«КАБЕЛЬ-news», май 2010
50
История
Пожары на Руси издавна были
одним из самых тяжких бедствий. С
незапамятных времен стихия огня
уничтожала все на своем пути, по-
жару приписывались сверхъесте-
ственные силы, он считался «Ка-
рой небесной за грехи людские».
В древних летописях содержат-
ся описания грандиозных пожаров,
сметавших целые города. По на-
блюдениям историков, вплоть до
XV века, в России пожар в городе
считался большим, если сгорало
несколько тысяч дворов. О пожаре,
который уничтожал 100–200 дво-
ров, даже не упоминали. Простота
возведения жилых построек, избы-
ток строительного материала (леса
было предостаточно) позволяли
легко восстанавливать пострадав-
шие селения. Поэтому уже тогда
складывалось пренебрежительное
отношение населения к мерам по-
жарной безопасности.
Однако укрупнение городов,
развитие средств производства
приводило к тому, что убытки от по-
жаров с каждым годом становились
все ощутимее.
В 1493 г. Московский белока-
менный Кремль дважды полыхал
из-за загорания многочисленных
деревянных построек, вплотную
подходивших к его стенам. Призна-
вая наиболее распространенной
причиной пожаров беспечность на-
селения при обращении с огнем,
Иван III придал борьбе с пожарами
от бытовых причин законодатель-
ную силу. Первые противопожар-
ные правила, изданные в 1504 г.,
предписывали: не топить летом изб
и бань без крайней на то необходи-
мости, не держать по вечерам огня
в домах (лучины, лампады, свечи);
История образования
пожарной охраны
в России
ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ
Древнеруcская летопись
о пожаре, 1382 г.
«КАБЕЛЬ-news», май 2010
51
История
кузнецам, гончарам, оружейникам
вести свои работы вдали от строе-
ний. Запрещалось в черте города
заниматься стекольным производ-
ством, которое считалось весьма
пожароопасным, строго преследо-
валось курение табака.
Принятие в ХV–XVI веках законо-
дательных актов в области пожар-
ной безопасности отразилось на
творениях архитекторов и строите-
лей. Строить в Москве теперь на-
чали из кирпича и при проектиро-
вании зданий учитывали необходи-
мые меры пожарной безопасности.
С 1583 г. московские законода-
тельные акты, касающиеся правил
пожарной безопасности, становят-
ся обязательными и для других по-
селений.
С 1550 г. на тушение пожаров в
Москве стали высылать стрельцов,
а в двадцатые годы XVII века в сто-
лице была создана первая пожар-
ная команда.
В 1649 г. на Руси были приняты
два указа, имевшие отношение к
пожарному делу. «Наказ о градском
благочинии» предписывал всем со-
стоятельным людям держать во
дворах медные водоливные трубы
и деревянные ведра. Жителям со
средним и малым достатком по-
лагалось держать одну такую тру-
бу на пять дворов. Ведра должны
были быть у всех. Все дворы Мос-
квы распределялись по частям, а
списки людей, которые должны
были следовать на пожар с запа-
сом воды, хранились в Земском
приказе. Этим «Наказом» впервые
на Руси устанавливались правила
для должностных лиц, ответствен-
ных за пожарную безопасность.
Второй документ, датирован-
ный тем же годом, — «Уложение
царя Алексея Михайловича». В
нем имелся ряд статей, определяв-
ших правила обращения с огнем.
«Уложение» вводило ответствен-
ность за поджоги и устанавлива-
ло различие между неосторожным
обращением с огнем и поджогом.
При возникновении пожара по не-
осторожности с виновного взыски-
вали убытки в размере «что Госу-
дарь укажет». За поджог наказа-
ние было самым суровым, «зажи-
гальщиков» (поджигателей) пред-
писывалось сжигать. Через 5 лет в
эту статью была внесена поправка:
сжигание на костре было замене-
но виселицей.
Большой вклад в развитие по-
жарного дела внес Петр I. Он пре-
красно понимал, что правительство
обязано заботиться об устройстве
пожарной охраны и устранении
причин пожаров, поэтому особое
ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ
«КАБЕЛЬ-news», май 2010
52
История
внимание уделял развитию мер по
предупреждению пожаров. В пери-
од его царствования были введены
новые правила пожарной безопас-
ности, заимствованные из Голлан-
дии. В 1701 г. выходит указ, в кото-
ром повелевалось во всех городах
России «деревянного строения от-
нюдь не строить, а строить камен-
ные дома или, по крайней мере, ма-
занки, и строить не среди дворов,
как бывало в старину, а линейно
по улицам и переулкам». В 1736 г.
были введены нормы по строи-
тельству противопожарных стен
(брандмауэров). Изданы указы, на-
правленные на защиту от пожаров
лесов, а также предписания, каса-
ющиеся строительства в селах и
деревнях.
В годы правления Петра I была
создана одна из первых профес-
сиональных пожарных команд, по-
строено при Адмиралтействе пер-
вое пожарное депо, закуплены по-
жарные насосы с кожаными рука-
вами и медными брандсбойтами.
И до настоящего времени остает-
ся актуальным один из петровских
указов: «... и беречь от огня богат-
ства государства Российского...».
Указом от 29 ноября 1802 г. в
Санкт-Петербурге при съезжих
дворах была организована посто-
янная пожарная команда, форми-
руемая из солдат внутренней стра-
жи. Царским указом в 1804 году
была создана штатная пожарная
команда и в Москве.
Новой страницей в деле преду-
преждения пожаров и пропаганды
мер пожарной безопасности среди
населения можно считать появле-
ние в России в середине XIX века
добровольных пожарных команд,
которые организовывали сами
жители городов и других селений.
Серьезным вкладом в развитие
противопожарной пропаганды в
стране были книги знатоков пожар-
ного дела, в которых они пытались
систематизировать опыт работы
пожарных команд, давали советы
по использованию наиболее эф-
фективных способов предупре-
ждения пожаров и их тушения, ре-
комендации в области соблюдения
требований пожарной безопаснос-
ти в строительстве. Постоянная и
плодотворная работа по освеще-
нию вопросов пожарной охраны
началась лишь с образованием в
1892 г. Российского пожарного об-
щества. Общество занималось из-
данием специальной литературы,
организацией пожарных съездов и
выставок, освещало вопросы про-
филактики на страницах журналов
и газет (в первую очередь жур-
налов «Пожарный» и «Пожарное
дело»).
При царе Николае I началась
планомерная организация пожар-
ных команд в Российской империи
и повсеместное строительство по-
жарных депо для размещения по-
жарных команд.
В течение 19-го века открыва-
лись заводы противопожарного
оборудования в Санкт-Петербурге
и Москве, где выпускались пожар-
ные насосы, складные лестницы,
изготовлен первый пожарный ав-
томобиль. В России была создана
одна из лучших конструкций гид-
рантов и стендеров, был разрабо-
тан и испытан первый ручной пен-
ный огнетушитель.
К 1917 г. в России сложи-
лась довольно развитая система
взаимодействия органов власти,
общественных организаций и на-
селения, направленная на преду-
преждение пожаров и обучение ме-
рам борьбы с огнем.
После Октябрьской революции
1917 г. проблемы борьбы с пожа-
рами были поставлены на уровень
важнейших и первоочередных за-
дач государства. Уже 17 апреля
1918 года российским правитель-
ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ
Трубо-бочечный ход
Первый пожарный насос
Конно-механическая лестница
«КАБЕЛЬ-news», май 2010
53
История
ством был подписан декрет «Об
организации государственных мер
борьбы с огнем», который на мно-
гие годы стал определяющим до-
кументом, обозначившим основ-
ные направления развития и совер-
шенствования пожарной охраны
страны.
В 1920 году был создан Цен-
тральный пожарный отдел в соста-
ве Наркомата внутренних дел, на
который возлагалось осуществле-
ние руководства пожарной охраной
в масштабе всей страны. С этой ре-
организацией в системе пожарной
охраны было установлено единона-
чалие. Отдел руководил борьбой с
пожарами, разрабатывал противо-
пожарные меры, учитывал и рас-
пределял пожарную технику, осу-
ществлял руководство пожарными
командами и другими пожарными
формированиями.
В 1922 году, несмотря на тяже-
лейшие состояние советской эко-
номики, правительство выделило
средства для приобретения необ-
ходимого противопожарного обо-
рудования, в частности, автома-
шин за границей. В 1925 году в Мо-
скве завод АМО выпустил первый
пожарный автомобиль АМО-Ф-15.
К началу 1927 года на вооруже-
нии профессиональной пожарной
охраны страны насчитывалось уже
около 400 пожарных автомобилей.
В декабре 1924 года открылся
Ленинградский пожарный техникум
с трехгодичным сроком обучения.
В 1930 году было образовано Все-
союзное пожарно-техническое об-
щество, в задачи которого входило
рассмотрение вопросов внедрения
научно-технических достижений в
практику пожарной охраны.
Для проведения научных ис-
следований и организации кон-
структорских разработок в об-
ласти противопожарной защиты
в 1931 году создается пожарно-
испытательная лаборатория, а с
1934 года — Центральная научно-
исследовательская пожарная ла-
боратория (ЦНИПЛ).
10 июля 1934 г. декретом ЦИК
СССР был образован НКВД СССР.
В его состав вошло и вновь создан-
ное Главное управление пожарной
охраны (ГУПО).
По решению ГУПО отдель-
ные предприятия по производству
пожарно-технического вооружения
были объединены в специализиро-
ванный трест.
В 1936 году в Ленинграде на
базе института инженеров ком-
мунального строительства был
образован факультет инженеров
противопожарной обороны. На-
чалась планомерная подготовка
инженерно-технических кадров.
5 июля 1937 г. на базе Централь-
ной научно-исследовательской
пожарной лаборатории (ЦНИПЛ)
был создан Центральный научно-
исследовательский институт про-
тивопожарной обороны НКВД
ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ
«КАБЕЛЬ-news», май 2010
54
История
СССР (ЦНИИПО), с организацией
которого научные исследования в
области пожарной охраны приняли
планомерный, целенаправленный
характер.
Важным шагом в развитии по-
жарной профилактики стало при-
нятие 7 апреля 1936 г. «Положения
о Государственном пожарном над-
зоре», в котором была расширена
область деятельности работников
ГПН, их обязанности и права. Это
послужило дальнейшему изуче-
нию причин возникновения пожа-
ров с целью выработки научно-
обоснованных мер, направленных
на их устранение.
В канун Великой Отечествен-
ной войны пожарная охрана стра-
ны представляла собой организо-
ванную силу.
7 ноября 1941 пожарные приня-
ли участие в историческом параде
на Красной площади, откуда одни
ушли на фронт, другие — вернулись
к тушению пожаров. Ряды пожарных
пополнило много женщин. Только в
1942 году их было мобилизовано 6
тысяч человек. Простые люди, дети
под руководством пожарных актив-
но обучались способам борьбы с
пожарами, учились обезвреживать
зажигательные бомбы.
Трудная и важная задача раз-
работки новых современных видов
пожарно-технической продукции и
модернизация существующей по-
жарной техники была возложена на
научные и конструкторские подраз-
деления ЦНИИПО.
Большое внимание уделялось
подготовке специалистов для по-
жарной охраны. В 1957 году соз-
дан факультет инженеров проти-
вопожарной техники и безопасно-
сти при Высшей школе МВД СССР
в Москве.
Развивалось и международное
сотрудничество в области пожар-
ной безопасности. В 1958 году по-
жарная охрана вошла в состав
Международного Технического ко-
митета по предотвращению и туше-
нию пожаров (КТИФ).
В 1977 г. Советом Министров
СССР были приняты два докумен-
та, определившие направления ра-
боты пожарной охраны: постанов-
ление «О мерах по повышению по-
жарной безопасности в населен-
ных пунктах и на объектах народ-
ного хозяйства» и постановление,
утвердившее «Положение о го-
сударственном пожарном надзо-
ре». Эти постановления включали в
себя меры, направленные: на повы-
шение технической оснащенности
пожарных частей; улучшение так-
тической отработки и организации
тушения крупных пожаров; усиле-
ние контроля за соблюдением мер
пожарной безопасности.
Большое внимание уделялось
развитию научных исследова-
ний и разработок, направленных
на практическую деятельность по
повышению боеспособности по-
жарной охраны. Во Всесоюзном
научно-исследовательском инсти-
туте противопожарной обороны
(ВНИИПО) получили широкое рас-
пространение работы по проекти-
рованию и внедрению автоматиче-
ских систем пожарной сигнализа-
ции и пожаротушения на различ-
ных объектах, создавались новые
средства и способы тушения пожа-
ров, началась активная работа по
внедрению современных информа-
ционных и коммуникационных тех-
нологий в деятельность пожарной
охраны.
К началу 80-х годов пожарная
охрана Советского Союза прак-
тически преобразовалась в ин-
женерную службу, в составе ко-
торой находилось около 200 тыс.
человек личного состава, бо-
лее 150 тыс. военизированных
сотрудников и около 30 тыс. по-
жарных автомобилей различного
назначения.
1 ноября 1985 г. был введен в
действие новый Боевой устав по-
жарной охраны.
Чернобыльская катастрофа,
другие крупные пожары и ава-
рии, приведшие к многочисленным
жертвам и огромным материаль-
ным потерям, выдвинули на пер-
вый план задачу по координации
и взаимодействию всех специаль-
ных служб к действиям в экстре-
мальных условиях. Приказом МВД
СССР в 1989 г. создано 8 «Регио-
нальных специализированных от-
рядов военизированной пожарной
охраны МВД России по проведе-
нию аварийно-спасательных ра-
бот», основными задачами кото-
рых стало: участие в тушении круп-
ных пожаров и ликвидации послед-
ствий чрезвычайных ситуаций при-
родного и техногенного характе-
ра. В республиканских и област-
ных центрах созданы специализи-
рованные части с аналогичными
задачами.
В начале 90-х годов в резуль-
тате распада СССР и образова-
ния МВД Российской Федерации
ряд вопросов по осуществлению
организации, совершенствования
структуры подразделений пожар-
ной охраны были переданы на мес-
та в компетенцию МВД автоном-
ных республик, ГУВД, УВД краев и
областей.
В 1993 г. Совет Министров
Российской Федерации поста-
новлением № 849 преобразо-
ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ
«КАБЕЛЬ-news», май 2010
55
История
вал СПАСР МВД РФ в Государ-
ственную противопожарную служ-
бу (ГПС) МВД РФ. Перед ГПС по-
ставлен ряд принципиально новых
задач, в т.ч. разработка государ-
ственных мер нормативного право-
вого регулирования в области по-
жарной безопасности, разработка
единой научно-технической поли-
тики, координация противопожар-
ной деятельности министерств и
ведомств.
21 декабря 1994 г. президентом
Российской Федерации был подпи-
сан Федеральный закон «О пожар-
ной безопасности». Отныне про-
блема пожарной безопасности пе-
рестала быть проблемой только
противопожарной службы. По зако-
ну — это одна из важнейших функ-
ций государства. В Законе ком-
плексно рассмотрены вопросы по
обеспечению пожарной безопас-
ности; определен статус ГПС МВД
России как основного вида пожар-
ной охраны; определены полномо-
чия органов государственной вла-
сти, предприятий, должностных
лиц, граждан.
30 апреля 1999 года Указом Пре-
зидента установлен профессио-
нальный праздник пожарных «День
пожарной охраны».
Указом Президента Российской
Федерации от 09.11.2001 «О со-
вершенствовании государствен-
ного управления в области пожар-
ной безопасности», Государствен-
ная противопожарная служба Ми-
нистерства внутренних дел Рос-
сийской Федерации преобразова-
на в Государственную противопо-
жарную службу Министерства Рос-
сийской Федерации по делам граж-
данской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации послед-
ствий стихийных бедствий (ГПС
МЧС России) и включена в ее со-
став с 1 января 2002 г.
Указанное состояние в обла-
сти пожарной безопасности стало
следствием несовершенства нор-
мативной правовой базы в области
пожарной безопасности, накопив-
шихся проблем в техническом осна-
щении подразделений пожарной
охраны, организации ее работы,
развала жилищно-коммунального
хозяйства, незанятости населения
в экономике, обострения соци-
альных проблем. Следствием это-
го стало то, что более 70% людей
погибает при пожарах в жилье по
причине пьянства, игнорирования
элементарных правил пожарной
безопасности.
В настоящее время пожарная
охрана России подразделяется на
следующие виды:
• Государственная
противо-
пожарная
служба;
• Муниципальная
пожарная
охрана;
• Ведомственная
пожарная
охрана;
• Частная пожарная охрана;
• Добровольная
пожарная
охрана.
В настоящее время общая чис-
ленность подразделений ГПС со-
ставляет около 260 тыс. чел. (из них
154,5 тыс. чел. рядового и началь-
ствующего состава и 105,5 тыс.
чел. гражданского персонала).
Серьезным шагом вперед стал
принятый в июле 2008 года Феде-
ральный закон «Технический ре-
гламент о требованиях пожарной
безопасности». Появился осново-
полагающий закон, который урегу-
лировал тысячи норм и правил, ре-
гламентирующих сферу пожарной
безопасности.
ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ
«КАБЕЛЬ-news», май 2010
56
История
В целях реализации плана стро-
ительства и развития сил и средств
МЧС России на 2007—2010 гг., за-
мысла реформирования войск
гражданской обороны проводится
большая работа по формированию
организационной структуры феде-
ральной противопожарной служ-
бы с учетом расширения ее функ-
ций, которая позволит оптимизи-
ровать эффективность системы
обеспечения пожарной безопас-
ности в сложившихся социально-
экономических условиях.
Также Принят Федеральный за-
кон от 22 июля 2008 г. № 137-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 5
и 24 Федерального закона «О по-
жарной безопасности», который
определил правовое поле для ор-
ганизации договорных подразделе-
ний федеральной противопожар-
ной службы.
Постановлением Правитель-
ства от 29 декабря 2007 г. № 972
была утверждена Федеральная це-
левая программа «Пожарная безо-
пасность в Российской Федерации
на период до 2012 года», которая
направлена на то, чтобы все наше
общество, все уровни государ-
ственной власти были задейство-
ваны в реализации мероприятий
по обеспечению пожарной безо-
пасности.
Пожарные автомобили являют-
ся основными средствами пожар-
ной охраны, обеспечивающими до-
ставку сил и средств к месту пожа-
ра, ведение боевых действий по ту-
шению пожаров, спасанию людей
и материальных ценностей. На на-
чало 2009 г. производство пожар-
ных автомобилей осуществляет-
ся на 17 предприятиях в различ-
ных регионах России. Освоено бо-
лее 80 моделей пожарных автомо-
билей согласно действующему ти-
пажу. В 2008 г. было произведено
около 1600 единиц пожарной тех-
ники. Всего на вооружении подраз-
делений ФПС МЧС России находит-
ся более 15 700 единиц основных и
специальных пожарных автомоби-
лей, что составляет около 82% их
штатной положенности.
В настоящий период МЧС Рос-
сии с участием ФГУ ВНИИПО и
предприятий-изготовителей по-
жарной техники в рамках едино-
го тематического плана НИОКР
ведут активные работы по созда-
нию в перспективе нового комплек-
са мобильной пожарной техники:
пожарно-спасательного автомоби-
ля для Севера, высокоманеврен-
ного оперативного транспортного
средства для экстренных пожарно-
спасательных работ, модульного
На момент передачи Государ-
ственной противопожарной служ-
бы в МЧС России (с 1 января 2002 г.)
оперативная обстановка с пожара-
ми в стране характеризовалась сле-
дующими показателями: число по-
жаров составляло 260 834 ед., число
погибших людей — 19 987 чел., чис-
ло травмированных людей — 14 481
чел., число спасенных людей на по-
жаре — 69 862 чел. По числу погиб-
ших при пожарах людей в год на 100
тыс. человек населения, Россия нахо-
дилась на 1-м месте в мире с показа-
телем 11,7. В то время, как данный по-
казатель для наиболее экономически
развитых стран мира составляет сле-
дующие значения: США — 1,3; Япо-
ния — 1,7; Германия — 1,5; Велико-
британия и Франция — 1,1.
ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ
«КАБЕЛЬ-news», май 2010
57
История
мобильного комплекса для сбора
и утилизации различных опасных
веществ, модульной установки для
получения и подачи газонаполнен-
ной пены, пожарно-спасательного
автомобиля с реверсивным движе-
нием для работ в туннелях.
По-прежнему значительная ра-
бота проводится МЧС России в об-
ласти профилактики пожаров. Из-
вестный тезис о том, что «пожар
легче предупредить, чем потушить»
реализуется в серьезной и разно-
образной работе министерства
в области пропаганды пожарно-
технических знаний и обучения на-
селения мерам пожарной безопас-
ности.
В связи с реализацией задач
по разработке и внедрению новых
форм и методов воздействия на
оперативную обстановку с пожа-
рами в стране МЧС России боль-
шое внимание уделяется разви-
тию пожарной науки. Приказа-
ми МЧС России в 2003 г. принята
Концепция развития Федерально-
го Государственного Учреждения
«Всероссийский ордена «Знак по-
чета» научно-исследовательский
институт противопожарной обо-
роны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС Рос-
сии и в 2007 г. Программа разви-
тия научно-технической базы ФГУ
ВНИИПО МЧС России на 2008-
2010 гг. C 2002 года штатная чис-
ленность ФГУ ВНИИПО МЧС Рос-
сии увеличена на 87 ед. и в насто-
ящее время составляет 1160 чел.
С 2002 года объем финансирова-
ния ФГУ ВНИИПО МЧС России по
статьям развития материально-
технической базы увеличился бо-
лее чем в 2,5 раза.
Следует отметить, что, несмотря
на значительные успехи, достигну-
тые МЧС в области предупрежде-
ния и тушения пожаров, результа-
ты этой работы пока еще не могут
полностью удовлетворять потреб-
ностям сегодняшнего дня. Неуте-
шительная статистика количества
пожаров и гибели людей, при всей
ее динамике к снижению этих пока-
зателей, по сравнению с ведущими
странами мира остается очень се-
рьезным негативным фактором, ха-
рактеризующим общее состояние
решения социальных и экономиче-
ских проблем в стране.
Безусловно, одними только
структурными реформами решить
эту проблему невозможно. Здесь
необходим целый комплекс мер,
направленный на совершенство-
вание всей системы обеспечения
пожарной безопасности в целом.
И это связано не только с разви-
тием пожарной охраны, улучшени-
ем ее технического обеспечения,
совершенствованием подготовки
кадров, социальным обеспечением
сотрудников пожарной охраны и
т.д. Проблема эта гораздо шире, и
основа ее решения состоит в осо-
знании государством приоритет-
ности проблем, связанных с обе-
спечением безопасности жизни и
здоровья своих граждан, сохран-
ностью их имущества — именно
тех вопросов, которые, в силу сво-
его назначения, призвано решать
Министерство Российской Феде-
рации по делам гражданской обо-
роны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихий-
ных бедствий.
За предоставленную информа-
цию благодарим Центр подготовки
презентационных материалов ФГУ
ВНИИПО МЧС РФ.
ÏÎÆÀÐÍÀß ÎÕÐÀÍÀ
Оригинал статьи: История образования пожарной охраны в России