22
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1,
июнь
2016
22
Инновационная
конструкция
опоры
аварийного
резерва
для
проведения
аварийно
-
восстановительных
работ
на
ВЛ
35–110
кВ
В
настоящее
время
для
оперативного
восстановле
-
ния
поврежденного
участка
ЛЭП
требуются
значи
-
тельные
трудозатраты
,
применение
специальной
техники
как
для
доставки
изделия
,
так
и
для
прове
-
дения
работ
на
месте
.
Работы
с
существующими
на
данный
момент
типами
опор
производятся
только
при
использова
-
нии
специализированной
транспортной
техники
,
требуют
задействования
грузоподъемных
механизмов
и
бурильных
машин
,
привлечения
большого
количества
персонала
.
При
этом
существующие
типы
и
технологии
монтажа
опор
имеют
ограничения
на
проведение
работ
в
неблагоприятных
усло
-
виях
и
труднодоступных
местах
.
Для
сокращения
сроков
ликвидации
неисправностей
на
ЛЭП
,
связанных
с
выходом
из
строя
опор
,
в
ПАО
«
МРСК
Сибири
»
в
2011
году
было
принято
решение
по
разработке
мобильной
опоры
многоразового
использования
,
достав
-
ляемой
и
монтируемой
в
максимально
короткие
сроки
без
применения
специализированных
и
грузоподъемных
машин
.
Использование
временных
быстровозводимых
и
де
-
монтируемых
опор
позволяет
сократить
время
аварий
-
но
-
восстановительных
работ
на
ВЛ
без
применения
спе
-
циальной
техники
,
снизить
недоотпуск
электроэнергии
,
малыми
трудозатратами
восстановить
электроснабжение
потребителей
,
обеспечить
проведение
ремонта
стацио
-
Евгений
МИТЬКИН
,
заместитель
генерального
директора
по
техническим
вопросам
—
главный
инженер
ПАО
«
МРСК
Сибири
»
Аварии
на
воздушных
линиях
электропередачи
,
связанные
с
повреждением
опор
ВЛ
,
приводят
к
длительным
и
вынуж
-
денным
перерывам
в
электроснабжении
потребителей
.
На
сегодняшний
день
условия
развития
общества
и
экономи
-
ки
напрямую
связаны
с
необходимостью
увеличения
объ
-
емов
выработки
и
передачи
электроэнергии
.
Для
удовлет
-
ворения
данных
потребностей
возникает
необходимость
строительства
новых
линий
электропередачи
и
модерни
-
зации
старых
.
В
подобных
условиях
также
усиливаются
требования
к
надежности
и
бесперебойности
электроснаб
-
жения
объектов
потребления
,
а
сокращение
времени
ликви
-
дации
повреждений
в
случае
аварий
на
воздушных
линиях
электропередачи
становится
одной
из
основных
задач
.
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1,
июнь
2016
Техобслуживание
и
ремонты
23
23
нарных
опор
ВЛ
без
отключения
линии
целиком
на
время
ремонта
.
Для
реализации
поставленной
задачи
работа
проводи
-
лась
в
несколько
этапов
.
В
период
с
2011
по
2012
годы
:
–
проведены
патентные
исследования
,
разработаны
эскизный
,
технический
проекты
;
–
разработана
рабочая
конструкторская
и
техно
-
логическая
документации
для
изготовления
опор
ПБМ
-110;
–
получен
патент
на
полезную
модель
«
Быстромонти
-
руемая
опора
линий
электропередачи
» (
№
120683
от
01.06.2012.
Правообладатель
:
ПАО
«
МРСК
Сибири
»).
В
период
с
2013
по
2015
годы
:
–
изготовлен
опытный
образец
опоры
;
–
проведены
приемочные
и
сертификационные
испыта
-
ния
опытного
образца
на
специализированном
поли
-
гоне
(
г
.
Хотьково
,
Московская
область
),
по
результатам
которых
получен
сертификат
соответствия
ГОСТ
(
№
1696897
от
21.10.2014);
–
разработана
подробная
эксплуатационная
докумен
-
тация
;
–
проведена
противоаварийная
тренировка
в
филиале
ПАО
«
МРСК
Сибири
» — «
Кузбассэнерго
-
РЭС
».
В
результате
механических
испытаний
,
проведенных
испытательной
лабораторией
ОАО
«
Фирма
ОРГРЭС
»,
по
-
лучено
заключение
,
что
данная
опора
может
применяться
для
подвески
проводов
до
АС
300/39 (
с
габаритным
,
ветро
-
вым
и
весовым
пролетами
— 300
м
)
и
одного
грозозащит
-
ного
троса
до
11,0-
МЗ
-
В
-
ОЖ
-
Н
-
Р
.
Опора
имеет
следующие
характеристики
:
•
вес
конструктивных
элементов
опоры
не
превышает
120
кг
;
Патент
на
полезную
модель
Опытный
образец
опоры
ПБМ
Сертификат
соответствия
•
длина
конструктивных
элементов
опоры
не
превышает
3
м
;
•
сборку
и
монтаж
/
демонтаж
опоры
могут
выполнить
четыре
электромонтера
(
время
монтажа
одной
опоры
— 4
часа
);
•
доставка
,
сборка
и
монтаж
опоры
производятся
без
применения
спецтехники
,
спецмеханизмов
и
без
при
-
менения
крана
;
•
быстровозводимая
опора
обеспечивает
возможность
монтажа
на
холмистой
(
в
горной
)
местности
с
наклоном
до
10°,
в
условиях
паводка
,
в
местах
разлива
рек
(
в
воде
и
мокром
грунте
,
в
болотистой
местности
),
в
условиях
низких
температур
до
минус
60º
С
;
•
фундаменты
опоры
поверхностные
;
•
конструкция
является
ремонтопригодной
и
имеет
воз
-
можность
замены
запасных
частей
без
применения
про
-
мышленных
технологий
;
•
технология
монтажа
опоры
обеспечивает
требования
безопасности
;
•
разработаны
варианты
опоры
без
грозостойки
и
с
гро
-
зостойкой
(
с
указанием
условий
эксплуатации
по
ветру
и
гололеду
).
Ствол
опоры
ПБМ
110-1
состоит
из
трубчатых
элементов
(
секций
),
соединяемых
между
собой
при
помощи
фланцев
.
Ствол
при
помощи
пространственного
шарнира
опирается
на
стальной
ростверк
.
Ростверк
состоит
из
главной
и
второ
-
степенной
пространственных
ферм
.
Для
удобства
перевозки
и
монтажа
фермы
ростверка
делятся
на
секции
.
Элементы
ростверка
и
ствол
опоры
выполнены
из
труб
.
Ствол
опоры
удерживается
в
проектном
положении
оттяжками
.
Для
от
-
тяжек
применяются
стальные
тросы
в
соответствии
с
ГОСТ
3063-80.
При
установке
на
косогорах
имеется
возможность
регулировки
длин
оттяжек
для
обеспечения
вертикальности
положения
ствола
.
При
эксплуатации
опоры
в
III–IV-
м
ве
-
24
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1,
июнь
2016
тровом
районе
по
концам
главной
фермы
ростверка
уста
-
навливается
балласт
,
предназначенный
для
обеспечения
устойчивости
положения
опоры
от
опрокидывания
.
Балласт
выполняется
в
виде
специальных
грузов
.
Траверсы
поли
-
мерные
на
основе
опорных
и
натяжных
изоляторов
.
В
ка
-
честве
опорных
применены
изоляторы
ОСК
10-110-
А
01-1
УХЛ
1
либо
аналог
,
в
качестве
натяжных
—
изоляторы
ЛК
120/110-
И
-4-
СС
либо
аналог
.
Такое
решение
позволяет
уменьшить
количество
монтажных
элементов
в
опоре
и
изо
-
ляционные
расстояния
между
проводом
и
стволом
.
Распо
-
ложение
проводов
треугольное
(
рисунок
1).
Защита
металлических
элементов
опоры
от
коррозии
выполнена
комплексным
покрытием
типа
Цинол
/
Алпол
либо
другим
защитным
покрытием
в
соответствии
со
СП
28.13330.2012.
Расположение
опоры
аварийного
резерва
(
ОАР
)
на
ВЛ
может
быть
выполнено
как
минимум
по
двум
вариантам
(
ри
-
сунки
2, 3):
•
замена
одной
стационарной
опоры
на
одну
ОАР
;
•
замена
одной
стационарной
опоры
на
две
ОАР
.
Каждый
из
предложенных
вариантов
имеет
свою
об
-
ласть
применения
.
В
первом
варианте
за
счет
увеличения
габаритов
опоры
усложняется
ее
сборка
и
монтаж
.
Во
втором
варианте
минимизируются
весовые
и
габарит
-
ные
показатели
опоры
,
но
их
количество
возрастает
вдвое
.
При
сложном
рельефе
местности
может
сложиться
ситу
-
ация
,
при
которой
в
принципе
невозможно
будет
установить
две
опоры
.
Рассмотрев
положительные
и
отрицательные
стороны
расположения
ОАР
по
двум
вариантам
,
при
разработке
опо
-
ры
был
принят
первый
вариант
—
с
заменой
одной
стацио
-
нарной
опоры
на
одну
ОАР
.
Масса
опоры
,
указанная
в
таблице
1,
обусловлена
сле
-
дующими
факторами
:
1)
значительные
ветровые
нагрузки
—
район
по
ветру
III–IV
со
скоростью
ветра
до
36
м
/
с
;
Рис
. 1.
Схема
быстровозводимой
и
демонтируемой
опоры
ПБМ
110-1
Рис
. 2.
Распо
-
ложение
ОАР
на
ВЛ
(
план
)
Рис
. 3.
Расположение
ОАР
на
ВЛ
35
кВ
(
профиль
)
Табл
. 1.
Основные
параметры
опоры
Район
по
ветру
IV (36
м
/
с
)
Район
по
гололеду
III (20
мм
)
Провод
до
АС
300/39
Высота
опоры
22
м
Высота
подвески
нижнего
провода
17,7
м
Межфазное
расстояние
(
по
вертикали
)
3
м
Габариты
ростверка
в
плане
18×12,5
м
Габаритный
,
ветровой
и
весовой
пролеты
300
м
Масса
опоры
2,75
т
Масса
балласта
(
только
для
III–IV
ветрового
района
)
1,25
т
Техобслуживание
и
ремонты
25
в
любых
условиях
из
области
применения
,
но
наибольшая
эффективность
достигается
в
указанных
границах
.
Сборку
и
монтаж
опоры
в
соответствии
с
эксплуатаци
-
онной
документацией
необходимо
выполнять
с
исполь
-
зованием
двух
ручных
или
электрических
лебедок
грузо
-
подъемностью
1
и
2
тонны
,
пневмо
/
электро
гайковертов
,
бензогенератора
или
автоинвертора
).
Основные
операции
:
–
сборка
ростверка
;
–
сборка
и
подъем
Л
-
образных
монтажных
стрел
лебед
-
кой
г
/
п
1
т
;
–
сборка
ствола
опоры
;
–
подъем
ствола
опоры
лебедкой
г
/
п
2
т
;
–
монтаж
проводов
лебедкой
через
обводные
блоки
,
расположенные
по
концам
траверс
.
Для
удобства
выполнения
операций
по
монтажу
прово
-
да
под
траверсами
устанавливаются
монтажные
площадки
.
Разработанная
быстровозводимая
опора
является
уни
-
версальной
конструкцией
:
может
применяться
в
различных
климатических
,
географических
,
геоморфологических
усло
-
виях
;
ресурс
временной
опоры
позволяет
использовать
ее
в
качестве
опоры
аварийного
резерва
на
протяжении
всего
срока
эксплуатации
опоры
(
не
менее
50
лет
).
После
ремонта
и
установки
основной
опоры
быстровозводимая
опора
де
-
монтируется
и
возвращается
на
место
хранения
в
аварий
-
ный
резерв
.
Быстровозводимая
опора
многоразовая
и
мо
-
жет
быть
применена
повторно
сразу
после
демонтажа
.
Демонтаж
опоры
производится
в
обратной
последова
-
тельности
либо
может
быть
выполнен
краном
во
время
мон
-
тажа
стационарной
опоры
.
В
сентябре
2015
года
в
филиале
ПАО
«
МРСК
Сиби
-
ри
» — «
Кузбассэнерго
-
РЭС
»
проведена
противоаварийная
тренировка
с
установкой
на
ВЛ
образца
быстровозводимой
опоры
,
без
использования
специальных
машин
.
По
резуль
-
татам
проведения
противоаварийной
тренировки
отмечено
соответствие
всех
заявленных
технических
характеристик
быстровозводимой
опоры
и
целесообразность
использова
-
ния
для
комплектования
аварийного
запаса
филиалов
ПАО
«
МРСК
Сибири
».
Информация
об
организации
-
владельце
авторских
прав
:
ПАО
«
МРСК
Сибири
»
Россия
, 660021,
г
.
Красноярск
,
ул
.
Бограда
, 144
а
Тел
.: 8-800-1000-380,
факс
(391) 274-41-25
e-mail: [email protected], http://www.mrsk-sib.ru
Информация
об
организации
-
разработчике
:
Филиал
ОАО
«
НТЦ
ФСК
ЕЭС
» —
СибНИИЭ
Россия
, 630126,
г
.
Новосибирск
,
ул
.
Кленовая
,
д
. 10/1
Тел
.: (383) 244-06-02,
факс
(383) 244-08-36
e-mail: of
fi
[email protected], http://www.ntc-power.ru
Контакты
по
вопросам
сотрудничества
:
Департамент
технологического
развития
и
инноваций
ПАО
«
МРСК
Сибири
»,
Шмидт
Виктор
Владимирович
.
Тел
.: (391) 226-80-18, e-mail: [email protected]
Опора
ПБМ
с
подвеской
проводов
ВЛ
Рис
. 4.
Область
применения
опоры
ПБМ
110-1
Эффективная
область
применения
опоры
Ветровой
район
18
17
16
15
14
13
12
I II III IV
Высота
подвеса
провода
2)
маркой
провода
—
до
АС
300/39;
3)
применением
поверхностных
фундаментов
при
действу
-
ющих
ветровых
нагрузках
для
обеспечения
устойчиво
-
сти
опоры
—
необходимо
развивать
базу
,
что
приводит
к
увеличению
металлоемкости
,
и
/
или
вводить
балласт
;
4)
высотой
опоры
—
определена
исходя
из
условия
замены
одной
стационарной
типовой
опоры
110
кВ
на
одну
ОАР
.
Для
обеспечения
габарита
от
проводов
до
земли
высо
-
та
подвески
провода
на
ОАР
должна
быть
равна
высоте
подвески
на
стационарной
опоре
.
На
рисунке
4
показана
эффективная
область
приме
-
нения
опоры
ПБМ
110-1.
Опора
может
эксплуатироваться
Оригинал статьи: Инновационная конструкция опоры аварийного резерва для проведения аварийно-восстановительных работ на ВЛ 35–110 кВ.
Аварии на воздушных линиях электропередачи, связанные с повреждением опор ВЛ, приводят к длительным и вынужденным перерывам в электроснабжении потребителей. На сегодняшний день условия развития общества и экономики напрямую связаны с необходимостью увеличения объемов выработки и передачи электроэнергии. Для удовлетворения данных потребностей возникает необходимость строительства новых линий электропередачи и модернизации старых. В подобных условиях также усиливаются требования к надежности и бесперебойности электроснабжения объектов потребления, а сокращение времени ликвидации повреждений в случае аварий на воздушных линиях электропередачи становится одной из основных задач.