Интегрированная нормативно-техническая база — основа развития электроэнергетики

Page 1
background image

Page 2
background image

38

СЕТИ

РОССИИ

СОСТОЯНИЕ

 

РАЗВИТИЯ

 

НОРМАТИВНО

-

ТЕХНИЧЕСКОЙ

 

БАЗЫ

Сегодня

 

Россия

 

является

 

одним

 

из

 

крупнейших

 

в

 

мире

 

производителей

 

элек

-

троэнергии

 (

более

 230 

ГВт

). 

Единая

 

элек

-

троэнергетическая

 

система

 

России

  (

ЕЭС

включает

 

в

 

себя

 

около

 600 

электростан

-

ций

 

единичной

 

мощностью

 

свыше

 5 

МВт

Однако

несмотря

 

на

 

такой

 

огромный

 

потенциал

 

энергосистемы

энергоёмкость

 

ВВП

 

в

 

России

 

составляет

 0,4 

т

 

у

т

на

 

1000 

долл

США

 

против

 

среднемирового

 

0,19 

т

а

 

энергоёмкость

 

продукции

 

в

 3—

раза

 

больше

По

 

сравнению

 

с

 

развиты

-

ми

 

странами

 

структура

 

ВВП

 

России

 

отли

-

чается

 

более

 

низкой

 

долей

 

услуг

 (

включая

 

транспорт

 

и

 

связь

), 

по

 

уровню

 

душевого

 

электропотребления

 

в

 

бытовом

 

секторе

 

занимает

 

традиционно

 

скромное

 

место

Электровооружённость

 

труда

 

в

 

обрабаты

-

вающей

 

промышленности

 

России

 

на

 

одно

-

го

 

занятого

 

составляет

 29,3 

тыс

кВт

ч

в

 

США

 — 45,9, 

в

 

Финляндии

 — 98,3.

Продолжает

 

нарастать

 

износ

 

теплоге

-

нерирующего

 

оборудования

 

и

 

тепловых

 

систем

 

ТЭС

Около

 68% 

тепловых

 

сетей

 

эксплуатируются

 

более

 25 

лет

 [1, 19]. 

В

 

электроэнергетике

 

применяется

 

значительное

 

число

 

устаревших

 

и

 

избы

-

точных

 

нормативно

-

технических

 

доку

-

ментов

 

и

 

стандартов

разработанных

 

как

 

в

 

советское

 

время

так

 

и

 

в

 

период

 

функ

-

ционирования

 

ОАО

 

РАО

  «

ЕЭС

 

России

». 

Их

 

статус

 

неоднозначен

поскольку

 

часть

 

документов

 

носит

 

рекомендательный

 

ха

-

рактер

другие

 

не

 

прошли

 

установленных

 

процедур

 

инкорпорирования

 

в

 

законода

-

тельство

 

Российской

 

Федерации

Таким

 

образом

вопросы

 

легитимности

 

отрасле

-

вых

 

нормативно

-

технических

 

документов

 

(

НТД

), 

отсутствие

 

механизма

 

принятия

 

общеотраслевых

 

стандартов

 

и

 

финанси

-

рования

 

их

 

разработки

отсутствие

 

НТД

устанавливающих

 

требования

 

к

 

надёж

-

ности

безопасности

 

и

 

энергоэффектив

-

ности

 

электроэнергетических

 

систем

 

и

 

объектов

 

электроэнергетики

 

в

 

настоящее

 

время

 

являются

 

весьма

 

актуальными

Особое

 

значение

 

эти

 

проблемы

 

приоб

-

ретают

 

в

 

связи

 

с

 

формированием

 

ры

-

ночных

 

отношений

вступлением

 

России

 

в

 

ВТО

 

и

 

участием

 

в

 

интеграционных

 

про

-

цессах

 

на

 

постсоветском

 

пространстве

 

(

СНГ

Таможенный

 

союз

ЕврАзЭС

).

Проблемы

 

усугубляются

 

существен

-

ным

 

отставанием

 

России

 

в

 

сфере

 

стан

-

дартизации

 

от

 

Европейского

 

союза

 

и

 

США

многим

 

российским

 

стандартам

 

более

 30 

лет

уровень

 

гармонизации

 

на

-

циональных

 

стандартов

 

в

 

области

 

элек

-

троэнергетики

 

с

 

международными

 

и

 

ев

-

ропейскими

 

стандартами

   

составляет

 

в

 

среднем

 24% (

в

 

Германии

 — 

более

 90%; 

в

 

ЕС

 — 

более

 70%). 

В

 

отрасли

 

отсутству

-

ет

 

система

 

технического

 

регулирования

 

и

 

стандартизации

Не

 

осуществляется

 

координация

 

работ

 

по

 

созданию

вне

-

дрению

 

и

 

контролю

 

за

 

соблюдением

 

тре

-

бований

 

НТД

Несовершенной

 

является

 

структура

 

НТД

Не

 

завершена

 

работа

 

по

 

формированию

 

современного

 

комплек

-

са

 

терминологических

 

стандартов

приня

-

тых

 

в

 

мировой

 

практике

.  

Недостаточное

 

внимание

 

уделяется

 

разработке

 

нацио

-

нальных

 

стандартов

норм

 

и

 

правил

 

для

 

проектирования

создания

управления

 

и

 

эксплуатации

 

ЕЭС

Отсутствуют

 

современ

-

ные

 

стандарты

 

на

 

устройства

 

и

 

приборы

 

для

   

проведения

 

испытаний

 

и

 

выполне

-

ния

 

контрольно

-

измерительных

 

процедур

 

на

 

всех

 

стадиях

 

жизненного

 

цикла

 

систе

-

мы

Создавшийся

 

низкий

 

уровень

 

стан

-

Интегрированная 

нормативно-техническая 

база – основа развития 

электроэнергетики

Александр ДЖИНЧАРАДЗЕ,

 председатель Технического комитета по стандартизации 

в области электроэнергетики ТК 016, профессор, д.т.н.

н

о

р

м

а

т

и

в

ы

норма

тивы


Page 3
background image

39

 5 (20), 

сентябрь

октябрь

, 2013

дартизации

 

негативно

 

сказывается

 

на

 

управлении

 

ЕЭС

технологиче

-

ской

 

дисциплине

 

и

 

ответственности

что

 

приводит

 

к

 

возникновению

 

ава

-

рий

сбоев

 

в

 

работе

 

системы

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

отрас

-

ли

 

электроэнергетики

 

преимуще

-

ственно

 

действуют

 

стандарты

 

ор

-

ганизаций

  (

СТО

). 

При

 

этом

 

каждая

 

энергокомпания

 

разрабатывает

 

СТО

 

без

 

учёта

 

интересов

 

отрасли

 

в

 

целом

Национальные

 

стандарты

которые

 

могли

 

бы

 

устранить

 

дан

-

ный

 

пробел

практически

 

не

 

разра

-

батываются

что

 

увеличивает

 

риски

 

аварий

 

и

 

отказов

 

устройств

 

в

 

ЕЭС

До

 

настоящего

 

времени

 

не

 

разра

-

ботана

 

целевая

 

программа

 

стан

-

дартизации

 

в

 

направлении

   

интел

-

лектуализации

 

системы

внедрения

 

инновационной

 

продукции

приме

-

нения

 

унифицированных

 

и

 

типовых

 

технологических

 

процессов

 

с

 

по

-

мощью

 

сетевого

 

моделирования

Всё

 

это

 

негативно

 

сказывается

 

на

 

управлении

 

отраслью

синхрони

-

зации

 

работ

удорожании

 

и

 

увели

-

чении

 

сроков

 

выполнения

 

работ

В

 

отрасли

 

не

 

получили

 

внедрение

 

эффективные

 

комплексы

 

стандар

-

тов

СРПП

  (

система

 

разработки

 

и

 

постановки

 

на

 

производство

), 

CALS-

Т

 (

информационная

 

поддерж

-

ка

), 

которые

 

широко

 

применяются

 

в

 

оборонных

 

отраслях

 

промышлен

-

ности

Можно

 

констатировать

 

факт

 

об

 

отсутствии

 

в

 

отрасли

 

должного

 

отношения

 

к

 

вопросам

 

метрологи

-

ческого

 

обеспечения

без

 

чего

 

не

-

возможно

 

говорить

 

о

 

надёжности

качестве

 

и

 

безопасности

.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ

 

ПОЛИТИКА

 

ПОДДЕРЖКИ

 

ИННОВАЦИЙ

 

В

 

ЕС

 

ПОСРЕДСТВОМ

 

СТАНДАРТИЗАЦИИ

Европейские

 

организации

 

по

 

стандартизации

 (CEN, CENELEC, 

ETSI) 

рассматривают

 

её

 

как

 

не

-

отъемлемую

 

часть

 

научных

 

иссле

-

дований

 

и

 

разработок

:

• 

результаты

 

научно

-

исследова

-

тельских

 

проектов

 

неоценимы

 

для

 

стандартизаторов

;

• 

научно

-

исследовательские

 

про

-

екты

 

должны

 

иметь

 

информацию

 

о

 

существующих

 

или

 

о

 

находя

-

щихся

 

в

 

разработке

 

стандартах

;

• 

сама

 

деятельность

 

по

 

стандарти

-

зации

 

может

 

порождать

 

необхо

-

димость

 

дополнительных

 

научных

 

исследований

  (

например

созда

-

ния

 

необходимых

 

методов

 

испы

-

таний

 

и

 

измерений

 

продукции

).

В

 

Европейском

 

совете

 

по

 

стан

-

дартизации

 

и

 

инновациям

 CEN 

и

 

CENELEC 

работает

 

группа

 STAIR. 

Эта

 

совместная

 

стратегическая

 

рабо

-

чая

 

группа

 

комплексно

 

занимается

 

вопросами

 

стандартизации

инно

-

ваций

 

и

 

научных

 

исследований

для

 

того

 

чтобы

:

• 

дать

 

рекомендации

 

в

 

области

 

стратегии

 

для

 

технических

 

бюро

 

CEN 

и

 CENELEC 

по

 

интегриро

-

ванному

 

подходу

 

к

 

научным

 

ис

-

следованиям

инновациям

 

и

 

стандартизации

;

• 

учесть

 

общность

 

политики

 

Ев

-

ропейской

 

комиссии

 

в

 

области

 

научных

 

исследований

 

и

 

инно

-

ваций

 

и

 

возможностей

 

макси

-

мальной

 

эффективности

 

стан

-

дартов

;

• 

предложить

 

решения

 

по

 

доведе

-

нию

 

научно

-

исследовательских

 

проектов

 

для

 

стандартизации

обеспечивая

 

следующее

:

 

стандарты

 

помогают

 

популя

-

ризировать

 

инновационную

 

продукцию

 

и

 

услуги

обе

-

спечивая

 

доверие

 

промыш

-

ленных

 

пользователей

 

и

 

по

-

требителей

и

 

существенно

 

способствуют

 

созданию

 

круп

-

номасштабного

 

рынка

;

 

стандарты

 

обеспечивают

 

со

-

ответствие

 

и

 

совместимость

 

продукции

 

и

 

услуг

в

 

связи

 

с

 

чем

 

конечные

 

пользовате

-

ли

 

выигрывают

 

от

 

снижения

 

цен

;

 

стандарты

 

повышают

 

каче

-

ство

 

продукции

позволяя

 

применять

 

передовые

 

тех

-

нологии

 

и

 

методы

одновре

-

менно

 

обеспечивая

 

аспекты

 

безопасности

 

и

 

экологии

;

 

стандарты

 

поддерживают

 

экспорт

 

за

 

счёт

 

устранения

 

технических

 

барьеров

 

в

 

тор

-

говле

 

на

 

едином

 

европей

-

ском

 

рынке

 

и

 

в

 

глобальном

 

масштабе

;

 

европейские

 

стандарты

 

под

-

держивают

 

европейское

 

за

-

конодательство

Ссылаясь

 

на

 

стандарты

промышленность

 

может

 

выполнить

 

требования

 

законодательства

касаю

-

щиеся

 

вывода

 

качественной

 

продукции

 

на

 

рынок

;

 

стандартизаторы

 

устанав

-

ливают

 

основные

 

правила

 

не

 

только

 

для

 

обеспечения

 

безопасности

   

и

 

экологично

-

сти

 

продукции

но

 

и

 

для

 

того

чтобы

 

компании

 

сделали

 

эти

 

цели

 

основными

 

составляю

-

щими

 

в

 

областях

 

безопасно

-

сти

защиты

 

потребителей

 

и

 

окружающей

 

среды

;

 

стандарты

 

обеспечивают

 

до

-

ступ

 

к

 500 

млн

 

потребителей

 

ЕС

Европейские

 

стандарты

насколько

 

это

 

возможно

согласованы

 

с

 

международ

-

ными

 

стандартами

 (ISO, IEC, 

сектора

 

телекоммуникаций

 

ITU).

В

 

связи

 

с

 

этим

 

стандартизация

 — 

лучшее

 

средство

 

для

 

быстрого

 

вы

-

вода

 

на

 

рынок

 

инновационных

 

тех

-

нологий

 

и

 

продукции

сокращает

 

жизненный

 

цикл

  (

ЖЦ

от

 

идеи

 

изо

-

бретения

 

до

 

выхода

 

на

 

глобальный

 

рынок

является

 

важным

 

инстру

-

ментом

 

для

 

инновационного

 

бизне

-

са

научных

 

исследований

 

и

 

разра

-

боток

.

Стандартизация

 

особенно

 

эф

-

фективно

 

адаптирует

  

новое

 

знание

полученное

 

в

 

ходе

 

научного

 

иссле

-

дования

к

 

нуждам

 

рынка

 

в

 

следую

-

щих

 

областях

:

• 

номенклатура

/

терминология

 

и

 

классификаторы

;

• 

метрология

;

• 

измерения

 

и

 

методы

 

испытаний

 

на

 

надёжность

качество

безо

-

пасность

;

• 

энергоэффективность

 

и

 

ресур

-

сосбережение

;

• 

преобразование

 

изделий

про

-

цессов

 

и

 

систем

 

с

 

учётом

 

интел

-

лектуализации

;

• 

функциональная

 

и

 

техническая

 

совместимость

.

В

 

отношении

 

принятых

 

новых

 

технологий

 

стандарты

которые

 

поддерживаются

 

политикой

спо

-

собствующей

 

инновациям

 

(

при

 

понимании

 

условий

 

интеллекту

-

альной

 

собственности

), 

являются

 

ключевым

 

инструментом

 

для

 

обе

-

спечения

 

технической

 

пригодности

 

и

 

доступа

 

к

 

рынку

Таким

 

образом

стандарты

 

переносят

 

инноваци

-

онные

 

технологии

 

в

 

коммерчески

 

успешные

 

продукты

 

и

 

предложения

Исследования

проведённые

 

в

 

ряде

 

стран

 

ЕС

  (

Германии

Франции

Ве

-

ликобритании

), 

показали

что

 

в

 

мас

-

штабах

 

национальной

 

экономики

 

совокупный

 

эффект

 

от

 

проведения

 

работ

 

по

 

стандартизации

 

с

 

учётом

 


Page 4
background image

40

СЕТИ РОССИИ

применения

 

международных

 

и

 

ев

-

ропейских

 

стандартов

  (

ИСО

/

МЭК

/

СЕН

/

СЕНЭЛЕК

составляет

 

более

 

1% 

от

 

валового

 

внутреннего

 

про

-

дукта

 (

ВВП

). 

Опыт

 

зарубежных

 

ком

-

паний

 

ЕС

 

показывает

что

 

вложе

-

ния

 

в

 

стандарты

 

дают

 

на

 1 

евро

 

до

 

20 

евро

 

прибыли

В

 

Великобрита

-

нии

 

вклад

 

технологических

 

преоб

-

разований

 

в

 

ВВП

 

составляет

 

около

 

50%, 

при

 

этом

 

вклад

 

стандартов

 

не

-

посредственно

 

в

 

технологические

 

преобразования

 

составляет

 

более

 

25%. 

По

 

данным

 

экспертов

Герма

-

ния

 

получает

 

ежегодный

 

экономи

-

ческий

 

эффект

 

от

 

стандартизации

 

около

 18 

млрд

 

евро

.

ГАРМОНИЗАЦИЯ

 

СТАНДАРТОВ

 — 

ЭФФЕКТИВНЫЙ

 

ПУТЬ

 

К

 

РАЗВИТИЮ

 

ЕЭС

Вступление

 

России

 

в

 

ВТО

фор

-

мирование

 

единого

 

экономиче

-

ского

 

и

 

информационного

 

про

-

странства

 

в

 

рамках

 

Евразийского

 

союза

 

и

 

СНГ

развитие

 

экономики

 

регионов

 

на

 

Дальнем

 

Востоке

 

и

 

на

 

западных

 

границах

 

Российской

 

Федерации

 

создают

 

новые

 

возмож

-

ности

 

для

 

бизнеса

В

 

связи

 

с

 

этим

 

важное

   

значение

 

имеет

 

создание

 

механизмов

 

и

 

инструментов

 

госу

-

дарственной

 

поддержки

 

формиро

-

вания

 

современной

 

нормативной

 

базы

 

отрасли

Ускорение

 

процессов

 

разработки

 

и

 

применения

 

россий

-

ских

   

национальных

 

и

 

отраслевых

 

стандартов

гармонизированных

 

с

 

международными

 

и

 

европейскими

 

стандартами

позволит

 

обеспечить

 

повышение

 

уровня

 

гармонизации

 

стандартов

 

к

 2020 

г

до

 70% 

и

 

таким

 

образом

 

снизить

 

энергоёмкость

 

ВВП

 

России

 

более

 

чем

 

на

 5%.

Необходимо

 

подчеркнуть

что

 

в

 

условиях

 

функционирования

 

Рос

-

сии

 

в

 

ВТО

создания

 

единого

 

эконо

-

мического

 

и

 

технологического

 

про

-

странства

 

в

 

СНГ

 

и

 

ЕС

 

должно

 

быть

 

развитие

 

в

 

сторону

 

формирования

 

объединённого

 

рынка

 

электроэнер

-

гии

   

в

 

масштабе

 

континента

т

.

е

внедрение

 

между

 

странами

 

Евро

-

союза

Российской

 

Федерации

 

и

 

СНГ

 

эффективного

основанного

 

на

 

рыночных

 

принципах

 

механизма

 

синхронизации

 

управления

 

нагруз

-

ками

 

на

 

основе

 

стандартов

норм

 

и

 

правил

гармонизированных

 

с

 

международными

 

и

 

европейскими

 

стандартами

Анализ

 

показал

 [5, 6, 

7, 11], 

что

 

для

 

реализации

 

таких

 

це

-

лей

 

в

 

первую

 

очередь

 

необходимо

 

осуществить

 

мероприятия

 

по

:

• 

созданию

 

единой

 

базы

 

инте

-

грированных

 

и

 

гармонизиро

-

ванных

 

нормативно

-

правовых

 

и

 

нормативно

-

технических

 

рег

-

ламентов

 

и

 

стандартов

в

 

том

 

числе

 

терминов

 

и

 

определений

рыночных

 

правил

 

развития

 

тор

-

говли

 

электроэнергией

конку

-

ренции

 

и

 

инвестиций

основан

-

ных

 

на

 

недискриминационном

 

доступе

 

к

 

сетям

;

• 

интеграции

 

систем

 

и

 

планов

 

развития

 

электросетевой

 

инфра

-

структуры

 

СНГ

 — 

ЕС

 

с

 

учётом

 

экологии

 

и

 

применения

 

низкоу

-

глеродной

 

генерации

 

электроэ

-

нергии

 

и

 

возобновляемых

 

источ

-

ников

 

энергии

;

• 

созданию

 

совместного

 

систем

-

ного

 

оператора

;

• 

созданию

 

условий

 

для

 

взаимных

 

инвестиций

 

в

 

развитие

 

электро

-

энергетической

 

инфраструкту

-

ры

строительство

 

и

 

модерниза

-

цию

 

генерирующего

 

оборудова

-

ния

 

в

 

России

 

и

 

ЕС

;

• 

активизации

 

работы

 

техниче

-

ских

 

комитетов

 

по

 

стандарти

-

зации

 

в

 

России

 

и

 

участия

 

их

 

в

 

международных

 

технических

 

комитетах

 

по

 

стандартизации

 

в

 

ИСО

 

и

 

МЭК

;

• 

развитию

 

сотрудничества

 

между

 

организациями

 

ОАО

  «

Россети

», 

ОАО

  «

СО

 

ЕЭС

», 

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

» 

с

 

одной

 

стороны

 

и

 ENTSO-E — 

с

 

другой

;

• 

формированию

 

совместно

-

го

 

нормативно

-

правового

 

и

 

нормативно

-

технического

 

цен

-

тра

  (

Центр

по

 

содействию

 

раз

-

вития

 

унифицированной

 

транс

-

континентальной

 

устойчивой

 

энергосистемы

.

При

 

этом

 

считать

 

главными

 

за

-

дачами

 

сотрудничества

 

России

СНГ

 

и

 

ЕС

 

в

 

электроэнергетическом

 

секторе

 

обеспечение

 

надёжности

эффективности

качества

безопас

-

ности

 

ЕЭС

 

и

 

ответственности

 

по

-

ставщиков

 

электроэнергии

 

перед

 

потребителями

Такая

 

единая

 

инте

-

грированная

 

политика

 

на

 

основе

 

обязательного

 

применения

 

единых

 

нормативных

 

актов

технических

 

регламентов

обеспечения

 

соблю

-

дения

 

требований

 

стандартов

 

по

-

зволит

 

эффективно

 

реализовать

 

поставленные

 

цели

а

 

в

 

России

 — 

существенно

 

уменьшить

 

энергоём

-

кость

 

ВВП

 

и

 

продукции

.

ИНТЕГРАЦИЯ

 

И

 

СИНХРОНИЗАЦИЯ

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

 

ПРОЦЕССОВ

В

 

мировой

 

практике

 

основное

 

развитие

 

ЕЭС

 

осуществляется

 

в

 

на

-

правлении

 

её

 

интеллектуализации

 

по

 

всем

 

и

 

на

 

всех

 

этапах

 

производ

-

ственных

 

и

 

технологических

 

процес

-

сов

включая

 

генерацию

передачу

распределение

сбыт

потребление

 

и

 

управление

 

на

 

базе

 

комплексной

 

автоматизированной

 

интегриро

-

ванной

 

функциональной

 

системы

в

 

том

 

числе

 

мониторинг

учёт

кон

-

троль

анализ

самодиагностику

определение

 

отклонений

 

и

 

саморе

-

гулирование

 

показателей

ЖЦ

 

здесь

 

представляется

 

как

 

совокупный

 

ре

-

зультат

 

процессов

выполняемых

 

от

 

момента

 

выявления

 

потребностей

 


Page 5
background image

41

 5 (20), 

сентябрь

октябрь

, 2013

которые

 

функционально

 

и

 

инфор

-

мационно

 

должны

 

быть

 

совмести

-

мы

синхронизованы

 

в

 

процессах

 

проектирования

строительства

модернизации

 

и

 

эксплуатации

 

эле

-

ментов

 

ЕЭС

Такая

 

интеллектуаль

-

ная

 

система

 

будет

 

отличаться

 

от

 

других

 

гибкой

 

интеграцией

само

-

диагностикой

 

и

 

саморегулирова

-

нием

будет

 

способна

 

отразить

 

технические

социальные

 

и

 

орга

-

низационные

 

потребности

 

в

 

устой

-

чивой

 

информационно

-

безопасной

 

интеллектуальной

 

электросети

 

с

 

учё

-

том

 

конфиденциальности

 

пользо

-

вателей

которые

 

должны

 

получать

 

возможность

 

сбора

учёта

анализа

использования

обработки

хране

-

ния

передачи

 

и

 

удаления

 

своей

 

ин

-

формации

что

 

позволит

 

предостав

-

лять

 

разнообразные

 

комплексные

 

услуги

Для

 

реализации

 

таких

 

услуг

 

должны

 

существовать

 

всеобъем

-

лющие

 

интегрированные

 

стандар

-

ты

относящиеся

 

к

 

безопасности

 

и

 

защите

 

личных

 

данных

При

 

этом

 

следует

 

выделить

что

 

конфигура

-

ция

 (

архитектура

интеллектуальной

 

сети

 

в

 

соответствии

 

с

 

ЖЦ

 

должна

 

обеспечивать

 

инновации

 

таким

 

об

-

разом

чтобы

 

решения

запускае

-

мые

например

в

 2019 

г

., 

могли

 

взаимодействовать

 

с

 

устройствами

 

предыдущего

 

поколения

например

 

2014 

г

., 

с

 

учётом

 

результатов

 

адек

-

ватного

 

анализа

 

и

 

мониторинга

 

функционирования

 

ЕЭС

Практика

 

проектирования

соз

-

дания

эксплуатации

модерниза

-

ции

 

и

 

развития

 

ЕЭС

 

и

 

объектов

 

в

 

отдельности

 

показывает

что

 

одной

 

из

 

важнейших

 

существенных

 

со

-

ставляющих

 

экономической

 

эф

-

фективности

 

является

 

синхрони

-

зация

 

проведения

 

строительных

 

и

 

инженерно

-

технических

 

работ

 

с

 

учётом

 

необходимого

 

метрологиче

-

ского

 

обеспечения

 

на

 

протяжении

 

всего

 

жизненного

 

цикла

 

развития

 

и

 

модернизации

 

ЕЭС

что

 

может

 

быть

 

реализовано

 

на

 

базе

 

соответствую

-

щих

 

интегрированных

 

комплексов

 

стандартов

 

и

 

мероприятий

 [2, 3, 4, 6, 

7, 8, 10, 12, 13, 14, 17, 18, 20, 21]:
•  

во

-

первых

разработать

 

и

 

соз

-

дать

 

в

 

отрасли

 

электроэнерге

-

тики

 

эффективную

 

НТБ

 

норм

 

и

 

правил

 

на

 

основе

 

национальных

 

стандартов

гармонизирован

-

ных

 

с

 

международными

 

и

 

евро

-

пейскими

 

стандартами

 

с

 

учётом

 

российских

 

особенностей

;

• 

во

-

вторых

системно

 

совершен

-

ствовать

 

следующие

   

норматив

-

ные

 

методы

 

на

 

основе

 

примене

-

ния

 

национальных

 

стандартов

:

 

мониторинга

 

металлокон

-

струкций

 

и

 

бетонных

 

кон

-

струкций

 

на

 

базе

 

современ

-

ных

 

нормативных

 

методов

 

измерений

 

и

 

анализа

;

 

испытаний

 

оборудования

 

и

 

объектов

 

ЕЭС

;

 

нормативного

 

планирования

 

ремонта

 

и

 

модернизации

;

 

нормативно

-

технической

 

и

 

экономической

 

оценки

 

си

-

туаций

 

и

 

рисков

;

 

применения

 

эффективных

 

комплексов

 

стандартов

 

СРПП

, CALS-T, 

сетевого

 

моде

-

лирования

 

и

 

др

.

Выполнение

 

этих

 

мероприятий

 

потребует

 

внесения

 

соответствую

-

щих

 

изменений

 

в

 

ряд

 

законов

 

РФ

 

и

 

подзаконных

 

актов

в

 

том

 

числе

:

общества

 (

потребителей

в

 

иннова

-

ционной

  (

или

 

модернизированной

продукции

 

и

 

услугах

 

системы

 

до

 

пе

-

рехода

 

на

 

более

 

высокий

 

уровень

 

развития

 

ЕЭС

обусловленный

 

раз

-

витием

 

общества

смены

 

поколе

-

ний

 

техники

 

и

 

технологий

.

Как

 

было

 

показано

 

в

 

ряде

 

работ

 

[5, 6, 7, 9, 15, 20], 

одной

 

из

 

наи

-

более

 

важных

 

и

 

принципиальных

 

особенностей

 

интеллектуализации

 

ЕЭС

 

является

 

интеграция

 

стандар

-

тов

 

в

 

сфере

 

электроэнергетики

 

со

 

стандартами

 

информационных

 

и

 

телекоммуникационных

 

техноло

-

гий

связи

 

и

 

метрологического

 

обе

-

спечения

Без

 

такой

 

интеграции

 

невозможно

 

создать

 

технологиче

-

скую

 

платформу

 — 

нормативно

-

технологическую

 

конфигурацию

 

(

архитектуру

ЕЭС

 

с

 

обеспечением

 

синхронизации

 

процессов

 

в

 

реаль

-

ном

 

масштабе

 

времени

 

на

 

про

-

тяжении

 

всех

 

стадий

 

ЖЦ

 

системы

 

(

от

 

НИОКР

создания

 

и

 

эксплуата

-

ции

 

до

 

перехода

 

на

 

другие

 

научно

-

технические

 

поколения

 

развития

 

устройств

оборудования

подстан

-

ций

 

и

 

системы

 

в

 

целом

).

Необходимо

 

отметить

что

 

в

 

на

-

стоящее

 

время

 

в

 

России

 

в

 

работах

 

по

 

стандартизации

 

в

 

области

 Smart 

Grid 

участвуют

 

специалисты

 16 

тех

-

нических

 

комитетов

 

по

 

стандартиза

-

ции

 (

ТК

), 

в

 

международной

 

электро

-

технической

 

комиссии

  (

МЭК

) — 27 

ТК

В

 

странах

 

ЕС

 

уже

 

разработаны

 

многие

 

директивы

   

и

 

регламенты

обязывающие

 

страны

 

ЕС

 

выпол

-

нять

 

требования

 

стандартов

ука

-

занных

 

в

 

директивах

 

и

 

регламен

-

тах

В

 

МЭК

 

создана

  

рабочая

 

группа

 

(

МЭК

 SG) 

с

 

участием

 

экспертов

 

из

 

14 

стран

 

для

 

разработки

 

комплек

-

сов

 

стандартов

включающих

 

про

-

токолы

 

взаимодействия

 

устройств

 

в

 

системах

 Smart Grid. 

Поэтому

 

необходимо

 

использовать

 

опыт

 

международных

 

комитетов

 

и

 

ЕС

 

и

 

в

 

первую

 

очередь

 

провести

 

гармони

-

зацию

 

национальных

 

стандартов

 

с

 

действующими

 

международными

 

и

 

европейскими

 

стандартами

Общей

 

тенденцией

 

интеллектуализации

 

ЕЭС

 

является

 

разработка

 

комплек

-

сов

 

стандартов

 

и

 

других

 

НТД

инте

-

грирующих

 

множество

 

интеллекту

-

альных

 

цифровых

 

вычислительных

коммуникационных

 

технологий

 

и

 

электрических

 

архитектур

а

 

также

 

связанных

 

с

 

ними

 

установленных

 

норм

 

и

 

процедур

процессов

 

и

 

услуг


Page 6
background image

42

СЕТИ РОССИИ

• 

в

 

Федеральный

 

закон

  «

О

 

тех

-

ническом

 

регулировании

» 

от

 

27.12.2002 

г

 184 

с

 

учётом

 

изменений

 

в

 2002—2012 

гг

.;

• 

в

 

Федеральный

 

закон

  «

Об

 

элек

-

троэнергетике

» 

от

 26.03.2003 

г

 35 

с

 

учетом

 

изменений

 

по

 

2012 

г

.;

• 

в

 

Федеральный

 

закон

  «

О

 

феде

-

ральной

 

контрактной

 

системе

» 

 44 

в

 

целях

 

установления

 

обя

-

зательных

 

требований

 

к

 

надёж

-

ности

 

и

 

безопасности

 

системы

качеству

 

электроэнергии

энер

-

гоэффективности

 

по

 

аналогии

 

с

 

тем

как

 

это

 

реализовано

 

в

 

Федеральных

 

законах

 

США

 

и

 

Директивах

 

и

 

регламентах

 

ЕС

;

• 

информация

 

мониторинга

 

должна

 

упорядоченно

 

содержаться

 

в

 

хра

-

нилище

 

стандартов

 

и

 

норматив

-

ных

 

данных

 

с

 

целью

 

накопления

 

и

 

анализа

 

статистики

 

и

 

использова

-

ния

 

в

 

расчётах

 

рисков

 

с

 

помощью

 

соответствующих

 

нормативно

-

технических

 

методов

.

При

 

этом

 

необходимо

 

выделить

 

такое

 

важное

 

направление

как

 

соз

-

дание

 

интегрированных

 

комплексов

 

стандартов

 

по

 

анализу

 

и

 

оценке

 

ри

-

сков

 

в

 

процессе

 

всего

 

ЖЦ

 

системы

особенно

 

оценке

 

рисков

 

на

 

стадии

 

эксплуатации

 

ЕЭС

 

с

 

целью

 

решения

 

проблем

 

безопасности

 

и

 

надёжности

  

развития

 

интеллектуальных

 

сетей

 

и

 

удовлетворения

 

требований

 

потре

-

бителей

 

энергии

 

с

 

учётом

 

экономи

-

ческой

 

эффективности

.

Анализ

 

показал

 [5, 6, 9, 11, 15, 

16, 17, 18, 20, 21], 

что

 

к

 

современ

-

ным

 

интегрированным

 

комплексам

 

национальных

 

стандартов

 

в

 

первую

 

очередь

 

должны

 

относиться

 

стан

-

дарты

устанавливающие

:

• 

правила

 

и

 

нормы

 

технологиче

-

ского

 

проектирования

создания

 

и

 

эксплуатации

 

объектов

 

с

 

раз

-

витием

 

типизации

 

и

 

унификации

 

технических

 

решений

синхро

-

низации

 

организации

 

строитель

-

ства

 

и

 

модернизации

 

объектов

 

с

 

учётом

 

поставки

 

сложных

 

техни

-

ческих

 

изделий

 

крупными

 

моду

-

лями

испытанными

 

на

 

заводах

;

• 

правила

 

и

 

нормы

 

диспетчериза

-

ции

 

управления

 

ЕЭС

;

• 

правила

 

и

 

нормы

 

планирования

 

и

 

осуществления

 

ремонта

 

объ

-

ектов

 

на

 

основе

 

регулярного

 

проведения

 

мониторинга

 

и

 

диа

-

гностического

 

контроля

 

состоя

-

ния

 

объектов

а

 

также

 

своевре

-

менного

 

анализа

 

ситуаций

:

 

методы

 

испытаний

 

объектов

устройств

 

и

 

оборудования

особенно

 

при

 

входном

 

контро

-

ле

 

государственных

 

закупок

;

 

правила

 

и

 

нормы

 

государ

-

ственных

 

закупок

 

с

 

выпол

-

нением

 

обязательных

 

требо

-

ваний

 

технических

 

условий

 

отечественных

 

заказчиков

 

относительно

 

показателей

 

надёжности

качества

энер

-

горесурсосбережения

безо

-

пасности

 

и

 

экологичности

;

 

правила

 

и

 

нормы

 

по

 

безопас

-

ности

надёжности

качеству

энергоэффективности

ресур

-

сосбережению

 

и

 

экологии

 

создания

 

и

 

функционирова

-

ния

 

объектов

 

и

 

ЕЭС

 

в

 

целом

;

 

автоматизированные

 

систе

-

мы

 

управления

 

технологиче

-

скими

 

процессами

 

с

 

исполь

-

зованием

 

международных

 

и

 

европейских

 

стандартов

.

Также

 

к

 

передовым

 

современ

-

ным

 

и

 

эффективным

 

интегриро

-

ванным

 

комплексам

 

стандартов

 

следует

 

отнести

 

стандарты

 

по

 

ком

-

бинированному

 

производству

 

элек

-

троэнергии

 

и

 

тепла

 

и

 

удельным

 

рас

-

ходам

 

топлива

 

электроустановок

.

УПРАВЛЕНИЕ

 

РАЗВИТИЕМ

 

ЕЭС

 

С

 

ПОМОЩЬЮ

 

ИНТЕГРИРОВАННОЙ

 

НОРМАТИВНОЙ

 

БАЗЫ

 

ЗНАНИЙ

Изложенные

 

выше

 

проблемы

 

и

 

пути

 

их

 

решения

 

относятся

 

также

 

и

 

к

 

жилищно

-

коммунальному

 

хозяйству

 

(

ЖКХ

) [7], 

на

 

долю

 

которого

 

прихо

-

дится

 

около

 50% 

затрат

 

электроэнер

-

гии

Несмотря

 

на

 

то

 

что

 

объёмы

 

стро

-

ительства

 

жилых

 

домов

 

за

 

последние

 

годы

 

резко

 

увеличились

тарифы

 

для

 

населения

 

также

 

существенно

 

воз

-

росли

 

и

 

будут

 

увеличиваться

 

не

 

толь

-

ко

 

за

 

счёт

 

роста

 

цен

 

на

 

газ

 

и

 

нефть

но

 

и

 

за

 

счёт

 

нерационального

 

рас

-

ходования

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

и

 

отсутствия

 

системного

 

подхода

 

к

 

строительству

 

производ

-

ственных

жилых

 

и

 

других

 

социально

-

бытовых

 

зданий

 

и

 

сооружений

Основная

 

проблема

 

заключается

 

в

 

том

что

 

не

 

существует

 

единого

 

си

-

стемного

 

подхода

 

к

 

нормированию

 

Рис

. 1. 

Схема

 

интегрированной

 

системы

 

обеспечения

 

синхронизации

 

производственных

 

процессов

 

в

 

ЕЭС


Page 7
background image

43

 5 (20), 

сентябрь

октябрь

, 2013

в

 

сфере

 

ЖКХ

По

 

этой

 

причине

 

доми

-

нирует

 

отраслевое

 

нормотворчество

 

— 

строители

 

во

 

многом

 

сами

 

по

 

себе

энергетики

 — 

сами

 

по

 

себе

Особен

-

но

 

это

 

касается

 

наиболее

 

объёмной

 

и

 

дорогостоящей

 

части

 

строитель

-

ства

 — 

инженерно

-

технической

, — 

ко

-

торая

 

создаётся

 

и

 

модернизируется

 

на

 

протяжении

 

всего

 

жизненного

 

цикла

 

объектов

В

 

этом

 

вопросе

 

осо

-

бенно

 

необходимо

 

обеспечить

 

эф

-

фективную

 

синхронизацию

 

работ

 

строителей

 

и

 

энергетиков

 

с

 

учётом

 

требуемого

 

развития

 

методов

 

плани

-

рования

испытаний

 

и

 

контрольно

-

измерительных

 

процессов

 

на

 

осно

-

ве

 

современной

 

нормативной

 

базы

 

стандартов

правил

 

и

 

норм

.

В

 

работах

 [2—8, 12—15] 

изложе

-

ны

 

комплексы

 

стандартов

приме

-

нение

 

которых

 

позволит

 

эффективно

 

управлять

 

как

 

проектами

так

 

и

 

про

-

цессами

 

эксплуатации

Проведение

 

системных

 

работ

 

требует

 

исполь

-

зования

 

современного

 

комплекса

 

стандартов

 

по

 

системе

 

менеджмен

-

та

 

энергетической

 

эффективности

 

(ISO 50001), 

который

 

с

 

помощью

 

энергетической

 

политики

 

может

 

определить

 

алгоритм

 

действий

 

по

 

до

-

стижению

 

поставленных

 

целей

.

Одним

 

из

 

важнейших

 

для

 

отрас

-

ли

 

является

 

и

 

основополагающий

 

стандарт

  

МЭК

 61850, 

включающий

 

в

 

себя

 

стандарты

 

по

 

одноранговой

 

связи

 

и

 

связи

 

клиент

сервер

по

 

конструкции

 

и

 

конфигурации

 

под

-

станции

по

 

методике

 

испытаний

а

 

также

 

стандарты

 

экологических

 

требований

 

и

 

требований

 

по

 

проек

-

тированию

Отличительной

 

особен

-

ностью

 

стандарта

 

МЭК

 61850 

яв

-

ляется

 

то

что

 

он

 

даёт

 

возможность

 

различным

 

производителям

 

обору

-

дования

 

для

 

энергетики

 

создавать

 

интегрированные

 

совместимые

 

устройства

Применение

 

интегриро

-

ванного

 

стандарта

 

МЭК

 61850 

по

-

зволяет

 

сократить

 

затраты

 

на

 

про

-

ектирование

монтаж

 

и

 

установку

 

информационной

 

сети

На

 

основе

 

стандарта

 

МЭК

 

61850 

разработан

 

ГОСТ

 

Р

 

МЭК

 

61850-3-2005 «

Сети

 

и

 

системы

 

связи

 

на

 

подстанциях

». 

Настоящий

 

стандарт

 

распространяется

 

на

 

си

-

стемы

 

автоматизации

 

подстанций

 

(S

А

S) 

и

 

определяет

 

связь

 

между

 

интеллектуальными

 

электронными

 

устройствами

 (I

Е

D) 

и

 

соответствую

-

щими

 

системными

 

требованиями

устанавливает

 

требования

 

к

 

сетям

 

связи

особенно

 

к

 

их

 

качеству

а

 

также

 

требования

 

к

 

окружающей

 

среде

источникам

 

питания

 

и

 

реко

-

мендации

 

по

 

совместимости

 

тре

-

бований

 

с

 

другими

 

стандартами

 

и

 

спецификациями

 

на

 

системы

 

авто

-

матизации

 

подстанций

.

На

 

основе

 

изложенного

 

рассма

-

триваемый

 

системно

-

методический

 

подход

 

на

 

базе

 

интеграции

 

комплек

-

сов

 

стандартов

 

можно

 

отразить

 

на

 

схемах

представленных

 

на

 

рисун

-

ках

 1—3. 

Так

на

 

рис

. 1 

представле

-

на

 

схема

 

интегрированной

 

системы

 

обеспечения

 

синхронизации

 

про

-

изводственных

 

процессов

 

в

 

ЕЭС

в

 

которой

 

показана

 

тесная

 

взаимос

-

вязь

 

строителей

энергетиков

спе

-

циалистов

 

информационных

 

техно

-

логий

 

с

 

помощью

 

стандартов

норм

 

и

 

правил

метрологического

 

обе

-

спечения

 

и

 

хранилища

 

нормативно

-

справочной

 

информации

Особен

-

но

 

важна

 

реализация

 

такой

 

схемы

 

интеграции

 

при

 

модернизации

 

и

 

развитии

 

ЕЭС

 

и

 

отдельных

 

её

 

эле

-

ментов

 

в

 

направлении

 

интеллектуа

-

лизации

 

системы

На

 

рис

. 2 

представлена

 

модель

 

интегрированной

 

корпоратив

-

ной

 

базы

 

знаний

 

и

 

нормативно

-

справочной

 

информации

 

для

 

пользователей

 — 

энергетиков

спе

-

циалистов

 

информационных

 

техно

-

логий

строителей

 

и

 

метрологов

, — 

используя

 

эталоны

кодексы

 

и

 

стан

-

дарты

различные

 

нормы

в

 

т

.

ч

СНиИПы

 

и

 

СанПиНы

правила

стан

-

дартизованные

 

термины

 

и

 

опреде

-

ления

классификаторы

 

технико

-

экономической

 

информации

  (

ТЭИ

), 

термины

 

и

 

определения

 

нестан

-

дартизированные

 

(

новые

). 

Для

 

управления

 

бизнес

-

проектами

 

по

-

казано

что

 

взаимосвязь

 

проектов

 

и

 

управление

 

ими

 

осуществляется

 

с

 

помощью

 

синхронизации

 

техноло

-

гических

 

процессов

 

с

 

применени

-

ем

 

действующих

 

интегрированных

 

комплексов

 

стандартов

в

 

т

.

ч

СРПП

CALS-T, 

ИСО

 9000, 

ИСО

 14000, 

ИСО

 

50001, 

МЭК

 61850 

и

 

др

., 

а

 

также

 

анализа

 

статистики

 

различных

 

от

-

клонений

 

от

 

запланированных

 

про

-

грамм

планов

 

и

 

графиков

.

На

 

основании

 

проведённого

 

анализа

 

на

 

рис

. 3 

представлена

 

схема

 

интегрированной

 

функцио

-

нальной

 

системы

 

управления

 

и

 

развития

 

ЕЭС

 

с

 

учётом

 

интеллек

-

туализации

 

на

 

всех

 

стадиях

 

техно

-

логических

 

процессов

 

по

 

всему

 

жизненному

 

циклу

 

ЕЭС

В

 

такой

 

ин

-

тегрированной

 

системе

 

управления

 

развитием

 

ЕЭС

 

важной

 

особенно

-

стью

 

является

 

необходимость

 

по

-

стоянного

 

проведения

 

мониторинга

 

и

 

своевременного

 

анализа

 

разви

-

тия

  

международной

 

и

 

европейской

 

стандартизации

 

с

 

целью

 

эффектив

-

Рис

. 2. 

Модель

 

интегрированной

 

базы

 

знаний

 

и

 

нормативно

-

справочной

 

информации

 

для

 

управления

 

проектами


Page 8
background image

44

СЕТИ РОССИИ

ного

 

использования

 

зарубежного

 

опыта

позволяющего

 

снизить

   

за

-

траты

 

и

 

время

 

на

 

разработку

созда

-

ние

 

и

 

развитие

 

объектов

устройств

 

и

 

других

 

элементов

 

ЕЭС

Другой

 

важной

 

особенностью

 

та

-

кой

 

системы

 

является

 

существова

-

ние

 

различных

 

состояний

 

уровней

 

и

 

развития

 

интеллекта

 

комплексов

 

и

 

элементов

 

ЕЭС

в

 

связи

 

с

 

чем

 

при

 

планировании

 

работ

 

необходимо

 

разработать

 

модели

 

конфигураций

 

(

архитектуру

поколений

 

техники

 

[4], 

каждая

 

из

 

которых

 

будет

 

опре

-

делять

 

во

 

времени

 

и

 

пространстве

 

механизм

 

управления

 

развитием

 

ЕЭС

 

с

 

учётом

 

смены

 

поколений

 

тех

-

ники

 (

рис

. 4).

ПРИОРИТЕТНЫЕ

 

НАПРАВЛЕНИЯ

 

МЕРОПРИЯТИЙ

 

ПО

 

РАЗВИТИЮ

 

ИНТЕГРИРОВАННОЙ

 

НОРМАТИВНО

-

ТЕХНИЧЕСКОЙ

 

БАЗЫ

 

ЕЭС

Анализ

 

состояния

 

проблемы

 

по

-

зволяет

 

определить

 

следующие

 

при

-

оритетные

 

направления

 

развития

 

нормативной

 

базы

 

ЕЭС

 

на

 

ближай

-

шую

 

перспективу

• 

активизация

 

работы

 

российских

 

технических

 

комитетов

 

по

 

стан

-

дартизации

 

и

 

обеспечение

 

их

 

взаимодействия

 

с

 

техническими

 

комитетами

 

международных

 

и

 

региональных

 

органов

 

по

 

стан

-

дартизации

;

• 

ускорение

 

темпов

 

разработки

 

межгосударственных

 

стандар

-

тов

 

для

 

формирования

 

дока

-

зательной

 

базы

 

соответствия

 

продукции

 

требованиям

 

техни

-

ческих

 

регламентов

;

• 

гармонизация

 

правил

 

и

 

проце

-

дур

 

проведения

 

государственно

-

го

 

контроля

  (

надзора

), 

включая

 

методы

 

оценки

 

риска

 

нанесения

 

вреда

 

опасной

 

продукцией

;

• 

установление

 

ответственности

 

изготовителя

  (

поставщика

за

 

безопасность

 

и

 

надёжность

 

выпускаемой

 

в

 

обращение

 

на

 

рынок

 

продукции

органов

 

по

 

сертификации

 

и

 

испытательных

 

лабораторий

 — 

за

 

достоверность

 

результатов

 

и

 

достаточность

 

про

-

ведённой

 

оценки

 

соответствия

;

• 

приведение

 

требований

 

к

 

продукции

 

и

 

связанным

 

с

 

ней

 

процессам

 

в

 

соответствие

 

с

 

международными

 

стандартами

 

и

 

достижениями

 

науки

 

и

 

техники

 

в

 

сфере

 

электроэнергетики

;

• 

разработка

 

стандартов

идентич

-

ных

 

стандартам

 

ИСО

/

МЭК

/

Е

N, 

с

 

учётом

 

оценки

 

готовности

 

про

-

мышленности

 

и

 

испытательной

 

базы

 

для

 

их

 

применения

• 

координация

 

работ

 

по

 

формиро

-

ванию

 

предложений

 

по

 

актуали

-

зации

 

перечней

 

стандартов

 

для

 

соблюдения

 

требований

 

техни

-

ческих

 

регламентов

;

• 

повышение

 

уровня

 

гармониза

-

ции

 

национальных

 

стандартов

 

с

 

международными

 

и

 

региональ

-

ными

 

стандартами

;

• 

сокращение

 

сроков

 

разработки

 

стандартов

в

 

том

 

числе

 

с

 

помо

-

щью

 

разработки

 

предваритель

-

ных

 

стандартов

;

• 

разработка

 

единых

 

правил

 

и

 

процедур

 

подтверждения

 

соот

-

ветствия

 

продукции

 

требовани

-

ям

 

технических

 

регламентов

• 

опережающая

 

разработка

 

стан

-

дартов

обеспечивающих

 

инно

-

вационное

 

развитие

 

электро

-

энергетики

включая

 

создание

 

интеллектуальных

 

сетей

;

• 

активное

 

вовлечение

 

бизнес

-

сообщества

 

в

 

процесс

 

разработ

-

ки

 

национальных

 

стандартов

• 

формирование

 

единой

 

системы

 

профессиональной

 

подготовки

 

и

 

оценки

 

компетентности

 

экспер

-

тов

 

органов

 

по

 

сертификации

 

и

 

персонала

 

лабораторий

.

В

 

заключение

 

следует

 

отметить

что

 

в

 

условиях

 

создания

 

Единого

 

экономического

 

пространства

 

и

 

присоединения

 

Российской

 

Фе

-

дерации

 

к

 

ВТО

 

разработка

 

инте

-

грированной

 

нормативной

 

базы

 

отрасли

 

является

 

эффективным

 

ин

-

струментом

 

дальнейшего

 

развития

 

ЕЭС

.   

 

Рис

. 3. 

Схема

 

интегрированной

 

функциональной

 

системы

 

управления

 

и

 

развития

 

ЕЭС

 

на

 

всех

 

стадиях

 

технологических

 

процессов

 

по

 

всему

 

жизненному

 

циклу

 

ЕЭС


Page 9
background image

45

 5 (20), 

сентябрь

октябрь

, 2013

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Всероссийское

 

совещание

  «

Об

 

итогах

 

прохождения

 

субъекта

-

ми

 

электроэнергетики

 

осенне

-

зимнего

 

периода

 2012—2013 

гг

и

 

о

 

развитии

 

рынков

 

электриче

-

ской

 

энергии

 

и

 

мощности

» 

с

 

ру

-

ководителями

   

энергокомпаний

 

и

 

штабов

 

по

 

обеспечению

 

без

-

опасности

 

электроснабжения

 

в

 

субъектах

 

Российской

 

Федера

-

ции

Москва

. 25 

апреля

 2013 

г

.

2. 

ГОСТ

 

Р

 51750-2001 «

Энергосбе

-

режение

Методика

 

определе

-

ния

 

энергоёмкости

 

при

 

произ

-

водстве

 

продукции

 

и

 

оказании

 

услуг

 

в

 

технологических

 

энерге

-

тических

 

системах

Общие

 

поло

-

жения

». — 

М

.: 

Издательство

 

стан

-

дартов

, 2001 

г

.

3.  

ГОСТ

 

Р

 53905-2010 «

Энергос

-

бережение

Термины

 

и

 

опреде

-

ления

». — 

М

.: 

Стандартинформ

2011 

г

.

4. 

Джинчарадзе

 

А

.

К

. «

Создание

 

сложных

 

научно

-

технических

 

систем

 

и

 

изделий

 

с

 

примене

-

нием

 

комплексов

 

стандартов

 

CALS — 

технологий

 

и

 

СРПП

».— 

М

., 

Журнал

  «

Стандарты

 

и

 

качество

», 

 5, 2012 

г

.

5. 

Джинчарадзе

 

А

.

К

., 

Миль

 

И

.

А

«

Роль

 

стандартизации

 

в

 

обеспе

-

чении

 

разработки

 

и

 

внедрения

 

интеллектуальной

 

электроэнер

-

гетической

 

системы

».— 

М

., 

Жур

-

нал

  «

Информационные

 

ресурсы

 

России

», 

 1, 2013 

г

.

6. 

Джинчарадзе

 

А

.

К

., 

Самков

 

В

.

М

., 

Миль

 

И

.

А

. «

О

 

формировании

 

интегрированной

 

нормативной

 

базы

 

интеллектуальной

 

ЭС

».— 

М

., 

Журнал

  «

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

», 

 3, 2013 

г

.

7. 

Иванов

 

Т

.

В

., 

Табунщиков

 

Ю

.

А

., 

Наумов

 

А

.

Л

., 

Джинчарадзе

 

А

.

К

«

Анализ

 

и

 

перспектива

 

развития

 

нормативно

-

технического

 

обе

-

спечения

 

в

 

области

 

энергети

-

ческой

 

эффективности

 

в

 

здани

-

ях

».—

СПб

.: 

Питер

, 2013 

г

.

8. 

Комплекс

 

стандартов

 

МЭК

 61850. 

9. 

Концепция

 

развития

 

интел

-

лектуальной

 

электроэнерге

-

тической

 

системы

 

России

 

с

 

активно

-

адаптивной

 

сетью

раз

-

работанная

 

в

 2011 

г

по

 

заказу

 

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

» 

и

 

ОАО

 «

НТЦ

 

элек

-

троэнергетики

».

10. 

Кучеров

 

Ю

.

Н

., 

Федоров

 

Ю

.

Г

«

Анализ

 

условий

 

и

 

тенденций

 

в

 

Рис

. 4. 

Смена

 

поколений

 

систем

научно

-

технических

 

комплексов

 

и

 

объектов

обеспечении

 

надёжности

 

слож

-

ных

 

электроэнергетических

 

си

-

стем

 

и

 

энергообъединений

».— 

М

., 

Журнал

  «

Электротехника

электроэнергетика

электротех

-

ническая

 

промышленность

», 

 5, 2010 

г

.

11. 

Резолюция

 

конференции

  «

Роль

 

промышленности

 

в

 

формиро

-

вании

 

системы

 

технического

 

регулирования

 

и

 

Единого

 

эконо

-

мического

 

пространства

», 

г

Мо

-

сква

, 19 

марта

 2013 

г

.

12. 

Стандарт

 ISO/DIS 50001 «

Систе

-

ма

 

энергоменеджмента

 — 

Тре

-

бования

 

с

 

руководством

 

по

 

ис

-

пользованию

».

13.  

Стандарт

 

ЕС

 — 

Е

N 16001:2009 

г

«

Система

 

энергоменеджмента

 — 

Требования

 

с

 

руководством

 

по

 

использованию

».

14. 

Стандарт

 

США

 — ANSI/

М

S

Е

 

2000:2005 

г

. «

Система

 

энерго

-

менеджмента

».

15. 

Техническое

 

задание

 

Европей

-

ским

 

организациям

 

по

 

стан

-

дартизации

 (EOC). 

Брюссель

марта

 2011 

г

., 

М

/490 EN. 

Евро

-

пейская

 

Комиссия

Генеральный

 

Директорат

 

по

 

энергетике

.

16. 

Федеральный

 

закон

  «

О

 

разме

-

щении

 

заказов

 

на

 

поставки

 

то

-

варов

выполнение

 

работ

ока

-

зание

 

услуг

 

для

 

государственных

 

и

 

муниципальных

 

нужд

» 

от

 

21.07.2005 

г

 94 

и

 

других

в

 

том

 

числе

 

соответствующие

 

По

-

становления

 

Правительства

 

РФ

особенно

 

по

 

обязательному

 

вы

-

полнению

 

показателей

 

надёж

-

ности

безопасности

качеству

 

электроэнергии

энергоресур

-

сосбережению

как

 

это

 

реали

-

зовывается

 

в

 

Федеральных

 

за

-

конах

 

США

 

и

 

Директивах

 

и

 

регламентах

 

ЕС

.

17. 

Федеральный

 

закон

  «

О

 

тех

-

ническом

 

регулировании

» 

от

 

27.12.2002 

г

 184 

с

 

учётом

 

изменений

 

в

 2002—2012 

гг

.

18. 

Федеральный

 

закон

  «

Об

 

элек

-

троэнергетике

» 

от

 26.03.2003 

г

 35 

с

 

учётом

 

изменений

 

по

 

2012 

г

.

19. 

Функционирование

 

и

 

разви

-

тие

 

электроэнергетики

 

Россий

-

ской

 

Федерации

 

в

 2011 

году

Информационно

-

аналитический

 

доклад

Министерство

 

энергети

-

ки

 

Российской

 

Федерации

.

20. 

ENTSO-E Network Code for 
Requirements for Grid Connection 
Applicable to all Generators. 
ENTSO-E AISBL, 2012 

г

.

21. 

Reliability Standards for the 
Bulk Electric Systems of North 
America. NERC ReliabilityStanda
rdsCompleteSet, 2012 

г

.


Оригинал статьи: Интегрированная нормативно-техническая база — основа развития электроэнергетики

Читать онлайн

Сегодня Россия является одним из крупнейших в мире производителей электроэнергии (более 230 ГВт). Единая электроэнергетическая система России (ЕЭС) включает в себя около 600 электростанций единичной мощностью свыше 5 МВт. Однако, несмотря на такой огромный потенциал энергосистемы, энергоёмкость ВВП в России составляет 0,4 т у. т. на 1000 долл. США против среднемирового 0,19 т, а энергоёмкость продукции в 3–4 раза больше. По сравнению с развитыми странами структура ВВП России отличается более низкой долей услуг (включая транспорт и связь), по уровню душевого электропотребления в бытовом секторе занимает традиционно скромное место.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Разработка и внедрение программно-аппаратного комплекса по прогнозированию часов пиковых нагрузок и управлению графиками нагрузки объектов производственно-хозяйственных нужд

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
ПАО «Россети Центр», филиал ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Нижновэнерго», ООО «РЭНЕРА», АО «Атомэнергопромсбыт»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(80), сентябрь-октябрь 2023

Разработка алгоритма и модели оптимизации числа и мест установки активно-адаптивных элементов секционирования с оценкой эффективности мероприятий в распредсети

Управление сетями / Развитие сетей
Галиев И.Ф. Яхин Ш.Р. Пигалин А.А. Гарифуллин М.Ш.
Спецвыпуск «Россети» № 3(30), сентябрь 2023

Практические вопросы использования информационных моделей электрических сетей в деловых процессах электросетевой компании

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
ПАО «Россети Урал»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»