

52
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
52
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
Л
Э
П
воздушные ЛЭП
КОРОТКИЙ
ПУТЬ
—
НЕ
ВСЕГДА
ЛУЧШИЙ
Основной
целью
индивидуального
проектирова
-
ния
линий
электропередачи
для
ФСК
является
сни
-
жение
конечной
стоимости
объекта
при
соблюдении
всех
требований
НТД
и
СТО
.
При
этом
мы
стараемся
учитывать
особенности
,
связанные
с
психологией
партнёров
.
Индивидуальное
проектирование
применяется
там
,
где
высоковольтные
ЛЭП
обычно
имеют
боль
-
шую
протяжённость
(
от
120
до
400
км
)
и
разные
условия
прохождения
,
пролегают
через
разные
кли
-
матические
и
географические
зоны
.
Большое
значе
-
ние
имеют
также
ограничения
,
связанные
с
экологи
-
ей
и
эстетическим
видом
объекта
.
Все
эти
факторы
влияют
на
выбор
конструкции
ЛЭП
и
их
итоговую
стоимость
.
Наши
инженеры
готовы
представить
оптималь
-
ные
технические
решения
для
подрядчиков
,
но
про
-
блема
в
том
,
что
в
России
очень
мало
организаций
,
способных
быстро
и
качественно
выполнить
наши
заказы
.
К
выбору
проектных
решений
мы
подходим
очень
взвешенно
.
Исходим
из
того
,
что
самая
корот
-
кая
трасса
ЛЭП
—
не
всегда
самая
дешёвая
,
ведь
большое
значение
имеет
стоимость
аренды
либо
вы
-
купа
земли
,
по
которой
проходит
ЛЭП
.
Кроме
того
,
на
выбор
между
применением
унифицированных
и
ин
-
дивидуальных
конструкций
ЛЭП
влияют
директивные
сроки
ввода
объекта
в
эксплуатацию
,
степень
раз
-
личия
между
районно
-
климатическими
условиями
(
РКУ
)
трассы
и
условиями
,
на
которые
были
запро
-
ектированы
унифицированные
конструкции
изна
-
чально
,
объёмы
строительства
(
длина
ЛЭП
),
соотно
-
шение
между
стоимостью
материалов
и
стоимостью
строительно
-
монтажных
работ
и
т
.
д
.
В
последние
два
года
при
строительстве
ЛЭП
мы
стали
широко
при
-
менять
кабели
500
кВ
,
что
позитивно
отражается
на
сроках
и
качестве
работ
.
Индивидуальный подход
Индивидуальное проектирование линий электропередачи напряжением
220 кВ и выше — новое направление в работе Фе-
деральной сетевой компании. Жизнь заставля-
ет нас всё активнее заниматься этой проблемой.
С этой целью
в 2010 г. ОАО «ФСК ЕЭС» выпу-
стило информационное письмо от 23.09.2010 г.
№ ДГ/93/1574 «О правилах разработки и при-
менения в ЕНЭС многогранных опор и фунда-
ментов к ним». А уже с
прошлого года в нашей
компании начался целенаправленный переход к
индивидуальному проектированию.
Владимир ДИКОЙ,
заместитель главного инженера ОАО «ФСК ЕЭС»
ИЗ
ДОКЛАДА
НА
КРУГЛОМ
СТОЛЕ
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
:
БЕЗОПАСНОСТЬ
И
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПОДХОД
К
РАЗВИТИЮ
»,
ОРГАНИЗОВАННОМ
ЖУРНАЛОМ
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
ПЕРЕДАЧА
И
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
»
И
ЗАО
«
ЭКСПОЦЕНТР
»
В
РАМКАХ
ВЫСТАВКИ
«
ЭЛЕКТРО
-2012»

53
№ 4 (13), июль-август, 2012
53
Индивидуальное
проектирова
-
ние
всегда
подразумевает
жёсткие
требования
.
Так
,
впервые
разрабо
-
танные
конструкции
подлежат
обя
-
зательным
испытаниям
и
аттеста
-
ции
в
установленном
в
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
порядке
.
После
прохождения
процедуры
аттестации
они
заносят
-
ся
в
перечень
базовых
конструкций
.
В
дальнейшем
для
модифици
-
рованных
базовых
конструкций
аттестация
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
не
тре
-
буется
,
однако
модифицированная
конструкция
должна
иметь
положи
-
тельное
заключение
организации
-
разработчика
базовой
конструкции
.
Хочу
заметить
,
что
такая
вынужден
-
ная
мера
,
принятая
на
переходном
этапе
,
приводит
к
увеличению
сро
-
ков
и
стоимости
индивидуального
проектирования
ВЛ
220
кВ
и
выше
.
И
вот
здесь
возникает
очеред
-
ная
проблема
.
Напомню
,
что
с
1991
по
2005
гг
.
модернизация
и
развитие
электрических
сетей
в
стране
практически
не
велись
.
И
теперь
ФСК
вынуждена
большую
часть
своих
линейных
объектов
строить
в
сжатые
сроки
,
которые
ниже
нормативных
.
Такая
ситуация
не
позволяет
предусмотреть
необходимое
вре
-
мя
на
разработку
и
размещение
нестандартного
заказа
на
заводе
-
изготовителе
,
что
объективно
тре
-
буется
для
реализации
проекта
с
применением
индивидуально
раз
-
работанных
конструкций
ЛЭП
.
ПО
НОВЫМ
ПРАВИЛАМ
Введение
в
действие
седьмого
издания
«
Правил
устройства
элек
-
троустановок
» (
ПУЭ
-7)
всё
чаще
заставляет
обращаться
к
выполне
-
нию
проектов
ВЛ
с
применением
индивидуального
подхода
.
В
ПУЭ
-7
введено
новое
районирование
территории
России
по
ветровым
и
гололёдным
нагрузкам
,
прин
-
ципиально
изменилась
методика
определения
ветровых
и
гололёд
-
ных
нагрузок
на
провода
,
грозоза
-
щитные
тросы
и
конструкции
опор
.
Также
введены
районы
с
давлени
-
ем
ветра
до
1500
Па
и
толщиной
гололёдных
отложений
до
40
мм
.
При
этом
опоры
действующей
уни
-
фикации
(
разработки
60—70
гг
.)
запроектированы
для
районов
с
ветровым
давлением
500—800
Па
и
толщиной
стенки
гололёдных
отло
-
жений
на
проводах
(
тросах
) 5—20
мм
.
Таким
образом
,
проект
дей
-
Базовые
опоры
Модифицированные
опоры
Тип
опор
2
МП
500-1
В
2
МП
500-3
В
2
МП
500-5
В
2
МП
500-7
В
Условия
«
Нормальные
условия
»
Условия
трассы
Марка
провода
3
хАС
330/43
3
хАС
300/66
Гололёд
II
район
(15
мм
)
III/IV
район
(20/25
мм
)
II/III
район
(15/20
мм
)
IV/V
район
(25/30
мм
)
Ветер
,
Па
500
650
500
500
Масса
опоры
,
т
10,6
11,4
9,8
10,9
Габаритный
пролёт
,
м
415
345/310
417/369 335/295
Ветровой
пролёт
,
м
415
370/335
430/415 435/295
ствующей
унификации
охватывает
лишь
малую
часть
климатических
районов
,
в
которых
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
ведёт
строительство
ЛЭП
.
Применение
опор
существую
-
щей
унификации
(
разработки
60—
70
гг
.)
при
выполнении
требований
ПУЭ
-7
неэффективно
и
зачастую
приводит
к
неоправданному
повы
-
шению
материалоёмкости
ВЛ
(
до
25—30%).
Среди
причин
—
увеличе
-
ние
расчётных
нагрузок
в
ПУЭ
-7,
от
-
сутствие
типовых
опор
на
большие
нагрузки
,
недостаточная
высота
и
прочность
тросостоек
.
При
соблю
-
дении
требований
ПЭУ
-7
необходи
-
мо
сокращать
пролёты
для
типовых
опор
.
Чтобы
решить
создавшуюся
проблему
,
необходимо
заняться
до
-
работкой
существующей
унифика
-
ции
решётчатых
опор
и
созданием
новой
унификации
;
найти
опти
-
мальные
конструкции
опор
,
от
-
вечающие
требованиям
совре
-
менных
НТД
,
с
применением
методов
вариантного
проекти
-
рования
;
выполнить
НИОКР
по
решению
поставленной
задачи
.
В
рамках
Целевой
Програм
-
мы
в
2006—2009
гг
.
в
ФСК
раз
-
работана
серия
базовых
много
-
гранных
опор
ВЛ
220—500
кВ
для
«
нормальных
»
РКУ
.
Произ
-
ведена
разработка
оптимальных
модификаций
базовых
конструк
-
ций
опор
для
применения
на
конкретном
объекте
с
РКУ
,
отли
-
чающихся
от
«
нормальных
».
В
качестве
примера
удач
-
ного
индивидуального
проек
-
Табл
.
Основные
технические
характеристики
промежуточных
опор
ВЛ
500
кВ
Красноармейская
—
Газовая

54
СЕТИ РОССИИ
тирования
ЛЭП
можно
привести
проект
строительства
ВЛ
500
кВ
Красноармейская
—
Газовая
(
см
.
табл
.),
где
применены
модифициро
-
ванные
многогранные
опоры
типа
2
МП
500-5
В
и
2
МП
500-7
В
.
Анализ
показал
,
что
по
сравне
-
нию
с
базовыми
опорами
у
моди
-
фицированных
опор
достигнуто
сни
-
жение
массы
на
500—600
кг
,
в
т
.
ч
.
за
счёт
оптимизации
конструкции
под
конкретный
провод
марки
АС
300/66.
А
экономия
материалов
за
счёт
адаптации
строительных
конструк
-
ций
составила
примерно
550
т
(5%)
металлоконструкций
,
или
50
млн
руб
.
При
этом
затраты
на
доработку
базовых
конструкций
не
превысили
5
млн
рублей
.
ПРЕОДОЛЕВАЯ
ПРЕПЯТСТВИЯ
На
пути
перехода
к
индивиду
-
альному
проектированию
ВЛ
воз
-
никает
немало
трудностей
.
Помимо
субъективных
,
которые
обозначены
выше
,
есть
вполне
объективные
.
Прежде
всего
речь
идёт
об
от
-
сутствии
нормативно
-
технической
документации
,
где
бы
содержа
-
лись
рекомендации
и
требования
к
выполнению
индивидуальных
конструкций
ЛЭП
при
проектиро
-
вании
.
Например
,
невозможно
рассчитать
стоимость
сооружения
фундаментов
опор
,
поскольку
это
требует
проведения
тщательных
инженерно
-
геологических
изыска
-
ний
на
ранних
этапах
проекти
-
рования
,
а
они
существующими
нормативными
документами
не
предусматрива
-
ются
.
Кроме
того
,
нет
единого
подхода
к
учёту
и
приоритетности
факторов
,
которые
необходимо
принимать
во
внимание
при
выполнении
индиви
-
дуального
проектирования
.
Ещё
одна
проблема
—
непро
-
гнозируемый
рост
цен
на
металлы
и
материалы
.
В
проекте
зачастую
невозможно
заложить
стоимость
материалов
даже
на
начало
строи
-
тельства
.
В
качестве
иллюстрации
приведена
динамика
роста
цен
за
2010—2012
гг
.
по
данным
заводов
-
изготовителей
на
лист
горячеката
-
ный
из
стали
марки
09
Г
2
С
(
рис
.).
Увеличение
цены
на
металл
по
-
вышает
эффективность
от
примене
-
Рис
.
Динамика
роста
цен
в
2010—2011
гг
.
на
горячекатаный
лист
стали
марки
09
Г
2
С
.
Данные
заводов
-
изготовителей
.
ния
индивидуального
подхода
при
проектировании
ЛЭП
,
особенно
протяжённых
,
но
далеко
не
всегда
можно
спрогнозировать
уровень
цен
на
начало
поставки
металло
-
конструкций
на
объект
.
И
всё
же
,
несмотря
на
пере
-
численные
сложности
,
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
взяло
курс
на
применение
индивидуального
подхода
к
про
-
ектированию
ЛЭП
,
что
отражено
в
«
Положении
о
технической
полити
-
ке
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
» (
п
.2.3.1.1): «
При
проектировании
протяжённых
ВЛ
330
кВ
и
выше
должно
,
как
пра
-
вило
,
применяться
индивидуаль
-
ное
проектирование
».
В
2012
г
.
мы
планируем
выпустить
«
Нормы
технологического
проектирования
ВЛ
»,
где
будут
прописаны
основ
-
ные
критерии
,
требующие
учёта
при
выполнении
индивидуального
проекта
строительства
ВЛ
220
кВ
и
выше
.
Кроме
того
,
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
изучает
зарубежный
опыт
строи
-
тельства
ЛЭП
по
индивидуальным
проектам
.
Одним
из
направлений
деятельности
в
этой
области
явля
-
ется
сотрудничество
с
компани
-
ей
Valmont International,
которая
,
помимо
производственных
мощ
-
ностей
,
располагает
и
четырьмя
инженерными
центрами
.
Основ
-
ная
задача
этих
центров
—
предо
-
ставление
услуг
по
разработке
оптимальных
конструкций
много
-
гранных
опор
ЛЭП
под
конкретные
климатические
условия
и
специфи
-
ку
трассы
.
Тем
самым
и
достигает
-
ся
основная
цель
индивидуального
проекта
—
экономия
средств
заказ
-
чика
.
Оригинал статьи: Индивидуальный подход
Из доклада на Круглом столе «Электроэнергетика: безопасность и инновационный подход к развитию», организованном журналом «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» и ЗАО «Экспоцентр» в рамках выставки «Электро-2012». Индивидуальное проектирование линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше — новое направление в работе Федеральной сетевой компании. Жизнь заставляет нас всё активнее заниматься этой проблемой. С этой целью в 2010 г. ОАО «ФСК ЕЭС» выпустило информационное письмо от 23.09.2010 г. № ДГ/93/1574 «О правилах разработки и применения в ЕНЭС многогранных опор и фундаментов к ним». А уже с прошлого года в нашей компании начался целенаправленный переход к индивидуальному проектированию.