38
СЕТИ
РОССИИ
СОСТОЯНИЕ
РАЗВИТИЯ
НОРМАТИВНО
-
ТЕХНИЧЕСКОЙ
БАЗЫ
Сегодня
Россия
является
одним
из
крупнейших
в
мире
производителей
элек
-
троэнергии
(
более
230
ГВт
).
Единая
элек
-
троэнергетическая
система
России
(
ЕЭС
)
включает
в
себя
около
600
электростан
-
ций
единичной
мощностью
свыше
5
МВт
.
Однако
,
несмотря
на
такой
огромный
потенциал
энергосистемы
,
энергоёмкость
ВВП
в
России
составляет
0,4
т
у
.
т
.
на
1000
долл
.
США
против
среднемирового
0,19
т
,
а
энергоёмкость
продукции
в
3—
4
раза
больше
.
По
сравнению
с
развиты
-
ми
странами
структура
ВВП
России
отли
-
чается
более
низкой
долей
услуг
(
включая
транспорт
и
связь
),
по
уровню
душевого
электропотребления
в
бытовом
секторе
занимает
традиционно
скромное
место
.
Электровооружённость
труда
в
обрабаты
-
вающей
промышленности
России
на
одно
-
го
занятого
составляет
29,3
тыс
.
кВт
•
ч
,
в
США
— 45,9,
в
Финляндии
— 98,3.
Продолжает
нарастать
износ
теплоге
-
нерирующего
оборудования
и
тепловых
систем
ТЭС
.
Около
68%
тепловых
сетей
эксплуатируются
более
25
лет
[1, 19].
В
электроэнергетике
применяется
значительное
число
устаревших
и
избы
-
точных
нормативно
-
технических
доку
-
ментов
и
стандартов
,
разработанных
как
в
советское
время
,
так
и
в
период
функ
-
ционирования
ОАО
РАО
«
ЕЭС
России
».
Их
статус
неоднозначен
,
поскольку
часть
документов
носит
рекомендательный
ха
-
рактер
,
другие
не
прошли
установленных
процедур
инкорпорирования
в
законода
-
тельство
Российской
Федерации
.
Таким
образом
,
вопросы
легитимности
отрасле
-
вых
нормативно
-
технических
документов
(
НТД
),
отсутствие
механизма
принятия
общеотраслевых
стандартов
и
финанси
-
рования
их
разработки
,
отсутствие
НТД
,
устанавливающих
требования
к
надёж
-
ности
,
безопасности
и
энергоэффектив
-
ности
электроэнергетических
систем
и
объектов
электроэнергетики
в
настоящее
время
являются
весьма
актуальными
.
Особое
значение
эти
проблемы
приоб
-
ретают
в
связи
с
формированием
ры
-
ночных
отношений
,
вступлением
России
в
ВТО
и
участием
в
интеграционных
про
-
цессах
на
постсоветском
пространстве
(
СНГ
,
Таможенный
союз
,
ЕврАзЭС
).
Проблемы
усугубляются
существен
-
ным
отставанием
России
в
сфере
стан
-
дартизации
от
Европейского
союза
и
США
:
многим
российским
стандартам
более
30
лет
,
уровень
гармонизации
на
-
циональных
стандартов
в
области
элек
-
троэнергетики
с
международными
и
ев
-
ропейскими
стандартами
составляет
в
среднем
24% (
в
Германии
—
более
90%;
в
ЕС
—
более
70%).
В
отрасли
отсутству
-
ет
система
технического
регулирования
и
стандартизации
.
Не
осуществляется
координация
работ
по
созданию
,
вне
-
дрению
и
контролю
за
соблюдением
тре
-
бований
НТД
.
Несовершенной
является
структура
НТД
.
Не
завершена
работа
по
формированию
современного
комплек
-
са
терминологических
стандартов
,
приня
-
тых
в
мировой
практике
.
Недостаточное
внимание
уделяется
разработке
нацио
-
нальных
стандартов
,
норм
и
правил
для
проектирования
,
создания
,
управления
и
эксплуатации
ЕЭС
.
Отсутствуют
современ
-
ные
стандарты
на
устройства
и
приборы
для
проведения
испытаний
и
выполне
-
ния
контрольно
-
измерительных
процедур
на
всех
стадиях
жизненного
цикла
систе
-
мы
.
Создавшийся
низкий
уровень
стан
-
Интегрированная
нормативно-техническая
база – основа развития
электроэнергетики
Александр ДЖИНЧАРАДЗЕ,
председатель Технического комитета по стандартизации
в области электроэнергетики ТК 016, профессор, д.т.н.
н
о
р
м
а
т
и
в
ы
норма
тивы
39
№
5 (20),
сентябрь
–
октябрь
, 2013
дартизации
негативно
сказывается
на
управлении
ЕЭС
,
технологиче
-
ской
дисциплине
и
ответственности
,
что
приводит
к
возникновению
ава
-
рий
,
сбоев
в
работе
системы
.
В
настоящее
время
в
отрас
-
ли
электроэнергетики
преимуще
-
ственно
действуют
стандарты
ор
-
ганизаций
(
СТО
).
При
этом
каждая
энергокомпания
разрабатывает
СТО
без
учёта
интересов
отрасли
в
целом
.
Национальные
стандарты
,
которые
могли
бы
устранить
дан
-
ный
пробел
,
практически
не
разра
-
батываются
,
что
увеличивает
риски
аварий
и
отказов
устройств
в
ЕЭС
.
До
настоящего
времени
не
разра
-
ботана
целевая
программа
стан
-
дартизации
в
направлении
интел
-
лектуализации
системы
,
внедрения
инновационной
продукции
,
приме
-
нения
унифицированных
и
типовых
технологических
процессов
с
по
-
мощью
сетевого
моделирования
.
Всё
это
негативно
сказывается
на
управлении
отраслью
,
синхрони
-
зации
работ
,
удорожании
и
увели
-
чении
сроков
выполнения
работ
.
В
отрасли
не
получили
внедрение
эффективные
комплексы
стандар
-
тов
:
СРПП
(
система
разработки
и
постановки
на
производство
),
CALS-
Т
(
информационная
поддерж
-
ка
),
которые
широко
применяются
в
оборонных
отраслях
промышлен
-
ности
.
Можно
констатировать
факт
об
отсутствии
в
отрасли
должного
отношения
к
вопросам
метрологи
-
ческого
обеспечения
,
без
чего
не
-
возможно
говорить
о
надёжности
,
качестве
и
безопасности
.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА
ПОДДЕРЖКИ
ИННОВАЦИЙ
В
ЕС
ПОСРЕДСТВОМ
СТАНДАРТИЗАЦИИ
Европейские
организации
по
стандартизации
(CEN, CENELEC,
ETSI)
рассматривают
её
как
не
-
отъемлемую
часть
научных
иссле
-
дований
и
разработок
:
•
результаты
научно
-
исследова
-
тельских
проектов
неоценимы
для
стандартизаторов
;
•
научно
-
исследовательские
про
-
екты
должны
иметь
информацию
о
существующих
или
о
находя
-
щихся
в
разработке
стандартах
;
•
сама
деятельность
по
стандарти
-
зации
может
порождать
необхо
-
димость
дополнительных
научных
исследований
(
например
,
созда
-
ния
необходимых
методов
испы
-
таний
и
измерений
продукции
).
В
Европейском
совете
по
стан
-
дартизации
и
инновациям
CEN
и
CENELEC
работает
группа
STAIR.
Эта
совместная
стратегическая
рабо
-
чая
группа
комплексно
занимается
вопросами
стандартизации
,
инно
-
ваций
и
научных
исследований
,
для
того
чтобы
:
•
дать
рекомендации
в
области
стратегии
для
технических
бюро
CEN
и
CENELEC
по
интегриро
-
ванному
подходу
к
научным
ис
-
следованиям
,
инновациям
и
стандартизации
;
•
учесть
общность
политики
Ев
-
ропейской
комиссии
в
области
научных
исследований
и
инно
-
ваций
и
возможностей
макси
-
мальной
эффективности
стан
-
дартов
;
•
предложить
решения
по
доведе
-
нию
научно
-
исследовательских
проектов
для
стандартизации
,
обеспечивая
следующее
:
○
стандарты
помогают
популя
-
ризировать
инновационную
продукцию
и
услуги
,
обе
-
спечивая
доверие
промыш
-
ленных
пользователей
и
по
-
требителей
,
и
существенно
способствуют
созданию
круп
-
номасштабного
рынка
;
○
стандарты
обеспечивают
со
-
ответствие
и
совместимость
продукции
и
услуг
,
в
связи
с
чем
конечные
пользовате
-
ли
выигрывают
от
снижения
цен
;
○
стандарты
повышают
каче
-
ство
продукции
,
позволяя
применять
передовые
тех
-
нологии
и
методы
,
одновре
-
менно
обеспечивая
аспекты
безопасности
и
экологии
;
○
стандарты
поддерживают
экспорт
за
счёт
устранения
технических
барьеров
в
тор
-
говле
на
едином
европей
-
ском
рынке
и
в
глобальном
масштабе
;
○
европейские
стандарты
под
-
держивают
европейское
за
-
конодательство
.
Ссылаясь
на
стандарты
,
промышленность
может
выполнить
требования
законодательства
,
касаю
-
щиеся
вывода
качественной
продукции
на
рынок
;
○
стандартизаторы
устанав
-
ливают
основные
правила
не
только
для
обеспечения
безопасности
и
экологично
-
сти
продукции
,
но
и
для
того
,
чтобы
компании
сделали
эти
цели
основными
составляю
-
щими
в
областях
безопасно
-
сти
,
защиты
потребителей
и
окружающей
среды
;
○
стандарты
обеспечивают
до
-
ступ
к
500
млн
потребителей
ЕС
.
Европейские
стандарты
,
насколько
это
возможно
,
согласованы
с
международ
-
ными
стандартами
(ISO, IEC,
сектора
телекоммуникаций
ITU).
В
связи
с
этим
стандартизация
—
лучшее
средство
для
быстрого
вы
-
вода
на
рынок
инновационных
тех
-
нологий
и
продукции
,
сокращает
жизненный
цикл
(
ЖЦ
)
от
идеи
изо
-
бретения
до
выхода
на
глобальный
рынок
,
является
важным
инстру
-
ментом
для
инновационного
бизне
-
са
,
научных
исследований
и
разра
-
боток
.
Стандартизация
особенно
эф
-
фективно
адаптирует
новое
знание
,
полученное
в
ходе
научного
иссле
-
дования
,
к
нуждам
рынка
в
следую
-
щих
областях
:
•
номенклатура
/
терминология
и
классификаторы
;
•
метрология
;
•
измерения
и
методы
испытаний
на
надёжность
,
качество
,
безо
-
пасность
;
•
энергоэффективность
и
ресур
-
сосбережение
;
•
преобразование
изделий
,
про
-
цессов
и
систем
с
учётом
интел
-
лектуализации
;
•
функциональная
и
техническая
совместимость
.
В
отношении
принятых
новых
технологий
стандарты
,
которые
поддерживаются
политикой
,
спо
-
собствующей
инновациям
(
при
понимании
условий
интеллекту
-
альной
собственности
),
являются
ключевым
инструментом
для
обе
-
спечения
технической
пригодности
и
доступа
к
рынку
.
Таким
образом
,
стандарты
переносят
инноваци
-
онные
технологии
в
коммерчески
успешные
продукты
и
предложения
.
Исследования
,
проведённые
в
ряде
стран
ЕС
(
Германии
,
Франции
,
Ве
-
ликобритании
),
показали
,
что
в
мас
-
штабах
национальной
экономики
совокупный
эффект
от
проведения
работ
по
стандартизации
с
учётом
40
СЕТИ РОССИИ
применения
международных
и
ев
-
ропейских
стандартов
(
ИСО
/
МЭК
/
СЕН
/
СЕНЭЛЕК
)
составляет
более
1%
от
валового
внутреннего
про
-
дукта
(
ВВП
).
Опыт
зарубежных
ком
-
паний
ЕС
показывает
,
что
вложе
-
ния
в
стандарты
дают
на
1
евро
до
20
евро
прибыли
.
В
Великобрита
-
нии
вклад
технологических
преоб
-
разований
в
ВВП
составляет
около
50%,
при
этом
вклад
стандартов
не
-
посредственно
в
технологические
преобразования
составляет
более
25%.
По
данным
экспертов
,
Герма
-
ния
получает
ежегодный
экономи
-
ческий
эффект
от
стандартизации
около
18
млрд
евро
.
ГАРМОНИЗАЦИЯ
СТАНДАРТОВ
—
ЭФФЕКТИВНЫЙ
ПУТЬ
К
РАЗВИТИЮ
ЕЭС
Вступление
России
в
ВТО
,
фор
-
мирование
единого
экономиче
-
ского
и
информационного
про
-
странства
в
рамках
Евразийского
союза
и
СНГ
,
развитие
экономики
регионов
на
Дальнем
Востоке
и
на
западных
границах
Российской
Федерации
создают
новые
возмож
-
ности
для
бизнеса
.
В
связи
с
этим
важное
значение
имеет
создание
механизмов
и
инструментов
госу
-
дарственной
поддержки
формиро
-
вания
современной
нормативной
базы
отрасли
.
Ускорение
процессов
разработки
и
применения
россий
-
ских
национальных
и
отраслевых
стандартов
,
гармонизированных
с
международными
и
европейскими
стандартами
,
позволит
обеспечить
повышение
уровня
гармонизации
стандартов
к
2020
г
.
до
70%
и
таким
образом
снизить
энергоёмкость
ВВП
России
более
чем
на
5%.
Необходимо
подчеркнуть
,
что
в
условиях
функционирования
Рос
-
сии
в
ВТО
,
создания
единого
эконо
-
мического
и
технологического
про
-
странства
в
СНГ
и
ЕС
должно
быть
развитие
в
сторону
формирования
объединённого
рынка
электроэнер
-
гии
в
масштабе
континента
,
т
.
е
.
внедрение
между
странами
Евро
-
союза
,
Российской
Федерации
и
СНГ
эффективного
,
основанного
на
рыночных
принципах
механизма
синхронизации
управления
нагруз
-
ками
на
основе
стандартов
,
норм
и
правил
,
гармонизированных
с
международными
и
европейскими
стандартами
.
Анализ
показал
[5, 6,
7, 11],
что
для
реализации
таких
це
-
лей
в
первую
очередь
необходимо
осуществить
мероприятия
по
:
•
созданию
единой
базы
инте
-
грированных
и
гармонизиро
-
ванных
нормативно
-
правовых
и
нормативно
-
технических
рег
-
ламентов
и
стандартов
,
в
том
числе
терминов
и
определений
,
рыночных
правил
развития
тор
-
говли
электроэнергией
,
конку
-
ренции
и
инвестиций
,
основан
-
ных
на
недискриминационном
доступе
к
сетям
;
•
интеграции
систем
и
планов
развития
электросетевой
инфра
-
структуры
СНГ
—
ЕС
с
учётом
экологии
и
применения
низкоу
-
глеродной
генерации
электроэ
-
нергии
и
возобновляемых
источ
-
ников
энергии
;
•
созданию
совместного
систем
-
ного
оператора
;
•
созданию
условий
для
взаимных
инвестиций
в
развитие
электро
-
энергетической
инфраструкту
-
ры
,
строительство
и
модерниза
-
цию
генерирующего
оборудова
-
ния
в
России
и
ЕС
;
•
активизации
работы
техниче
-
ских
комитетов
по
стандарти
-
зации
в
России
и
участия
их
в
международных
технических
комитетах
по
стандартизации
в
ИСО
и
МЭК
;
•
развитию
сотрудничества
между
организациями
ОАО
«
Россети
»,
ОАО
«
СО
ЕЭС
»,
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
с
одной
стороны
и
ENTSO-E —
с
другой
;
•
формированию
совместно
-
го
нормативно
-
правового
и
нормативно
-
технического
цен
-
тра
(
Центр
)
по
содействию
раз
-
вития
унифицированной
транс
-
континентальной
устойчивой
энергосистемы
.
При
этом
считать
главными
за
-
дачами
сотрудничества
России
,
СНГ
и
ЕС
в
электроэнергетическом
секторе
обеспечение
надёжности
,
эффективности
,
качества
,
безопас
-
ности
ЕЭС
и
ответственности
по
-
ставщиков
электроэнергии
перед
потребителями
.
Такая
единая
инте
-
грированная
политика
на
основе
обязательного
применения
единых
нормативных
актов
,
технических
регламентов
,
обеспечения
соблю
-
дения
требований
стандартов
по
-
зволит
эффективно
реализовать
поставленные
цели
,
а
в
России
—
существенно
уменьшить
энергоём
-
кость
ВВП
и
продукции
.
ИНТЕГРАЦИЯ
И
СИНХРОНИЗАЦИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПРОЦЕССОВ
В
мировой
практике
основное
развитие
ЕЭС
осуществляется
в
на
-
правлении
её
интеллектуализации
по
всем
и
на
всех
этапах
производ
-
ственных
и
технологических
процес
-
сов
,
включая
генерацию
,
передачу
,
распределение
,
сбыт
,
потребление
и
управление
на
базе
комплексной
автоматизированной
интегриро
-
ванной
функциональной
системы
,
в
том
числе
мониторинг
,
учёт
,
кон
-
троль
,
анализ
,
самодиагностику
,
определение
отклонений
и
саморе
-
гулирование
показателей
.
ЖЦ
здесь
представляется
как
совокупный
ре
-
зультат
процессов
,
выполняемых
от
момента
выявления
потребностей
41
№
5 (20),
сентябрь
–
октябрь
, 2013
которые
функционально
и
инфор
-
мационно
должны
быть
совмести
-
мы
,
синхронизованы
в
процессах
проектирования
,
строительства
,
модернизации
и
эксплуатации
эле
-
ментов
ЕЭС
.
Такая
интеллектуаль
-
ная
система
будет
отличаться
от
других
гибкой
интеграцией
,
само
-
диагностикой
и
саморегулирова
-
нием
;
будет
способна
отразить
технические
,
социальные
и
орга
-
низационные
потребности
в
устой
-
чивой
информационно
-
безопасной
интеллектуальной
электросети
с
учё
-
том
конфиденциальности
пользо
-
вателей
,
которые
должны
получать
возможность
сбора
,
учёта
,
анализа
,
использования
,
обработки
,
хране
-
ния
,
передачи
и
удаления
своей
ин
-
формации
,
что
позволит
предостав
-
лять
разнообразные
комплексные
услуги
.
Для
реализации
таких
услуг
должны
существовать
всеобъем
-
лющие
интегрированные
стандар
-
ты
,
относящиеся
к
безопасности
и
защите
личных
данных
.
При
этом
следует
выделить
,
что
конфигура
-
ция
(
архитектура
)
интеллектуальной
сети
в
соответствии
с
ЖЦ
должна
обеспечивать
инновации
таким
об
-
разом
,
чтобы
решения
,
запускае
-
мые
,
например
,
в
2019
г
.,
могли
взаимодействовать
с
устройствами
предыдущего
поколения
,
например
2014
г
.,
с
учётом
результатов
адек
-
ватного
анализа
и
мониторинга
функционирования
ЕЭС
.
Практика
проектирования
,
соз
-
дания
,
эксплуатации
,
модерниза
-
ции
и
развития
ЕЭС
и
объектов
в
отдельности
показывает
,
что
одной
из
важнейших
существенных
со
-
ставляющих
экономической
эф
-
фективности
является
синхрони
-
зация
проведения
строительных
и
инженерно
-
технических
работ
с
учётом
необходимого
метрологиче
-
ского
обеспечения
на
протяжении
всего
жизненного
цикла
развития
и
модернизации
ЕЭС
,
что
может
быть
реализовано
на
базе
соответствую
-
щих
интегрированных
комплексов
стандартов
и
мероприятий
[2, 3, 4, 6,
7, 8, 10, 12, 13, 14, 17, 18, 20, 21]:
•
во
-
первых
,
разработать
и
соз
-
дать
в
отрасли
электроэнерге
-
тики
эффективную
НТБ
норм
и
правил
на
основе
национальных
стандартов
,
гармонизирован
-
ных
с
международными
и
евро
-
пейскими
стандартами
с
учётом
российских
особенностей
;
•
во
-
вторых
,
системно
совершен
-
ствовать
следующие
норматив
-
ные
методы
на
основе
примене
-
ния
национальных
стандартов
:
○
мониторинга
металлокон
-
струкций
и
бетонных
кон
-
струкций
на
базе
современ
-
ных
нормативных
методов
измерений
и
анализа
;
○
испытаний
оборудования
и
объектов
ЕЭС
;
○
нормативного
планирования
ремонта
и
модернизации
;
○
нормативно
-
технической
и
экономической
оценки
си
-
туаций
и
рисков
;
○
применения
эффективных
комплексов
стандартов
СРПП
, CALS-T,
сетевого
моде
-
лирования
и
др
.
Выполнение
этих
мероприятий
потребует
внесения
соответствую
-
щих
изменений
в
ряд
законов
РФ
и
подзаконных
актов
,
в
том
числе
:
общества
(
потребителей
)
в
иннова
-
ционной
(
или
модернизированной
)
продукции
и
услугах
системы
до
пе
-
рехода
на
более
высокий
уровень
развития
ЕЭС
,
обусловленный
раз
-
витием
общества
,
смены
поколе
-
ний
техники
и
технологий
.
Как
было
показано
в
ряде
работ
[5, 6, 7, 9, 15, 20],
одной
из
наи
-
более
важных
и
принципиальных
особенностей
интеллектуализации
ЕЭС
является
интеграция
стандар
-
тов
в
сфере
электроэнергетики
со
стандартами
информационных
и
телекоммуникационных
техноло
-
гий
,
связи
и
метрологического
обе
-
спечения
.
Без
такой
интеграции
невозможно
создать
технологиче
-
скую
платформу
—
нормативно
-
технологическую
конфигурацию
(
архитектуру
)
ЕЭС
с
обеспечением
синхронизации
процессов
в
реаль
-
ном
масштабе
времени
на
про
-
тяжении
всех
стадий
ЖЦ
системы
(
от
НИОКР
,
создания
и
эксплуата
-
ции
до
перехода
на
другие
научно
-
технические
поколения
развития
устройств
,
оборудования
,
подстан
-
ций
и
системы
в
целом
).
Необходимо
отметить
,
что
в
на
-
стоящее
время
в
России
в
работах
по
стандартизации
в
области
Smart
Grid
участвуют
специалисты
16
тех
-
нических
комитетов
по
стандартиза
-
ции
(
ТК
),
в
международной
электро
-
технической
комиссии
(
МЭК
) — 27
ТК
.
В
странах
ЕС
уже
разработаны
многие
директивы
и
регламенты
,
обязывающие
страны
ЕС
выпол
-
нять
требования
стандартов
,
ука
-
занных
в
директивах
и
регламен
-
тах
.
В
МЭК
создана
рабочая
группа
(
МЭК
SG)
с
участием
экспертов
из
14
стран
для
разработки
комплек
-
сов
стандартов
,
включающих
про
-
токолы
взаимодействия
устройств
в
системах
Smart Grid.
Поэтому
необходимо
использовать
опыт
международных
комитетов
и
ЕС
и
в
первую
очередь
провести
гармони
-
зацию
национальных
стандартов
с
действующими
международными
и
европейскими
стандартами
.
Общей
тенденцией
интеллектуализации
ЕЭС
является
разработка
комплек
-
сов
стандартов
и
других
НТД
,
инте
-
грирующих
множество
интеллекту
-
альных
цифровых
вычислительных
,
коммуникационных
технологий
и
электрических
архитектур
,
а
также
связанных
с
ними
установленных
норм
и
процедур
,
процессов
и
услуг
,
42
СЕТИ РОССИИ
•
в
Федеральный
закон
«
О
тех
-
ническом
регулировании
»
от
27.12.2002
г
.
№
184
с
учётом
изменений
в
2002—2012
гг
.;
•
в
Федеральный
закон
«
Об
элек
-
троэнергетике
»
от
26.03.2003
г
.
№
35
с
учетом
изменений
по
2012
г
.;
•
в
Федеральный
закон
«
О
феде
-
ральной
контрактной
системе
»
№
44
в
целях
установления
обя
-
зательных
требований
к
надёж
-
ности
и
безопасности
системы
,
качеству
электроэнергии
,
энер
-
гоэффективности
по
аналогии
с
тем
,
как
это
реализовано
в
Федеральных
законах
США
и
Директивах
и
регламентах
ЕС
;
•
информация
мониторинга
должна
упорядоченно
содержаться
в
хра
-
нилище
стандартов
и
норматив
-
ных
данных
с
целью
накопления
и
анализа
статистики
и
использова
-
ния
в
расчётах
рисков
с
помощью
соответствующих
нормативно
-
технических
методов
.
При
этом
необходимо
выделить
такое
важное
направление
,
как
соз
-
дание
интегрированных
комплексов
стандартов
по
анализу
и
оценке
ри
-
сков
в
процессе
всего
ЖЦ
системы
,
особенно
оценке
рисков
на
стадии
эксплуатации
ЕЭС
с
целью
решения
проблем
безопасности
и
надёжности
развития
интеллектуальных
сетей
и
удовлетворения
требований
потре
-
бителей
энергии
с
учётом
экономи
-
ческой
эффективности
.
Анализ
показал
[5, 6, 9, 11, 15,
16, 17, 18, 20, 21],
что
к
современ
-
ным
интегрированным
комплексам
национальных
стандартов
в
первую
очередь
должны
относиться
стан
-
дарты
,
устанавливающие
:
•
правила
и
нормы
технологиче
-
ского
проектирования
,
создания
и
эксплуатации
объектов
с
раз
-
витием
типизации
и
унификации
технических
решений
,
синхро
-
низации
организации
строитель
-
ства
и
модернизации
объектов
с
учётом
поставки
сложных
техни
-
ческих
изделий
крупными
моду
-
лями
,
испытанными
на
заводах
;
•
правила
и
нормы
диспетчериза
-
ции
управления
ЕЭС
;
•
правила
и
нормы
планирования
и
осуществления
ремонта
объ
-
ектов
на
основе
регулярного
проведения
мониторинга
и
диа
-
гностического
контроля
состоя
-
ния
объектов
,
а
также
своевре
-
менного
анализа
ситуаций
:
○
методы
испытаний
объектов
,
устройств
и
оборудования
,
особенно
при
входном
контро
-
ле
государственных
закупок
;
○
правила
и
нормы
государ
-
ственных
закупок
с
выпол
-
нением
обязательных
требо
-
ваний
технических
условий
отечественных
заказчиков
относительно
показателей
надёжности
,
качества
,
энер
-
горесурсосбережения
,
безо
-
пасности
и
экологичности
;
○
правила
и
нормы
по
безопас
-
ности
,
надёжности
,
качеству
,
энергоэффективности
,
ресур
-
сосбережению
и
экологии
создания
и
функционирова
-
ния
объектов
и
ЕЭС
в
целом
;
○
автоматизированные
систе
-
мы
управления
технологиче
-
скими
процессами
с
исполь
-
зованием
международных
и
европейских
стандартов
.
Также
к
передовым
современ
-
ным
и
эффективным
интегриро
-
ванным
комплексам
стандартов
следует
отнести
стандарты
по
ком
-
бинированному
производству
элек
-
троэнергии
и
тепла
и
удельным
рас
-
ходам
топлива
электроустановок
.
УПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЕМ
ЕЭС
С
ПОМОЩЬЮ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ
НОРМАТИВНОЙ
БАЗЫ
ЗНАНИЙ
Изложенные
выше
проблемы
и
пути
их
решения
относятся
также
и
к
жилищно
-
коммунальному
хозяйству
(
ЖКХ
) [7],
на
долю
которого
прихо
-
дится
около
50%
затрат
электроэнер
-
гии
.
Несмотря
на
то
что
объёмы
стро
-
ительства
жилых
домов
за
последние
годы
резко
увеличились
,
тарифы
для
населения
также
существенно
воз
-
росли
и
будут
увеличиваться
не
толь
-
ко
за
счёт
роста
цен
на
газ
и
нефть
,
но
и
за
счёт
нерационального
рас
-
ходования
топливно
-
энергетических
ресурсов
и
отсутствия
системного
подхода
к
строительству
производ
-
ственных
,
жилых
и
других
социально
-
бытовых
зданий
и
сооружений
.
Основная
проблема
заключается
в
том
,
что
не
существует
единого
си
-
стемного
подхода
к
нормированию
Рис
. 1.
Схема
интегрированной
системы
обеспечения
синхронизации
производственных
процессов
в
ЕЭС
43
№
5 (20),
сентябрь
–
октябрь
, 2013
в
сфере
ЖКХ
.
По
этой
причине
доми
-
нирует
отраслевое
нормотворчество
—
строители
во
многом
сами
по
себе
,
энергетики
—
сами
по
себе
.
Особен
-
но
это
касается
наиболее
объёмной
и
дорогостоящей
части
строитель
-
ства
—
инженерно
-
технической
, —
ко
-
торая
создаётся
и
модернизируется
на
протяжении
всего
жизненного
цикла
объектов
.
В
этом
вопросе
осо
-
бенно
необходимо
обеспечить
эф
-
фективную
синхронизацию
работ
строителей
и
энергетиков
с
учётом
требуемого
развития
методов
плани
-
рования
,
испытаний
и
контрольно
-
измерительных
процессов
на
осно
-
ве
современной
нормативной
базы
стандартов
,
правил
и
норм
.
В
работах
[2—8, 12—15]
изложе
-
ны
комплексы
стандартов
,
приме
-
нение
которых
позволит
эффективно
управлять
как
проектами
,
так
и
про
-
цессами
эксплуатации
.
Проведение
системных
работ
требует
исполь
-
зования
современного
комплекса
стандартов
по
системе
менеджмен
-
та
энергетической
эффективности
(ISO 50001),
который
с
помощью
энергетической
политики
может
определить
алгоритм
действий
по
до
-
стижению
поставленных
целей
.
Одним
из
важнейших
для
отрас
-
ли
является
и
основополагающий
стандарт
МЭК
61850,
включающий
в
себя
стандарты
по
одноранговой
связи
и
связи
клиент
—
сервер
,
по
конструкции
и
конфигурации
под
-
станции
,
по
методике
испытаний
,
а
также
стандарты
экологических
требований
и
требований
по
проек
-
тированию
.
Отличительной
особен
-
ностью
стандарта
МЭК
61850
яв
-
ляется
то
,
что
он
даёт
возможность
различным
производителям
обору
-
дования
для
энергетики
создавать
интегрированные
совместимые
устройства
.
Применение
интегриро
-
ванного
стандарта
МЭК
61850
по
-
зволяет
сократить
затраты
на
про
-
ектирование
,
монтаж
и
установку
информационной
сети
.
На
основе
стандарта
МЭК
61850
разработан
ГОСТ
Р
МЭК
61850-3-2005 «
Сети
и
системы
связи
на
подстанциях
».
Настоящий
стандарт
распространяется
на
си
-
стемы
автоматизации
подстанций
(S
А
S)
и
определяет
связь
между
интеллектуальными
электронными
устройствами
(I
Е
D)
и
соответствую
-
щими
системными
требованиями
,
устанавливает
требования
к
сетям
связи
,
особенно
к
их
качеству
,
а
также
требования
к
окружающей
среде
,
источникам
питания
и
реко
-
мендации
по
совместимости
тре
-
бований
с
другими
стандартами
и
спецификациями
на
системы
авто
-
матизации
подстанций
.
На
основе
изложенного
рассма
-
триваемый
системно
-
методический
подход
на
базе
интеграции
комплек
-
сов
стандартов
можно
отразить
на
схемах
,
представленных
на
рисун
-
ках
1—3.
Так
,
на
рис
. 1
представле
-
на
схема
интегрированной
системы
обеспечения
синхронизации
про
-
изводственных
процессов
в
ЕЭС
,
в
которой
показана
тесная
взаимос
-
вязь
строителей
,
энергетиков
,
спе
-
циалистов
информационных
техно
-
логий
с
помощью
стандартов
,
норм
и
правил
,
метрологического
обе
-
спечения
и
хранилища
нормативно
-
справочной
информации
.
Особен
-
но
важна
реализация
такой
схемы
интеграции
при
модернизации
и
развитии
ЕЭС
и
отдельных
её
эле
-
ментов
в
направлении
интеллектуа
-
лизации
системы
.
На
рис
. 2
представлена
модель
интегрированной
корпоратив
-
ной
базы
знаний
и
нормативно
-
справочной
информации
для
пользователей
—
энергетиков
,
спе
-
циалистов
информационных
техно
-
логий
,
строителей
и
метрологов
, —
используя
эталоны
,
кодексы
и
стан
-
дарты
,
различные
нормы
,
в
т
.
ч
.
СНиИПы
и
СанПиНы
,
правила
,
стан
-
дартизованные
термины
и
опреде
-
ления
,
классификаторы
технико
-
экономической
информации
(
ТЭИ
),
термины
и
определения
нестан
-
дартизированные
(
новые
).
Для
управления
бизнес
-
проектами
по
-
казано
,
что
взаимосвязь
проектов
и
управление
ими
осуществляется
с
помощью
синхронизации
техноло
-
гических
процессов
с
применени
-
ем
действующих
интегрированных
комплексов
стандартов
,
в
т
.
ч
.
СРПП
,
CALS-T,
ИСО
9000,
ИСО
14000,
ИСО
50001,
МЭК
61850
и
др
.,
а
также
анализа
статистики
различных
от
-
клонений
от
запланированных
про
-
грамм
,
планов
и
графиков
.
На
основании
проведённого
анализа
на
рис
. 3
представлена
схема
интегрированной
функцио
-
нальной
системы
управления
и
развития
ЕЭС
с
учётом
интеллек
-
туализации
на
всех
стадиях
техно
-
логических
процессов
по
всему
жизненному
циклу
ЕЭС
.
В
такой
ин
-
тегрированной
системе
управления
развитием
ЕЭС
важной
особенно
-
стью
является
необходимость
по
-
стоянного
проведения
мониторинга
и
своевременного
анализа
разви
-
тия
международной
и
европейской
стандартизации
с
целью
эффектив
-
Рис
. 2.
Модель
интегрированной
базы
знаний
и
нормативно
-
справочной
информации
для
управления
проектами
44
СЕТИ РОССИИ
ного
использования
зарубежного
опыта
,
позволяющего
снизить
за
-
траты
и
время
на
разработку
,
созда
-
ние
и
развитие
объектов
,
устройств
и
других
элементов
ЕЭС
.
Другой
важной
особенностью
та
-
кой
системы
является
существова
-
ние
различных
состояний
уровней
и
развития
интеллекта
комплексов
и
элементов
ЕЭС
,
в
связи
с
чем
при
планировании
работ
необходимо
разработать
модели
конфигураций
(
архитектуру
)
поколений
техники
[4],
каждая
из
которых
будет
опре
-
делять
во
времени
и
пространстве
механизм
управления
развитием
ЕЭС
с
учётом
смены
поколений
тех
-
ники
(
рис
. 4).
ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ
ПО
РАЗВИТИЮ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ
НОРМАТИВНО
-
ТЕХНИЧЕСКОЙ
БАЗЫ
ЕЭС
Анализ
состояния
проблемы
по
-
зволяет
определить
следующие
при
-
оритетные
направления
развития
нормативной
базы
ЕЭС
на
ближай
-
шую
перспективу
:
•
активизация
работы
российских
технических
комитетов
по
стан
-
дартизации
и
обеспечение
их
взаимодействия
с
техническими
комитетами
международных
и
региональных
органов
по
стан
-
дартизации
;
•
ускорение
темпов
разработки
межгосударственных
стандар
-
тов
для
формирования
дока
-
зательной
базы
соответствия
продукции
требованиям
техни
-
ческих
регламентов
;
•
гармонизация
правил
и
проце
-
дур
проведения
государственно
-
го
контроля
(
надзора
),
включая
методы
оценки
риска
нанесения
вреда
опасной
продукцией
;
•
установление
ответственности
изготовителя
(
поставщика
)
за
безопасность
и
надёжность
выпускаемой
в
обращение
на
рынок
продукции
,
органов
по
сертификации
и
испытательных
лабораторий
—
за
достоверность
результатов
и
достаточность
про
-
ведённой
оценки
соответствия
;
•
приведение
требований
к
продукции
и
связанным
с
ней
процессам
в
соответствие
с
международными
стандартами
и
достижениями
науки
и
техники
в
сфере
электроэнергетики
;
•
разработка
стандартов
,
идентич
-
ных
стандартам
ИСО
/
МЭК
/
Е
N,
с
учётом
оценки
готовности
про
-
мышленности
и
испытательной
базы
для
их
применения
;
•
координация
работ
по
формиро
-
ванию
предложений
по
актуали
-
зации
перечней
стандартов
для
соблюдения
требований
техни
-
ческих
регламентов
;
•
повышение
уровня
гармониза
-
ции
национальных
стандартов
с
международными
и
региональ
-
ными
стандартами
;
•
сокращение
сроков
разработки
стандартов
,
в
том
числе
с
помо
-
щью
разработки
предваритель
-
ных
стандартов
;
•
разработка
единых
правил
и
процедур
подтверждения
соот
-
ветствия
продукции
требовани
-
ям
технических
регламентов
;
•
опережающая
разработка
стан
-
дартов
,
обеспечивающих
инно
-
вационное
развитие
электро
-
энергетики
,
включая
создание
интеллектуальных
сетей
;
•
активное
вовлечение
бизнес
-
сообщества
в
процесс
разработ
-
ки
национальных
стандартов
;
•
формирование
единой
системы
профессиональной
подготовки
и
оценки
компетентности
экспер
-
тов
органов
по
сертификации
и
персонала
лабораторий
.
В
заключение
следует
отметить
,
что
в
условиях
создания
Единого
экономического
пространства
и
присоединения
Российской
Фе
-
дерации
к
ВТО
разработка
инте
-
грированной
нормативной
базы
отрасли
является
эффективным
ин
-
струментом
дальнейшего
развития
ЕЭС
.
Рис
. 3.
Схема
интегрированной
функциональной
системы
управления
и
развития
ЕЭС
на
всех
стадиях
технологических
процессов
по
всему
жизненному
циклу
ЕЭС
45
№
5 (20),
сентябрь
–
октябрь
, 2013
ЛИТЕРАТУРА
1.
Всероссийское
совещание
«
Об
итогах
прохождения
субъекта
-
ми
электроэнергетики
осенне
-
зимнего
периода
2012—2013
гг
.
и
о
развитии
рынков
электриче
-
ской
энергии
и
мощности
»
с
ру
-
ководителями
энергокомпаний
и
штабов
по
обеспечению
без
-
опасности
электроснабжения
в
субъектах
Российской
Федера
-
ции
.
Москва
. 25
апреля
2013
г
.
2.
ГОСТ
Р
51750-2001 «
Энергосбе
-
режение
.
Методика
определе
-
ния
энергоёмкости
при
произ
-
водстве
продукции
и
оказании
услуг
в
технологических
энерге
-
тических
системах
.
Общие
поло
-
жения
». —
М
.:
Издательство
стан
-
дартов
, 2001
г
.
3.
ГОСТ
Р
53905-2010 «
Энергос
-
бережение
.
Термины
и
опреде
-
ления
». —
М
.:
Стандартинформ
,
2011
г
.
4.
Джинчарадзе
А
.
К
. «
Создание
сложных
научно
-
технических
систем
и
изделий
с
примене
-
нием
комплексов
стандартов
CALS —
технологий
и
СРПП
».—
М
.,
Журнал
«
Стандарты
и
качество
»,
№
5, 2012
г
.
5.
Джинчарадзе
А
.
К
.,
Миль
И
.
А
.
«
Роль
стандартизации
в
обеспе
-
чении
разработки
и
внедрения
интеллектуальной
электроэнер
-
гетической
системы
».—
М
.,
Жур
-
нал
«
Информационные
ресурсы
России
»,
№
1, 2013
г
.
6.
Джинчарадзе
А
.
К
.,
Самков
В
.
М
.,
Миль
И
.
А
. «
О
формировании
интегрированной
нормативной
базы
интеллектуальной
ЭС
».—
М
.,
Журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»,
№
3, 2013
г
.
7.
Иванов
Т
.
В
.,
Табунщиков
Ю
.
А
.,
Наумов
А
.
Л
.,
Джинчарадзе
А
.
К
.
«
Анализ
и
перспектива
развития
нормативно
-
технического
обе
-
спечения
в
области
энергети
-
ческой
эффективности
в
здани
-
ях
».—
СПб
.:
Питер
, 2013
г
.
8.
Комплекс
стандартов
МЭК
61850.
9.
Концепция
развития
интел
-
лектуальной
электроэнерге
-
тической
системы
России
с
активно
-
адаптивной
сетью
,
раз
-
работанная
в
2011
г
.
по
заказу
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
и
ОАО
«
НТЦ
элек
-
троэнергетики
».
10.
Кучеров
Ю
.
Н
.,
Федоров
Ю
.
Г
.
«
Анализ
условий
и
тенденций
в
Рис
. 4.
Смена
поколений
систем
,
научно
-
технических
комплексов
и
объектов
обеспечении
надёжности
слож
-
ных
электроэнергетических
си
-
стем
и
энергообъединений
».—
М
.,
Журнал
«
Электротехника
,
электроэнергетика
,
электротех
-
ническая
промышленность
»,
№
5, 2010
г
.
11.
Резолюция
конференции
«
Роль
промышленности
в
формиро
-
вании
системы
технического
регулирования
и
Единого
эконо
-
мического
пространства
»,
г
.
Мо
-
сква
, 19
марта
2013
г
.
12.
Стандарт
ISO/DIS 50001 «
Систе
-
ма
энергоменеджмента
—
Тре
-
бования
с
руководством
по
ис
-
пользованию
».
13.
Стандарт
ЕС
—
Е
N 16001:2009
г
.
«
Система
энергоменеджмента
—
Требования
с
руководством
по
использованию
».
14.
Стандарт
США
— ANSI/
М
S
Е
2000:2005
г
. «
Система
энерго
-
менеджмента
».
15.
Техническое
задание
Европей
-
ским
организациям
по
стан
-
дартизации
(EOC).
Брюссель
,
1
марта
2011
г
.,
М
/490 EN.
Евро
-
пейская
Комиссия
.
Генеральный
Директорат
по
энергетике
.
16.
Федеральный
закон
«
О
разме
-
щении
заказов
на
поставки
то
-
варов
,
выполнение
работ
,
ока
-
зание
услуг
для
государственных
и
муниципальных
нужд
»
от
21.07.2005
г
.
№
94
и
других
,
в
том
числе
соответствующие
По
-
становления
Правительства
РФ
,
особенно
по
обязательному
вы
-
полнению
показателей
надёж
-
ности
,
безопасности
,
качеству
электроэнергии
,
энергоресур
-
сосбережению
,
как
это
реали
-
зовывается
в
Федеральных
за
-
конах
США
и
Директивах
и
регламентах
ЕС
.
17.
Федеральный
закон
«
О
тех
-
ническом
регулировании
»
от
27.12.2002
г
.
№
184
с
учётом
изменений
в
2002—2012
гг
.
18.
Федеральный
закон
«
Об
элек
-
троэнергетике
»
от
26.03.2003
г
.
№
35
с
учётом
изменений
по
2012
г
.
19.
Функционирование
и
разви
-
тие
электроэнергетики
Россий
-
ской
Федерации
в
2011
году
.
Информационно
-
аналитический
доклад
.
Министерство
энергети
-
ки
Российской
Федерации
.
20.
ENTSO-E Network Code for
Requirements for Grid Connection
Applicable to all Generators.
ENTSO-E AISBL, 2012
г
.
21.
Reliability Standards for the
Bulk Electric Systems of North
America. NERC ReliabilityStanda
rdsCompleteSet, 2012
г
.
Оригинал статьи: Интегрированная нормативно-техническая база — основа развития электроэнергетики
Сегодня Россия является одним из крупнейших в мире производителей электроэнергии (более 230 ГВт). Единая электроэнергетическая система России (ЕЭС) включает в себя около 600 электростанций единичной мощностью свыше 5 МВт. Однако, несмотря на такой огромный потенциал энергосистемы, энергоёмкость ВВП в России составляет 0,4 т у. т. на 1000 долл. США против среднемирового 0,19 т, а энергоёмкость продукции в 3–4 раза больше. По сравнению с развитыми странами структура ВВП России отличается более низкой долей услуг (включая транспорт и связь), по уровню душевого электропотребления в бытовом секторе занимает традиционно скромное место.