Сергей
ДУБЕНКО
,
начальник
службы
технической
политики
Департамента
техно
ло
-
гического
развития
,
инноваций
,
энерго
-
сбере
жения
и
повы
-
шения
энергетической
эффективности
«
Россети
Сибирь
»
Дмитрий
ШИПИЛОВ
,
главный
специалист
службы
технической
политики
Департамента
техно
логического
развития
,
инноваций
,
энерго
сбережения
и
повы
шения
энергетической
эффективности
«
Россети
Сибирь
»
Инновационное
решение
для
проведения
аварийно
-
восстановительных
работ
на
ВЛ
35–110
кВ
А
варии
на
воздушных
линиях
электропередачи
,
связанные
с
повреждением
опор
,
приводят
к
длительным
перерывам
в
электроснабжении
потребителей
.
В
подобных
условиях
снижение
времени
ликвидации
повреждений
на
ВЛ
ста
-
новится
одной
из
основных
задач
.
Для
восстановления
поврежденного
участка
ВЛ
как
для
доставки
материалов
,
так
и
для
проведения
работ
на
месте
требуются
значительные
трудозатраты
и
применение
специаль
-
ной
техники
.
Работы
по
установке
опор
производятся
с
использованием
специализирован
-
ной
транспортной
техники
,
требуют
задействования
грузоподъемных
механизмов
и
буриль
-
ных
машин
,
привлечения
большого
количе
-
ства
персонала
.
При
этом
существующие
технологии
монтажа
опор
имеют
ограниче
-
ния
на
проведение
работ
в
неблагоприятных
условиях
и
труднодоступной
местности
.
Для
сокращения
сроков
ликвидации
тех
-
нологических
нарушений
на
ВЛ
,
связанных
с
повреждением
опор
в
труднодоступной
местности
,
в
компании
«
Россети
Сибирь
»
принято
решение
о
разработке
опоры
мно
-
горазового
использования
,
доставляемой
и
монтируемой
в
максимально
короткие
сро
-
ки
без
применения
спецтехники
и
грузоподъ
-
емных
машин
.
В
результате
выполнения
НИОКР
была
разработана
конструкторская
и
технологическая
документации
для
изго
-
товления
промежуточной
быстромонтиру
-
емой
опоры
ПБМ
110-1(
т
),
изготовлен
опыт
-
ный
экземпляр
опоры
и
после
испытаний
получен
патент
на
полезную
модель
«
Быс
-
тромонтируемая
опора
линий
электропере
-
дачи
»
от
01.06.2012
г
.
№
120683 (
рисунок
1).
Рис
. 1.
Схема
быстровозводимой
и
демонти
-
руемой
опоры
ПБМ
110
Основная
деятельность
компании
«
Россети
Сибирь
»
(
ПАО
«
МРСК
Сибири
»)
направлена
на
обеспечение
надеж
-
ного
и
качественного
электроснабжения
потребителей
,
ко
-
торое
достигается
уменьшением
количества
и
продолжи
-
тельности
технологических
нарушений
.
Отключения
могут
быть
вызваны
многими
факторами
,
в
том
числе
и
погодны
-
ми
усло
виями
:
грозы
,
шквалистый
ветер
,
разливы
рек
.
44
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(14),
сентябрь
2019
Опыт
внедрения
Опора
ПБМ
110-1(
т
)
применяется
при
восстановлении
ВЛ
35
и
110
кВ
,
со
-
оруженных
на
стальных
решетчатых
,
железобетонных
,
одноцепных
и
двух
-
цепных
опорах
,
а
также
других
типах
опор
с
сопоставимыми
габаритами
(
ри
-
сунок
2).
Использование
временных
бы
-
стромонтируемых
опор
позволяет
со
-
кратить
продолжительность
аварий
-
но
-
восстановительных
работ
на
ВЛ
35–110
кВ
,
снизить
недоотпуск
электро
-
энергии
,
малыми
трудозатратами
вос
-
становить
электроснабжение
потреби
-
телей
,
обеспечить
проведение
ремонта
стационарных
опор
ВЛ
без
отключения
линии
целиком
на
время
ремонта
,
осуществить
временное
технологиче
-
ское
присоединение
в
совокупности
с
мобильными
ПС
при
отсутствии
воз
-
можности
в
установленные
сроки
обе
-
спечить
подключение
потребителя
по
постоянной
схеме
.
Опора
ПБМ
110-1(
т
)
имеет
следую
-
щие
характеристики
:
–
вес
основных
элементов
опоры
не
превышает
120
кг
;
–
длина
конструктивных
элементов
опоры
не
превышает
3
м
;
–
сборка
и
монтаж
/
демонтаж
опоры
выполняется
бригадой
из
четырех
электромонтеров
(
время
монтажа
1
опоры
— 4
часа
);
–
доставка
,
сборка
и
монтаж
опоры
производятся
без
при
-
менения
спецтехники
и
крана
;
–
быстромонтируемая
опора
обеспечивает
возможность
монтажа
на
местности
с
уклоном
до
10°,
в
условиях
паводка
,
в
местах
разлива
рек
(
в
воде
и
мокром
грунте
,
в
болотистой
местности
),
в
условиях
низких
температур
до
минус
60°
С
;
–
фундаменты
опоры
поверхностные
,
не
требующие
забу
-
ривания
,
в
том
числе
для
крепления
оттяжек
;
–
конструкция
является
ремонтопригодной
и
имеет
воз
-
можность
замены
запасных
частей
без
применения
про
-
мышленных
технологий
;
–
технология
монтажа
опоры
обеспечивает
требования
безопасности
;
–
разработаны
варианты
опоры
для
ВЛ
без
использования
грозотроса
и
с
применением
грозотроса
.
Ствол
опоры
ПБМ
110-1(
т
)
состоит
из
трубчатых
элемен
-
тов
(
секций
),
соединяемых
между
собой
при
помощи
флан
-
цев
,
и
при
помощи
пространственного
шарнира
опирается
на
стальной
ростверк
.
Ростверк
состоит
из
главной
и
вто
-
ростепенной
пространственных
ферм
.
Элементы
роствер
-
ка
выполнены
из
труб
.
Для
удобства
перевозки
и
монтажа
фермы
ростверка
делятся
на
секции
.
Ствол
опоры
удержи
-
вается
в
проектном
положении
оттяжками
.
Для
оттяжек
при
-
меняются
стальные
тросы
в
соответствии
с
ГОСТ
3063-80.
При
установке
на
косогорах
,
для
обеспечения
вертикаль
-
ности
положения
ствола
,
имеется
возможность
регули
-
ровки
длин
оттяжек
сцепной
арматурой
.
При
эксплуатации
опоры
в
III–IV
ветровом
районе
по
концам
главной
фермы
ростверка
устанавливается
балласт
,
предназначенный
для
обеспечения
устойчивости
положения
опоры
от
опрокиды
-
вания
.
Балласт
выполняется
в
виде
специальных
грузов
.
Траверсы
полимерные
на
основе
опорных
и
подвесных
изо
-
ляторов
.
В
качестве
опорных
применены
изоляторы
ОСК
10-110-
А
01-1
УХЛ
1,
в
качестве
подвесных
—
изоляторы
ЛК
120/110-
И
-4-
СС
.
Такое
решение
позволяет
уменьшить
коли
-
чество
монтажных
элементов
в
опоре
,
изоляционные
рас
-
стояния
между
проводом
и
стволом
,
а
также
вес
опоры
.
Рас
-
положение
проводов
треугольное
.
Защита
металлических
элементов
опоры
от
коррозии
выполнена
комплексным
покрытием
типа
Цинол
/
Алпол
.
Основные
параметры
опоры
:
–
район
по
ветру
—
до
IV (36
м
/
с
);
–
район
по
гололеду
—
до
III (20
мм
);
Рис
. 2.
Схема
расположения
опоры
ПБМ
110
на
плане
трассы
ВЛ
45
–
провод
—
до
АС
300/39;
–
высота
опоры
— 22
м
;
–
высота
подвески
нижнего
провода
— 17,7
м
;
–
межфазное
расстояние
(
по
вертикали
) —
3
м
;
–
габариты
ростверка
в
плане
— 18×12,5
м
;
–
габаритный
,
ветровой
и
весовой
проле
-
ты
— 300
м
;
–
масса
опоры
— 2,83
т
(
с
тросостойкой
);
–
масса
балласта
(
только
для
III–IV
ветрового
района
) — 1,25
т
.
Масса
опоры
обусловлена
следующими
факторами
:
–
значительные
ветровые
нагрузки
—
ско
-
рость
ветра
до
36
м
/
с
;
–
маркой
провода
—
до
АС
300/39;
–
применением
поверхностных
фундамен
-
тов
при
действующих
ветровых
нагрузках
для
обеспечения
устойчивости
;
–
высотой
опоры
—
определена
исходя
из
условия
замены
одной
стационарной
типовой
опоры
110
кВ
на
одну
быстромон
-
тируемую
.
Для
обеспечения
габарита
от
проводов
до
земли
высота
подвески
провода
на
быстро
-
монтируемой
опоре
должна
быть
равна
высо
-
те
подвески
на
стационарной
опоре
.
Сборку
и
монтаж
опоры
в
соответствии
с
эксплуатационной
документацией
необходи
-
мо
выполнять
с
использованием
двух
ручных
(
или
электрических
)
лебедок
грузоподъемно
-
стью
1
и
2
т
,
пневмо
/
электрогайковертов
,
бен
-
зогенератора
или
автоинвертора
.
Основные
операции
:
–
сборка
ростверка
;
–
сборка
и
подъем
Л
-
образных
монтажных
стрел
лебедкой
;
–
сборка
ствола
опоры
;
–
подъем
ствола
опоры
лебедкой
;
–
монтаж
проводов
лебедкой
через
обводные
блоки
,
рас
-
положенные
на
концах
траверс
.
Для
удобства
выполнения
операций
по
монтажу
провода
под
траверсами
предусмотрены
монтажные
площадки
.
Демонтаж
опоры
производится
в
обратной
последова
-
тельности
,
после
монтажа
стационарной
опоры
.
Разработанная
быстромонтируемая
опора
является
уни
-
версальной
конструкцией
:
может
применяться
в
различных
климатических
,
географических
,
геоморфологических
усло
-
виях
.
Ресурс
временной
опоры
позволяет
использовать
ее
в
качестве
опоры
аварийного
резерва
на
протяжении
все
-
го
срока
эксплуатации
(
не
менее
50
лет
).
После
ремонта
и
установки
основной
опоры
,
быстромонтируемая
опора
демонтируется
и
возвращается
на
место
хранения
в
ава
-
рийный
резерв
.
Быстромонтируемая
опора
—
многоразовая
и
может
быть
применена
повторно
сразу
после
демонтажа
.
В
сентябре
2015
года
в
филиале
«
Россети
Сибирь
» —
«
Кузбассэнерго
-
РЭС
»
проведена
противоаварийная
трени
-
ровка
с
установкой
на
ВЛ
образца
быстромонтируемой
опоры
без
использования
специальных
машин
(
рисунок
3).
С
целью
получения
опыта
использования
быстромонтируемой
опоры
при
проведении
тренировки
присутствовали
технические
спе
-
циалисты
филиалов
компании
«
Россети
Сибирь
».
По
резуль
-
татам
проведения
противоаварийной
тренировки
отмечено
соответствие
всех
заявленных
технических
характеристик
бы
-
стромонтируемой
опоры
и
целесообразность
использования
для
комплектования
складов
аварийного
резерва
филиалов
.
Комплект
технической
документации
к
быстромонтируемой
опоре
дополнен
разработанными
«
Технологической
картой
по
монтажу
и
установке
быстромонтируемой
опоры
ПБМ
110-1
на
ВЛ
35–110
кВ
»
и
«
Инструкцией
по
охране
труда
при
вы
-
Рис
. 3.
Опора
ПБМ
с
подвеской
проводов
ВЛ
46
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(14),
сентябрь
2019
Опыт
внедрения
Рис
. 5.
Сборка
опоры
Рис
. 6.
Тренировка
.
Подъем
ствола
опоры
Рис
. 4.
Сборка
ростверка
полнении
работ
по
монтажу
времен
-
ной
быстромонтируемой
опоры
типа
ПБМ
-1(
т
)».
В
2017
году
для
филиалов
ком
-
пании
«
Россети
Сибирь
»
изготов
-
лена
и
поставлена
21
быстромон
-
тируемая
опора
ПБМ
110-1(
т
).
При
поступлении
опор
проведена
их
приемка
путем
сборки
и
подъема
тела
опоры
в
рабочее
положение
,
проведены
противоаварийные
тре
-
нировки
в
условиях
,
максимально
приближенных
к
реально
возмож
-
ной
аварийной
ситуации
в
труд
-
нодоступной
местности
.
На
одно
-
цепных
ВЛ
35–110
кВ
произведена
установка
быстромонтируемых
опор
с
подвеской
проводов
всех
фаз
без
использования
для
сборки
опоры
специальных
машин
и
меха
-
низмов
(
рисунки
4–6).
47
В
2018
году
опора
ПБМ
110-1(
т
)
использовалась
при
ликвида
-
ции
технологического
нарушения
в
филиале
«
Россети
Сибирь
» —
«
Алтайэнерго
».
При
подъеме
уровня
воды
в
р
.
Ануй
оказалась
подтоплена
часть
опор
ВЛ
110
кВ
.
В
результате
вымывания
грунта
у
основания
опоры
произошло
ее
падение
.
Без
электроснабжения
остались
6
населенных
пунктов
Усть
-
Калманского
района
,
ряд
со
-
циальных
объектов
.
В
связи
с
невозможностью
про
-
езда
специальной
техники
к
ме
-
сту
падения
опоры
по
размытым
подъездным
путям
и
отсутствием
возможности
надежного
закрепле
-
ния
новой
железобетонной
опоры
в
зоне
подтопления
была
примене
-
на
быстромонтируемая
опора
ПБМ
110-1(
т
).
Благодаря
ком
-
пактности
в
процессе
транспортировки
опора
ПБМ
110-1(
т
)
в
кратчайшие
сроки
была
доставлена
к
месту
монтажа
и
установлена
на
образовавшийся
после
разлива
реки
за
-
болоченный
участок
(
рисунок
7).
Тем
самым
в
кратчайшие
сроки
обеспечено
устранение
причины
технологического
нарушения
и
восстановление
нормальной
схемы
электро
-
снабжения
потребителей
.
После
окончания
паводка
и
вос
-
становления
подъездных
путей
установлена
стационарная
железобетонная
опора
,
а
опора
ПБМ
110-1(
т
)
демонтирова
-
на
и
размещена
на
складе
.
Успешное
применение
опоры
ПБМ
110-1(
т
)
при
ликви
-
дации
технологического
нарушения
в
филиале
«
Россети
Сибирь
» — «
Алтайэнерго
»,
позволило
в
условиях
реальной
чрезвычайной
ситуации
подтвердить
заявленные
характе
-
ристики
и
преимущества
опоры
аварийного
резерва
.
В
настоящее
время
по
заказам
ДЗО
ПАО
«
Россети
»
изготовлено
более
40
быстромонтируемых
опор
,
разра
-
ботанных
в
компании
«
Россети
Сибирь
».
В
целях
коммерциализации
результатов
НИОКР
ком
-
панией
«
Россети
Сибирь
»
заключены
лицензионные
до
-
Рис
. 7.
Сборка
опоры
на
месте
подтопления
говоры
на
производство
опор
типа
ПБМ
110-1(
т
)
со
следу
-
ющими
производителями
:
1)
ООО
«
Завод
металлических
конструкций
Сибири
»
(
ООО
«
ЗМК
Сибири
»),
г
.
Красноярск
;
2)
АО
«
Салаватский
завод
металлоконструкций
» (
АО
«
Са
-
лаватский
ЗМК
»)
республика
Башкортостан
,
г
.
Салават
;
3)
ООО
«
ОЛАНД
ПРОМТЕХМОНТАЖ
»,
г
.
Москва
.
Все
лицензионные
договоры
прошли
государствен
-
ную
регистрацию
предоставления
права
использования
полезной
модели
по
лицензионному
договору
в
ФГБУ
«
Федеральный
институт
промышленной
собственности
».
Быстромонтируемая
опора
марки
ПБМ
110-1(
т
)
явля
-
ется
инновационным
решением
в
области
организации
и
проведения
аварийно
-
восстановительных
работ
в
элек
-
тросетевом
комплексе
,
которое
обеспечивает
существен
-
ное
снижение
времени
ликвидации
технологических
на
-
рушений
на
ВЛ
35–110
кВ
.
Применение
опор
ПБМ
110-1(
т
)
позволяет
оперативно
осуществить
доставку
без
приме
-
нения
крупногабаритной
техники
и
выполнить
ее
монтаж
в
труднодоступной
местности
силами
одной
бригады
без
использования
специальных
машин
.
48
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(14),
сентябрь
2019
Опыт
внедрения
Информация
об
организации
-
владельце
авторских
прав
:
«
Россети
Сибирь
»
Россия
, 660021,
г
.
Красноярск
,
ул
.
Бограда
, 144
а
Тел
.: 8-800-1000-380.
Факс
(391) 274-41-25
E-mail: [email protected]
http://www.mrsk-sib.ru
Контакты
по
вопросам
сотрудничества
:
ДУБЕНКО
Сергей
Александрович
,
начальник
службы
технической
политики
Департамента
технологического
развития
,
инноваций
,
энергосбережения
и
повышения
энергетической
эффективности
«
Россети
Сибирь
»
Тел
.: 8(391) 226-80-14
E-mail: [email protected]
Оригинал статьи: Инновационное решение для проведения аварийно-восстановительных работ на ВЛ 35–110 кВ
Основная деятельность компании «Россети Сибирь» (ПАО «МРСК Сибири») направлена на обеспечение надежного и качественного электроснабжения потребителей, которое достигается уменьшением количества и продолжительности технологических нарушений. Отключения могут быть вызваны многими факторами, в том числе и погодными условиями: грозы, шквалистый ветер, разливы рек.