МИРОВОЙ
ОПЫТ
134
В
оздушные
линии
электро
-
передач
являются
одним
из
наиболее
информатив
-
ных
инженерных
объектов
для
диагностики
с
воздуха
при
по
-
мощи
беспилотных
авиационных
систем
(
БАС
).
При
воздушном
осмо
-
тре
доступно
не
менее
80%
инфор
-
мации
,
получаемой
при
предупре
-
дительном
наземном
осмотре
ВЛ
,
и
практически
все
виды
аварийных
отказов
ВЛ
.
Регулярное
примене
-
ние
БАС
для
воздушных
осмотров
ВЛ
приведёт
к
снижению
частоты
проведения
наземных
осмотров
и
стоимости
воздушных
осмотров
от
-
носительно
пилотируемой
авиации
.
Основные
риски
применения
БАС
для
объектов
электросетевого
хозяйства
в
настоящее
время
—
малая
надёжность
комплексов
БАС
,
Использование беспилотных
авиационных систем
в электроэнергетике
Амир ВАЛИЕВ, генеральный директор ООО «АФМ-Каскад»
отсутствие
страхового
обе
-
спечения
,
большие
объёмы
визуальных
данных
для
про
-
смотра
,
отсутствие
средств
использования
данных
(
ГИС
)
для
инженерных
служб
на
местах
.
В
начальный
пе
-
риод
использования
воз
-
можно
увеличение
расходов
на
осмотр
ВЛ
в
расчёте
на
1
км
по
сравнению
с
клас
-
сическими
методами
обсле
-
дования
,
за
исключением
аварийного
осмотра
.
Эти
проблемы
постепенно
ре
-
шаются
.
Растёт
надёжность
комплексов
,
появляется
практика
страхования
сто
-
роннего
ущерба
при
полётах
БАС
,
создаётся
программ
-
ное
обеспечение
,
облег
-
чающее
анализ
полученных
данных
.
БАС
могут
применяться
в
электрических
сетях
для
предупредительной
диагно
-
стики
и
поиска
мест
аварийного
отключения
ВЛ
.
Предупредительная
диагностика
может
решать
раз
-
нообразные
задачи
—
от
контроля
габаритов
просеки
и
пересечений
с
прилегающими
объектами
до
про
-
верки
целостности
изоляторов
,
про
-
водов
,
виброгасителей
,
контроля
за
растительностью
на
трассе
ЛЭП
.
С
успе
-
хом
развиваются
методы
получения
мультиспектральных
изображений
(
ИК
и
ультрафиолет
),
кото
-
рые
позволяют
диа
-
гностировать
утеч
-
ки
электроэнергии
на
ранних
стадиях
развития
неисправ
-
ности
.
Аварийное
применение
в
основном
сводится
к
обнаружению
причин
отключения
ЛЭП
в
любое
время
года
,
днём
и
ночью
(
с
применением
фотовспыш
-
ки
).
Полёты
возможны
на
малой
вы
-
соте
,
при
сложных
метеоусловиях
.
Развиваются
методы
компьютер
-
ной
обработки
полученных
данных
,
основанные
на
автоматическом
поиске
разрывов
и
резких
изгибов
провода
,
что
позволяет
не
загружать
оператора
изображениями
без
при
-
знаков
аварийной
ситуации
.
При
аварийном
осмотре
один
бензиновый
БАС
класса
Птеро
-
СМ
-G0
может
за
сутки
осмотреть
около
1000
км
ЛЭП
в
любое
время
дня
и
ночи
.
Чтобы
не
тратить
время
на
доставку
комплекса
в
аварий
-
ный
регион
,
необходимо
создавать
и
развивать
инфраструктуру
при
-
менения
БАС
как
для
предупре
-
дительного
,
так
и
для
аварийного
осмотров
электросетевого
оборудо
-
вания
,
создавать
программное
обе
-
спечение
для
хранения
,
анализа
и
предоставления
данных
.
Для
этого
необходима
инициатива
как
разра
-
ботчиков
БАС
,
так
и
эксплуатацион
-
ников
электрических
сетей
.
ООО
«
АФМ
-
Каскад
»
Тел
. +7 (495) 783-33-02,
www.ptero.ru
Оригинал статьи: Использование беспилотных авиационных систем в электроэнергетике
Воздушные линии электропередачи являются одним из наиболее информативных инженерных объектов для диагностики с воздуха при помощи беспилотных авиационных систем (БАС).