40
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3 (22),
сентябрь
2021
В
первой
части
статьи
описывается
подход
к
подготов
-
ке
рабочего
персонала
в
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»,
а
так
-
же
решения
и
технологии
,
перспективные
для
внедрения
в
эту
сферу
деятельности
компании
(
технологии
виртуаль
-
ной
и
дополненной
реальностей
).
Во
второй
части
статьи
описывается
подход
к
контролю
и
поддержке
персонала
во
время
выполнения
работ
на
энергообъектах
,
а
также
реше
-
ния
и
технологии
,
перспективные
для
внедрения
в
эту
сфе
-
ру
деятельности
компании
(
решение
«
умные
руки
»).
«
Интеллектуальный
электромонтер
».
Современные
средства
подготовки
и
поддержки
персонала
.
Перспективные
технологии
Роман
ОГНЕВ
,
директор
по
цифровой
трансформации
—
начальник
депар
-
тамента
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
Денис
ШЕСТАКОВ
,
главный
специалист
отдела
по
реализации
проектов
цифровой
трансформации
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
СРЕДСТВА
ПОДГОТОВКИ
ПЕРСОНАЛА
Текущее
состояние
.
В
данный
момент
в
энергетической
сфере
есть
устоявшаяся
мо
-
дель
подготовки
производственного
персонала
.
Человек
,
претендующий
на
должность
,
должен
обладать
профильным
образованием
,
ему
также
необходимо
пройти
курс
профес
-
сиональной
подготовки
,
в
зависимости
от
предполагаемого
места
работы
и
имеющейся
специальности
курс
может
занимать
от
40
до
250
часов
.
Курс
подготовки
включает
в
себя
:
–
теоретическую
подготовку
;
–
работу
в
специализированных
программах
на
персональном
компьютере
;
–
практические
занятия
на
стендах
с
реальным
оборудованием
.
После
обучения
человек
проходит
инструктаж
на
месте
работы
,
стажировку
(
от
2
до
14
смен
),
сдает
экзамен
,
выходит
на
работу
в
режиме
«
дублирования
» (
от
2
и
более
смен
)
и
только
после
этого
может
переходить
к
самостоятельной
работе
.
Перспективные
технологии
.
Мир
не
стоит
на
месте
,
энергетическая
сфера
не
отстает
.
Прямо
сейчас
рассматриваются
перспективные
технологии
подготовки
персо
-
нала
,
предполагаемые
к
внедрению
.
Задача
внедряемых
технологий
—
снизить
дли
-
тельность
подготовки
или
повысить
ее
качество
.
Самые
инновационные
технологии
,
применяемые
для
подготовки
персонала
—
это
технологии
виртуальной
и
дополненной
реальностей
(AR/VR).
Каждая
из
технологий
кардинально
отличается
от
традиционного
метода
подготовки
.
Внедрение
цифровых
технологий
41
Виртуальная
реальность
в
обучении
.
Технологии
виртуальной
реальности
позволяют
погрузить
человека
в
виртуальную
симулятивную
среду
(
рисунок
1),
которая
визуально
практически
идентична
реальной
обстановке
на
энергообъектах
.
Объекты
в
виртуальной
среде
могут
быть
декоративными
или
интерактивными
.
Обучаемый
посредством
джойстиков
или
собствен
-
ных
рук
вступает
во
взаимодействие
с
виртуальными
объектами
,
выполняя
необходимые
для
обучения
действия
,
а
виртуальный
объект
реагирует
так
же
,
как
реальный
.
Какие
плюсы
мы
получаем
,
применяя
в
обучении
виртуальную
реальность
:
–
отказ
от
физических
стендов
позволяет
существенно
сократить
издержки
на
приобретение
самих
стендов
,
затраты
на
арену
площадей
для
размещения
стендов
,
затраты
на
обслуживание
стендов
и
прочие
расходы
,
связанные
с
эксплуатацией
физических
объектов
;
–
погружение
обучаемого
в
среду
,
визу
-
ально
и
аудиально
приближенную
к
реальным
условиям
(
рисунок
2);
–
возможность
отображения
в
виртуаль
-
ной
среде
последствий
неправильных
действий
(
возникновение
дуги
,
пожар
);
–
возможность
проходить
обучение
самостоятельно
под
присмотром
«
цифрового
педагога
»
или
реального
наставника
,
под
-
ключившегося
дистанционно
.
Какие
сложности
есть
у
применения
данной
технологии
:
–
отсутствие
физического
взаимодействия
с
объектами
не
позволяет
сформировать
у
обучаемого
«
мышечную
память
»;
Рис
. 1.
Виртуальная
среда
тренажера
Рис
. 2.
Реализованный
тренажер
по
обслуживанию
ячеек
с
коммуникационным
оборудованием
42
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3 (22),
сентябрь
2021
–
сложность
создания
цифрового
двойника
делает
про
-
цесс
разработки
виртуального
тренажера
достаточно
дорогостоящим
(
усугубляется
этот
момент
тем
,
что
поставщики
оборудования
для
электросетевого
ком
-
плекса
могут
бесплатно
предоставлять
образцы
для
обучения
персонала
);
–
высокое
ментальное
сопротивление
персонала
и
руко
-
водства
.
Исходя
из
вышесказанного
,
направление
виртуальной
реальности
является
перспективным
,
но
все
еще
недоста
-
точно
развитым
для
замены
стандартного
процесса
обуче
-
ния
. VR-
технологии
в
большей
степени
подходят
как
до
-
полнительный
модуль
в
образовательной
программе
для
повышения
качества
обучения
.
Дополненная
реальность
в
обучении
.
Системы
,
ис
-
пользующие
технологии
дополненной
реальности
,
значи
-
тельно
сложнее
,
чем
системы
,
использующие
виртуальную
реальность
.
Это
не
очевидно
на
первый
взгляд
,
но
это
так
.
Помимо
позиционирования
пользователя
внутри
виртуаль
-
ной
среды
система
должна
также
корректно
накладывать
виртуальную
среду
на
реальные
объекты
,
это
непросто
,
но
открывает
ряд
интересных
возможностей
:
–
человек
,
взаимодействующий
с
виртуальными
объ
-
ектами
,
не
выпадает
из
реального
мира
,
все
видит
и
слышит
;
–
виртуальные
объекты
могут
выступать
в
роли
«
указате
-
лей
»
для
перемещений
или
действий
при
обучении
;
–
созданную
3D-
модель
можно
наложить
на
реальный
объ
-
ект
,
в
этом
случае
шлем
дополненной
реальности
может
подсвечивать
или
демонстрировать
,
что
необходимо
сделать
обучаемому
(
пример
того
,
что
видит
обучаемый
на
картинке
,
представлен
на
рисунке
3).
Сложности
,
возникающие
при
применении
технологий
дополненной
реальности
:
1.
Недостаточный
уровень
развития
самой
технологии
.
На
рынке
все
еще
нет
устройств
дополненной
реальности
,
которые
работали
бы
без
нареканий
.
Пользователь
всегда
ощущает
некую
«
заторможенность
»
системы
,
на
-
блюдает
пропажу
объектов
или
отсутствие
реакции
на
действие
.
2.
Дороговизна
.
Как
и
все
прорывные
технологии
,
допол
-
ненная
реальность
стоит
дорого
.
Разработка
системы
,
серверные
мощности
,
шлемы
,
обеспечение
инфра
-
структуры
выливаются
в
суммы
,
которые
не
позволяют
говорить
о
положительном
экономическом
эффекте
на
данный
момент
.
СРЕДСТВА
КОНТРОЛЯ
И
ПОДДЕРЖКИ
ПЕРСОНАЛА
Несмотря
на
очень
серьезную
подготовку
персонала
перед
допуском
к
работе
на
энергообъектах
,
в
ходе
работы
все
равно
возникают
сложные
и
неоднозначные
ситуации
,
тре
-
бующие
консультации
производителя
,
специалиста
или
по
-
иска
информации
в
документации
.
Помимо
этого
,
всегда
необходимо
иметь
возможность
проверить
,
все
ли
работы
были
выполнены
правильно
,
чтобы
в
случае
нештатной
ситуации
можно
было
выяснить
причину
ее
возникновения
.
Текущее
состояние
.
Для
решения
описанных
выше
проблем
разработан
и
применяется
строгий
регламент
вы
-
Рис
. 3.
Пример
применения
дополненной
реальности
на
заводе
Внедрение
цифровых
технологий
43
полнения
работ
.
Бригада
,
вы
-
полняющая
работы
на
энер
-
гообъектах
,
всегда
состоит
из
2
и
более
человек
,
один
из
ко
-
торых
мастер
,
который
отдает
команды
и
контролирует
пра
-
вильность
выполнения
.
Мастер
бригады
имеет
видеорегистра
-
тор
для
фиксации
выполняе
-
мых
действий
и
отдаваемых
ко
-
манд
.
В
случае
возникновения
затруднений
или
неоднознач
-
ных
ситуаций
любой
работник
может
обратиться
к
специали
-
сту
,
отвечающему
за
поддерж
-
ку
персонала
по
мобильному
телефону
.
Перспективные
техно
-
логии
.
Проблемы
контроля
и
поддержки
персонала
во
время
проведения
работ
могут
решаться
по
-
разному
,
одним
из
инновационных
вариантов
ре
-
шения
может
быть
система
типа
«
Умные
руки
»,
разрабатывае
-
мая
компанией
«
АО
«
Опытно
-
конструкторское
бюро
«
Электро
-
автоматика
»
им
.
П
.
А
.
Ефимова
»
(
рисунок
4).
Система
позволяет
при
-
нимать
и
передавать
аудио
-
и
видеоданные
,
графические
изображения
,
тепловизионные
данные
,
схемы
и
техническую
документацию
на
любые
рассто
-
яния
с
выводом
на
микродисплей
дополненной
реальности
.
Как
только
пользователь
абонентского
устройства
«
Ум
-
ные
руки
» (
шлем
или
очки
)
приводит
его
в
рабочее
состо
-
яние
,
происходит
его
регистрация
в
сети
,
устанавливается
дуплексная
связь
и
выделяется
закрытый
канал
,
по
которо
-
му
происходит
двусторонний
обмен
данными
между
носите
-
лем
шлема
и
оператором
АРМ
/
СЦУ
.
От
пользователя
шлема
транслируется
видео
с
камеры
,
а
также
видеопоток
с
тепловизора
и
другие
данные
(
текущий
заряд
батареи
,
идентификационные
данные
сотрудника
).
Сервер
системы
«
Умные
руки
»
может
принимать
и
обраба
-
тывать
20
видеопотоков
одновременно
.
Со
стороны
оператора
АРМ
/
СЦУ
представлена
возмож
-
ность
аудио
-
и
видеосвязи
с
опцией
записи
разговора
и
ви
-
деотрансляции
в
видеохранилище
на
сервере
,
а
также
воз
-
можность
отправки
различных
медиаданных
:
изображений
,
аудио
-
и
видеофайлов
,
содержащих
техническую
информа
-
цию
для
отображения
на
дисплее
дополненной
реальности
.
Как
видно
из
спецификации
абонентского
устройства
,
«
шлем
»
совмещает
в
себе
видеорегистратор
,
тепловизор
,
устройство
для
связи
со
специалистом
поддержки
,
дисплей
дополненной
реальности
(
рисунок
5).
Это
позволяет
опера
-
тивно
разобраться
в
возникшей
нештатной
ситуации
само
-
стоятельно
или
с
привлечением
удаленного
специалиста
,
ко
-
торый
сможет
подключиться
к
шлему
,
увидеть
все
,
что
видит
пользователь
шлема
,
а
главное
,
с
помощью
дисплея
допол
-
ненной
реальности
сможет
показать
работнику
необходимую
информацию
.
ВЫВОДЫ
Сфера
электроэнергетики
в
России
существует
с
1886
года
и
до
сегодняшнего
дня
справляется
с
задачей
обеспечения
электроэнергией
потребителей
.
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
постоянно
анализирует
опыт
коллег
и
запускает
пилотные
проекты
самостоятельно
.
Технологии
,
доказавшие
свою
эф
-
фективность
,
успешно
внедряются
.
Рис
. 4.
Комплект
оборудования
«
Умные
руки
»:
абонентское
устройство
(
шлем
или
очки
«
Умные
руки
»)
в
количестве
до
20
штук
,
сервер
системы
,
АРМ
оператора
и
(
или
)
ситуацион
-
ный
мобильный
центр
(
СЦУ
),
квадрокоптер
с
пультом
дистанционного
управления
,
модуль
беспроводной
связи
Рис
. 5.
Спецификация
устройства
«
Умные
руки
»
Тепловизор
Видеокамера
Аудиогарнитура
Тепловизор
:
–
угол
обзора
— 56°
–
фокус
фиксирован
–
разрешение
— 160
×
120
–
частота
— 9
Гц
Встроенная
широкоугольная
камера
:
–
сенсор
5
МП
–
максимальное
разрешение
фотоснимка
—
2592×1944
–
поддержка
видеозаписи
1080
р
30, 720
р
60
и
640×480
р
60/90
–
поле
зрения
— 90°
Аудиогарнитура
на
основе
костной
проводимости
:
–
чувствительность
— 90
дБ
Оригинал статьи: «Интеллектуальный электромонтер». Современные средства подготовки и поддержки персонала. Перспективные технологии
В первой части статьи описывается подход к подготовке рабочего персонала в ПАО «Россети Ленэнерго», а также решения и технологии, перспективные для внедрения в эту сферу деятельности компании (технологии виртуальной и дополненной реальностей). Во второй части статьи описывается подход к контролю и поддержке персонала во время выполнения работ на энергообъектах, а также решения и технологии, перспективные для внедрения в эту сферу деятельности компании (решение «умные руки»).