

22
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(30),
сентябрь
2023
Приоритетом
для
всех
лидеров
энергетической
отрасли
яв
-
ляется
обеспечение
потребителей
надежным
и
бесперебой
-
ным
энергоснабжением
.
Для
реализации
указанной
задачи
необходима
консолидация
усилий
в
направлении
органи
-
зации
практико
-
ориентированной
подготовки
кадров
для
электросетевого
комплекса
.
В
статье
рассматривается
опыт
филиала
ПАО
«
Россети
Сибирь
» — «
Красно
ярскэнерго
»
в
формировании
стратегии
развития
кадрового
потенциа
-
ла
по
модели
«
школа
—
вуз
—
предприятие
»,
реализация
которой
позволяет
в
долгосрочной
перспективе
выстроить
эффективную
систему
рекрутинга
и
обеспечить
постоян
-
ный
приток
высококвалифицированной
и
замотивирован
-
ной
молодежи
в
компанию
.
Юлия
КУЗНЕЦОВА
,
начальник
управления
персоналом
филиала
ПАО
«
Россети
Сибирь
» —
«
Красноярскэнерго
»
Формирование
стратегии
развития
кадрового
потенциала
по
модели
«
школа
—
вуз
—
предприятие
»
Новые
компетенции
сотрудников
П
роблема
развития
кадрового
потенциала
для
энер
-
гетической
отрасли
приобретает
все
более
острый
характер
,
а
вопросы
осознанности
профессиональ
-
ного
выбора
современной
молодежи
все
чаще
ста
-
новятся
предметом
обсуждения
.
Ввиду
закрытости
электро
-
энергетической
отрасли
для
самостоятельного
изучения
,
обусловленной
мерами
безопасности
,
подросткам
трудно
сформировать
образ
инженера
-
энергетика
,
понять
специфику
их
работы
,
оценить
важность
и
значимость
деятельности
,
что
в
значительной
степени
влияет
на
дальнейший
выбор
буду
-
щей
профессии
.
Указанные
проблемы
обостряют
реалии
современной
действительности
,
которые
демонстрируют
подрастающему
поколению
альтернативные
способы
заработка
и
популяризи
-
руют
интернет
-
профессии
.
Популярность
интернет
-
профес
-
сий
выражается
также
в
том
,
что
они
не
требуют
длительно
-
го
погружения
в
образовательный
процесс
и
в
то
же
время
гарантируют
гибкий
график
работы
с
удаленным
доступом
к
рабочему
месту
.
В
подобных
условиях
сегодняшний
кадро
-
вый
дефицит
специалистов
в
стратегически
важных
отраслях
в
перспективе
может
перерасти
в
настоящий
кризис
.
В
этой
связи
возрастает
роль
методичной
профориентационной
работы
с
подрастающим
поколением
в
целях
ориентации
их
в
электроэнергетическую
отрасль
посредством
выстраивания
долгосрочного
,
последовательного
и
практико
-
ориентирован
-
ного
образовательного
маршрута
.
Группа
компаний
«
Россети
»
уже
реализует
ряд
успеш
-
ных
социально
-
ориентированных
проектов
,
направленных
на
повышение
престижа
рабочих
профессий
,
востребован
-
ных
в
электроэнергетической
отрасли
(
поддержка
конкурсов
профессионального
мастерства
,
участие
в
кейс
-
чемпионатах
и
др
.),
выявление
одаренных
,
способных
к
техническому
творчеству
и
инновационному
мышлению
старшеклассников
(
Всероссийская
олимпиада
школьников
группы
компаний
Надежда
МЕШКОВА
,
ведущий
специалист
управления
персоналом
филиала
ПАО
«
Россети
Сибирь
» —
«
Красноярскэнерго
»

23
Сотрудники
филиала
приняли
участие
в
оценке
работ
открытого
case-
чемпионата
«
Профессионалы
будущего
»
«
Россети
»)
и
участие
в
практической
подготовке
молодых
специалистов
с
их
последовательной
интеграцией
на
произ
-
водство
(
Энергоотряды
).
Важность
реализуемых
проектов
трудно
переоценить
,
однако
для
наращивания
кадрового
потенциала
необходимо
основательно
проработать
вопрос
качественной
довузовской
подготовки
с
профессиональной
ориентацией
школьников
в
электроэнергетическую
отрасль
.
С
2022
года
филиалом
ПАО
«
Россети
Сибирь
» — «
Крас
-
ноярскэнерго
» (
далее
—
филиал
)
организована
работа
по
внедрению
системы
непрерывного
профильного
образования
по
модели
«
школа
—
вуз
—
предприятие
»,
направленная
на
своевременное
обеспечение
электроэнергетической
отрасли
квалифицированными
кадрами
.
Так
,
на
территории
производ
-
ственного
отделения
Западные
электрические
сети
(
далее
—
ПО
ЗЭС
)
в
городе
Ачинск
на
базе
ФГБОУ
ВО
«
Красноярский
государственный
аграрный
университет
» (
далее
—
АФ
Крас
-
ГАУ
)
сформирован
и
функционирует
первый
энергокласс
(
далее
—
класс
,
профильный
класс
,
энергокласс
)
в
Сибир
-
ском
федеральном
округе
,
участие
в
котором
включает
углуб
-
ленное
изучение
точных
наук
и
проведение
комплексной
профориентационной
предвузовской
подготовки
для
школь
-
ников
.
Желаемый
результат
работы
класса
—
осознанное
поступление
выпускников
в
высшие
учебные
заведения
на
электроэнергетические
направления
по
целевым
договорам
от
филиала
.
Профильный
класс
формируется
из
обучающихся
—
вы
-
пускников
9-
х
классов
,
которые
сдали
основной
государствен
-
ный
экзамен
и
прошли
отборочные
испытания
филиала
.
Про
-
грамма
совместной
работы
рассчитана
на
два
академических
года
и
является
бесплатной
для
участников
.
Методологическая
основа
реализуемой
программы
разра
-
батывается
с
учетом
возрастных
особенностей
целевой
ауди
-
тории
и
предполагает
гибкий
график
занятий
с
проведением
очных
встреч
,
занятий
в
режиме
online,
интерактивных
меро
-
приятий
и
экскурсионных
поездок
на
энергообъекты
.
Предло
-
женный
формат
взаимодействия
обеспечивает
возможность
широкого
охвата
общеобразовательных
учреждений
и
позво
-
ляет
собирать
класс
из
учеников
разных
школ
одного
города
.
Занятия
в
энергоклассе
проводятся
с
использованием
метода
полного
погружения
по
четырем
основным
дисципли
-
нам
—
математика
,
физика
,
информатика
и
основы
электро
-
энергетики
и
электротехники
.
На
каждый
предмет
выделяется
два
месяца
еженедельной
работы
,
включающей
в
себя
тео
-
ретическую
,
практическую
части
и
модули
с
тестированием
на
входе
и
выходе
,
что
позволяет
оценить
эффективность
пройденного
курса
и
скорректировать
траекторию
обучения
в
соответствии
с
уровнем
знаний
ученика
.
Участники
Всероссийской
олимпиады
школьников
группы
компаний
«
Россети
» (2023
год
,
г
.
Красноярск
)

24
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(30),
сентябрь
2023
Кроме
того
,
для
ребят
проводятся
профориентацион
-
ные
занятия
,
на
которых
происходит
знакомство
с
отрас
-
лью
.
За
первые
полгода
обучения
в
профильном
классе
ученики
успели
принять
участие
в
энерговикторине
,
побы
-
вать
на
учебном
полигоне
АФ
КрасГАУ
и
поработать
в
элек
-
тролаборатории
,
а
также
познакомиться
с
особенностями
работы
диспетчерской
службы
ПО
ЗЭС
.
Помимо
указан
-
ного
школьники
изучают
познавательные
корпоративные
видео
ролики
,
демонстрирующие
важность
и
сложность
работы
электромонтеров
.
Реализуемый
формат
позволяет
ученикам
сформиро
-
вать
первое
представление
о
деятельности
филиала
,
его
Участники
Энергоотряда
сезона
2022
года
Энерговикторина
в
профильном
классе
Экскурсия
в
диспетчерскую
службу
ПО
ЗЭС
Экскурсия
на
учебный
полигон
АФ
КрасГАУ
Новые
компетенции
сотрудников

25
корпоративной
культуре
,
нормах
этики
,
узнать
о
возмож
-
ном
пути
карьерного
развития
и
ключевых
компетенциях
,
необходимых
для
трудовой
деятельности
.
Внедрение
рассматриваемой
модели
профориентиро
-
ванного
обучения
сопровождалось
постановкой
следую
-
щих
целей
:
–
повышение
интереса
обучающихся
к
инженерным
профессиям
;
–
профориентация
обучающихся
в
электроэнергетиче
-
скую
отрасль
и
их
мотивирование
к
получению
высше
-
го
образования
по
специальностям
и
направлениям
подготовки
,
востребованным
в
филиале
;
–
выявление
и
поддержка
наиболее
одаренных
обуча
-
ющихся
старших
классов
и
их
дальнейшее
сопрово
-
ждение
на
пути
профессионального
развития
в
энер
-
гетике
;
–
формирование
внешнего
кадрового
резерва
;
–
выстраивание
эффективной
системы
рекрутинга
;
–
качественное
заполнение
квотируемых
бюджетных
мест
на
целевое
обучение
в
университетах
;
–
обеспечение
постоянного
притока
в
филиал
высоко
-
образованной
,
талантливой
,
профессионально
под
-
готовленной
молодежи
.
Преимуществом
участия
обучающихся
в
работе
клас
-
са
являются
:
–
углубленное
изучение
точных
наук
с
использованием
интерактивных
методов
обучения
при
профессио
-
нальной
поддержке
школьных
педагогов
,
преподава
-
телей
университета
,
сотрудников
филиала
;
–
гибкая
система
бесплатных
дополнительных
занятий
для
подготовки
к
единому
государственному
экзамену
;
–
доступ
к
проектной
и
исследовательской
деятельно
-
сти
,
деловым
играм
,
семинарам
и
тренингам
;
–
поступление
в
университет
по
целевому
договору
от
филиала
на
электроэнергетическое
направление
;
–
возможность
научиться
работать
в
команде
,
развить
творческие
и
лидерские
способности
,
стать
частью
энергетического
сообщества
и
получить
работу
в
ста
-
бильно
развивающейся
компании
.
В
контексте
рассматриваемой
темы
представляется
так
-
же
важным
рассмотреть
вопрос
о
сложностях
внедрения
и
не
-
совершенстве
рассматриваемой
системы
.
Основная
сложность
внедрения
образовательной
модели
«
школа
—
вуз
—
предприятие
»
заключается
в
необходимо
-
сти
постоянного
научно
-
методического
сопровождения
всех
процессов
,
что
требует
подбора
квалифицированных
кадров
и
оплату
труда
таких
специалистов
.
Не
менее
трудоемким
оказалось
скоординировать
действия
всех
субъектов
обра
-
зовательной
деятельности
.
Участие
в
реализуемом
проекте
происходит
без
отрыва
школьников
от
освоения
основной
образовательной
программы
в
учебном
заведении
,
а
значит
выступает
дополнительной
нагрузкой
,
что
увеличивает
риск
пропусков
занятий
в
профильном
классе
.
Полученный
опыт
внедрения
проекта
продемонстрировал
не
только
преимущества
,
но
и
несовершенства
предлагаемой
системы
развития
кадрового
потенциала
.
Во
-
первых
,
модель
взаимодействия
направлена
на
долго
-
срочную
перспективу
.
Путь
профессионального
становления
личности
продолжителен
во
временном
периоде
и
исчис
-
ляется
в
годах
.
Следовательно
,
для
оценки
эффективности
проводимой
работы
важно
разделить
процесс
на
периоды
и
к
каждому
из
них
определить
позитивные
и
негативные
ин
-
дикаторы
,
которые
будут
сигнализировать
о
необходимости
корректировки
предложенного
курса
.
Во
-
вторых
,
затратность
модели
.
Реализация
проекта
в
единичном
показателе
может
не
дать
видимых
результатов
,
а
для
масштабирования
проекта
требуются
значительные
финансовые
вложения
.
В
-
третьих
,
отсутствие
правового
механизма
закрепления
участников
проекта
за
филиалом
с
возложением
взаимных
обязательств
на
каждую
сторону
правоотношений
.
Участие
в
проектной
деятельности
осуществляется
на
добровольной
основе
,
ни
к
чему
не
обязывает
и
не
ограничивает
обучаю
-
щихся
,
равно
как
и
не
гарантирует
поступление
выпускников
на
нужный
для
филиала
профиль
обучения
.
Вследствие
чего
невозможно
спрогнозировать
итоги
выпуска
профильного
класса
и
просчитать
,
насколько
вложение
ресурсов
в
проект
было
целесообразным
.
Приоритетом для всех лидеров энергетической отрасли является обеспечение потребителей надежным и бесперебойным энергоснабжением. Для реализации указанной задачи необходима консолидация усилий в направлении организации практико-ориентированной подготовки кадров для электросетевого комплекса. В статье рассматривается опыт филиала ПАО «Россети Сибирь» — «Красноярскэнерго» в формировании стратегии развития кадрового потенциала по модели «школа — вуз — предприятие», реализация которой позволяет в долгосрочной перспективе выстроить эффективную систему рекрутинга и обеспечить постоянный приток высококвалифицированной и замотивированной молодежи в компанию.