КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
77
Актуально
Обеспечение необходимого уровня пожарной
безопасности и минимизация потерь вследствие
пожаров является одним из важнейших факторов
устойчивого социально-экономического развития
Российской Федерации.
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный
закон № 123 «
Технический регламент
о требова-
ниях пожарной безопасности», который позволил
значительно повысить уровень требований в об-
ласти пожарной безопасности.
Актуальность разработки Технического регла-
мента в области пожарной безопасности хорошо
известна.Прежде всего, она была обусловлена не-
обходимостью создания эффективных механизмов
государственного регулирования в данной области
на основе мер организационного, экономического
и иного характера, адекватных угрозе пожаров и
обеспечивающих задачи развития общества и госу-
дарства. А если говорить проще, навести порядок
в обилии документов, которые регламентируют
требования пожарной безопасности.
Значение наличия качественных, оптимальных, я
еще применил бы такой термин — разумных тре-
бований пожарной безопасности для эффективной
защиты людей и имущества от огня, трудно перео-
ценить. Избыточные, устаревшие нормы являются
сдерживающим фактором на пути широкого вне-
дрения современных технологий и, как следствие,
препятствуют инновационному развитию страны.
Дублирование и противоречия в этих докумен-
тах создают предпосылки для злоупотреблений
со стороны недобросовестных сотрудников кон-
трольных органов.
Именно эти обстоятельства явились главным
движителем процесса подготовки Технического
регламента в области пожарной безопасности.
По нашему твердому убеждению, практическая
реализация положений закона позволит обеспе-
чить соответствующий современному состоянию
развития общества и экономики уровень защиты
от пожаров, создаст необходимые условия для
реализации конституционного права собственни-
ка по выбору вариантов противопожарной защиты
объекта.
Кроме того, одним из ключевых аспектов нового
документа, на которых я хочу остановиться отдель-
но, является устранение избыточных технических
барьеров в области пожарной безопасности, тем
более, когда остро стоят задачи по всемерной под-
держке развития малого и среднего предпринима-
тельства.
В соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации Министерством во взаи-
модействии с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти выполнена сле-
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
основные положения и принципы обеспечения
пожарной безопасности
Тезисы доклада (21 мая 2009 г., г. Санкт-Петербург)
А.Н. Гилетич,
заместитель директора
Департамента надзорной деятельности МЧС России
КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
78
Актуально
дующая работа, направленная на реализацию тре-
бований Технического регламента.
В настоящее время нами подготовлен и Прави-
тельством представлен в Государственную Думу
проект федерального закона «О внесении изме-
нений в отдельные законодательные акты Россий-
ской Федерации в связи с введением в действие
Федерального закона «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности».
Здесь затрагиваются три федеральных закона.
«О пожарной безопасности»
Статьей 6 Технического регламента определены
условия обеспечения пожарной безопасности, и
соответственно в законе «О пожарной безопасно-
сти» необходимо заново определить предмет над-
зора. Это юридическая казуистика, но тем не менее
она очень важна для реализации принципа неот-
вратимости наказания за правонарушения в сфере
пожарной безопасности.
Соответствующие изменения вносятся в
Уго-
ловный
и
Административный Кодексы
, которые
определят степень ответственности за нарушение
требований пожарной безопасности.
Принятие планируется в ближайшее время, зав-
тра — рассматрение в первом чтении на заседании
Государственной Думы.
В развитие 123-го Федерального закона разра-
ботано и утверждено Правительством Российской
Федерации шесть нормативных правовых актов.
(См. табл. 1).
Постановление Правительства от 24 февраля
2009 года № 163 «Об аккредитации органов по
сертификации и испытательных лабораторий (цен-
тров), выполняющих работы по подтверждению со-
ответствия» устанавливает правила аккредитации
органов и лабораторий в целях подтверждения их
компетентности.
Постановлением Правительства от 30 апреля
2009 года № 373 «Об органе аккредитации органов
по сертификации и испытательных лабораторий
(центров), выполняющих работы по подтвержде-
нию соответствия продукции требованиям техни-
ческого регламента» за МЧС России закреплена
функция органа по аккредитации в области пожар-
ной безопасности.
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации от 17 марта 2009 года № 241 утверж-
ден Список продукции, подлежащей обязатель-
ному подтверждению соответствия требованиям
Технического регламента, для которой требуется
подтверждение проведения обязательной сер-
тификации или декларации о соответствии при
выпуске на таможенную территорию Российской
Федерации.
При поступлении такой продукции на таможен-
ную территорию Российской Федерации требуется
сертификат или декларация о соответствия.
Это важное правительственное решение направ-
лено на предотвращение появления на отечествен-
ном рынке пожароопасной продукции и призвано
усилить защиту интересов отечественных товаро-
производителей.
В то же время нововведенный нормативный
правовой акт показал затруднения при его реали-
зации, связанные с определением необходимости
наличия сертификата или декларации о соответ-
Табл. 1. Перечень документов, разработанных
в развитие Федерального Закона от 22 июня 2008 г.
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности»
1.
Постановление Правительства РФ от 22.10. 2008 г. № 771
«О внесении изменений в Положение о государственном
пожарном надзоре»
2.
Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г.
№ 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испы-
тательных лабораторий (центров), выполняющих работы
по подтверждению соответствия»
3.
Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 г. № 241
«Об утверждении списка продукции, подлежащей обяза-
тельному подтверждению соответствия требованиям Фе-
дерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности», для ко-
торой требуется подтверждение проведения обязательной
сертификации или декларации о соответствии при выпуске
на таможенную территорию Российской Федерации»
4.
Постановление Правительства Российской Федерации от
31.03.2009г. № 272 «О порядке проведения расчетов по
оценке пожарного риска»
5.
Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 304-р
«Перечень национальных стандартов, содержащих прави-
ла и методы исследований (испытаний) и измерений, в том
числе правила отбора образцов, необходимых для приме-
нения и исполнения Технического регламента о требовани-
ях пожарной безопасности»
6.
Постановление Правительства Российской Федерации от
8.04.2009 г. № 304 «Об утверждении порядка оценки соот-
ветствия объектов защиты (продукции) установленным
требованиям пожарной безопасности путем независимой
оценки пожарного риска»
7.
Постановление Правительства Российской Федерации
от30.04.2009 г. № 373 «Об органе аккредитации органов по
сертификации и испытательных лабораторий (центров), вы-
полняющих работы по подтверждению соответствия про-
дукции требованиям технического регламента»
КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
79
Актуально
ствии на продукцию, поступающую на таможенную
территорию Российской Федерации.
По нашему мнению, причиной этого является не-
полная интерпретация при применении данного
постановления. А именно при определении необ-
ходимости наличия на продукцию сертификата или
декларации о соответствии применяется только
один идентификационный признак постановления
(код ТН ВЭД), а наименование и область примене-
ния продукции в соответствии с технической со-
проводительной документацией производителя
не учитываются или рассматриваются не в полной
мере.
По этой причине в отдельных субъектах появля-
ется задержка таможенного оформления продук-
ции.
В это связи МЧС России предпринимает усилен-
ные меры по разрешению создавшейся ситуации.
Проведена работа по разъяснению террито-
риальным таможенным органам положений Фе-
дерального закона «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности» и постанов-
ления Правительства Российской Федерации от 17
марта 2009 г. № 241.
На следующей неделе эти методические реко-
мендации будут вывешены на сайте МЧС России.
Распоряжением Правительства Российской Фе-
дерации от 10 марта 2009 года № 304-р утвержден
Перечень национальных стандартов, содержащих
правила и методы исследований (испытаний) и из-
мерений, который состоит из 169 стандартов.
Постановление Правительства Российской Феде-
рации от 31 марта 2009 года № 272 определяет по-
рядок расчета величин пожарного риска, а также
порядок оформления их расчетов.
Согласно названному документу определение
расчетных величин пожарного риска проводится
по методикам, утверждаемым МЧС России. Мето-
дики будут опубликованы в печатном издании МЧС
и размещены в информационной системе общего
пользования в электронно-цифровой форме на пе-
риод их действия.
В настоящее время на утверждении находятся
проекты следующих
двух
методик:
•
«Методика определения расчетных величин
пожарного риска в зданиях, сооружениях и строе-
ниях различных классов функциональной пожарной
опасности (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4);
•
«Методика определения расчетных величин
пожарного риска на производственных объектах».
Указанные методики основываются на следую-
щих основных документах по вопросам оценки по-
жарного риска:
•
ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность.
Общие требования»;
•
ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность
технологических процессов. Общие требования.
Методы контроля»;
233,2
229,8
220,5
212,6
68,3
61,7
201,7
18867
18412
17238
16066
15279
6111
5526
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
4 мес. 2008 г.
4 мес. 2009 г.
Пожары, тыс.
Погибло, чел.
- 1,4%
- 4,1%
- 3,6%
- 5,1%
- 2,4%
- 6,4%
- 6,8%
- 4,9%
- 9,6%
- 9,7%
Динамика пожаров и гибели людей при них
в Российской Федерации по годам
КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
80
Актуально
•
Руководство по оценке пожарного риска для
промышленных предприятий (согласовано УГПН
МЧС России, письмо от 03.02.2006 г. №19/2/318).
Постановление Правительства Российской Феде-
рации от 8 апреля 2009 года № 304 устанавливает
правила и процедуру проведения оценки соответ-
ствия объектов защиты (продукции) установлен-
ным требованиям пожарной безопасности путем
независимой оценки пожарного риска, правовые
отношения между организациями, проводящими
независимую оценку пожарного риска.
Введением системы независимой оценки пожар-
ного риска решаются следующие задачи:
•
снижение административной нагрузки на
субъекты предпринимательской деятельности в
результате вывода их из сферы обслуживания го-
сударственных надзорных органов;
•
освобождение органов пожарного надзора
от проведения контроля на малозначительных
объектах, сосредоточение его усилий на объектах
с массовым пребыванием людей, потенциально
опасных и социально-значимых объектах;
•
учет результатов оценки пожарного риска при
назначении сумм страховых сборов и их диффе-
ренциация в зависимости от уровня защищенно-
сти объекта.
•
обеспечение прозрачности процедур осу-
ществления государственного надзора, преду-
преждение проявлений коррупции в этой сфере
деятельности.
Результатом независимой оценки пожарного
риска будет являться заключение о соответствии
(несоответствии) объекта защиты установленным
требованиям в области обеспечения пожарной
безопасности, либо обосновывающее допустимый
уровень риска для жизни и здоровья людей, иму-
щества при эксплуатации объекта защиты, вслед-
ствие возможного воздействия на них опасных
факторов пожаров.
В соответствии с названным постановлением
независимая оценка пожарного риска проводит-
ся на основании договора, заключаемого между
собственником или иным законным владельцем
объекта защиты и экспертной организацией, осу-
ществляющей деятельность в области оценки по-
жарного риска. Порядок получения экспертной
организацией добровольной аккредитации уста-
навливается МЧС России.
Результаты проведения независимой оценки по-
жарного риска оформляются в виде заключения о
независимой оценке пожарного риска, направляе-
мого (вручаемого) собственнику.
Заключение подписывается должностными ли-
цами экспертной организации, проводившими
независимую оценку пожарного риска, утверж-
дается руководителем экспертной организации,
и копия заключения направляется в структурное
подразделение территориального органа ГПН МЧС
России.
В настоящее время нами ведется работа по под-
готовке документов, определяющих порядок:
•
аккредитации в области проведения работ по
независимой оценке пожарных рисков;
•
сдачи квалификационных экзаменов экспер-
тами по независимой оценке пожарных рисков;
•
учета организаций и экспертов по независи-
мой оценке пожарных рисков.
Также министерством утвержден и зарегистри-
рован в Минюсте России приказ МЧС России от 24
февраля 2009 года № 91 «Об утверждении формы и
порядка регистрации декларации пожарной безо-
пасности».
Подавая декларацию в уведомительном поряд-
ке, я подчеркиваю, в уведомительном порядке,
собственник объекта принимает на себя ответ-
ственность за выполнение мероприятий по обе-
спечению пожарной безопасности, при этом ему
предоставляется право самому выбирать способ
обеспечения пожарной безопасности объекта за-
щиты, который затем декларировать.
Здесь я хочу заострить внимание на том, что в
соответствии с п. 5 статьи 6 регламента, на строя-
щееся здание декларация подается до ввода его
ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Для зданий (сооружений),
кроме индивидуальных
жилых домов высотой не
более трех этажей
требования Технического
регламента о требованиях
пожарной безопасности и
нормативных документов
выполняются в полном
объеме
требования Технического
регламента о требованиях
пожарной безопасности и
нормативных документов
выполняются не в полном
объеме
• перечень требований
Технического регламента
о требованиях пожарной
безопасности и норматив-
ных документов для
конкретного объекта
защиты
• оценку пожарного риска;
• оценку возможного
ущерба имуществу третьих
лиц от пожара
Для промышленных
объектов
Декларация пожарной безопасности предусматривает:
КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
81
Актуально
в эксплуатацию, то есть после завершения строи-
тельства, но не на стадии проектирования.
Разработаны и зарегистрированы в Ростехрегу-
лировании 12 сводов правил и 91 национальный
стандарт. Обращаю внимание, что эти документы
добровольного применения.
Учитывая, что прогресс не стоит на месте и воз-
никает необходимость своевременной корректи-
ровки требований пожарной безопасности. Нами
планируется проведение мониторинга примене-
ния документов, разработанных в целях реализа-
ции Технического регламента, и после обобщения
данных, по мере необходимости, вносить в них со-
ответствующие изменения и дополнения. Сейчас
мы говорим о периодичности проведения такой
работы — не реже одного раза в год.
В настоящее время планируется разработка 6
проектов сводов правил для объектов защиты по
функциональному назначению, которые будут ре-
гламентировать требования пожарной безопас-
ности к зданиям образовательных учреждений,
стационарных учреждений социального обслу-
живания, промышленным и сельскохозяйствен-
ным предприятиям, автомобильным заправочным
станциям и сливоналивным эстакадам. Пред-
полагается разработка сводов правил по наи-
более актуальным вопросам противопожарной
защиты.
Работа над документами, устанавливающими
противопожарные требования, продолжается в
рамках деятельности Комиссии по ликвидации
излишних административных ограничений, затра-
гивающих интересы малого и среднего предпри-
нимательства, в ходе работы которой проводится
мониторинг обращений и запросов, возникающих
при дальнейшей реализации Технического регла-
мента.
В системе Министерства созданы и функциони-
руют рабочая группа по оказанию консультативной
помощи по реализации положений технического
регламента и «горячая линия» для представления
информации по вопросам технического регулиро-
вания в области пожарной безопасности.
Поступающие вопросы обобщаются и анализи-
руются для подготовки разъяснений. Мы планиру-
ем на основе поступающих запросов организовать
работу по внесению изменений в Технический ре-
гламент.
В первую очередь они касаются расширения об-
ласти применения строительных материалов и бо-
лее четкого определения круга лиц, подающих в
уведомительном порядке декларацию пожарной
безопасности. Одновременно с этим предлагается
ввести требование об обязательном дублировании
сигнала о срабатывании пожарной сигнализации
на объектах социальной защиты с круглосуточным
пребыванием людей на пульт подразделения по-
жарной охраны.
Дальнейшая работа по мониторингу примене-
ния Технического регламента будет продолжаться
по следующим направлениям:
•
проведение разъяснительной работы среди
общественности;
Перечень нормативных документов, разработанных
в развитие Федерального Закона от 22 июня 2008 г.
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях по-
жарной безопасности»
1.
Свод правил СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной
защиты. Электрооборудование. Требования пожарной
безопасности»
2.
Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной
защиты. Эвакуационные пути и выходы»
3.
Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной
защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротуше-
ния автоматические. Нормы и правила проектирования»
4.
Свод правил СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и
кондиционирование. Противопожарные требования»
5.
Свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной
защиты. Система оповещения и управления эвакуацией
людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»
6.
Свод правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной
защиты. Ограничение распространения пожара на объек-
тах защиты. Требования к объемно-планировочным и кон-
структивным решениям»
7.
Свод правил СП 9.13130.2009 «Об утверждении свода пра-
вил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к экс-
плуатации»
8.
Свод правил СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной
защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»
9.
Свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной
защиты. Источники наружного противопожарного водо-
снабжения. Требования пожарной безопасности»
10.
Свод правил СП 11.13130.2009 «Места дислокации подраз-
делений пожарной охраны. Порядок и методика определе-
ния»
11.
Свод правил СП 12.13130.2009 «Определение категорий
помещений, зданий и наружных установок по взрывопо-
жарной и пожарной опасности»
12.
Свод правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожар-
ной защиты. Внутренний противопожарный водопровод.
Требования пожарной безопасности»
КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
82
Актуально
•
мониторинг реализации требований Техниче-
ского регламента при проведении мероприятий
по надзору в области пожарной безопасности;
•
оказание помощи органам государственной
власти субъектов Российской Федерации в части
приведения их нормативных правовых актов в об-
ласти пожарной безопасности, а также схем тер-
риториального планирования в соответствие с
требованиями Технического регламента.
Учитывая, что Техническим регламентом вво-
дится новый норматив, определяющий дис-
локацию пожарных подразделений исходя из
установленного времени их прибытия к месту
вызова, главам администраций субъектов Рос-
сийской Федерации, на территории которых рас-
положены
города-миллионники,
Министром
направлены предложения о необходимости раз-
работки или корректировки документов террито-
риального планирования в части оптимального
размещения пожарных депо. Соответствующие по-
ручения
об
оказании
необходимой
помо-
щи даны территориальным органам пожарного
надзора.
Поступившая от глав администраций Санкт-
Петербурга (16), Москвы (34) и Омска (7) инфор-
мация показывает, что предложения МЧС России
поддержаны и в настоящее время дополнительно
запланировано строительство необходимого ко-
личества пожарных депо.
К сожалению, в остальных субъектах данная ра-
бота ведется недостаточно активно. Тем не менее
нашим Министерством осуществляется сопро-
вождение этой деятельности, и мы надеемся, что
примеру Санкт-Петербурга, Москвы и Омска по-
следуют главы других регионов.
Теперь перейду к первоочередным задачам, ко-
торые стоят перед территориальными органами
МЧС России по реализации Технического регла-
мента на местах.
В первую очередь необходимо продолжить
изучение инспекторским составом положений
Технического регламента с целью эффективного
применения требований закона и разъяснения его
положений среди населения и бизнес-сообществ.
Мы должны обеспечить не только изучение
Технического регламента, но и научиться эффек-
тивно применять его требования в повседневной
практической деятельности. При этом следует
обратить внимание на то, что Технический регла-
мент содержит также требования, применимые к
пожарной технике и пожарно-техническому воо-
ружению, а значит, изучение его не должно быть
ограничено только инспекторами по пожарному
надзору.
Особым блоком хочу отметить работу по подго-
товке новой редакции правил пожарной безопас-
ности.
Из-за организационно-правовой неурегулиро-
ванности и неоднозначного мнения специалистов
об их легитимности остро стоит вопрос о статусе
документа.
По предложению Аппарата Правительства Рос-
сийской Федерации правила пожарной безопас-
ности были исключены из первоначального текста
Технического регламента.
Таким образом, возник серьезный правовой про-
бел, препятствующий реализации мер пожарной
безопасности в полном объеме.
О важности документа, который должен устанав-
ливать требования к поведению людей, чтобы не
допускать создание пожароопасных ситуаций, го-
ворить не приходится.
Например: порядок действий человека в случае
возникновения пожара, требования, определяю-
щие недопустимость блокирования путей эвакуа-
ции или совместного хранения взаимоопасных
веществ и материалов.
Поэтому мы ведем работу в двух направлениях.
Первое — это внесение изменений в законо-
дательство, уполномочивающее Правительство
утверждать такие правила, по аналогии с Правила-
ми дорожного движения, и второе — это собствен-
но завершение разработки правил в совершенно
новом формате.
Список телефонов «горячей линии»
для предоставления гражданам и организациям
консультаций по вопросам технического
регулирования в области пожарной безопасности
Регион
Телефонный номер
Москва
8(499)244-83-54
ЦРЦ
8(495)449-89-24
ЮРЦ
8(863)267-44-48
СЗРЦ
8(812)540-91-91
ДВРЦ
8(4212)41-68-74
СРЦ
8(391)226-45-57
ПРЦ
8(831)258-47-10
УРЦ
8(343)262-54-33
ФГУ ВНИИПО
8(495)529-70-93
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который позволил значительно повысить уровень требований в области пожарной безопасности.