Гражданско-правовое регулирование доступа к электросети

Page 1
background image

Page 2
background image

30

СЕТИ

РОССИИ

т

е

х

п

р

и

с

о

е

д

и

н

е

н

и

е

техприсоединение

ПРАВОВЫЕ

 

ОСНОВЫ

 

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

ДОСТУПА

 

К

 

ЭЛЕКТРОСЕТИ

Необходимой

 

предпосылкой

 

оказания

 

услуг

 

по

 

передаче

 

элек

-

троэнергии

 

потребителю

 

является

 

обеспечение

 

технологического

 

при

-

соединения

  (

ТП

его

 

энергоприни

-

мающих

 

устройств

 

к

 

электросети

 

(

п

. 4 

Правил

 

недискриминационного

 

доступа

 

к

 

услугам

 

по

 

передаче

 

элек

-

трической

 

энергии

 

и

 

оказания

 

этих

 

услуг

 [1], 

далее

 — 

ПНД

). 

В

 

случае

 

с

 

до

-

говором

 

энергоснабжения

 

речь

 

шла

 

о

 

технологических

 

предпосылках

 

до

-

говора

 [2].

В

 

условиях

 

дореформенной

 

модели

 

электроэнергетики

 

пла

-

та

 

за

 

ТП

 

вообще

 

не

 

взималась

В

 

новых

 

условиях

 

перехода

 

к

 

рынку

 

установление

 

платности

 

доступа

 

к

 

электросети

 

становится

 

вполне

 

за

-

кономерным

Вместе

 

с

 

тем

учиты

-

вая

 

возмездный

 

характер

 

данных

 

отношений

совершенно

 

необходи

-

мым

 

в

 

рамках

 

рыночной

 

модели

 

от

-

расли

 

становится

 

государственное

 

обеспечение

 

гарантий

 

доступа

 

к

 

сети

 

для

 

всех

 

потребителей

.  

Такой

 

подход

 

является

 

общепринятым

 

для

 

энергетического

 

законодатель

-

ства

 

Евросоюза

Так

согласно

 

Ди

-

рективе

 2009/72/

ЕС

 

от

 13 

июля

 

2009 

г

об

 

общих

 

правилах

 

вну

-

треннего

 

рынка

 

электроэнергии

 [3] 

недискриминационный

 

доступ

 

к

 

электросети

 

является

 

основой

 

кон

-

курентного

 

рынка

 

электроэнергии

 

(

п

. 26 

преамбулы

 

к

 

Директиве

).

Правовая

 

регламентация

 

ТП

 

уста

-

новлена

 

ст

. 26 

Федерального

 

закона

 

от

 26 

марта

 2003 

г

 35-

ФЗ

  «

Об

 

электроэнергетике

» [4] 

и

 

Правилами

 

технологического

 

присоединения

 

энергопринимающих

 

устройств

 

по

-

требителей

 

электрической

 

энергии

объектов

 

по

 

производству

 

электриче

-

ской

 

энергии

а

 

также

 

объектов

 

элек

-

тросетевого

 

хозяйства

принадлежа

-

щих

 

сетевым

 

организациям

 

и

 

иным

 

лицам

к

 

электрическим

 

сетям

 [5] 

(

далее

 — 

Правила

 

технологического

 

присоединения

). 

Теоретические

 

проблемы

 

ТП

 

яв

-

ляются

 

слабо

 

изученными

 

в

 

россий

-

ской

 

юридической

 

доктрине

Так

не

 

вполне

 

ясна

 

юридическая

 

природа

 

технических

 

условий

 

и

 

т

.

д

Наличие

 

указанных

 

пробелов

 

в

 

конечном

 

итоге

 

приводит

 

к

 

отсутствию

 

необхо

-

димых

 

стимулов

 

для

 

совершенство

-

вания

 

законодательства

К

 

примеру

в

 

германской

 

юриспруденции

 

при

-

менительно

 

к

 

данной

 

сфере

 

пред

-

лагается

 

разделять

 

три

 

различных

 

категории

таких

 

как

:

• 

технологическое

 

присоедине

-

ние

под

 

которым

 

понимается

 

создание

 

и

 

поддержание

 

в

 

над

-

лежащем

 

состоянии

 

любого

 

физического

 

соединения

 

между

 

генерирующими

 

установками

электросетью

 

и

 

конечным

 

потре

-

бителем

а

 

также

 

между

 

всеми

 

необходимыми

 

объектами

 

элек

-

тросетевого

 

хозяйства

 [6];

• 

использование

 

технологического

 

присоединения

которое

 

пред

-

ставляет

 

собой

 

использование

 

физически

 

существующего

 

соединения

 

в

 

целях

 

потребления

 

электроэнергии

 

или

 

снабжения

 

ею

 

других

 

лиц

;

• 

доступ

 

к

 

электросети

который

 

характеризует

 

использование

 

определённой

 

пропускной

 

способности

 

сети

 

с

 

целью

 

передачи

 

электроэнергии

т

.

е

Гражданско-правовое 

регулирование 

доступа к электросети

Сергей СВИРКОВ,

 к.ю.н., заместитель заведующего кафедрой

 гражданского и семейного права

 МГЮА имени О.Е. Кутафина


Page 3
background image

31

№ 1 (16), январь–февраль, 2013

потребление

 

услуг

 

по

 

передаче

 

электроэнергии

.

В

 

российском

 

законодательстве

 

отсутствуют

 

предпосылки

 

для

 

чётко

-

го

 

разграничения

 

указанных

 

катего

-

рий

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

не

 

позволя

-

ет

 

создать

 

действенные

 

механизмы

 

предотвращения

 

дискриминации

 

в

 

данной

 

сфере

Так

согласно

 

дей

-

ствующему

 

регулированию

 

техно

-

логический

 

доступ

 

к

 

электросети

 

обеспечивается

 

на

 

основании

 

за

-

ключаемого

 

потребителем

 

с

 

сетевой

 

организацией

 

договора

который

 

но

-

сит

 

публичный

 

характер

  (

п

. 1 

ст

. 26 

ФЗ

 «

Об

 

электроэнергетике

»). 

Иными

 

словами

правовой

 

формой

 

обеспе

-

чения

 

доступа

 

к

 

электросети

 

стано

-

вится

 

публичный

 

договор

Принци

-

пиальной

 

особенностью

 

договора

 

на

 

ТП

 

является

 

необходимость

 

его

 

однократного

 

заключения

то

 

есть

 

он

 

заключается

 

только

 

в

 

отношении

 

вновь

 

присоединяемых

 

объектов

а

 

также

 

в

 

случае

 

увеличения

 

размера

 

присоединённой

 

мощности

 [7]. 

Вместе

 

с

 

тем

 

представляется

 

необходимым

 

отличать

 

право

 

на

 

доступ

 

к

 

электросети

 

от

 

фактиче

-

ских

  (

технологических

действий

направленных

 

на

 

его

 

реализацию

При

 

этом

 

не

 

так

 

важно

какой

 

дого

-

ворной

 

формой

 

будет

 

оформляться

 

реализация

 

данного

 

права

Оче

-

видно

что

 

конструкции

 

публичного

 

договора

 

в

 

данном

 

случае

 

недо

-

статочно

 

для

 

обеспечения

 

данного

 

права

  (

скорее

 

публичного

 

по

 

своей

 

природе

). 

Возможно

следует

 

уста

-

новить

 

в

 

законодательстве

что

 

до

-

говорным

 

регулированием

 

должна

 

охватываться

 

лишь

 

процедура

 (

поря

-

док

реализации

 

данного

 

права

При

 

этом

 

само

 

право

 

на

 

доступ

 

к

 

электро

-

сети

 

должно

 

считаться

 

предметом

 

публично

-

правового

 

регулирования

поскольку

 

от

 

него

 

полностью

 

зави

-

сит

 

уровень

 

конкуренции

 

на

 

рынках

 

электроэнергии

 

и

 

любые

 

формы

 

участия

 

субъектов

 

отрасли

 

в

 

данном

 

рынке

Совершенно

 

правы

 

авторы

которые

 

указывают

что

  «

условием

 

конкуренции

 

на

 

рынке

 

электроэнер

-

гии

 

является

 

неограниченный

не

-

дискриминационный

 

доступ

 

к

 

ма

-

гистральным

 

и

 

распределительным

 

электрическим

 

сетям

» [8].

В

 

целях

 

обеспечения

 

недискри

-

минационности

 

на

 

рынке

 

электро

-

энергии

 

совершенно

 

недостаточно

 

обеспечивать

 

доступ

 

к

 

электросети

 

исключительно

 

посредством

 

таких

 

мер

как

 

установление

 

для

 

сетевых

 

организаций

 

обязанности

 

заключе

-

ния

 

публичного

 

договора

 

на

 

ТП

а

 

также

 

мер

 

административной

 

ответ

-

ственности

 [9]. 

Подобная

 

ситуация

а

 

также

 

расплывчатость

 

норм

 

зако

-

нодательства

 

фактически

 

предостав

-

ляет

 

сетям

 

возможность

 

по

 

своему

 

усмотрению

 

допускать

 

или

 

не

 

допу

-

скать

 

на

 

рынок

 

электроэнергии

 

субъ

-

ектов

а

 

также

 

открывает

 

большие

 

возможности

 

для

 

злоупотреблений

 

с

 

их

 

стороны

 [10]. 

В

 

то

 

же

 

время

 

Правилами

 

тех

-

нологического

 

присоединения

 

уста

-

новлено

что

 

сети

 

могут

 

отказать

 

при

 

определённых

 

условиях

 

в

 

ТП

Обязанность

 

осуществлять

 

ТП

 

по

-

требителя

 

не

 

является

 

безусловной

 

и

 

зависит

 

от

  «

технологической

 

воз

-

можности

» 

присоединения

Как

 

мож

-

но

 

проверить

 

наличие

 

или

 

отсутствие

 

данной

 

возможности

в

 

Правилах

 

технологического

 

присоединения

 

не

 

оговаривается

.

При

 

анализе

 

законодательной

 

модели

 

данных

 

отношений

 

обраща

-

ет

 

на

 

себя

 

внимание

 

острая

 

потреб

-

ность

 

в

 

законодательном

 

обеспече

-

нии

 

недискриминационного

 

доступа

 

к

 

электросети

Монопольное

 

положе

-

ние

 

сетевых

 

организаций

деятель

-

ность

 

которых

 

далеко

 

не

 

всегда

 

явля

-

ется

 

добросовестной

можно

 

отнести

 

к

 

числу

 

обстоятельств

явно

 

препят

-

ствующих

 

развитию

 

конкуренции

 

на

 

рознице

Российские

 

сетевые

 

компании

  (

РКС

зачастую

 

склонны

 

к

 

преференциям

 

для

 

гарантирую

-

щих

 

поставщиков

с

 

которыми

 

они

 

не

 

так

 

давно

 

были

 

частями

 

прежних

 

АО

-

энерго

 

во

 

многих

 

регионах

К

 

со

-

жалению

гарантии

 

недискримина

-

ции

 

при

 

подключении

 

к

 

электросети

 

в

 

законодательстве

 

практически

 

от

-

сутствуют

.

Согласно

 

праву

 

Европейского

 

союза

 

право

 

на

 

доступ

 

к

 

электро

-

сети

 

является

 

фундаментальным

 

(

базовым

правом

 

всех

 

участни

-

ков

 

отношений

 

в

 

отрасли

которое

 

получает

 

детальную

 

нормативную

 

регламентацию

 

во

 

всех

 

странах

 

ев

-

розоны

Так

согласно

 

абз

. 1 § 17 

За

-

кона

 

Германии

  «

Об

 

электросетевом

 

хозяйстве

» (EnWG) 

установлена

 

об

-

щая

 

обязанность

 

по

 

осуществлению

 

технологического

 

присоединения

 

конечных

 

потребителей

электриче

-

ских

 

сетей

 

и

 

линий

 

одинакового

 

или

 

более

 

низкого

 

напряжения

а

 

также

 

генерирующих

 

установок

 

и

 

энерго

-

накопительных

 

установок

 

к

 

электри

-

ческим

 

сетям

 

более

 

высокого

 

или

 

одинакового

 

напряжения

Кроме

 

того

в

 

законодательстве

 

Герма

-

нии

 

прямо

 

зафиксировано

 

право

 

на

 

доступ

 

к

 

электриче

-

ским

 

сетям

которым

 

наде

-

ляются

 

лица

генерирующие

 

электроэнергию

занимаю

-

щиеся

 

её

 

куплей

-

продажей

а

 

также

 

частные

 

или

 

ком

-


Page 4
background image

32

СЕТИ РОССИИ

мерческие

 

конечные

 

потребители

которые

 

лишь

 

потребляют

 

электроэ

-

нергию

 

из

 

сети

 (

п

. 28 § 3 EnWG). 

При

 

этом

 

заявитель

 «

обладает

 

правом

 

не

 

только

 

на

 

заключение

 

договора

 

или

 

на

 

ведение

 

переговоров

 

о

 

заключе

-

нии

 

договора

а

 

непосредственно

 

на

 

сам

 

доступ

» [11]. 

В

 

связи

 

с

 

этим

 

предлагается

 

кон

-

цептуально

 

пересмотреть

 

подход

 

ФЗ

 

«

Об

 

электроэнергетике

» 

к

 

данному

 

вопросу

  (

ст

. 26) 

и

 

установить

 

в

 

за

-

коне

 

безусловное

 

право

 

на

 

доступ

 

к

 

электросети

  (

как

 

объекту

имеюще

-

му

 

публичное

 

значение

), 

которая

 

на

-

ходится

 

в

 

распоряжении

 

монополи

-

ста

 — 

сетевой

 

организации

Кроме

 

того

в

 

данной

 

статье

 

Закона

 

должны

 

быть

 

закреплены

 

общие

 

требования

 

к

 

процедуре

 

доступа

 

к

 

электросети

 

и

 

гарантии

 

предоставления

 

групп

 

то

-

чек

 

поставки

 

для

 

новых

 

продавцов

 

на

 

рознице

С

.

С

Алексеев

 

высказывает

 

пред

-

ложение

 

распространить

 

на

 

объекты

 

энергетики

 

режим

 

публичных

 

вещей

 

[12]. 

В

 

аналогичном

 

ключе

 

выска

-

зывается

 

В

.

Г

Нестолий

 [13]. 

Очевид

-

но

что

 

при

 

имеющейся

 

на

 

сегодня

 

системе

 

отношений

 

собственности

 

в

 

отрасли

 

подобное

 

предложение

 

едва

 

ли

 

может

 

быть

 

реализовано

 

на

 

практике

Вместе

 

с

 

тем

 

создать

 

систему

 

беспрепятственного

 

досту

-

па

 

к

 

электросети

 

вполне

 

возможно

Учитывая

 

тот

 

факт

что

 

важнейшие

 

стратегические

 

сетевые

 

компании

 

находятся

 

под

 

корпоративным

 

кон

-

тролем

 

государства

такое

 

решение

 

вполне

 

реализуемо

 

на

 

практике

В

 

случае

 

с

 

территориальными

 

сете

-

выми

 

организациями

  (

далее

 — 

ТСО

данное

 

право

 

также

 

вполне

 

может

 

быть

 

реализовано

 

при

 

условии

 

вклю

-

чения

 

соответствующего

 

элемента

 

в

 

правовой

 

статус

 

ТСО

устанавливае

-

Вместе

 

с

 

тем

 

основания

 

для

 

при

-

знания

 

договора

 

на

 

ТП

 

договором

 

sui generis 

отсутствуют

От

 

догово

-

ров

 sui generis 

необходимо

 

отличать

 

смешанные

 

договоры

которые

 

не

 

представляют

 

собой

 

нового

 

договор

-

ного

 

типа

а

 

являются

 

определённой

 

комбинацией

 

уже

 

известных

 (

поиме

-

нованных

 

в

 

ГК

 

или

 

других

 

норматив

-

ных

 

актах

договорных

 

типов

Как

 

указывал

 

М

.

И

Брагинский

, «

при

 

на

-

личии

 

специальной

 

главы

 

ГК

а

 

зна

-

чит

и

 

специального

 

типа

 

договоров

какой

 

бы

 

ни

 

была

 

специфика

 

соот

-

ветствующего

 

вида

 

договоров

он

 

не

 

может

 

считаться

 

договором

 sui 

generis» [15]. 

Анализ

 

содержания

 

рассматрива

-

емого

 

договора

 

показывает

что

 

это

 

именно

 

смешанный

 

договор

  (

а

 

не

 

самостоятельный

 

договорный

 

тип

), 

который

 

включает

 

в

 

себя

 

элементы

 

договора

 

подряда

возмездного

 

ока

-

зания

 

услуг

 

и

 

договора

 

о

 

совместной

 

деятельности

В

 

самом

 

общем

 

плане

 

ТП

 

представляет

 

собой

 

услугу

оказы

-

ваемую

 

сетевой

 

организацией

 

потре

-

бителю

Её

 

эффект

 

состоит

 

в

 

обеспе

-

чении

 

состояния

 «

присоединённости

» 

к

 

электросети

 

для

 

потребителя

а

 

зна

-

чит

имеет

 

нематериальный

 

харак

-

тер

 [16]. 

Однако

 

же

 

для

 

её

 

оказания

 

необходимым

 

является

 

производ

-

ство

 

работ

  (

мероприятий

 

по

 

ТП

сто

-

ронами

 

договора

что

 

обусловливает

 

наличие

 

в

 

данном

 

договоре

 

элемента

 

договора

 

подряда

.

В

 

современной

 

правовой

 

доктри

-

не

 

получает

 

развитие

 

расширенная

 

концепция

 

договора

 

о

 

совместной

 

деятельности

которая

 

предполагает

 

два

 

основных

 

признака

 

в

 

данном

 

договоре

осуществление

 

совмест

-

ных

 

действий

а

 

также

 

наличие

 

об

-

щей

 

хозяйственной

 

цели

 [17]. 

Так

в

 

договоре

 

на

 

ТП

 

стороны

 

стремятся

 

к

 

достижению

 

общего

 

результата

 — 

обеспечению

 

ТП

 

для

 

потребителя

 

к

 

электросети

а

 

также

 

выделению

 

ему

 

определённого

 

объёма

 

при

-

соединённой

 

мощности

 (

п

. 9 

Правил

 

технологического

 

присоединения

). 

Кроме

 

того

исполнение

 

по

 

нему

 

обеспечивается

 

совместными

 

дей

-

ствиями

 

его

 

сторон

 — 

потребителя

 

и

 

сетевой

 

организации

.

Учитывая

 

приоритетное

 

при

-

менение

 

ГК

 

РФ

 

в

 

регулировании

 

гражданско

-

правовых

 

отношений

 

(

п

. 2 

ст

. 3 

ГК

), 

а

 

также

 

указание

 

ст

. 2 

ФЗ

 «

Об

 

электроэнергетике

» , 

следует

 

указать

 

на

 

принципиальную

 

возмож

-

мый

 

в

 

законе

В

 

свою

 

очередь

 

это

 

подводит

 

к

 

необходимости

 

упорядо

-

чения

 

данного

 

статуса

Важным

 

сред

-

ством

 

пресечения

 

злоупотреблений

 

сетевых

 

организаций

 

должна

 

считать

-

ся

 

модель

 

концессионного

 

доступа

 

к

 

управлению

 

объектами

 

электросете

-

вого

 

хозяйства

Иными

 

словами

це

-

лесообразно

 

установить

 

конкурсы

 

на

 

статус

 

региональной

 

электросетевой

 

организации

 

по

 

аналогии

 

с

 

конкурса

-

ми

 

на

 

статус

 

гарантирующего

 

постав

-

щика

 (

которые

 

по

 

сей

 

день

 

также

 

не

 

проводятся

). 

Для

 

обеспечения

 

права

 

потребителя

 

на

 

доступ

 

к

 

электросети

 

также

 

возможно

 

применение

 

таких

 

правовых

 

инструментов

как

 

обреме

-

нение

аналогичное

 

сервитуту

и

 

т

.

д

ПРАВОВАЯ

 

ПРИРОДА

ДОГОВОРА

 

О

 

ТП

Вопрос

 

о

 

правовой

 

природе

 

до

-

говора

 

о

 

ТП

 

имеет

 

не

 

только

 

док

-

тринальный

но

 

в

 

большей

 

степени

 

практический

 

характер

Так

в

 

сво

-

ём

 

Постановлении

 [14] 

от

 10 

июля

 

2012 

г

 2551/12 

Президиум

 

ВАС

 

РФ

 

указал

 

на

 

необоснованность

 

квалификации

 

данного

 

договора

 

в

 

качестве

 

договора

 

возмездного

 

оказания

 

услуг

 

и

 

смешанного

 

дого

-

вора

включающий

 

в

 

себя

 

элемен

-

ты

 

договора

 

возмездного

 

оказания

 

услуг

 

и

 

подряда

В

 

приведённом

 

постановлении

 

делается

 

вывод

 

о

 

квалификации

 

данного

 

договора

 

в

 

качестве

 

самостоятельного

 

до

-

говорного

 

типа

Следствием

 

такого

 

подхода

в

 

частности

становится

 

невозможность

 

применения

 

нормы

 

п

. 1 

ст

. 782 

ГК

допускающей

 

одно

-

стороннее

 

расторжение

 

договора

 

возмездного

 

оказания

 

услуг

 

заказ

-

чиком

 

при

 

условии

 

компенсации

 

услугодателю

 

фактически

 

понесён

-

ных

 

им

 

расходов


Page 5
background image

33

№ 1 (16), январь–февраль, 2013

ность

 

применения

 

норм

 

ГК

 

о

 

догово

-

рах

 

подряда

 

и

 

возмездного

 

оказания

 

услуг

 

к

 

отношениям

 

по

 

ТП

 

1

Посколь

-

ку

 

энергетическое

 

законодательство

 

в

 

принципе

 

не

 

может

 

претендовать

 

на

 

полноту

 

в

 

их

 

регулировании

ука

-

занные

 

нормы

 

ГК

 

в

 

данном

 

случае

 

должны

 

восприниматься

 

как

 

общие

 

нормы

направленные

 

на

 

регулиро

-

вание

 

возможных

 

пробелов

 

в

 

специ

-

альном

  (

энергетическом

законода

-

тельстве

Однако

 

при

 

решении

 

вопроса

 

о

 

возможности

 

одностороннего

 

отказа

 

от

 

исполнения

 

договора

 

на

 

ТП

 

со

 

сто

-

роны

 

заказчика

 

необходимо

 

учесть

 

норму

 

п

. 1 

ст

. 779 

ГК

согласно

 

кото

-

рой

 

нормы

 

гл

. 39 

ГК

 

не

 

распростра

-

няются

 

на

 

подрядные

 

договоры

  (

гл

37 

ГК

). 

При

 

этом

 

следует

 

отметить

что

 

условия

 

для

 

одностороннего

 

рас

-

торжения

 

договора

 

подряда

 

суще

-

ственно

 

отличаются

 

от

 

аналогичных

 

условий

 

применительно

 

к

 

договору

 

возмездного

 

оказания

 

услуг

 (

ст

. 717, 

782 

ГК

). 

Поэтому

 

наличие

 

подряд

-

ного

 

элемента

 

в

 

данном

 

договоре

 

делает

 

невозможным

 

применение

 

нормы

 

п

. 1 

ст

. 782 

ГК

 

к

 

отношениям

 

по

 

ТП

 

по

 

формально

-

юридическому

 

основанию

Вместе

 

с

 

тем

 

следует

 

согласить

-

ся

 

с

 

мнением

 

о

 

том

что

 

подобное

 

решение

 

порождает

  «

существенные

 

сложности

 

для

 

бизнеса

» [18]. 

Как

 

представляется

установление

 

воз

-

можности

 

одностороннего

 

расторже

-

ния

 

договора

 

по

 

инициативе

 

потре

-

бителя

  (

с

 

возмещением

 

фактически

 

понесённых

 

расходов

 

сетевой

 

орга

-

низации

не

 

будет

 

нарушать

 

баланса

 

интересов

 

сторон

 

договора

 

на

 

ТП

В

 

противном

 

случае

 

становится

 

непо

-

нятно

почему

 

потребитель

 

не

 

может

 

отказаться

 

от

 

продолжения

 

начатых

 

мероприятий

 

по

 

его

 

технологическо

-

му

 

присоединению

которое

 

может

 

длиться

 

до

 

нескольких

 

лет

в

 

течение

 

которых

 

у

 

данного

 

потребителя

 

могут

 

существенным

 

образом

 

измениться

 

планы

 

ведения

 

своей

 

производствен

-

ной

 

деятельности

а

 

также

 

потребно

-

сти

 

в

 

электроэнергии

.

Полагаем

что

 

данный

 

вопрос

 

дол

-

жен

 

получить

 

окончательное

 

разре

-

шение

 

на

 

уровне

 

законодательства

поскольку

 

сегодня

 

в

 

нём

 

отсутствуют

 

чёткие

 

указания

 

о

 

возможности

 

или

 

запрете

 

одностороннего

 

расторже

-

ния

 

договора

 

на

 

ТП

Принимая

 

во

 

внимание

 

существо

 

данных

 

отноше

-

ний

в

 

рамках

 

которых

 

должны

 

мак

-

симально

 

обеспечиваться

 

интересы

 

потребителей

а

 

также

 

естественно

-

монопольный

 

характер

 

деятельности

 

электросетевых

 

организаций

в

 

каче

-

стве

 de lege ferenda 

предлагается

 

за

-

крепить

 

в

 

ФЗ

 «

Об

 

электроэнергетике

» 

право

 

потребителей

 

электроэнергии

 

на

 

расторжение

 

договора

 

о

 

ТП

 

в

 

од

-

ностороннем

 

порядке

 

при

 

условии

 

возмещения

 

фактически

 

понесён

-

ных

 

расходов

 

электросетевой

 

орга

-

низации

Таким

 

образом

указанные

 

неточности

 

энергетического

 

за

-

конодательства

связанные

 

с

 

обе

-

спечением

 

доступа

 

потребителей

 

к

 

электросети

должны

 

быть

 

устране

-

ны

Представляется

 

необходимым

 

пересмотреть

 

подход

 

действующего

 

законодательства

 

к

 

описанию

 

при

-

роды

 

и

 

процедуры

 

реализации

 

пра

-

ва

 

на

 

доступ

 

к

 

электросети

Предло

-

женная

 

выше

 

модель

 

установления

 

публичного

 

права

 

на

 

доступ

 

к

 

элек

-

тросети

 

будет

 

в

 

наибольшей

 

сте

-

пени

 

соответствовать

 

интересам

 

потребителей

 

и

 

способствовать

 

формированию

 

конкурентного

 

рын

-

ка

 

электрической

 

энергии

 

в

 

Россий

-

ской

 

Федерации

.  

ЛИТЕРАТУРА

1.  

Постановление

 

Правитель

-

ства

 

РФ

 

от

 27 

декабря

 2004 

г

 861//

СЗ

 

РФ

. 2004 

г

., 

 52 

(

часть

 II), c

т

. 5525.

2.  

Сейнароев

 

Б

.

М

Правовые

 

во

-

просы

 

договора

 

на

 

снабжение

 

электроэнергией

 

предприятий

 

и

 

организаций

. — 

Алма

-

Ата

, «

Ка

-

захстан

», 1975 

г

., 

с

. 37.

3.   http://eur-lex.europa.eu
4.  

СЗ

 

РФ

, 2003 

г

., 

 13, c

т

. 1177.

5.  

Постановление

 

Правитель

-

ства

 

РФ

 

от

 27 

декабря

 2004 

г

., 

 861. 

6.  

Решение

 

Европейского

 

суда

EuGH, Utr. Vom 09.10.2008. Rs. 
C-239/07, Slg. 2008, I-7523, Rn. 
41- Sabatauskas.

7.  

Постановление

 

ФАС

 

Северо

-

Западного

 

округа

 

от

 14.06.2011 

г

по

 

делу

 

 

А

66-6009/2010//

СПС

 

«

КонсультантПлюс

». 

8.  

Энергетическое

 

право

 

России

 

и

 

Германии

сравнительно

-

правовое

 

исследование

/

Под

 

ред

П

.

Г

Лахно

Ф

.

Ю

Зеккера

. — 

М

.: 

Издательская

 

группа

 «

Юрист

», 

2011 

г

., 

с

 483.

9.  

Постановление

 

ФАС

 

Поволжско

-

го

 

округа

 

от

 07.04.2011 

г

по

 

делу

 

 

А

55-16495/2010//

СПС

 

«

КонсультантПлюс

».

10. 

Постановление

 

Девятого

 

арбитражного

 

апелляцион

-

ного

 

суда

 

от

 16.08.2011 

г

 09

АП

-17255/2011 

по

 

делу

 

 

А

40-19943/11-79-153; 

По

-

становление

 

Девятого

 

ар

-

битражного

 

апелляционного

 

суда

 

от

 08.06.2011 

 09

АП

-

11016/2011-

АК

 

по

 

делу

 

 

А

40-

116551/10-106-698//

СПС

 «

Кон

-

сультантПлюс

».

11. 

Энергетическое

 

право

 

России

 

и

 

Германии

сравнительно

-

правовое

 

исследование

/

Под

 

ред

П

.

Г

Лахно

Ф

.

Ю

Зеккера

, — 

М

.: 

Издательская

 

группа

 «

Юрист

», 

2011 

г

., c 624.

12. 

Алексеев

 

С

.

С

Собственность

 

и

 

пра

-

во

актуальные

 

проблемы

.//

Ци

-

вилистические

 

записки

Межвуз

сб

науч

труд

. — 

М

.-

Екатеринбург

2002 

г

., 

Вып

. 2, 70 

с

.

13. 

Нестолий

 

В

.

Г

Гражданско

-

право

-

вые

 

формы

 

снабжения

 

электро

-

энергией

 

по

 

российскому

 

за

-

конодательству

Диссертация

 

к

.

ю

.

н

. — 

Иркутск

: 2011 

г

., 

с

. 129.

14. 

Вестник

 

ВАС

 

РФ

, 2012 

г

., 

 11.

15. 

Брагинский

 

М

.

И

., 

Витрянс

-

кий

 

В

.

В

Договорное

 

право

Кни

-

га

 

первая

Общие

 

положения

c. 409.

16. 

Гражданское

 

право

В

 2 

т

Т

. II. 

Полутом

 2: 

Учебник

/

Отв

ред

проф

Е

.

А

Суханов

с

. 3.  

17. 

Брагинский

 

М

.

И

Договоры

на

-

правленные

 

на

 

создание

 

коллек

-

тивных

 

образований

с

. 82.

18. 

Шаховнин

 

А

Ответственность

 

заявителя

//

журнал

 

«

ЭЛЕКТРО

-

ЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

распределе

-

ние

», 2012 

г

., 

 6 (15), 

с

. 32—33.

1

 

Согласно

 

норме

 

данной

 

статьи

 

законодательство

 

Российской

 

Федера

-

ции

 

об

 

электроэнергетике

 

основывается

 

на

 

Конституции

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

состоит

 

из

 

Гражданского

 

кодекса

 

Российской

 

Федерации

настоящего

 

Федерального

 

закона

 

и

 

иных

 

регулирующих

 

отношения

 

в

 

сфере

 

электроэнергетики

 

федеральных

 

законов

а

 

также

 

указов

 

Прези

-

дента

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

постановлений

 

Правительства

 

Россий

-

ской

 

Федерации

принимаемых

 

в

 

соответствии

 

с

 

указанными

 

федераль

-

ными

 

законами

.


Читать онлайн

Необходимой предпосылкой оказания услуг по передаче электроэнергии потребителю является обеспечение технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электросети. В случае с договором энергоснабжения речь шла о технологических предпосылках договора. В условиях дореформенной модели электроэнергетики плата за ТП вообще не взималась. В новых условиях перехода к рынку установление платности доступа к электросети становится вполне закономерным.

Поделиться: