172
СЕТИ
РОССИИ
КАДРЫ
172
—
Александр
Николаевич
,
ПИЭПК
ведь
одно
из
старейших
энергетических
учебных
заведе
-
ний
?
—
Нам
95
лет
.
Мы
начали
свою
историю
с
Матвеевских
курсов
в
Петрограде
ещё
в
1918
году
.
Прош
-
ли
со
страной
все
трудные
годы
.
Ра
-
бота
прерывалась
только
в
блокаду
.
А
сейчас
у
нас
за
один
год
проходят
обучение
по
повышению
квалифи
-
кации
и
профессиональной
пере
-
подготовке
более
7500
человек
,
это
с
учётом
трёх
наших
филиалов
—
в
г
.
Набережные
Челны
(
Камский
филиал
),
в
г
.
Новосибирск
(
Ново
-
сибирский
филиал
)
и
в
г
.
Челябинск
(
Челябинский
филиал
).
Ведь
про
-
блема
повышения
квалификации
и
профессиональной
переподготовки
кадров
в
энергетике
стоит
очень
остро
.
Причин
много
,
они
возникли
и
с
распадом
СССР
,
и
с
теми
про
-
цессами
,
которые
происходили
в
энергетике
в
1990-
е
годы
.
Сегодня
работает
ряд
долгосрочных
доку
-
ментов
—
прежде
всего
«
Стратегия
развития
энергетики
до
2030
года
»
и
государственная
«
Программа
мо
-
дернизации
энергетики
до
2020
го
-
да
».
Это
требует
участия
в
кадровом
обеспечении
реализации
программ
п
о
в
ы
ш
е
н
и
е
к
в
а
л
и
ф
и
к
а
ц
и
и
повышение ква
лификации
Государственная
политика
дополнительного
профобразования
в энергетике
В настоящее время в электроэнергетической отрас-
ли особенно остро стоит вопрос кадровой политики.
О том, как он решается се-
годня, рассказывает рек-
тор Федерального государ-
ственного автономного
образовательного учреж-
дения дополнительного
профессионального обра-
зования Петербургского
энергетического института
повышения квалификации
(ФГАОУ ДПО «ПЭИПК»)
д.т.н., профессор Алек-
сандр НАЗАРЫЧЕВ.
173
№
6 (21),
ноябрь
–
декабрь
, 2013
173
образовательных
организаций
до
-
полнительного
профессионального
образования
(
ДПО
).
—
Переподготовка
7500
специ
-
алистов
в
год
для
энергетики
—
это
достаточное
количество
?
—
Конечно
,
нет
.
В
Европе
охва
-
чено
дополнительным
профессио
-
нальным
образованием
взрослых
более
40%
населения
.
В
социально
значимых
отраслях
и
в
энергетике
этот
процент
ещё
выше
.
В
России
дополнительное
профессиональ
-
ное
образование
получают
,
навер
-
ное
,
менее
8%,
а
может
быть
,
даже
и
5—6%.
Конечно
,
недостаточно
.
Энергетика
требует
очень
большой
армии
новых
специалистов
,
причём
это
должны
быть
специалисты
с
но
-
выми
компетенциями
,
обученные
новым
технологиям
,
которых
в
Рос
-
сии
ещё
не
было
.
Это
и
распреде
-
лённая
генерация
,
и
оборудование
на
сверхкритические
параметры
пара
,
технологии
сжигания
топлива
в
кипящем
слое
,
газификация
угля
,
использование
сверхпроводимости
,
аккумулирование
энергии
и
многие
другие
инновации
.
Требуются
спе
-
циалисты
по
микропроцессорным
системам
защиты
и
автоматическо
-
го
управления
,
активно
-
адаптивной
интеллектуальной
сети
,
технической
диагностике
,
энергосбережению
и
так
далее
.
Институт
держит
руку
на
пульсе
.
У
нас
более
280
лицензиро
-
ванных
программ
.
Это
те
програм
-
мы
для
отраслей
ТЭК
,
о
разработке
которых
сегодня
в
Минобрнауки
ещё
только
говорят
, —
дополнитель
-
ные
профессиональные
программы
(
ДПП
).
Наша
деятельность
призна
-
на
и
рядом
международных
орга
-
низаций
:
институт
сертифицирован
по
международным
стандартам
качества
ISO.
Профессиональное
сообщество
тоже
признаёт
наши
лидирующие
позиции
в
части
до
-
полнительного
образования
по
ряду
актуальных
направлений
энерге
-
тической
отрасли
.
Мы
учитываем
все
требования
,
декларированные
новым
ФЗ
-273 «
Об
образовании
» —
это
и
дистанционное
обучение
,
и
модульное
обучение
,
и
различные
сетевые
технологии
обучения
с
учё
-
том
специфики
отдельных
компа
-
ний
ТЭК
.
В
России
всегда
было
чем
гордиться
в
части
образования
,
но
сегодня
стоит
учесть
и
зарубежный
опыт
управления
персоналом
энер
-
гокомпаний
.
Наши
партнёры
за
рубежом
—
это
технический
университет
в
Вар
-
не
(
Болгария
),
Высшая
техническая
школа
в
Будапеште
(
Венгрия
),
наши
соседи
финны
(
университет
Миккели
Политехник
),
хорошие
и
добрые
кол
-
леги
в
Словакии
(
Технический
уни
-
верситет
в
г
.
Кошице
).
Сейчас
человек
получает
выс
-
шее
образование
по
двухуровне
-
вой
системе
«
бакалавр
—
магистр
»
(4
года
—
бакалавр
),
а
трудовой
стаж
энергетиков
— 40
и
более
лет
.
Сравните
:
за
четыре
года
постигать
азы
энергетики
,
а
потом
всю
жизнь
работать
.
Значит
,
требуется
опре
-
делённое
непрерывное
получение
новых
знаний
и
компетенций
.
Соз
-
дание
высокопроизводительных
рабочих
мест
,
о
чём
говорил
наш
президент
,
конечно
,
невозможно
без
инноваций
,
нового
оборудова
-
ния
,
новых
технологий
,
новых
спе
-
циалистов
...
—
И
приходят
технологии
зару
-
бежные
...
—
Да
.
Но
и
у
нас
есть
возмож
-
ность
предлагать
за
рубеж
то
,
чем
мы
хорошо
владеем
,
и
брать
луч
-
шие
практики
от
них
.
В
2013
году
были
проведены
совместные
меж
-
дународные
форумы
по
энергетике
в
Болгарии
,
Венгрии
,
Словакии
.
Мы
обучили
несколько
групп
иностран
-
ных
специалистов
из
Ирана
,
Ирака
,
Анголы
.
Постоянно
у
нас
находятся
представители
Киргизии
,
Казах
-
стана
и
других
стран
СНГ
,
причём
с
Казахстаном
и
Киргизией
мы
со
-
трудничаем
очень
активно
.
Сегодня
Россия
ведёт
серьёзные
проекты
за
рубежом
по
атомной
энергетике
,
гидроэнергетике
.
России
есть
чем
делиться
:
и
опытом
,
и
технология
-
Лабораторные
работы
проводятся
на
действующем
стенде
—
интеллектуальном
Лабораторные
работы
проводятся
на
действующем
стенде
—
интеллектуальном
тепловом
пункте
ПЭИПК
тепловом
пункте
ПЭИПК
На
практических
занятиях
изучаются
инновационное
оборудование
и
технологии
На
практических
занятиях
изучаются
инновационное
оборудование
и
технологии
174
КАДРЫ
ми
,
и
тем
более
опытом
повышения
квалификации
и
профессиональной
переподготовки
специалистов
для
энергетики
.
—
Александр
Николаевич
,
как
Вам
удаётся
совмещать
научную
и
педагогическую
деятельность
с
хозяйственной
?
—
Вы
знаете
,
уже
более
20
лет
институт
работает
на
принципах
финансового
хозрасчёта
.
Являясь
федеральным
государственным
ав
-
тономным
образовательным
учреж
-
дением
ДПО
в
структуре
Министер
-
ства
энергетики
РФ
,
мы
не
получаем
денег
из
бюджета
.
По
сути
,
это
особая
образовательная
организация
ново
-
го
типа
.
Финансово
-
хозяйственная
деятельность
на
принципах
хозрас
-
чёта
—
это
и
некая
внутренняя
по
-
литика
,
связанная
с
управлением
институтом
,
и
основа
его
развития
в
условиях
усиливающейся
конку
-
ренции
на
рынке
предоставления
послевузовских
образовательных
услуг
в
отраслях
ТЭК
.
Другими
слова
-
ми
,
от
того
,
сколько
мы
заработали
с
учётом
всех
особенностей
структуры
этого
заработка
от
образовательной
деятельности
,
мы
и
планируем
весь
свой
бюджет
и
все
свои
траты
.
Кста
-
ти
,
все
здания
,
сооружения
,
которые
отданы
нам
в
оперативное
управле
-
ние
нашим
учредителем
,
Министер
-
ством
энергетики
РФ
,
находятся
в
надлежащем
состоянии
.
—
В
блестящем
состоянии
.
—
И
с
точки
зрения
сохранно
-
сти
федеральной
,
государственной
собственности
,
её
эффективного
ис
-
пользования
,
отдачи
в
деньгах
на
1
м
2
,
мы
являемся
,
я
уверен
,
очень
эффективной
организацией
.
Соот
-
ветственно
,
это
позволяет
нам
жить
и
планировать
развитие
и
совер
-
шенствование
деятельности
в
об
-
ласти
ДПО
.
Это
наша
особенность
.
Сегодня
образовательных
организа
-
ций
,
которые
переходят
в
режим
ав
-
тономного
учреждения
,
стало
много
,
но
государственных
автономных
образовательных
организаций
осо
-
бого
типа
,
небюджетных
,
к
которым
относимся
мы
,
в
различных
отраслях
экономики
единицы
.
Поэтому
,
когда
заходят
разговоры
о
совершенство
-
вании
или
развитии
системы
ДПО
,
прежде
всего
нужно
провести
мо
-
ниторинг
эффективности
существу
-
ющих
организаций
в
этой
области
образования
.
В
настоящее
время
в
этом
вопросе
мы
находим
понима
-
ние
и
поддержку
такого
нашего
под
-
хода
со
стороны
руководства
Мини
-
стерства
энергетики
РФ
.
Сегодня
ФГАОУ
ДПО
«
ПЭИПК
»
готов
поделиться
своим
опытом
,
как
выживать
в
очень
сложных
условиях
и
как
содержать
государ
-
ственное
имущество
без
бюджетно
-
го
финансирования
.
Поверьте
,
это
очень
сложно
.
Вы
помните
,
сколько
в
стране
было
кризисов
и
прочих
непростых
моментов
.
И
1998
год
,
и
кризис
2008
года
...
Сказалось
ли
это
на
нас
?
Конечно
,
сказалось
.
Количество
слушателей
в
эти
годы
уменьшалось
,
выручка
снижалась
,
но
организация
выжила
.
Более
того
,
сегодня
наше
финансовое
положе
-
ние
позволяет
нам
самим
пройти
модернизацию
и
обеспечивать
до
-
стойную
заработную
плату
своим
работникам
.
—
Я
недавно
разговаривал
с
генеральным
директором
«
Сев
-
кабель
»
Владимиром
Бухиным
.
Он
считает
,
что
катастрофически
мало
молодых
людей
приходит
на
«
Севкабель
».
А
те
,
которые
прихо
-
дят
, —
это
tabula rasa (
чистый
лист
).
Они
не
готовы
к
работе
,
их
надо
снова
учить
,
переучивать
,
отправ
-
лять
за
рубеж
и
так
далее
.
Есть
ли
у
Вас
контакты
с
основными
круп
-
нейшими
предприятиями
?
—
Конечно
,
профессиональные
контакты
с
предприятиями
и
органи
-
зациями
энергетической
отрасли
в
части
ДПО
и
научной
деятельности
—
это
основное
и
приоритетное
на
-
правление
нашей
работы
.
Сегодня
энергетическая
отрасль
сегменти
-
рована
по
видам
и
направлениям
деятельности
.
Это
и
производство
электроэнергии
(
теплоэнергетика
,
гидроэнергетика
,
атомная
энергети
-
ка
),
это
и
огромный
электросетевой
Для
слушателей
ПЭИПК
созданы
комфортные
условия
для
получения
знаний
Для
слушателей
ПЭИПК
созданы
комфортные
условия
для
получения
знаний
Занятия
в
ПЭИПК
ведут
опытные
преподаватели
и
ведущие
специалисты
Занятия
в
ПЭИПК
ведут
опытные
преподаватели
и
ведущие
специалисты
энергетической
отрасли
.
энергетической
отрасли
.
175
№
6 (21),
ноябрь
–
декабрь
, 2013
комплекс
,
и
службы
диспетчерско
-
го
и
оперативно
-
технологического
управления
,
Системного
операто
-
ра
.
Но
в
ПЭИПК
приезжает
немало
специалистов
и
из
нефтегазовой
от
-
расли
,
энергостроители
,
а
также
спе
-
циалисты
систем
энергоснабжения
других
промышленных
предприятий
и
ЖКХ
.
Среди
наших
партнёров
и
за
-
казчиков
:
•
генерирующие
компании
(
ТГК
,
ОГК
);
•
электрические
станции
различ
-
ных
типов
—
КЭС
,
АЭС
,
ТЭЦ
,
ГЭС
;
•
сетевые
компании
—
ФСК
,
МРСК
,
РСК
;
•
управляющие
энергетические
компании
и
Системный
опера
-
тор
;
•
системы
электро
-
и
теплоснабже
-
ния
предприятий
и
организаций
любых
отраслей
промышленно
-
сти
и
форм
собственности
;
•
инжиниринговые
и
ремонтные
компании
в
электро
-
и
теплоэнер
-
гетике
;
•
проектные
,
монтажные
и
нала
-
дочные
организации
в
энерге
-
тике
;
•
предприятия
нефтегазовой
от
-
расли
и
ЖКХ
;
•
учебные
заведения
и
научные
организации
энергетического
профиля
.
Это
большая
армия
специали
-
стов
,
которые
к
нам
приходят
на
обучение
из
реального
сектора
эко
-
номики
,
и
мы
обязаны
отвечать
со
-
временным
требованиям
наших
заказчиков
по
предоставлению
об
-
разовательных
услуг
в
сфере
ДПО
.
Этому
способствуют
наши
возмож
-
ности
привлекать
различных
спе
-
циалистов
из
науки
,
образования
и
производства
.
Мы
сегодня
сотрудни
-
чаем
практически
со
всеми
генери
-
рующими
,
сетевыми
компаниями
,
научными
организациями
,
подраз
-
делениями
Российской
академии
наук
.
Это
действительно
высоко
-
классные
специалисты
мирового
уровня
,
которые
могут
научить
,
и
за
плечами
у
них
большой
опыт
.
—
Александр
Николаевич
,
сей
-
час
в
Госдуме
идёт
сложнейшая
законодательная
работа
,
практи
-
ческая
энергетика
опережает
за
-
коны
.
Мне
кажется
,
опыт
Ваших
преподавателей
,
специалистов
был
бы
очень
кстати
.
Да
и
им
по
-
лезно
почувствовать
напряжение
в
высших
эшелонах
власти
?
—
Бесспорно
.
Одна
из
наших
функций
—
это
создавать
методиче
-
скую
основу
деятельности
специали
-
стов
ТЭК
,
которая
должна
базиро
-
ваться
не
только
на
современных
знаниях
и
технологиях
,
но
и
на
со
-
временных
законах
.
Мы
благодар
-
ны
председателю
комитета
Госдумы
по
энергетике
Ивану
Дмитриевичу
Грачёву
,
он
не
забывает
нас
,
при
-
влекает
на
различные
экспертные
советы
,
заседания
,
посвящённые
проблемным
вопросам
развития
энергетики
.
В
институте
существу
-
ет
очень
серьёзная
методическая
база
—
монографии
,
учебные
посо
-
бия
,
книги
,
учебники
по
важнейшим
вопросам
энергоэффективности
,
энергосбережения
,
технической
ди
-
агностике
,
релейной
защите
,
совре
-
менным
энергетическим
технологи
-
ям
,
инженерной
психологии
,
малой
возобновляемой
и
распределённой
энергетике
.
Мы
принимали
участие
в
конце
2012
и
в
2013
гг
.
в
несколь
-
ких
заседаниях
,
посвящённых
имен
-
но
этим
вопросам
.
Взаимодействие
есть
,
но
потенциал
института
гораздо
выше
.
Мы
бы
могли
серьёзно
уча
-
ствовать
в
подготовке
и
выработке
решений
по
актуальным
вопросам
энергетики
.
—
В
качестве
экспертов
?
—
Конечно
!
Думаю
,
мы
бы
могли
более
активно
там
работать
.
У
нас
желание
и
инициатива
есть
.
Мы
ви
-
дим
прекрасные
перспективы
ра
-
боты
и
с
нынешним
председателем
комитета
,
и
с
его
помощниками
,
со
-
трудниками
аппарата
.
Всегда
гото
-
вы
им
предоставить
не
только
свою
информационную
и
методическую
базу
,
но
и
опыт
,
талант
и
настойчи
-
вость
наших
преподавателей
.
Есть
вопрос
,
который
сложно
решить
быстро
даже
за
большие
деньги
, —
это
вопрос
кадрового
обеспечения
,
управления
человеческим
капита
-
лом
,
как
сегодня
модно
говорить
.
Человек
должен
вырасти
в
организа
-
ции
.
На
примерах
наших
слушателей
мы
видим
успешный
рост
человека
от
основных
должностей
(
инженер
-
ных
,
рабочих
)
до
ведущих
специали
-
стов
и
генеральных
директоров
.
Са
-
мый
современный
вопрос
,
вопрос
времени
—
сколько
он
будет
расти
?
Если
мы
объединим
усилия
ведущих
компаний
ТЭК
,
наших
специалистов
,
специалистов
Минэнерго
,
которые
нас
курируют
,
Госдумы
,
то
наши
слу
-
шатели
будут
проходить
этот
трудный
путь
наверх
быстрее
,
легче
,
с
боль
-
шей
отдачей
для
производства
.
А
ведь
мы
видим
и
отрицатель
-
ные
примеры
,
когда
человек
,
не
имеющий
опыта
работы
с
коллекти
-
вом
,
не
прошедший
определённую
закалку
,
школу
управления
в
про
-
мышленности
или
энергетике
,
ста
-
новится
руководителем
высокого
ранга
.
Чем
это
заканчивается
,
энер
-
гетикам
тоже
хорошо
известно
.
Именно
поэтому
я
бы
хотел
,
что
-
бы
на
государственном
уровне
мы
говорили
не
просто
об
образовании
,
даже
самом
современном
,
а
о
по
-
литике
,
государственной
политике
непрерывного
образования
,
совер
-
шенствовании
и
развитии
ДПО
.
А
в
энергетике
это
,
может
быть
,
важнее
,
чем
где
-
либо
.
Беседовал
Алексей
ИВАНОВ
Занятия
проводятся
с
применением
тренажеров
в
современных
компьютерных
Занятия
проводятся
с
применением
тренажеров
в
современных
компьютерных
классах
классах
Оригинал статьи: Государственная политика дополнительного профобразования в энергетике
В настоящее время в электроэнергетической отрасли особенно остро стоит вопрос кадровой политики. О том, как он решается сегодня, рассказывает ректор Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Петербургского энергетического института повышения квалификации (ФГАОУ ДПО «ПЭИПК») д.т.н., профессор Александр НАЗАРЫЧЕВ.