Идти в ногу с научно-техническим прогрессом

Page 1
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2014, www.kabel-news.ru

43

Идти в ногу с научно-
техническим прогрессом

Статья «Современный взгляд на содержание дисциплины «Кабельные 

линии высокого напряжения» профессора кафедры «Электроэнергетические 
системы и сети» НИУ «МЭИ», к.т.н. Эдуарда Николаевича Зуева была опубли-
кована в трёх номерах нашего журнала* и вызвала значительный интерес 
среди специалистов кабельной отрасли и учёных вузов. Мы приводим лишь 
некоторые отзывы на эту статью.   

Следует приветство-

вать инициативу журнала 
«КАБЕЛЬ-news», связан-
ную с публикацией ста-
тьи, касающейся подго-
товки кадров с высшим 
образованием в области 
электрических кабельных 
линий высокого напряже-
ния, поскольку будущее 

развитие техники в целом и кабельной техники в 
частности зависит от глубины знаний и умений вы-
пускников вузов.

Автор статьи профессор Зуев Э.Н. — известный 

высококомпетентный специалист с широким систем-
ным мышлением в области электрических сетей и 
электроэнергетических систем, в том числе и в об-
ласти кабельных систем передачи электроэнергии. 
Поэтому его мнение по рассматриваемым в статье 
вопросам, несомненно, представляет интерес.

В Республике Беларусь образовательный про-

цесс в вузах осуществляется в соответствии с «Ко-
дексом Республики Беларусь об образовании» [1]. 
Хотя Республика Беларусь формально пока не при-

Виктор ФЕДИН, к.т.н., профессор кафедры «Электрические системы» 
Белорусского национального технического университета, 
г. Минск 

Журнал «КАБЕЛЬ-news» № 3, с. 54—59, № 4, с. 50—56, 
№ 5, с. 50—57.

соединилась к Болонскому процессу, многое из него 
реализовано в указанном документе: двухуровневая 
система, зачётные единицы и др. В отличие от Рос-
сийской Федерации в соответствии с кодексом [1] 
в Республике Беларусь нет степени бакалавра. По 
большинству технических направлений, в том чис-
ле и по электрическим системам и сетям, ведётся 
подготовка специалистов в течение 5 лет (первая 
ступень высшего образования) с выдачей диплома, 
в котором указываются специальность и квалифи-
кация. Так, по специальностям «Электроэнерге-
тические системы и сети» и «Электроснабжение» 
указывается квалификация «инженер-энерге-
тик». На второй ступени высшего образования 
(в магистратуре) предусмотрено обучение в тече-
ние одного года с присвоением степени «магистр 
технических наук».

Сравнительный анализ образовательных стан-

дартов Республики Беларусь и Российской Феде-
рации выполнен в работах белорусско-российского 
авторского коллектива [2—4], из которых следует, 
что уровень подготовки специалистов в Республи-
ке Беларусь несколько выше, чем бакалавров в 
Российской Федерации (из-за различия в сроках 
обучения). А после обучения в магистратуре он вы-
равнивается.

Несмотря на то что в образовательных стан-

дартах Республики Беларусь не предусмотрен спе-

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ


Page 2
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2014, www.kabel-news.ru

44

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ

циальный курс, посвящённый кабельным линиям 
высокого напряжения, этому вопросу в учебном 
процессе уделяется весьма серьёзное внимание. 
Неоценимую помощь при приобретении студентами 
знаний и умений по кабельным линиям в течение 
длительного времени оказывало и оказывает фун-
даментальное учебное пособие Зуева Э.Н. «Осно-
вы техники подземной передачи электроэнергии». 
В настоящее время в Республике Беларусь вопро-
сы, связанные с кабельными линиями, осваиваются 
студентами в составе дисциплин «Конструкции и 
режимы электрических сетей» (6-й семестр, 14 не-
дель), «Монтаж электрических сетей» (8-й семестр, 
14 недель), «Проектирование линий электропереда-
чи. Механическая часть» (9-й семестр, 16 недель), 
а также в спецкурсе для магистрантов «Инноваци-
онные технические решения в системах выработки, 
передачи и потребления энергии». По указанным 
дисциплинам подготовлены соответствующие учеб-
ные пособия [5, 6].

В статье автор справедливо отмечает, что с мо-

мента выхода в 1999 году учебного пособия «Осно-
вы техники подземной передачи электроэнергии» 
появились новые конструкции, технологии кабель-
ных линий, которые требуют квалифицированного 
обобщения. Поэтому жизнь настоятельно требует 
выпуск второго издания этой уникальной книги, пе-
реработанного и дополненного. В связи с этим це-
лесообразно обратиться к автору книги, профессору 
Зуеву Э.Н., с предложением подготовить рукопись 
книги ко второму изданию.

Приведу теперь некоторые дополнительные сооб-

ражения по содержанию рассматриваемого курса.

Во-первых, следует поддержать ключевой тезис 

автора о том, что основная тенденция развития ка-
бельной техники — это повышение пропускной спо-
собности кабельных линий. Поэтому при изложении 
материала этому вопросу следует уделять серьёзное 
внимание. В частности, не следует экономить время 
на изложение вопроса определения допустимых по 
условиям нагрева изоляции кабеля в стационарном 
режиме токов и мощностей с учётом взаимного те-
плового влияния параллельно проложенных фаз и 
цепей линии.

Ценными являются соображения о классифика-

ции кабельных линий. С точки зрения воспитания 
у студентов системного подхода (особенно специ-
ализирующихся в области электрических систем и 
сетей) всё-таки целесообразно объяснять, что ка-
бельные линии переменного тока не могут соору-
жаться протяжёнными из-за большой ёмкости и, как 
следствие, большого зарядного тока, который может 
приближаться к допустимому по условию нагрева в 
режимах холостого хода или близких к нему.

В учебной литературе почти не уделяется внима-

ния вопросам, связанным с заземлением экранов 

кабелей. Целесообразно излагать методику расчё-
та: зачем заземлять, что будет, если не заземлять 
или заземлять по одному из способов, приведённых 
в статье. Требуются пояснения по поводу транспо-
зиции экранов кабеля: что она даёт, как влияет на 
распределение токов по экранам кабелей.

В будущем учебном пособии и при изложении 

курса целесообразно выделить раздел, касающий-
ся экологии кабельных линий различного конструк-
тивного исполнения как во время их монтажа, так и 
во время эксплуатации. В настоящее время такие 
обобщения в учебной литературе не просматрива-
ются.

Сооружение кабельных линий высокого напря-

жения неизбежно связано с их сопряжением с воз-
душными линиями, о чём имеется упоминание в ста-
тье. В связи с этим весьма полезно при изложении 
курса указать обязательные условия, при которых 
такое сопряжение возможно: равенство пропускных 
способностей сопрягаемых воздушной и кабельной 
линий по условию нагрева токоведущих элементов, 
соотношение показателей надёжности, влияние на 
электрические режимы сети и др.

Понятно, что отводимое по учебным планам 

время на освоение дисциплины ограничено. В этих 
условиях полезно переходить от пассивного вос-
приятия материала студентами при прослушивании 
только лекции к активным формам познания. Такие 
формы предусмотрены как белорусскими, так и рос-
сийскими образовательными стандартами. В этих 
стандартах, в частности, уделяется большое вни-
мание самостоятельной работе студентов. Поэтому, 
видимо, было бы целесообразно часть разделов вы-
носить на самостоятельное изучение, особенно если 
они достаточно полно изложены в учебно-методи-
ческой литературе. К таким разделам, в частности, 
можно отнести разделы чисто описательного харак-
тера — раздел по конструкциям кабельных линий до 
1 кВ (тем более что курс касается кабельных линий 
высокого напряжения), раздел по эксплуатации ка-
бельных линий, переправив его для изучения пре-
имущественно во время производственных практик. 
По монтажу кабельных линий желательно организо-
вывать экскурсии во время учебного процесса или 
во время производственных практик. При этом на 
лекциях по указанным вопросам делать лишь общий 
обзор.

Наконец, можно предлагать студентам состав-

ление эссе (реферата) по различным разделам 
программы дисциплины на основании статей, опу-
бликованных в специализированных технических 
журналах. В таком эссе студент должен не только 
прореферировать содержание статей, но и изло-
жить свои взгляды на прочитанное, задать свои во-
просы авторам статей, сделать свои замечания и 
предложения. Всё это будет способствовать твор-


Page 3
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2014, www.kabel-news.ru

45

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ

Мне понравился мате-

риал профессора Зуева 
Э.Н., и, пользуясь слу-
чаем, я бы хотел выска-
заться по двум важным 
вопросам, которые он за-
трагивает, — о реформе 
высшей школы и о смыс-
ловом наполнении курса, 
касающегося кабельных 
линий.

О РЕФОРМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В 2006 году я стал преподавать на кафедре «Элек-

трические системы и сети» Санкт-Петербургского 
государственного политехнического университета 
(бывший Ленинградский политехнический институт 
им. Калинина). С тех пор до меня стали доноситься 
выражения, от которых я был избавлен в годы моего 
студенчества: «реформа системы высшего образо-
вания», «государственные образовательные стан-
дарты», «аттестация профессорско-преподаватель-
ского состава», «конкурс на замещение вакантной 
должности доцента по кафедре», «новая система 
оплаты труда» и так далее. 

Признаться, у меня сложилось впечатление, что 

все эти нововведения никак не сказались ни на 
качестве обучения студентов, ни на уровне жиз-
ни преподавателей. Например, в настоящее время 
моя зарплата к.т.н., доцента, 1,0 ставки составляет 
15 тысяч рублей. Для московских реформаторов, на-
верное, эти цифры будут большой неожиданностью. 
А ведь Петербург — это второй по величине город 

нашей страны. Сложно предположить, как дело об-
стоит в других регионах, дальше расположенных от 
Москвы.

Я полагаю, что в Московском энергетическом ин-

ституте (МЭИ) заработная плата существенно выше, 
чем в других технических вузах России, но твёрдо 
уверен, что профессор Зуев Э.Н. успешно вёл бы на-
учную деятельность вне зависимости от города про-
писки, названия вуза и кафедры, а также от начис-
ляемой заработной платы. Точно так же поступили 
бы и поступают многие учёные и преподаватели в 
России, Украине, Белоруссии и др. странах бывшего 
СССР.

Стараясь поменьше вникать в утопические идеи 

реформаторов, которые то ли присоединились к Бо-
лонскому процессу, то ли заблудились в Булонском 
лесу, учёные живут своим любимым делом — фор-
мируют новые учебные планы, издают методические 
пособия, проводят интересные курсы лекций. Цикл 
статей профессора Зуева, в которых он излагает 
своё видение содержания дисциплины «Кабельные 
линии», является наглядным примером такой рабо-
ты.

О КУРСЕ 

«КАБЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ»

Роль закрытых линий электропередачи (кабель-

ных или газоизолированных) в деле передачи и рас-
пределения электрической энергии с годами будет 
возрастать. По этой причине студенты соответству-
ющих специальностей обязательно должны быть 
знакомы с конструкциями таких линий, особенно-
стями их проектирования, строительства и эксплуа-

ческому подходу студента к освоению содержания 
дисциплины. При этом существенно расширится 
круг читателей специализированных журналов по 
кабельной технике из числа специалистов, а также 
будет развиваться потребность читать эти журналы 
в будущем.

В заключение ещё раз отмечу несомненную по-

лезность опубликованной статьи и приглашения к 
дискуссии по поднятым в ней вопросам.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Кодекс Республики Беларусь об образовании. — 

Минск: РИВШ, 2011.

2.  Макаров А.В., Максимов Н.И., Федин В.Т. Стан-

дарты высшего образования нового поколения 
в Республике Беларусь и Российской Федера-

ции. — М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 
2009.

3.  Макаров А.В., Максимов Н.И., Федин В.Т. Обра-

зовательные стандарты магистратуры в Респу-
блике Беларусь и Российской Федерации. — М.: 
ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2011.

4.  Макаров А.В., Максимов Н.И., Федин В.Т. Образо-

вательные стандарты подготовки специалистов с 
высшим образованием в Республике Беларусь и 
Российской Федерации. — М.: ГОУВПО «МГТУ 
им. А.Н. Косыгина», 2013.

5.  Короткевич М.А. Проектирование линий электро-

передачи. Механическая часть. — Минск: Вышэй-
шая школа, 2010.

6.  Короткевич М.А. Монтаж электрических сетей. — 

Минск: Вышэйшая школа, 2012.

Михаил ДМИТРИЕВ, ПКБ «Росэнергомонтаж», доцент, к.т.н., 
Санкт-Петербург


Page 4
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2014, www.kabel-news.ru

46

тации. К сожалению, учебные планы отводят на это 
всего один семестр, и перед преподавателем стоит 
непростая задача — как уместить в столь сжатые 
сроки обширный, разнообразный, познавательный 
материал? И статьи профессора Зуева, опублико-
ванные в журнале «КАБЕЛЬ-news», тому подтверж-
дение, ведь в них он сетует на то, что в положенные 
54 часа хочется успеть рассказать о многом.

Поскольку учебные планы вряд ли выделят на те-

матику кабельных линий больше времени, то важное 
значение приобретают учебные пособия, которые 
могли бы лучше ознакомить студентов с теми вопро-
сами, которые не удалось полноценно рассказать на 
лекциях в стенах вуза. Считаю, что профессору Зуе-
ву, безусловно, необходимо подготовить такое посо-

бие, и оно будет востребовано не только в МЭИ, но и 
далеко за его пределами.

Также нельзя не согласиться с отмеченной в ци-

кле статей важной ролью студенческих экскурсий 
в кабельную сеть и на предприятия-производители 
сетевого оборудования. Например, у нас на факуль-
тете организуются экскурсии на завод «Севкабель», 
где студенты могут наблюдать процесс изготовле-
ния как кабелей 6—10 кВ с бумажно-пропитанной 
изоляцией, так и кабелей 6—200 кВ с изоляцией 
из сшитого полиэтилена. Кроме того, студенты по-
сещают испытательную базу ОАО «НИИПТ», где 
проводятся ресурсные испытания кабельных линий 
разных классов напряжения и другие испытания вы-
соковольтного оборудования сетей.

Владимир ТУЛЬСКИЙ, доцент кафедры «Электроэнергетические 
системы и сети», заведующий научно-исследовательской 
лабораторией, НИУ «МЭИ», к.т.н., Москва

В представленной 

статье Эдуард Нико-
лаевич на примере 
одной дисциплины 
поднимает целый 
пласт проблем, воз-
никших в последнее 
десятилетие в об-
ласти подготовки 
квалифицированных 

кадров для электроэнергетики. Необходимо отме-
тить, что, к сожалению, в этом году был осущест-
влён последний набор студентов для подготовки 
по программе «специалист». Начиная с 2015 года 
после получения степени бакалавра продолжить 
обучение можно будет по программе магистра 
(на основании вступительных испытаний). Обе-
спечить требуемый уровень подготовки студентов 
можно только в тесном сотрудничестве с компани-
ями-работодателями. Так как количество часов, 
отведённых на «Кабельные линии высокого напря-
жения», действительно небольшое, определять 
длительность каждого из разделов программы 
необходимо с учётом пожеланий работодателей. 
В рассматриваемой дисциплине заинтересованы 
службы кабельных линий электрических сетей и 
проектные организации. В связи с этим план про-
граммы можно оптимизировать, сократив раз-
делы «Маслонаполненные кабельные линии» и 
«Кабельная арматура», уделив больше внимания 
основам проектирования и особенностям органи-
зации эксплуатации кабельных линий (в первую 

очередь с изоляцией из СПЭ). Помимо разделов, 
указанных Эдуардом Николаевичем, студентам 
обязательно надо рассказывать о таких вопросах, 
как: 
•  заземление экранов однофазных силовых кабе-

лей 6—500 кВ;

•  определение мест повреждения кабельных ли-

ний;

•  мероприятия по защите металлических оболо-

чек кабелей от коррозии;

•  приёмка и ввод кабельных линий в эксплуата-

цию.
Альтернативой существующей программе мо-

жет стать обучение по так называемой практи-
ко-ориентированной или прикладной программе. 
Отличительной особенностью такой программы 
является плотное взаимодействие университета и 
организации работодателя. Так, например, на базе 
НИУ «МЭИ» в этом году запущен пилотный проект 
подготовки прикладных бакалавров совместно с 
ОАО «МОЭСК». Об этом пилотном проекте написа-
на статья «Подготовка прикладного бакалавра — 
новое направление подготовки в НИУ «МЭИ», ко-
торая была опубликована в журнале «ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» (№ 4 (25), 
с. 138—139). Производственной площадкой для 
студентов первого набора станет филиал компа-
нии «Московская кабельная сеть». Эксперты ка-
бельной сети будут задействованы как во время 
длительных производственных практик, так и для 
проведения мастер-классов по специальным во-
просам. 

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ


Page 5
background image

«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2014, www.kabel-news.ru

47

Актуально

ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ

Дисциплина «Кабель-

ные линии высокого на-
пряжения» изучается сту-
дентами специальностей 
«Электроэнергетические 
системы и сети» и «Элек-
троснабжение» (городов, 
промышленных предпри-
ятий и сельских районов) 
на последнем семестре 

обучения. В статье профессора Э.Н. Зуева рассма-
триваются методические вопросы чтения лекций по 
данному предмету с учётом развития крупных горо-
дов и промышленных предприятий на постсоветском 
пространстве. Методически материал статьи разбит 
на 3 части.

В первой части рассматривается предыстория 

использования и развития техники подземной пере-
дачи электроэнергии, которая определяется в ос-
новном необходимостью увеличения пропускной 
способности кабельных линий. Недавно закончи-
лось время маслонаполненных кабельных линий 
110—220 кВ и кабелей среднего напряжения с про-
питанной бумажной изоляцией. Их заменили кабели 
с изоляцией из сшитого полиэтилена благодаря ряду 
преимуществ: 
•  более высокая допустимая температура нагрева 

изоляции, что позволяет увеличить пропускную 
способность;

•  повышенная стойкость при работе в режимах пе-

регрузок и коротких замыканий;

•  отсутствие масла, битума и свинца, что упрощает 

монтаж и эксплуатацию;

•  возможность прокладки на трассах с неограни-

ченной разностью уровней;

•  большая надёжность в эксплуатации при мень-

ших издержках;

•  меньший вес и допустимый радиус изгиба.

Тут же рассмотрен весьма полезный для многих 

материал, отражающий изменения в системе обу-
чения в вузах, обусловленный так называемым Бо-
лонским процессом, то есть процессом сближения и 
гармонизации системы образования стран Европы с 
целью создания единого европейского пространства 
высшего образования.

Во второй части статьи автор на основе своего 

многолетнего опыта чтения курса лекций «Кабель-
ные линии высокого напряжения» предлагает вклю-
чить в учебную программу дисциплины следующие 
5 разделов.
1.  Общие сведения о кабельных линиях (8 часов).
2.  Основные типы кабелей высокого напряжения (8 

часов).

3.  Оборудование кабельных линий (6 часов).

4.  Основные сведения о проектировании, сооруже-

нии и эксплуатации кабельных линий (6 часов).

5.  Кабельные линии новых типов (8 часов).

Представляется, что если на лекционный курс бу-

дет выделено менее 36 часов, то по разделам часы 
могут быть пропорционально скорректированы. Раз-
делы 4 и 5 в принципе можно поменять местами.

Приведённая в статье классификация силовых ка-

белей по 11 признакам может считаться достаточной.

Затем в исторической последовательности авто-

ром рассмотрены и охарактеризованы одно-, двух-,
трёх- и четырёхжильные кабели напряжением до 
1000 кВ. Уделено внимание кабелям 6—35 кВ с 
пропитанной бумажной изоляцией, которые ещё 
прокладываются и эксплуатируются в силу своей 
относительной дешевизны. Далее автор статьи пе-
реходит к маслонаполненным кабелям 110—500 кВ. 
И тут вспоминает классический труд выдающихся 
специалистов в области производства, сооружения 
и эксплуатации кабелей — Г.П. Макиенко и Л.В. По-
пова, изданный в 1985 году и до сих пор являющийся 
востребованным.

В заключительном пункте второй части рассмо-

трены современные кабели 6—500 кВ с изоляцией 
из сшитого полиэтилена. Имеются данные, что в на-
стоящее время в промышленно развитых странах 
Европы и Америки практически 100% рынка сило-
вых кабелей занимают кабели с изоляцией из сши-
того полиэтилена. Различные типы таких кабелей 
иллюстрированы цветными рисунками.

В заключительной третьей части статьи рассмо-

трено оборудование кабельных линий — арматура 
как для кабелей среднего напряжения с пропитан-
ной бумажной изоляцией, так и для «сухих» кабелей 
с изоляцией из сшитого полиэтилена.

Завершающий раздел посвящён нетрадицион-

ным видам кабельных линий, таким, как:
•  линии, оснащённые системами принудительного 

охлаждения маслом или водой;

•  линии, в которых в качестве изоляции использо-

ван сжатый газ — элегаз или его смесь с азотом;

•  линии, в которых применяется охлаждение жил 

кабеля до криогенных температур с целью увели-
чения их нагрузочной способности.
Нельзя не согласиться с автором, что во всём 

мире не останавливаются научно-исследователь-
ские и экспериментальные разработки в указанном 
направлении и поэтому важно дать студентам поня-
тие об этой новой технике.

Опубликованная в журнале «КАБЕЛЬ-news» ста-

тья профессора Зуева Э.Н. будет весьма полезной не 
только преподавателям, но и студентам, и может слу-
жить «дорожной картой» для глубокого изучения дис-
циплины «Кабельные линии высокого напряжения».

Владилен ЗОРИН, профессор кафедры «Электроснабжение» 
Национального технического университета Украины (КПИ), д.т.н., Киев


Читать онлайн

В материале содержится несколько отзывов на статью Э. Зуева «Современный взгляд на содержание дисциплины «Кабельные линии высокого напряжения», опубликованную в журнале «КАБЕЛЬ-news» (№ 3, 4 и 5, 2014 г.).

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(75), ноябрь-декабрь 2022

Надежность цифровых решений в электроэнергетике

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Релейная защита и автоматика Подготовка кадров
ГК «ИнфоТеКС», Центр НТИ ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»