23
Сентябрь
–
октябрь
2016
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
Иран переводит
электропередачу под землю
Воздушная линия напряжением 230 кВ в центре
Тегерана заменена подземным кабелем в туннеле.
Мозен Арабани (Mohsen Arabani),
Namdaran Transmission System Co.
Т
егеранская
Региональная
Электрическая
Компания
(TREC) —
крупнейшая
энергетиче
-
ская
компания
в
Иране
,
на
долю
которой
при
-
ходится
20%
или
около
12 000
МВт
общей
установленной
генерации
страны
.
Город
Тегеран
с
населением
более
12
млн
человек
,
являющийся
столицей
Ирана
,
стремительно
развивался
в
тече
-
ние
последних
двух
десятилетий
,
при
этом
строи
-
тельство
многоэтажных
зданий
вызвало
увеличение
спроса
на
электроэнергию
,
необходимую
для
обе
-
спечения
нужд
коммунально
-
бытовых
и
промышлен
-
ных
потребителей
.
Некоторые
ЛЭП
напряжением
400
кВ
и
230
кВ
,
принадлежащие
компании
TREC,
изначально
были
Эта
двухцепная
воздушная
линия
230
кВ
была
выведена
из
эксплуатации
,
чтобы
обеспечить
условия
для
создания
новой
инфраструктуры
Тегерана
.
построены
за
чертой
города
,
но
в
результате
уве
-
личения
его
площади
оказались
внутри
городских
границ
.
Для
строительства
новых
инфраструктурных
объектов
,
в
том
числе
шоссе
и
мостов
,
потребовал
-
ся
перенос
некоторых
участков
действующей
двух
-
цепной
воздушной
линии
напряжением
230
кВ
под
землю
.
Благодаря
своему
опыту
в
выполнении
ана
-
логичных
инженерных
проектов
как
в
Тегеране
,
так
и
в
других
иранских
городах
,
контракт
на
проведе
-
ние
работ
получила
компания
Namdaran Transmission
System Co. (NTS).
Поначалу
задача
казалась
простой
:
необходи
-
мо
было
вывести
из
эксплуатации
воздушные
линии
и
прорыть
траншеи
и
каналы
для
подземных
кабелей
.
УПРАВЛЕНИЕ
мощностями
24
Сентябрь
–
октябрь
2016
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
УПРАВЛЕНИЕ
мощностями
Карта
проекта
в
Тегеране
,
показывающая
маршруты
существующей
воздушной
линии
230
кВ
и
подземного
кабельного
туннеля
.
Однако
реализация
такого
проекта
в
условиях
густона
-
селенной
местности
с
плот
-
ным
дорожным
движением
и
обилием
действующих
под
-
земных
коммуникаций
(
элек
-
трические
и
телекоммуни
-
кационные
кабели
,
газовые
и
водопроводные
трубы
)
ока
-
залась
полной
препятствий
.
Несмотря
на
существующие
трудности
,
ввиду
острой
по
-
требности
города
в
линии
напряжением
230
кВ
, NTS
приняла
решение
заменить
участок
существующей
двух
-
цепной
воздушной
линии
230
кВ
на
два
подземных
кабеля
аналогичного
напряжения
,
проложенных
в
ка
-
бельном
туннеле
под
центром
города
.
Подземные
кабели
Участок
ЛЭП
230
кВ
,
подлежащий
замене
на
под
-
земный
кабель
,
располагался
между
подстанциями
Ozgol
и
Qeytarich —
двумя
крупными
подстанциями
в
центре
города
,
обеспечивающими
электроснабже
-
ние
очень
важных
районов
на
севере
и
северо
-
вос
-
токе
Тегерана
.
Участок
демонтируемой
ЛЭП
230
кВ
имел
длину
4,6
миль
(7,5
км
).
Проектная
длина
марш
-
рута
прохождения
подземного
кабеля
должна
была
составить
3,8
миль
(6,2
км
).
NTS
отвечало
за
электрическую
часть
проекта
и
ее
обслуживание
;
для
разработки
и
проведения
строительных
работ
была
привлечена
компания
LAR
Consulting Engineers.
Проект
характеризовался
че
-
тырьмя
ключевыми
моментами
.
•
Перед
проведением
демонтажа
воздушной
линии
требовалось
строительство
моста
.
Работы
,
каса
-
ющиеся
проектирования
и
поставки
подземного
кабеля
и
комплектующих
,
строительства
под
-
земного
кабельного
туннеля
и
прокладки
кабеля
,
должны
были
быть
выполнены
за
6
месяцев
.
Существующий
кабель
1300
м
Маршрут
кабельной
линии
(
прибл
. 6200
м
)
Воздушная
линия
Подстанция
Qeytarieh
Подстанция
Ozgol
Подстанция
Sadr
•
Согласно
проекту
,
бетонный
кабельный
туннель
необходимо
было
проложить
на
глубине
33
фута
(10
м
)
под
густонаселенными
районами
в
центре
Тегерана
.
• NTS
было
принято
решение
использовать
в
про
-
екте
одножильные
медные
кабели
220
кВ
с
изо
-
ляцией
из
сшитого
полиэтилена
и
поперечным
сечением
2,28
кв
.
дюйма
(1600
мм
2
).
•
Комплектующие
кабеля
,
в
том
числе
кабельные
муфты
,
поставлялись
компанией
P
fi
sterer,
при
этом
сам
кабель
230
кВ
и
другие
материалы
заку
-
пались
у
местных
производителей
.
Было
решено
использовать
комплектующие
P
fi
sterer
на
основа
-
нии
положительного
опыта
сотрудничества
этой
компании
и
TREC
в
прошлом
.
Строительство
кабельного
туннеля
Выполнение
проекта
с
ограничением
по
времени
в
6
месяцев
оказалось
сложной
задачей
как
с
точки
зрения
проведения
масштабных
городских
строи
-
тельных
работ
,
так
и
для
производителей
кабелей
и
комплектующих
.
Договоры
на
строительные
работы
,
связанные
с
прокладкой
кабельного
туннеля
,
получили
сразу
че
-
Проектные
характеристики
подземных
кабелей
230
кВ
№
Название
Описание
Параметры
1
Провод
Сечение
жилы
2.28
кв
.
дюйма
(1600
мм
2
),
медь
марки
Milliken/
простая
медь
и
полу
прово
-
дящая
лента
Диаметр
: 1,97
дюйма
(50
мм
)
2,3
Экран
по
жиле
Полупроводящая
лента
и
экструдированный
полупроводящий
полимер
Толщина
: 0,075
дюйма
/2,16
дюйма
(1,9
мм
/55
мм
)
4
Изоляция
Экструдированный
сшитый
полиэтилен
Толщина
: 0,91
дюйма
/3,98
дюйма
(23,0
мм
/101
мм
)
5
Экран
по
изоляции
Экструдированный
полупроводящий
компаунд
Толщина
: 0,06
дюйма
/4,09
дюйма
(1,5
мм
/104
мм
)
6
Подкладка
Полупроводящий
абсорбирующий
материал
7
Металлический
экран
Медные
провода
и
спиральная
медная
лента
Толщина
: 88 x 1,4 = 0,004
дюйма
/4,37
дюйма
(0,1
мм
/111
мм
)
8
Разделительный
материал
Полупроводящая
абсорбирующая
лента
9
Гидроизоляция
Лента
из
алюминиевого
сополимера
Толщина
: 0,02
дюйма
/4,41
дюйма
(0,5
мм
/112
мм
)
10
Внешняя
оболочка Экструдированный
полиэтилен
высокой
плотности
с
графитовым
покрытием
Толщина
: 0,20
дюйма
/4,81
дюйма
(5
мм
/122
мм
)
25
Сентябрь
–
октябрь
2016
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
тыре
подрядчика
.
Необходимость
закончить
туннель
в
жесткие
сроки
требовала
от
них
всех
скоординиро
-
ванных
действий
.
Договорились
,
что
в
случае
невоз
-
можности
выполнения
одним
из
подрядчиков
своих
обязанностей
,
другие
возьмут
на
себя
оставшуюся
часть
работ
,
чтобы
закончить
строительство
вовремя
.
Поскольку
проектный
маршрут
кабеля
проходил
прямо
через
центр
города
,
загруженность
дорог
не
позволила
использовать
тяжелую
бурильную
технику
для
проходки
туннелей
.
По
этой
причине
земляные
работы
проводились
с
минимальным
использовани
-
ем
специального
оборудования
.
Кроме
того
,
в
ходе
строительства
обнаружилась
проблема
с
подтопле
-
нием
туннеля
,
из
-
за
которой
две
его
секции
потре
-
бовалось
запечатать
специальными
изолирующими
листами
,
позволившими
перенаправить
поток
воды
.
Когда
строительство
тун
-
неля
было
закончено
на
50%,
были
привлечены
дополни
-
тельные
подрядчики
,
начавшие
установку
кабельных
опор
.
Изначально
TREC
плани
-
ровала
закупить
один
кабель
230
кВ
у
корейского
произво
-
дителя
,
а
второй
кабель
этого
же
напряжения
—
у
иранского
(Abhar Cable).
Однако
Abhar
Cable
гарантировала
поставку
обоих
кабелей
в
назначенный
срок
и
,
таким
образом
,
получи
-
ла
контракт
на
оба
кабеля
.
Фабрики
Abhar Cable
ра
-
ботали
24
часа
в
сутки
,
чтобы
произвести
и
доставить
кабе
-
ли
в
нужное
место
вовремя
.
В
течение
процесса
производ
-
ства
специально
назначенные
консультанты
осуществляли
надзор
за
соблюдением
соот
-
ветствующих
процедур
и
при
-
емо
-
сдаточными
испытаниями
.
Демонтаж
воздушной
линии
230
кВ
вечером
в
Тегеране
.
Подрядчики
производят
соединение
одножильного
кабеля
230
кВ
в
туннеле
.
Кроме
того
,
произведенный
кабель
прошел
сертификацию
в
высоковольтной
лаборатории
KEMA
в
Нидерландах
.
Установка
и
соединение
кабе
-
лей
230
кВ
были
поручены
двум
иранским
подрядчикам
.
Подряд
-
чики
также
должны
были
устано
-
вить
и
провести
соединение
че
-
тырех
кабелей
63
кВ
,
подземной
оптоволоконной
линии
,
коммуни
-
каций
и
кабелей
дорожной
сиг
-
нальной
системы
.
Согласно
дого
-
воренности
, P
fi
sterer
должна
была
предоставить
двух
сотрудников
для
наблюдения
за
процессом
соединения
кабелей
,
но
это
так
и
не
было
сделано
.
Только
один
из
наблюдающих
сотрудников
ко
-
роткое
время
присутствовал
при
соединении
,
после
чего
оставил
хорошо
обученных
и
сертифици
-
рованных
иранских
монтеров
за
-
вершать
работу
самостоятельно
.
Сдача
кабеля
Сдача
в
эксплуатацию
и
включение
под
напряже
-
ние
полностью
законченного
кабеля
в
туннеле
были
произведены
в
намеченный
шестимесячный
срок
.
Работы
по
демонтажу
существующей
воздушной
ли
-
нии
230
кВ
были
завершены
двумя
неделями
ранее
запланированного
срока
,
причем
проводились
они
без
нарушений
городского
дорожного
движения
.
Больше
подземных
туннелей
Подземные
системы
передачи
и
распределения
электроэнергии
,
по
-
видимому
,
остаются
единствен
-
ным
выходом
для
мегаполисов
.
Несмотря
на
значи
-
тельное
количество
технических
параметров
,
влияю
-
щих
на
разработку
и
реализацию
подобных
проектов
,
все
эти
параметры
можно
учесть
.
Однако
существуют
УПРАВЛЕНИЕ
мощностями
26
Сентябрь
–
октябрь
2016
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
Команда
монтеров
прокладывает
одножильные
подземные
кабели
230
кВ
.
Строительство
кабельного
туннеля
проходило
на
глубине
10
метров
под
землей
.
Прокладка
двухцепной
кабельной
линии
230
кВ
в
туннеле
за
-
вершена
.
дополнительные
проблемы
и
сложности
,
требующие
внимания
,
например
,
другие
инженерные
коммуника
-
ции
,
проложенные
под
землей
,
и
плотное
дорожное
движение
.
В
ходе
вышеописанного
проекта
напря
-
женное
дорожное
движение
не
позволяло
вести
ра
-
боты
в
определенные
часы
дня
.
Поэтому
компания
TREC
была
удовлетворена
завершением
проекта
в
запланированный
шестимесячный
срок
,
что
,
к
сло
-
ву
,
является
рекордом
среди
подобных
проектов
в
Иране
и
других
станах
.
По
-
видимому
,
подземные
туннели
приносят
ощу
-
тимую
пользу
и
другим
городским
инфраструктурам
,
например
,
телекоммуникациям
,
газовым
,
водопрово
-
дным
и
канализационным
системам
.
В
будущем
мно
-
гоцелевой
туннель
будет
перспективным
решением
для
больших
городов
.
В
настоящее
время
строитель
-
ство
такого
туннеля
планируется
в
Тегеране
,
а
также
в
иранских
городах
Эсфахан
,
Табриз
и
Ахваз
,
по
од
-
ному
из
проектов
уже
проводится
тендер
.
NTS
планирует
заменить
многие
действующие
воздушные
линии
подземными
кабелями
как
в
Теге
-
ране
,
так
и
,
возможно
,
в
нескольких
других
крупных
городах
в
течение
следующих
пяти
лет
.
Благодарности
Автор
хотел
бы
поблагодарить
сотрудников
TREC,
в
том
числе
,
управляющего
директора
С
.
З
.
Хоссейни
и
его
заместителей
,
мистеров
Афзари
и
Фалла
,
а
так
-
же
мистера
Кодабахша
;
муниципалитет
Тегерана
,
в
том
числе
доктора
Галибафа
,
мэра
Тегерана
,
и
его
заместителей
доктора
Хоссейни
и
мистера
Эмама
,
за
их
бесценную
поддержку
;
а
также
LAR Consulting
Engineers
за
сотрудничество
.
Мозен
Пуррафи
Арабани
—
управляющий
ди
-
ректор
Namdaran Transmission System Co.
Получил
степень
бакалавра
электроэнергетики
в
Техническом
Университете
Шарифа
,
а
также
магистерскую
и
док
-
торскую
степени
в
области
энергетических
систем
в
Политехническом
университете
Бухареста
.
Ара
-
бани
работал
в
различных
должностях
на
Moshanir
Power Engineering Consultants
и
Министерстве
энерге
-
тики
Ирана
в
течение
более
чем
30
лет
.
Он
занимался
управлением
проектами
,
связанными
с
воздушными
линиями
,
подстанциями
,
научными
исследованиями
и
разработками
,
а
также
с
международным
сотруд
-
ничеством
.
Параллельно
Арабани
преподавал
в
По
-
литехническом
университете
Тегерана
,
где
основал
отделение
CIGRE.
Он
является
секретарем
Нацио
-
нального
Комитета
CIGRE
и
старшим
членом
IEEE
и
Иранской
Ассоциации
Инженеров
по
Электроэнер
-
гетике
и
Радиоэлектронике
.
Больше
информации
на
:
Abhar Cable | www.abharcable.com
LAR Consulting Engineers | www.lar-co.com
Namdaran Transmission System |
www.namdaranco.com
P
fi
sterer | www.p
fi
sterer.com
Tehran Regional Electric Co. | www.trec.co.ir
УПРАВЛЕНИЕ
мощностями
27
Сентябрь
–
октябрь
2016
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
КОММЕНТАРИЙ
Андрей БАБУШКИН, заместитель главного инженера
по эксплуатации высоковольтных кабельных линий,
Московские высоковольтные сети (МВС) —
филиал ПАО «МОЭСК»
В
данной
статье
затро
-
нута
актуальная
тема
раз
-
вития
высоковольтных
элек
-
трических
сетей
в
крупных
городах
и
мегаполисах
.
Стремительное
развитие
современных
городов
ставит
новые
требования
перед
электросетевыми
компаниями
как
в
части
удовлетворения
растущего
спроса
на
электро
-
энергию
,
так
и
в
части
строительства
новых
ЛЭП
в
условиях
уже
сложившейся
плотной
городской
за
-
стройки
и
высокой
насыщенности
существующи
-
ми
коммуникациями
.
При
этом
строящиеся
линии
должны
соответствовать
жестким
требованиям
с
точки
зрения
обеспечения
безопасности
и
выпол
-
нения
экологических
норм
.
Можно
сказать
,
что
кабельные
линии
(
КЛ
),
вы
-
полненные
кабелем
с
изоляцией
из
сшитого
по
-
лиэтилена
,
являются
оптимальным
вариантом
развития
городской
инфраструктуры
в
условиях
мегаполисов
.
Строительство
коллектора
и
КЛ
220
кВ
за
6
месяцев
является
сложной
организационной
и
технической
задачей
.
Следует
отметить
,
что
конструкция
коллектора
позволяет
в
последую
-
щем
проложить
дополнительные
линии
по
суще
-
ствующим
конструкциям
.
К
сожалению
,
в
статье
не
раскрываются
та
-
кие
технические
характеристики
кабельного
туннеля
,
как
его
протяженность
или
диаметр
,
не
приведены
параметры
КЛ
(
количество
муфт
,
использование
схемы
транспозиции
экранов
ка
-
белей
,
наличие
системы
мониторинга
состояния
изоляции
).
Хочется
отметить
,
что
в
Москве
прокладка
КЛ
110–220
кВ
в
кабельных
туннелях
ведется
,
на
-
чиная
с
50-
х
годов
XX
века
.
На
сегодняшний
день
в
эксплуатации
Московских
высоковольтных
се
-
тей
(
МВС
) —
филиала
ПАО
«
МОЭСК
»
находится
44
кабельных
туннеля
и
12
подводных
переходов
.
В
настоящее
время
в
связи
с
развитием
тех
-
нологий
и
необходимостью
экономии
финансовых
средств
в
России
вместо
дорогостоящего
стро
-
ительства
кабельных
коллекторов
применяется
прокладка
с
помощью
метода
ГНБ
.
Но
все
равно
остаются
места
,
в
которых
без
строительства
кабельных
сооружений
не
обойтись
.
Одним
из
таких
примеров
является
строи
-
тельство
туннелей
для
прохода
сложных
участ
-
ков
трассы
КВЛ
220
кВ
Матвеевская
—
Пресня
1, 2
под
Москвой
-
рекой
в
районе
ММДЦ
«
Москва
-
Си
-
ти
»
длиной
326
м
.
Многолетний
опыт
технического
обслужива
-
ния
КЛ
110–220
кВ
,
расположенных
в
кабельных
сооружениях
,
позволил
ПАО
«
МОЭСК
»
сформи
-
ровать
определенные
требования
,
обеспечи
-
вающие
надежную
и
,
самое
важное
,
безопасную
эксплуа
тацию
.
Среди
них
:
–
конструкция
кабельного
туннеля
и
используе
-
мые
строительные
материалы
должны
обеспе
-
чивать
надежную
эксплуатацию
в
условиях
по
-
вышенной
вибрации
и
возможного
поступления
грунтовых
вод
;
–
туннели
должны
оборудоваться
системами
освещения
,
связи
,
охранной
и
пожарной
сигна
-
лизации
,
вентиляции
,
водоудаления
,
электро
-
снабжения
,
контроля
загазованности
и
темпе
-
ратуры
;
–
для
расположения
кабелей
в
туннелях
должны
применяться
металлоконструкции
с
антикор
-
розионным
покрытием
,
выполненные
методом
горячего
заводского
цинкования
с
болтовыми
соединениями
элементов
,
фиксация
кабелей
к
металлоконструкциям
должна
осущест
-
вляться
кабельными
хомутами
из
полимерных
материалов
,
прошедших
испытания
в
лабора
-
тории
на
динамическую
стойкость
к
токам
ко
-
роткого
замыкания
;
–
прокладка
в
туннелях
высоковольтных
кабелей
совместно
с
другими
коммуникациями
не
допу
-
скается
;
–
для
исключения
распространения
огня
на
от
-
крытых
участках
силовые
кабели
покрываются
огнезащитным
составом
.
В
настоящее
время
выпуск
всей
продукции
,
не
-
обходимой
для
прокладки
КЛ
110–220
кВ
в
кабель
-
ных
сооружениях
,
начиная
от
кабельных
хомутов
и
заканчивая
высокотехнологичными
кабелем
и
ка
-
бельной
арматурой
,
осуществляется
на
террито
-
рии
РФ
.
К
сожалению
,
в
нашей
стране
в
проектировании
и
эксплуатации
КЛ
110–220
кВ
существуют
и
про
-
блемные
места
,
связанные
с
тем
,
что
требования
основных
нормативных
документов
по
сооружению
и
эксплуатации
КЛ
высокого
напряжения
устарели
,
а
для
кабелей
с
изоляцией
из
сшитого
полиэти
-
лена
во
многом
отсутствуют
.
Устаревшие
тре
-
бования
нормативных
документов
ограничивают
возможность
строительства
протяженных
кол
-
лекторов
(
выходы
должны
располагаться
через
каждые
150
м
,
что
не
всегда
возможно
обеспечить
в
городе
)
и
применения
вместо
бетонных
плит
за
-
щиты
кабелей
разработанных
и
испытанных
кон
-
струкций
из
полимерных
материалов
.
Тем
не
менее
,
наличие
квалифицированного
персонала
,
организация
эксплуатации
,
применение
современных
технологий
и
техники
,
а
также
свое
-
временные
диагностика
и
измерения
позволяют
обеспечить
безопасную
эксплуатацию
кабельных
линий
.
УПРАВЛЕНИЕ
мощностями
Оригинал статьи: Иран переводит электропередачу под землю
Воздушная линия напряжением 230 кВ в центре Тегерана заменена подземным кабелем в туннеле.
Комментарий к статье:
Андрей Бабушкин, заместитель главного инженера по эксплуатации высоковольтных кабельных линий, Московские высоковольтные сети (МВС) — филиал ПАО «МОЭСК».