28
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
28
и
н
в
е
с
т
и
ц
и
и
инвестиции
—
Виктор
Григорьевич
,
ОАО
«
РЖД
»
сегодня
владеет
множеством
электросетевых
объектов
.
Каковы
размеры
и
основные
характеристики
электросетевого
комплекса
компании
?
—
Основу
электросетевого
комплекса
ОАО
«
РЖД
»
составляют
прежде
всего
тяговые
подстан
-
ции
и
контактная
сеть
,
являющиеся
неотъемле
-
мой
частью
инфраструктуры
электроснабжения
железнодорожных
перевозок
.
Оборудование
рас
-
пределительных
устройств
тяговых
подстанций
ОАО
«
РЖД
»
напряжением
220
и
110
кВ
технологически
предназначено
в
первую
очередь
для
обеспечения
тягового
электроснабжения
перевозочного
процес
-
са
.
Электрические
сети
ОАО
«
РЖД
»
участвуют
также
и
в
транзите
электроэнергии
,
что
обусловлено
схе
-
мой
подключения
к
электрическим
сетям
внешне
-
го
электроснабжения
.
Общий
годовой
объём
электроэнергии
,
прохо
-
дящей
по
электрическим
сетям
ОАО
«
РЖД
», —
бо
-
лее
80
млрд
кВт
·
ч
,
в
том
числе
более
35
млрд
кВт
·
ч
(43%) —
передача
сторонним
потребителям
.
—
Исторически
сложилось
,
что
электросете
-
вые
объекты
ОАО
«
РЖД
»
не
только
обеспечива
-
ют
электроснабжение
железнодорожных
путей
и
смежной
инфраструктуры
,
но
и
являются
объек
-
тами
внешнего
электроснабжения
для
близлежа
-
щих
населённых
пунктов
и
малых
предприятий
.
Стремится
ли
компания
избавиться
от
этой
«
не
-
профильной
»
нагрузки
,
переведя
её
на
объекты
распределительных
электрических
сетей
?
—
Здесь
несколько
аспектов
.
В
некоторых
районах
страны
электрические
сети
железной
до
-
роги
продолжают
оставаться
единственным
ис
-
точником
электроснабжения
,
и
присоединённые
абоненты
вносят
плату
за
электроэнергию
.
Кроме
того
,
услуги
по
передаче
электроэнергии
оказы
-
ваются
в
основном
путём
транзита
мощности
на
тяговых
подстанциях
и
реализации
других
электри
-
ческих
схем
.
—
Осуществляет
ли
ОАО
«
РЖД
»
процедуру
тех
-
нологического
присоединения
новых
потребите
-
лей
к
своим
сетям
?
На
каких
условиях
?
—
Да
,
осуществляет
.
Деятельность
нашей
ком
-
пании
как
сетевой
организации
в
области
техно
-
логического
присоединения
энергопринимаю
-
щих
устройств
заявителей
к
электрическим
сетям
ОАО
«
РЖД
»
регулируется
Федеральным
законом
№
35-
Ф
3 «
Об
электроэнергетике
»
от
26
марта
2003
г
.
и
Постановлением
Правительства
от
27
де
-
кабря
2004
г
.
№
861.
—
Насколько
обременительно
для
потребите
-
ля
,
с
точки
зрения
тарифа
,
содержание
электри
-
ческих
сетей
ОАО
«
РЖД
»?
Планирует
ли
компания
передать
часть
сетей
в
профильные
компании
?
На
каких
условиях
?
Если
да
,
то
в
какой
плоско
-
сти
ведутся
переговоры
и
какое
изменение
та
-
рифа
прогнозируется
?
—
На
встрече
президента
ОАО
«
РЖД
»
Владими
-
ра
Якунина
и
председателя
Правления
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
Олега
Бударгина
,
которая
состоялась
1
июля
2011
года
,
рассматривался
вопрос
возможности
продажи
заходов
линий
B
Л
-110 (220)
кВ
на
тяго
-
вые
подстанции
,
принадлежащие
ОАО
«
РЖД
»,
в
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
».
Инвестиции
в реконструкцию
электрических сетей
железных дорог
Обеспечение надёжности электроснабжения же-
лезнодорожных перевозок всегда являлось прио-
ритетной задачей Российских железных дорог. Об
инвестиционных программах и перспективах раз-
вития этого направления в компании мы беседу-
ем с начальником Управления электроснабжения
и электрификации Центральной дирекции инфра-
структуры ОАО «РЖД» Виктором ЛОСЕВЫМ.
29
№ 4 (13), июль-август, 2012
29
В
настоящий
момент
проводится
оценка
сроков
и
стоимости
выделе
-
ния
из
имущественного
комплекса
компании
указанного
оборудова
-
ния
.
—
Имеется
ли
у
компании
соб
-
ственная
инвестиционная
про
-
грамма
по
развитию
электриче
-
ских
сетей
?
Каковы
её
объемы
и
основные
направления
?
—
В
хозяйстве
существует
ин
-
вестиционная
программа
,
в
ко
-
торую
включён
ряд
объектов
,
где
предусматривается
реконструкция
и
техническое
перевооружение
эле
-
ментов
электрических
сетей
.
Основ
-
ные
направления
программы
:
реконструкция
контактной
сети
и
линий
автоблокировки
,
а
также
пол
-
ная
или
частичная
реконструкция
тяговых
подстанций
,
в
том
числе
распределительных
устройств
3,3—
220
кВ
.
Кроме
того
,
в
инвестпрограмме
компании
есть
ряд
комплексных
ти
-
тулов
нового
строительства
и
рекон
-
струкции
,
где
работы
по
хозяйству
электроснабжения
включены
как
составная
часть
.
Это
такие
проек
-
ты
,
как
организация
скоростного
и
высокоскоростного
пассажирского
движения
,
подготовка
инфраструк
-
туры
Черноморского
побережья
к
Олимпиаде
-2014,
строительство
железнодорожных
подходов
к
пор
-
ту
Усть
-
Л
y
г
a,
организация
интермо
-
дальных
перевозок
на
Дальнево
-
сточной
железной
дороге
к
саммиту
АТЭС
в
2012
году
,
организация
ин
-
термодальных
перевозок
на
Горь
-
ковской
железной
дороге
к
Универ
-
сиаде
в
Казани
в
2013
году
и
т
.
д
.
—
Имеются
ли
сложности
с
реа
-
лизацией
планов
развития
?
Какие
шаги
предпринимаются
для
их
ре
-
шения
?
—
Сложности
,
конечно
,
имеются
.
В
качестве
источника
финансиро
-
вания
электросетевого
хозяйства
ОАО
«
РЖД
»
не
может
рассматривать
только
тариф
на
перевозки
в
силу
ограниченных
темпов
роста
тари
-
фов
и
невозможности
субсидиро
-
вать
один
вид
деятельности
за
счёт
другого
.
Для
повышения
надёж
-
ности
электроснабжения
объектов
электросетевого
комплекса
ОАО
«
РЖД
»
разработаны
предложения
для
формирования
программы
на
2013—2016
гг
.,
которые
были
на
-
правлены
на
согласование
субъ
-
ектам
Российской
Федерации
.
С
учётом
предложений
регионов
сформированы
мероприятия
по
усилению
надёжности
электроснаб
-
жения
тяговых
подстанций
.
—
Какой
опыт
сотрудничества
ОАО
«
РЖД
»
имеет
с
различными
организациями
—
проектными
,
подрядными
,
наладочными
?
Ка
-
кие
положительные
и
отрицатель
-
ные
результаты
на
сегодня
име
-
ются
?
—
Безусловно
,
за
период
электри
-
фикации
железных
дорог
накоплен
богатейший
опыт
по
проектирова
-
нию
,
строительству
и
эксплуатации
устройств
.
ОАО
«
Росжелдорпроект
»,
в
структуре
которого
находятся
про
-
ектные
институты
,
выполняет
про
-
екты
любого
уровня
сложности
,
в
том
числе
с
учётом
специфики
функ
-
ционирования
железнодорожного
транспорта
.
Работы
по
строитель
-
ству
заходов
на
тяговые
подстанции
и
B
Л
110—220
кВ
выполняются
как
собственными
силами
,
так
и
с
при
-
влечением
подрядных
организаций
на
конкурсной
основе
.
Беседовал
Антон
Фенев
Оригинал статьи: Инвестиции в реконструкцию электрических сетей железных дорог
Обеспечение надежности электроснабжения железнодорожных перевозок всегда являлось приоритетной задачей Российских железных дорог. Об инвестиционных программах и перспективах развития этого направления в компании мы беседуем с начальником Управления электроснабжения и электрификации Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Виктором ЛОСЕВЫМ.