная противопожарная служба Ми-

нистерства внутренних дел Рос-

сийской Федерации преобразова-

на в Государственную противопо-

жарную службу Министерства Рос-

сийской Федерации по делам граж-

данской обороны, чрезвычайным 

ситуациям и ликвидации послед-

ствий стихийных бедствий (ГПС 

МЧС России) и включена в ее со-

став с 1 января 2002 г. 

Указанное состояние в обла-

сти пожарной безопасности стало 

следствием несовершенства нор-

мативной правовой базы в области 

пожарной безопасности, накопив-

шихся проблем в техническом осна-

щении подразделений пожарной 

охраны, организации ее работы, 

развала жилищно-коммунального 

хозяйства, незанятости населения 

в экономике, обострения соци-

альных проблем. Следствием это-

го стало то, что более 70% людей 

погибает при пожарах в жилье по 

причине пьянства, игнорирования 

элементарных правил пожарной 

безопасности. 

В настоящее время пожарная 

охрана России подразделяется на 

следующие виды: 

• Государственная 

противо-

 пожарная 

служба; 

• Муниципальная 

пожарная

 охрана; 

• Ведомственная 

пожарная

 охрана; 

•  Частная пожарная охрана; 

• Добровольная 

пожарная 

 охрана. 

В настоящее время общая чис-

ленность подразделений ГПС со-

ставляет около 260 тыс. чел. (из них 

154,5 тыс. чел. рядового и началь-

ствующего состава и 105,5 тыс. 

чел. гражданского персонала). 

Серьезным шагом вперед стал 

принятый в июле 2008 года Феде-

ральный закон «Технический ре-

гламент о требованиях пожарной 

безопасности». Появился осново-

полагающий закон, который урегу-

лировал тысячи норм и правил, ре-

гламентирующих сферу пожарной 

безопасности. 

ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ


Page 8
background image

«КАБЕЛЬ-news», май 2010

56

История

В целях реализации плана стро-

ительства и развития сил и средств 

МЧС России на 2007—2010 гг., за-

мысла реформирования войск 

гражданской обороны проводится 

большая работа по формированию 

организационной структуры феде-

ральной противопожарной служ-

бы с учетом расширения ее функ-

ций, которая позволит оптимизи-

ровать эффективность системы 

обеспечения пожарной безопас-

ности в сложившихся социально-

экономических условиях. 

Также Принят Федеральный за-

кон от 22 июля 2008 г. № 137-ФЗ 

«О внесении изменений в статьи 5 

и 24 Федерального закона «О по-

жарной безопасности», который 

определил правовое поле для ор-

ганизации договорных подразделе-

ний федеральной противопожар-

ной службы. 

Постановлением Правитель-

ства от 29 декабря 2007 г. № 972 

была утверждена Федеральная це-

левая программа «Пожарная безо-

пасность в Российской Федерации 

на период до 2012 года», которая 

направлена на то, чтобы все наше 

общество, все уровни государ-

ственной власти были задейство-

ваны в реализации мероприятий 

по обеспечению пожарной безо-

пасности. 

Пожарные автомобили являют-

ся основными средствами пожар-

ной охраны, обеспечивающими до-

ставку сил и средств к месту пожа-

ра, ведение боевых действий по ту-

шению пожаров, спасанию людей 

и материальных ценностей. На на-

чало 2009 г. производство пожар-

ных автомобилей осуществляет-

ся на 17 предприятиях в различ-

ных регионах России. Освоено бо-

лее 80 моделей пожарных автомо-

билей согласно действующему ти-

пажу. В 2008 г. было произведено 

около 1600 единиц пожарной тех-

ники. Всего на вооружении подраз-

делений ФПС МЧС России находит-

ся более 15 700 единиц основных и 

специальных пожарных автомоби-

лей, что составляет около 82% их 

штатной положенности. 

В настоящий период МЧС Рос-

сии с участием ФГУ ВНИИПО и 

предприятий-изготовителей по-

жарной техники в рамках едино-

го тематического плана НИОКР 

ведут активные работы по созда-

нию в перспективе нового комплек-

са мобильной пожарной техники: 

пожарно-спасательного автомоби-

ля для Севера, высокоманеврен-

ного оперативного транспортного 

средства для экстренных пожарно-

спасательных работ, модульного 

На момент передачи Государ-

ственной противопожарной служ-

бы в МЧС России (с 1 января 2002 г.) 

оперативная обстановка с пожара-

ми в стране характеризовалась сле-

дующими показателями: число по-

жаров составляло 260  834 ед., число 

погибших людей  — 19  987 чел., чис-

ло травмированных людей  — 14  481 

чел., число спасенных людей на по-

жаре  — 69  862 чел. По числу погиб-

ших при пожарах людей в год на 100 

тыс. человек населения, Россия нахо-

дилась на 1-м месте в мире с показа-

телем 11,7. В то время, как данный по-

казатель для наиболее экономически 

развитых стран мира составляет сле-

дующие значения: США  — 1,3; Япо-

ния  — 1,7; Германия  — 1,5; Велико-

британия и Франция — 1,1. 

ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ


Page 9
background image

«КАБЕЛЬ-news», май 2010

57

История

мобильного комплекса для сбора 

и утилизации различных опасных 

веществ, модульной установки для 

получения и подачи газонаполнен-

ной пены, пожарно-спасательного 

автомобиля с реверсивным движе-

нием для работ в туннелях. 

По-прежнему значительная ра-

бота проводится МЧС России в об-

ласти профилактики пожаров. Из-

вестный тезис о том, что «пожар 

легче предупредить, чем потушить» 

реализуется в серьезной и разно-

образной работе министерства 

в области пропаганды пожарно-

технических знаний и обучения на-

селения мерам пожарной безопас-

ности. 

В связи с реализацией задач 

по разработке и внедрению новых 

форм и методов воздействия на 

оперативную обстановку с пожа-

рами в стране МЧС России боль-

шое внимание уделяется разви-

тию пожарной науки. Приказа-

ми МЧС России в 2003 г. принята 

Концепция развития Федерально-

го Государственного Учреждения 

«Всероссийский ордена «Знак по-

чета» научно-исследовательский 

институт противопожарной обо-

роны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС Рос-

сии и в 2007 г. Программа разви-

тия научно-технической базы ФГУ 

ВНИИПО МЧС России на 2008-

2010 гг. C 2002 года штатная чис-

ленность ФГУ ВНИИПО МЧС Рос-

сии увеличена на 87 ед. и в насто-

ящее время составляет 1160 чел. 

С 2002 года объем финансирова-

ния ФГУ ВНИИПО МЧС России по 

статьям развития материально-

технической базы увеличился бо-

лее чем в 2,5 раза. 

Следует отметить, что, несмотря 

на значительные успехи, достигну-

тые МЧС в области предупрежде-

ния и тушения пожаров, результа-

ты этой работы пока еще не могут 

полностью удовлетворять потреб-

ностям сегодняшнего дня. Неуте-

шительная статистика количества 

пожаров и гибели людей, при всей 

ее динамике к снижению этих пока-

зателей, по сравнению с ведущими 

странами мира остается очень се-

рьезным негативным фактором, ха-

рактеризующим общее состояние 

решения социальных и экономиче-

ских проблем в стране. 

Безусловно, одними только 

структурными реформами решить 

эту проблему невозможно. Здесь 

необходим целый комплекс мер, 

направленный на совершенство-

вание всей системы обеспечения 

пожарной безопасности в целом. 

И это связано не только с разви-

тием пожарной охраны, улучшени-

ем ее технического обеспечения, 

совершенствованием подготовки 

кадров, социальным обеспечением 

сотрудников пожарной охраны и 

т.д. Проблема эта гораздо шире, и 

основа ее решения состоит в осо-

знании государством приоритет-

ности проблем, связанных с обе-

спечением безопасности жизни и 

здоровья своих граждан, сохран-

ностью их имущества — именно 

тех вопросов, которые, в силу сво-

его назначения, призвано решать 

Министерство Российской Феде-

рации по делам гражданской обо-

роны, чрезвычайным ситуациям и 

ликвидации последствий стихий-

ных бедствий. 

За предоставленную информа-

цию благодарим Центр подготовки 

презентационных материалов ФГУ 

ВНИИПО МЧС РФ.

ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ


Читать онлайн

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»