Инновационные решения для ВЛ

Page 1
background image

Page 2
background image

54

АНАЛИТИКА

СЕТИ  РОССИИ

54

в

о

з

д

у

ш

н

ы

е

 Л

Э

П

воздушные ЛЭП

К

арты

 

климатического

 

районирования

 

территории

 

РФ

 

наглядно

 

показывают

что

 

многие

 

районы

 

нашей

 

страны

 

на

-

ходятся

 

в

 

зоне

 

самых

 

неблагоприятных

 

климатических

 

воздействий

 

по

 

их

 

величине

 

и

 

суммарному

 

эффекту

  (

особенно

 

Юг

Дальний

 

Восток

Крайний

 

Север

). 

Более

 

чем

 50% 

терри

-

тории

 

РФ

 

составляют

 

районы

 III 

степени

 

и

 

выше

 

по

 

давлению

 

ветра

 

и

 

гололёду

по

 

продолжитель

-

ности

 

гроз

 — 40 

часов

 

и

 

выше

встречаются

 

про

-

тяжённые

 

зоны

 

с

 

частой

 

и

 

интенсивной

 

пляской

 

проводов

Предлагаемые

 

нами

 

изделия

 

как

 

раз

 

наиболее

 

эффективно

 

должны

 

использоваться

 

в

 

таких

 

экстремальных

 

условиях

они

 

специаль

-

но

 

для

 

них

 

создавались

Такие

 

тяжёлые

 

условия

 

эксплуатации

 

не

 

яв

-

ляются

 

для

 

предприятия

 

новыми

В

 

своей

 

прак

-

тике

 

нам

 

уже

 

приходилось

 

совместно

 

с

 

заводом

-

производителем

 

разрабатывать

 

и

 

поставлять

 

специальные

 

канатные

 

изделия

 

для

 

глубоких

 

шахтных

 

подъёмов

 

Норильского

 

никеля

 

с

 

экс

-

тремально

 

низкими

 

температурами

повышен

-

ной

 

химической

 

агрессивностью

предельными

 

механическими

 

нагрузкам

 

и

 

повышенным

 

из

-

носом

а

 

также

 

особо

 

ответственные

 

силовые

 

конструкции

 

для

 

вантовых

 

мостов

 

и

 

сооружений

например

 

Останкинской

 

телебашни

.

Независимо

 

от

 

условий

 

основные

 

задачи

 

при

 

проектировании

 

являются

 

общими

 

для

 

всех

 

ВЛ

:

• 

высокая

 

величина

 

пропускной

 

способности

;

• 

снижение

 

потерь

 

при

 

передаче

 

электриче

-

ской

 

энергии

 

от

 

источника

 

к

 

потребителю

;

• 

высокая

 

надёжность

 

работы

 

в

 

конкретных

 

регионах

 

размещения

 

в

 

течение

 

заданного

 

срока

 

эксплуатации

 

при

 

воздействии

 

всего

 

спектра

 

реальных

 

нагрузок

  (

гололёд

ветер

грозовые

 

разряды

короткое

 

замыкание

агрессивность

 

среды

).

Решение

 

всех

 

перечисленных

 

выше

 

основ

-

ных

 

задач

 

должно

 

осуществляться

 

с

 

минималь

-

ными

 

затратами

 

и

 

в

 

соответствии

 

с

 

действующи

-

ми

 

нормативными

 

требованиями

.

К

 

большому

 

сожалению

вплоть

 

до

 

настояще

-

го

 

времени

 

не

 

существует

 

единых

 

технических

 

требований

 

и

 

правил

 

для

 

использования

 

про

-

водов

отличных

 

от

 

АС

-

проводов

 

по

 

ГОСТ

 839-

80. 

Все

 

пункты

 

ПУЭ

 7 

издания

 

относятся

 

только

 

к

 

проводам

 

этого

 

типа

а

 

также

 

к

 

стальным

 

ка

-

натам

 

по

 

ГОСТ

 3063-80, 

запрещённым

 

в

 

июне

 

2009 

года

 

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

» 

к

 

применению

 

на

 

ВЛ

 

в

 

качестве

 

грозотросов

В

 2008 

году

 

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

» 

были

 

выпущены

 

технические

 

требования

 

к

 

грозотросам

 

и

 

ОКГТ

но

 

их

 

первая

 

редакция

 

по

 

значению

 

основополагающих

 

требований

 

на

-

дёжности

 

и

 

работоспособности

 

не

 

только

 

про

-

тиворечила

 

ПУЭ

но

 

и

 

не

 

соответствовала

 

здра

-

вому

 

смыслу

серьёзно

 

понижая

 

коэффициент

 

запаса

 

прочности

 

принимаемых

 

изделий

что

 

сказалось

 

на

 

дальнейшем

 

ухудшении

 

показате

-

лей

 

их

 

надёжности

По

 

проводам

 

ситуация

 

ещё

 

хуже

Все

 

производители

 

новых

 

инновационных

 

конструкций

 

были

 

вынуждены

 

подстраиваться

 

под

 

существующие

 

нормы

 

АС

-

проводов

 

по

 

ГОСТ

 

839-80 

и

 

действующие

 

для

 

них

 

правила

что

 

ино

-

гда

 

создавало

 

непроходимые

не

 

оправданные

 

технически

 

запреты

 

на

 

применение

 

прогрессив

-

ных

 

технических

 

решений

.

Коллектив

 

ООО

  «

Энергосервис

» 

совмест

-

но

 

с

 

заводом

-

производителем

 

российско

-

ита

-

льянским

 

предприятием

 

АО

  «

Редаелли

 

ССМ

» 

предлагает

 

к

 

применению

 

на

 

ВЛ

 

следующие

 

изделия

провода

 — 

высокопрочные

  (

АСВП

и

 

высокотемпературные

  (

АСВТ

), 

грозотросы

 

для

 

защиты

 

ВЛ

 

от

 

прямых

 

ударов

 

молнии

 (

ТУ

062) 

и

 

ОКГТ

 — 

оптический

 

кабель

встроенный

 

в

 

гро

-

зотрос

 (

ТУ

113).

В

 

данной

 

статье

 

перечислены

 

только

 

под

-

тверждённые

 

испытаниями

 

основные

 

преиму

-

щества

 

проводов

 

и

 

грозотросов

:

• 

абсолютная

 

стойкость

 

к

 

ударам

 

молнии

 

мак

-

симальной

 

мощности

;

• 

стойкость

 

к

 

последовательному

 

циклу

 

воз

-

действий

удары

 

молнии

вибрационные

 

нагрузки

 (

эоловая

 

вибрация

пляска

).

• 

повышенная

 

механическая

 

прочность

;

• 

высокая

 

стойкость

 

конструкции

 

к

 

сочетанию

 

нагрузок

 

растяжение

 — 

изгиб

  (

тяжение

 — 

эоловая

 

вибрация

);

• 

максимальная

 

коррозионная

 

стойкость

 

цин

-

ковых

 

покрытий

 

группы

 

ОЖ

 +5%; 

• 

предельный

 

для

 

канатных

 

витых

 

изделий

 

модуль

 

линейной

 

упругости

 E; 

• 

минимальный

 

допуск

 

на

 

значение

 

МПР

 

и

 

веса

 

изделия

 (

менее

 1%).

По

 

результатам

 

всех

 

проведённых

 

испытаний

 

на

 

образцах

 

отсутствовали

 

повреждения

 

и

 

раз

-

Инновационные решения для ВЛ 

В данной статье анализируются преимущества использования пластически обжа-
тых сталеалюминиевых проводов (АСВП, АСВТ) и грозозащитных тросов (МЗ и 
ОКГТ) при реконструкции и новом строительстве воздушных линий электропе-
редачи.

Алексей ВЛАСОВ, управляющий директор ООО «Энергосервис»


Page 3
background image

55

 1 (28), 

январь

февраль

, 2015

55

рушения

а

 

МПР

 

не

 

отклонялась

 

от

 

заданного

 

произ

-

водителем

 

значения

Всеми

 

перечисленными

 

выше

 

преимуществами

 

обла

-

дают

 

также

 

наши

 

ОКГТ

 (

ТУ

113). 

Отличие

 

в

 

конструкции

 

заклю

-

чается

 

в

 

замене

 

центральной

 

проволоки

 

на

 

оптический

 

мо

-

дуль

 

с

 

разным

 

количеством

 

оптических

 

волокон

разме

-

щённых

 

внутри

 

модуля

 

в

 

зали

-

вочном

 

геле

В

 

настоящее

 

время

 

поло

-

жительный

 

опыт

 

эксплуатаци

-

онного

 

применения

 

грозотро

-

сов

 

ТУ

062 

составляет

 6 

лет

на

 

многие

 

новые

 

ВЛ

 

от

 35 

до

 

750 

кВ

 

в

 

течение

 

этого

 

време

-

ни

 

установлено

 

более

 13 

тысяч

 

км

 

грозотросов

Тем

 

не

 

менее

 

при

 

реконструкции

 

старых

 

ВЛ

 

даже

 

при

 

наличии

 

фактического

 

запрещения

 

в

 

качестве

 

грозо

-

троса

 

зачастую

 

используют

 

не

 

имеющие

 

аттестации

 

обычные

 

стальные

 

канаты

 

по

 

ГОСТ

 3062, 

3063. 

Аргументацией

 

для

 

этого

 

служит

 

то

что

  «

старые

» 

опоры

 

не

 

выдерживают

 

веса

 

и

 

тяжения

 

наших

 

изделий

Если

 

отбросить

 

факт

 

вопиющего

 

нарушения

 

основного

 

технического

 

регла

-

мента

 

ОАО

  «

Россети

» 

и

 

рас

-

смотреть

 

техническую

 

сторону

 

проблемы

то

 

можно

 

сделать

 

следующие

 

выводы

.

1. 

Максимальное

 

превышение

 

веса

 

грозотросов

 

по

 

ТУ

062 

над

 

стальными

 

канатами

 

одинаковых

 

но

-

минальных

 

диаметров

 

на

 1 

метр

 

распределённой

 

на

-

грузки

 

от

 

веса

 

фактически

 

получается

 20—30 

грамм

Следовательно

этой

 

величиной

 

можно

 

пренебречь

 

как

 

малой

но

 

существенно

 

более

 

высокого

 

порядка

 

в

 

отношении

 

значений

 

других

 

вертикальных

 

нагру

-

зок

например

гололёда

.

2. 

Тяжение

безусловно

является

 

более

 

веским

 

аргументом

но

 

решение

 

этого

 

вопроса

 

однознач

-

но

 

вытекает

 

из

 

рассмотренного

 

ниже

 

примера

 

рас

-

чёта

 

напряжений

 

и

 

стрел

 

провеса

 

для

 

ВЛ

 500 

кВ

 

«

Енисей

» — «

Итатская

». 

Заданное

 

проектом

 

ограни

-

чение

 

усилия

 

на

 

опоры

 — 

всего

 6118 da

Н

что

 

состав

-

ляет

 

для

 

грозотроса

 

ТУ

062 

диаметром

 11 

мм

 

всего

 

44% 

МПР

Исходные

 

данные

 

для

 

расчёта

  (

табл

. 1), 

режимы

 

нагружения

  (

табл

. 2) 

и

 

режимы

 

изменения

 

напряжений

 

и

 

стрел

 

провеса

 

представлены

 

на

 

рис

. 1. 

Расчётный

 

габаритный

 

пролёт

 

для

 

стального

 

кана

-

та

 11 

мм

 

ГОСТ

 3063 

получился

 346, 2 

м

значения

 

ко

-

эффициентов

 

климатических

 

нагрузок

 — 

стандартные

Данные

 

расчёта

 

однозначно

 

показывают

что

 

при

 

существенных

 

ограничениях

 

усилий

 

от

 

тяжения

 

Табл

. 1. 

Заданные

 

проектом

 

условия

 

для

 

расчёта

 

стрел

 

провеса

-, 

о

С

г

,

 

о

С

t

э

о

С

t +, 

о

С

t

гр

,

 

о

С

b

э

=b

y

мм

q

4

, daH/

мм

2

q

5

, daH/

мм

2

H

пр

м

f

габ

м

-60

-5,0

-0,8

38

15

20

80

18

17,7

14

Табл

. 2. 

Режимы

 

нагружения

 

(

сочетания

 

условий

при

 

расчёте

 

ВЛ

 

500 

кВ

 «

Енисей

» — «

Итатская

» 

при

 

нормальных

 

условиях

Номер

 

режи

-

ма

Темпе

-

ратура

о

С

Ветер

daH/

мм

2

Голо

-

лёд

мм

Удел

нагрузка

daH/

мм

2

1

-5,0

q5

20

γ

7

2

-5,0

q4=0

20

γ

3

3

-5,0

80

0

γ

6

4

-0,8

q4=0

0

γ

1

5

15

q6=0,06•q4

0

γ

9

6

-60

q4=0

0

γ

1

7

38

q4=0

0

γ

1

8

70

q4=0

0

γ

1

9

90

q4=0

0

γ

1

10

150

q4=0

0

γ

1

11

210

q4=0

0

γ

1

Рис

. 1. 

Стрелы

 

провеса

 

и

 

напряжения

 

в

 

пролёте

 346,2 

м

 

для

 

стандартных

 

режимов

 

нагружения

 

и

 

условий

 

ВЛ

 500 

кВ

 

«

Енисей

» — «

Итатская

»

1

0

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

11-3063-180

МЗ

 

ТУ

062 8,0

11-3063-180

МЗ

 

ТУ

062 8,0

МЗ

 

ТУ

062 11,0

МЗ

 

ТУ

062 9,2

МЗ

 

ТУ

062 11,0

МЗ

 

ТУ

062 9,2

16,0
14,0
12,0
10,0

8,0
6,0
4,0
2,0

0

σ

гН

/

мм

2

f, 

м

Рис

. 2. 

Стрелы

 

провеса

 

и

 

напряжения

 

в

 

пролёте

 469 

м

 

для

 

стандартных

 

режимов

 

нагружения

 

и

 

условий

 

ВЛ

 500 

кВ

 

«

Енисей

» — «

Итатская

»

1

0

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

f, 

м

σ

гН

/

мм

2

11-3063-180

МЗ

 

ТУ

062 8,0

11-3063-180

МЗ

 

ТУ

062 8,0

МЗ

 

ТУ

062 11,0

МЗ

 

ТУ

062 9,2

МЗ

 

ТУ

062 11,0

МЗ

 

ТУ

062 9,2

16,0
14,0
12,0
10,0

8,0
6,0
4,0
2,0

0


Page 4
background image

56

СЕТИ РОССИИ

500/64, 

в

 

расчётный

 

пролёт

 

которого

 

уже

 

вписывали

 

наш

 

высокопрочный

 

грозотрос

.

Ниже

 

для

 

ВЛ

 110 

кВ

 

приведён

 

расчёт

 

габаритного

 

пролёта

 

провода

 

АСВП

 128/37 

в

 

сравнении

 

с

 

прово

-

дами

 

приблизительно

 

одинаковых

 

сечений

 

и

 

диаме

-

тров

АС

 120/27; TACSR 120; ACCR_297-T16. 

Здесь

 

значения

 

напряжений

 

и

 

стрел

 

провеса

 

всех

 

осталь

-

ных

 

проводов

 

приведены

 

в

 

габаритном

 

пролёте

 

на

-

шего

 

провода

В

 

табл

. 3, 4 

и

 

на

 

рис

. 3 

представлены

 

начальные

 

условия

 

и

 

режимы

 

изменения

 

напряже

-

ний

 

и

 

стрел

 

провеса

.

Расчётный

 

габаритный

 

пролёт

 

провода

 

АСВП

 

128/37 

составил

 337,8 

м

максимально

 

допустимая

 

температура

 

нагрева

 — 90

о

С

.

Значение

 

габаритного

 

пролёта

 

за

 

счёт

 

примене

-

ния

 

провода

 

АСВП

 128/37 

удалось

 

увеличить

 

в

 

при

-

ведённом

 

примере

 

по

 

сравнению

 

с

 

проводом

 

АС

 

120/27 

на

 27%. 

Интересно

что

 

при

 

большем

 

количе

-

стве

 

стали

 (

соотношение

 3,45 

по

 

отношению

 

к

 4,3 

у

 

АС

 120/27) 

наш

 

провод

 

имеет

 

примерно

 

тот

 

же

 

диа

-

метр

а

 

его

 

проводимость

 

на

 10% 

выше

Похожие

 

результаты

 

можно

 

получить

 

сравнением

 

наших

 

проводов

 

АСВП

 

и

 

АСВТ

 

с

 

конструктивным

 

ис

-

полнением

 I 

и

 II 

по

 

СТО

 

ТУ

 120 

с

 

аналогичными

 

про

-

водами

 

АС

 

с

 

соотношением

 

сечений

 Al 

к

 

стали

 

рав

-

ным

 4,3. 

Таким

 

образом

наши

 

провода

 

могут

 

быть

 

рекомендованы

 

к

 

применению

 

на

 

замену

 

упомяну

-

тым

 

проводам

 

АС

 

для

 

районов

 

по

 

гололёду

 

и

 

ветру

 

начиная

 

с

 III, 

так

 

как

 

заданные

 

проектами

 

стрелы

 

провеса

 

при

 

использовании

 

наших

 

проводов

 

можно

 

получить

 

в

 

пролётах

 

на

 20—30% 

длиннее

умень

-

шить

 

количество

 

промежуточных

 

опор

 

на

 

ВЛ

 

и

со

-

ответственно

сократить

 

затраты

 

на

 

строительство

В

 

задачи

 

наших

 

ближайших

 

разработок

 

также

 

входит

 

создание

 

конструкций

 

с

 

сердечником

 

повышенной

 

прочности

но

 

с

 

уменьшенными

 

значениями

 

сечений

 

по

 

стали

 (

исполнение

 III), 

что

 

сможет

 

позволить

 

нам

 

при

 

тех

 

же

 

тяжениях

что

 

и

 

у

 

АС

-

проводов

суще

-

ственно

 

снизить

 

их

 

вес

 

и

 

уменьшить

 

длину

 

пролёта

 

Табл

. 3. 

Заданные

 

проектом

 

условия

 

для

 

расчёта

 

стрел

 

провеса

-, 

о

С

г

,

 

о

С

t

э

о

С

t +, 

о

С

t

гр

,

 

о

С

b

э

=b

y

мм

q

4

, daH/

мм

2

q

5

, daH/

мм

2

H

пр

м

f

габ

м

-55

-10,0

-10

35

15

20

80

20

9,9

11,7

Табл

. 4. 

Режимы

 

нагружения

 (

сочетания

 

условий

при

 

расчёте

 

ВЛ

 110 

кВ

 

при

 

нормальных

 

условиях

Номер

 

режи

-

ма

Темпе

-

ратура

о

С

Ветер

,

daH/

мм

2

Голо

-

лёд

мм

Удел

нагрузка

,

daH/

мм

2

1

-10,0

q5

20

γ

7

2

-10,0

q4=0

20

γ

3

3

-10,0

80

0

γ

6

4

-10,0

q4=0

0

γ

1

5

15

q6=0,06•q4

0

γ

9

6

-55

q4=0

0

γ

1

7

35

q4=0

0

γ

1

8

70

q4=0

0

γ

1

9

90

q4=0

0

γ

1

10

150

q4=0

0

γ

1

11

210

q4=0

0

γ

1

проводов

 

на

 

опоры

 

навеска

 

грозотросов

 

по

 

ТУ

062 

с

 

уменьшенными

 

диаметрами

 

по

 

сравнению

 

с

 

тра

-

диционно

 

используемыми

 

стальными

 

канатами

 

по

 

ГОСТ

 3062,3063 

позволяет

 

даже

 

снизить

 

стрелы

 

провеса

 

грозотроса

Для

 

рассматриваемой

 

в

 

при

-

мере

 

ВЛ

 

использование

 

грозотроса

 

ТУ

062-2008 

диа

-

метром

 8 

мм

 

вместо

 

стального

 

каната

 

по

 

ГОСТ

 3063 

диаметром

 11 

мм

 

могло

 

бы

 

позволить

 

увеличить

 

длину

 

габаритного

 

пролёта

 

на

 8%. 

Для

 

тех

 

же

 

исход

-

ных

 

данных

 

и

 

режимов

 

совершенно

 

иная

 

картина

 

по

-

лучается

если

 

усилия

 

на

 

опоры

 

выше

 

или

 

равны

 

по

 

значению

 

МПР

 

грозотроса

 

ТУ

062 (

рис

. 2). 

Значение

 

габаритного

 

пролёта

 

стального

 

каната

 

11 

мм

 

по

 

ГОСТ

 3063 

уже

 

составило

 469 

м

но

 

заме

-

нить

 

этот

 

стальной

 

канат

 

по

 

ГОСТ

 3063 

возможно

 

в

 

этом

 

габаритном

 

пролёте

 

грозотросом

 

ТУ

062 

диаме

-

тром

 9,2 

мм

 

с

 

разрывной

 

группой

 190 

кг

/

мм

2

 

нашей

 

компании

.

Конечно

увеличение

 

расстояний

 

между

 

опора

-

ми

 

до

 

максимальных

 

зна

-

чений

 

является

 

актуальной

 

задачей

 

строительства

 

но

-

вых

 

ВЛ

Её

 

решение

 

тре

-

бует

 

комплексного

 

подхода

 

к

 

проектированию

 

линий

Для

 

предлагаемых

 

нами

 

изделий

 

это

 

означает

 

без

-

условное

 

использование

 

проводов

 

нашей

 

конструк

-

ции

 

в

 

системе

 

с

 

нашими

 

же

 

грозотросами

 

и

 

ОКГТ

В

 

при

-

ведённом

 

выше

 

примере

 

в

 

качестве

 

основного

 

прово

-

да

 

был

 

выбран

 

провод

 

АС

 

Рис

. 3. 

Стрелы

 

провеса

 

и

 

напряжения

 

в

 

пролёте

 337,8 

м

 

для

 

стандартных

 

режимов

 

нагружения

 

и

 

условий

 

ВЛ

 110 

кВ

1

0

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

f, 

м

σ

, da

Н

/

мм

2

АС

 120/27

TACSR 120

АС

 120/27

TACSR 120

АСВП

 128/37

ACCR_297-T16

АСВП

 128/37

ACCR_297-T16

25,0

20,0

15,0

10,0

5,0

0


Page 5
background image

57

 1 (28), 

январь

февраль

, 2015

на

 20—30%, 

не

 

снижая

 

по

-

казатели

 

проводимости

АСВП

и

 

АСВТ

-

провода

 

с

 

конструктивным

 

исполне

-

нием

 III 

позволят

 

при

 

при

-

близительно

 

том

 

же

 

весе

тяжениях

 

и

 

диаметрах

как

 

и

 

у

 

АС

-

проводов

  (

соотно

-

шение

 Al 

к

 

стали

 

равно

 4,3),

 

на

 25% 

поднять

 

их

 

прово

-

димость

.

 

Интересен

 

также

 

эф

-

фект

 

использования

 

для

 

переходов

 

АСВП

  (

АСВТ

)-

провода

 371/106 

взамен

 

провода

 300/204 (

соотно

-

шение

 Al 

к

 

стали

 1,4). 

Мы

 

можем

 

получить

 

при

 

оди

-

наковых

 

стрелах

 

провеса

 

и

 

габаритных

 

пролётах

 

при

-

близительно

 30% 

снижение

 

веса

 

и

 25% 

увеличение

 

проводимости

 

нашего

 

провода

.

Конечно

показать

 

работоспособность

 

и

 

полно

-

стью

 

использовать

 

конструктивные

 

преимущества

 

наших

 

проводов

 

и

 

грозотросов

 

возможно

 

только

 

при

 

идеальной

 

совместной

 

работе

 

грозотроса

а

 

также

 

провода

 

и

 

сердечника

 

в

 

устройстве

 

крепления

  (

со

-

единения

). 

В

 

данном

 

случае

 

эта

 

задача

 

решена

 

ЗАО

 

«

Электросетьстройпроект

», 

разработавшим

 

специ

-

ально

 

для

 

наших

 

конструкций

 

проводов

 

и

 

грозотро

-

сов

 

устройства

 

крепления

 

и

 

соединения

 

спирального

 

типа

прошедшие

 

совместно

 

с

 

ними

 

весь

 

необходи

-

мый

 

цикл

 

совместных

 

аттестационных

 

испытаний

.

Предлагаемые

 

нами

 

к

 

использованию

 

на

 

ВЛ

 

пла

-

стически

 

обжатые

 

провода

 

типа

 

АСВП

 

и

 

АСВТ

 

от

-

личаются

 

от

 

проводов

 

классической

 

конструкции

 

тем

что

 

после

 

свивки

 

сердечник

 

пластически

 

обжи

-

мается

аналогичной

 

операции

 

подвергают

 

и

 

токо

-

ведущие

 

повивы

В

 

первом

 

случае

 

используется

 Al 

обычных

 

марок

во

 

втором

 — 

с

 

добавками

 

заданного

 

количества

 Zr, 

увеличивающего

 

предельно

 

допусти

-

мую

 

температуру

 

использования

 

этих

 

проводов

 

с

 90 

до

 210

о

C.

В

 

табл

. 5 

приведено

 

сравнение

 

характеристик

 

проводов

 

АС

 (ACSR), AERO-Z 

компании

 NEXANS 

и

 

проводов

 

АСВТ

 

производства

 

АО

 «

Редаелли

 

ССМ

». 

Провода

 

АСВТ

 

имеют

 

более

 

высокую

 

прочность

 

при

 

примерно

 

одинаковой

 

по

 

сравнению

 

с

 

провода

-

ми

 AERO-Z 

пропускной

 

способности

Возрастание

 

по

 

отношению

 

к

 

проводу

 

АС

 

массы

 

компенсируется

 

более

 

высокой

 

прочностью

 

провода

 

АСВТ

Иными

 

словами

провода

 

АСВТ

 

позволяют

 

увеличить

 

длину

 

пролёта

обеспечить

 

большую

 

пропускную

 

способ

-

ность

 

при

 

меньшем

 

диаметре

чем

 

провода

 

АС

Перечисленные

 

в

 

докладе

 

основные

 

преимуще

-

ства

 

проводов

 

АСВП

 

и

 

АСВТ

 

перед

 

стандартными

 

АС

 

проводами

 

по

 

ГОСТ

 839-80 

представлены

 

ниже

.

Повышенная

 

механическая

 

прочность

 

и

 

компакт

-

ность

 

конструкции

 

позволяют

использовать

 

провода

 

при

 

тех

 

же

 

значениях

 

диаметров

 

и

 

увеличить

 

рассто

-

яния

 

между

 

опорами

 

минимально

 

на

 20—30% 

без

 

существенного

 

изменения

 

проводимости

 

ВЛ

При

 

увеличении

 

прочности

 

сердечника

 

и

 

уменьшении

 

диаметров

 

проводов

 

при

 

сохранении

 

проводимости

 

возможно

 

уменьшение

 

до

 30% 

их

 

веса

 

и

 

увеличение

 

габаритных

 

пролётов

 

до

 20%.

При

 

одинаковых

 

значениях

 

механической

 

проч

-

ности

 

изделий

 

на

 20—30% 

увеличивается

 

прово

-

димость

 

наших

 

проводов

а

 

также

 

повышается

 

пре

-

дельно

 

допустимое

 

значение

 

тока

 

при

 

одинаковых

 

максимально

 

допустимых

 

температурах

.

Уменьшение

 

стоимости

 

строительства

 

и

 

повы

-

шенная

 

надёжность

 

работы

 

проводов

 

в

 

связке

 

с

 

гро

-

зотросами

 

или

 

ОКГТ

 

для

 

районов

 

по

 

давлению

 

ве

-

тра

гололёду

 — III 

и

 

выше

.

Высокая

 

стойкость

 

конструкций

 

к

 

сочетанию

 

на

-

грузок

 

растяжение

изгиб

  (

тяжение

 

и

 

эоловая

 

ви

-

брация

). 

Обеспечивается

 

применением

 

авторской

 

технологии

 

сочетания

 

линейной

 

свивки

 

проволок

 

сердечника

 

и

 

токоведущих

 

слоёв

 

и

 

пластической

 

де

-

формации

 

сердечника

 

и

 

изделия

 

в

 

целом

.

Новизна

 

конструкций

 

наших

 

грозотросов

 

и

 

прово

-

дов

 

заключается

 

в

 

использовании

 

сочетания

 

свивки

 

токоведущих

 Al 

и

 

силовых

 

стальных

 

прядей

 

в

 

одну

 

сторону

 

и

 

пластической

 

деформации

 

всех

 

прядей

 

и

 

изделия

 

в

 

целом

Это

 

даёт

 

не

 

только

 

стойкость

 

кон

-

струкциям

 

к

 

ударам

 

молнии

увеличение

 

коэффици

-

ента

 

полезного

 

использования

 

всего

 

сечения

 

наибо

-

лее

 

простым

 

и

 

технологичным

 

способом

но

 

заведомо

 

обеспечивает

 

все

 

конструкции

 

наилучшей

 

устойчиво

-

стью

 

к

 

изгибным

 

и

 

вибрационным

 

нагрузкам

Как

 

показали

 

расчёты

проведённые

 

в

 

Волгоград

-

ском

 

политехническом

 

институте

такое

 

решение

 

не

 

только

 

не

 

увеличивает

 

суммарные

 

электрические

 

по

-

тери

но

наоборот

за

 

счёт

 

ликвидации

 

ТК

 

их

 

умень

-

шает

.

Все

 

наши

 

авторские

 

разработки

 

защищены

 

патен

-

тами

.

ВЫВОДЫ

Грамотное

 

комплексное

 

применение

 

проводов

 

АСВП

 

и

 

АСВТ

 

вместе

 

с

 

грозотросами

 

ТУ

062 

или

 

ОКГТ

 

ТУ

113, 

учитывающее

 

все

 

отмеченные

 

в

 

статье

 

преимущества

а

 

также

 

использование

 

совместно

 

с

 

ними

 

спиральной

 

арматуры

специально

 

разрабо

-

танной

 

ЗАО

  «

Электросетьстройпроект

», 

при

 

новом

 

строительстве

 

и

 

реконструкции

 

ВЛ

 

могут

 

существен

-

но

 

повысить

 

её

 

надёжность

 

при

 

воздействии

 

всего

 

спектра

 

климатических

 

нагрузок

увеличить

 

пропуск

-

ную

 

способность

 

и

 

снизить

 

затраты

.

Таблица

 5. 

Сравнение

 

характеристик

 

проводов

 

АС

, AERO-Z, 

АСВТ

 

Марка

Диаметр

,

мм

Сечение

,

мм

2

Сопро

-

тивление

Ом

/

км

Разрыв

-

ное

 

уси

-

лие

Н

Масса

,

кг

/

км

Ток

,

А

АС

 240/56

22,4

241/56,3

(100% / 100%)

0,1197

(100%)

98253

(100%)

1106

(100%)

610

(100%)

AERO-Z 

346-2Z

22,4

345,65

(143% / 0%)

0,0974

(81%)

111320
(113%)

958

(87%)

852

(140%)

АСВТ

 

277/79

22,4

277,3/78,8

(115% / 140%)

0,104

(87%)

163940

(167%)

1399,6

(127%)

753,8

(124%)

Примечание

Значения

 

величин

 

для

 

провода

 

АС

 

взяты

 

за

 100%.


Читать онлайн

В данной статье анализируются преимущества использования пластически обжатых сталеалюминиевых проводов (АСВП, АСВТ) и грозозащитных тросов (МЗ и ОКГТ) при реконструкции и новом строительстве воздушных линий электропередачи.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Сравнительный анализ мероприятий по повышению надежности передачи электрической энергии в распределительных сетях

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность Воздушные линии
Гвоздев Д.Б. Иванов Р.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»