Использование виртуальной реальности в процессе подготовки персонала в ПАО «Россети Центр»

background image

background image

34

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3(26), 

сентябрь

 2022

Технологии

 

виртуальной

 

реальности

 

входят

 

в

 

перечень

 

при

-

оритетных

 

технологий

предусмотренных

 

программой

 «

Циф

-

ровая

 

экономика

 

Российской

 

Федерации

». 

Утверждена

 

соот

-

ветствующая

 

дорожная

 

карта

 

развития

 

сквозной

 

цифровой

 

технологии

 «

Технологии

 

виртуальной

 

и

 

дополненной

 

реаль

-

ности

». 

В

 

настоящее

 

время

 

применение

 

технологий

 

вирту

-

альной

 

реальности

 

активно

 

развивается

 

как

 

в

 

Российской

 

Федерации

так

 

и

 

за

 

рубежом

 

в

 

различных

 

отраслях

 

промыш

-

ленности

 

как

 

средство

 

повышения

 

качества

 

подготовки

 

про

-

изводственного

 

персонала

 

и

 

закрепления

 

навыков

 

выполне

-

ния

 

технологических

 

операций

.

Использование

 

виртуальной

 

реальности

 

в

 

процессе

 

подготовки

 

персонала

в

 

ПАО

 «

Россети

 

Центр

»

Валерий

 

МИКРЮКОВ

руководитель

 

Дирекции

 

по

 

инновационной

 

деятельности

 

и

 

импортозамещению

 

ПАО

 «

Россети

 

Центр

»

Олег

 

КОНОРОВ

,

главный

 

специалист

 

Дирекции

 

по

 

инновационной

 

деятельности

 

и

 

импортозамещению

 

ПАО

 «

Россети

 

Центр

»

В

иртуальные

 

тренажеры

 

позволяют

 

отрабатывать

 

сложные

 

технические

 

задачи

 

на

 

виртуальных

 

двойниках

 

конкретных

 

объектов

 

или

 

оборудовании

 

без

 

приближе

-

ния

 

персонала

 

к

 

реальному

 

оборудованию

находящемуся

 

в

 

работе

Такой

 

под

-

ход

 

позволяет

 

безопасно

 

выполнить

 

учебную

 

задачу

 

и

 

исключить

 

риски

 

повреж

-

дения

 

или

 

отключения

 

действующего

 

оборудования

 

в

 

процессе

 

обучения

.

В

 

ПАО

 «

Россети

 

Центр

» 

завершается

 

реализация

 

научно

-

исследовательской

 

и

 

опыт

-

но

-

конструкторской

 

работы

 (

НИОКР

по

 

разработке

 

системы

 

подготовки

 

и

 

обучения

 

пер

-

сонала

 

с

 

применением

 

технологии

 

виртуальной

 

реальности

результатом

 

которой

 

будет

 

являться

  «

Тренажер

 

виртуальной

 

реальности

 

на

 

работы

 

по

 

обслуживанию

 

силового

 

трансформатора

 110 

кВ

» (

рисунок

 1).

Технологии

 

виртуальной

 

реальности

 

позволяют

 

обеспечить

 

более

 

эффективное

 

об

-

учение

 

оперативного

 

и

 

ремонтного

 

персонала

 

электросетевых

 

организаций

 

выполнению

 

необходимых

 

технологических

 

операций

 

согласно

 

нормативной

 

документации

 

за

 

счет

:

 

погружения

 

пользователя

 

в

 

реалистичную

 

виртуальную

 

среду

 

и

 

более

 

эффективного

 

использования

 

образной

 

памяти

;

 

обеспечения

 

интерактивной

 

реалистичной

 

обратной

 

связи

 

учебной

 

среды

 

на

 

действия

 

обучаемого

;

 

организации

 

коллективной

 

работы

 

в

 

среде

 

виртуальной

 

реальности

 

и

 

выработки

 

навыков

 

коллективной

 

согласованной

 

работы

;

 

работы

 

с

 

физическими

 

имитаторами

 

оборудования

 

для

 

выработки

 

моторного

 

навыка

.

Разработка

 

выполнена

 

на

 

основе

 

моделирования

 

объекта

 

и

 

работ

 

на

 

силовом

 

транс

-

форматоре

 110 

кВ

 

на

 

одной

 

из

 

подстанций

 

ПАО

 «

Россети

 

Центр

» 

в

 

трехмерном

 

виртуаль

-

Виталий

 

АКУЛИЧЕВ

заместитель

 

генераль

-

ного

 

директора

 

по

цифровой

 

транс

-

формации

 

ПАО

 «

Россети

 

Центр

»

Инструменты

 

обучения


background image

35

Олег

 

СЕРЕДКИН

,

начальник

 

Управления

 

технологического

 

развития

 

и

 

цифро

-

визации

 

филиала

 

ПАО

 «

Россети

 

Центр

» — 

«

Липецкэнерго

»

Вячеслав

 

ТИМОФЕЕВ

ИТ

-

директор

 

ООО

 «

Полигонатор

»

Александр

 

КОРНИЛОВ

,

заместитель

 

главного

 

инженера

 

по

 

эксплуатации

 

филиала

 

ПАО

 «

Россети

 

Центр

» — 

«

Липецкэнерго

»

ном

 

пространстве

 

с

 

обеспечением

 

интерактивного

 

взаимодействия

 

оперативного

 

и

 

экс

-

плуатационного

 

персонала

 

в

 

целях

 

обучения

 

методам

 

безопасного

 

проведения

 

работ

 

(

в

 

том

 

числе

 

при

 

возникновении

 

внештатных

 

ситуаций

и

 

тренировок

 

с

 

использованием

 

указанных

 

виртуальных

 

тренажеров

.

Тренажерный

 

комплекс

 

предназначен

 

для

 

выработки

 

у

 

работников

 

филиалов

 

ПАО

  «

Россети

 

Центр

» 

устойчивых

 

и

 

надежных

 

первичных

 

профессиональных

 

умений

необходимых

 

для

 

выполнения

 

операций

предусмотренных

 

требованиями

 

типовой

 

тех

-

нологической

 

карты

  «

Замена

 

ввода

 110 

кВ

 

силового

 

трансформатора

 

до

 63 

МВА

» (

де

-

монтажно

-

монтажные

 

операции

регулировочно

-

настроечные

 

и

 

ремонтные

 

работы

и

 

опе

-

ративной

 

карточки

 

действий

 

персонала

 

при

 

пожаре

 

с

 

адаптацией

 

под

 

реальный

 

объект

 

(

рисунок

 2) 

как

 

в

 

одиночном

 

режиме

так

 

и

 

в

 

составе

 

бригады

.

Рис

. 2. 

Экран

 

виртуальной

 

сцены

 

возгорания

 

на

 

силовом

 

трансформаторе

Рис

. 1. 

Обслуживание

 

силового

 

трансформатора

 110 

кВ


background image

36

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3(26), 

сентябрь

 2022

ОПИСАНИЕ

 

И

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ

 

ВОЗМОЖНОСТИ

 

КОМПЛЕКСА

 

ВИРТУАЛЬНОЙ

 

РЕАЛЬНОСТИ

Виртуальная

 

сцена

 

тренажерного

 

комплекса

 

предусматри

-

вает

 

следующие

 

локации

:

1. 

Учебная

 

локация

 

для

 

получения

 

навыков

 

взаимодей

-

ствия

 

пользователя

 

с

 

виртуальной

 

средой

.

2. 

Виртуальная

 

комната

 

выбора

 

тренажера

 

и

 

режима

 

его

 

работы

.

3. 

ОРУ

 

подстанции

 110 

кВ

.

4. 

Место

 

производства

 

работ

  (

силовой

 

трансформатор

 

110 

кВ

).

5. 

ОПУ

 

ПС

 110 

кВ

.

Тренажер

 

включает

 

в

 

себя

 

вычислительный

 

комплекс

содержащий

 

логическую

 

часть

 

тренажера

 

и

 

графическую

 

трехмерную

 

цифровую

 

модель

а

 

также

 

шлем

 

виртуальной

 

реальности

серверную

 

часть

 

тренажера

модуль

 

защиты

 

ПО

 

от

 

несанкционированного

 

подключения

 

к

 

ПК

 

и

 

ПО

мо

-

дуль

 

расчета

 

режима

 

обучения

 

и

 

модуль

 

оценки

 

знаний

.

Реализуется

 

следующий

 

алгоритм

 

проведения

 

трени

-

ровки

:

1. 

Визуализация

 

цифрового

 

двойника

 

виртуальной

 

под

-

станции

 

на

 

экране

 

шлема

 

виртуальной

 

реальности

.

2. 

Получение

 

от

 

разработанной

 

математической

 

моде

-

ли

 

части

 

тренажера

 

бланка

 

по

 

оперативным

 

пере

-

ключениям

.

3. 

Осуществление

 

оперативных

 

переключений

 

органов

 

управления

 

в

 

виртуальной

 

среде

 

посредством

 

управ

-

ления

 

с

 

помощью

 

подключенного

 

шлема

 

виртуальной

 

реальности

 

и

 

активации

 

управления

 

посредством

 

кон

-

троллеров

.

4. 

Отслеживание

 

изменений

 

положения

 

тела

 

обучаемого

 

посредством

 

встроенных

 

камер

 

в

 

шлем

 

виртуальной

 

реальности

изменения

 

положения

 

рук

 

посредством

 

встроенных

 

в

 

контроллеры

 

трекеров

.

5. 

Передача

 

информации

 

об

 

изменениях

 

положения

 

тела

рук

пересчет

 

электрического

 

режима

 

схемы

 

подстан

-

ции

 

в

 

тренажере

 

в

 

формате

 

встроенных

 

протоколов

 

взаимодействия

.

Информация

 

об

 

изменении

 

всех

 

контролируемых

 

па

-

раметров

 

передается

 

в

 

графическую

 

оболочку

 

тренажера

 

и

 

отображается

 

на

 

экране

 

шлема

 

виртуальной

 

реальности

 

для

 

оценки

 

правильности

 

действий

 

оператора

Таким

 

обра

-

зом

достигается

 

повышение

 

качества

 

обучения

 

персонала

 

за

 

счет

 

обеспечения

 

максимального

 

погружения

 

в

 

среду

 

цифрового

 

двойника

 

подстанции

 

и

 

закрепления

 

когнитив

-

ных

 

функций

 

в

 

коре

 

головного

 

мозга

 

оператора

 

как

 

резуль

-

тат

 

личного

 

опыта

 

при

 

обучении

 (

рисунок

 3).

Возможности

 

комплекса

 

позволяют

 

сохранять

 

инфор

-

мацию

 

о

 

каждом

 

операторе

 

с

 

параллельной

 

выгрузкой

 

данных

 

всех

 

устройств

 

о

 

результатах

 

прохождения

 

сессии

 

работы

 

в

 VR 

на

 

физический

 

сервер

 

с

 

возможностью

 

досту

-

па

 

инструктора

 

обучения

 

операторов

Также

 

разработана

 

и

 

внедрена

 

возможность

 

объединения

 

комплексов

 

в

 

еди

-

ную

 

сеть

 

с

 

доступом

 

к

 

информации

сохраненной

 

в

 

серве

-

рах

и

 

командной

 

работы

 

в

 

режиме

 

мультиплеерного

 

взаи

-

модействия

что

 

качественно

 

отличает

 

данный

 

тренажер

 

от

 

Рис

. 3. 

Технические

 

средства

 

взаимодействия

 

оператора

 

с

 

виртуальным

 

миром

 

тренажера

Инструменты

 

обучения


background image

37

зарубежных

 

аналогов

не

 

имеющих

 

возможности

 

обучения

 

и

 

работы

 

в

 

режиме

 

командного

 

взаимодействия

.

В

 

рамках

 

тренажера

 

реализованы

 

следующие

 

трениро

-

вочные

 

сценарии

:

 

замена

 

высоковольтного

 

ввода

 

силового

 

трансформа

-

тора

 110 

кВ

;

 

организация

 

тушения

 

пожара

 

на

 

силовом

 

трансформа

-

торе

 110 

кВ

;

 

детальное

 

ознакомление

 

с

 

подстанцией

 110 

кВ

.

Технические

 

особенности

:

1. 

Возможность

 

получения

 

опыта

близкого

 

к

 

реальной

 

производственной

 

ситуации

в

 

безопасных

 

условиях

 

с

 

использованием

 

передовых

 

методов

 

обучения

 — 

по

-

гружение

 

пользователя

 

в

 

виртуальную

 

сцену

 

производ

-

ственного

 

процесса

.

2. 

Автоматизированный

 

контроль

 

умений

 

выполнения

 

тех

-

нологических

 

операций

 

персонала

включая

 

фиксацию

 

по

-

следовательности

 

действий

 

пользователя

возможность

 

последующего

 

протоколирования

 

результатов

 

контроля

а

 

также

 

сохранение

 

данных

 

о

 

результатах

 

прохождения

 

контроля

 

знаний

 

на

 

одном

 

из

 

накопительных

 

хранилищ

 

программно

-

аппаратного

 

комплекса

 

или

 

корпоративных

 

серверах

 

в

 

разрезе

 

ФИО

, ID, 

дата

время

возраст

.

3. 

Индивидуальное

 

и

 

групповое

  (

до

 

двух

 

пользователей

 

одновременно

в

 

зависимости

 

от

 

сценария

обучение

подготовка

 

и

 

прохождение

 

экзамена

.

4. 

Отработка

 

и

 

закрепление

 

полученных

 

навыков

 

персонала

 

при

 

выполнении

 

работ

 

в

 

штатных

 

ситу

-

ациях

 

и

 

в

 

заданных

 

аварийных

 (

внештатных

ситу

-

ациях

.

5. 

Отработка

 

совместных

 

действий

 

персонала

 

с

 

соот

-

ветствующей

 

проработкой

 

ролей

 

виртуальной

 

сце

-

ны

определенных

 

используемой

 

технологической

 

картой

нарядом

-

допуском

проектом

 

производства

 

работ

типовым

 

или

 

обычным

 

бланком

 

переклю

-

чений

  (

предусмотрена

 

возможность

 

организации

 

оперативных

 

переключений

 

с

 

использованием

 

нор

-

мальной

 

схемы

 

распределительного

 

устройства

 

подстанции

 

с

 

вариациями

задаваемыми

 

админи

-

стратором

 

Системы

).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель

 

реализации

 

НИОКР

 — 

создание

 

процесса

 

формиро

-

вания

закрепления

 

и

 

поддержания

 

профессиональных

 

уме

-

ний

методов

приемов

операций

 

при

 

выполнении

 

работни

-

ками

 

электросетевых

 

предприятий

 

производственных

 

задач

.

Выполнение

 

рассмотренного

 

НИОКР

 

позволит

 

повы

-

сить

 

эффективность

 

подготовки

 

сотрудников

 

ПАО

  «

Рос

-

сети

 

Центр

» 

с

 

погружением

 

в

 

условия

приближенные

 

к

 

реальным

с

 

отработкой

 

навыков

 

осмотра

 

оборудования

подготовки

 

рабочего

 

места

 

и

 

допуска

 

к

 

работе

выполнения

 

работ

 

по

 

техническому

 

обслуживанию

 

и

 

ремонту

 

оборудо

-

вания

поведения

 

в

 

случае

 

внештатной

 

ситуации

 (

возгора

-

ние

 

на

 

силовом

 

трансформаторе

), 

а

 

также

 

обеспечить

 

объ

-

ективность

 

оценки

 

уровня

 

знаний

 

благодаря

 

максимальной

 

реалистичности

 

симуляции

 

условий

 

работы

.  


Оригинал статьи: Использование виртуальной реальности в процессе подготовки персонала в ПАО «Россети Центр»

Читать онлайн

Технологии виртуальной реальности входят в перечень приоритетных технологий, предусмотренных программой «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена соответствующая дорожная карта развития сквозной цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности». В настоящее время применение технологий виртуальной реальности активно развивается как в Российской Федерации, так и за рубежом в различных отраслях промышленности как средство повышения качества подготовки производственного персонала и закрепления навыков выполнения технологических операций.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Кадровая политика компании «Россети» — инвестиции в будущий успех

Интервью Подготовка кадров
Интервью с заместителем Генерального директора — руководителем Аппарата ПАО «Россети» Владимиром Харитоновым
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»