Использование системы электронной маркировки для идентификации кабельных линий

Page 1
background image

Page 2
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2012, www.kabel-news.ru

46

— Сергей Георгиевич, расскажите, пожалуй-

ста, что представляет собой технология элек-
тронной маркировки?

— По сути, электронный маркер — это резониру-

ющий колебательный контур. Маркеры обнаружива-
ются с помощью специального прибора — маркеро-
искателя. Он генерирует сигнал, который вызывает 
в маркере колебания определённой частоты. Эти 
колебания улавливаются с поверхности, и таким об-
разом осуществляется локализация маркера. 

Существует особый тип маркеров — интеллекту-

альные. Кроме колебательного контура они содер-
жат встроенный чип с памятью, что позволяет поми-
мо простой локализации записать и впоследствии 
считать с помощью прибора информацию, записан-
ную в маркер до закладки. 

При этом маркеры не требуют элементов пита-

ния, т.е. являются полностью автономной систе-
мой.

3М — это основной производитель электронных 

маркеров, которого мы знаем. А если говорить об 
интеллектуальных маркерах, то он вообще един-
ственный, это уникальная технология.

— Поясните, какие основные задачи решаются 

при закладке маркеров на кабельных линиях?

— Основная задача — идентификация кабелей. 

Использование маркеров позволяет уйти от недостат-
ков традиционных методов идентификации: высокой 
погрешности измерений (до ±2 м, в зависимости от 
глубины залегания кабеля) и необходимости отклю-
чения кабельной линии (КЛ) при использовании ин-
дукционного метода трассировки, а также отсутствия 
точной информации о КЛ и достаточных привязок в 
нужном месте при поиске на основе исполнительной 
документации. Электронный маркер даёт возмож-
ность закладывать в конкретной точке любую инфор-
мацию о КЛ и при необходимости корректировать её.

— В чём состоит преимущество применения 

маркеров для локализации трассы кабеля по 
сравнению с традиционными поисковыми мето-
дами — по кальке либо с помощью стандартных 
трассоискателей?

— Электронная маркировка как метод имеет очень 

маленькую погрешность (±20 см), поэтому маркер 
может быть привязан к конкретной фазе в пучке ка-
бельных линий. Если это полноразмерный маркер, он 

Актуально

ÌÀÐÊÈÐÎÂÊÀ ÊË

Использование системы 
электронной маркировки 
для идентификации 
кабельных линий

 Система электронной маркировки 3M™ Scotchmark™ представляет со-

бой решение для поиска и идентификации кабельных линий в процессе их 
эксплуатации — при регулярном осмотре трасс и аварийно-ремонтных ра-
ботах. Электронная маркировка служит не только до-
полнением к исполнительным чертежам трасс и к стан-
дартному трассопоисковому оборудованию, но и в ряде 
случаев может самостоятельно выполнять функцию 
информационно-поисковой системы идентификации ка-
белей. О сути технологии и её преимуществах расска-
зывает Сергей СИЛАЕВ, начальник службы испытаний и 
измерений ВКС, филиала ОАО «МОЭСК» — организации, 
применяющей электронные маркеры 3М для локализа-
ции эксплуатируемых КЛ 110—220 кВ. 


Page 3
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 5, 2012, www.kabel-news.ru

47

заложен на глубине 1,5—2 м, мы его считали и точно 
определили нужный кабель, правильно вызвали пред-
ставителей эксплуатирующих организаций, точно вы-
полнили все согласования. Причём всё это, не отклю-
чая КЛ, только на момент ремонта на короткое время 
она выводится из работы. Традиционными методами 
пришлось бы отключать КЛ, задействовать бригаду 
измерителей, что с учётом подъезда, получения до-
пуска, подключения аппаратуры, самой работы, за-
вершающих операций заняло бы полную рабочую 
смену — 12 часов. И плюс ко всему мы имеем всю не-
обходимую информацию, которую считаем нужным 
заложить в конкретной точке на кабельной трассе.

— Какова общая практика закладки маркеров 

в сетях ВКС?

— Существует определённый регламент, в соот-

ветствии с которым в ТЗ на проектирование кабель-
ной линии указываются точки, в которых требуется 
закладывать маркеры, — повороты, муфты, изме-
нения глубины, начало и конец ГНБ и т.д. Это повсе-
местно применяемая практика при реконструкции и 
новом строительстве КЛ 110—220 кВ в течение по-
следних трёх лет в Москве.

— Но это всё интеллектуальные маркеры, а 

пассивные используются?

— Нет, пассивные маркеры в наших условиях не 

нужны.

— Вы упомянули, какая информация в принци-

пе может закладываться в маркеры. А если смо-
треть по «живым» проектам ВКС — что на практи-
ке в них записывается? 

— Номер маркера по проекту, цвет фазы, номер 

муфты, наименование кабельной линии, класс на-
пряжения, владелец. Это по регламенту, о котором 
я уже рассказывал. Но этот регламент был разрабо-
тан ещё до появления маркеров 3М 2-го поколения, 
сейчас у нас есть возможность закладывать больше 
информации.

— Какой эффект достигается за счёт исполь-

зования интеллектуальных маркеров 3М на ка-
бельных линиях ВКС?

— Необходимо учитывать темпы развития и уро-

вень нагрузки на энергосистему крупных городов. 
К примеру, в том месте, где сегодня чистое поле, 
полоса отчуждения под бывшую воздушную линию, 
которую заменили на кабельную, завтра может на-
чаться строительство. Значит, каждый раз нам надо 
будет выезжать на эту КЛ, каждую раскопку, даже 
точечное бурение — всё это придётся согласовы-
вать. Каждый раз надо отключать кабельную линию и 
трассировать. А это — затраты времени бригады из-
мерителей, убытки от простоя КЛ и перегрузки сети. 
Электронная маркировка позволяет этого избежать. 
Кроме того, при аварийно-восстановительных рабо-
тах за счёт большей точности метода маркеропоиска 
сокращается объём раскопок, это тоже экономия.

— Сегодня интеллектуальные маркеры 3М ис-

пользуются на высоковольтных кабельных ли-
ниях при новом строительстве, реконструкции, 
аварийно-восстановительных и ремонтных ра-
ботах. А существуют ли перспективы масштаби-
рования данного решения в сетях на напряжение 
6—35 кВ?

— Это не наш класс напряжения. Но никаких 

принципиальных отличий я не вижу. Всё те же самые 
проблемы, даже, может быть, стоящие более остро, 
потому что КЛ среднего класса идут, как правило, 
гораздо большими пучками, гораздо более плотно, 
нежели КЛ 110—220 кВ. 

— Используется ли в ВКС технология GPS/

ГЛОНАСС для локализации кабельных линий?

— В настоящее время системного подхода к ис-

пользованию GPS/ГЛОНАСС нет. Сейчас мы просто 
заносим в автомобильный навигатор объекты, кото-
рые трудно отыскать.

— Но это разрозненное хранение данных…

— Да. Проходят приёмо-сдаточные испытания, 

мы фиксируем координаты оборудования, которое 
впоследствии нам надо будет искать для обслужива-
ния, например, колодцы на КЛ с транспозицией. Но 
системного подхода нет. Координаты из навигатора 
никуда не передаются, а так в нём и хранятся. 

— Сергей Георгиевич, на Ваш взгляд, насколь-

ко актуальна для отрасли электроэнергетики 
комплексная система 3М по учёту кабельных ли-
ний, основанная на привязке данных, считанных 
из интеллектуальных маркеров, к GPS/ГЛОНАСС-
координатам маркеров?

— Данная система представляет собой связку из 

маркеропоискового прибора и специализированно-
го карманного ПК со встроенным GPS/ГЛОНАСС-
приёмником. Если удастся развить эту комплексную 
систему 3М и связать её с существующей в ВКС элек-
тронной информационно-справочной базой данных, 
то мы сможем перед отъездом на объект выгружать 
необходимую информацию из базы ВКС в малога-
баритный карманный ПК, входящий в состав данной 
системы. Это будет большое развитие. И персонал с 
подобными ПК уже знаком. Люди к этому готовы.

С этой системой смогут работать ремонтные цеха 

и службы кабельных трасс, все, кто производит рас-
копки. Это 2/3 производственного персонала. Здесь 
перспективы просматриваются очень серьёзные и 
нужные.

— Сергей Георгиевич, благодарю Вас за об-

стоятельные и интересные ответы. Надеюсь, что 
опыт Высоковольтных кабельных сетей будет по-
лезен всем, кто занимается обслуживанием и ре-
монтом кабельных линий электропередачи.

Беседовал Валерий СУЛИМ, ведущий технический 

эксперт Отдела систем поиска, маркировки и 

отслеживания ЗАО «3М Россия»

Актуально

ÌÀÐÊÈÐÎÂÊÀ ÊË


Читать онлайн

Система электронной маркировки 3M™ Scotchmark™ представляет собой решение для поиска и идентификации кабельных линий в процессе их эксплуатации — при регулярном осмотре трасс и аварийно-ремонтных работах. Электронная маркировка служит не только дополнением к исполнительным чертежам трасс и к стандартному трассопоисковому оборудованию, но и в ряде случаев может самостоятельно выполнять функцию информационно-поисковой системы идентификации кабелей. О сути технологии и её преимуществах рассказывает Сергей СИЛАЕВ, начальник службы испытаний и измерений ВКС, филиала ОАО «МОЭСК» — организации, применяющей электронные маркеры 3М для локализации эксплуатируемых КЛ 110—220 кВ.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»