МИРОВОЙ
ОПЫТ
142
в
о
з
о
б
н
о
в
л
я
ем
а
я
э
н
ер
ге
ти
к
а
возобновляемая энергетика
Инвестиционный кризис
в энергетике Европы:
причины, методы борьбы,
уроки для остального мира
*
Европейский рынок электроэнергии, на долю которого приходится самый
большой процент возобновляемой энергии в мире, переживает глубокий ин-
вестиционный кризис. Все ведущие эксперты из правительства, бизнеса и ака-
демических институтов единогласны во мнении, что необходимо полностью
изменить европейский рынок. Как ни парадоксально, но опыт Латинской Аме-
рики (с ее долгосрочными инвестиционными рынками) может оказаться поле-
зен для европейцев в этом плане.
Е
вропейский
рынок
электроэнергии
не
отвечает
современным
потребно
-
стям
. «
Все
меры
по
либерализации
в
ЕС
были
нацелены
на
открытие
рын
-
ков
», —
говорит
Филипп
Лоуи
,
вице
-
председа
-
тель
кабинета
по
«
энергетической
трилемме
»
Мирового
Энергетического
Совета
.
Вряд
ли
кто
-
то
более
осведомлен
о
ситуации
в
евро
-
пейской
электроэнергетике
,
чем
Лоуи
,
много
лет
занимающий
ведущие
должности
в
Евро
-
комиссии
.
Он
весьма
критично
оценивает
зако
-
нодательную
систему
ЕС
. «
При
формировании
рынка
не
были
учтены
две
составляющие
на
-
шей
энергетической
политики
:
энергетическая
безопасность
и
снижение
уровня
углекислого
газа
в
атмосфере
.
Необходимость
стремиться
к
низкоуглеродной
экономике
изменила
векто
-
ры
развития
энергетики
».
Экологическая
политика
ЕС
требует
,
чтобы
солнечная
энергия
и
энергия
ветра
составляли
значительную
долю
в
общем
объеме
выработ
-
ки
электроэнергии
,
даже
при
условии
,
что
уве
-
личивается
доля
атомной
энергии
и
развива
-
ется
технология
снижения
выбросов
углерода
в
атмосферу
(CCS).
Проблема
в
том
,
что
рынок
недостаточно
приспособлен
к
возрастающей
доле
возобновляемых
(
и
при
этом
субсидируе
-
мых
)
энергоресурсов
.
«
Модель
рынка
электроэнергии
разрабаты
-
валась
с
учетом
оптимизации
расходов
на
тра
-
диционные
технологии
,
применяемые
в
энер
-
госистемах
с
XX
века
», —
говорит
Малькольм
Кей
из
престижного
Оксфордского
института
энергетических
исследований
(OIES),
Велико
-
британия
.
В
своем
январском
докладе
он
отмечает
,
что
европейские
модели
рынков
«
нарушены
».
«
Они
не
подходят
для
тех
систем
,
которые
мы
разрабатываем
с
учетом
потребностей
и
реа
-
лий
XXI
века
,
и
они
не
способны
реагировать
на
ситуации
,
когда
(
как
это
происходит
сейчас
)
ряд
технологий
получают
субсидирование
,
а
другие
технологии
подразумевают
окупае
-
мость
по
правилам
рынка
—
и
это
при
усло
-
вии
,
что
и
те
и
другие
функционируют
на
одном
и
том
же
рынке
».
Он
предупреждает
,
что
это
структурная
проблема
. «
Даже
если
энергия
ветра
или
иных
возобновляемых
энергоресурсов
до
-
стигнет
«
сетевого
паритета
»
и
цена
на
угле
-
родное
топливо
будет
высокой
,
современный
энергетический
рынок
не
сможет
обеспечить
должных
гарантий
для
прибыльности
инве
-
стиций
в
нестабильные
возобновляемые
ис
-
точники
энергии
».
Причина
в
том
,
что
солнце
и
ветер
вырабатывают
энергию
в
условиях
,
когда
предельные
издержки
близки
к
нулю
,
и
поскольку
они
вырабатывают
основную
часть
энергии
в
середине
дня
,
и
тем
самым
сглаживают
дневную
кривую
цены
,
снижая
рентабельность
общего
производства
элек
-
троэнергии
.
Все
это
способствует
глубокому
*
Лицензированный
перевод
статьи
,
опубликованной
в
журнале
World Energy Focus —
официаль
-
ном
издании
Мирового
Энергетического
Совета
—
МИРЭС
(World Energy Council),
март
2016.
143
инвестиционному
кризису
в
производстве
энергии
,
как
из
возобновляемых
источников
,
так
и
из
горю
-
чих
полезных
ископаемых
.
Подобное
сглаживание
кривой
цены
имеет
и
дополнительный
эффект
—
отказ
потребителей
от
гибкого
графика
потребле
-
ния
,
и
тогда
регулирование
спросом
становится
бо
-
лее
эффективным
при
использовании
технологий
«
умных
сетей
».
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ
РЫНКИ
Инвестиционный
кризис
на
энергетических
пред
-
приятиях
в
Европе
привел
к
интенсивным
дебатам
относительно
того
,
как
именно
следует
изменить
мо
-
дель
рынка
.
Подобные
дебаты
нацелены
в
основном
на
механизмы
платы
за
объемы
производства
энер
-
гии
,
которые
утвердили
некоторые
страны
(
или
со
-
бираются
утвердить
),
чтобы
быть
уверенными
в
бес
-
перебойных
поставках
.
Эта
идея
не
нова
.
«
Пока
не
стала
реализовываться
политика
Ев
-
росоюза
,
модель
рынка
основывалась
на
таких
составляющих
как
рынок
электроэнергии
и
ры
-
нок
мощности
», —
объясняет
Марко
Маргери
,
пер
-
вый
вице
-
президент
по
связям
с
общественностью
и
ЕС
в
компании
Edison,
вице
-
председатель
World
Energy Council (
Мирового
Энергетического
Совета
—
МИРЭС
)
в
Италии
и
глава
рабочей
группы
структуры
рынка
Европейского
региона
.
Начиная
с
марта
эта
рабочая
группа
будет
консультировать
Еврокомис
-
сию
в
деле
законодательных
инициатив
по
измене
-
нию
модели
рынка
,
которые
Еврокомиссия
в
Брюс
-
селе
должна
представить
в
конце
года
.
Уже
сейчас
ясно
,
что
рынок
мощности
станет
пред
-
метом
дискуссии
,
но
решение
по
этому
вопросу
не
из
-
менит
ситуацию
в
корне
. «
Мы
в
МИРЭС
полагаем
,
что
существует
расширенный
сценарий
,
над
которым
не
-
обходимо
работать
, —
говорит
Маргери
. —
К
примеру
,
в
долгосрочной
перспективе
установление
платы
за
выбросы
углекислого
газа
в
атмосферу
будет
иметь
первостепенное
значение
для
реализации
правиль
-
ной
экономической
и
климатической
политики
.
Таким
образом
,
технологии
будут
развиваться
более
бы
-
стрыми
темпами
,
нежели
мы
ожидали
».
Малкольм
Кей
полагает
,
что
в
долгосрочной
пер
-
спективе
члены
ЕС
придут
к
так
называемым
«
инве
-
стиционным
рынкам
»,
для
которых
главным
является
не
конкуренция
в
рамках
всего
рынка
,
а
конкуренция
для
стимулирования
инвестиций
еще
до
того
,
как
мощности
поступают
на
рынок
.
Вот
что
Филипп
Лоуи
рекомендует
в
качестве
структурных
изменений
рынка
: «
Государственная
поддержка
должна
заключаться
не
в
субсидировании
производства
электроэнергии
,
а
должна
начинаться
на
этапе
,
предшествующем
конкуренции
».
Он
рас
-
сматривает
следующие
две
функции
субсидий
:
во
-
первых
,
способствовать
развитию
и
запуску
новых
технологий
,
а
во
-
вторых
,
стимулировать
объемные
инвестиции
,
что
слишком
рискованно
для
частного
капитала
.
Он
также
полагает
,
что
политики
должны
создать
рынок
гарантированных
поставок
.
По
его
мнению
,
это
приведет
к
реструктуризации
всей
энер
-
гетической
отрасли
: «
Необходимо
попросить
ком
-
пании
подавать
заявки
на
бесперебойные
поставки
энергии
.
В
результате
цена
,
которую
они
предложат
,
уже
будет
включать
в
себя
затраты
на
обеспечение
необходимых
резервных
мощностей
».
Подобные
за
-
явки
должны
подкреплять
долгосрочные
контакты
,
которые
дают
инвесторам
отдачу
от
инвестиций
в
га
-
рантированное
энергоснабжение
.
Заседание
Европарламента
.
Фото
Europe by Satellite
№
2 (35) 2016
МИРОВОЙ
ОПЫТ
144
БРАЗИЛЬСКИЙ
СЦЕНАРИЙ
Подобные
долгосрочные
контракты
уже
считают
-
ся
нормой
в
Латинской
Америке
.
На
этом
континенте
практикуется
«
кардинально
иной
»
подход
к
рынкам
электроэнергии
,
объясняет
Карло
Зорзоли
,
глава
ла
-
тиноамериканского
представительства
компании
Enel
Green Power. «
Это
больше
похоже
на
конкуренцию
в
области
инвестиций
,
нежели
на
конкуренцию
на
рынке
в
режиме
реального
времени
, —
говорит
он
. —
В
Европе
вы
конкурируете
ежеминутно
,
от
15
минут
до
часа
есть
на
то
,
чтобы
продать
определенный
объем
.
А
здесь
вы
конкурируете
за
то
,
чтобы
продать
постав
-
ки
электроэнергии
на
20
лет
вперед
по
определенной
цене
.
Рынок
,
работающий
в
реальном
времени
,
в
ос
-
новном
используется
для
регулирования
отклонений
между
ожидаемым
спросом
и
предложением
».
Такие
страны
как
Бразилия
пошли
этим
путем
,
по
-
скольку
они
имеют
в
своем
распоряжении
огромное
количество
гидроэнергии
по
низкой
себестоимости
(
для
Бразилии
этот
показатель
составляет
85%
от
общего
производства
электроэнергии
),
что
несравни
-
мо
с
ценообразованием
по
предельным
издержкам
в
Европе
. «
Никто
не
будет
строить
крупные
гидро
-
электростанции
без
гарантии
получения
дохода
,
и
это
в
равной
степени
касается
иных
возобновляемых
источников
энергии
», —
говорит
Карло
Зорзоли
.
Он
отрицает
предположение
о
том
,
что
долгосрочные
контракты
каким
-
либо
образом
мешают
конкуренции
:
«
Сейчас
конкуренция
еще
более
остра
,
потому
что
су
-
ществует
необходимость
конкурировать
с
предприя
-
тиями
по
производству
электроэнергии
,
которые
еще
не
построены
.
Я
думаю
,
что
это
именно
то
,
что
необ
-
ходимо
Европе
для
«
декарбонизации
»
экономики
».
Однако
Европа
«
достаточно
скептически
»
отнес
-
лась
к
долгосрочным
энергетическим
контрактам
,
отмечает
Малкольм
Кей
.
В
докладе
директората
по
экономике
и
финансам
за
2015
год
Европейская
ко
-
миссия
отмечает
возможность
«
создания
общеевро
-
пейского
рынка
долгосрочных
контрактов
на
основе
среднего
ценообразования
с
учетом
издержек
».
Это
повлечет
за
собой
серьезное
отклонение
от
суще
-
ствующей
модели
ценообразования
на
основе
пре
-
дельных
издержек
.
Но
соответствует
ли
это
закону
ЕС
о
конкуренции
? «
Должно
соответствовать
», —
гово
-
рит
Филипп
Лоуи
,
бывший
генеральным
директором
генерального
директората
по
вопросам
конкуренции
в
Брюсселе
прежде
чем
занять
эту
же
должность
в
ге
-
неральном
директорате
по
энергетике
.
Он
полагает
,
что
долгосрочные
контракты
могут
создать
проблемы
только
,
если
аукционные
консорциумы
займут
слиш
-
ком
большую
долю
на
рынке
(
более
50–60%)
или
бу
-
дут
действительно
долгосрочными
(
более
10–15
лет
).
По
мнению
Малькольма
Кея
проблема
заключа
-
ется
в
следующем
. «
Они
недостаточно
конкурентны
,
поскольку
как
бы
вы
их
не
организовали
,
кто
-
то
один
будет
принимать
все
решения
.
Необходимо
,
чтобы
индивидуальные
потребители
занимались
этим
».
Он
предлагает
следующий
вариант
двойного
подхода
,
когда
существует
«
доступная
»
цена
(
низкая
цена
,
до
-
ступная
при
больших
объемах
поставок
)
и
цена
«
по
запросу
» (
более
высокая
,
всегда
доступная
).
Оставь
-
те
на
усмотрение
потребителя
решение
о
том
,
какую
степень
надежности
они
хотят
и
готовы
оплачивать
.
«
Напротив
, —
говорит
Кей
, —
условия
долгосрочных
контрактов
в
конечном
счете
утверждаются
государ
-
ством
,
которое
и
формирует
структуру
энергетики
,
а
также
отправляет
на
предприятия
запросы
о
необ
-
ходимой
информации
и
потребляемой
мощности
».
ПОВЕРХНОСТНЫЕ
МЕРЫ
В
Латинской
Америке
вовлечение
мелких
потреби
-
телей
в
долгосрочное
потребление
происходит
редко
,
отмечает
Карло
Зорзоли
.
Но
«
я
не
думаю
,
что
в
Ев
-
ропе
много
мелких
потребителей
,
которые
заключают
контракты
напрямую
с
крупным
производителем
»,
го
-
ворит
он
.
Весь
сектор
потребления
,
за
исключением
крупных
потребителей
энергии
,
остается
слабо
раз
-
работанным
.
Возможность
регулирования
сектора
по
-
требления
в
Латинской
Америке
ниже
,
чем
в
Европе
,
поскольку
это
требует
затрат
и
определенного
уровня
технической
возможности
для
усовершенствования
сетей
,
предполагает
Карло
Зорзоли
.
Марко
Маргери
убежден
,
что
потребление
в
итоге
будет
уравнено
с
производством
.
Сектор
потребле
-
ния
существенно
увеличивается
,
отмечает
он
.
В
Ита
-
лии
в
начале
прошлого
десятилетия
существовало
1000
предприятий
,
подключенных
к
высоковольтной
сети
;
в
прошлом
году
их
было
уже
более
650 000.
Что
примечательно
,
грань
между
производством
и
по
-
треблением
понемногу
стирается
.
Технологии
нако
-
пления
электроэнергии
потребителями
становятся
важной
составляющей
сбалансированности
системы
,
а
балансирование
спроса
,
также
посредством
нако
-
пителей
,
даст
возможность
потребителям
получить
выгоду
,
управляя
своим
режимом
потребления
.
Циф
-
ровая
революция
внесет
дополнительные
изменения
,
поскольку
она
создает
возможность
донести
умные
технологии
до
потребителя
.
Уберизация
в
электро
-
энергетике
возможна
уже
совсем
скоро
.
В
Европе
реформы
в
энергетическом
секторе
бук
-
суют
из
-
за
того
,
что
Европейская
комиссия
уделяет
слишком
мало
внимания
этому
вопросу
.
Кей
боится
поверхностных
мер
,
которые
приведут
к
«
корректи
-
ровкам
программного
обеспечения
абсолютно
де
-
фектной
операционной
системы
».
Лоуи
,
Кей
и
Мар
-
гери
единогласны
в
том
,
что
приоритетными
должны
быть
выплаты
за
выбросы
углекислого
газа
в
атмос
-
феру
.
Именно
климатическая
политика
должна
струк
-
турировать
энергетический
рынок
и
определять
па
-
раметры
долгосрочных
контрактов
,
говорит
Филипп
Лоуи
.
Он
полагает
,
что
Евросоюз
должен
установить
стандарты
безопасности
поставок
электроэнергии
и
пересмотреть
государственные
нормы
субсидиро
-
вания
энергетики
.
Также
необходимо
более
активно
интегрировать
в
процесс
сектор
потребления
.
Таким
образом
,
европейская
модель
рынка
энерге
-
тики
нуждается
в
коренных
изменениях
,
а
не
поверх
-
ностных
мерах
.
Малкольм
Кей
делает
любопытный
вывод
: «
Если
вы
изменяете
часть
системы
,
не
думая
о
последствиях
для
системы
в
целом
,
вы
создаете
хаос
.
А
ведь
именно
это
мы
и
делали
до
сегодняшне
-
го
дня
,
переходя
от
одних
изменений
к
другим
,
пока
вся
сис
тема
не
развалилась
».
Остальной
мир
должен
извлечь
из
этого
урок
.
Оригинал статьи: Инвестиционный кризис в энергетике Европы: причины, методы борьбы, уроки для остального мира
Европейский рынок электроэнергии, на долю которого приходится самый большой процент возобновляемой энергии в мире, переживает глубокий инвестиционный кризис. Все ведущие эксперты из правительства, бизнеса и академических институтов единогласны во мнении, что необходимо полностью изменить европейский рынок. Как ни парадоксально, но опыт Латинской Америки (с ее долгосрочными инвестиционными рынками) может оказаться полезен для европейцев в этом плане.