«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2014, www.kabel-news.ru
43
Идти в ногу с научно-
техническим прогрессом
Статья «Современный взгляд на содержание дисциплины «Кабельные
линии высокого напряжения» профессора кафедры «Электроэнергетические
системы и сети» НИУ «МЭИ», к.т.н. Эдуарда Николаевича Зуева была опубли-
кована в трёх номерах нашего журнала* и вызвала значительный интерес
среди специалистов кабельной отрасли и учёных вузов. Мы приводим лишь
некоторые отзывы на эту статью.
Следует приветство-
вать инициативу журнала
«КАБЕЛЬ-news», связан-
ную с публикацией ста-
тьи, касающейся подго-
товки кадров с высшим
образованием в области
электрических кабельных
линий высокого напряже-
ния, поскольку будущее
развитие техники в целом и кабельной техники в
частности зависит от глубины знаний и умений вы-
пускников вузов.
Автор статьи профессор Зуев Э.Н. — известный
высококомпетентный специалист с широким систем-
ным мышлением в области электрических сетей и
электроэнергетических систем, в том числе и в об-
ласти кабельных систем передачи электроэнергии.
Поэтому его мнение по рассматриваемым в статье
вопросам, несомненно, представляет интерес.
В Республике Беларусь образовательный про-
цесс в вузах осуществляется в соответствии с «Ко-
дексом Республики Беларусь об образовании» [1].
Хотя Республика Беларусь формально пока не при-
Виктор ФЕДИН, к.т.н., профессор кафедры «Электрические системы»
Белорусского национального технического университета,
г. Минск
*
Журнал «КАБЕЛЬ-news» № 3, с. 54—59, № 4, с. 50—56,
№ 5, с. 50—57.
соединилась к Болонскому процессу, многое из него
реализовано в указанном документе: двухуровневая
система, зачётные единицы и др. В отличие от Рос-
сийской Федерации в соответствии с кодексом [1]
в Республике Беларусь нет степени бакалавра. По
большинству технических направлений, в том чис-
ле и по электрическим системам и сетям, ведётся
подготовка специалистов в течение 5 лет (первая
ступень высшего образования) с выдачей диплома,
в котором указываются специальность и квалифи-
кация. Так, по специальностям «Электроэнерге-
тические системы и сети» и «Электроснабжение»
указывается квалификация «инженер-энерге-
тик». На второй ступени высшего образования
(в магистратуре) предусмотрено обучение в тече-
ние одного года с присвоением степени «магистр
технических наук».
Сравнительный анализ образовательных стан-
дартов Республики Беларусь и Российской Феде-
рации выполнен в работах белорусско-российского
авторского коллектива [2—4], из которых следует,
что уровень подготовки специалистов в Республи-
ке Беларусь несколько выше, чем бакалавров в
Российской Федерации (из-за различия в сроках
обучения). А после обучения в магистратуре он вы-
равнивается.
Несмотря на то что в образовательных стан-
дартах Республики Беларусь не предусмотрен спе-
Актуально
ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ
«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2014, www.kabel-news.ru
44
Актуально
ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ
циальный курс, посвящённый кабельным линиям
высокого напряжения, этому вопросу в учебном
процессе уделяется весьма серьёзное внимание.
Неоценимую помощь при приобретении студентами
знаний и умений по кабельным линиям в течение
длительного времени оказывало и оказывает фун-
даментальное учебное пособие Зуева Э.Н. «Осно-
вы техники подземной передачи электроэнергии».
В настоящее время в Республике Беларусь вопро-
сы, связанные с кабельными линиями, осваиваются
студентами в составе дисциплин «Конструкции и
режимы электрических сетей» (6-й семестр, 14 не-
дель), «Монтаж электрических сетей» (8-й семестр,
14 недель), «Проектирование линий электропереда-
чи. Механическая часть» (9-й семестр, 16 недель),
а также в спецкурсе для магистрантов «Инноваци-
онные технические решения в системах выработки,
передачи и потребления энергии». По указанным
дисциплинам подготовлены соответствующие учеб-
ные пособия [5, 6].
В статье автор справедливо отмечает, что с мо-
мента выхода в 1999 году учебного пособия «Осно-
вы техники подземной передачи электроэнергии»
появились новые конструкции, технологии кабель-
ных линий, которые требуют квалифицированного
обобщения. Поэтому жизнь настоятельно требует
выпуск второго издания этой уникальной книги, пе-
реработанного и дополненного. В связи с этим це-
лесообразно обратиться к автору книги, профессору
Зуеву Э.Н., с предложением подготовить рукопись
книги ко второму изданию.
Приведу теперь некоторые дополнительные сооб-
ражения по содержанию рассматриваемого курса.
Во-первых, следует поддержать ключевой тезис
автора о том, что основная тенденция развития ка-
бельной техники — это повышение пропускной спо-
собности кабельных линий. Поэтому при изложении
материала этому вопросу следует уделять серьёзное
внимание. В частности, не следует экономить время
на изложение вопроса определения допустимых по
условиям нагрева изоляции кабеля в стационарном
режиме токов и мощностей с учётом взаимного те-
плового влияния параллельно проложенных фаз и
цепей линии.
Ценными являются соображения о классифика-
ции кабельных линий. С точки зрения воспитания
у студентов системного подхода (особенно специ-
ализирующихся в области электрических систем и
сетей) всё-таки целесообразно объяснять, что ка-
бельные линии переменного тока не могут соору-
жаться протяжёнными из-за большой ёмкости и, как
следствие, большого зарядного тока, который может
приближаться к допустимому по условию нагрева в
режимах холостого хода или близких к нему.
В учебной литературе почти не уделяется внима-
ния вопросам, связанным с заземлением экранов
кабелей. Целесообразно излагать методику расчё-
та: зачем заземлять, что будет, если не заземлять
или заземлять по одному из способов, приведённых
в статье. Требуются пояснения по поводу транспо-
зиции экранов кабеля: что она даёт, как влияет на
распределение токов по экранам кабелей.
В будущем учебном пособии и при изложении
курса целесообразно выделить раздел, касающий-
ся экологии кабельных линий различного конструк-
тивного исполнения как во время их монтажа, так и
во время эксплуатации. В настоящее время такие
обобщения в учебной литературе не просматрива-
ются.
Сооружение кабельных линий высокого напря-
жения неизбежно связано с их сопряжением с воз-
душными линиями, о чём имеется упоминание в ста-
тье. В связи с этим весьма полезно при изложении
курса указать обязательные условия, при которых
такое сопряжение возможно: равенство пропускных
способностей сопрягаемых воздушной и кабельной
линий по условию нагрева токоведущих элементов,
соотношение показателей надёжности, влияние на
электрические режимы сети и др.
Понятно, что отводимое по учебным планам
время на освоение дисциплины ограничено. В этих
условиях полезно переходить от пассивного вос-
приятия материала студентами при прослушивании
только лекции к активным формам познания. Такие
формы предусмотрены как белорусскими, так и рос-
сийскими образовательными стандартами. В этих
стандартах, в частности, уделяется большое вни-
мание самостоятельной работе студентов. Поэтому,
видимо, было бы целесообразно часть разделов вы-
носить на самостоятельное изучение, особенно если
они достаточно полно изложены в учебно-методи-
ческой литературе. К таким разделам, в частности,
можно отнести разделы чисто описательного харак-
тера — раздел по конструкциям кабельных линий до
1 кВ (тем более что курс касается кабельных линий
высокого напряжения), раздел по эксплуатации ка-
бельных линий, переправив его для изучения пре-
имущественно во время производственных практик.
По монтажу кабельных линий желательно организо-
вывать экскурсии во время учебного процесса или
во время производственных практик. При этом на
лекциях по указанным вопросам делать лишь общий
обзор.
Наконец, можно предлагать студентам состав-
ление эссе (реферата) по различным разделам
программы дисциплины на основании статей, опу-
бликованных в специализированных технических
журналах. В таком эссе студент должен не только
прореферировать содержание статей, но и изло-
жить свои взгляды на прочитанное, задать свои во-
просы авторам статей, сделать свои замечания и
предложения. Всё это будет способствовать твор-
«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2014, www.kabel-news.ru
45
Актуально
ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ
Мне понравился мате-
риал профессора Зуева
Э.Н., и, пользуясь слу-
чаем, я бы хотел выска-
заться по двум важным
вопросам, которые он за-
трагивает, — о реформе
высшей школы и о смыс-
ловом наполнении курса,
касающегося кабельных
линий.
О РЕФОРМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В 2006 году я стал преподавать на кафедре «Элек-
трические системы и сети» Санкт-Петербургского
государственного политехнического университета
(бывший Ленинградский политехнический институт
им. Калинина). С тех пор до меня стали доноситься
выражения, от которых я был избавлен в годы моего
студенчества: «реформа системы высшего образо-
вания», «государственные образовательные стан-
дарты», «аттестация профессорско-преподаватель-
ского состава», «конкурс на замещение вакантной
должности доцента по кафедре», «новая система
оплаты труда» и так далее.
Признаться, у меня сложилось впечатление, что
все эти нововведения никак не сказались ни на
качестве обучения студентов, ни на уровне жиз-
ни преподавателей. Например, в настоящее время
моя зарплата к.т.н., доцента, 1,0 ставки составляет
15 тысяч рублей. Для московских реформаторов, на-
верное, эти цифры будут большой неожиданностью.
А ведь Петербург — это второй по величине город
нашей страны. Сложно предположить, как дело об-
стоит в других регионах, дальше расположенных от
Москвы.
Я полагаю, что в Московском энергетическом ин-
ституте (МЭИ) заработная плата существенно выше,
чем в других технических вузах России, но твёрдо
уверен, что профессор Зуев Э.Н. успешно вёл бы на-
учную деятельность вне зависимости от города про-
писки, названия вуза и кафедры, а также от начис-
ляемой заработной платы. Точно так же поступили
бы и поступают многие учёные и преподаватели в
России, Украине, Белоруссии и др. странах бывшего
СССР.
Стараясь поменьше вникать в утопические идеи
реформаторов, которые то ли присоединились к Бо-
лонскому процессу, то ли заблудились в Булонском
лесу, учёные живут своим любимым делом — фор-
мируют новые учебные планы, издают методические
пособия, проводят интересные курсы лекций. Цикл
статей профессора Зуева, в которых он излагает
своё видение содержания дисциплины «Кабельные
линии», является наглядным примером такой рабо-
ты.
О КУРСЕ
«КАБЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ»
Роль закрытых линий электропередачи (кабель-
ных или газоизолированных) в деле передачи и рас-
пределения электрической энергии с годами будет
возрастать. По этой причине студенты соответству-
ющих специальностей обязательно должны быть
знакомы с конструкциями таких линий, особенно-
стями их проектирования, строительства и эксплуа-
ческому подходу студента к освоению содержания
дисциплины. При этом существенно расширится
круг читателей специализированных журналов по
кабельной технике из числа специалистов, а также
будет развиваться потребность читать эти журналы
в будущем.
В заключение ещё раз отмечу несомненную по-
лезность опубликованной статьи и приглашения к
дискуссии по поднятым в ней вопросам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. —
Минск: РИВШ, 2011.
2. Макаров А.В., Максимов Н.И., Федин В.Т. Стан-
дарты высшего образования нового поколения
в Республике Беларусь и Российской Федера-
ции. — М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина»,
2009.
3. Макаров А.В., Максимов Н.И., Федин В.Т. Обра-
зовательные стандарты магистратуры в Респу-
блике Беларусь и Российской Федерации. — М.:
ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2011.
4. Макаров А.В., Максимов Н.И., Федин В.Т. Образо-
вательные стандарты подготовки специалистов с
высшим образованием в Республике Беларусь и
Российской Федерации. — М.: ГОУВПО «МГТУ
им. А.Н. Косыгина», 2013.
5. Короткевич М.А. Проектирование линий электро-
передачи. Механическая часть. — Минск: Вышэй-
шая школа, 2010.
6. Короткевич М.А. Монтаж электрических сетей. —
Минск: Вышэйшая школа, 2012.
Михаил ДМИТРИЕВ, ПКБ «Росэнергомонтаж», доцент, к.т.н.,
Санкт-Петербург
«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2014, www.kabel-news.ru
46
тации. К сожалению, учебные планы отводят на это
всего один семестр, и перед преподавателем стоит
непростая задача — как уместить в столь сжатые
сроки обширный, разнообразный, познавательный
материал? И статьи профессора Зуева, опублико-
ванные в журнале «КАБЕЛЬ-news», тому подтверж-
дение, ведь в них он сетует на то, что в положенные
54 часа хочется успеть рассказать о многом.
Поскольку учебные планы вряд ли выделят на те-
матику кабельных линий больше времени, то важное
значение приобретают учебные пособия, которые
могли бы лучше ознакомить студентов с теми вопро-
сами, которые не удалось полноценно рассказать на
лекциях в стенах вуза. Считаю, что профессору Зуе-
ву, безусловно, необходимо подготовить такое посо-
бие, и оно будет востребовано не только в МЭИ, но и
далеко за его пределами.
Также нельзя не согласиться с отмеченной в ци-
кле статей важной ролью студенческих экскурсий
в кабельную сеть и на предприятия-производители
сетевого оборудования. Например, у нас на факуль-
тете организуются экскурсии на завод «Севкабель»,
где студенты могут наблюдать процесс изготовле-
ния как кабелей 6—10 кВ с бумажно-пропитанной
изоляцией, так и кабелей 6—200 кВ с изоляцией
из сшитого полиэтилена. Кроме того, студенты по-
сещают испытательную базу ОАО «НИИПТ», где
проводятся ресурсные испытания кабельных линий
разных классов напряжения и другие испытания вы-
соковольтного оборудования сетей.
Владимир ТУЛЬСКИЙ, доцент кафедры «Электроэнергетические
системы и сети», заведующий научно-исследовательской
лабораторией, НИУ «МЭИ», к.т.н., Москва
В представленной
статье Эдуард Нико-
лаевич на примере
одной дисциплины
поднимает целый
пласт проблем, воз-
никших в последнее
десятилетие в об-
ласти подготовки
квалифицированных
кадров для электроэнергетики. Необходимо отме-
тить, что, к сожалению, в этом году был осущест-
влён последний набор студентов для подготовки
по программе «специалист». Начиная с 2015 года
после получения степени бакалавра продолжить
обучение можно будет по программе магистра
(на основании вступительных испытаний). Обе-
спечить требуемый уровень подготовки студентов
можно только в тесном сотрудничестве с компани-
ями-работодателями. Так как количество часов,
отведённых на «Кабельные линии высокого напря-
жения», действительно небольшое, определять
длительность каждого из разделов программы
необходимо с учётом пожеланий работодателей.
В рассматриваемой дисциплине заинтересованы
службы кабельных линий электрических сетей и
проектные организации. В связи с этим план про-
граммы можно оптимизировать, сократив раз-
делы «Маслонаполненные кабельные линии» и
«Кабельная арматура», уделив больше внимания
основам проектирования и особенностям органи-
зации эксплуатации кабельных линий (в первую
очередь с изоляцией из СПЭ). Помимо разделов,
указанных Эдуардом Николаевичем, студентам
обязательно надо рассказывать о таких вопросах,
как:
• заземление экранов однофазных силовых кабе-
лей 6—500 кВ;
• определение мест повреждения кабельных ли-
ний;
• мероприятия по защите металлических оболо-
чек кабелей от коррозии;
• приёмка и ввод кабельных линий в эксплуата-
цию.
Альтернативой существующей программе мо-
жет стать обучение по так называемой практи-
ко-ориентированной или прикладной программе.
Отличительной особенностью такой программы
является плотное взаимодействие университета и
организации работодателя. Так, например, на базе
НИУ «МЭИ» в этом году запущен пилотный проект
подготовки прикладных бакалавров совместно с
ОАО «МОЭСК». Об этом пилотном проекте написа-
на статья «Подготовка прикладного бакалавра —
новое направление подготовки в НИУ «МЭИ», ко-
торая была опубликована в журнале «ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» (№ 4 (25),
с. 138—139). Производственной площадкой для
студентов первого набора станет филиал компа-
нии «Московская кабельная сеть». Эксперты ка-
бельной сети будут задействованы как во время
длительных производственных практик, так и для
проведения мастер-классов по специальным во-
просам.
Актуально
ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ
«КАБЕЛЬ-news», № 6, 2014, www.kabel-news.ru
47
Актуально
ÏÎÄÃÎÒÎÂÊÀ ÊÀÄÐÎÂ
Дисциплина «Кабель-
ные линии высокого на-
пряжения» изучается сту-
дентами специальностей
«Электроэнергетические
системы и сети» и «Элек-
троснабжение» (городов,
промышленных предпри-
ятий и сельских районов)
на последнем семестре
обучения. В статье профессора Э.Н. Зуева рассма-
триваются методические вопросы чтения лекций по
данному предмету с учётом развития крупных горо-
дов и промышленных предприятий на постсоветском
пространстве. Методически материал статьи разбит
на 3 части.
В первой части рассматривается предыстория
использования и развития техники подземной пере-
дачи электроэнергии, которая определяется в ос-
новном необходимостью увеличения пропускной
способности кабельных линий. Недавно закончи-
лось время маслонаполненных кабельных линий
110—220 кВ и кабелей среднего напряжения с про-
питанной бумажной изоляцией. Их заменили кабели
с изоляцией из сшитого полиэтилена благодаря ряду
преимуществ:
• более высокая допустимая температура нагрева
изоляции, что позволяет увеличить пропускную
способность;
• повышенная стойкость при работе в режимах пе-
регрузок и коротких замыканий;
• отсутствие масла, битума и свинца, что упрощает
монтаж и эксплуатацию;
• возможность прокладки на трассах с неограни-
ченной разностью уровней;
• большая надёжность в эксплуатации при мень-
ших издержках;
• меньший вес и допустимый радиус изгиба.
Тут же рассмотрен весьма полезный для многих
материал, отражающий изменения в системе обу-
чения в вузах, обусловленный так называемым Бо-
лонским процессом, то есть процессом сближения и
гармонизации системы образования стран Европы с
целью создания единого европейского пространства
высшего образования.
Во второй части статьи автор на основе своего
многолетнего опыта чтения курса лекций «Кабель-
ные линии высокого напряжения» предлагает вклю-
чить в учебную программу дисциплины следующие
5 разделов.
1. Общие сведения о кабельных линиях (8 часов).
2. Основные типы кабелей высокого напряжения (8
часов).
3. Оборудование кабельных линий (6 часов).
4. Основные сведения о проектировании, сооруже-
нии и эксплуатации кабельных линий (6 часов).
5. Кабельные линии новых типов (8 часов).
Представляется, что если на лекционный курс бу-
дет выделено менее 36 часов, то по разделам часы
могут быть пропорционально скорректированы. Раз-
делы 4 и 5 в принципе можно поменять местами.
Приведённая в статье классификация силовых ка-
белей по 11 признакам может считаться достаточной.
Затем в исторической последовательности авто-
ром рассмотрены и охарактеризованы одно-, двух-,
трёх- и четырёхжильные кабели напряжением до
1000 кВ. Уделено внимание кабелям 6—35 кВ с
пропитанной бумажной изоляцией, которые ещё
прокладываются и эксплуатируются в силу своей
относительной дешевизны. Далее автор статьи пе-
реходит к маслонаполненным кабелям 110—500 кВ.
И тут вспоминает классический труд выдающихся
специалистов в области производства, сооружения
и эксплуатации кабелей — Г.П. Макиенко и Л.В. По-
пова, изданный в 1985 году и до сих пор являющийся
востребованным.
В заключительном пункте второй части рассмо-
трены современные кабели 6—500 кВ с изоляцией
из сшитого полиэтилена. Имеются данные, что в на-
стоящее время в промышленно развитых странах
Европы и Америки практически 100% рынка сило-
вых кабелей занимают кабели с изоляцией из сши-
того полиэтилена. Различные типы таких кабелей
иллюстрированы цветными рисунками.
В заключительной третьей части статьи рассмо-
трено оборудование кабельных линий — арматура
как для кабелей среднего напряжения с пропитан-
ной бумажной изоляцией, так и для «сухих» кабелей
с изоляцией из сшитого полиэтилена.
Завершающий раздел посвящён нетрадицион-
ным видам кабельных линий, таким, как:
• линии, оснащённые системами принудительного
охлаждения маслом или водой;
• линии, в которых в качестве изоляции использо-
ван сжатый газ — элегаз или его смесь с азотом;
• линии, в которых применяется охлаждение жил
кабеля до криогенных температур с целью увели-
чения их нагрузочной способности.
Нельзя не согласиться с автором, что во всём
мире не останавливаются научно-исследователь-
ские и экспериментальные разработки в указанном
направлении и поэтому важно дать студентам поня-
тие об этой новой технике.
Опубликованная в журнале «КАБЕЛЬ-news» ста-
тья профессора Зуева Э.Н. будет весьма полезной не
только преподавателям, но и студентам, и может слу-
жить «дорожной картой» для глубокого изучения дис-
циплины «Кабельные линии высокого напряжения».
Владилен ЗОРИН, профессор кафедры «Электроснабжение»
Национального технического университета Украины (КПИ), д.т.н., Киев
Оригинал статьи: Идти в ногу с научно-техническим прогрессом
В материале содержится несколько отзывов на статью Э. Зуева «Современный взгляд на содержание дисциплины «Кабельные линии высокого напряжения», опубликованную в журнале «КАБЕЛЬ-news» (№ 3, 4 и 5, 2014 г.).