«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2012, www.kabel-news.ru
46
— Сергей Георгиевич, расскажите, пожалуй-
ста, что представляет собой технология элек-
тронной маркировки?
— По сути, электронный маркер — это резониру-
ющий колебательный контур. Маркеры обнаружива-
ются с помощью специального прибора — маркеро-
искателя. Он генерирует сигнал, который вызывает
в маркере колебания определённой частоты. Эти
колебания улавливаются с поверхности, и таким об-
разом осуществляется локализация маркера.
Существует особый тип маркеров — интеллекту-
альные. Кроме колебательного контура они содер-
жат встроенный чип с памятью, что позволяет поми-
мо простой локализации записать и впоследствии
считать с помощью прибора информацию, записан-
ную в маркер до закладки.
При этом маркеры не требуют элементов пита-
ния, т.е. являются полностью автономной систе-
мой.
3М — это основной производитель электронных
маркеров, которого мы знаем. А если говорить об
интеллектуальных маркерах, то он вообще един-
ственный, это уникальная технология.
— Поясните, какие основные задачи решаются
при закладке маркеров на кабельных линиях?
— Основная задача — идентификация кабелей.
Использование маркеров позволяет уйти от недостат-
ков традиционных методов идентификации: высокой
погрешности измерений (до ±2 м, в зависимости от
глубины залегания кабеля) и необходимости отклю-
чения кабельной линии (КЛ) при использовании ин-
дукционного метода трассировки, а также отсутствия
точной информации о КЛ и достаточных привязок в
нужном месте при поиске на основе исполнительной
документации. Электронный маркер даёт возмож-
ность закладывать в конкретной точке любую инфор-
мацию о КЛ и при необходимости корректировать её.
— В чём состоит преимущество применения
маркеров для локализации трассы кабеля по
сравнению с традиционными поисковыми мето-
дами — по кальке либо с помощью стандартных
трассоискателей?
— Электронная маркировка как метод имеет очень
маленькую погрешность (±20 см), поэтому маркер
может быть привязан к конкретной фазе в пучке ка-
бельных линий. Если это полноразмерный маркер, он
Актуально
ÌÀÐÊÈÐÎÂÊÀ ÊË
Использование системы
электронной маркировки
для идентификации
кабельных линий
Система электронной маркировки 3M™ Scotchmark™ представляет со-
бой решение для поиска и идентификации кабельных линий в процессе их
эксплуатации — при регулярном осмотре трасс и аварийно-ремонтных ра-
ботах. Электронная маркировка служит не только до-
полнением к исполнительным чертежам трасс и к стан-
дартному трассопоисковому оборудованию, но и в ряде
случаев может самостоятельно выполнять функцию
информационно-поисковой системы идентификации ка-
белей. О сути технологии и её преимуществах расска-
зывает Сергей СИЛАЕВ, начальник службы испытаний и
измерений ВКС, филиала ОАО «МОЭСК» — организации,
применяющей электронные маркеры 3М для локализа-
ции эксплуатируемых КЛ 110—220 кВ.
«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2012, www.kabel-news.ru
47
заложен на глубине 1,5—2 м, мы его считали и точно
определили нужный кабель, правильно вызвали пред-
ставителей эксплуатирующих организаций, точно вы-
полнили все согласования. Причём всё это, не отклю-
чая КЛ, только на момент ремонта на короткое время
она выводится из работы. Традиционными методами
пришлось бы отключать КЛ, задействовать бригаду
измерителей, что с учётом подъезда, получения до-
пуска, подключения аппаратуры, самой работы, за-
вершающих операций заняло бы полную рабочую
смену — 12 часов. И плюс ко всему мы имеем всю не-
обходимую информацию, которую считаем нужным
заложить в конкретной точке на кабельной трассе.
— Какова общая практика закладки маркеров
в сетях ВКС?
— Существует определённый регламент, в соот-
ветствии с которым в ТЗ на проектирование кабель-
ной линии указываются точки, в которых требуется
закладывать маркеры, — повороты, муфты, изме-
нения глубины, начало и конец ГНБ и т.д. Это повсе-
местно применяемая практика при реконструкции и
новом строительстве КЛ 110—220 кВ в течение по-
следних трёх лет в Москве.
— Но это всё интеллектуальные маркеры, а
пассивные используются?
— Нет, пассивные маркеры в наших условиях не
нужны.
— Вы упомянули, какая информация в принци-
пе может закладываться в маркеры. А если смо-
треть по «живым» проектам ВКС — что на практи-
ке в них записывается?
— Номер маркера по проекту, цвет фазы, номер
муфты, наименование кабельной линии, класс на-
пряжения, владелец. Это по регламенту, о котором
я уже рассказывал. Но этот регламент был разрабо-
тан ещё до появления маркеров 3М 2-го поколения,
сейчас у нас есть возможность закладывать больше
информации.
— Какой эффект достигается за счёт исполь-
зования интеллектуальных маркеров 3М на ка-
бельных линиях ВКС?
— Необходимо учитывать темпы развития и уро-
вень нагрузки на энергосистему крупных городов.
К примеру, в том месте, где сегодня чистое поле,
полоса отчуждения под бывшую воздушную линию,
которую заменили на кабельную, завтра может на-
чаться строительство. Значит, каждый раз нам надо
будет выезжать на эту КЛ, каждую раскопку, даже
точечное бурение — всё это придётся согласовы-
вать. Каждый раз надо отключать кабельную линию и
трассировать. А это — затраты времени бригады из-
мерителей, убытки от простоя КЛ и перегрузки сети.
Электронная маркировка позволяет этого избежать.
Кроме того, при аварийно-восстановительных рабо-
тах за счёт большей точности метода маркеропоиска
сокращается объём раскопок, это тоже экономия.
— Сегодня интеллектуальные маркеры 3М ис-
пользуются на высоковольтных кабельных ли-
ниях при новом строительстве, реконструкции,
аварийно-восстановительных и ремонтных ра-
ботах. А существуют ли перспективы масштаби-
рования данного решения в сетях на напряжение
6—35 кВ?
— Это не наш класс напряжения. Но никаких
принципиальных отличий я не вижу. Всё те же самые
проблемы, даже, может быть, стоящие более остро,
потому что КЛ среднего класса идут, как правило,
гораздо большими пучками, гораздо более плотно,
нежели КЛ 110—220 кВ.
— Используется ли в ВКС технология GPS/
ГЛОНАСС для локализации кабельных линий?
— В настоящее время системного подхода к ис-
пользованию GPS/ГЛОНАСС нет. Сейчас мы просто
заносим в автомобильный навигатор объекты, кото-
рые трудно отыскать.
— Но это разрозненное хранение данных…
— Да. Проходят приёмо-сдаточные испытания,
мы фиксируем координаты оборудования, которое
впоследствии нам надо будет искать для обслужива-
ния, например, колодцы на КЛ с транспозицией. Но
системного подхода нет. Координаты из навигатора
никуда не передаются, а так в нём и хранятся.
— Сергей Георгиевич, на Ваш взгляд, насколь-
ко актуальна для отрасли электроэнергетики
комплексная система 3М по учёту кабельных ли-
ний, основанная на привязке данных, считанных
из интеллектуальных маркеров, к GPS/ГЛОНАСС-
координатам маркеров?
— Данная система представляет собой связку из
маркеропоискового прибора и специализированно-
го карманного ПК со встроенным GPS/ГЛОНАСС-
приёмником. Если удастся развить эту комплексную
систему 3М и связать её с существующей в ВКС элек-
тронной информационно-справочной базой данных,
то мы сможем перед отъездом на объект выгружать
необходимую информацию из базы ВКС в малога-
баритный карманный ПК, входящий в состав данной
системы. Это будет большое развитие. И персонал с
подобными ПК уже знаком. Люди к этому готовы.
С этой системой смогут работать ремонтные цеха
и службы кабельных трасс, все, кто производит рас-
копки. Это 2/3 производственного персонала. Здесь
перспективы просматриваются очень серьёзные и
нужные.
— Сергей Георгиевич, благодарю Вас за об-
стоятельные и интересные ответы. Надеюсь, что
опыт Высоковольтных кабельных сетей будет по-
лезен всем, кто занимается обслуживанием и ре-
монтом кабельных линий электропередачи.
Беседовал Валерий СУЛИМ, ведущий технический
эксперт Отдела систем поиска, маркировки и
отслеживания ЗАО «3М Россия»
Актуально
ÌÀÐÊÈÐÎÂÊÀ ÊË
Оригинал статьи: Использование системы электронной маркировки для идентификации кабельных линий
Система электронной маркировки 3M™ Scotchmark™ представляет собой решение для поиска и идентификации кабельных линий в процессе их эксплуатации — при регулярном осмотре трасс и аварийно-ремонтных работах. Электронная маркировка служит не только дополнением к исполнительным чертежам трасс и к стандартному трассопоисковому оборудованию, но и в ряде случаев может самостоятельно выполнять функцию информационно-поисковой системы идентификации кабелей. О сути технологии и её преимуществах рассказывает Сергей СИЛАЕВ, начальник службы испытаний и измерений ВКС, филиала ОАО «МОЭСК» — организации, применяющей электронные маркеры 3М для локализации эксплуатируемых КЛ 110—220 кВ.