Инновационная конструкция опоры аварийного резерва для проведения аварийно-восстановительных работ на ВЛ 35–110 кВ.

background image

background image

22

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1, 

июнь

 2016

22

Инновационная

 

конструкция

 

опоры

 

аварийного

 

резерва

 

для

 

проведения

 

аварийно

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 35–110 

кВ

В

 

настоящее

 

время

 

для

 

оперативного

 

восстановле

-

ния

 

поврежденного

 

участка

 

ЛЭП

 

требуются

 

значи

-

тельные

 

трудозатраты

применение

 

специальной

 

техники

 

как

 

для

 

доставки

 

изделия

так

 

и

 

для

 

прове

-

дения

 

работ

 

на

 

месте

Работы

 

с

 

существующими

 

на

 

данный

 

момент

 

типами

 

опор

 

производятся

 

только

 

при

 

использова

-

нии

 

специализированной

 

транспортной

 

техники

требуют

 

задействования

 

грузоподъемных

 

механизмов

 

и

 

бурильных

 

машин

привлечения

 

большого

 

количества

 

персонала

При

 

этом

 

существующие

 

типы

 

и

 

технологии

 

монтажа

 

опор

 

имеют

 

ограничения

 

на

 

проведение

 

работ

 

в

 

неблагоприятных

 

усло

-

виях

 

и

 

труднодоступных

 

местах

.

Для

 

сокращения

 

сроков

 

ликвидации

 

неисправностей

 

на

 

ЛЭП

связанных

 

с

 

выходом

 

из

 

строя

 

опор

в

 

ПАО

  «

МРСК

 

Сибири

» 

в

 2011 

году

 

было

 

принято

 

решение

 

по

 

разработке

 

мобильной

 

опоры

 

многоразового

 

использования

достав

-

ляемой

 

и

 

монтируемой

 

в

 

максимально

 

короткие

 

сроки

 

без

 

применения

 

специализированных

 

и

 

грузоподъемных

 

машин

.

Использование

 

временных

 

быстровозводимых

 

и

 

де

-

монтируемых

 

опор

 

позволяет

 

сократить

 

время

 

аварий

-

но

-

восстановительных

 

работ

 

на

 

ВЛ

 

без

 

применения

 

спе

-

циальной

 

техники

снизить

 

недоотпуск

 

электроэнергии

малыми

 

трудозатратами

 

восстановить

 

электроснабжение

 

потребителей

обеспечить

   

проведение

 

ремонта

 

стацио

-

Евгений

 

МИТЬКИН

,

 

заместитель

 

генерального

 

директора

 

по

 

техническим

 

вопросам

 —

главный

 

инженер

ПАО

 «

МРСК

 

Сибири

»

Аварии

 

на

 

воздушных

 

линиях

 

электропередачи

связанные

 

с

 

повреждением

 

опор

 

ВЛ

приводят

 

к

 

длительным

 

и

 

вынуж

-

денным

 

перерывам

 

в

 

электроснабжении

 

потребителей

На

 

сегодняшний

 

день

 

условия

 

развития

 

общества

 

и

 

экономи

-

ки

 

напрямую

  

связаны

 

с

 

необходимостью

 

увеличения

 

объ

-

емов

 

выработки

 

и

 

передачи

 

электроэнергии

Для

 

удовлет

-

ворения

 

данных

 

потребностей

 

возникает

 

необходимость

 

строительства

 

новых

 

линий

 

электропередачи

 

и

 

модерни

-

зации

 

старых

В

 

подобных

 

условиях

 

также

 

усиливаются

 

требования

 

к

 

надежности

 

и

 

бесперебойности

 

электроснаб

-

жения

 

объектов

 

потребления

а

 

сокращение

 

времени

 

ликви

-

дации

 

повреждений

 

в

 

случае

 

аварий

 

на

 

воздушных

 

линиях

 

электропередачи

 

становится

 

одной

 

из

 

основных

 

задач

.

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1, 

июнь

 2016

Техобслуживание

 

и

 

ремонты


background image

23

23

нарных

 

опор

 

ВЛ

 

без

 

отключения

 

линии

 

целиком

 

на

 

время

 

ремонта

.

Для

 

реализации

 

поставленной

 

задачи

 

работа

 

проводи

-

лась

 

в

 

несколько

 

этапов

.

В

 

период

 

с

 2011 

по

 2012 

годы

 

проведены

 

патентные

 

исследования

разработаны

 

эскизный

технический

 

проекты

;

 

разработана

 

рабочая

 

конструкторская

 

и

 

техно

-

логическая

 

документации

 

для

 

изготовления

 

опор

ПБМ

-110;

 

получен

 

патент

 

на

 

полезную

 

модель

  «

Быстромонти

-

руемая

 

опора

 

линий

 

электропередачи

» (

 120683 

от

 

01.06.2012. 

Правообладатель

ПАО

 «

МРСК

 

Сибири

»). 

В

 

период

 

с

 2013 

по

 2015 

годы

:

 

изготовлен

 

опытный

 

образец

 

опоры

;

 

проведены

 

приемочные

 

и

 

сертификационные

 

испыта

-

ния

 

опытного

 

образца

 

на

 

специализированном

 

поли

-

гоне

 (

г

Хотьково

Московская

 

область

), 

по

 

результатам

 

которых

 

получен

 

сертификат

 

соответствия

 

ГОСТ

 

(

 1696897 

от

 21.10.2014);

 

разработана

 

подробная

 

эксплуатационная

 

докумен

-

тация

;

 

проведена

 

противоаварийная

 

тренировка

 

в

 

филиале

 

ПАО

 «

МРСК

 

Сибири

» — «

Кузбассэнерго

-

РЭС

».

В

 

результате

 

механических

 

испытаний

проведенных

 

испытательной

 

лабораторией

 

ОАО

 «

Фирма

 

ОРГРЭС

», 

по

-

лучено

 

заключение

что

 

данная

 

опора

 

может

 

применяться

 

для

 

подвески

 

проводов

 

до

 

АС

 300/39 (

с

 

габаритным

ветро

-

вым

 

и

 

весовым

 

пролетами

 — 300 

м

и

 

одного

 

грозозащит

-

ного

 

троса

 

до

 11,0-

МЗ

-

В

-

ОЖ

-

Н

-

Р

.

Опора

 

имеет

 

следующие

 

характеристики

:

• 

вес

 

конструктивных

 

элементов

 

опоры

 

не

 

превышает

 

120 

кг

;

Патент

 

на

 

полезную

 

модель

Опытный

 

образец

 

опоры

 

ПБМ

Сертификат

 

соответствия

• 

длина

 

конструктивных

 

элементов

 

опоры

 

не

 

превышает

 

м

;

• 

сборку

 

и

 

монтаж

/

демонтаж

 

опоры

 

могут

 

выполнить

 

четыре

 

электромонтера

 (

время

 

монтажа

 

одной

 

опоры

 — 4 

часа

); 

• 

доставка

сборка

 

и

 

монтаж

 

опоры

 

производятся

 

без

 

применения

 

спецтехники

спецмеханизмов

 

и

 

без

 

при

-

менения

 

крана

;

• 

быстровозводимая

 

опора

 

обеспечивает

 

возможность

 

монтажа

 

на

 

холмистой

 (

в

 

горной

местности

 

с

 

наклоном

 

до

 10°, 

в

 

условиях

 

паводка

в

 

местах

 

разлива

 

рек

 (

в

 

воде

 

и

 

мокром

 

грунте

в

 

болотистой

 

местности

), 

в

 

условиях

 

низких

 

температур

 

до

 

минус

 60º

С

;

• 

фундаменты

 

опоры

 

поверхностные

• 

конструкция

 

является

 

ремонтопригодной

 

и

 

имеет

 

воз

-

можность

 

замены

 

запасных

 

частей

 

без

 

применения

 

про

-

мышленных

 

технологий

;

• 

технология

 

монтажа

 

опоры

 

обеспечивает

 

требования

 

безопасности

;

• 

разработаны

 

варианты

 

опоры

 

без

 

грозостойки

 

и

 

с

 

гро

-

зостойкой

  (

с

 

указанием

 

условий

 

эксплуатации

 

по

 

ветру

 

и

 

гололеду

).

Ствол

 

опоры

 

ПБМ

110-1 

состоит

 

из

 

трубчатых

 

элементов

 

(

секций

), 

соединяемых

 

между

 

собой

 

при

 

помощи

 

фланцев

Ствол

 

при

 

помощи

 

пространственного

 

шарнира

 

опирается

 

на

 

стальной

 

ростверк

Ростверк

 

состоит

 

из

 

главной

 

и

 

второ

-

степенной

 

пространственных

 

ферм

Для

 

удобства

 

перевозки

 

и

 

монтажа

 

фермы

 

ростверка

 

делятся

 

на

 

секции

Элементы

 

ростверка

 

и

 

ствол

 

опоры

 

выполнены

 

из

 

труб

Ствол

 

опоры

 

удерживается

 

в

 

проектном

 

положении

 

оттяжками

Для

 

от

-

тяжек

 

применяются

 

стальные

 

тросы

 

в

 

соответствии

 

с

 

ГОСТ

 

3063-80. 

При

 

установке

 

на

 

косогорах

 

имеется

 

возможность

 

регулировки

 

длин

 

оттяжек

 

для

 

обеспечения

 

вертикальности

 

положения

 

ствола

При

 

эксплуатации

 

опоры

 

в

 III–IV-

м

 

ве

-


background image

24

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1, 

июнь

 2016

тровом

 

районе

 

по

 

концам

 

главной

 

фермы

 

ростверка

 

уста

-

навливается

 

балласт

предназначенный

 

для

 

обеспечения

 

устойчивости

 

положения

 

опоры

 

от

 

опрокидывания

Балласт

 

выполняется

 

в

 

виде

 

специальных

 

грузов

Траверсы

 

поли

-

мерные

 

на

 

основе

 

опорных

 

и

 

натяжных

 

изоляторов

В

 

ка

-

честве

 

опорных

 

применены

 

изоляторы

 

ОСК

 10-110-

А

01-1 

УХЛ

либо

 

аналог

в

 

качестве

 

натяжных

 — 

изоляторы

 

ЛК

 

120/110-

И

-4-

СС

 

либо

 

аналог

Такое

 

решение

 

позволяет

 

уменьшить

 

количество

 

монтажных

 

элементов

 

в

 

опоре

 

и

 

изо

-

ляционные

 

расстояния

 

между

 

проводом

 

и

 

стволом

Распо

-

ложение

 

проводов

 

треугольное

 (

рисунок

 1).

Защита

 

металлических

 

элементов

 

опоры

 

от

 

коррозии

 

выполнена

 

комплексным

 

покрытием

 

типа

 

Цинол

/

Алпол

 

либо

 

другим

 

защитным

 

покрытием

 

в

 

соответствии

 

со

   

СП

 

28.13330.2012. 

Расположение

 

опоры

 

аварийного

 

резерва

  (

ОАР

на

 

ВЛ

 

может

 

быть

 

выполнено

 

как

 

минимум

 

по

 

двум

 

вариантам

 (

ри

-

сунки

 2, 3):

• 

замена

 

одной

 

стационарной

 

опоры

 

на

 

одну

 

ОАР

;

• 

замена

 

одной

 

стационарной

 

опоры

 

на

 

две

 

ОАР

.

Каждый

 

из

 

предложенных

 

вариантов

 

имеет

 

свою

 

об

-

ласть

 

применения

.

В

 

первом

 

варианте

 

за

 

счет

 

увеличения

 

габаритов

 

опоры

 

усложняется

 

ее

 

сборка

 

и

 

монтаж

.

Во

 

втором

 

варианте

 

минимизируются

 

весовые

 

и

 

габарит

-

ные

 

показатели

 

опоры

но

 

их

 

количество

 

возрастает

 

вдвое

.

При

 

сложном

 

рельефе

 

местности

 

может

 

сложиться

 

ситу

-

ация

при

 

которой

 

в

 

принципе

 

невозможно

 

будет

 

установить

 

две

 

опоры

.

Рассмотрев

 

положительные

 

и

 

отрицательные

 

стороны

 

расположения

 

ОАР

 

по

 

двум

 

вариантам

при

 

разработке

 

опо

-

ры

 

был

 

принят

 

первый

 

вариант

 — 

с

 

заменой

 

одной

 

стацио

-

нарной

 

опоры

 

на

 

одну

 

ОАР

.

Масса

 

опоры

указанная

 

в

 

таблице

 1, 

обусловлена

 

сле

-

дующими

 

факторами

:

1) 

значительные

 

ветровые

 

нагрузки

 — 

район

 

по

 

ветру

 III–IV 

со

 

скоростью

 

ветра

 

до

 36 

м

/

с

;

Рис

. 1. 

Схема

 

быстровозводимой

 

и

 

демонтируемой

 

опоры

 

ПБМ

110-1

Рис

. 2. 

Распо

-

ложение

 

ОАР

 

на

 

ВЛ

 (

план

)

Рис

. 3. 

Расположение

 

ОАР

 

на

 

ВЛ

 35 

кВ

 (

профиль

)

Табл

. 1. 

Основные

 

параметры

 

опоры

Район

 

по

 

ветру

IV (36 

м

/

с

)

Район

 

по

 

гололеду

III (20 

мм

)

Провод

до

 

АС

 300/39

Высота

 

опоры

22 

м

Высота

 

подвески

 

нижнего

 

провода

17,7 

м

Межфазное

 

расстояние

 (

по

 

вертикали

)

м

Габариты

 

ростверка

 

в

 

плане

18×12,5 

м

Габаритный

ветровой

 

и

 

весовой

 

пролеты

300 

м

Масса

 

опоры

2,75 

т

Масса

 

балласта

 (

только

 

для

 III–IV 

ветрового

 

района

)

1,25 

т

Техобслуживание

 

и

 

ремонты


background image

25

в

 

любых

 

условиях

 

из

 

области

 

применения

но

 

наибольшая

 

эффективность

 

достигается

 

в

 

указанных

 

границах

.

Сборку

 

и

 

монтаж

 

опоры

 

в

 

соответствии

 

с

 

эксплуатаци

-

онной

 

документацией

 

необходимо

 

выполнять

 

с

 

исполь

-

зованием

 

двух

 

ручных

 

или

 

электрических

 

лебедок

 

грузо

-

подъемностью

 1 

и

 2 

тонны

пневмо

/

электро

 

гайковертов

бензогенератора

 

или

 

автоинвертора

).

Основные

 

операции

:

 

сборка

 

ростверка

;

 

сборка

 

и

 

подъем

 

Л

-

образных

 

монтажных

 

стрел

 

лебед

-

кой

 

г

/

п

 1 

т

;

 

сборка

 

ствола

 

опоры

;

 

подъем

 

ствола

 

опоры

 

лебедкой

 

г

/

п

 2 

т

;

 

монтаж

 

проводов

 

лебедкой

 

через

 

обводные

 

блоки

расположенные

 

по

 

концам

 

траверс

.

Для

 

удобства

 

выполнения

 

операций

 

по

 

монтажу

 

прово

-

да

 

под

 

траверсами

 

устанавливаются

 

монтажные

 

площадки

.

Разработанная

 

быстровозводимая

 

опора

 

является

 

уни

-

версальной

 

конструкцией

может

 

применяться

 

в

 

различных

 

климатических

географических

геоморфологических

 

усло

-

виях

ресурс

 

временной

 

опоры

 

позволяет

 

использовать

 

ее

 

в

 

качестве

 

опоры

 

аварийного

 

резерва

 

на

 

протяжении

 

всего

 

срока

 

эксплуатации

 

опоры

 (

не

 

менее

 50 

лет

). 

После

 

ремонта

 

и

 

установки

 

основной

 

опоры

 

быстровозводимая

 

опора

 

де

-

монтируется

 

и

 

возвращается

 

на

 

место

 

хранения

 

в

 

аварий

-

ный

 

резерв

Быстровозводимая

 

опора

 

многоразовая

 

и

 

мо

-

жет

 

быть

 

применена

 

повторно

 

сразу

 

после

 

демонтажа

Демонтаж

 

опоры

 

производится

 

в

 

обратной

 

последова

-

тельности

 

либо

 

может

 

быть

 

выполнен

 

краном

 

во

 

время

 

мон

-

тажа

 

стационарной

 

опоры

.

В

 

сентябре

 2015 

года

 

в

 

филиале

 

ПАО

  «

МРСК

 

Сиби

-

ри

» — «

Кузбассэнерго

-

РЭС

» 

проведена

 

противоаварийная

 

тренировка

 

с

 

установкой

 

на

 

ВЛ

 

образца

 

быстровозводимой

 

опоры

без

 

использования

 

специальных

 

машин

По

 

резуль

-

татам

 

проведения

 

противоаварийной

 

тренировки

 

отмечено

 

соответствие

 

всех

 

заявленных

 

технических

 

характеристик

 

быстровозводимой

 

опоры

 

и

 

целесообразность

 

использова

-

ния

 

для

 

комплектования

 

аварийного

 

запаса

 

филиалов

 

ПАО

 

«

МРСК

 

Сибири

».  

Информация

 

об

 

организации

-

владельце

 

авторских

 

прав

:

ПАО

 «

МРСК

 

Сибири

»

Россия

, 660021, 

г

Красноярск

ул

Бограда

, 144

а

Тел

.: 8-800-1000-380, 

факс

 (391) 274-41-25

e-mail: [email protected], http://www.mrsk-sib.ru

Информация

 

об

 

организации

-

разработчике

:

Филиал

 

ОАО

 «

НТЦ

 

ФСК

 

ЕЭС

» — 

СибНИИЭ

Россия

, 630126, 

г

Новосибирск

ул

Кленовая

д

. 10/1

Тел

.: (383) 244-06-02, 

факс

 (383) 244-08-36

e-mail: of

 [email protected], http://www.ntc-power.ru

Контакты

 

по

 

вопросам

 

сотрудничества

Департамент

 

технологического

 

развития

 

и

 

инноваций

 

ПАО

 «

МРСК

 

Сибири

», 

Шмидт

 

Виктор

 

Владимирович

.

Тел

.: (391) 226-80-18,  e-mail: [email protected] 

Опора

 

ПБМ

с

 

подвеской

проводов

 

ВЛ

Рис

. 4. 

Область

 

применения

 

опоры

 

ПБМ

110-1

Эффективная

 

область

 

применения

 

опоры

Ветровой

 

район

18

17

16

15

14

13

12

I II III IV

Высота

 

подвеса

 

провода

2) 

маркой

 

провода

 — 

до

 

АС

 300/39;

3) 

применением

 

поверхностных

 

фундаментов

 

при

 

действу

-

ющих

 

ветровых

 

нагрузках

 

для

 

обеспечения

 

устойчиво

-

сти

 

опоры

 — 

необходимо

 

развивать

 

базу

что

 

приводит

 

к

 

увеличению

 

металлоемкости

и

/

или

 

вводить

 

балласт

;

4) 

высотой

 

опоры

 — 

определена

 

исходя

 

из

 

условия

 

замены

 

одной

 

стационарной

 

типовой

 

опоры

 110 

кВ

 

на

 

одну

 

ОАР

Для

 

обеспечения

 

габарита

 

от

 

проводов

 

до

 

земли

 

высо

-

та

 

подвески

 

провода

 

на

 

ОАР

 

должна

 

быть

 

равна

 

высоте

 

подвески

 

на

 

стационарной

 

опоре

На

 

рисунке

 4 

показана

 

эффективная

 

область

 

приме

-

нения

 

опоры

 

ПБМ

110-1. 

Опора

 

может

 

эксплуатироваться

 


Оригинал статьи: Инновационная конструкция опоры аварийного резерва для проведения аварийно-восстановительных работ на ВЛ 35–110 кВ.

Читать онлайн

Аварии на воздушных линиях электропередачи, связанные с повреждением опор ВЛ, приводят к длительным и вынужденным перерывам в электроснабжении потребителей. На сегодняшний день условия развития общества и экономики напрямую связаны с необходимостью увеличения объемов выработки и передачи электроэнергии. Для удовлетворения данных потребностей возникает необходимость строительства новых линий электропередачи и модернизации старых. В подобных условиях также усиливаются требования к надежности и бесперебойности электроснабжения объектов потребления, а сокращение времени ликвидации повреждений в случае аварий на воздушных линиях электропередачи становится одной из основных задач.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»