6
АКЦЕНТ
6
г
о
с
т
ь
н
о
м
е
р
а
гость номера
—
Пётр
Иванович
,
возраст
—
понятие
относительное
.
Тем
не
менее
как
Вы
оцениваете
прожи
-
тые
годы
?
С
каким
настроением
встречаете
юбилей
?
—
Всё
у
меня
в
жизни
сложилось
как
нельзя
лучше
—
любимая
рабо
-
та
,
любимая
семья
.
В
науке
удалось
сделать
какие
-
то
вещи
,
которыми
могу
гордиться
.
Подготовил
ряд
очень
толковых
учеников
,
которые
работают
в
разных
сферах
энерге
-
тики
,
занимают
высокие
производ
-
ственные
должности
.
Например
,
я
горжусь
тем
,
что
был
научным
руко
-
водителем
кандидатской
и
научным
консультантом
по
докторской
дис
-
сертации
председателя
Правления
ОАО
«
Системный
оператор
»
Бориса
Ильича
Аюева
(
кстати
,
как
мне
ка
-
жется
,
мы
были
взаимно
полезны
друг
другу
в
смысле
научного
роста
).
Под
моим
руководством
были
раз
-
работаны
методики
и
программы
,
которые
востребованы
и
сейчас
.
Между
тем
настроение
не
совсем
праздничное
—
последние
годы
при
-
носят
мне
немало
огорчений
.
Свя
-
заны
они
с
разрушением
системы
высшего
технического
образования
,
развитию
которого
я
посвятил
всю
свою
жизнь
.
Крах
образования
—
не
только
моя
личная
трагедия
,
это
трагедия
всего
нашего
государства
.
Как
могу
,
борюсь
за
сохранение
ин
-
женерного
образования
.
Но
пока
в
этой
борьбе
проигрываю
.
—
А
что
сейчас
происходит
с
образованием
?
И
чем
эти
процес
-
сы
чреваты
для
страны
?
—
С
начала
2000-
х
годов
по
ини
-
циативе
Минобрнауки
РФ
в
стране
начался
переход
на
Болонскую
си
-
стему
образования
.
Суть
её
состоит
Инженер — это
штучный товар
31 марта отметил 75-летний юбилей профессор
Уральского федерального университета, доктор тех-
нических наук, действительный член Российской
академии инженерных наук, член Международной
ассоциации инженеров-электриков (Senior Member
IEEE, США), Заслуженный работник высшей школы
России, Заслуженный
путешественник России
Пётр БАРТОЛОМЕЙ.
Журнал «ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ. Передача и
распределение» поздра-
вил юбиляра с празд-
ником и попросил от-
ветить на некоторые
вопросы. Разговор при-
обрёл неожиданный
поворот…
7
№ 2 (17), март–апрель, 2013
в
двухуровневой
схеме
вузовского
образования
:
по
окончании
перво
-
го
уровня
выпускаются
«
бакалав
-
ры
»,
второго
— «
магистры
».
Это
гума
-
нитарный
подход
к
образованию
,
и
,
возможно
,
он
неплохо
показыва
-
ет
себя
в
гуманитарных
вузах
.
Но
в
технических
сферах
,
по
крайней
мере
в
электроэнергетике
,
такая
система
неприемлема
,
посколь
-
ку
в
ней
пропускается
ещё
один
важнейший
,
базовый
уровень
—
инженерный
.
Тем
не
менее
нам
приходится
жить
в
имеющихся
реа
-
лиях
,
официально
готовить
бака
-
лавров
и
магистров
,
а
«
подпольно
»
обучать
ещё
и
инженеров
.
Ситуация
по
всей
цепочке
техни
-
ческой
подготовки
и
впоследствии
применения
полученных
знаний
складывается
тревожная
.
Ведь
,
пока
перемены
в
образовании
на
-
бирали
оборот
,
параллельно
шёл
ещё
один
процесс
:
менялась
струк
-
тура
управления
в
производствен
-
ной
сфере
.
Если
раньше
главной
фигурой
на
производстве
был
«
тех
-
нарь
»,
то
теперь
самым
важным
лицом
стал
менеджер
.
Сегодня
не
-
компетентные
менеджеры
явля
-
ются
основным
препятствием
в
научно
-
техническом
прогрессе
.
Они
не
понимают
сущности
технических
задач
,
решают
вопросы
по
-
своему
,
часто
с
позиций
,
приходящих
в
про
-
тиворечие
с
существом
технических
проблем
.
Плюс
ко
всему
этому
в
стране
стала
действовать
вертикаль
вла
-
сти
,
совершенно
недопустимая
в
образовании
,
науке
и
культуре
.
В
частности
,
в
высшем
техническом
образовании
90%
инженерных
спе
-
циальностей
оказались
ликвидиро
-
ванными
.
Но
разве
можно
оставить
энергетику
без
инженеров
?
Кто
бу
-
дет
обеспечивать
энергетическую
безопасность
страны
?
—
У
нас
уже
происходят
круп
-
ные
техногенные
катастрофы
.
Вспомним
аварию
на
Саяно
-
Шушенской
ГЭС
.
Там
не
послед
-
нюю
роль
сыграл
человеческий
фактор
…
—
Да
,
сыграл
,
может
быть
,
и
глав
-
ную
роль
.
У
меня
есть
документ
,
где
эксперты
отвечают
на
вопросы
ко
-
миссии
по
расследованию
аварии
.
«
Есть
ли
несовершенства
конструк
-
ции
генератора
?» — «
Нет
». «
Есть
ли
нарушения
технологии
при
изготов
-
лении
?» — «
Нет
». «
Есть
ли
нарушения
при
монтаже
?» — «
Нет
». «
Есть
ли
на
-
рушения
при
эксплуатации
оборудо
-
вания
?» — «
Да
».
В
документе
пере
-
числяются
нарушения
,
связанные
исключительно
с
неграмотной
экс
-
плуатацией
оборудования
.
Причём
там
прямо
говорится
,
что
налицо
«
издевательство
»
над
генератором
№
2,
когда
его
подключили
к
си
-
стеме
так
называемого
группового
регулирования
активной
мощности
.
Это
было
очевидно
неверное
ин
-
женерное
решение
.
Но
то
ли
ещё
будет
,
если
и
дальше
будем
уничто
-
жать
инженерно
-
техническое
обра
-
зование
!
—
Вопросы
технического
об
-
разования
волнуют
многих
.
На
-
сколько
я
помню
,
они
обсуж
-
дались
даже
на
президентском
уровне
.
—
Будучи
президентом
,
Дмитрий
Анатольевич
Медведев
говорил
о
том
,
что
необходимо
улучшать
ин
-
женерное
образование
.
На
самом
деле
его
нужно
не
улучшать
,
а
воз
-
рождать
.
Каким
образом
?
Вот
этого
государственные
деятели
до
конца
не
понимают
. 29
марта
2011
года
прошло
заседание
,
в
котором
при
-
няли
участие
помощник
президента
РФ
Аркадий
Дворкович
,
замести
-
тель
министра
образования
и
науки
Алексей
Пономарёв
,
заместитель
министра
промышленности
и
тор
-
говли
Андрей
Дементьев
и
другие
известные
лица
.
На
заседании
рас
-
сматривались
вопросы
улучшения
технического
образования
.
Говори
-
лось
о
разных
важных
вещах
—
раз
-
Главный
корпус
Уральского
федерального
университета
Главный
корпус
Уральского
федерального
университета
Саяно
-
Шушенская
ГЭС
Саяно
-
Шушенская
ГЭС
8
АКЦЕНТ
работке
стандартов
образования
,
сближении
вузов
и
предприятий
,
повышении
требований
к
качеству
программ
вузов
,
обеспечении
жи
-
льём
инженеров
и
т
.
д
.
Но
ни
слова
не
было
сказано
о
преподавателях
вузов
.
А
ведь
именно
от
качества
преподавания
,
от
каждого
конкрет
-
ного
преподавателя
напрямую
за
-
висит
качество
подготовки
инже
-
нера
.
Обучить
профессии
будущего
инженера
без
учителя
невозможно
.
Но
когда
государство
платит
препо
-
давателю
жалкую
зарплату
и
одно
-
временно
загружает
большим
ко
-
личеством
студентов
,
оно
создаёт
ситуацию
,
при
которой
о
качествен
-
ной
подготовке
будущего
специали
-
ста
говорить
сложно
.
Должность
пре
-
подавателя
вуза
в
глазах
молодёжи
не
выглядит
привлекательной
из
-
за
низких
зарплат
и
высоких
нагрузок
.
Поэтому
средний
возраст
препода
-
вателей
вузов
весьма
солидный
,
а
связь
поколений
теряется
.
—
Но
сейчас
у
нас
новый
ми
-
нистр
образования
.
Может
быть
,
что
-
то
изменится
?
—
Вряд
ли
.
Новый
министр
в
одном
из
своих
выступлений
заявил
,
что
в
системе
высшего
образования
нужно
провести
структурные
,
инсти
-
туциональные
(
создающие
новые
условия
и
стимулы
)
и
содержатель
-
ные
(
пересмотр
образовательных
программ
)
изменения
.
А
о
том
,
что
необходимо
изменить
подход
к
пре
-
подавателям
—
ни
слова
.
А
между
тем
сейчас
на
каждого
преподавате
-
ля
технического
(!)
вуза
навешивает
-
ся
по
десять
студентов
(
я
даже
слы
-
шал
,
что
принято
решение
увеличить
эту
цифру
до
двенадцати
),
чего
нет
нигде
в
мире
.
В
зарубежных
вузах
на
одного
преподавателя
приходит
-
ся
четыре
студента
.
Это
сделано
для
того
,
чтобы
каждому
ученику
учитель
мог
уделить
достаточно
времени
и
по
-
настоящему
учить
основам
буду
-
щей
профессии
.
У
нас
же
мало
того
что
времени
на
каждого
студента
не
хватает
,
преподаватель
к
тому
же
вы
-
нужден
подзарабатывать
,
чтобы
не
бедствовать
.
—
Но
вузовские
работники
вро
-
де
бы
не
бедствуют
…
—
Конечно
,
если
посмотреть
зарплатные
ведомости
институ
-
тов
и
университетов
,
то
цифры
там
вполне
достойные
.
Только
из
чего
они
складываются
?
Профессор
,
например
,
зарабатывает
50
тысяч
рублей
.
На
самом
деле
его
зарпла
-
та
25
тысяч
,
столько
же
,
сколько
у
водителя
троллейбуса
.
Остальное
он
зарабатывает
дополнительно
.
Ну
нельзя
этого
допускать
в
техниче
-
ском
образовании
!
Преподаватель
должен
получать
столько
,
чтобы
не
думать
о
подработках
,
а
всё
своё
время
и
весь
свой
творческий
по
-
тенциал
отдавать
науке
и
студентам
.
—
А
насколько
студенты
готовы
учиться
?
—
Если
честно
,
из
своего
вуза
я
бы
половину
выгнал
.
Сегодня
при
-
нимал
экзамен
—
это
тихий
ужас
!
По
четвёртому
разу
приходят
на
пересдачу
,
и
всё
равно
при
-
шлось
поставить
шесть
двоек
.
К
сожалению
,
далеко
не
все
мо
-
лодые
люди
приходят
в
вуз
учить
-
ся
.
Определённая
часть
прихо
-
дит
просто
за
дипломом
.
Ну
и
что
этот
дипломированный
специа
-
лист
будет
делать
на
производ
-
стве
?
Аварии
совершать
?
Самое
печальное
в
этой
истории
то
,
что
нерадивые
студенты
знают
,
что
их
из
университета
не
выгонят
.
Благодаря
непродуманным
но
-
вовведениям
в
области
образо
-
вания
,
преподаватели
поставле
-
ны
в
такие
условия
,
что
если
6—7
откровенных
двоечников
исклю
-
чить
,
тут
же
будет
сокращена
одна
преподавательская
ставка
.
О
каком
качестве
обучения
мож
-
но
в
такой
ситуации
говорить
?
—
Пётр
Иванович
,
что
нужно
сделать
,
чтобы
возродить
каче
-
ственное
инженерное
образова
-
ние
и
должное
уважение
к
про
-
фессии
инженера
?
—
Прежде
всего
повысить
цен
-
ность
профессии
инженера
.
В
со
-
ветское
время
было
перепроизвод
-
ство
инженеров
.
Их
выпускали
на
порядок
больше
,
чем
нужно
для
эко
-
номики
.
В
результате
только
5—10%
выпускников
после
окончания
вуза
могли
заняться
реальной
инженер
-
ной
деятельностью
.
Остальные
вы
-
полняли
функции
,
никак
не
связан
-
ные
с
инженерией
.
Как
следствие
,
само
понятие
«
инженер
»
было
обе
-
сценено
.
Нам
и
сейчас
не
нужно
очень
много
инженеров
.
Их
должно
быть
просто
достаточно
.
Инженер
—
это
«
штучный
товар
».
В
Швеции
,
напри
-
мер
,
на
1
ГВт
мощности
приходит
-
ся
один
инженер
.
И
это
правильно
.
У
нас
на
Рефтинской
ГРЭС
мощно
-
стью
4
ГВт
работает
300
инженеров
.
Понятно
,
что
большинство
из
них
за
-
нимается
не
инженерной
деятель
-
ностью
.
Поэтому
я
возвращаюсь
к
тому
,
с
чего
мы
начали
:
не
нужно
на
преподавателя
навешивать
десять
студентов
.
Пусть
их
будет
четыре
,
но
они
будут
качественно
подго
-
товлены
.
Инженер
—
это
мозговой
центр
предприятия
.
Часто
эксплуа
-
тационнику
не
нужно
знать
многих
теорем
,
сложных
вещей
и
пр
.
Ему
достаточно
хорошо
делать
своё
дело
.
Но
инженер
—
это
человек
,
который
9
№ 2 (17), март–апрель, 2013
Пётр
Иванович
БАРТОЛОМЕЙ
—
инженер
-
электрик
,
доктор
технических
наук
,
профессор
кафедры
«
Автоматизированные
электрические
системы
»
УрФУ
(
Екатеринбург
),
действитель
-
ный
член
Академии
инженерных
наук
РФ
,
дей
-
ствительный
член
Международной
ассоциации
инженеров
-
электриков
(IEEE,
США
).
Он
широко
известен
в
стране
как
учёный
,
много
сделавший
для
решения
задач
управле
-
ния
режимами
крупных
энергообъединений
.
Разработанные
под
его
руководством
математи
-
ческие
модели
и
алгоритмы
анализа
режимов
,
воплощённые
учениками
в
программные
ком
-
плексы
(
в
том
числе
«
КУРС
-1000»
и
«
Линкор
»),
были
внедрены
во
всех
энергосистемах
России
,
СНГ
и
в
некоторых
странах
Европы
.
Как
специалист
в
области
развития
математического
обеспече
-
ния
АСДУ
продолжает
заниматься
совершенствованием
оперативно
-
информационных
комплексов
нового
поколения
.
Является
инициатором
и
одним
из
ведущих
координаторов
создания
и
функционирования
си
-
стемы
повышения
квалификации
управленческого
персонала
энергети
-
ческих
предприятий
по
энергосберегающим
технологиям
при
правитель
-
стве
Свердловской
области
.
П
.
И
.
Бартоломей
внёс
крупный
вклад
в
освоение
и
внедрение
ком
-
пьютерных
технологий
как
в
сферу
управления
энергетическим
произ
-
водством
,
так
и
в
учебный
процесс
.
Впервые
в
стране
он
поставил
курс
«
АСУ
и
оптимизация
режимов
энергосистем
».
Профессор
Пётр
Бартоломей
—
автор
более
340
научных
и
учебно
-
методических
работ
,
в
том
числе
19
монографий
, 22
докладов
на
Меж
-
дународных
конференциях
.
Его
работы
опубликованы
в
США
,
Англии
,
Германии
,
Португалии
,
Финляндии
,
Франции
,
Монголии
,
Корее
.
Под
его
руководством
защищено
18
кандидатских
и
4
докторские
диссертации
.
Он
автор
широко
известного
в
стране
учебника
для
вузов
«
АСУ
и
оптими
-
зация
режимов
энергосистем
» (
Высшая
школа
,
Москва
).
принимает
решения
,
обдумывает
последствия
этих
решений
.
Если
бы
на
Саяно
-
Шушенской
ГЭС
«
мозговой
центр
»
грамотно
сработал
,
аварии
,
может
быть
,
не
случилось
бы
.
—
В
начале
беседы
Вы
сказа
-
ли
о
том
,
что
в
технических
вузах
необходимо
трёхуровневое
обра
-
зование
:
бакалавр
—
инженер
—
магистр
.
Кто
при
действующей
двухступенчатой
системе
выпол
-
няет
роль
инженера
?
—
Как
показывает
практика
,
в
качестве
инженеров
компании
начинают
привлекать
магистров
.
Но
магистры
—
это
теоретики
.
Они
должны
заниматься
научно
-
исследовательской
,
а
не
производ
-
ственной
деятельностью
.
А
от
нас
требуют
,
чтобы
мы
готовили
маги
-
стров
по
инженерным
программам
,
не
вникая
,
что
это
совершенно
раз
-
ные
направления
образовательной
деятельности
!
Если
мы
магистрами
будем
заполнять
инженерный
ваку
-
ум
,
оголим
науку
.
—
Каждый
год
вузы
выпускают
тысячи
молодых
специалистов
для
электроэнергетической
от
-
расли
.
Куда
они
идут
?
Компании
всё
время
жалуются
на
нехватку
кадров
.
—
Кадров
не
хватает
потому
,
что
мы
находимся
на
этапе
бурного
ро
-
ста
энергопотребления
.
При
таком
росте
требуются
дополнительные
кадры
.
Кроме
того
,
электроэнер
-
гетика
вышла
на
новый
уровень
технического
,
технологического
,
управленческого
развития
.
В
жизнь
вошли
новые
технологии
.
Все
техно
-
логии
управления
постепенно
пере
-
ходят
на
цифру
:
релейная
защита
,
автоматика
,
оперативное
диспет
-
черское
управление
,
коммутаци
-
онные
системы
и
т
.
д
.
Выпускники
,
которым
сейчас
по
40
лет
,
таких
дисциплин
не
изучали
.
Цифра
—
это
прерогатива
молодых
.
—
Как
Вы
считаете
,
удастся
ли
нам
отказаться
от
Болонской
си
-
стемы
?
—
Мне
трудно
ответить
на
этот
вопрос
,
потому
что
я
не
знаю
,
из
каких
соображений
исходили
люди
,
принимавшие
решение
переве
-
сти
российское
инженерное
об
-
разование
на
европейские
стан
-
дарты
(
которые
в
Европе
,
кстати
,
подвергаются
сегодня
ревизии
).
Переход
на
Болонскую
систему
обо
-
сновывался
тем
,
что
у
российского
студента
после
окончания
бакалав
-
риата
(
а
это
самая
низкая
ступень
вузовского
образования
)
появится
возможность
продолжить
обучение
в
магистратурах
европейских
уни
-
верситетов
.
Безусловно
,
появление
магистратуры
—
это
прогрессивное
достижение
.
Но
наши
министерские
идеологи
считают
,
что
европейское
образование
лучше
отечественного
.
Такой
миф
раздули
!
На
самом
деле
,
если
говорить
об
электроэнергети
-
ке
,
то
инженерно
-
техническое
об
-
разование
в
России
намного
лучше
европейского
.
Правда
,
в
советское
время
оно
не
было
востребован
-
ным
.
Единственный
«
плюс
»
запад
-
ного
обучения
состоит
в
том
,
что
человек
возвращается
со
знанием
иностранного
языка
.
Но
языковую
проблему
можно
было
решить
и
без
кардинального
перелома
образова
-
ния
.
Например
,
в
УрФУ
на
нашей
кафедре
магистры
защищают
свои
диссертации
на
английском
языке
—
это
наше
совместное
решение
с
ка
-
федрой
иностранных
языков
.
Если
продолжить
разговор
об
электроэнергетике
,
то
у
нас
в
этой
области
всегда
была
лучшая
в
мире
система
образования
.
Недавно
мне
это
подтвердил
мой
коллега
—
про
-
фессор
из
США
.
Во
время
беседы
он
сказал
: «
Я
перевожу
книги
рос
-
сийских
профессоров
.
Мы
учим
-
ся
сами
и
учим
студентов
по
этим
книгам
.
И
мне
странно
,
что
вы
соб
-
ственными
руками
губите
своё
ин
-
женерное
образование
».
И
он
прав
.
Надо
остановиться
,
пока
не
поздно
.
—
И
всё
же
давайте
закончим
наш
юбилейный
разговор
на
по
-
зитивной
ноте
:
какой
бы
подарок
необычный
Вы
хотели
к
своему
дню
рождения
?
—
Хорошо
бы
проснуться
,
а
мне
приносят
Указ
о
возрождении
инже
-
нерного
образования
по
направле
-
нию
«
Электроэнергетика
и
электро
-
техника
».
Вот
это
был
бы
праздник
!
Беседовала
Людмила
ЮДИНА
Оригинал статьи: Инженер — это штучный товар
31 марта отметил 75-летний юбилей профессор Уральского федерального университета, доктор технических наук, действительный член Российской академии инженерных наук, член Международной ассоциации инженеров-электриков (Senior Member IEEE, США), Заслуженный работник высшей школы России, Заслуженный путешественник России Пётр БАРТОЛОМЕЙ. Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» поздравил юбиляра с праздником и попросил ответить на некоторые вопросы. Разговор приобрёл неожиданный поворот…