Формирование стратегии развития кадрового потенциала по модели «школа — вуз — предприятие»

background image

background image

22

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3(30), 

сентябрь

 2023

Приоритетом

 

для

 

всех

 

лидеров

 

энергетической

 

отрасли

 

яв

-

ляется

 

обеспечение

 

потребителей

 

надежным

 

и

 

бесперебой

-

ным

 

энергоснабжением

Для

 

реализации

 

указанной

 

задачи

 

необходима

 

консолидация

 

усилий

 

в

 

направлении

 

органи

-

зации

 

практико

-

ориентированной

 

подготовки

 

кадров

 

для

 

электросетевого

 

комплекса

В

 

статье

 

рассматривается

 

опыт

 

филиала

 

ПАО

  «

Россети

 

Сибирь

» — «

Красно

 

ярскэнерго

» 

в

 

формировании

 

стратегии

 

развития

 

кадрового

 

потенциа

-

ла

 

по

 

модели

  «

школа

 — 

вуз

 — 

предприятие

», 

реализация

 

которой

 

позволяет

 

в

 

долгосрочной

 

перспективе

 

выстроить

 

эффективную

 

систему

 

рекрутинга

 

и

 

обеспечить

 

постоян

-

ный

 

приток

 

высококвалифицированной

 

и

 

замотивирован

-

ной

 

молодежи

 

в

 

компанию

.

Юлия

 

КУЗНЕЦОВА

начальник

 

управления

 

персоналом

 

филиала

 

ПАО

 

«

Россети

 

Сибирь

» — 

«

Красноярскэнерго

»

Формирование

 

стратегии

 

развития

 

кадрового

 

потенциала

 

по

 

модели

 

«

школа

 — 

вуз

 — 

предприятие

»

Новые

 

компетенции

 

сотрудников

П

роблема

 

развития

 

кадрового

 

потенциала

 

для

 

энер

-

гетической

 

отрасли

 

приобретает

 

все

 

более

 

острый

 

характер

а

 

вопросы

 

осознанности

 

профессиональ

-

ного

 

выбора

 

современной

 

молодежи

 

все

 

чаще

 

ста

-

новятся

 

предметом

 

обсуждения

Ввиду

 

закрытости

 

электро

-

энергетической

 

отрасли

 

для

 

самостоятельного

 

изучения

обусловленной

 

мерами

 

безопасности

подросткам

 

трудно

 

сформировать

 

образ

 

инженера

-

энергетика

понять

 

специфику

 

их

 

работы

оценить

 

важность

 

и

 

значимость

 

деятельности

что

 

в

 

значительной

 

степени

 

влияет

 

на

 

дальнейший

 

выбор

 

буду

-

щей

 

профессии

Указанные

 

проблемы

 

обостряют

 

реалии

 

современной

 

действительности

которые

 

демонстрируют

 

подрастающему

 

поколению

 

альтернативные

 

способы

 

заработка

 

и

 

популяризи

-

руют

 

интернет

-

профессии

Популярность

 

интернет

-

профес

-

сий

 

выражается

 

также

 

в

 

том

что

 

они

 

не

 

требуют

 

длительно

-

го

 

погружения

 

в

 

образовательный

 

процесс

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

гарантируют

 

гибкий

 

график

 

работы

 

с

 

удаленным

 

доступом

 

к

 

рабочему

 

месту

В

 

подобных

 

условиях

 

сегодняшний

 

кадро

-

вый

 

дефицит

 

специалистов

 

в

 

стратегически

 

важных

 

отраслях

 

в

 

перспективе

 

может

 

перерасти

 

в

 

настоящий

 

кризис

В

 

этой

 

связи

 

возрастает

 

роль

 

методичной

 

профориентационной

 

работы

 

с

 

подрастающим

 

поколением

 

в

 

целях

 

ориентации

 

их

 

в

 

электроэнергетическую

 

отрасль

 

посредством

 

выстраивания

 

долгосрочного

последовательного

 

и

 

практико

-

ориентирован

-

ного

 

образовательного

 

маршрута

.   

Группа

 

компаний

  «

Россети

» 

уже

 

реализует

 

ряд

 

успеш

-

ных

 

социально

-

ориентированных

 

проектов

направленных

 

на

 

повышение

 

престижа

 

рабочих

 

профессий

востребован

-

ных

 

в

 

электроэнергетической

 

отрасли

 (

поддержка

 

конкурсов

 

профессионального

 

мастерства

участие

 

в

 

кейс

-

чемпионатах

 

и

 

др

.), 

выявление

 

одаренных

способных

 

к

 

техническому

 

творчеству

 

и

 

инновационному

 

мышлению

 

старшеклассников

 

(

Всероссийская

 

олимпиада

 

школьников

 

группы

 

компаний

 

Надежда

 

МЕШКОВА

ведущий

 

специалист

 

управления

 

персоналом

 

филиала

 

ПАО

 

«

Россети

 

Сибирь

» — 

«

Красноярскэнерго

»


background image

23

Сотрудники

 

филиала

 

приняли

 

участие

 

в

 

оценке

 

работ

 

открытого

 case-

чемпионата

 «

Профессионалы

 

будущего

»

«

Россети

») 

и

 

участие

 

в

 

практической

 

подготовке

 

молодых

 

специалистов

 

с

 

их

 

последовательной

 

интеграцией

 

на

 

произ

-

водство

 (

Энергоотряды

).

Важность

 

реализуемых

 

проектов

 

трудно

 

переоценить

однако

 

для

 

наращивания

 

кадрового

 

потенциала

 

необходимо

 

основательно

 

проработать

 

вопрос

 

качественной

 

довузовской

 

подготовки

 

с

 

профессиональной

 

ориентацией

 

школьников

 

в

 

электроэнергетическую

 

отрасль

С

 2022 

года

 

филиалом

 

ПАО

 «

Россети

 

Сибирь

» — «

Крас

-

ноярскэнерго

» (

далее

 — 

филиал

организована

 

работа

 

по

 

внедрению

 

системы

 

непрерывного

 

профильного

 

образования

 

по

 

модели

 «

школа

 — 

вуз

 — 

предприятие

», 

направленная

 

на

 

своевременное

 

обеспечение

 

электроэнергетической

 

отрасли

 

квалифицированными

 

кадрами

Так

на

 

территории

 

производ

-

ственного

 

отделения

 

Западные

 

электрические

 

сети

 (

далее

 — 

ПО

 

ЗЭС

в

 

городе

 

Ачинск

 

на

 

базе

 

ФГБОУ

 

ВО

 «

Красноярский

 

государственный

 

аграрный

 

университет

» (

далее

 — 

АФ

 

Крас

-

ГАУ

сформирован

 

и

 

функционирует

 

первый

 

энергокласс

 

(

далее

 — 

класс

профильный

 

класс

энергокласс

в

 

Сибир

-

ском

 

федеральном

 

округе

участие

 

в

 

котором

 

включает

 

углуб

-

ленное

 

изучение

 

точных

 

наук

 

и

 

проведение

 

комплексной

 

профориентационной

 

предвузовской

 

подготовки

 

для

 

школь

-

ников

Желаемый

 

результат

 

работы

 

класса

 — 

осознанное

 

поступление

 

выпускников

 

в

 

высшие

 

учебные

 

заведения

 

на

 

электроэнергетические

 

направления

 

по

 

целевым

 

договорам

 

от

 

филиала

.

Профильный

 

класс

 

формируется

 

из

 

обучающихся

 — 

вы

-

пускников

 9-

х

 

классов

которые

 

сдали

 

основной

 

государствен

-

ный

 

экзамен

 

и

 

прошли

 

отборочные

 

испытания

 

филиала

Про

-

грамма

 

совместной

 

работы

 

рассчитана

 

на

 

два

 

академических

 

года

 

и

 

является

 

бесплатной

 

для

 

участников

Методологическая

 

основа

 

реализуемой

 

программы

 

разра

-

батывается

 

с

 

учетом

 

возрастных

 

особенностей

 

целевой

 

ауди

-

тории

 

и

 

предполагает

 

гибкий

 

график

 

занятий

 

с

 

проведением

 

очных

 

встреч

занятий

 

в

 

режиме

 online, 

интерактивных

 

меро

-

приятий

 

и

 

экскурсионных

 

поездок

 

на

 

энергообъекты

Предло

-

женный

 

формат

 

взаимодействия

 

обеспечивает

 

возможность

 

широкого

 

охвата

 

общеобразовательных

 

учреждений

 

и

 

позво

-

ляет

 

собирать

 

класс

 

из

 

учеников

 

разных

 

школ

 

одного

 

города

.

Занятия

 

в

 

энергоклассе

 

проводятся

 

с

 

использованием

 

метода

 

полного

 

погружения

 

по

 

четырем

 

основным

 

дисципли

-

нам

 — 

математика

физика

информатика

 

и

 

основы

 

электро

-

энергетики

 

и

 

электротехники

На

 

каждый

 

предмет

 

выделяется

 

два

 

месяца

 

еженедельной

 

работы

включающей

 

в

 

себя

 

тео

-

ретическую

практическую

 

части

 

и

 

модули

 

с

 

тестированием

 

на

 

входе

 

и

 

выходе

что

 

позволяет

 

оценить

 

эффективность

 

пройденного

 

курса

 

и

 

скорректировать

 

траекторию

 

обучения

 

в

 

соответствии

 

с

 

уровнем

 

знаний

 

ученика

Участники

 

Всероссийской

 

олимпиады

 

школьников

 

группы

 

компаний

 «

Россети

» (2023 

год

г

Красноярск

)


background image

24

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 3(30), 

сентябрь

 2023

Кроме

 

того

для

 

ребят

 

проводятся

 

профориентацион

-

ные

 

занятия

на

 

которых

 

происходит

 

знакомство

 

с

 

отрас

-

лью

За

 

первые

 

полгода

 

обучения

 

в

 

профильном

 

классе

 

ученики

 

успели

 

принять

 

участие

 

в

 

энерговикторине

побы

-

вать

 

на

 

учебном

 

полигоне

 

АФ

 

КрасГАУ

 

и

 

поработать

 

в

 

элек

-

тролаборатории

а

 

также

 

познакомиться

 

с

 

особенностями

 

работы

 

диспетчерской

 

службы

 

ПО

 

ЗЭС

Помимо

 

указан

-

ного

 

школьники

 

изучают

 

познавательные

 

корпоративные

 

видео

 

ролики

демонстрирующие

 

важность

 

и

 

сложность

 

работы

 

электромонтеров

Реализуемый

 

формат

 

позволяет

 

ученикам

 

сформиро

-

вать

 

первое

 

представление

 

о

 

деятельности

 

филиала

его

 

Участники

 

Энергоотряда

 

сезона

 2022 

года

Энерговикторина

 

в

 

профильном

 

классе

Экскурсия

 

в

 

диспетчерскую

 

службу

 

ПО

 

ЗЭС

Экскурсия

 

на

 

учебный

 

полигон

 

АФ

 

КрасГАУ

Новые

 

компетенции

 

сотрудников


background image

25

корпоративной

 

культуре

нормах

 

этики

узнать

 

о

 

возмож

-

ном

 

пути

 

карьерного

 

развития

 

и

 

ключевых

 

компетенциях

необходимых

 

для

 

трудовой

 

деятельности

.

Внедрение

 

рассматриваемой

 

модели

 

профориентиро

-

ванного

 

обучения

 

сопровождалось

 

постановкой

 

следую

-

щих

 

целей

:

 

повышение

 

интереса

 

обучающихся

 

к

 

инженерным

 

профессиям

;

 

профориентация

 

обучающихся

 

в

 

электроэнергетиче

-

скую

 

отрасль

 

и

 

их

 

мотивирование

 

к

 

получению

 

высше

-

го

 

образования

 

по

 

специальностям

 

и

 

направлениям

 

подготовки

востребованным

 

в

 

филиале

;

 

выявление

 

и

 

поддержка

 

наиболее

 

одаренных

 

обуча

-

ющихся

 

старших

 

классов

 

и

 

их

 

дальнейшее

 

сопрово

-

ждение

 

на

 

пути

 

профессионального

 

развития

 

в

 

энер

-

гетике

;

 

формирование

 

внешнего

 

кадрового

 

резерва

;

 

выстраивание

 

эффективной

 

системы

 

рекрутинга

;

 

качественное

 

заполнение

 

квотируемых

 

бюджетных

 

мест

 

на

 

целевое

 

обучение

 

в

 

университетах

;

 

обеспечение

 

постоянного

 

притока

 

в

 

филиал

 

высоко

-

образованной

талантливой

профессионально

 

под

-

готовленной

 

молодежи

.

Преимуществом

 

участия

 

обучающихся

 

в

 

работе

 

клас

-

са

 

являются

 

углубленное

 

изучение

 

точных

 

наук

 

с

 

использованием

 

интерактивных

 

методов

 

обучения

 

при

 

профессио

-

нальной

 

поддержке

 

школьных

 

педагогов

преподава

-

телей

 

университета

сотрудников

 

филиала

;

 

гибкая

 

система

 

бесплатных

 

дополнительных

 

занятий

 

для

 

подготовки

 

к

 

единому

 

государственному

 

экзамену

;  

 

доступ

 

к

 

проектной

 

и

 

исследовательской

 

деятельно

-

сти

деловым

 

играм

семинарам

 

и

 

тренингам

;

 

поступление

 

в

 

университет

 

по

 

целевому

 

договору

 

от

 

филиала

 

на

 

электроэнергетическое

 

направление

;

 

возможность

 

научиться

 

работать

 

в

 

команде

развить

 

творческие

 

и

 

лидерские

 

способности

стать

 

частью

 

энергетического

 

сообщества

 

и

 

получить

 

работу

 

в

 

ста

-

бильно

 

развивающейся

 

компании

В

 

контексте

 

рассматриваемой

 

темы

 

представляется

 

так

-

же

 

важным

 

рассмотреть

 

вопрос

 

о

 

сложностях

 

внедрения

 

и

 

не

-

совершенстве

 

рассматриваемой

 

системы

Основная

 

сложность

 

внедрения

 

образовательной

 

модели

 

«

школа

 — 

вуз

 — 

предприятие

» 

заключается

 

в

 

необходимо

-

сти

 

постоянного

 

научно

-

методического

 

сопровождения

 

всех

 

процессов

что

 

требует

 

подбора

 

квалифицированных

 

кадров

 

и

 

оплату

 

труда

 

таких

 

специалистов

Не

 

менее

 

трудоемким

 

оказалось

 

скоординировать

 

действия

 

всех

 

субъектов

 

обра

-

зовательной

 

деятельности

Участие

 

в

 

реализуемом

 

проекте

 

происходит

 

без

 

отрыва

 

школьников

 

от

 

освоения

 

основной

 

образовательной

 

программы

 

в

 

учебном

 

заведении

а

 

значит

 

выступает

 

дополнительной

 

нагрузкой

что

 

увеличивает

 

риск

 

пропусков

 

занятий

 

в

 

профильном

 

классе

Полученный

 

опыт

 

внедрения

 

проекта

 

продемонстрировал

 

не

 

только

 

преимущества

но

 

и

 

несовершенства

 

предлагаемой

 

системы

 

развития

 

кадрового

 

потенциала

Во

-

первых

модель

 

взаимодействия

 

направлена

 

на

 

долго

-

срочную

 

перспективу

Путь

 

профессионального

 

становления

 

личности

 

продолжителен

 

во

 

временном

 

периоде

 

и

 

исчис

-

ляется

 

в

 

годах

Следовательно

для

 

оценки

 

эффективности

 

проводимой

 

работы

 

важно

 

разделить

 

процесс

 

на

 

периоды

 

и

 

к

 

каждому

 

из

 

них

 

определить

 

позитивные

 

и

 

негативные

 

ин

-

дикаторы

которые

 

будут

 

сигнализировать

 

о

 

необходимости

 

корректировки

 

предложенного

 

курса

.

Во

-

вторых

затратность

 

модели

Реализация

 

проекта

 

в

 

единичном

 

показателе

 

может

 

не

 

дать

 

видимых

 

результатов

а

 

для

 

масштабирования

 

проекта

 

требуются

 

значительные

 

финансовые

 

вложения

В

-

третьих

отсутствие

 

правового

 

механизма

 

закрепления

 

участников

 

проекта

 

за

 

филиалом

 

с

 

возложением

 

взаимных

 

обязательств

 

на

 

каждую

 

сторону

 

правоотношений

Участие

 

в

 

проектной

 

деятельности

 

осуществляется

 

на

 

добровольной

 

основе

ни

 

к

 

чему

 

не

 

обязывает

 

и

 

не

 

ограничивает

 

обучаю

-

щихся

равно

 

как

 

и

 

не

 

гарантирует

 

поступление

 

выпускников

 

на

 

нужный

 

для

 

филиала

 

профиль

 

обучения

Вследствие

 

чего

 

невозможно

 

спрогнозировать

 

итоги

 

выпуска

 

профильного

 

класса

 

и

 

просчитать

насколько

 

вложение

 

ресурсов

 

в

 

проект

 

было

 

целесообразным

.    


Оригинал статьи: Формирование стратегии развития кадрового потенциала по модели «школа — вуз — предприятие»

Читать онлайн

Приоритетом для всех лидеров энергетической отрасли является обеспечение потребителей надежным и бесперебойным энергоснабжением. Для реализации указанной задачи необходима консолидация усилий в направлении организации практико-ориентированной подготовки кадров для электросетевого комплекса. В статье рассматривается опыт филиала ПАО «Россети Сибирь» — «Красноярскэнерго» в формировании стратегии развития кадрового потенциала по модели «школа — вуз — предприятие», реализация которой позволяет в долгосрочной перспективе выстроить эффективную систему рекрутинга и обеспечить постоянный приток высококвалифицированной и замотивированной молодежи в компанию.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Кадровая политика компании «Россети» — инвестиции в будущий успех

Интервью Подготовка кадров
Интервью с заместителем Генерального директора — руководителем Аппарата ПАО «Россети» Владимиром Харитоновым
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 4(79), июль-август 2023

Анализ изменений подходов к обучению работников энергетической отрасли по охране труда

Подготовка кадров Охрана труда / Производственный травматизм
Кондратьева О.Е. Васильева Н.В. Мирошниченко Д.А. Кузнецов Н.С.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»