Введение
татистика чрезвычайных ситуаций в тон-
нелях показывает, что тоннели являются
объектами повышенного риска. Особую
опасность на подземных объектах мега-
полисов представляют пожары. Они со-
провождаются быстрым ростом темпе-
ратуры, выделением газовоздушных смесей, по-
терей видимости. Обрушение конструкций и бло-
кирование путей из подземных сооружений
может препятствовать эвакуации людей и ав-
тотранспортных средств, а также эффективной
работе специальных подразделений. Совер-
шенствование системы безопасности подзем-
ной инфраструктуры города направлено на
снижение риска возникновения техногенных ка-
тастроф и пожаров, которые могут привести к
массовой гибели людей, выходу из строя систем
жизнеобеспечения и транспортных коммуни-
каций города. Повышенная опасность и труд-
ности эвакуации людей из городских подземных
транспортных систем и объектов метрополите-
на требуют наличия противопожарных систем,
которые должны обладать высоким быстро-
действием, высокой эффективностью и без-
опасностью для пассажиров, обслуживающего
персонала и окружающей среды.
Пожар в объединенной сети тоннелей метрополитена,
в котором суточный пассажиропоток достигает 40% на-
селения города, может привести к катастрофическим
последствиям: от остановки поезда в тоннеле и эва-
куации его пассажиров до транспортного коллапса ме-
гаполиса.
Также важнейшей задачей обеспечения устой-
чивого функционирования и развития мега-
полиса является повышение противопожарной
защиты коммуникационных коллекторов.
В коллекторах размещаются такие важные для
системы жизнеобеспечения города коммуни-
кации, как силовые электрические кабели,
кабели систем связи и телекоммуникаций.
актуально
— круглый стол —
доклад
62
В каждом современном мегаполисе существует развитая подземная
инфраструктура, включающая объекты транспорта (метрополитен,
протяженные автотранспортные тоннели), коммуникационные
коллекторы, подземные автостоянки, торгово-развлекательные
комплексы.
w w w.kabel-news.r u
/ и ю н ь - и ю л ь 2 0 1 0 /
«КАБЕЛЬ-news»
Инновационная система
обнаружения пожаров
в тоннелях, метро
и на паркингах
Автор —
Якунин А.В.,
руководитель отдела
телемеханики
ООО «СистеК
»
С
62-67.QXD:76-79Wom1.QXD 7.22.10 22:47 Page 62
доклад
— круглый стол —
актуально
63
Опыт эксплуатации автотранспортных тоннелей, осо-
бенно расположенных в пределах города, указывает на
высокую вероятность аварий и дорожно-транспортных
происшествий, сопровождающихся пожарами. Веро-
ятность пожара на транспортном средстве считается
наиболее опасной из всех видов опасности в тоннеле.
По данным статистических исследований, ДТП в тон-
нелях в 1,4 раза чаще приводят к пожарам, чем на ско-
ростном шоссе.
Необходимо отметить, что возгорания в ком-
муникационных коллекторах происходят еже-
годно, при этом общая протяженность кол-
лекторов в г. Москве составляет почти 700 км
и продолжает увеличиваться. Поэтому особенно
актуальным является применение системы,
способной в максимально короткий срок вы-
явить пожар, проинформировать диспетчера
и пожарную команду о его характеристиках (ве-
личина, направление распространения) и при-
нять меры по его скорейшему предотвращению.
Анализ показал, что в качестве таких систем
могут быть использованы системы на базе конт-
роллеров серии OTS, производства компании
LIOS Technology GmbH. Требования, предъ-
являемые к оборудованию обнаружения пожара
в тоннелях, метро и на паркингах, мотивиро-
вали нас создать интеллектуальную, макси-
мально надежную и эффективную систему, ори-
ентированную на индивидуальные требова-
ния Заказчика.
Наша система может взаимодействовать
с современными системами подавления по-
жара. Она способна в автоматическом режи-
ме запускать системы пожаротушения ло-
кально, в зависимости от местоположения
и продвижения огня, контролируя, таким об-
разом, ситуацию и информируя диспетчера
о происходящем (направление, сила пожара
и т.д.). Как следствие, система упрощает по-
жарной бригаде работу по тушению пожара,
а также позволяет максимально уменьшить воз-
можные разрушения, причиняемые пожаром.
При использовании систем пожаротушения,
распыляемые вещества никаким образом не
оказывают влияние на работу датчика. А ва-
рианты исполнения датчика в негорючей обо-
лочке и сам факт того, что датчиком является
– кварцевое стекло – говорит о его способности
выдерживать самые жесткие внешние условия.
Таким образом, наша система способна точно
и своевременно локализовать пожар, получить
его характеристики и в дальнейшем отслежи-
вать его стояние вплоть до прибытия пожарной
бригады.
В течение 15 лет мировым лидером по про-
изводству систем мониторинга распределен-
ной температуры является компания LIOS Tech-
nology GmbH. В основе системы распределенного
измерения температуры лежат разработанные
компанией контроллеры серии OTS. Область при-
менения данных контроллеров обширна:
— изучение нефтяных месторождений;
— мониторинг состояния нефте- и газохранилищ;
— мониторинг утечек на нефте-, газо- и водопроводах;
— мониторинг состояния силовых кабельных линий (КЛ);
— мониторинг состояния воздушных линий
электропередач (ВЛЭП);
— мониторинг состояния процессов на плавильных
заводах;
— обеспечение пожарной безопасности в тоннелях;
— обеспечение пожарной безопасности в метро и т.д.
Принцип работы системы
Оптоволокно — диэлектрический волновод, который
проводит свет. Он состоит из сердцевины, оболочки
и защитного внешнего слоя. Оболочка в качестве от-
ражающего слоя помогает удерживать световой сигнал
в сердцевине. Оптические волокна изготавливаются из
легированного кварцевого стекла, которое состоит из
двуокиси кремния (SiO
2
) с аморфной твердой структу-
рой. Оптоволокно было изобретено в 70-х годах про-
шлого столетия и первоначально применялось в ос-
новном для передачи данных на дальние расстояния
с высокой скоростью.
Внутримолекулярные вибрации, возникающие
в оптоволокне под влиянием температуры,
давления или растягивающих усилий, могут ло-
кально изменять характеристики пропускания
света. Зная скорость распространения света
в однородном кварцевом стекловолокне,
а также математическую зависимость его за-
тухания во времени, можно определить тем-
«КАБЕЛЬ-news»
/ и ю н ь - и ю л ь 2 0 1 0 /
w w w.kabel-news.r u
Якунин А.В.
Руководитель отдела телемеханики
ООО «СистеК
»
контроллер серии OTS
62-67.QXD:76-79Wom1.QXD 7.22.10 22:47 Page 63
актуально
— круглый стол —
доклад
64
пературу в любой точке оптоволоконного ка-
беля. Ключевым элементом системы является
контроллер серии OTS. Основными функциями
контроллера являются: получение, обработка
и выдача требуемой информации на связанные
устройства. Программирование контроллера
происходит при помощи подсоединяемого ком-
пьютера. При программировании производит-
ся настройка следующих основных параметров:
— зонирование – программное деление диаг-
ностируемой длины на требуемые сектора
с различными условиями или техническими ха-
рактеристиками (128 зон и 640 подзон);
— настройка индивидуальных параметров
зон/подзон (граничная температура срабаты-
вания системы, скорость возрастания темпе-
ратуры, опре-
деление на-
п р а в л е н и я
распростра-
нения, при-
вязка зоны
к цифровым
и аналоговым
выходам
и
прочее);
— настройка
частоты про-
ведения измерений (может быть задана ско-
рость опроса соизмеримая, а порой даже выше
скорости опроса применяемых сегодня оди-
ночных датчиков);
— настройка параметров сохранения полу-
ченных данных (количество, место располо-
жения, время хранения и прочее);
— настройка цифровых и аналоговых вх./вых.
сигналов (сигналы, запускающие устройства ту-
шения для конкретной зоны/подзоны, формат
данных для диспетчерского пункта и прочее);
— также настраиваются и другие дополнитель-
ные параметры. После программирования конт-
роллер способен работать в автономном режиме.
В качестве датчика обнаружения пожара ис-
пользуется оптоволоконный кабель. Оптоволо-
конный
кабель
удобен
при
монтаже
и эксплуатации. С помощью такого датчика мо-
жет быть организована надежная и устойчивая ра-
бота даже в экстремальных условиях окружаю-
щей среды (пыль, грязь, выхлопные газы и т.д.).
Для обнаружения пожара в тоннелях оптово-
локонный кабель может прокладываться
в верхней точке тоннеля и/или в местах про-
хождения силового кабеля. Для повышения на-
дежности системы обнаружения пожара опто-
волоконный кабель–датчик прокладывается
”петлей” вдоль тоннеля: выходя из одного ка-
нала контроллера, проходит до конца изме-
ряемого тоннеля вдоль одной стены, меняет на-
правление и подключается ко второму каналу
контроллера после прохождения по другой
стороне тоннеля. При таком способе проклад-
ки система остается рабочей даже при по-
вреждении (обрыве) оптоволоконного кабеля.
Основным компонентом оптоволоконного ка-
беля является трубочка с оптоволокнами. Обо-
лочка и конструкция оптоволоконного кабеля
подбирается под условия эксплуатации и за-
висит от внешних условий прокладки (темпе-
ратура, давление, устойчивость к механическим
воздействиям и т.д.). Для среды с возможны-
ми механическими воздействиями рекоменду-
ется использовать металлический модуль. Для
условий с большим количеством электромаг-
нитных помех и для предотвращения допол-
нительных наводок рекомендуется использо-
вать конструкцию, не содержащую металл,
при таком исполнении в кабеле не присутствует
электрических составляющих.
Оптоволоконный датчик является абсолютно
пассивным элементом по всей своей протя-
женности и может быть применен в местах с по-
вышенной опасностью. Наша система серти-
фицирована в соответствии со стандартом
ATEX (группа II категория 1GD) и может при-
меняться во взрывоопасных районах.
Выявление пожара происходит следующим
образом: оптоволоконный кабель-датчик под-
ключается к одному каналу контроллера, конт-
роллер с помощью излучателя посылает пучок
света в оптоволоконный кабель, по мере его
прохождения вдоль оптоволокна появляется
рассеяние, которое возвращается к контрол-
леру. Контроллер регистрирует и обрабатыва-
ет поступивший сигнал. После чего выдает ре-
зультат на связанные с ним устройства.
Значения температур регистрируются по всей
длине сенсорного кабеля, как непрерывный
график с шагом до 0,5 м и точностью до 1оС.
Высокая точность измерения температур до-
стигается даже на дальних расстояниях
и с большой скоростью.
Таким образом, благодаря своей
длине, один оптоволоконный дат-
чик сравним с сотнями или даже
тысячами одиночных сенсоров,
устанавливаемых сегодня для
w w w.kabel-news.r u
/ и ю н ь - и ю л ь 2 0 1 0 /
«КАБЕЛЬ-news»
...оболочка и конструкция оптоволоконного кабеля подбирается под условия
эксплуатации и зависит от внешних условий прокладки (температура, давление,
устойчивость к механическим воздействиям и т.д.)...
62-67.QXD:76-79Wom1.QXD 7.22.10 22:47 Page 64
доклад
— круглый стол —
актуально
65
«КАБЕЛЬ-news»
/ и ю н ь - и ю л ь 2 0 1 0 /
w w w.kabel-news.r u
обнаружения пожара, для каждого из которых
необходимо организовать питание и канал пе-
редачи данных, а при их повреждении требуется
демонтаж, монтаж и, возможно, новая органи-
зация канала связи и питания. Для ремонта оп-
товолоконного кабеля необходимо специальным
устройством соединить разъеденные участки
и защитить место соединения от физических воз-
действий специальной муфтой. Система на
базе контроллера серии OTS легко может быть
интегрирована в существующие системы
SCADA или управлять пожарными панелями/ог-
нетушителями/вентиляцией напрямую в авто-
номном режиме. При помощи Ethernet соеди-
нения все контроллеры OTS, используемые
для диагностики объекта, могут быть под-
ключены к одной локальной сети и управлять-
ся при помощи одного головного устройства
в диспетчерском пункте.
Обзор систем
Контроллеры OTS, применимые для обнару-
жения пожара, различаются по дальности из-
мерения (от 2 км — OTS2000, до 4 км —
OTS4000) и количеству каналов (от 1 до 2 из-
мерительных каналов). Конкретный контроллер
подбирается под требования Покупателя. В дан-
ной серии также присутствуют контроллеры,
способные измерять распределенную темпе-
ратуру на расстояниях до 16 км или даже до 30
км по одному оптоволоконному датчику, но
с большим шагом дискретизации (например,
контроллер OTS160P имеет диапазон измере-
ния до 16 км при одностороннем измерении по
многомодовому оптоволокну, а контроллер
OTS300P-SM имеет диапазон измерения до 30
км при одностороннем измерении по одномо-
довому оптоволокну). Система может быть
интегрирована в существующие
системы SCADA посредством
стандартизованных протоколов
типа DNP3, IEC 60870-5, Modbus
или XML-интерфейсов данных
(например, POSC) и другие. Для
соединения с пожарными панеля-
ми либо устройствами верхнего
уровня предусмотрены програм-
мируемые аналоговые выходы.
Основные технические характеристики конт-
роллера, применяемого для обнаружения по-
жара:
— Длина датчика на 1 канал: до 4000 м.
— Электропитание: 24/115/230 В.
— Напряжение на аналоговых выходах: 20 B.
— Интерфейс для связи компьютер/SCADA: RS232, TCP/IP
Как дополнительная опция к контроллеру может
быть присоединен компьютер для наглядного
отображения зон и отображения дополнитель-
ной информации об исследуемом объекте.
Программное обеспечение
Программное обеспечение позволяет не толь-
ко отображать диаграмму температурных из-
мерений по всей протяженности диагности-
руемого объекта.
Интерфейс ПО позволяет настраивать конт-
роллер, управлять интерфейсами, обрабаты-
вать входные данные и сохранять их, разбивать
на зоны и задавать для каждой зоны индиви-
дуальные параметры срабатывания сигнали-
зации, подкладывать карты города либо фо-
тографии тоннеля и т.д.
Основные технические особенности ПО
— Отображения информации с нескольких контроллеров.
— Импортирование и экспортирование данных/файлов.
— Буферизация данных по измерениям для сохранения.
— Удобства просмотра изменения состояния во времени,
событий от разных контроллеров.
— Индивидуальные настройки отображения информации
(подложки, рисунки, фотографии и прочее).
Надежность системы
Надежность и качество контроллеров серии
OTS достигается за счет использования стан-
дартных телекоммуникационных компонентов.
место изменения направления
62-67.QXD:76-79Wom1.QXD 7.22.10 22:47 Page 65
актуально
— круглый стол —
доклад
66
w w w.kabel-news.r u
/ и ю н ь - и ю л ь 2 0 1 0 /
«КАБЕЛЬ-news»
Например, срок работы применяемого источ-
ника лазерного излучения, в соответствии со
стандартом Telcordia GR-468, составляет более
25 лет. Каждый образец продукции перед по-
ставкой проходит длительные испытания, по ре-
зультатам которых составляется отчет о ра-
ботоспособности данного прибора.
Успех повсеместного распространения конт-
роллеров серии OTS определен стремлением
к совершенствованию и разработке новых ре-
шений, возможностей и доработке оборудо-
вания по требованию Заказчика.
Контроллеры серии OTS в России
На российском рынке контроллеры серии
OTS начали применяется с 2006 г., в России
и странах СНГ продукцию компании LIOS
Technology GmbH представляет компания
ООО «СистеК». Наибольшее распространение
в России получило применение контроллеров
серии OTS в области электроэнергетики,
а именно в мониторинге температуры ка-
бельных линий, что вызвало большой интерес
эксплуатирующих компаний Москвы. На се-
годняшний день реализовано более 20 про-
ектов с использованием оборудования LIOS
Technology GmbH. Один из проектов, реали-
зованный в 2008 г., — ПС “Магистральная”,
снабжающая электричеством район Сити, в ко-
тором производится измерение 6 КЛ 110 и 220
кВ при помощи контроллеров OTS160P —
2 шт., OTS20P – 1 шт. Данные от контролле-
ров OTS в реальном времени поступают на
диспетчерский пункт.
Мониторинг температуры КЛ посредством оп-
товолокна является на сегодняшний день един-
ственным способом диагностики КЛ на всей ее
протяженности. Информация о состоянии КЛ,
собранная за определенные периоды времени
(сезоны), позволяет более правильно и эконо-
мично эксплуатировать КЛ, а также миними-
зировать возможные аварии в распредели-
тельных сетях мегаполисов.
Резюме
Первая система на базе контроллера серии OTS
была анонсирована в 1997 г. и стала револю-
ционным прорывом в обнаружении пожара.
С этого времени были заданы новые стандар-
ты надежности, скорости получения и обработки
информации в области комплексной пожаро-
безопасности. Технология обнаружения очагов
возгорания была успешно использована для
определения мест возникновения пожара
в автомобильных и железнодорожных тоннелях,
на стоянках, в зданиях и на режимных объектах.
Системы серии OTS успешно применяются для
мониторинга сотен километров автомобиль-
ных и железнодорожных тоннелей. Многолетний
опыт в области оптических измерений, поже-
лания эксплуатирующих организаций и Поку-
пателей, позволили создать удобный в монта-
же и эксплуатации максимально надежный
и точный продукт. На сегодняшний день в мире
более 2000 реализованных проектов с исполь-
зованием нашей системы, из которых 200 –
в тоннелях, а общая протяженность измеряемых
трасс составляет более 3000 км. Среди реа-
лизованных проектов: метро в г. Пекин, тоннель
Монблан и другие.
Инновационная система серии OTS для об-
наружения пожара в тоннелях и закрытых
помещениях — это:
— Быстрота (минимальное время обнаружения очага воз-
горания).
— Интеллект (определение направления и скорости рас-
пространения пожара).
— Универсальность (в качестве датчика используется оп-
товолоконный кабель).
— Безопасность эксплуатации (оптоволоконный датчик –
пассивный элемент, не подверженный электромагнитно-
му воздействию на всей своей протяженности и приме-
няемый во взрывоопасных районах).
— Надежная и устойчивая работа в экстремальных усло-
виях окружающей среды
(пыль, грязь, выхлопные газы и т.д.).
— Длинный объект диагностики (до 8 км при измерении
одним прибором).
— Высокая дискретность (шаг измерения до 0,5 м).
— Простота монтажа и эксплуатации (один протяженный
оптоволоконный датчик нашей системы сравним с сотнями
одиночных датчиков, для каждого из которых необходи-
мо электропитание и канал передачи данных).
— Высокая точность измерения температуры — до 1
о
С.
— Легкая интеграция в существующие системы конт-
роля (позволяет передавать информацию на верхний
уровень и/или манипулировать вторичными устрой-
ствами — устройства тушения, венти-
лирования и т.д.).
— Невысокая стоимость монтажа и экс-
плуатации (в сравнении с системой, ис-
пользующей одиночные датчики).
Сертификаты и стандарты
В соответствии с высокими требованиями,
предъявляемыми к качеству такой продукции, наше
оборудование сертифицировано в соответствии
с мировыми и российскими стандартами:
VdS; ISO 9001 и ISO 14001; ЕN 54-5, A1; EXAM; CE;
ГОСТ Р; ССПБ и прочее.
...на сегодняшний день в мире более 2000 реализованных проектов с использова-
нием нашей системы, из которых 200 – в тоннелях, а общая протяженность изме-
ряемых трасс составляет более 3000 км...
62-67.QXD:76-79Wom1.QXD 7.22.10 22:47 Page 66
Оригинал статьи: Инновационная система выявления очагов возгорания в закрытых помещениях: метро, туннели, паркинги
В каждом современном мегаполисе существует развитая подземная инфраструктура, включающая объекты транспорта (метрополитен, протяженные автотранспортные тоннели), коммуникационные коллекторы, подземные автостоянки, торгово-развлекательные комплексы.