Инженер — это штучный товар

Page 1
background image

Page 2
background image

6

АКЦЕНТ

6

г

о

с

т

ь

 н

о

м

е

р

а

гость номера

— 

Пётр

 

Иванович

возраст

 — 

понятие

 

относительное

Тем

 

не

 

менее

 

как

 

Вы

 

оцениваете

 

прожи

-

тые

 

годы

С

 

каким

 

настроением

 

встречаете

 

юбилей

?

— 

Всё

 

у

 

меня

 

в

 

жизни

 

сложилось

 

как

 

нельзя

 

лучше

 — 

любимая

 

рабо

-

та

любимая

 

семья

В

 

науке

 

удалось

 

сделать

 

какие

-

то

 

вещи

которыми

 

могу

 

гордиться

Подготовил

 

ряд

 

очень

 

толковых

 

учеников

которые

 

работают

 

в

 

разных

 

сферах

 

энерге

-

тики

занимают

 

высокие

 

производ

-

ственные

 

должности

Например

я

 

горжусь

 

тем

что

 

был

 

научным

 

руко

-

водителем

 

кандидатской

 

и

 

научным

 

консультантом

 

по

 

докторской

 

дис

-

сертации

 

председателя

 

Правления

 

ОАО

  «

Системный

 

оператор

» 

Бориса

 

Ильича

 

Аюева

  (

кстати

как

 

мне

 

ка

-

жется

мы

 

были

 

взаимно

 

полезны

 

друг

 

другу

 

в

 

смысле

 

научного

 

роста

). 

Под

 

моим

 

руководством

 

были

 

раз

-

работаны

 

методики

 

и

 

программы

которые

 

востребованы

 

и

 

сейчас

Между

 

тем

 

настроение

 

не

 

совсем

 

праздничное

 — 

последние

 

годы

 

при

-

носят

 

мне

 

немало

 

огорчений

Свя

-

заны

 

они

 

с

 

разрушением

 

системы

 

высшего

 

технического

 

образования

развитию

 

которого

 

я

 

посвятил

 

всю

 

свою

 

жизнь

Крах

 

образования

 — 

не

 

только

 

моя

 

личная

 

трагедия

это

 

трагедия

 

всего

 

нашего

 

государства

Как

 

могу

борюсь

 

за

 

сохранение

 

ин

-

женерного

 

образования

Но

 

пока

 

в

 

этой

 

борьбе

 

проигрываю

.

— 

А

 

что

 

сейчас

 

происходит

 

с

 

образованием

И

 

чем

 

эти

 

процес

-

сы

 

чреваты

 

для

 

страны

?

— 

С

 

начала

 2000-

х

 

годов

 

по

 

ини

-

циативе

 

Минобрнауки

 

РФ

 

в

 

стране

 

начался

 

переход

 

на

 

Болонскую

 

си

-

стему

 

образования

Суть

 

её

 

состоит

 

Инженер — это 

штучный товар

31 марта отметил 75-летний юбилей профессор 
Уральского федерального университета, доктор тех-
нических наук, действительный член Российской 
академии инженерных наук, член Международной 
ассоциации инженеров-электриков (Senior Member 
IEEE, США), Заслуженный работник высшей школы 

России, Заслуженный 
путешественник России 
Пётр  БАРТОЛОМЕЙ. 
Журнал «ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ. Передача и 
распределение» поздра-
вил юбиляра с празд-
ником и попросил от-
ветить на некоторые 
вопросы. Разговор при-
обрёл неожиданный 
поворот… 


Page 3
background image

7

№ 2 (17), март–апрель, 2013

в

 

двухуровневой

 

схеме

 

вузовского

 

образования

по

 

окончании

 

перво

-

го

 

уровня

 

выпускаются

  «

бакалав

-

ры

», 

второго

 — «

магистры

». 

Это

 

гума

-

нитарный

 

подход

 

к

 

образованию

и

возможно

он

 

неплохо

 

показыва

-

ет

 

себя

 

в

 

гуманитарных

 

вузах

Но

 

в

 

технических

 

сферах

по

 

крайней

 

мере

 

в

 

электроэнергетике

такая

 

система

 

неприемлема

посколь

-

ку

 

в

 

ней

 

пропускается

 

ещё

 

один

 

важнейший

базовый

 

уровень

 — 

инженерный

Тем

 

не

 

менее

 

нам

 

приходится

 

жить

 

в

 

имеющихся

 

реа

-

лиях

официально

 

готовить

 

бака

-

лавров

 

и

 

магистров

а

 «

подпольно

» 

обучать

 

ещё

 

и

 

инженеров

Ситуация

 

по

 

всей

 

цепочке

 

техни

-

ческой

 

подготовки

 

и

 

впоследствии

 

применения

 

полученных

 

знаний

 

складывается

 

тревожная

Ведь

пока

 

перемены

 

в

 

образовании

 

на

-

бирали

 

оборот

параллельно

 

шёл

 

ещё

 

один

 

процесс

менялась

 

струк

-

тура

 

управления

 

в

 

производствен

-

ной

 

сфере

Если

 

раньше

 

главной

 

фигурой

 

на

 

производстве

 

был

  «

тех

-

нарь

», 

то

 

теперь

 

самым

 

важным

 

лицом

 

стал

 

менеджер

Сегодня

 

не

-

компетентные

 

менеджеры

 

явля

-

ются

 

основным

 

препятствием

 

в

 

научно

-

техническом

 

прогрессе

Они

 

не

 

понимают

 

сущности

 

технических

 

задач

решают

 

вопросы

 

по

-

своему

часто

 

с

 

позиций

приходящих

 

в

 

про

-

тиворечие

 

с

 

существом

 

технических

 

проблем

.

Плюс

 

ко

 

всему

 

этому

 

в

 

стране

 

стала

 

действовать

 

вертикаль

 

вла

-

сти

совершенно

 

недопустимая

 

в

 

образовании

науке

 

и

 

культуре

В

 

частности

в

 

высшем

 

техническом

 

образовании

 90% 

инженерных

 

спе

-

циальностей

 

оказались

 

ликвидиро

-

ванными

Но

 

разве

 

можно

 

оставить

 

энергетику

 

без

 

инженеров

Кто

 

бу

-

дет

 

обеспечивать

 

энергетическую

 

безопасность

 

страны

— 

У

 

нас

 

уже

 

происходят

 

круп

-

ные

 

техногенные

 

катастрофы

Вспомним

 

аварию

 

на

 

Саяно

-

Шушенской

 

ГЭС

Там

 

не

 

послед

-

нюю

 

роль

 

сыграл

 

человеческий

 

фактор

… 

— 

Да

сыграл

может

 

быть

и

 

глав

-

ную

 

роль

У

 

меня

 

есть

 

документ

где

 

эксперты

 

отвечают

 

на

 

вопросы

 

ко

-

миссии

 

по

 

расследованию

 

аварии

«

Есть

 

ли

 

несовершенства

 

конструк

-

ции

 

генератора

?» — «

Нет

». «

Есть

 

ли

 

нарушения

 

технологии

 

при

 

изготов

-

лении

?» — «

Нет

». «

Есть

 

ли

 

нарушения

 

при

 

монтаже

?» — «

Нет

». «

Есть

 

ли

 

на

-

рушения

 

при

 

эксплуатации

 

оборудо

-

вания

?» — «

Да

». 

В

 

документе

 

пере

-

числяются

 

нарушения

связанные

 

исключительно

 

с

 

неграмотной

 

экс

-

плуатацией

 

оборудования

Причём

 

там

 

прямо

 

говорится

что

 

налицо

 

«

издевательство

» 

над

 

генератором

 

 2, 

когда

 

его

 

подключили

 

к

 

си

-

стеме

 

так

 

называемого

 

группового

 

регулирования

 

активной

 

мощности

Это

 

было

 

очевидно

 

неверное

 

ин

-

женерное

 

решение

Но

 

то

 

ли

 

ещё

 

будет

если

 

и

 

дальше

 

будем

 

уничто

-

жать

 

инженерно

-

техническое

 

обра

-

зование

— 

Вопросы

 

технического

 

об

-

разования

 

волнуют

 

многих

На

-

сколько

 

я

 

помню

они

 

обсуж

-

дались

 

даже

 

на

 

президентском

 

уровне

.

— 

Будучи

 

президентом

Дмитрий

 

Анатольевич

 

Медведев

 

говорил

 

о

 

том

что

 

необходимо

 

улучшать

 

ин

-

женерное

 

образование

На

 

самом

 

деле

 

его

 

нужно

 

не

 

улучшать

а

 

воз

-

рождать

Каким

 

образом

Вот

 

этого

 

государственные

 

деятели

 

до

 

конца

 

не

 

понимают

. 29 

марта

 2011 

года

 

прошло

 

заседание

в

 

котором

 

при

-

няли

 

участие

 

помощник

 

президента

 

РФ

 

Аркадий

 

Дворкович

замести

-

тель

 

министра

 

образования

 

и

 

науки

 

Алексей

 

Пономарёв

заместитель

 

министра

 

промышленности

 

и

 

тор

-

говли

 

Андрей

 

Дементьев

 

и

 

другие

 

известные

 

лица

На

 

заседании

 

рас

-

сматривались

 

вопросы

 

улучшения

 

технического

 

образования

Говори

-

лось

 

о

 

разных

 

важных

 

вещах

 — 

раз

-

Главный

 

корпус

 

Уральского

 

федерального

 

университета

Главный

 

корпус

 

Уральского

 

федерального

 

университета

Саяно

-

Шушенская

 

ГЭС

 

Саяно

-

Шушенская

 

ГЭС

 


Page 4
background image

8

АКЦЕНТ

работке

 

стандартов

 

образования

сближении

 

вузов

 

и

 

предприятий

повышении

 

требований

 

к

 

качеству

 

программ

 

вузов

обеспечении

 

жи

-

льём

 

инженеров

 

и

 

т

.

д

Но

 

ни

 

слова

 

не

 

было

 

сказано

 

о

 

преподавателях

 

вузов

А

 

ведь

 

именно

 

от

 

качества

 

преподавания

от

 

каждого

 

конкрет

-

ного

 

преподавателя

 

напрямую

 

за

-

висит

 

качество

 

подготовки

 

инже

-

нера

Обучить

 

профессии

 

будущего

 

инженера

 

без

 

учителя

 

невозможно

Но

 

когда

 

государство

 

платит

 

препо

-

давателю

 

жалкую

 

зарплату

 

и

 

одно

-

временно

 

загружает

 

большим

 

ко

-

личеством

 

студентов

оно

 

создаёт

 

ситуацию

при

 

которой

 

о

 

качествен

-

ной

 

подготовке

 

будущего

 

специали

-

ста

 

говорить

 

сложно

Должность

 

пре

-

подавателя

 

вуза

 

в

 

глазах

 

молодёжи

 

не

 

выглядит

 

привлекательной

 

из

-

за

 

низких

 

зарплат

 

и

 

высоких

 

нагрузок

Поэтому

 

средний

 

возраст

 

препода

-

вателей

 

вузов

 

весьма

 

солидный

а

 

связь

 

поколений

 

теряется

.

— 

Но

 

сейчас

 

у

 

нас

 

новый

 

ми

-

нистр

 

образования

Может

 

быть

что

-

то

 

изменится

?

— 

Вряд

 

ли

Новый

 

министр

 

в

 

одном

 

из

 

своих

 

выступлений

 

заявил

что

 

в

 

системе

 

высшего

 

образования

 

нужно

 

провести

 

структурные

инсти

-

туциональные

  (

создающие

 

новые

 

условия

 

и

 

стимулы

и

 

содержатель

-

ные

  (

пересмотр

 

образовательных

 

программ

изменения

А

 

о

 

том

что

 

необходимо

 

изменить

 

подход

 

к

 

пре

-

подавателям

 — 

ни

 

слова

А

 

между

 

тем

 

сейчас

 

на

 

каждого

 

преподавате

-

ля

 

технического

 (!) 

вуза

 

навешивает

-

ся

 

по

 

десять

 

студентов

  (

я

 

даже

 

слы

-

шал

что

 

принято

 

решение

 

увеличить

 

эту

 

цифру

 

до

 

двенадцати

), 

чего

 

нет

 

нигде

 

в

 

мире

В

 

зарубежных

 

вузах

 

на

 

одного

 

преподавателя

 

приходит

-

ся

 

четыре

 

студента

Это

 

сделано

 

для

 

того

чтобы

 

каждому

 

ученику

 

учитель

 

мог

 

уделить

 

достаточно

 

времени

 

и

 

по

-

настоящему

 

учить

 

основам

 

буду

-

щей

 

профессии

У

 

нас

 

же

 

мало

 

того

 

что

 

времени

 

на

 

каждого

 

студента

 

не

 

хватает

преподаватель

 

к

 

тому

 

же

 

вы

-

нужден

 

подзарабатывать

чтобы

 

не

 

бедствовать

— 

Но

 

вузовские

 

работники

 

вро

-

де

 

бы

 

не

 

бедствуют

— 

Конечно

если

 

посмотреть

 

зарплатные

 

ведомости

 

институ

-

тов

 

и

 

университетов

то

 

цифры

 

там

 

вполне

 

достойные

Только

 

из

 

чего

 

они

 

складываются

Профессор

например

зарабатывает

 50 

тысяч

 

рублей

На

 

самом

 

деле

 

его

 

зарпла

-

та

 25 

тысяч

столько

 

же

сколько

 

у

 

водителя

 

троллейбуса

Остальное

 

он

 

зарабатывает

 

дополнительно

Ну

 

нельзя

 

этого

 

допускать

 

в

 

техниче

-

ском

 

образовании

Преподаватель

 

должен

 

получать

 

столько

чтобы

 

не

 

думать

 

о

 

подработках

а

 

всё

 

своё

 

время

 

и

 

весь

 

свой

 

творческий

 

по

-

тенциал

 

отдавать

 

науке

 

и

 

студентам

.

— 

А

 

насколько

 

студенты

 

готовы

 

учиться

?

— 

Если

 

честно

из

 

своего

 

вуза

 

я

 

бы

 

половину

 

выгнал

Сегодня

 

при

-

нимал

 

экзамен

 — 

это

 

тихий

 

ужас

По

 

четвёртому

 

разу

 

приходят

 

на

 

пересдачу

и

 

всё

 

равно

 

при

-

шлось

 

поставить

 

шесть

 

двоек

К

 

сожалению

далеко

 

не

 

все

 

мо

-

лодые

 

люди

 

приходят

 

в

 

вуз

 

учить

-

ся

Определённая

 

часть

 

прихо

-

дит

 

просто

 

за

 

дипломом

Ну

 

и

 

что

 

этот

 

дипломированный

 

специа

-

лист

 

будет

 

делать

 

на

 

производ

-

стве

Аварии

 

совершать

Самое

 

печальное

 

в

 

этой

 

истории

 

то

что

 

нерадивые

 

студенты

 

знают

что

 

их

 

из

 

университета

 

не

 

выгонят

Благодаря

 

непродуманным

 

но

-

вовведениям

 

в

 

области

 

образо

-

вания

преподаватели

 

поставле

-

ны

 

в

 

такие

 

условия

что

 

если

 6—7 

откровенных

 

двоечников

 

исклю

-

чить

тут

 

же

 

будет

 

сокращена

 

одна

 

преподавательская

 

ставка

О

 

каком

 

качестве

 

обучения

 

мож

-

но

 

в

 

такой

 

ситуации

 

говорить

?

— 

Пётр

 

Иванович

что

 

нужно

 

сделать

чтобы

 

возродить

 

каче

-

ственное

 

инженерное

 

образова

-

ние

 

и

 

должное

 

уважение

 

к

 

про

-

фессии

 

инженера

?

— 

Прежде

 

всего

 

повысить

 

цен

-

ность

 

профессии

 

инженера

В

 

со

-

ветское

 

время

 

было

 

перепроизвод

-

ство

 

инженеров

Их

 

выпускали

 

на

 

порядок

 

больше

чем

 

нужно

 

для

 

эко

-

номики

В

 

результате

 

только

 5—10% 

выпускников

 

после

 

окончания

 

вуза

 

могли

 

заняться

 

реальной

 

инженер

-

ной

 

деятельностью

Остальные

 

вы

-

полняли

 

функции

никак

 

не

 

связан

-

ные

 

с

 

инженерией

Как

 

следствие

само

 

понятие

  «

инженер

» 

было

 

обе

-

сценено

Нам

 

и

 

сейчас

 

не

 

нужно

 

очень

 

много

 

инженеров

Их

 

должно

 

быть

 

просто

 

достаточно

Инженер

 — 

это

 

«

штучный

 

товар

». 

В

 

Швеции

напри

-

мер

на

 1 

ГВт

 

мощности

 

приходит

-

ся

 

один

 

инженер

И

 

это

 

правильно

У

 

нас

 

на

 

Рефтинской

 

ГРЭС

 

мощно

-

стью

 4 

ГВт

 

работает

 300 

инженеров

Понятно

что

 

большинство

 

из

 

них

 

за

-

нимается

 

не

 

инженерной

 

деятель

-

ностью

Поэтому

 

я

 

возвращаюсь

 

к

 

тому

с

 

чего

 

мы

 

начали

не

 

нужно

 

на

 

преподавателя

 

навешивать

 

десять

 

студентов

Пусть

 

их

 

будет

 

четыре

но

 

они

 

будут

 

качественно

 

подго

-

товлены

Инженер

 — 

это

 

мозговой

 

центр

 

предприятия

Часто

 

эксплуа

-

тационнику

 

не

 

нужно

 

знать

 

многих

 

теорем

сложных

 

вещей

 

и

 

пр

Ему

 

достаточно

 

хорошо

 

делать

 

своё

 

дело

Но

 

инженер

 — 

это

 

человек

который

 


Page 5
background image

9

№ 2 (17), март–апрель, 2013

Пётр

 

Иванович

 

БАРТОЛОМЕЙ

 — 

инженер

-

электрик

доктор

 

технических

 

наук

профессор

 

кафедры

  «

Автоматизированные

 

электрические

 

системы

» 

УрФУ

  (

Екатеринбург

), 

действитель

-

ный

 

член

 

Академии

 

инженерных

 

наук

 

РФ

дей

-

ствительный

 

член

 

Международной

 

ассоциации

 

инженеров

-

электриков

 (IEEE, 

США

).

Он

 

широко

 

известен

 

в

 

стране

 

как

 

учёный

много

 

сделавший

 

для

 

решения

 

задач

 

управле

-

ния

 

режимами

 

крупных

 

энергообъединений

Разработанные

 

под

 

его

 

руководством

 

математи

-

ческие

 

модели

 

и

 

алгоритмы

 

анализа

 

режимов

воплощённые

 

учениками

 

в

 

программные

 

ком

-

плексы

  (

в

 

том

 

числе

  «

КУРС

-1000» 

и

  «

Линкор

»), 

были

 

внедрены

 

во

 

всех

 

энергосистемах

 

России

СНГ

 

и

 

в

 

некоторых

 

странах

 

Европы

.

Как

 

специалист

 

в

 

области

 

развития

 

математического

 

обеспече

-

ния

 

АСДУ

 

продолжает

 

заниматься

 

совершенствованием

 

оперативно

-

информационных

 

комплексов

 

нового

 

поколения

Является

 

инициатором

 

и

 

одним

 

из

 

ведущих

 

координаторов

 

создания

 

и

 

функционирования

 

си

-

стемы

 

повышения

 

квалификации

 

управленческого

 

персонала

 

энергети

-

ческих

 

предприятий

 

по

 

энергосберегающим

 

технологиям

 

при

 

правитель

-

стве

 

Свердловской

 

области

.

П

.

И

Бартоломей

 

внёс

 

крупный

 

вклад

 

в

 

освоение

 

и

 

внедрение

 

ком

-

пьютерных

 

технологий

 

как

 

в

 

сферу

 

управления

 

энергетическим

 

произ

-

водством

так

 

и

 

в

 

учебный

 

процесс

Впервые

 

в

 

стране

 

он

 

поставил

 

курс

 

«

АСУ

 

и

 

оптимизация

 

режимов

 

энергосистем

».

Профессор

 

Пётр

 

Бартоломей

 — 

автор

 

более

 340 

научных

 

и

 

учебно

-

методических

 

работ

в

 

том

 

числе

 19 

монографий

, 22 

докладов

 

на

 

Меж

-

дународных

 

конференциях

Его

 

работы

 

опубликованы

 

в

 

США

Англии

Германии

Португалии

Финляндии

Франции

Монголии

Корее

Под

 

его

 

руководством

 

защищено

 18 

кандидатских

 

и

 4 

докторские

 

диссертации

Он

 

автор

 

широко

 

известного

 

в

 

стране

 

учебника

 

для

 

вузов

 «

АСУ

 

и

 

оптими

-

зация

 

режимов

 

энергосистем

» (

Высшая

 

школа

Москва

).

принимает

 

решения

обдумывает

 

последствия

 

этих

 

решений

Если

 

бы

 

на

 

Саяно

-

Шушенской

 

ГЭС

 «

мозговой

 

центр

» 

грамотно

 

сработал

аварии

может

 

быть

не

 

случилось

 

бы

.

— 

В

 

начале

 

беседы

 

Вы

 

сказа

-

ли

 

о

 

том

что

 

в

 

технических

 

вузах

 

необходимо

 

трёхуровневое

 

обра

-

зование

бакалавр

 — 

инженер

 — 

магистр

Кто

 

при

 

действующей

 

двухступенчатой

 

системе

 

выпол

-

няет

 

роль

 

инженера

?

— 

Как

 

показывает

 

практика

в

 

качестве

 

инженеров

 

компании

 

начинают

 

привлекать

 

магистров

Но

 

магистры

 — 

это

 

теоретики

Они

 

должны

 

заниматься

 

научно

-

исследовательской

а

 

не

 

производ

-

ственной

 

деятельностью

А

 

от

 

нас

 

требуют

чтобы

 

мы

 

готовили

 

маги

-

стров

 

по

 

инженерным

 

программам

не

 

вникая

что

 

это

 

совершенно

 

раз

-

ные

 

направления

 

образовательной

 

деятельности

Если

 

мы

 

магистрами

 

будем

 

заполнять

 

инженерный

 

ваку

-

ум

оголим

 

науку

— 

Каждый

 

год

 

вузы

 

выпускают

 

тысячи

 

молодых

 

специалистов

 

для

 

электроэнергетической

 

от

-

расли

Куда

 

они

 

идут

Компании

 

всё

 

время

 

жалуются

 

на

 

нехватку

 

кадров

— 

Кадров

 

не

 

хватает

 

потому

что

 

мы

 

находимся

 

на

 

этапе

 

бурного

 

ро

-

ста

 

энергопотребления

При

 

таком

 

росте

 

требуются

 

дополнительные

 

кадры

Кроме

 

того

электроэнер

-

гетика

 

вышла

 

на

 

новый

 

уровень

 

технического

технологического

управленческого

 

развития

В

 

жизнь

 

вошли

 

новые

 

технологии

Все

 

техно

-

логии

 

управления

 

постепенно

 

пере

-

ходят

 

на

 

цифру

релейная

 

защита

автоматика

оперативное

 

диспет

-

черское

 

управление

коммутаци

-

онные

 

системы

 

и

 

т

.

д

Выпускники

которым

 

сейчас

 

по

 40 

лет

таких

 

дисциплин

 

не

 

изучали

Цифра

 — 

это

 

прерогатива

 

молодых

.

— 

Как

 

Вы

 

считаете

удастся

 

ли

 

нам

 

отказаться

 

от

 

Болонской

 

си

-

стемы

?

— 

Мне

 

трудно

 

ответить

 

на

 

этот

 

вопрос

потому

 

что

 

я

 

не

 

знаю

из

 

каких

 

соображений

 

исходили

 

люди

принимавшие

 

решение

 

переве

-

сти

 

российское

 

инженерное

 

об

-

разование

 

на

 

европейские

 

стан

-

дарты

  (

которые

 

в

 

Европе

кстати

подвергаются

 

сегодня

 

ревизии

). 

Переход

 

на

 

Болонскую

 

систему

 

обо

-

сновывался

 

тем

что

 

у

 

российского

 

студента

 

после

 

окончания

 

бакалав

-

риата

  (

а

 

это

 

самая

 

низкая

 

ступень

 

вузовского

 

образования

появится

 

возможность

 

продолжить

 

обучение

 

в

 

магистратурах

 

европейских

 

уни

-

верситетов

Безусловно

появление

 

магистратуры

 — 

это

 

прогрессивное

 

достижение

Но

 

наши

 

министерские

 

идеологи

 

считают

что

 

европейское

 

образование

 

лучше

 

отечественного

Такой

 

миф

 

раздули

На

 

самом

 

деле

если

 

говорить

 

об

 

электроэнергети

-

ке

то

 

инженерно

-

техническое

 

об

-

разование

 

в

 

России

 

намного

 

лучше

 

европейского

Правда

в

 

советское

 

время

 

оно

 

не

 

было

 

востребован

-

ным

Единственный

  «

плюс

» 

запад

-

ного

 

обучения

 

состоит

 

в

 

том

что

 

человек

 

возвращается

 

со

 

знанием

 

иностранного

 

языка

Но

 

языковую

 

проблему

 

можно

 

было

 

решить

 

и

 

без

 

кардинального

 

перелома

 

образова

-

ния

Например

в

 

УрФУ

 

на

 

нашей

 

кафедре

 

магистры

 

защищают

 

свои

 

диссертации

 

на

 

английском

 

языке

 — 

это

 

наше

 

совместное

 

решение

 

с

 

ка

-

федрой

 

иностранных

 

языков

Если

 

продолжить

 

разговор

 

об

 

электроэнергетике

то

 

у

 

нас

 

в

 

этой

 

области

 

всегда

 

была

 

лучшая

 

в

 

мире

 

система

 

образования

Недавно

 

мне

 

это

 

подтвердил

 

мой

 

коллега

 — 

про

-

фессор

 

из

 

США

Во

 

время

 

беседы

 

он

 

сказал

: «

Я

 

перевожу

 

книги

 

рос

-

сийских

 

профессоров

Мы

 

учим

-

ся

 

сами

 

и

 

учим

 

студентов

 

по

 

этим

 

книгам

И

 

мне

 

странно

что

 

вы

 

соб

-

ственными

 

руками

 

губите

 

своё

 

ин

-

женерное

 

образование

». 

И

 

он

 

прав

Надо

 

остановиться

пока

 

не

 

поздно

.

— 

И

 

всё

 

же

 

давайте

 

закончим

 

наш

 

юбилейный

 

разговор

 

на

 

по

-

зитивной

 

ноте

какой

 

бы

 

подарок

 

необычный

 

Вы

 

хотели

 

к

 

своему

 

дню

 

рождения

?

— 

Хорошо

 

бы

 

проснуться

а

 

мне

 

приносят

 

Указ

 

о

 

возрождении

 

инже

-

нерного

 

образования

 

по

 

направле

-

нию

  «

Электроэнергетика

 

и

 

электро

-

техника

». 

Вот

 

это

 

был

 

бы

 

праздник

!

Беседовала

 

Людмила

 

ЮДИНА


Читать онлайн

31 марта отметил 75-летний юбилей профессор Уральского федерального университета, доктор технических наук, действительный член Российской академии инженерных наук, член Международной ассоциации инженеров-электриков (Senior Member IEEE, США), Заслуженный работник высшей школы России, Заслуженный путешественник России Пётр БАРТОЛОМЕЙ. Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» поздравил юбиляра с праздником и попросил ответить на некоторые вопросы. Разговор приобрёл неожиданный поворот…

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»