

152
ИНЖиР: новые кадры
для новой энергетики
Когда
речь
заходит
о
новой
энергетике
,
обычно
говорят
о
не
-
обходимости
инвестиций
,
проблемах
с
инфраструктурой
и
тех
-
нологических
барьерах
.
Но
есть
еще
одна
не
менее
значимая
проблема
—
кадры
.
Действительно
,
для
развития
практик
новой
энергетики
—
будь
то
распределенные
энергосистемы
или
электрохимические
источники
тока
—
в
России
проблема
специалистов
,
в
особенности
молодых
специалистов
,
стоит
очень
остро
.
п
о
д
г
о
т
о
в
к
а
к
а
д
р
о
в
подготовка кадров
Шабанова
С
.
В
.,
пресс
-
секретарь
Центра
компетенций
НТИ
«
Новые
и
мобильные
источники
энергии
»
ФИЦ
ПХФ
и
МХ
РАН
Паевский
А
.
С
.,
заместитель
руководителя
ЦК
«
Новые
и
мобильные
источники
энергии
»
ФИЦ
ПХФ
и
МХ
РАН
Рыбушкина
А
.
В
.,
исполнительный
директор
АНО
«
Центр
«
Энерджинет
»
П
риведем
небольшой
при
-
мер
проблемы
кадров
в
от
-
расли
—
в
2021
году
по
всей
стране
на
обучение
было
принято
всего
400
специалистов
в
области
водородных
технологий
.
При
этом
по
оценке
аналитическо
-
го
центра
ТЭК
РЭА
России
,
если
мы
рассчитываем
создать
в
России
новую
отрасль
водородной
энер
-
гетики
,
то
к
2030
году
нужно
будет
готовить
по
5,4
тысяч
выпускников
в
год
,
а
к
2050 —
по
10,8
тысяч
чело
-
век
.
В
остальных
«
новых
энергети
-
ческих
секторах
»
ситуация
вполне
схожа
.
Эту
проблему
нужно
решать
комплексно
,
не
только
привлекая
молодежь
в
отрасль
,
но
и
сразу
включая
ее
в
реальную
и
интерес
-
ную
деятельность
,
чтобы
удержи
-
вать
мотивацию
потенциальных
спе
-
циалистов
.
Одно
из
таких
комплексных
ре
-
шений
—
проведенная
впервые
в
июле
2023
года
в
Новосибирске
Летняя
школа
инженеров
энергетики
будущего
ИНЖиР
-2023.
Школа
была
организована
рабочей
группой
НТИ
Энерджинет
и
АНО
«
Центр
«
Энер
-
джинет
»
совместно
с
ведущими
вузами
России
при
поддержке
Ми
-
Летняя
школа
инженеров
энергетики
будущего
ИНЖиР
-2023

153
нистерства
науки
и
высшего
об
-
разования
Российской
Федерации
и
АНО
«
Платформа
НТИ
».
Летних
школ
,
связанных
с
на
-
укой
и
технологиями
,
в
стране
немало
.
Их
настолько
много
,
что
они
даже
выделены
в
от
-
дельную
инициативу
«
Снова
в
школу
» (
или
еще
говорят
«
Тре
-
тий
семестр
»).
Чем
же
от
этого
многообразия
школ
отличается
ИНЖиР
?
«
Это
уникальное
мероприятие
,
объединяющее
лучших
препода
-
вателей
вузов
России
и
специали
-
стов
компаний
НТИ
Энерджинет
для
экспресс
-
погружения
талант
-
ливых
студентов
в
проблематику
инновационных
проектов
Нацио
-
нальной
технологической
инициа
-
тивы
.
В
отличие
от
многих
других
летних
школ
,
у
компаний
есть
воз
-
можность
поработать
с
команда
-
ми
студентов
разных
специально
-
стей
,
а
у
студентов
ИНЖиРа
есть
возможность
сразу
познакомиться
с
проектами
и
представителями
нескольких
высокотехнологичных
компаний
и
по
итогам
участия
в
школе
выбрать
интересующее
направление
профессионального
развития
.
Преподаватели
вузов
всей
России
помогают
студен
-
там
сориентироваться
в
обучаю
-
щих
программах
и
выбрать
вуз
,
удобный
с
точки
зрения
локации
и
тематики
программ
», —
пояс
-
няет
исполнительный
директор
АНО
«
Центр
«
Энерджинет
»
Але
-
на
Рыбушкина
.
«
Основная
идея
ИНЖиР
как
важной
составляющей
образо
-
вательных
иициатив
Энерджи
-
нет
—
привлечь
как
можно
боль
-
ше
молодых
ребят
к
задачам
построения
энергетики
будуще
-
го
.
Сегодня
есть
много
летних
школ
,
почти
у
каждой
крупной
корпорации
.
Но
энергетика
мно
-
гообразна
,
а
новые
цифровые
технологии
стирают
привычные
границы
прошлого
технологиче
-
ского
уклада
—
именно
поэто
-
му
нам
хотелось
создать
общую
площадку
,
где
бы
у
ребят
была
возможность
увидеть
всю
па
-
литру
,
пообщаться
с
ведущими
экспертами
и
выбрать
для
себя
личную
траекторию
развития
», —
говорит
Владислав
Воротниц
-
кий
,
лидер
сегмента
«
Надежные
и
гибкие
сети
»
Рабочей
группы
НТИ
«
Энерджинет
».
Главной
«
изюминкой
»
шко
-
лы
,
в
которой
приняли
участие
347
человек
(271
из
них
очно
на
площадках
проведения
школы
),
стали
отраслевые
кейсы
,
над
которыми
работали
команды
из
4–5
человек
.
Защита
кейсов
«
На
летнюю
школу
мы
собрали
специалистов
со
всех
уголков
на
-
шей
страны
для
того
,
чтобы
наши
студенты
получили
по
-
настоящему
профильные
знания
,
пообщались
с
представителями
энергокомпа
-
ний
напрямую
,
здесь
и
сейчас
.
Это
нужно
,
чтобы
сложился
диалог
,
связь
между
вузами
и
отраслью
наладилась
и
стала
крепкой
и
дей
-
ствительно
приводила
к
хорошим
результатам
.
Состав
участников
получился
очень
интересный
,
были
студенты
младших
курсов
,
средних
курсов
,
магистры
,
аспи
-
ранты
.
И
эти
связи
уникальны
:
по
возрасту
,
по
направлениям
.
У
нас
получился
своеобразный
микс
направлений
,
профилей
,
возрас
-
тов
», —
рассказывает
один
из
ор
-
ганизаторов
школы
Александра
Хальясмаа
,
заведующая
научной
лабораторией
цифровых
двой
-
ников
в
электроэнергетике
УрФУ
им
.
Б
.
Н
.
Ельцина
.
Действительно
,
организаторы
предложили
участникам
меропри
-
ятия
не
«
сферические
задачи
в
ва
-
Рыбушкина
А
.
В
.
Воротницкий
В
.
В
.
Хальясмаа
А
.
И
.
№
5 (80) 2023

154
ПОДГОТОВКА
КАДРОВ
кууме
»,
а
более
десяти
реальных
инженерных
кейсов
,
над
которыми
прямо
сейчас
работают
коммер
-
ческие
компании
.
Например
,
по
направлению
«
Надежные
и
гиб
-
кие
сети
»
необходимо
было
пред
-
ложить
оптимальное
решение
по
строительству
подстанции
35
кВ
или
разработать
оптимальную
модель
распределительной
сети
,
по
на
-
правлению
«
Интеллектуальная
рас
-
пределенная
энергетика
»
команды
разрабатывали
модель
комбиниро
-
ванного
электро
-
и
теплоснабжения
потребителей
населенного
пункта
с
использованием
автоматизиро
-
ванного
гибридного
энергокомплек
-
са
(
АГЭК
),
в
направлении
«
Водо
-
родная
энергетика
»
нужно
было
предложить
оптимальную
систему
электроснабжения
электробуса
на
основе
химических
источников
тока
.
К
этой
уникальной
особенно
-
сти
прилагались
и
все
остальные
преимущества
летних
школ
—
не
-
творкинг
,
лекции
от
ведущих
специ
-
алистов
,
работающих
«
на
земле
»,
возможность
проконсультировать
-
ся
с
ведущими
экспертами
страны
,
пообщаться
с
командами
-
конкурен
-
тами
и
подружиться
с
коллегами
из
других
вузов
.
И
,
конечно
же
,
пока
-
зать
себя
на
рынке
труда
ведущим
работодателям
с
лучшей
стороны
.
«
Основное
—
это
наработка
опыта
:
опыта
выступлений
,
опыта
новых
знакомств
,
опыта
совмест
-
ной
работы
.
Удалось
послушать
самых
разных
специалистов
отрас
-
ли
,
узнать
что
-
то
новое
.
И
,
конечно
,
применить
свои
знания
и
навыки
.
Помимо
того
,
что
мы
получаем
зна
-
ния
и
тренируемся
,
мы
еще
прода
-
ем
себя
как
специалистов
.
Поэтому
при
достойном
представлении
кей
-
са
и
хороших
оценках
экспертов
есть
шанс
продвинуться
по
карь
-
ерной
лестнице
,
трудоустроиться
в
новом
месте
», —
говорит
студент
Александр
Мальцев
из
НИУ
МЭИ
,
работавший
над
кейсом
с
твердоок
-
сидными
топливными
элементами
.
Борьба
оказалась
напряженной
,
определить
победителей
было
не
-
просто
.
В
направлении
«
Надежные
и
гибкие
сети
»
победила
команда
Белорусского
национального
тех
-
нического
университета
,
по
направ
-
лению
«
Интеллектуальная
распре
-
деленная
энергетика
и
потреби
-
тельские
сервисы
»
лучшими
стала
сборная
команда
Братского
гос
-
университета
и
Финансового
уни
-
верситета
при
правительстве
РФ
,
в
номинации
«
Водородная
энерге
-
тика
»
первое
место
заняла
коман
-
да
МФТИ
.
Но
,
как
бы
банально
ни
зву
-
чала
эта
фраза
,
не
теряющая
от
этого
истинности
,
проигравших
не
было
.
Все
участники
летней
шко
-
лы
получили
знания
,
контакты
,
опыт
и
понимание
,
что
такое
на
-
стоящая
современная
энергетика
.
«
Это
мое
самое
первое
меропри
-
ятие
такого
формата
.
И
я
был
очень
удивлен
,
так
как
ожидал
,
что
как
мини
-
мум
половину
времени
мы
будем
от
-
дыхать
,
а
потом
что
-
то
порешаем
.
Но
мы
очень
плотно
поработали
,
и
мне
очень
понравилось
.
Я
увидел
энерге
-
тику
совсем
с
другой
стороны
и
еще
больше
в
нее
влюбился
», —
делится
впечатлениями
один
из
участников
школы
Илья
Суров
из
ЛГТУ
.
«
Университеты
,
разрабатывая
свои
научные
направления
,
за
-
частую
не
обращают
внимание
на
смежные
сферы
.
Участвуя
в
ИНЖиР
,
взаимодействуя
с
пред
-
ставителями
компаний
-
партнеров
,
с
сотрудниками
вузов
,
мы
полу
-
чили
новый
толчок
для
развития
собственных
научных
разрабо
-
ток
», —
говорит
декан
факультета
энергетики
НГТУ
НЭТИ
Анастасия
Русина
.
Русина
А
.
Г
.
Команда
Московского
физико
-
технического
института
Команда
Белорусского
национального
технического
университета

155
Колосок
Е
.
В
.
Баталов
А
.
В
.
Холкин
Д
.
В
.
«
Мы
заинтересованы
в
том
,
чтобы
профессиональное
со
-
общество
энергетиков
было
восприимчиво
к
инновациям
.
Сейчас
зачастую
мы
наблю
-
даем
прямое
противопостав
-
ление
:
инновации
или
надеж
-
ность
?
Такой
подход
разрушает
многие
проекты
.
Наше
основ
-
ное
ожидание
от
летней
школы
ИНЖиР
-2023
было
связано
именно
с
возможностью
пока
-
зать
,
что
самые
смелые
решения
работают
в
реальной
жизни
—
усиливают
надежность
нашей
энергетики
и
делают
ее
доступ
-
ной
», —
говорит
генеральный
директор
АО
«
Фонд
«
Форсайт
»
Елена
Колосок
.
«
В
этом
году
наша
компа
-
ния
не
предлагала
кейс
,
а
уча
-
ствовала
в
формате
прокач
-
ки
команды
своих
молодых
специалистов
.
Для
нас
основ
-
ной
результат
—
получение
опыта
работы
смешанной
ко
-
манды
энергетиков
и
ИТ
-
шников
и
возможность
поучится
говорить
на
языке
энергетической
отрас
-
ли
,
а
не
на
языке
ИТ
.
А
еще
мы
по
-
лучили
незапланированный
ре
-
зультат
—
участники
школы
по
-
полнили
команду
Softline!», —
де
-
лится
впечатлениями
от
летней
школы
Сергей
Редько
,
директор
Департамента
энергетики
ком
-
пании
Softline.
«
Наша
компания
уже
не
-
сколько
лет
целевым
образом
работает
с
ключевыми
вузами
в
отрасли
.
Участие
в
ИНЖиРе
стало
логичным
продолжением
этой
комплексной
работы
,
еще
одним
каналом
взаимодействия
в
новом
,
интересном
формате
.
Нагрузка
на
наших
кейсах
была
существенной
.
Потому
как
сами
кейсы
—
не
теория
,
а
реальные
практические
задачи
:
выбор
оп
-
тимального
решения
по
рекон
-
струкции
подстанций
из
несколь
-
ких
сценариев
,
которые
надо
было
предложить
;
моделиро
-
вание
участка
сети
с
использо
-
ванием
имитационной
модели
;
формулирование
научных
гипо
-
тез
по
оценке
остаточного
ре
-
сурса
провода
ВЛ
10
кВ
.
Участ
-
никам
пришлось
за
небольшое
время
погрузиться
в
методоло
-
гию
и
подходы
и
решить
задачи
.
Многим
это
удалось
.
Знания
,
по
-
лученные
на
этом
«
интенсиве
»,
позволили
им
поверить
в
себя
и
попытаться
погрузиться
в
от
-
расль
с
большим
осознанием
и
чувством
причастности
к
боль
-
шому
делу
», —
говорит
настав
-
ник
от
компании
«
Таврида
Элек
-
трик
»,
директор
по
инжинирингу
Алексей
Баталов
.
Сборная
команда
Братского
госуниверситета
и
Финансового
университета
при
Правительстве
РФ
«
Мы
хотели
зарядить
участ
-
ников
мероприятия
интересом
к
новым
технологиям
и
практи
-
кам
в
энергетике
,
чтобы
у
них
никогда
не
возникало
желание
заниматься
чем
-
то
устаревшим
,
не
актуальным
.
Мы
рассчиты
-
вали
,
что
компании
-
партнеры
,
предоставившие
свои
кейсы
,
подчерпнут
новые
идеи
разви
-
тия
своего
бизнеса
и
приобретут
новых
сотрудников
.
Мы
наде
-
ялись
,
что
представители
вузов
увидят
возможности
поменять
свои
образовательные
програм
-
мы
так
,
чтобы
вузовская
подго
-
товка
повернулась
лицом
к
жи
-
вой
,
инновационной
практике
,
к
настоящей
энергетике
.
Судя
по
отзывам
участников
,
все
наши
задумки
реализовались
», —
го
-
ворит
генеральный
директор
АНО
«
Центр
«
Энерджинет
»
Дмит
-
рий
Холкин
.
№
5 (80) 2023
Когда речь заходит о новой энергетике, обычно говорят о необходимости инвестиций, проблемах с инфраструктурой и технологических барьерах. Но есть еще одна не менее значимая проблема — кадры. Действительно, для развития практик новой энергетики — будь то распределенные энергосистемы или электрохимические источники тока — в России проблема специалистов, в особенности молодых специалистов, стоит очень остро.
Шабанова С.В., пресс-секретарь Центра компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» ФИЦ ПХФ и МХ РАН
Паевский А.С., заместитель руководителя ЦК «Новые и мобильные источники энергии» ФИЦ ПХФ и МХ РАН
Рыбушкина А.В., исполнительный директор АНО «Центр «Энерджинет»
Приведем небольшой пример проблемы кадров в отрасли — в 2021 году по всей стране на обучение было принято всего 400 специалистов в области водородных технологий. При этом по оценке аналитического центра ТЭК РЭА России, если мы рассчитываем создать в России новую отрасль водородной энергетики, то к 2030 году нужно будет готовить по 5,4 тысяч выпускников в год, а к 2050 — по 10,8 тысяч человек. В остальных «новых энергетических секторах» ситуация вполне схожа.

Эту проблему нужно решать комплексно, не только привлекая молодежь в отрасль, но и сразу включая ее в реальную и интересную деятельность, чтобы удерживать мотивацию потенциальных специалистов.
Одно из таких комплексных решений — проведенная впервые в июле 2023 года в Новосибирске Летняя школа инженеров энергетики будущего ИНЖиР-2023. Школа была организована рабочей группой НТИ Энерджинет и АНО «Центр «Энерджинет» совместно с ведущими вузами России при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и АНО «Платформа НТИ».
Летних школ, связанных с наукой и технологиями, в стране немало. Их настолько много, что они даже выделены в отдельную инициативу «Снова в школу» (или еще говорят «Третий семестр»). Чем же от этого многообразия школ отличается ИНЖиР?

«Это уникальное мероприятие, объединяющее лучших преподавателей вузов России и специалистов компаний НТИ Энерджинет для экспресс-погружения талантливых студентов в проблематику инновационных проектов Национальной технологической инициативы. В отличие от многих других летних школ, у компаний есть возможность поработать с командами студентов разных специальностей, а у студентов ИНЖиРа есть возможность сразу познакомиться с проектами и представителями нескольких высокотехнологичных компаний и по итогам участия в школе выбрать интересующее направление профессионального развития. Преподаватели вузов всей России помогают студентам сориентироваться в обучающих программах и выбрать вуз, удобный с точки зрения локации и тематики программ», — поясняет исполнительный директор АНО «Центр «Энерджинет» Алена Рыбушкина.

«Основная идея ИНЖиР как важной составляющей образовательных инициатив Энерджинет — привлечь как можно больше молодых ребят к задачам построения энергетики будущего. Сегодня есть много летних школ, почти у каждой крупной корпорации. Но энергетика многообразна, а новые цифровые технологии стирают привычные границы прошлого технологического уклада — именно поэтому нам хотелось создать общую площадку, где бы у ребят была возможность увидеть всю палитру, пообщаться с ведущими экспертами и выбрать для себя личную траекторию развития», — говорит Владислав Воротницкий, лидер сегмента «Надежные и гибкие сети» Рабочей группы НТИ «Энерджинет».
Главной «изюминкой» школы, в которой приняли участие 347 человек (271 из них очно на площадках проведения школы), стали отраслевые кейсы, над которыми работали команды из 4–5 человек.

«На летнюю школу мы собрали специалистов со всех уголков нашей страны для того, чтобы наши студенты получили по-настоящему профильные знания, пообщались с представителями энергокомпаний напрямую, здесь и сейчас. Это нужно, чтобы сложился диалог, связь между вузами и отраслью наладилась и стала крепкой и действительно приводила к хорошим результатам. Состав участников получился очень интересный, были студенты младших курсов, средних курсов, магистры, аспиранты. И эти связи уникальны: по возрасту, по направлениям. У нас получился своеобразный микс направлений, профилей, возрастов», — рассказывает один из организаторов школы Александра Хальясмаа, заведующая научной лабораторией цифровых двойников в электроэнергетике УрФУ им. Б.Н. Ельцина.
Действительно, организаторы предложили участникам мероприятия не «сферические задачи в вакууме», а более десяти реальных инженерных кейсов, над которыми прямо сейчас работают коммерческие компании. Например, по направлению «Надежные и гибкие сети» необходимо было предложить оптимальное решение по строительству подстанции 35 кВ или разработать оптимальную модель распределительной сети, по направлению «Интеллектуальная распределенная энергетика» команды разрабатывали модель комбинированного электро- и теплоснабжения потребителей населенного пункта с использованием автоматизированного гибридного энергокомплекса (АГЭК), в направлении «Водородная энергетика» нужно было предложить оптимальную систему электроснабжения электробуса на основе химических источников тока.
К этой уникальной особенности прилагались и все остальные преимущества летних школ — нетворкинг, лекции от ведущих специалистов, работающих «на земле», возможность проконсультироваться с ведущими экспертами страны, пообщаться с командами-конкурентами и подружиться с коллегами из других вузов. И, конечно же, показать себя на рынке труда ведущим работодателям с лучшей стороны.
«Основное — это наработка опыта: опыта выступлений, опыта новых знакомств, опыта совместной работы. Удалось послушать самых разных специалистов отрасли, узнать что-то новое. И, конечно, применить свои знания и навыки. Помимо того, что мы получаем знания и тренируемся, мы еще продаем себя как специалистов. Поэтому при достойном представлении кейса и хороших оценках экспертов есть шанс продвинуться по карьерной лестнице, трудоустроиться в новом месте», — говорит студент Александр Мальцев из НИУ МЭИ, работавший над кейсом с твердооксидными топливными элементами.

Борьба оказалась напряженной, определить победителей было непросто. В направлении «Надежные и гибкие сети» победила команда Белорусского национального технического университета, по направлению «Интеллектуальная распределенная энергетика и потребительские сервисы» лучшими стала сборная команда Братского госуниверситета и Финансового университета при правительстве РФ, в номинации «Водородная энергетика» первое место заняла команда МФТИ.
Но, как бы банально ни звучала эта фраза, не теряющая от этого истинности, проигравших не было. Все участники летней школы получили знания, контакты, опыт и понимание, что такое настоящая современная энергетика.
«Это мое самое первое мероприятие такого формата. И я был очень удивлен, так как ожидал, что как минимум половину времени мы будем отдыхать, а потом что-то порешаем. Но мы очень плотно поработали, и мне очень понравилось. Я увидел энергетику совсем с другой стороны и еще больше в нее влюбился», — делится впечатлениями один из участников школы Илья Суров из ЛГТУ.

«Университеты, разрабатывая свои научные направления, зачастую не обращают внимание на смежные сферы. Участвуя в ИНЖиР, взаимодействуя с представителями компаний-партнеров, с сотрудниками вузов, мы получили новый толчок для развития собственных научных разработок», — говорит декан факультета энергетики НГТУ НЭТИ Анастасия Русина.
«Мы заинтересованы в том, чтобы профессиональное сообщество энергетиков было восприимчиво к инновациям. Сейчас зачастую мы наблюдаем прямое противопоставление: инновации или надежность? Такой подход разрушает многие проекты. Наше основное ожидание от летней школы ИНЖиР-2023 было связано именно с возможностью показать, что самые смелые решения работают в реальной жизни — усиливают надежность нашей энергетики и делают ее доступной», — говорит генеральный директор АО «Фонд «Форсайт» Елена Колосок.
«В этом году наша компания не предлагала кейс, а участвовала в формате прокачки команды своих молодых специалистов. Для нас основной результат — получение опыта работы смешанной команды энергетиков и ИТ-шников и возможность поучится говорить на языке энергетической отрасли, а не на языке ИТ. А еще мы получили незапланированный результат — участники школы пополнили команду Softline!», — делится впечатлениями от летней школы Сергей Редько, директор Департамента энергетики компании Softline.
Колосок Е.В. Баталов А.В. Холкин Д.В.
«Наша компания уже несколько лет целевым образом работает с ключевыми вузами в отрасли. Участие в ИНЖиРе стало логичным продолжением этой комплексной работы, еще одним каналом взаимодействия в новом, интересном формате. Нагрузка на наших кейсах была существенной. Потому как сами кейсы — не теория, а реальные практические задачи: выбор оптимального решения по реконструкции подстанций из нескольких сценариев, которые надо было предложить; моделирование участка сети с использованием имитационной модели; формулирование научных гипотез по оценке остаточного ресурса провода ВЛ 10 кВ. Участникам пришлось за небольшое время погрузиться в методологию и подходы и решить задачи. Многим это удалось. Знания, полученные на этом «интенсиве», позволили им поверить в себя и попытаться погрузиться в отрасль с большим осознанием и чувством причастности к большому делу», — говорит наставник от компании «Таврида Электрик», директор по инжинирингу Алексей Баталов.
«Мы хотели зарядить участников мероприятия интересом к новым технологиям и практикам в энергетике, чтобы у них никогда не возникало желание заниматься чем-то устаревшим, не актуальным. Мы рассчитывали, что компании-партнеры, предоставившие свои кейсы, подчерпнут новые идеи развития своего бизнеса и приобретут новых сотрудников. Мы надеялись, что представители вузов увидят возможности поменять свои образовательные программы так, чтобы вузовская подготовка повернулась лицом к живой, инновационной практике, к настоящей энергетике. Судя по отзывам участников, все наши задумки реализовались», — говорит генеральный директор АНО «Центр «Энерджинет» Дмитрий Холкин.