«Интеллектуальный электромонтер». Современные средства подготовки и поддержки персонала. Перспективные технологии

background image

background image

40

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3 (22), 

сентябрь

 2021

В

 

первой

 

части

 

статьи

 

описывается

 

подход

 

к

 

подготов

-

ке

 

рабочего

 

персонала

 

в

 

ПАО

  «

Россети

 

Ленэнерго

», 

а

 

так

-

же

 

решения

 

и

 

технологии

перспективные

 

для

 

внедрения

 

в

 

эту

 

сферу

 

деятельности

 

компании

 (

технологии

 

виртуаль

-

ной

 

и

 

дополненной

 

реальностей

). 

Во

 

второй

 

части

 

статьи

 

описывается

 

подход

 

к

 

контролю

 

и

 

поддержке

 

персонала

 

во

 

время

 

выполнения

 

работ

 

на

 

энергообъектах

а

 

также

 

реше

-

ния

 

и

 

технологии

перспективные

 

для

 

внедрения

 

в

 

эту

 

сфе

-

ру

 

деятельности

 

компании

 (

решение

 «

умные

 

руки

»).

«

Интеллектуальный

 

электромонтер

». 

Современные

 

средства

 

подготовки

 

и

 

поддержки

 

персонала

Перспективные

 

технологии

Роман

 

ОГНЕВ

директор

 

по

 

цифровой

 

трансформации

 — 

начальник

 

депар

-

тамента

 

ПАО

 «

Россети

 

Ленэнерго

»

Денис

 

ШЕСТАКОВ

,

главный

 

специалист

 

отдела

 

по

 

реализации

 

проектов

 

цифровой

 

трансформации

 

ПАО

 «

Россети

 

Ленэнерго

»

СРЕДСТВА

 

ПОДГОТОВКИ

 

ПЕРСОНАЛА

Текущее

 

состояние

.

 

В

 

данный

 

момент

 

в

 

энергетической

 

сфере

 

есть

 

устоявшаяся

 

мо

-

дель

 

подготовки

 

производственного

 

персонала

Человек

претендующий

 

на

 

должность

должен

 

обладать

 

профильным

 

образованием

ему

 

также

 

необходимо

 

пройти

 

курс

 

профес

-

сиональной

 

подготовки

в

 

зависимости

 

от

 

предполагаемого

 

места

 

работы

 

и

 

имеющейся

 

специальности

 

курс

 

может

 

занимать

 

от

 40 

до

 250 

часов

Курс

 

подготовки

 

включает

 

в

 

себя

:

 

теоретическую

 

подготовку

;

 

работу

 

в

 

специализированных

 

программах

 

на

 

персональном

 

компьютере

;

 

практические

 

занятия

 

на

 

стендах

 

с

 

реальным

 

оборудованием

.

После

 

обучения

 

человек

 

проходит

 

инструктаж

 

на

 

месте

 

работы

стажировку

 (

от

 2 

до

 

14 

смен

), 

сдает

 

экзамен

выходит

 

на

 

работу

 

в

 

режиме

  «

дублирования

» (

от

 2 

и

 

более

 

смен

и

 

только

 

после

 

этого

 

может

 

переходить

 

к

 

самостоятельной

 

работе

.

Перспективные

 

технологии

.

 

Мир

 

не

 

стоит

 

на

 

месте

энергетическая

 

сфера

 

не

 

отстает

Прямо

 

сейчас

 

рассматриваются

 

перспективные

 

технологии

 

подготовки

 

персо

-

нала

предполагаемые

 

к

 

внедрению

Задача

 

внедряемых

 

технологий

 — 

снизить

 

дли

-

тельность

 

подготовки

 

или

 

повысить

 

ее

 

качество

.

Самые

 

инновационные

 

технологии

применяемые

 

для

 

подготовки

 

персонала

 — 

это

 

технологии

 

виртуальной

 

и

 

дополненной

 

реальностей

 (AR/VR). 

Каждая

 

из

 

технологий

 

кардинально

 

отличается

 

от

 

традиционного

 

метода

 

подготовки

.

Внедрение

 

цифровых

 

технологий


background image

41

Виртуальная

 

реальность

 

в

 

обучении

.

 

Технологии

 

виртуальной

 

реальности

 

позволяют

 

погрузить

 

человека

 

в

 

виртуальную

 

симулятивную

 

среду

  (

рисунок

 1), 

которая

 

визуально

 

практически

 

идентична

 

реальной

 

обстановке

 

на

 

энергообъектах

Объекты

 

в

 

виртуальной

 

среде

 

могут

 

быть

 

декоративными

 

или

 

интерактивными

Обучаемый

 

посредством

 

джойстиков

 

или

 

собствен

-

ных

 

рук

 

вступает

 

во

 

взаимодействие

 

с

 

виртуальными

 

объектами

выполняя

 

необходимые

 

для

 

обучения

 

действия

а

 

виртуальный

 

объект

 

реагирует

 

так

 

же

как

 

реальный

.

Какие

 

плюсы

 

мы

 

получаем

применяя

 

в

 

обучении

 

виртуальную

 

реальность

:

 

отказ

 

от

 

физических

 

стендов

 

позволяет

 

существенно

 

сократить

 

издержки

 

на

 

приобретение

 

самих

 

стендов

затраты

 

на

 

арену

 

площадей

 

для

 

размещения

 

стендов

затраты

 

на

 

обслуживание

 

стендов

 

и

 

прочие

 

расходы

связанные

 

с

 

эксплуатацией

 

физических

 

объектов

;

 

погружение

 

обучаемого

 

в

 

среду

визу

-

ально

 

и

 

аудиально

 

приближенную

 

к

 

реальным

 

условиям

 (

рисунок

 2);

 

возможность

 

отображения

 

в

 

виртуаль

-

ной

 

среде

 

последствий

 

неправильных

 

действий

 (

возникновение

 

дуги

пожар

);

 

возможность

 

проходить

 

обучение

 

самостоятельно

 

под

 

присмотром

 

«

цифрового

 

педагога

» 

или

 

реального

 

наставника

под

-

ключившегося

 

дистанционно

.

Какие

 

сложности

 

есть

 

у

 

применения

 

данной

 

технологии

:

 

отсутствие

 

физического

 

взаимодействия

 

с

 

объектами

 

не

 

позволяет

 

сформировать

 

у

 

обучаемого

  «

мышечную

 

память

»;

Рис

. 1. 

Виртуальная

 

среда

 

тренажера

Рис

. 2. 

Реализованный

 

тренажер

 

по

 

обслуживанию

 

ячеек

 

с

 

коммуникационным

 

оборудованием


background image

42

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3 (22), 

сентябрь

 2021

 

сложность

 

создания

 

цифрового

 

двойника

 

делает

 

про

-

цесс

 

разработки

 

виртуального

 

тренажера

 

достаточно

 

дорогостоящим

  (

усугубляется

 

этот

 

момент

 

тем

что

 

поставщики

 

оборудования

 

для

 

электросетевого

 

ком

-

плекса

 

могут

 

бесплатно

 

предоставлять

 

образцы

 

для

 

обучения

 

персонала

);

 

высокое

 

ментальное

 

сопротивление

 

персонала

 

и

 

руко

-

водства

.

Исходя

 

из

 

вышесказанного

направление

 

виртуальной

 

реальности

 

является

 

перспективным

но

 

все

 

еще

 

недоста

-

точно

 

развитым

 

для

 

замены

 

стандартного

 

процесса

 

обуче

-

ния

. VR-

технологии

 

в

 

большей

 

степени

 

подходят

 

как

 

до

-

полнительный

 

модуль

 

в

 

образовательной

 

программе

 

для

 

повышения

 

качества

 

обучения

.

Дополненная

 

реальность

 

в

 

обучении

.

 

Системы

ис

-

пользующие

 

технологии

 

дополненной

 

реальности

значи

-

тельно

 

сложнее

чем

 

системы

использующие

 

виртуальную

 

реальность

Это

 

не

 

очевидно

 

на

 

первый

 

взгляд

но

 

это

 

так

Помимо

 

позиционирования

 

пользователя

 

внутри

 

виртуаль

-

ной

 

среды

 

система

 

должна

 

также

 

корректно

 

накладывать

 

виртуальную

 

среду

 

на

 

реальные

 

объекты

это

 

непросто

но

 

открывает

 

ряд

 

интересных

 

возможностей

:

 

человек

взаимодействующий

 

с

 

виртуальными

 

объ

-

ектами

не

 

выпадает

 

из

 

реального

 

мира

все

 

видит

 

и

 

слышит

;

 

виртуальные

 

объекты

 

могут

 

выступать

 

в

 

роли

 «

указате

-

лей

» 

для

 

перемещений

 

или

 

действий

 

при

 

обучении

;

 

созданную

 3D-

модель

 

можно

 

наложить

 

на

 

реальный

 

объ

-

ект

в

 

этом

 

случае

 

шлем

 

дополненной

 

реальности

 

может

 

подсвечивать

 

или

 

демонстрировать

что

 

необходимо

 

сделать

 

обучаемому

 (

пример

 

того

что

 

видит

 

обучаемый

 

на

 

картинке

представлен

 

на

 

рисунке

 3).

Сложности

возникающие

 

при

 

применении

 

технологий

 

дополненной

 

реальности

:

1. 

Недостаточный

 

уровень

 

развития

 

самой

 

технологии

На

 

рынке

 

все

 

еще

 

нет

 

устройств

 

дополненной

 

реальности

которые

 

работали

 

бы

 

без

 

нареканий

Пользователь

 

всегда

 

ощущает

 

некую

 «

заторможенность

» 

системы

на

-

блюдает

 

пропажу

 

объектов

 

или

 

отсутствие

 

реакции

 

на

 

действие

.

2. 

Дороговизна

Как

 

и

 

все

 

прорывные

 

технологии

допол

-

ненная

 

реальность

 

стоит

 

дорого

Разработка

 

системы

серверные

 

мощности

шлемы

обеспечение

 

инфра

-

структуры

 

выливаются

 

в

 

суммы

которые

 

не

 

позволяют

 

говорить

 

о

 

положительном

 

экономическом

 

эффекте

 

на

 

данный

 

момент

.

СРЕДСТВА

 

КОНТРОЛЯ

И

 

ПОДДЕРЖКИ

 

ПЕРСОНАЛА

Несмотря

 

на

 

очень

 

серьезную

 

подготовку

 

персонала

 

перед

 

допуском

 

к

 

работе

 

на

 

энергообъектах

в

 

ходе

 

работы

 

все

 

равно

 

возникают

 

сложные

 

и

 

неоднозначные

 

ситуации

тре

-

бующие

 

консультации

 

производителя

специалиста

 

или

 

по

-

иска

 

информации

 

в

 

документации

.

Помимо

 

этого

всегда

 

необходимо

 

иметь

 

возможность

 

проверить

все

 

ли

 

работы

 

были

 

выполнены

 

правильно

чтобы

 

в

 

случае

 

нештатной

 

ситуации

 

можно

 

было

 

выяснить

 

причину

 

ее

 

возникновения

.

Текущее

 

состояние

.

 

Для

 

решения

 

описанных

 

выше

 

проблем

 

разработан

 

и

 

применяется

 

строгий

 

регламент

 

вы

-

Рис

. 3. 

Пример

 

применения

 

дополненной

 

реальности

 

на

 

заводе

Внедрение

 

цифровых

 

технологий


background image

43

полнения

 

работ

Бригада

вы

-

полняющая

 

работы

 

на

 

энер

-

гообъектах

всегда

 

состоит

 

из

 

и

 

более

 

человек

один

 

из

 

ко

-

торых

 

мастер

который

 

отдает

 

команды

 

и

 

контролирует

 

пра

-

вильность

 

выполнения

Мастер

 

бригады

 

имеет

 

видеорегистра

-

тор

 

для

 

фиксации

 

выполняе

-

мых

 

действий

 

и

 

отдаваемых

 

ко

-

манд

В

 

случае

 

возникновения

 

затруднений

 

или

 

неоднознач

-

ных

 

ситуаций

 

любой

 

работник

 

может

 

обратиться

 

к

 

специали

-

сту

отвечающему

 

за

 

поддерж

-

ку

 

персонала

 

по

 

мобильному

 

телефону

Перспективные

 

техно

-

логии

Проблемы

 

контроля

 

и

 

поддержки

 

персонала

 

во

 

время

 

проведения

 

работ

 

могут

 

решаться

 

по

-

разному

одним

 

из

 

инновационных

 

вариантов

 

ре

-

шения

 

может

 

быть

 

система

 

типа

 

«

Умные

 

руки

», 

разрабатывае

-

мая

 

компанией

  «

АО

  «

Опытно

-

конструкторское

 

бюро

 «

Электро

-

автоматика

» 

им

П

.

А

Ефимова

» 

(

рисунок

 4).

Система

 

позволяет

 

при

-

нимать

 

и

 

передавать

 

аудио

и

 

видеоданные

графические

 

изображения

тепловизионные

 

данные

схемы

 

и

 

техническую

 

документацию

 

на

 

любые

 

рассто

-

яния

 

с

 

выводом

 

на

 

микродисплей

 

дополненной

 

реальности

.

Как

 

только

 

пользователь

 

абонентского

 

устройства

 «

Ум

-

ные

 

руки

» (

шлем

 

или

 

очки

приводит

 

его

 

в

 

рабочее

 

состо

-

яние

происходит

 

его

 

регистрация

 

в

 

сети

устанавливается

 

дуплексная

 

связь

 

и

 

выделяется

 

закрытый

 

канал

по

 

которо

-

му

 

происходит

 

двусторонний

 

обмен

 

данными

 

между

 

носите

-

лем

 

шлема

 

и

 

оператором

 

АРМ

/

СЦУ

.

От

 

пользователя

 

шлема

 

транслируется

 

видео

 

с

 

камеры

а

 

также

 

видеопоток

 

с

 

тепловизора

 

и

 

другие

 

данные

 (

текущий

 

заряд

 

батареи

идентификационные

 

данные

 

сотрудника

). 

Сервер

 

системы

 «

Умные

 

руки

» 

может

 

принимать

 

и

 

обраба

-

тывать

 20 

видеопотоков

 

одновременно

.

Со

 

стороны

 

оператора

 

АРМ

/

СЦУ

 

представлена

 

возмож

-

ность

 

аудио

и

 

видеосвязи

 

с

 

опцией

 

записи

 

разговора

 

и

 

ви

-

деотрансляции

 

в

 

видеохранилище

 

на

 

сервере

а

 

также

 

воз

-

можность

 

отправки

 

различных

 

медиаданных

изображений

аудио

и

 

видеофайлов

содержащих

 

техническую

 

информа

-

цию

 

для

 

отображения

 

на

 

дисплее

 

дополненной

 

реальности

.

Как

 

видно

 

из

 

спецификации

 

абонентского

 

устройства

«

шлем

» 

совмещает

 

в

 

себе

 

видеорегистратор

тепловизор

устройство

 

для

 

связи

 

со

 

специалистом

 

поддержки

дисплей

 

дополненной

 

реальности

  (

рисунок

 5). 

Это

 

позволяет

 

опера

-

тивно

 

разобраться

 

в

 

возникшей

 

нештатной

 

ситуации

 

само

-

стоятельно

 

или

 

с

 

привлечением

 

удаленного

 

специалиста

ко

-

торый

 

сможет

 

подключиться

 

к

 

шлему

увидеть

 

все

что

 

видит

 

пользователь

 

шлема

а

 

главное

с

 

помощью

 

дисплея

 

допол

-

ненной

 

реальности

 

сможет

 

показать

 

работнику

 

необходимую

 

информацию

.

ВЫВОДЫ

Сфера

 

электроэнергетики

 

в

 

России

 

существует

 

с

 1886 

года

 

и

 

до

 

сегодняшнего

 

дня

 

справляется

 

с

 

задачей

 

обеспечения

 

электроэнергией

 

потребителей

ПАО

  «

Россети

 

Ленэнерго

» 

постоянно

 

анализирует

 

опыт

 

коллег

 

и

 

запускает

 

пилотные

 

проекты

 

самостоятельно

Технологии

доказавшие

 

свою

 

эф

-

фективность

успешно

 

внедряются

.  

Рис

. 4. 

Комплект

 

оборудования

 «

Умные

 

руки

»: 

абонентское

 

устройство

 (

шлем

 

или

 

очки

 

«

Умные

 

руки

») 

в

 

количестве

 

до

 20 

штук

сервер

 

системы

АРМ

 

оператора

 

и

(

или

ситуацион

-

ный

 

мобильный

 

центр

 (

СЦУ

), 

квадрокоптер

 

с

 

пультом

 

дистанционного

 

управления

модуль

 

беспроводной

 

связи

Рис

. 5. 

Спецификация

 

устройства

 «

Умные

 

руки

»

Тепловизор

Видеокамера

Аудиогарнитура

Тепловизор

:

 

угол

 

обзора

 — 56°

 

фокус

 

фиксирован

 

разрешение

 — 160

×

120

 

частота

 — 9 

Гц

Встроенная

 

широкоугольная

 

камера

:

 

сенсор

 5 

МП

 

максимальное

 

разрешение

 

фотоснимка

 — 

2592×1944

 

поддержка

 

видеозаписи

 1080

р

30, 720

р

60 

и

 640×480

р

60/90

 

поле

 

зрения

 — 90°

Аудиогарнитура

 

на

 

основе

 

костной

 

проводимости

:

 

чувствительность

 — 90 

дБ


Оригинал статьи: «Интеллектуальный электромонтер». Современные средства подготовки и поддержки персонала. Перспективные технологии

Читать онлайн

В первой части статьи описывается подход к подготовке рабочего персонала в ПАО «Россети Ленэнерго», а также решения и технологии, перспективные для внедрения в эту сферу деятельности компании (технологии виртуальной и дополненной реальностей). Во второй части статьи описывается подход к контролю и поддержке персонала во время выполнения работ на энергообъектах, а также решения и технологии, перспективные для внедрения в эту сферу деятельности компании (решение «умные руки»).

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Анализ нагрузочных режимов и регулировочной способности по напряжению распредсети при оптимизации секционирования на ее участках

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Диагностика и мониторинг
Яхин Ш.Р. Пигалин А.А. Галиев И.Ф. Маклецов А.М.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Использование машинного обучения для определения максимально возможного значения наведенного напряжения на отключенной линии электропередачи

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Охрана труда / Производственный травматизм
Горшков А.В.
Спецвыпуск «Россети» № 1(32), март 2024

О необходимости расширения профиля информационной модели линии электропередачи переменного тока, определенной серией ГОСТ 58651

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»